Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия. Значение волевых процессов в жизнедеятельности человека

Содержание

Введение 2

1. Воля как характеристика сознания 4

2. Структура волевого действия 10

3. Значения волевых процессов в жизнедеятельности человека 15

Заключение 17

Список используемых источников и литературы 18

Введение

Актуальность. В обыденной жизни под волей мы понимаем процесс преодоления себя в те моменты, когда необходимо проявлять активность и действовать для того чтобы достичь определённой цели. Таким образом, можно говорить, что воля — это некая способность человека сознательно управлять своим поведением, деятельностью и эмоциями < obshhaya-xarakteristika-emocij-i-chuvstv.html>, которая сопровождается желанием достичь определенного результата.

Воля — высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека.

Нередко именно понятие воли в психологии считается ядром характера человека. Это своеобразное мастерство управления собой, поэтому и говорят, что волевой человек — это лучший менеджер сам себе.

Таким образом, цель работы: исследование понятие воли в психологии.

Задачи работы:

1. Рассмотреть волю как характеристику сознания

2. Рассмотреть структуру волевого действия

3. Рассмотреть значение волевых процессов в жизнедеятельности человека.

1. Воля как характеристика сознания

Проблеме психологии воли в научной литературе посвящается много работ. Однако раскрытие этого сложного образования, объяснение причин волевых поступков человека — дело будущего. Главная причина затруднений — неясность относительно понимания воли, неопределенность в критериях ее проявления.

В психологии нет общепринятого определения данному термину. Относительно рассматриваемого вопроса А.Р. Лурия высказал следующее: «Можно с уверенностью сказать, что ни одна из проблем психологии не скрывает в своей истории стольких ошибок, как именно эта проблема. Поистине история изучения воли является историей заблуждений, а инвентарь современных психологических представлений о воле — грандиозным кладбищем ошибок, неясно поставленных проблем и свидетельством легкомыслия исследователей».

Действительно, в истории психологии обозначены две крайние позиции в понимании воли. Во-первых, это гетерономные теории, пытающиеся объяснить волю, волевые действия человека исходя из сложных психических процессов (действий) неволевого характера, например, ассоциативных (Г. Эббингауз) или интеллектуальных (И.Ф. Гербарт).

4 стр., 1548 слов

Мораль – (лат.mores – обычаи, нравы, поведение) – способ нормативной регуляции действий человека в обществе, форма общественного сознания и вид общественны

С л о в а р ь Основных терминов необходимых для изучения курса “Философия”.   А   Абстракция – (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – понятие полученное в результате мысленного выделения отдельных свойств и связей предмета. Агностицизм – (греч. agnostos – непозноваемый) – учение о том, что человек не способен познать сущность вещей, получить достоверное знание о них. Алгоритм – ...

Так, воля в понимании Эббингауза — это такой инстинкт, который возникает на основе обратимой ассоциации («зрячий инстинкт», сознающий свою цель).

Гербарт, являясь основоположником немецкой эмпирической психологии, сторонником ассоциативной психологии, не дает воле самостоятельной характеристики, а сводит ее к силе представлений. Во-вторых, автономные (волюнтаристские) теории, трактующие волю исходя из законов, заложенных в самом волевом действии, признающие самостоятельность данного феномена, в некоторых случаях — его первичность, невыводимость из других психических процессов. Сюда можно отнести декартовскую психологию, с некоторыми оговорками аффективную теорию В. Вундта, психологию У. Джеймса и др.. Воля в понимании Р. Декарта есть духовное начало, способность души формировать желание и определять побуждение к любому действию человека, которое нельзя объяснить на основе рефлекторного принципа.

Функцией воли признается борьба с нежелательными страстями. В. Вундт признавал себя волюнтаристом, подчеркивал самостоятельность воли, однако считал, что волевой процесс не должен интерпретироваться как процесс, отличный от мотивации. В его понимании аффективный процесс — первичное начало, волевой — вторичное проявление. Если изменения в представлениях и чувствах ведут к прекращению аффекта, то это и есть волевое действие, а прекращенный аффект — волевое поведение.

По мнению У. Джеймса, в состав волевого акта входит элемент согласия на……..

Список используемых источников и литературы

1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 1-2.- М.: Вече, АСТ, 2000. — 243 с.

2. Вундт В. Волевые процессы // Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1 / под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С. А. Капустина. М.: УМК «Психология», Моск. психолого-социальный институт, 2002. — 271 с.

14 стр., 6656 слов

Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности

... интегрированного пове­дения. Тема 12. Общая характеристика волевых действий. Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Воля как высший уровень регуляции. ...

3. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с

4. Джеймс У. Воля // Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1. / под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2002. — 182 с.

5. Ждан А.Н. История психологии. М.: Пед. об-во России, 2002. 512 с.

6. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер,2006. 208 с.

7. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006.-254с.

8. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. М.: Когито-Центр, 2002. 527 с.

9. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р.С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-400с

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. 860 с.