Краткое содержание изучаемой дисциплины
Модернизация системы образования соответствующая условиям современного развития с необходимостью требует использования образовательных программ, ориентированных на расширение мировоззрения магистрантов в области гуманитарного знания, в том числе психологии.
Данная рабочая программа «Психология» представляет собой комплексный план преподавания основ психологии как современной науки, представление о сферах гуманитарного знания в ключе их практического применения. Содержание курса отражает кулътурно-историческую парадигму в психологии, что соответствует современному уровню научного понимания психики, сознания, личности, межличностных отношений и психического и личностного становления человека.
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель курса: создание научного и учебно-методического комплекса, а также социально-психологическое обеспечение условий формирования у обучающихся компетенций в области основ психологии, обеспечивающих расширение профессиональных возможностей магистрантов в плане применения психологических знаний в практической сфере.
Задачикурса:
Содержательное обеспечение формирования компетенций в области психологии магистрантов с учетом специфики педагогического процесса в ВУЗе.
Технологическое обеспечение процесса формирования компетенций в области психологии магистрантов с учетом специфики педагогического процесса вВУЗе.
Разработка критериев и показателей успешности формирования компетенций в области психологии магистрантов с учетом специфики педагогического процесса.
Результаты изучения дисциплины
Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов соответствующего уровня образования и выражаются через компетенции. При этом выделяются пять главных результатов обучения:
— знание и понимание: понятие, функции, виды и особенности подходов и направлений психологии; концепции, эмпирические исследования и основные положения психологии как науки;
— применение знаний и пониманий: сущность и целостная научная картина психологии, психологическую макроструктуру и составляющие категорий «человек», «личность», «индивидуальность»; различные аспекты применения теорий психологии в практике;
— формирование суждений: разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи; ставить цели в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса;
— коммуникативные способности: способность устанавливать продуктивные отношения с людьми, уделяя максимум внимания личностному фактору, способностям, которые могут быть задействованы для производительного труда;
Исправительная (пенитенциарная) психологии.Связь юридической ...
... с осужденными, профориентация и формирование качеств воспитателя. 9. Научный анализ и критическое использование передовых взглядов отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии [22]. С позиций ... управления как факторами, которые непосредственно воздействуют на осужденных в процессе реализации (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с ...
— навыки обучения или способности к учебе: реализация стремления к самопознанию и самоизменению, выработка умений анализировать психологические концепции и реальные жизненные проблемы, возникающие у личности с привлечением знаний психологии и их успешного решения на этом основании; самостоятельный анализ и формулировка проблем, планирование работы по решению данной проблемы; самостоятельный подбор нужных для решения проблемы способов действия, оформление результатов работы в виде отчета, их публичное представление и защита; способность оперативно адаптировать основные закономерности психической деятельности в профессиональной деятельности; способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в психологии; способность находить организационно-управленческие решения с учетом человеческого фактора в производственных ситуациях.
Пререквизиты
Для более успешного освоения курса «Психология» необходимо изучить следующие дисциплины «Философия», «Социология», «Политология», «Культурология».
Постреквизиты
После изучения дисциплины «Психология» магистранты должны освоить в полном объеме специальные дисциплины в контексте выбранной специальности.
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Тематический план*
№ модуля, темы | Наименование темы, ее содержание | Ссылка на литературу и другие источники | Трудоемкость в кредитах | ||
Модуль 1 «Основы современной психологии, психология высшей школы» | |||||
Лекционные занятия | |||||
Тема 1 Психология высшей школы. Психология как культурно-историческая наука | 9,10,11,12,13, 22,23 | ||||
Тема 2 Образ современной психологии | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 3 Культура и полноценно функционирующий человек | 9,10,32 | ||||
Тема 4 Взгляд культурно-исторической психологии | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 5 Человек как объект психологии и педагогики | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 6 Психика и реальность: психология познавательных процессов | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 7 Психика и реальность: восприятие | 9,10,11,12,13 | ||||
Итого | |||||
Семинарские (практические) занятия | |||||
Тема 1 Психология высшей школы.
Психология как культурно-историческая наука |
9,10,11,12,13,22,23 | ||||
Тема 2 Образ современной психологии | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 3 Культура и полноценно функционирующий человек | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 4 Взгляд культурно-исторической психологии | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 5 Человек как объект психологии и педагогики | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 6 Психика и реальность: психология познавательных процессов | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 7 Психика и реальность: восприятие | 16,32 | ||||
Итого | |||||
Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) | |||||
Тема 1 Психология высшей школы. Психология как культурно-историческая наука | 9,10,11,12,13, 22,23 | ||||
Тема 2 Образ современной психологии | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 3 Культура и полноценно функционирующий человек | 9,10,32 | ||||
Тема 4 Взгляд культурно-исторической психологии | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 5 Человек как объект психологии и педагогики | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 6 Психика и реальность: психология познавательных процессов | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 7 Психика и реальность: восприятие | 9,10,11,12,13 | ||||
Самостоятельная работа обучающегося (СРО) | |||||
Тема 1 Написание эссе. | 7,8,11,22,23 | ||||
Тема 2 Подготовка презентации по изучаемой теме. | |||||
Тема 3 Подготовка докладов | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 4 Отчет о проведении исследования мотивов выбора профессии | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 5 Отчет о проведении мини-исследования психического познавательного процесса | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 6 Отчет о проведении мини-исследования направленности личности. | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 7 Отчет о проведении социометрической методики | 7,8,11,22,23 | ||||
Итого | |||||
Модуль 2 «Основы процессов воспитания, обучения профориентированной личности и конструктивного общения» | |||||
Лекционные занятия | |||||
Тема 1 Психика и реальность: память | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 2 Психика и реальность: мышление | 9,10,32 | ||||
Тема 3 Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития, процесс обучения и воспитания | 9,10,32 | ||||
Тема 4 Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества, профессионально-ориентированная личность | 16,32 | ||||
Тема 5 Социально- психологические основания воспитания: личность | 9,10,32,16,32 | ||||
Тема 6 Социально- психологические основания воспитания: группа | 9,10,32 | ||||
Тема 7 Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни | 16,32 | ||||
Тема 8 Психология педагогического общения и сотрудничества | 9,10,32,16,32 | ||||
Итого | |||||
Семинарские (практические) занятия | |||||
Тема 1 Психика и реальность: память | 16,32 | ||||
Тема 2 Психика и реальность: мышление | 1,3,6,7,9,10 | ||||
Тема 3 Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития, процесс обучения и воспитания | 2,4,5,7,8,13,21 | ||||
Тема 4 Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества, профессионально-ориентированная личность | 3,4,5,6,7,8,21,22 | ||||
Тема 5 Социально- психологические основания воспитания: личность | 14, 15,16,17,18,19,20 | ||||
Тема 6 Социально- психологические основания воспитания: группа | 14, 15,16,17,18,19,20 | ||||
Тема 7 Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни | 14, 15,16,17,18,19 | ||||
Тема 8 Психология педагогического общения и сотрудничества | 3,4,5,6,7,8,21,22 | ||||
Итого | |||||
Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) | |||||
Тема 1 Психика и реальность: память | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 2 Психика и реальность: мышление | 9,10,32 | ||||
Тема 3 Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития, процесс обучения и воспитания | 9,10,32 | ||||
Тема 4 Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества, профессионально-ориентированная личность | 16,32 | ||||
Тема 5 Социально- психологические основания воспитания: личность | 9,10,32,16,32 | ||||
Тема 6 Социально- психологические основания воспитания: группа | 9,10,32 | ||||
Тема 7 Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни | 16,32 | ||||
Тема 8 Психология педагогического общения и сотрудничества | 3,4,5,6,7,8,21,22 | ||||
Самостоятельная работа обучающегося (СРО) | |||||
Тема 1 Подготовка аннотации научной статьи по психологии | 16,32 | ||||
Тема 2 Конференция | 3,4,5,6,7,8,21,22 | ||||
Тема 3 Разработка деловой игры, ее анализ. | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 4 Подбор упражнений на развитие деловой коммуникации | 3,4,5,6,7,8,21,22 | ||||
Тема 5 Подготовка презентаций | 9,10,11,12,13 | ||||
Тема 6 Разработка тезауруса личности, профинтересы | 3,4,5,6,7,8,21,22 | ||||
Тема 7 Подготовка аннотации научной статьи по психологии | 16,32 | ||||
Тема 8 Подбор упражнений на развитие деловой коммуникации | 9,11,15,17,18 | ||||
Итого по модулю 2 | |||||
Итого по дисциплине, кредит РК | |||||
2.2 Задания для самостоятельной работы (СРОП, СРО)**
Тема | Цель и содержание задания | Продолжительность выполнения | Форма контроля | Срок сдачи |
Исследование -проект | Развитие навыков самостоятельной учебно-научной деятельности с литературой | 2 недели | Презентация проекта | На 5 неделе |
Конференция | Развитие навыков самостоятельной учебно-научной деятельности с литературой | 3 недели | Эссе, статья | На 13 неделе |
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Вид контроля/задания | Академический период обучения, неделя | ||||||||||||||
Доклад | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
Реферат | * | * | |||||||||||||
Презентация | * | ||||||||||||||
Коллоквиум | * | * | |||||||||||||
Эссе | * | ||||||||||||||
Конспект лекций | * | * | |||||||||||||
Устный опрос | * | * | |||||||||||||
Посещаемость | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
Всего | ** | *** | *** | ** | *** | ** | ** | *** | ** | *** | ** | ** | *** | ** | **** |
Виды заданий и периодичность текущего контроля разрабатываются преподавателем в зависимости от специфики преподаваемой дисциплины и могут учитывать: посещаемость, конспекты лекций, устный опрос, коллоквиум, тестовый опрос, реферат, эссе, рубежное тестирование и т.д.
По результатам текущего контроля формируется результат рубежного контроля (рейтинг).
Преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей).
При этом учебные достижения обучающихся оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание.
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник.- М.: Аспект Пресс. 1998.- 376 с.
2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.: ЧеРо, 1998.- 336с.
3 Грачев Н.Н. Психология инженерного труда: Учеб. Пособие,- М..: Высшая школа, 1998.- 333 с.
4 Квин В. Прикладная психология. Учебник. — СПб., 2000. — 558 с.
5 Козлов Н.И. Формула личности.- СПб.: Изд-во «Питер», 1999.- 368 с.
6 Крэйг Г. Психология развития. Учебник.- СПб.: Изд-во «Питер».- 2000, 992 с.
7 Кузин В.С. Психология. Учебник. — М., 1997. — 304 с.
8 Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент.- М.: Технологическая школа бизнеса.- 1994.- 192 с.
9 Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. — СПб., 2000. — 582 с.
10 Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х кн. — М., 2001.
11 Психология. Учебник/ Под ред. А.А. Крылова. — М., 1998. — 584 с.
12 Психология. Учебник/ Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб., 2000. — 671 с.
13 Общая психология. Учебник/ Под ред. Е.И. Рогова. — М., 1999. — 447 с.
14 Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. — 256 с.
15 Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 1995. — 652 с.
16 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник. — Р.-на/Д., 1997. -736 с.
Дополнительная литература
17 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
18 Оганесян Н.Т. Педагогическая психология. – М.: КНОРУС, 2006.
19 Справочные материалы по педагогической психологии /авт.-сост. Б.Р.Мандель. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
20 Хон Р.Л. Педагогическая психология. – М.: Академический проект: Культура, 2005.
21 Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Пер. с англ. – СПб., 2003.
22 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /под ред. А.О. Прохорова. 2004.
23 Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь. – М.: Феникс, 2010.
24 Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. – Минск: Новое знание, 2008.
25 Иванников В. Основы психологии. Курс лекций. – СПб: Питер, 2010.
26 Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. – М.: АСТ, 2010.
4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
Требования преподавателя
1 К началу занятия студент должен находиться в учебной аудитории, согласно расписанию;
2 Студент внимательно слушает объяснения преподавателя, выполняет все его указания, не отвлекаясь на посторонние дела;
3 На занятии не пользуется сотовыми телефонами (отключает либо ставит на беззвучный режим);
4 В случае пропуска занятия желательно своевременно оповестить старосту группы и преподавателя, и затем отработать пропущенные часы;
5 Все задания должны быть сданы в назначенный преподавателем срок (за несвоевременное выполнение и сдачу заданий будут снижаться баллы);
6 Студент должен вести себя в соответствии с правилами внутреннего распорядка вуза.
Критерии оценки
В течение семестра каждый вид заданий оценивается в 100 баллов. К аттестационной недели высчитывается средний балл.
Формами текущего контроля могут быть:
— тестирование;
— выполнение индивидуальных домашних заданий, рефератов и эссе;
— работа студента на практических (семинарских) занятиях;
— различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);
— посещение лекционных и практических занятий (до 4 и 6 баллов соответственно);
— рейтинг поощрительный (до 10 баллов).
Материалы для рубежного и итогового контролей
1 Своеобразие гуманитарного знания.
2 Естественно-научный детерминизм и детерминация будущим: проактивность гуманитарного знания.
3 Культурно-историческая парадигма и будущее психологии и педагогики.
4 Смысл жизни и его отношение к полноценности человеческой жизни.
5 Понятие полноценно функционирующего человека в психологии, счастливый человек как смысл психолого-педагогической практики.
6 Оппозиции психическое здоровье/психическая болезнь и душевное здоровье/душевная болезнь.
7 Невроз как «душевная болезнь».
8 Основные виды утраты душевного здоровья
9 Культурные факторы душевного здоровья.
10 Психика, сознание и культура.
11 Смысл образования и воспитания.
12 Личность как культурно-исторический человек.
13 Понятие личности.
14 Структура личности.
15 Темперамент.
16 Способности и интеллект.
17 Направленность личности: потребности, мотивы, цели.
18 Самосознание личности: я — концепция и эго-идентичность.
19 Традиционная и личностно-ориентированная парадигмы образования.
20 Специфика психических процессов.
21 Деятельность и формирование образа.
22 Модели сознания.
23 Состояния сознания и понятие об ИСС.
24 Свойства объектов реальности и модальность восприятия.
25 Структура восприятия.
26 Различные состояния сознания и особенности восприятия.
27 Понятие памяти. Механизмы памяти. Виды памяти.
28 Основные закономерности запоминания. Мнемотехника как основа тренировки памяти.
29 Понятие мышления. Концепции интеллекта.
30 Обучение и развитие мышления.
31 Механизмы мышления и ограничения «компьютерной метафоры».
32 Культурно-историческая теория психического развития: понятие обучения, соотношение обучения и развития, основные законы психического развития и принципы психологической педагогики.
33 Стадиальность психического развития и критерии выделения стадий.
34 Соответствие содержания и технологии образования и воспитания возрастным новообразованиям как основное условие проектирования образовательных программ.
35 Возрастно-психологические основания личностно-развивающего образования.
36 Общая психологическая характеристика студенческого возраста (Ранняя взрослость).
37 Основные сферы становления человека в период ранней взрослости: личность, семья, работа.
38 Человек как профессионал. Понятие профессионализма, профессиограмма и психограмма.
39 Периодизация развития человека как профессионала.
40 Воспитание и усвоение социальных норм.
41 Идентификация и индивидуализация как механизмы социального развития личности.
42 Социальное влияние: убеждение, групповое давление и конформизм.
43 Влияние установок, ситуации и ошибок атрибуции на конформное поведение.
44 Воспитание и Я — концепция полноценно функционирующего человека: условия ценности и потребность в позитивном внимании; переживание угрозы, процесс защиты и проблема свободы личности.
45 Понятие общения.
46 Структура общения: коммуникация, интеракция и социальное восприятие.
47 Модель коммуникации: современный подход (НЛП модели).
48 Структура межличностного взаимодействия в транзактном анализе Э.Берна.
49 Социальное восприятие — преодоление иллюзий и «ложных реакций».
50 Нарушения коммуникации. Двойная связь как основной механизм нарушения коммуникационных процессов.
51 Конфликт и преодоление разногласий (четырехшаговый метод разрешения конфликтов Д.Дэна).
52 Понятие синтонного поведения.
5 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Указываются методы (технологии) обучения, используемые в ходе преподавания дисциплины. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:
— технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения;
— технологии учебно-исследовательской деятельности;
— коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);
— метод кейсов (анализ ситуации);
— игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх;
— информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
6 ВРЕМЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ
— по графику работы преподавателя.