Содержание
Ведение 3
Глава I. Молодежь как объект социологического анализа. 6
Глава II. Методологические подходы к изучению СМК 16
Глава III.Телевидение как элемент культуры 21
3.1.Западные эмпирические исследования функционирования и влияния телевидения. 23
Заключение. 32
Ведение
В современном обществе СМК заполняют практически всё жизненное пространство человека, образуют практически вторую реальность, которая постепенно во многом становится заменителем первой. СМК становятся своеобразным посредником не только между людьми, но и в системе «человек — мир». Технические возможности СМК сейчас таковы, что для многих людей сейчас предпочтительно проявлять интерес именно к этому искусственному миру, как более яркому, обладающему более насыщенной жизнью, и в силу этого более привлекательному. Именно из этой «реальности» современный человек получает, в основном, сведения о событиях, происходящих в мире и обществе, об отношениях между людьми и странами. Если учесть, что события, происходящие на экране, в силу ряда причин не вполне адекватны реальным, то это может вызвать серьёзные опасения о целесообразности дальнейшей реализации некоторых тенденций, имеющихся в СМК на данный момент.
Современные СМК в силу своей распространенности стали практически идеальным средством влияния. Причём объектом этого влияния может оказаться как отдельный человек, так и группа людей, и даже общество. Цели этого влияния могут варьироваться в достаточно широком диапазоне: от побуждения до террора. Если учесть, что СМК представляют собой достаточно сложную систему, интенсивно развивающуюся и совершенствующую свои инструменты, то влияние этой системы тоже вполне может возрасти. Процесс совершенствования очень хаотичен и, на данный момент, практически не контролируется, что может привести к непредсказуемым последствиям. Назрела необходимость в реформировании системы СМК, в своеобразной перестройке её на основе систематизации материала, накопленного в результате различных исследований, и учете возможных последствий передаваемых сообщений. Требуется также ужесточение ответственности за предоставление недостоверного или «почти достоверного» материала, что приведёт к увеличению адекватности информации событиям, её породившим; произойдёт очистка информационной сферы от «псевдосенсационности» и т. д.
Влияние возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности ...
... считая либидо и инстинкт самосохранения доминирующими силами в человеке. Его ученик Адлер в 1908 ... к тому, что, возможно наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения ... что такое враждебность, и что такое несдержанность? Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессии .1 Что ... и в момент политической напряжённости, происходит усиление проявления агрессии у людей. Цель данной ...
По мнению большинства исследователей, наиболее незащищенной от некачественной информации частью населения являются дети и подростки. Именно они, как доказано рядом психологических экспериментов, ещё не обладают устоявшимися навыками критического мышления, не умеют проводить своеобразную экспертизу на достоверность получаемого сообщения, что вместе с потребностью к обучению и подражанию приводит к неадекватному восприятию окружающей действительности. Эти особенности их психологии привели к формированию очень распространённой и достаточно влиятельной парадигмы в изучении телевизионного влияния. На данный момент в мировом сообществе проблема взаимоотношений детей и телевидения имеет первостепенную важность, и для изучения её выделяются значительные человеческие и материальные ресурсы.
Материал .полученный в ходе социологических и социально-психологических исследований, позволяет сделать вывод, что в целом влияние телевидения на личность человека в процессе социализации можно охарактеризовать как негативное. Достаточно часто отмечается очень высокая способность аудиовизуальных СМК предлагать модели поведения и образцы для подражания, но в то же время процентное соотношение положительных и отрицательных моделей и образцов выглядит удручающе -положительных практически нет. Исследования показывают, что большинство детей проводят у телеэкрана в среднем 40-50 часов в неделю. В ходе исследований, проведённых в США, выяснилось, что порядка 40% детей не читает никаких книг, кроме учебников, так как телевидение вполне заменяет им их, к тому же не требуя напряжения (Карцева, с. 71).
В результате другого исследования получили данные, что к 16 годам ребёнок наблюдает в среднем около 200 тысяч «теленасилий», из которых 50 тысяч — убийства, из них 33 тысячи — с применением оружия.
Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему, по замечанию председателя Национальной Коалиции США против телевизионного насилия, представители нового «телевизионного» поколения в настоящее время убивают в три раза чаще, насилуют в пять раз и наносят тяжкие телесные повреждения в шесть раз чаще, чем представители поколения их родителей в пересчёте на душу населения.
Данные такого рода вызывают серьёзные опасения как у исследователей, так и у родителей детей, особенно если учесть тот факт, что ребёнок, пытаясь применить увиденное к реальным жизненным ситуациям, как правило не улавливает разницы между вымыслом и действительностью. Поэтому можно утверждать, что постоянное воздействие на умы детей сцен преступления и жестокости гораздо глубже, чем обычно считают.
Проблемы влияния телевидения на аудиторию, .в частности детскую и подростковую, в нашей стране практически не изучались, за исключением работ теоретического характера, построенных на анализе работ западных учёных…….
Литература
1. Prins A.H. East African age-class systems.N.Y.,1953. -323 p.
2. Багиров Э. Г. Методологические проблемы изучения СМИ// Телевидение вчера, сегодня, завтра — М., 1981
3. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. -М., 1991
4. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. -М., 1991
Жестокое обращение и насилие в отношении детей как социально-педагогическая ...
... и еще одна из важных его функций это исследовательская - исследование проблем социального развития детей. Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения ... Включаясь в проблемную ситуацию, социальный педагог берет часть проблем ребенка на себя, актуализирует личностный потенциал ребенка, активно создает целесообразные социальные отношения, формируя тем ...
5. Винер Н. Кибернетика. -М., «Советское радио», 1958
6. Иконникова С.Н.Молодёж: социологический и социально-психологический анализ.-Л.,Изд-во ЛГУ,1974.-166с.
7. .Майерс Д. Социальная психология. -М., 1997
8. Михалкович В.И. Зритель перед телеэкраном. -М., 1983
9. Н.Федякин И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. -М., 1988
10. Психология. Словарь (под ред. Ярошевского А.В.) . ~М., «Политиздат» 1990
11. Тарасов К. А. От насилия в кино к насилию «как в кино7/Социологические исследования 1996, №11
12. Терин В.П. Массовая коммуникация и социологические исследования в США/ЛВопросы философии 1970, №12
13. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации//Социологические исследования 1997, №11
14. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. -М., 1971
15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб., 1999
16. Чалдини Р. Психология влияния. -СПб., 1999
17. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. -М., 1973
18. Энциклопедический социологический словарь (под ред. Г.В.Осипова).
– 1995 г.