Виды режимов труда и отдыха

План

Введение 3

1. Виды режимов труда и отдыха 4

2. Меры по уменьшению периода врабатывания 6

3. Организация пауз и перерывов 8

4. Закрепление режимов труда и отдыха в законах о труде 10

Заключение 13

Список литературы 14

Введение

Режим труда и отдыха — это установленный на предприятии (фирме, банке, любом другом учреждении) распорядок времени, регламентирующий чередование работы и отдыха.

Физиологической основой режимов труда и отдыха является кривая работоспособности. В соответствии с существованием кривых работоспособности внутрисменных, недельных, годовых и т.д. выделяют такие виды режимов труда и отдыха, как внутрисменные, недельные, годовые. Физиологическое обоснование эргономических систем предполагает исследование внутрисменных режимов труда и отдыха, основными характеристиками которого является: общая продолжительность рабочего дня, время начала и окончания работы; длительность обеденного перерыва, длительность внутрисменных кратковременных перерывов (от 5 до 15 мин.), которые входят в норму времени.

Особая актуальность этой проблемы связана с появлением «новых» профессий при переходе к рыночной экономике. Современные предприниматели, банковские работники практически не имеют рациональных режимов труда и отдыха, то есть режимов, у которых все указанные параметры имели бы оптимальное соотношение. Работа без выходных дней, с раннего утра до позднего вечера, отсутствие полноценных отпусков Наряду с почти постоянными стрессовыми ситуациями приводят к тому, что большинство представителей этих профессий страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями.

1. Виды режимов труда и отдыха

Режимом рабочего времени считается порядок распространения нормы продолжительности рабочего времени в рамках определенного календарного периода (сутки, неделя, месяц и т.д.).

Основные вопросы режима рабочего времени в организации регулируются правилами внутреннего распорядка и графиком сменности, который утверждается администрацией по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

11 стр., 5317 слов

Режим труда и отдыха студента

... режим труда и отдыха студента. Цель данного реферата выяснить и изучить оптимальный режим труда и отдыха студента, распорядок дня режим сна, режим питания и так далее. студент режим труд отдых Глава 1. Рациональный режим труда и отдыха Рациональный режим труда ... виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим ...

Режим рабочего времени не может быть един для всех организаций. Он зависит от характера производства, нормы рабочего времени, конкретных условии деятельности предприятия, работы транспорта, пропускной способности столовых и многих других факторов. Даже для работников одного и того же предприятия по общему правилу устанавливается несколько различных режимов рабочего времени.

Графики сменности. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени, а число смен при суммированном учете рабочего времени по дням обеспечивало бы соблюдение нормы рабочего времени за учетный период.

Пятидневная и шестидневная рабочие недели. В настоящее время существует два режима рабочей недели: пятидневный с двумя выходными днями и шестидневный с одним выходным днем.

Пятидневная рабочая неделя является основным видом рабочей недели, а шестидневная применяется только в случаях, предусмотренных законодательством, например для работников учебных заведений, театров, отдельных предприятий, которым шестидневный режим необходим по характеру производства.

«В непрерывных производствах, там, где режим рабочего времени рабочих и служащих не может быть организован по графикам пятидневной и

шестидневной рабочей недели, применяется режим рабочего времени по графикам сменности, обеспечивающим непрерывную работу персонала сменами равной продолжительности».

В некоторых организациях в последние годы нередко применяются скользящие (гибкие) графики работы. Первоначально такие графики применялись для женщин, имеющих детей. В последующем они получили более широкое применение.

Переменное («гибкое») время на протяжении дня работы (смены) предусматривается графиком в начале рабочего дня, в конце его и в середине. В

эту среднюю часть входит перерыв для отдыха и питания, фактическая продолжительность которого не включается в рабочее время. Интервал переменного времени (его начало и конец) позволяет отработать установленную общую норму часов рабочею времени в принятом учетном периоде.

Продолжительность каждой части переменного и фиксированного времени, конкретные часы, на которые они должны приходиться (начало, конец), время и продолжительность обеденного перерыва определяются избираемым на предприятии вариантом скользящего (гибкого) графика с учетом производственных и иных местных условий, пожелания работников и мнения соответствующего трудового коллектива.

Под временем отдыха понимается время, свободное от работы (от выполнения трудовых функций) и используемое работником по своему усмотрению.

«Столь широкое понимание времени отдыха на деле включает в себя не только периоды, в которые работник действительно отдыхает от работы и использует по своему выбору (занимается спортом, идет в театр, ухаживает за садом и т. п.), но и время, которое он затрачивает на передвижение (проезд) к месту работы и от работы домой. Только в порядке исключения для отдельных категорий работников при определенных условиях нормативными правовыми актами предусмотрено включение времени в пути следования до работы и домой в рабочее по соответствующим нормативам».

Следовательно, «чистое» время отдыха реально меньше, чем оно указано в законе, других нормативных правовых актах.

11 стр., 5247 слов

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в домах ...

... Однако увеличение значения оздоровительных функций физической культуры происходит именно во взрослые периоды жизни человека. Не умаляя значимость физического воспитания в формировании здоровья детей, ... способствовать более качественной подготовке специалистов по физической культуре. Методами исследования данной работы являются: анализ, синтез, индукция, дедукция, логический анализ. Учитывая то, как в ...

Виды времени отдыха различаются в зависимости oт периода его предоставления: в течение рабочего дня — перерывы для отдыха и питания (обеденные перерывы); между рабочими днями (сменами) — ежедневный (междусменный) отдых;

еженедельный отдых — отдых между двумя рабочими неделями, включая выходные дни;

отдых в праздничные нерабочие дни;

ежегодный отдых — отпуска.

2. Меры по уменьшению периода врабатывания

Меры по уменьшению периода врабатывания касаются таких форм организации рабочего времени, как рассредоточенные графики: «сжатая неделя», распределение работы в течение года при соблюдении средней продолжительности труда, графики неполного рабочего времени, сменная организация труда. При их введении следует учитывать влияние экономических, технологических, социальных и юридических факторов, зависящих от состояния экономики страны, региона, сектора экономики, отрасли, предприятия.

Основные принципы

— При введении новых мер по уменьшению периода врабатываемости следует руководствоваться существующими в странах законодательствами и нормативными документами, а также положениями коллективных договоров.

— Выбранные меры не должен ухудшить экономические результаты работы предприятия и материальное положение трудящихся, приводить к несоблюдению установленных норм безопасности труда и охраны здоровья трудящихся.

— При разработке графиков надо учитывать вид выполняемой работы, затрачиваемые физические или умственные усилия, условия труда и другие факторы.

— При организации мер следует принимать во внимание потребности трудящихся с семейными обязанностями, а также пожилых и инвалидов.

— На основе учета потребностей работников в отдыхе и досуге, а также индивидуальных предпочтении, при разработке мер необходимо предусмотреть определенное число и продолжительность перерывов.

— Графики рабочего времени не должны ограничивать возможности получения трудящимися образования

— Трудящихся и их представителей следует в полной мере информировать о всех аспектах организации мер; они также имеют право участвовать в разработке, введении и контроле использования предложенных мер.

— Введение различных мер по уменьшению периода врабатываемости не должно способствовать сокращению занятости, ущемлять профсоюзные и другие права трудящихся.

— Если график рабочего времени включает ночную смену, работу в праздничные или воскресные дни или как-то иначе отрицательно влияет на семейную и социальную жизнь, число работающих по этому графику должно быть минимальным и трудящимся должна обеспечиваться соответствующая компенсация (сокращение рабочего времени или увеличение заработка).

В разработке концепции мер по уменьшению периода врабатывания должны принимать участие все заинтересованные стороны.

Разработка концепции и введение форм организации рабочего времени включают: предварительное изучение различных вариантов графиков работы, консультации, выявление потребностей и предпочтении трудящихся, составление конкретных планов, переговоры, информирование и обучение персонала.

3 стр., 1079 слов

ручной труд в работе с детьми с зпр

... -либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, специально организованная работа на занятиях по ручному труду способствует развитию всех органов чувств и различных анализаторов, обеспечивает ... постепенно образуется система специальных навыков и умений. Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях по ручному труду сводится к следующему: воспитание, совершенствование отдельных анализаторов ...

3. Организация пауз и перерывов

Особое внимание при установлении режима труда и отдыха на конкретном рабочем месте следует уделить кратковременным перерывам. Многочисленные исследования показали, что нельзя использовать случайные перерывы, вызванные плохой подготовкой рабочего места, отсутствием сырья, материалов, инструментов, электроэнергии, необходимых документов и реквизитов, дискет и вовремя подготовленных программ считать отдыхом. Затем, несколько кратковременных перерывов являются более эффективными, чем один продолжительный. И, наконец, наиболее эффективны перерывы, которые устанавливаются не на последней фазе (утомления), а перед нею.

Отечественные разработки Института труда предполагают учитывать при установлении времени на отдых физическую нагрузку на организм человека. Физический дискомфорт (несоответствие существующих условий труда нормативным), дефицит времени на обслуживание, повышенная трудность задачи, наличие помех при решении задачи, дефицит времени при принятии решения, перегрузка информацией, конфликтные условия (одно условие противоречит другому), трудности личностных отношений в коллективе и др.

Обычно рекомендуется устанавливать 2-3 перерыва по 5-10 минут. Но, как правило, рекомендованные специалистами внутрисменные режимы труда и отдыха давно не функционируют, что объясняется неудовлетворительной организацией производства и труда, неритмичностью работы, нерациональным распределением функций между работниками. В результате длительные простои сменяются перенапряжением в работе, ликвидацией перерывов на отдых.

Кратковременные перерывы используются для отдыха. Отдых может быть трех видов: активный, пассивный, сон. Наиболее эффективным является сон, но его использование в кратковременный перерыв невозможно по временным параметрам, и, кроме того, физиологи установили, что сон снижает тонус, поэтому опять-таки после него будет период врабатывания.

«Исследования в эргономике, посвященные видам отдыха, рекомендуют в качестве наиболее предпочтительного активный отдых, который используется в двух видах:

— вводная гимнастика проводится перед работой. Она сокращает период вхождения в работу за счет того, что включает упражнения, воспроизводящие трудовые движения;

— физкультурная пауза проводится в кратковременный перерыв. Во время нее нагружаются те группы мышц, которые не были задействованы в трудовом процессе. При этом желательна смена рабочей позы «сидя» на рабочую позу «стоя». В этом случае работоспособность восстанавливается в 2-3 раза быстрее. В основе такой закономерности лежит так называемый «эффект Сеченова». М.Сеченов изучал на себе влияние активного отдыха на работоспособность. В первом эксперименте он работал на эргографе правой рукой. Затем обе руки отдыхали, М.Сеченов определял, за какое время восстанавливается работоспособность правой руки. Во втором эксперименте во время отдыха правой руки на эргографе работала левая рука. В этом случае работоспособность восстанавливалась в 2-3 раза быстрее. Физиологическим механизмом эффекта М.Сеченова является закон взаимной индукции, согласно которому первоначально при работе правой руки в коре головного мозга возбуждается определенный участок. Обозначим его — х. При работе левой руки в другом участке (назовем его у) возникает возбуждение, а в участке х — торможение, причем более полное и глубокое, чем в случае отдыха обеих рук».

12 стр., 5905 слов

Организация труда при многостаночной работе

... безопасных и здоровых условий труда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режима гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физиологически нормальной величины. ... производства и в значительной степени влияет на уровень содержательности труда. При узкой специализации в работе появляется монотонность, при слишком широкой специализации повышается вероятность ...

Пассивный отдых может быть целесообразен в случае активной трудовой деятельности, требующей большой подвижности и больших затрат энергии (профессиональные спортсмены, курьеры и др.)

Один из эффективных путей предотвращения перенапряжения нервной системы и повышения работоспособности — создание в каждой фирме комнаты психологической разгрузки (КПР).

Подобная практика широко распространена за рубежом, особенно в Японии, на отечественных же предприятиях комнаты психологической разгрузки стали применяться с 1984 года.

Оптимизация работоспособности в КПР достигается двумя путями:

— применением комплекса психологических и психофизиологических факторов (свет, цвет, музыка, аэронизированный воздух, релаксирующая поза, успокоительный ритм дыхания);

— создание специального интерьера и световой композиции, которые вызывают ассоциации отдыха на природе, психологический и микроклиматический комфорт.

Подобные сеансы условно подразделяются на три периода:

— «отвлекающий», длительностью 2-3 мин;

— «успокаивающий» — 7-8 мин;

— «тонизирующий» — 3-4 мин.

В зависимости от поставленных целей сеансы психологической разгрузки могут проводиться перед началом работы для ускорения адаптации работников к профессиональной деятельности. Это «эмоционально-стенический сеанс». В конце рабочего дня для снятия перенапряженности проводится «релаксирующий сеанс». Возможно использование сеансов психологической разгрузки для лечебно-профилактических целей, эмоционально-волевой подготовки и обучения персонала фирмы психологической саморегуляции во внерабочее время или во время обеденного перерыва.

Результатом действия КПР, по исследованиям Института труда, является стабилизация работоспособности, рост производительности труда, снижение профессиональных заболеваний, улучшение субъективного состояния работников.

4. Закрепление режимов труда и отдыха в законах о труде

Конституция российской федерации гласит:

«Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. (гл. 2. ст. 37. п.5)».

В кодексе законов о труде российской федерации

обозначены основные трудовые права и обязанности работников.

«Каждый работник имеет право:

на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков;

Работник обязан:

… выполнять установленные нормы труда».

Рабочее время регулируется гл. 4 КЗОТ.

Перечислим вопросы, рассматриваемые в этой главе:

Продолжительность рабочего времени (ст.42, 43, 44, 45)

Пятидневная и шестидневная рабочая неделя и продолжительность ежедневной работы (ст.46).

Продолжительность работы накануне праздничных и выходных дней (ст.47).

20 стр., 9865 слов

Психофизиология умственного труда

... не ликвидирует его. Специфика интеллектуального труда состоит в том, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека, «рабочая доминанта» полностью не угасает. Невозможно ... соображать несвежей головой, ищет и в период отдыха идеи, которые понесет завтра на работу. Утомление нарастает при неудовлетворенности работой, неудачах. Чувство усталости снимается или ослабляется ...

Работа и ночное время (ст. 48).

Неполное рабочее время (ст.49).

Начало и окончание ежедневной работы (ст.50).

Сменная работа (ст.51)

Суммированный учет рабочего времени (ст.52)

Разделение рабочего дня на части (ст. 53).

Ограничение сверхурочных работ (ст.54).

Сверхурочные работы (ст.55, 56)

Время отдыха регулируется гл. 5 КЗОТ.

Перерыв для отдыха и питания рассматривается в ст. 57.

/ Выходные дни (ст.58).

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха (ст. 59).

Общий выходной день (ст.60)

Выходные дни на непрерывно действующих предприятиях, в учреждениях, организациях (ст. 61).

Выходные дни на предприятиях, в учреждениях, организациях, связанных с обслуживанием населения (ст. 62).

Запрещение работы в выходные дни (ст. 63).

Компенсация за работу в выходной день (ст.64).

Праздничные дни регулируются

ст. 65.

Ежегодные отпуска (ст.66).

Продолжительность отпуска (ст.67).

Дополнительные отпуска (ст. 68).

Предоставления отпусков регулируется ст.71-76.

Заключение

Подведем итоги анализа вопроса организации труда и отдыха:

— под временем отдыха в трудовом праве понимается установленное законом время, в течение которого работники свободны от исполнения своих трудовых обязанностей и которое они могут использовать по своему усмотрению. Правильное чередование работы и отдыха имеет большое значение.

Конституция РФ предусматривает (п. 5 ст. 37, глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»), что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные

федеральным законом продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю), выходные и праздничные дни, обеспечиваемый ежегодный отпуск (не менее 24 рабочих дней в году).

— основными видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня; междудневные перерывы (ежедневный отдых) — еженедельные дни отдыха; праздничные нерабочие дни; отпуска.

— рабочим временем называется время, установленное законом или на его основе, в течение которого работник обязан выполнять порученную ему работу.

— правовое регулирование рабочего времени состоит в нормировании его продолжительности и режима, в регламентации целевого назначения, учета и использования, в установлении прав и обязанностей работников, а также работодателя по поводу рабочего времени, в закреплении гарантий (стимулов, ответственности), обеспечивающих реализацию этих прав и обязанностей.

Рабочее время (как и время отдыха) регулируют как общие, так и специальные правовые нормы. Одни распространяются на всех работников, другие (особые, специальные), дополняя общие нормы, предназначены учитывать специфику организации труда и производства некоторых категорий работников, виды трудовой деятельности, возраста, пола и т.д.

Список литературы

Ильин О. И. Эргономика. М.: СКНЦ ВШ, 1994. – 127с.

Коршунов Ю. Н. Время труда и время отдыха. М.: Юристъ, 1997. – 120с.

Костюков Н. И. Эргономика. Ростов н/Д: СКНЦ, 1994. – 127с.

Снигерева И. О. Рабочее время и время отдыха. М.: Проспект, 2000. – 160с.

Эргономика. Учебное пособие. Под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ, 1999.

Коршунов Ю. Н. Время труда и время отдыха. М., 1997. с. 23.

22 стр., 10598 слов

Рабочая программа дисциплины 34

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения дисциплины – формирование у студентов целостного представления о профессиональной психологической поддержке, помощи и сопровождении лиц несовершеннолетних в трудных криминогенных ситуациях (совершении преступления несовершеннолетними или совершение преступления против несовершеннолетних), о функциях и деятельности психолога-педагога в современном ...

Там же. с.26.

Костюков Н. И. Эргономика. Ростов н/Д, 1999. с.47.

Снигерева И. О. Рабочее время и время отдыха. М., 2000. с.

Там же. с.62.

14