Виды общения 4

Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Примитивное общение – другого человека оценивают как нужный или мешающий объект: если нужен – вступают в контакт, если нет – оттолкнут или нагрубят.

Формально-ролевое общение – содержание и средства общения регламентированы; вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение – учитываются особенности личности собеседника, его характера, возраста, настроения, но интересы дела более значимы.

Межличностное общение – каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, может предвидеть его реакции, учитывает его онтшение к собеседнику.

Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собесежника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское проявления лжи в общение людей">общение – когда люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобной ситуации; это закрытое общение, так как мнения людей на тот или иной вопрос не имеют значения для коммуникации.

Обработка диагностических методик Тест «Общительны ли вы?»

Инструкция:«Ответьте на вопросыдаилинет».

1. Любите ли вы говорить больше, чем слушать? 2. Можете ли найти тему для разговора с незнакомым человеком? 3. Всегда ли вы внимательно слушаете собеседника? Любите ли давать советы? 4. Если тема вам неинтересна, покажете ли это собеседнику?

5. Раздражаетесь ли, если вас не слушают?

6. Имеете ли собственное мнение по любому вопросу?

13 стр., 6142 слов

Базаров. Новый тип личности посткризисного периода. УП.3.10

... органи­зация. Например, об отношениях двух собеседников можно сказать, посмотрев, насколько их позы ... не дает заснуть, чем музыка. Условие нашего интереса — это постоянное обогащение пред­мета, который ... от своих предшественников, находится в постоянном контакте с другими людьми. Благодаря мо­бильным ... решения при­нимаются непосредственно в хо­де общения — нет возможности разделить процесс генерации ...

7. Если тема для разговора вам незнакома, будете ли продолжать разговор?

8. Любите ли вы быть в центре внимания?

9. Есть ли хотя бы три области, в которых вы довольно хорошо разбираетесь?

10. Умеете ли вы строить разговор, хороший ли вы оратор?

Обработка результатов.

Посчитайте очки: по одному баллу за каждый положительный ответ.

1 – 3 балла.Одно из двух: либо вы молчун (молчунья), из которого слова не вытянешь, либо настолько общительны, что вас стараются избегать. Но главное: общаться с вами не всегда приятно, зато всегда тяжело.

4 – 8 баллов.Возможно, вы и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Иногда бываете рассеянны, особенно, когда не в духе, и тем самым можете обидеть собеседника, даже не желая этого. Постарайтесь не показывать друзьям своего плохого настроения, тогда и они будут добрее к вам.

9 – 11 баллов.Наверное, людям очень приятно с вами общаться. И друзья без вас не могут обойтись. Это прекрасно! Но, пожалуйста, дайте высказаться и другому человеку.

БЛАНК ОТВЕТОВ

Инструкция:«Ответьте на вопросыдаилинет. Поставьте любой знак в соответствующей графе бланка ответов».

Вопрос

Вариант ответа

«Да» «Нет»

1

Любите ли вы говорить больше, чем слушать?

2

Можете ли найти тему для разговора с незнакомым человеком?

3

. Всегда ли вы внимательно слушаете собеседника? Любите ли давать советы?

4

Если тема вам неинтересна, покажете ли это собеседнику?

5

Раздражаетесь ли, если вас не слушают?

6

Имеете ли собственное мнение по любому вопросу?

7

Если тема для разговора вам незнакома, будете ли продолжать разговор?

8

Любите ли вы быть в центре внимания?

9

Есть ли хотя бы три области, в которых вы довольно хорошо разбираетесь?

10

Умеете ли вы строить разговор, хороший ли вы оратор?

Диагностика коммуникативной компетентности

Инструкция: «Отметьте по семибалльной шкале степень своего согласия с приведенными ниже суждениями».

Суждения

Да / Нет

1. Всегда ли вы планируете результат (цель) предстоящего разговора с человеком, этапы и способы его достижения?

7 6 5 4 3 2 1

2. Часто ли вы подбираете для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии?

7 6 5 4 3 2 1

3. Способны ли вы разговорить, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор?

7 6 5 4 3 2 1

4. Умеете ли вы по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжать начатый разговор?

7 6 5 4 3 2 1

5. Если ваш собеседник находится в возбужденном или подавленном состоянии, можете ли бы помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору?

7 6 5 4 3 2 1

6. Если вы сами находитесь в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеете ли вы снизить его, не прерывая разговора с собеседником?

7 6 5 4 3 2 1

7. Можете ли вы выяснить искреннее отношение человека к интересующей вас теме или проблеме?

7 6 5 4 3 2 1

8. Знаете ли вы, какие именно аргументы и факты могут убедить данного конкретного человека принять нужное вам решение?

7 6 5 4 3 2 1

9. Умеете ли вы так говорить, чтобы человек воспринимал ваши слова и мысли без внутреннего сопротивления и искажения?

7 6 5 4 3 2 1

10. Можете ли вы получить принципиальное согласие человека по интересующему вас вопросу?

7 6 5 4 3 2 1

11. После окончания диалога говорите ли вы собеседнику о вашем впечатлении от разговора и его результатах?

7 6 5 4 3 2 1

12. Если вам нравится, как ведет диалог ваш собеседник, говорите ли вы ему об этом?

7 6 5 4 3 2 1

13. Если какие-то аспекты поведения собеседника вас сильно отвлекают от цели разговора или мешают вам сосредоточиться, можете ли вы скорректировать его поведение, не вызывая при этом у него агрессии?

7 6 5 4 3 2 1

14. Умеете ли вы управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент?

7 6 5 4 3 2 1

Обработка результатов

Результаты анкетирования обрабатываются с использованием ниже перечисленных шкал, внутри которых определяется среднее значение (из двух вопросов) по каждой шкале в отдельности. В итоге подсчитывается сумма средних набранных баллов по всем шкалам:

  1. если сумма меньше или около 30 баллов, то следует обратить внимание на повышение коммуникативной компетентности;
  2. от 30 до 60 баллов — следует обратить особое внимание на некоторые неудовлетворительные аспекты общения, так как они могут существенно влиять на эффективность управленческой деятельности;
  3. свыше 60 баллов — демонстрирует уверенное владение коммуникативным минимумом.

Шкалы для обработки анкеты по коммуникативному минимуму

Подготовительная фаза – вопросы 1,2

Контактная фаза – 3,4

Эмоции в разговоре – 5,6

Фаза понимания – 7,8

Фаза убеждения – 9,10

Фаза завершения – 11,12

Управление разговором – 13,14

БЛАНК ОТВЕТОВ

Инструкция: «Отметьте по семибалльной шкале степень своего согласия с приведенными ниже суждениями».

Суждения

Да / Нет

1. Всегда ли вы планируете результат (цель) предстоящего разговора с человеком, этапы и способы его достижения?

7 6 5 4 3 2 1

2. Часто ли вы подбираете для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии?

7 6 5 4 3 2 1

3. Способны ли вы разговорить, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор?

7 6 5 4 3 2 1

4. Умеете ли вы по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжать начатый разговор?

7 6 5 4 3 2 1

5. Если ваш собеседник находится в возбужденном или подавленном состоянии, можете ли бы помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору?

7 6 5 4 3 2 1

6. Если вы сами находитесь в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеете ли вы снизить его, не прерывая разговора с собеседником?

7 6 5 4 3 2 1

7. Можете ли вы выяснить искреннее отношение человека к интересующей вас теме или проблеме?

7 6 5 4 3 2 1

8. Знаете ли вы, какие именно аргументы и факты могут убедить данного конкретного человека принять нужное вам решение?

7 6 5 4 3 2 1

9. Умеете ли вы так говорить, чтобы человек воспринимал ваши слова и мысли без внутреннего сопротивления и искажения?

7 6 5 4 3 2 1

10. Можете ли вы получить принципиальное согласие человека по интересующему вас вопросу?

7 6 5 4 3 2 1

11. После окончания диалога говорите ли вы собеседнику о вашем впечатлении от разговора и его результатах?

7 6 5 4 3 2 1

12. Если вам нравится, как ведет диалог ваш собеседник, говорите ли вы ему об этом?

7 6 5 4 3 2 1

13. Если какие-то аспекты поведения собеседника вас сильно отвлекают от цели разговора или мешают вам сосредоточиться, можете ли вы скорректировать его поведение, не вызывая при этом у него агрессии?

7 6 5 4 3 2 1

14. Умеете ли вы управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент?

7 6 5 4 3 2 1

Обработка результатов

Фаза общения

1

2

3

4

5

6

7

Сумма

Среднее арифметическое (из двух вопросов)

Определение типичного способа реагирования или состояния я

Инструкция:«Прочитайте представленные ниже высказывания и оцените степень своего согласия с каждым из них в баллах от 0 до 10».

1

Мне порой не хватает выдержки

2

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

3

Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей

4

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях

5

Меня провести нелегко

6

Мне бы понравилось быть воспитателем

7

Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому

8

Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события

9

Каждый должен выполнять свой долг

10

Нередко я поступаю не как надо, а как хочется

11

Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия

12

Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить

13

Я, как и многие люди, бываю обидчив

14

Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе

15

Дети должны безусловно следовать указаниям родителей

16

Я – увлекающийся человек

17

Мой основной критерий оценки человека – объективность

18

Мои взгляды непоколебимы

19

Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать

20

Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны

21

Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств

Обработка результатов

Д

«Дитя»

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

В

«Взрослый»

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

Р

«Родитель»

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

Обработка данных:

Подсчитываются баллы отдельно для каждого состояния Я. Максимальное количество баллов свидетельствует, что опрашиваемый склонен проявлять именно данный способ реагирования или данное состояние Я наиболее присуще ему.

Бланк ответов

Инструкция: «Прочитайте представленные ниже высказывания и оцените степень своего согласия с каждым из них в баллах от 1 до 10 (полностью не согласен – полностью согласен)».

1

Мне порой не хватает выдержки

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Родители, как более зрелые люди, должны устраивать

семейную жизнь своих детей

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Меня провести нелегко

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6

Мне бы понравилось быть воспитателем

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7

Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8

Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9

Каждый должен выполнять свой долг

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10

Нередко я поступаю не как надо, а как хочется

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11

Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12

Младшее поколение должно учиться у старших,

как ему следует жить

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13

Я, как и многие люди, бываю обидчив

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14

Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15

Дети должны безусловно следовать указаниям родителей

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16

Я – увлекающийся человек

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17

Мой основной критерий оценки человека – объективность

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18

Мои взгляды непоколебимы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19

Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому,

что не хочу уступать

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20

Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

21

Люди должны соблюдать все правила независимо

от обстоятельств

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обработка результатов

Состояние Я

Сумма

1

1

4

7

10

13

16

19

2

2

5

8

11

14

17

20

3

3

6

9

12

15

18

21

Тест-опросник кос

Цель: исследование коммуникативных и организаторских склонностей.

Тест КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.

Инструкция:«Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать гот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе».

Опросник

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественно работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых для Вас людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
  30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда, ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов:

Цель обработки результатов – получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. В дешифраторе учитывается построчное расположение номеров вопросов в бланке для ответов.

БЛАНК ОТВЕТОВ

1

5

9

13

17

21

25

29

33

37

2

6

10

14

18

22

26

30

34

38

3

7

11

15

19

23

27

31

35

39

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

Дешифратор

Склонности

Ответы

положительные

отрицательные

Коммуникативные

номера вопросов 1-й строки

номера вопросов 3-й строки

Организаторские

номера вопросов 2-й строки

номера вопросов 4-й строки

Чтобы определить уровень коммуникативных и уровень организаторских склонностей, нужно высчитать их коэффициенты. Коэффициенты представляют собой отношение количества совпадающих ответов той или иной склонности к максимально возможному числу совпадений, в данном случае – к 20. Формулы для подсчета коэффициентов такие

Кк = Кх \ 20; Ко = Ох \ 20, где

Кк – коэффициент коммуникативных склонностей;

Ко – коэффициент организаторских склонностей;

Кх и Ox – количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок.

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей

Кк

КО

Шкала оценки

0,10 – 0,45

0,2 – 0,55

1

0,46 – 0,55

0,56 – 0,65

2

0,56 – 0,65

0,66 – 0,70

3

0,66 – 0,75

0,71 – 0,80

4

0,75 – 1,00

0,81 – 1,00

5

Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом. Испытуемые, получившие оценку 1, – это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.

Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития.

Ведущая репрезентативная система (модальность)

Инструкция: » Вам предлагается список вопросов, к каждому из которых дано три варианта ответа. Вам необходимо выбрать вариант ответа, который подходит вам больше всего, и обозначить его в бланке ответов цифрой 1, ответ, который менее подходит, — цифрой 2, наименее подходящий для вас — 3″.

  1. Как вы предпочитаете учить:

А) читая записи, сделанные на лекции и рассматривая схемы (рисунки, чертежи и т.п.);

Б) повторяя про себя весь материал;

В) выполняя рисунки (чертежи и т.п.) к новому материалу?

  1. Каким образом вы предпочли бы узнать о влиянии алкоголя на организм:

А) посмотреть фильм на эту тему;

Б) слушая объяснение преподавателя;

В) разбирая муляж (макет) тела человека и размышляя о том, что происходит с различными органами, если человек выпьет?

  1. Когда вы занимаетесь, что вас больше всего отвлекает:

А) люди, входящие и выходящие из комнаты;

Б) громкий звук телевизора, радио;

В) чувство голода или жажды?

  1. Как вы готовитесь к контрольной (проверочной) работе:

А) составляя перечень вопросов и отмечая галочкой выученное;

Б) обзванивая друзей и обсуждая материал с ними;

В) делая рисунок (чертеж, схему) к материалу и мысленно проходя все этапы изучения темы?

  1. Что вы делаете в первую очередь (чаще всего), входя в аудиторию:

А) смотрите на плакаты на стене;

Б) говорите с соседом по парте;

В) ходите по аудитории?

  1. Во время ссоры с родителями что вы сделаете скорее всего:

А) сделаете сердитое лицо;

Б) закричите;

В) с рассерженным видом выйдете из комнаты?

  1. Чем вы предпочли бы заняться:

А) рассматривать плакаты с музыкальными «звездами» в магазине;

Б) слушать музыку;

В) танцевать?

  1. Вы только что сильно поссорились с одним из друзей. Как вы расскажете об этом своему лучшему другу:

А) напишите записку о случившемся;

Б) позвоните ему;

В) подождете встречи и изобразите в лицах то, что случилось?

  1. Когда вы слушаете музыку, вы:

А) мысленно видите образы, навеваемые музыкой;

Б) напеваете;

В) пританцовываете?

  1. Когда учитель объясняет материал, что вы предпочитаете:

А) видеть иллюстрации, рисунки к нему;

Б) чтобы материал громко зачитывали;

В) чтобы учитель привел вам какие-либо примеры или дал для рассматривания образцы, поделки, макеты, и т.д.

  1. Что больше всего влияет на ваше настроение:

А) общий вид помещения, обстановка комнаты;

Б) звуки, голоса, шумы;

В) то, насколько удобна ваша одежда, приятно ли в ней телу?

  1. Что для вас проще:

А) подобрать для одежды разные цветовые сочетания;

Б) найти идеальную громкость звучания магнитофона;

В) выбрать наиболее удобную, комфортную мебель?

  1. Выбирая и читая книги, на что вы, прежде всего, обращаете внимание:

А) описание внешнего вида героев, пейзажи;

Б) на монологи героев, описание разговоров персонажей;

В) на действия, происходящие по сюжету?

БЛАНК ОТВЕТОВ.

№ вопроса

А

Б

В

1.

2.

3

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Сумма

Модальность

В

А

К

Обработка результатов.

В бланке ответов подсчитывается сумма «мест» – по столбикам (А, Б, В).

Каждый столбик отражает степень проявления одной из модальностей (В – визуал, А – аудиал, К — кинестетик).

Чем меньше значение, тем в большей степени проявляется данная модальность у испытуемого. Если значения по трем модальностям близки, это свидетельствует о достаточно гармоничном развитии испытуемого.

Интерпретация результатов(Характеристика типичных представителей каждой модальности — см. текст тренинга).