Семинар №4. Эмоции и чувства

Семинар №4. Эмоции и чувства

1. Эмоциональные свойства человека.

2. Понимание эмоций другого человека.

1. Эмоциональные свойства человека

Задание 1.1. прочитайте представленный ниже текст, составьте таблицу «Эмоциональные свойства человека»:

Эмоциональные свойства

Характеристика свойства

эмоциональная возбудимость

эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, т.е. готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Эмоциональная возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность. Очевидно, что эмоциональная возбудимость отражает общую возбудимость нервной системы, обусловленную уровнем активации покоя.

Эмоциональная отзывчивость

устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т.д. Это готовность человека откликнуться «на себя», «на других», «на дело», «на предметы» и т.д.

Эмоциональная глубина

Это свойство равнозначно интенсивности глубине переживаемой эмоции.

Объективными показателями интенсивности переживаемых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций

Чем энергичнее действует человек, тем сильнее у него выражены чувства и эмоции.

эмоциональная лабильность

это тот наибольший для данного человека промежуток времени, в течение которого эмоция, раз возбужденная, продолжает ещё обнаруживаться, несмотря на то, что обстоятельства уже переменились и возбудитель перестал действовать. Ригидные эмоции отличаются «вязкостью», стабильностью.

Эмоциональная устойчивость

под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека и даже положительно влияет на эффективность деятельности

экспрессия

Экспрессивность является интегральной функцией двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением

2. Понимание эмоций другого человека.

Задание 2.1. Прочитав представленный ниже текст, рассмотрев фотографии, ответьте на вопросы:

  1. по каким признакам мы распознаём эмоции у человека и высших животных?

Ответ: Выражение лица занимает центральное положение в распознавании эмоций. Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения, передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процедуры общения партнеров. В следствие чего возникают мимические движения (оскаливание зубов, расслабление мышц лица – улыбка, выражающая приветливость, дрожь – это следствие напряжения мышц при мобилизации организма), которые и являются признаками

распознавания эмоций. Примеры эмоций: грусть, страх, стыд, гнев, восхищение и т.д.

  1. почему при распознавании эмоций необходимо учитывать антецеденты?

Ответ: При распознавании эмоций необходимо учитывать антецеденты – то, что предшествует эмоции и является ее причиной, т. е. саму ситуацию во взаимодействии с имеющейся у человека информацией. Если в распоряжении наблюдателя имеется информация о ситуации, в которой оказался наблюдаемый, и его цели в данный момент, то не представляет труда опознать эмоцию по внешним ее проявлениям.

Задание 3.1.

  1. Выделите отрывки, которые изображают преимущественно познавательные процессы, и отрывки, изображающие преимущественно эмоции и чувства.
  2. По каким признакам можно это определить?

А. Ученик I класса, рассказывая по картинке, перечисляет изображенные предметы: «Два мальчика… ведро… собачка…» — выделенные отрывки изображают преимущественно познавательный процесс, т.к ученик познаёт новое для себя, без эмоциональных привязок и чувств, просто перечисляя то, что видит.

Б. Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние… а краски? Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков – желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная… (А. А. Фадеев. Молодая гвардия. Собр. соч. в 7-ми т., т. 3. М., «Художественная литература», 1970, стр. 7.) – выделенные отрывки изображают чувства, и эмоции, непосредственно выражающие чувства. Это можно доказать тем, что в словах этого человека замечается переживание, своё отношение к тому, о чём он говорит, что он познаёт, делает, и что его окружает.

Задание 3.2. Укажите, какие психологические условия определяют различия чувств в каждом примере.

А. Два товарища – Миша и Андрей – после окончания школы решили поступить на физико-математический факультет университета. Миша давно мечтал стать физиком, выписывал журнал «Квант», посещал физический кружок, а Андрюша еще не нашел себя и решил поступить на физмат, чтобы и после школы не расставаться со своим лучшим другом. Конкурс они оба не выдержали. Андрей легко пережил эту неудачу, а Миша перенес ее как большую личную трагедию.

Психологические условия — это причины, средства, факторы, на базе которых происходит развитие самооценки личности. В данном примере различие чувств двух мальчиков можно объяснить тем, что цели поступления на физмат у них отличались. У Миши целью поступления была мечта стать физиком, интерес к физике, и поэтому при неудаче он перенес её как трагедию. У Андрея была другая цель – не расставаться с другом, и поэтому при неудаче он перенес её легко, так как с другом он всё равно остался.

Б. На дорогу выскочила лягушка. Мальчишка смотрит на нее с любопытством, женщина – с брезгливостью, дочка ее – с ужасом, отец равнодушно, а старичок-биолог с восхищением: «Какой красивый экземпляр! Обратите внимание на нежность тонов, на богатство раскраски, на форму тела, идеально приспособленную к жизни и в воде и на суше одновременно!»

Различие чувств в этом примере можно объяснить следующим образом:

Мальчишка смотрит с любопытством, потому что ему это интересно, у него активно идёт познавательный процесс.

Женщина смотрит с брезгливостью, возможно, особенность воспитания, эмоции, пережитые в детстве.

Дочка смотрит с ужасом, лягушка напугала её, ибо возможно она её никогда не видела раньше, или просто боится. Возможно подражает маме.

Мужчина смотрит с равнодушием, т.к ему она неинтересна, он много раз видел их, не боится их возможно из-за особенностей воспитания.

Старичок-биолог смотрит с восхищением, потому что он изучает их, ему это интересно с научной точки зрения.

Задание 3.3. Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои.

1. «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней. – Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее … Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

Аффект

2. Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошел директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она четко и уверенно ответила материал, который так безуспешно пыталась воспроизвести накануне. — Аффект

3. Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с парашютным спортом. — Фрустрация

4. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену …

– Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда!» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Фрустрация

Задание 3.4. Опишите несколько конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, в контексте которых происходит актуализация эмоций.

Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.  – из-за того, что была возможность вытащить эту рыбу, возникает досада.

Девушка поздно вечером одна идет по темной улице.  – из-за боязни темноты или возможности встретить опасного человека у девушки возникает страх.

Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него. – возникает чувство вины.

Задание 3.5. Приведите несколько конкретных жизненных ситуаций, в которых актуализируются основные чувства (по два-три на каждое чувство):

1) нравственные — чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

2) интеллектуальные — любовь к истине, чувства юмора и иронии, чувство нового

3) эстетические —чувство трагического, комического, художественно прекрасного, величественного и возвышенного, красивого

4) религиозные — страх, ненависть, гнев, восхищение, скорбь

5) национальные — чувство долга перед родиной, патриотизм, чувство национального достоинства