График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Краткое содержание изучаемой дисциплины

Модернизация системы образования соответствующая условиям современного развития с необходимостью требует использования образовательных программ, ориентированных на расширение мировоззрения магистрантов в области гуманитарного знания, в том числе психологии.

Данная рабочая программа «Психология» представляет собой комплексный план преподавания основ психологии как современной науки, представление о сферах гуманитарного знания в ключе их практического применения. Содержание курса отражает кулътурно-историческую парадигму в психологии, что соответствует современному уровню научного понимания психики, сознания, личности, межличностных отношений и психического и личностного становления человека.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса: создание научного и учебно-методического комплекса, а также социально-психологическое обеспечение условий формирования у обучающихся компетенций в области основ психологии, обеспечивающих расширение профессиональных возможностей магистрантов в плане применения психологических знаний в практической сфере.

Задачикурса:

Содержательное обеспечение формирования компетенций в области психологии магистрантов с учетом специфики педагогического процесса в ВУЗе.

Технологическое обеспечение процесса формирования компетенций в области психологии магистрантов с учетом специфики педагогического процесса вВУЗе.

Разработка критериев и показателей успешности формирования компетенций в области психологии магистрантов с учетом специфики педагогического процесса.

 

Результаты изучения дисциплины

Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов соответствующего уровня образования и выражаются через компетенции. При этом выделяются пять главных результатов обучения:

— знание и понимание: понятие, функции, виды и особенности подходов и направлений психологии; концепции, эмпирические исследования и основные положения психологии как науки;

— применение знаний и пониманий: сущность и целостная научная картина психологии, психологическую макроструктуру и составляющие категорий «человек», «личность», «индивидуальность»; различные аспекты применения теорий психологии в практике;

— формирование суждений: разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи; ставить цели в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса;

— коммуникативные способности: способность устанавливать продуктивные отношения с людьми, уделяя максимум внимания личностному фактору, способностям, которые могут быть задействованы для производительного труда;

4 стр., 1876 слов

Исправительная (пенитенциарная) психологии.Связь юридической ...

... с осужденными, профориентация и формирование качеств воспитателя. 9. Научный анализ и критическое использование передовых взглядов отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии [22]. С позиций ... управления как факторами, которые непосредственно воздействуют на осужденных в процессе реализации (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с ...

— навыки обучения или способности к учебе: реализация стремления к самопознанию и самоизменению, выработка умений анализировать психологические концепции и реальные жизненные проблемы, возникающие у личности с привлечением знаний психологии и их успешного решения на этом основании; самостоятельный анализ и формулировка проблем, планирование работы по решению данной проблемы; самостоятельный подбор нужных для решения проблемы способов действия, оформление результатов работы в виде отчета, их публичное представление и защита; способность оперативно адаптировать основные закономерности психической деятельности в профессиональной деятельности; способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в психологии; способность находить организационно-управленческие решения с учетом человеческого фактора в производственных ситуациях.

 

Пререквизиты

Для более успешного освоения курса «Психология» необходимо изучить следующие дисциплины «Философия», «Социология», «Политология», «Культурология».

 

Постреквизиты

После изучения дисциплины «Психология» магистранты должны освоить в полном объеме специальные дисциплины в контексте выбранной специальности.

 

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1 Тематический план*

№ модуля, темы Наименование темы, ее содержание Ссылка на литературу и другие источники Трудоемкость в кредитах
  Модуль 1 «Основы современной психологии, психология высшей школы»
  Лекционные занятия
  Тема 1 Психология высшей школы. Психология как культурно-историческая наука 9,10,11,12,13, 22,23
  Тема 2 Образ современной психологии     9,10,11,12,13
  Тема 3 Культура и полноценно функционирующий человек 9,10,32
  Тема 4 Взгляд культурно-исторической психологии 9,10,11,12,13
  Тема 5 Человек как объект психологии и педагогики 9,10,11,12,13
  Тема 6 Психика и реальность: психология познавательных процессов 9,10,11,12,13
  Тема 7 Психика и реальность: восприятие 9,10,11,12,13
  Итого  
  Семинарские (практические) занятия
  Тема 1 Психология высшей школы.

Психология как культурно-историческая наука

9,10,11,12,13,22,23
  Тема 2 Образ современной психологии     9,10,11,12,13
  Тема 3 Культура и полноценно функционирующий человек 9,10,11,12,13
  Тема 4 Взгляд культурно-исторической психологии 9,10,11,12,13
  Тема 5 Человек как объект психологии и педагогики 9,10,11,12,13
  Тема 6 Психика и реальность: психология познавательных процессов 9,10,11,12,13
  Тема 7 Психика и реальность: восприятие 16,32
  Итого  
  Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП)
  Тема 1 Психология высшей школы. Психология как культурно-историческая наука 9,10,11,12,13, 22,23
  Тема 2 Образ современной психологии     9,10,11,12,13
  Тема 3 Культура и полноценно функционирующий человек 9,10,32
  Тема 4 Взгляд культурно-исторической психологии 9,10,11,12,13
  Тема 5 Человек как объект психологии и педагогики 9,10,11,12,13
  Тема 6 Психика и реальность: психология познавательных процессов 9,10,11,12,13
  Тема 7 Психика и реальность: восприятие 9,10,11,12,13
  Самостоятельная работа обучающегося (СРО)
  Тема 1 Написание эссе. 7,8,11,22,23
Тема 2 Подготовка презентации по изучаемой теме.  
  Тема 3 Подготовка докладов 9,10,11,12,13
  Тема 4 Отчет о проведении исследования мотивов выбора профессии 9,10,11,12,13
  Тема 5 Отчет о проведении мини-исследования психического познавательного процесса 9,10,11,12,13
  Тема 6 Отчет о проведении мини-исследования направленности личности. 9,10,11,12,13
  Тема 7 Отчет о проведении социометрической методики 7,8,11,22,23
  Итого  
  Модуль 2 «Основы процессов воспитания, обучения профориентированной личности и конструктивного общения»
  Лекционные занятия
  Тема 1 Психика и реальность: память 9,10,11,12,13
  Тема 2 Психика и реальность: мышление 9,10,32
  Тема 3 Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития, процесс обучения и воспитания 9,10,32
  Тема 4 Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества, профессионально-ориентированная личность 16,32
  Тема 5 Социально- психологические основания воспитания: личность 9,10,32,16,32
  Тема 6 Социально- психологические основания воспитания: группа 9,10,32
  Тема 7 Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни 16,32
  Тема 8 Психология педагогического общения и сотрудничества 9,10,32,16,32
  Итого  
  Семинарские (практические) занятия
  Тема 1 Психика и реальность: память 16,32
  Тема 2 Психика и реальность: мышление 1,3,6,7,9,10
Тема 3 Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития, процесс обучения и воспитания 2,4,5,7,8,13,21
  Тема 4 Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества, профессионально-ориентированная личность 3,4,5,6,7,8,21,22
  Тема 5 Социально- психологические основания воспитания: личность 14, 15,16,17,18,19,20
  Тема 6 Социально- психологические основания воспитания: группа 14, 15,16,17,18,19,20
  Тема 7 Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни 14, 15,16,17,18,19
  Тема 8 Психология педагогического общения и сотрудничества 3,4,5,6,7,8,21,22
  Итого  
  Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП)
  Тема 1 Психика и реальность: память 9,10,11,12,13
  Тема 2 Психика и реальность: мышление 9,10,32
  Тема 3 Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития, процесс обучения и воспитания 9,10,32
  Тема 4 Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества, профессионально-ориентированная личность 16,32
  Тема 5 Социально- психологические основания воспитания: личность 9,10,32,16,32
  Тема 6 Социально- психологические основания воспитания: группа 9,10,32
  Тема 7 Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни 16,32
  Тема 8 Психология педагогического общения и сотрудничества 3,4,5,6,7,8,21,22
  Самостоятельная работа обучающегося (СРО)
  Тема 1 Подготовка аннотации научной статьи по психологии 16,32
  Тема 2 Конференция 3,4,5,6,7,8,21,22
  Тема 3 Разработка деловой игры, ее анализ. 9,10,11,12,13
  Тема 4 Подбор упражнений на развитие деловой коммуникации 3,4,5,6,7,8,21,22
  Тема 5 Подготовка презентаций 9,10,11,12,13
  Тема 6 Разработка тезауруса личности, профинтересы 3,4,5,6,7,8,21,22
  Тема 7 Подготовка аннотации научной статьи по психологии 16,32
  Тема 8 Подбор упражнений на развитие деловой коммуникации 9,11,15,17,18
  Итого по модулю 2  
  Итого по дисциплине, кредит РК  
           

2.2 Задания для самостоятельной работы (СРОП, СРО)**

Тема Цель и содержание задания Продолжительность выполнения Форма контроля Срок сдачи
Исследование -проект Развитие навыков самостоятельной учебно-научной деятельности с литературой 2 недели Презентация проекта   На 5 неделе
Конференция Развитие навыков самостоятельной учебно-научной деятельности с литературой 3 недели Эссе, статья На 13 неделе

 

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Вид контроля/задания Академический период обучения, неделя
Доклад * * * * * * * * * * * * * * *
Реферат   *                 *        
Презентация         *                    
Коллоквиум               *             *
Эссе                         *    
Конспект лекций             *               *
Устный опрос     *             *          
Посещаемость * * * * * * * * * * * * * * *
Всего ** *** *** ** *** ** ** *** ** *** ** ** *** ** ****

Виды заданий и периодичность текущего контроля разрабатываются преподавателем в зависимости от специфики преподаваемой дисциплины и могут учитывать: посещаемость, конспекты лекций, устный опрос, коллоквиум, тестовый опрос, реферат, эссе, рубежное тестирование и т.д.

По результатам текущего контроля формируется результат рубежного контроля (рейтинг).

Преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей).

При этом учебные достижения обучающихся оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание.

 

 

3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

 

1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник.- М.: Аспект Пресс. 1998.- 376 с.

2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.: ЧеРо, 1998.- 336с.

3 Грачев Н.Н. Психология инженерного труда: Учеб. Пособие,- М..: Высшая школа, 1998.- 333 с.

4 Квин В. Прикладная психология. Учебник. — СПб., 2000. — 558 с.

5 Козлов Н.И. Формула личности.- СПб.: Изд-во «Питер», 1999.- 368 с.

6 Крэйг Г. Психология развития. Учебник.- СПб.: Изд-во «Питер».- 2000, 992 с.

7 Кузин В.С. Психология. Учебник. — М., 1997. — 304 с.

8 Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент.- М.: Технологическая школа бизнеса.- 1994.- 192 с.

9 Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. — СПб., 2000. — 582 с.

10 Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х кн. — М., 2001.

11 Психология. Учебник/ Под ред. А.А. Крылова. — М., 1998. — 584 с.

12 Психология. Учебник/ Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб., 2000. — 671 с.

13 Общая психология. Учебник/ Под ред. Е.И. Рогова. — М., 1999. — 447 с.

14 Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. — 256 с.

15 Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 1995. — 652 с.

16 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник. — Р.-на/Д., 1997. -736 с.

 

Дополнительная литература

 

17 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

18 Оганесян Н.Т. Педагогическая психология. – М.: КНОРУС, 2006.

19 Справочные материалы по педагогической психологии /авт.-сост. Б.Р.Мандель. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

20 Хон Р.Л. Педагогическая психология. – М.: Академический проект: Культура, 2005.

21 Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Пер. с англ. – СПб., 2003.

22 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /под ред. А.О. Прохорова. 2004.

23 Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь. – М.: Феникс, 2010.

24 Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. – Минск: Новое знание, 2008.

25 Иванников В. Основы психологии. Курс лекций. – СПб: Питер, 2010.

26 Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. – М.: АСТ, 2010.

 

4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

 

Требования преподавателя

1 К началу занятия студент должен находиться в учебной аудитории, согласно расписанию;

2 Студент внимательно слушает объяснения преподавателя, выполняет все его указания, не отвлекаясь на посторонние дела;

3 На занятии не пользуется сотовыми телефонами (отключает либо ставит на беззвучный режим);

4 В случае пропуска занятия желательно своевременно оповестить старосту группы и преподавателя, и затем отработать пропущенные часы;

5 Все задания должны быть сданы в назначенный преподавателем срок (за несвоевременное выполнение и сдачу заданий будут снижаться баллы);

6 Студент должен вести себя в соответствии с правилами внутреннего распорядка вуза.

Критерии оценки

 

В течение семестра каждый вид заданий оценивается в 100 баллов. К аттестационной недели высчитывается средний балл.

Формами текущего контроля могут быть:

— тестирование;

— выполнение индивидуальных домашних заданий, рефератов и эссе;

— работа студента на практических (семинарских) занятиях;

— различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);

— посещение лекционных и практических занятий (до 4 и 6 баллов соответственно);

— рейтинг поощрительный (до 10 баллов).

Материалы для рубежного и итогового контролей

1 Своеобразие гуманитарного знания.

2 Естественно-научный детерминизм и детерминация будущим: проактивность гуманитарного знания.

3 Культурно-историческая парадигма и будущее психологии и педагогики.

4 Смысл жизни и его отношение к полноценности человеческой жизни.

5 Понятие полноценно функционирующего человека в психологии, счастливый человек как смысл психолого-педагогической практики.

6 Оппозиции психическое здоровье/психическая болезнь и душевное здоровье/душевная болезнь.

7 Невроз как «душевная болезнь».

8 Основные виды утраты душевного здоровья

9 Культурные факторы душевного здоровья.

10 Психика, сознание и культура.

11 Смысл образования и воспитания.

12 Личность как культурно-исторический человек.

13 Понятие личности.

14 Структура личности.

15 Темперамент.

16 Способности и интеллект.

17 Направленность личности: потребности, мотивы, цели.

18 Самосознание личности: я — концепция и эго-идентичность.

19 Традиционная и личностно-ориентированная парадигмы образования.

20 Специфика психических процессов.

21 Деятельность и формирование образа.

22 Модели сознания.

23 Состояния сознания и понятие об ИСС.

24 Свойства объектов реальности и модальность восприятия.

25 Структура восприятия.

26 Различные состояния сознания и особенности восприятия.

27 Понятие памяти. Механизмы памяти. Виды памяти.

28 Основные закономерности запоминания. Мнемотехника как основа тренировки памяти.

29 Понятие мышления. Концепции интеллекта.

30 Обучение и развитие мышления.

31 Механизмы мышления и ограничения «компьютерной метафоры».

32 Культурно-историческая теория психического развития: понятие обучения, соотношение обучения и развития, основные законы психического развития и принципы психологической педагогики.

33 Стадиальность психического развития и критерии выделения стадий.

34 Соответствие содержания и технологии образования и воспитания возрастным новообразованиям как основное условие проектирования образовательных программ.

35 Возрастно-психологические основания личностно-развивающего образования.

36 Общая психологическая характеристика студенческого возраста (Ранняя взрослость).

37 Основные сферы становления человека в период ранней взрослости: личность, семья, работа.

38 Человек как профессионал. Понятие профессионализма, профессиограмма и психограмма.

39 Периодизация развития человека как профессионала.

40 Воспитание и усвоение социальных норм.

41 Идентификация и индивидуализация как механизмы социального развития личности.

42 Социальное влияние: убеждение, групповое давление и конформизм.

43 Влияние установок, ситуации и ошибок атрибуции на конформное поведение.

44 Воспитание и Я — концепция полноценно функционирующего человека: условия ценности и потребность в позитивном внимании; переживание угрозы, процесс защиты и проблема свободы личности.

45 Понятие общения.

46 Структура общения: коммуникация, интеракция и социальное восприятие.

47 Модель коммуникации: современный подход (НЛП модели).

48 Структура межличностного взаимодействия в транзактном анализе Э.Берна.

49 Социальное восприятие — преодоление иллюзий и «ложных реакций».

50 Нарушения коммуникации. Двойная связь как основной механизм нарушения коммуникационных процессов.

51 Конфликт и преодоление разногласий (четырехшаговый метод разрешения конфликтов Д.Дэна).

52 Понятие синтонного поведения.

 

5 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Указываются методы (технологии) обучения, используемые в ходе преподавания дисциплины. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

— технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения;

— технологии учебно-исследовательской деятельности;

— коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);

— метод кейсов (анализ ситуации);

— игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх;

— информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

 

6 ВРЕМЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ

 

— по графику работы преподавателя.