— универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Воображение — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер.
В психологии воображение рассматривается в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др.
Виды воображения
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Функции воображения:
- Образное представление действительности;
- Регулирование эмоциональных состояний;
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения:
- Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
- Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
- Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Образ человека в психоаналитической философии
... связана с расширением комплекса гуманитарных знаний. Цель состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека, как он представлен в творчестве Фрейда. При этом особое внимание уделяется сопоставлению ... а потому и действенным образом определяет индивидуальную жизнь". Когда-то это было названо "наиболее революционной идеей" в науках о культуре и человеке в XX в. Век ...
Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства — в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.
Одним из ведущих источников развития воображения в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, и это принадлежит к числу фундаментальных характеристик воображения.
17. Технология конструирования педагогического процесса
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование.
Технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструктивно-операциональной деятельности.
Технология конструирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности. Другими словами, такая технология требует предположительного конструирования действий учащихся.
Общественные цели образования определяют общую стратегию педагогического процесса и материализуются в учебных планах, программах, учебниках, методических рекомендациях и других учебно-наглядных пособиях для учителей и учащихся. Педагогические цели, полагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной сфере, отражая определенную ступень в формировании личности. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи. Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза.
Анализ исходных данных должен быть направлен на уяснение состояния его основных компонентов: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений; содержания образования и условий, в которых педагогический процесс осуществляется.
Диагноз в практической педагогике — это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования.
По признаку долговременности психодиагностическое обследование может быть либо оперативным, либо долговременным. Оперативная диагностика строится на анализе устных и письменных ответов учащихся, отдельных поступков, психического состояния ученика и коллектива. Долговременная диагностика должна принимать во внимание недостатки и отклонения в учебной деятельности и поведении учащихся, а также отдельные черты психической индивидуальности школьника и коллектива в целом. Необходимость квалифицированного педагогического диагноза обязывает учителя овладевать методами и специальными методиками изучения личности, особенностей коллектива и состояния педагогического процесса в целом.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Следующий этап конструирования образовательного процесса — прогнозирование.
Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т.п. .
Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть учитель, достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.
Принято различать поисковое и нормативное прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий. Нормативное прогнозирование связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.
Прогнозирование в деятельности учителя позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения — это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.
19. Реализация принципа воспитывающего обучения в образовательной области изобразительного искусства
Принцип воспитывающего обучения, имеющий важнейшее значение в системе образовательного процесса. Воспитание человека не может происходить само по себе, вне зависимости от воздействия внешних факторов.
Любое обучение имеет влияние на изменение личности обучаемого, т.е. воспитывает его. Преподаватель, следующий принципу воспитывающего обучения, не только вырабатывает у учащихся какие либо технические навыки и умения, не только закладывает знания, но и рассматривает каждую свою задачу широко, с перспективой на общее развитие личности ученика.
В процессе обучения изобразительному искусству трудно определить границы влияния различных обучающих факторов и их четкую направленность на развитие конкретных
качеств личности. Например, при рисовании с натуры ветки дерева художник не только реализует и развивает навыки изображения, но и постигает законы природы, гармонии и многое другое, что волнует и занимает его в этот период. Настоящий художник –личность, развитая интеллектуально и нравственно. В процессе творческого поиска его интересы находятся в области философии, эстетики, истории искусств, психологии и других наук. Задача обучения изобразительному искусству – развивать стремление личности к духовному и нравственному пониманию искусства.
Важнейшим творческим методом обучения изобразительному искусству является работа с натуры. Этому методу также отводится ведущая роль в реализации принципа воспитывающего обучения. При рисовании и живописи с натуры ребенок познает мир во всем его многообразии и гармоничном единстве, не просто получает знания об окружающем мире, но и испытывает под его воздействием влияние на определение своих нравственных и эстетических принципов.
Нормы психического развития
... и средой, аво-вторых,как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. В целом норма рассматривается как процесс, в ходе которого личность достигает своего ... здоровой личности к самосовершенствованию, ее уникальность. Особое значение для психологии развития имеет понятие «возрастной нормы развития». Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости ...
В творческой работе необходимы хорошая память и воображение. Развитию необходимых навыков способствуют специальные задания. Рисование и живопись по памяти и воображению – важнейшая часть образовательного процесса, поскольку
соответствующие упражнения имеют большое воспитывающее значение,
развивают мировоззрение ученика, его эстетические представления, на блюдательность и фантазию.
Не меньшее значение имеют лекции и беседы по истории искусств и по самым различным вопросам теории и практики изобразительного искусства. В рамках этих занятий происходит знакомство не только с историей культуры, но и с жизнью и творчеством выдающихся художников, их методами работы. Творческая судьба таких художников, как И. Крамской, И. Шишкин, В. Верещагин, Ф. Васильев, В. Суриков,
И. Левитан, М. Греков, А. Пластов и многих других, является примером служения Родине и воспитывает учащихся в духе патриотизма и верности своему призванию и долгу.
Процесс художественного образования также включает в себя такой вид деятельности, как рисование и живопись по образцам или копирование. Задача таких занятий – на примере выдающихся произведений изобразительного искусства сообщить ученикам знания об эстетических представлениях художников конкретного времени и практические навыки по технологии и технике создания композиций. Воспитательное значение копирования состоит не только в получении новых знаний и умений, но и прививает уважение к художественному опыту прошлого, формирует эстетический вкус, открывает возможности дальнейшего
развития искусства.
27. Норма и аномалия в психическом развитии. Коррекционные возможности изобразительной деятельности
Аномалия – отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.
Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются следующие понятия:
*Предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); *социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника, которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; *индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка. Категория нормы психического развития позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.
Периоды развития теории управления
... развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет собой такую организацию деятельности человека, ... дисциплина, справедливое отношение к персоналу, быстрый надежный точный учет, диспетчирование, нормы и расписания, нормализация труда, нормирование операций, письменные и стандартные ...
Изобразительная деятельность — одно из важнейших коррекционных средств.
Главной задачей обучения и воспитания аномальных детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.
Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.
Особенно актуален такой подход к воспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Эти дети выпадают из ситуации общечеловеческого социального и культурного развития. У них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры в качестве источника развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. В результате нарушаются условия врастания ребенка в культуру, приобщения к культурному опыту человечества.
В коррекционной школе учитель последовательно руководит мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним.
Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным способом использовать её в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.
При использовании принципа наглядности обычно акцентируются приемы, объединяющие чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи учителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих учеников. При работе с наглядными пособиями имеется в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, таких как замедленность, узость, недостаточная активность.
Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:
- у детей формируются навыки наблюдения;
- совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
- дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
- формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;
- дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;
- развиваются зрительная и двигательная память;
- дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
- на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.
Сочетание художественного труда, конструирования из бумаги, рисования на темы и по произведениям, знакомство с миром театра дает ребенку возможность познать окружающий мир через знакомство с разными видами искусства и средствами изображения.
Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека
... и выбора эффективных средств и методов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека В литературе можно встретить различные мнения по поводу факторов, ... преимущественно определяющих развитие силы мышц человека. Считается, что для увеличения мышечной силы более важными являются нервные факторы, ...
Изучение возможностей и способностей детей позволяет осуществлять индивидуально-ориентированный подход, оказывать адресную педагогическую поддержку в развитии ребенка. Создание насыщенной информационной среды на занятиях, включающей книжную, природную, и человеческую среды; поощрение познавательной активности и создание ситуации успеха для каждого; увеличение доли творческих заданий, игр, специальных упражнений в рамках данной программы – все это стимулирует творческую активность ребенка, вносит разнообразие в жизнь ребенка, развивает его потенциальные познавательные возможности, корректирует поведение, прививает им трудовые и другие социально значимые навыки и умения.
34. Рисунок как средство педагогической диагностики эмоционального состояния младших школьников
Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.
Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания.
Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.
В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.
Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста ...
... воспитанию дошкольников». - Армавир, 2012. 10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М., 2010. 11. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском ... Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию. Песни наиболее близки и доступны детям. Дети любят петь. Исполняя их, они глубже воспринимают музыку, активно выражают ...
В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. Все это и сделало рисуночные методики самым распространенным инструментом в работе практического психолога.
Как показывает опыт применения этого набора тестов, он весьма чувствителен к большому числу различных психологических особенностей. Это следующие особенности:
• уровень общего умственного развития;
• преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
• уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;
• недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;
• повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;
• тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);
• страхи;
• депрессивные тенденции;
• особенности реакции на стресс;
• агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);
• экстравертность или, напротив, интровертность;
• демонстративность;
• неудовлетворенность потребности в общении;
• аутизация, избегание общения;
• степень социализированности и конформности;
• антисоциальные тенденции;
• отношение к сексуальной сфере;
• отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.
РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА — один из наиболее используемых диагностических методов. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.
В период младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Характер соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к плечам, от плеч – к рукам и от туловища – к ногам.
Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием схематического. При этом одни части тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены.
Постепенно к восьми – девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя – схематически
Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими. Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.
Развитие двигательного творчества детей среднего дошкольного ...
... детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития двигательного творчества детей в подвижных играх. Гипотеза: Эффективное развитие двигательного творчества детей дошкольного возраста ... играх создаются наиболее благоприятные условия для развития двигательного творчества детей. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является ...