План
1. План возможного эксперимента 3
2. Метод наблюдений 9
3. Метод самонаблюдений
12
4. Метод беседы
15
5. Герменевтический метод
18
1. План возможного эксперимента
Тема «Вера в себя как психологическая характеристика личности лидера».
Гипотеза исследования:
Уверенность в себе – это основополагающее качество лидера, которое может быть как заложенным в детстве, так и приобретенным (выработанным в течение жизнедеятельности).
Цели исследования:
Определить местоположение такого качества личности, как уверенность в себе, в психологическом портрете лидера.
Оценить выраженность этого качества у бытовых и социальных лидеров.
Задачи:
изучить психологию лидерства, дать характеристику лидера с позиции присущих ему психологических качеств,
охарактеризовать одно из важнейших качеств лидера – уверенность в себе, выяснить, как наличие этого качества отражается на социальном статусе и материальном благополучии, одним словом — успешности,
исследовать отдельно взятую категорию людей, занимающих посты менеджеров на наличие качества – уверенности в себе, сравнить полученные данные с результатами людей, зарекомендовавшими себя бытовыми лидерами.
Предмет исследования:
Психологические качества человека, способные сделать его лидером. Вера в себя – как одно из ведущих качеств личности на пути к лидерству.
Объект исследования:
Группа ведущих менеджеров;
Группа бытовых лидеров.
Проблема
Проблема изучения лидерства как социально-психологического явления определяется, прежде всего тем, что последнее представляет собой один из наиболее значимых факторов групповой
интеграции, способствующих достижению групповых целей с наибольшим эффектом.
За последнее время наметилось значительное возрастание интереса к проблеме лидерства. Это объясняется логикой исследований микросреды, малых групп, которая с неизбежностью приводит к установлению факта групповой дифференциации, что, в свою очередь, позволяет увидеть значение и роль вожаков, организаторов и лидеров контактных групп.
Кроме того, ход исследования и структура динамики психологии малых групп вплотную подводит и к вопросам прикладной социальной психологии, к вопросам эффективного руководства и управления групповой деятельностью, а тем самым и к определению места и роли лидерства в структуре факторов групповой интеграции.
исследование феномена группового влияния
... добровольные объединения). Для понимания особенностей социально-психологического исследования важно различать среди реальных групп лабораторные и естественные ... к определенной группе - группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Для индивида, ... определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения. Неформальные группы - это добровольные ...
План
Введение
Глава 1. Особенности психологии лидера
1.1. Концепции руководства и лидерства в свете психологических теорий
1.2. Врожденные и приобретенные качества, характеризующие личность лидера
1.3. Феноменология веры и доверия
1.4. Уверенность в себе, как качество психологически сильной личности
Глава 2. Экспериментальное изучение веры в себя, как качества психологической характеристики личности среди бытовых и социальных лидеров
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список литературы
Особенности психологии лидера
Уверенность в себе – это основополагающее качество лидера, которое может быть как врожденным (генетически запрограммированным), так и приобретенным (выработанным в течение жизнедеятельности).
Выраженность данного качества обусловлено:
генетической предрасположенностью,
умением проявить себя,
решительностью и т.д.
Исходя из того, что социальные лидеры, это люди, чьи личностные качества уже оценены (на основании чего они и занимают определенное положение в обществе, добились признания), можно сказать, что таким людям свойственна бoльшая уверенность в себе, нежели бытовым лидерам, чьи заслуги оценены мeньшим количеством людей, и не подкреплены значительным ореолом успешности (материальная база, общественное признание).
Традиционно понятием «лидер» обозначался человек, резко отличающийся от других своей властью, статусом, заметностью в обществе, такими чертами характера, как, например, решительность, честность, смелость, интеллектом, а также уверенностью в себе. Однако современные исследования выявили процесс взаимовлияния между лидером и группой, возможность двустороннего увеличения «количества» власти в обществе и привели к некоторой неопределенности в плане выявления качественных различий между лидером и другими членами группы. Неясность в вопросе об этих различиях внесли и теории, рассматривающие лидерство как процесс взаимодействия, где подчеркиваются деятельное участие и общность интересов всех членов группы или организации.
Понятие «лидерство» подразумевает широкий спектр деятельности. Оно применимо к процессу управления как небольшими группами, так и целыми государствами. Лидерство может быть «распылено», имея целью просто повлиять на что-либо, например на установление каких-то норм, или иметь строгую направленность, например подготовка серии каких-либо определенных приказов и их последовательность. Лидерство может включать создание, укрепление и управление некой социальной общностью.
Перечислим основные характерные черты присущие лидерам:
1. Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше потому, что ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.
1. Лидер и лидерство — понятие, классификация 4
... различают: универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера; ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации. Лидерство различается по силе влияния на членов группы ... – человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манеры поведения и привычки. Стили руководства стали объектом исследований практически с момента зарождения ...
2. Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.
3. Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным.
4. Лидер обладает широтой взглядов. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.
5. Лидер должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая информация правильное решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.
6. Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего.
7. Справедливость — важная черта лидера.
8. Лидер всегда честен. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага — фирмы и ее сотрудников — всегда должна быть превыше всего.
9. Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех.
10. Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.
11. Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия — вот отличительные черты сильного лидера.
Методы исследования
1.Опросник Кеттела, который является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас
в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.
2.Тест Райдаса, предназначенный для оценки качества личности – уверенности в себе.
3.Анкета, направленная на выявление лидерских склонностей исследуемого, как в детстве, так и в настоящее время.
Список литературы
Ананченко М.Ю. Лидер как субъект социального управления: социально-философский анализ. — Архангельск, 1999.
Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. — М.: АСТ, 1999.
Гуленко В. В., Молодцов А. В. Основы социоанализа, — К., 1991.
Использование психотренингов и игр для снятия агрессии при организации ...
... Изучение агрессивного поведения детей в работах отечественных психологов Существует много определений агрессии. Агрессия - это активная форма ... возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно ... лидером в группе) и обучить его другим способом завоевание авторитета в глазах сверстников, научить его позитивно общаться. В любом случаи, если агрессия ...
Гуленко В. В., Молодцов А. В. Введение в соционику, — К., 1991.
Кудряшова Е.В., Суханов В.Р. Особенности лидерства как элемента социального управления. //Философия и образование – пространство диалога. Архангельск, 2000.
Кучик А. Уверенность в себе – русский аспект. // Психология уверенности в себе. Апрель 2001.
Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии. // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. 1996.
Скрипкина Т.Н. Доверие к себе, как условие развития личности. // Вопросы психологии,
2002, — №1.
2. Метод наблюдений
Проблема:
агрессия у ученика третьего класса.
Актуальность:
современная, культура, основную часть которой занимает видеоискусство, несет в себе культ насилия и агрессивности. Соответственно, современные родители не только не опровергают для детей этот культ (просто потому, что не обращают внимания на эту сторону воспитания), но и зачастую подтверждают его своим примером.
Агрессивность —
устойчивая черта личности — готовность к поведению агрессивному. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из коих — нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия, и пр.
Агрессивность — одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в
стремлении к наступательным или
насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.
Агрессия — индивидуальное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Основные формы — агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности
— агрессивность.
Некоторые проявления агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр.).
В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.
Цель:
проследить за поведением, сделать выводы.
Гипотеза:
результаты будут с первой же ситуации, но могут никак не сказываться на других ситуациях, особенно в которых не будет присутствовать экспериментатор.
Объект: агрессивный мальчик.
Предмет: его агрессия.
Задачи:
1)
проследить за каждым действием экспериментатора и реакцией испытуемого;
2)
проследить за испытуемым в других ситуациях;
Планирование:
соответствует задачам, другими ситуациями могут быть любые с отсутствием экспериментатора, поскольку наблюдение проводится в школе, это могут быть перемены без надзора учителя, это могут быть домашние ситуации, это может быть улица.
Теории агрессии. Методы изучения агрессии
... раннее теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии предложено З.Фрейдом, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. В своих работах Лоренц писал что, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы ... за выживание. Согласно данным теориям агрессия в той или иной ...
Проведение:
1)
опыты показали, что мальчик действительно реагирует на положительные ситуации как нормальный ребенок;
2)
в других ситуациях, как и планировалось, поначалу были плачевные результаты (т.е. такие же, как и до эксперимента);
3)
но через 5 сеансов ребенок уже среагировал сам на товарища, которому нужна была помощь (один раз).
Отслеживаемое поведение мальчика, которое оценивалось по пятибалльной шкале, приведено в таблице 1.
Таблица 1.
Переменные 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день
Агрессия 5 5 4 5 5 4 4
Общительность
2 3 2 3 3 3 4
Эмпатия 0 0 1 1 1 0 1
Из приведенной таблицы видно, что общительность у мальчика понижена, это связано с повышенной агрессией. Эмпатия на очень низком уровне.
Интерпретация данных и выводы:
это позволяет предположить, что если выработать совместную стратегию преподавателя и родителей, то можно корректировать агрессивность мальчика.
3. Метод самонаблюдений
Тема:
процесс написания курсовой работы по психологии.
Актуальность:
спектр студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся, напомним, рефераты, доклады, контрольные работы, курсовые и выпускные квалификационные работы (дипломы).
Тематика их должна быть актуальной, содержание — отвечающим современным требованиям науки. Подготовка этих работ требует изучения и анализа необходимой специальной литературы, а также имеющегося в этой области практического опыта. Ряд научно-исследовательских работ (в данном случае курсовая), как правило, требуют проведения и анализа эксперимента или его фрагментов. Все учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы являются зачетными и к ним предъявляются определенные требования как по содержанию, так и по оформлению.
Курсовая работа — это один из важнейших этапов в процессе обучения. Она подводит итоги предыдущего обучения. При этом курсовая — это одна из важнейших самостоятельных работ, направленных на изучение имеющегося материала по выбранной теме, а также создание своего опытного материала и своих выводов.
Цель: изучить процесс создания курсовой работы.
Предмет: студент (я).
Ход исследования:
1)
выяснить, каким путем выбирается тема для курсовой;
2)
отследить процесс выбора материала (литературы);
3)
выяснить пути создания практической части.
Анализ результатов:
1) тема для курсовой выбирается по следующим параметрам:
а) среди того, что может или хочет предложить преподаватель (либо, если темы не устраивают, предлагается своя — если она устроит преподавателя; моя тема уложилась в предложенные преподавателем);
б)
помимо того, существует еще один аспект — тема должна действительно интересовать студента (мои давние размышления уложились в одну из тем, предложенных преподавателем);
в)
также может оказаться существенным еще и такой фактор: возможность поиска материала (библиотеки) и сопутствующий облегчающий — наличие материала дома (у меня была возможность пользоваться библиотеками и был материал дома на эту тему);
Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных ...
... особенности социально - педагогической работы по формированию социальных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР. Объект исследования: социально - педагогическая деятельность по формированию социальных навыков ... творческих потенциалов личности [52; 39]. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через ...
2)
литература выбирается следующим путем:
а) изучается то, что есть дома, отбираются материалы;
б)
изучается классическая литература, связанная с этой темой (учебники, основные ученые, писавшие на эту тему);
в) далее ищутся детализированные сведения (оппоненты классиков и мои собственные, т.е. пишущие противоположное тому, что хочу сказать я; разные мелочи, расширяющие и дополняющие основную тему);
3)
наконец, ищутся или создаются эмпирическим путем (но обрабатываются все равно так, как это описано в литературе) практические данные. Курсовая работа менее важна, чем дипломная и, конечно практическая часть курсовой может заключаться всего лишь в предложениях или предположениях — как проводить работу на заданную тему (а это — результаты анализа литературных источников + собственные выводы).
Выводы:
Я пришла к выводу, что общие подходы к этапам выполнения курсовой работы должны быть следующими:
— выбор и утверждение темы и определение исследовательского аппарата;
— составление плана исследования;
— анализ имеющейся психологической и другой литературы (информации) по изучаемой проблеме;
— изучение теории и истории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях;
— осмысление собранного материала и выдвижение рабочей гипотезы;
— организация опытно-экспериментальной работы и отбор методов для ее проведения;
— анализ и обобщение полученных результатов эксперимента;
— текстовое оформление работы;
— защита работы.
4. Метод беседы
Цель:
выяснить, что вызвало психологический
стресс.
Актуальность:
состояние психической напряжённости возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность.
Психическая напряженность — психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного развития событий.
Сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. В отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом.
Степень напряженности психической определяется многими факторами; важнейшие из них — сила мотивации, значимость ситуации, наличие опыта подобных переживаний, ригидность психических функциональных структур, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Среди факторов, порождающих ее, наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее окружения социального. Когда напряженность психическая не может разрешиться в реальной деятельности, она активирует механизмы защиты психологической. В ряде интерпретаций напряженность психическая совпадает с понятием психологического стресса.
По характеру влияния на эффективность деятельности выделяются: 1) состояние напряженности психической операциональной, в основе которой лежит преобладание процессуальных мотивов деятельности; оказывает на индивида мобилизующее влияние и способствует сохранению высокого уровня работоспособности; 2) состояние напряженности психической эмоциональной, развитие которой характеризуется выраженной отрицательной эмоциональной окраской поведения, ломкой мотивационной структуры деятельности; приводит к снижению эффективности деятельности и к ее дезорганизации.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Объект:
женщина, 25 лет, секретарь — референт
Предмет:
психическая напряженность
Задачи:
приготовить вопросы для беседы;
выяснить в ходе беседы причину возникновения стресса;
сделать выводы о серьезности эмоционального состояния респондента.
Ход беседы:
На первой стадии беседы женщина переспрашивала, была невнимательна к тому, о чем я говорила, отвечала односложно, была пассивна в общении, сидела в закрытой позе, наблюдалось нервное ожидание окончания беседы.
На второй стадии беседы женщина поменяла свою позу, более раскрепостилась, когда поняла, что от нее ничего не требуют, отвечала более развернутыми фразами, голос тихий, темп речи замедленный, создавалась видимость, что респондентка сильно устала.
На следующей стадии
женщина более открылась в эмоциональном плане, рассказала о проблемах на работе, дома, о взаимоотношениях с коллегами, начальником,
сильно при этом нервничала, теребила платок в руках. К концу беседы поблагодарила меня, сказала, что ей стало легче в эмоциональном плане.
Вербальные и невербальные проявления:
в ходе беседы эмоциональный фон респондентки менялся от пониженного к умеренному; говорила мало, медленно, невыразительно,
лицо выражало усталость, не заинтересованность, опущенные уголки губ, отсутствие жестикуляции, поза закрытая почти на протяжении всей беседы, тело при этом напряжено, немного нервничала.
Анализ:
Мною был сделан вывод из информации, полученной в ходе беседы о том, что стресс (состояние психической напряженности) связан с характером деятельности и
особенностями её протекания. К женщине были предъявлены
повышенные требования, при этом наблюдался
дефицит времени, начальник требовал увеличение темпа действий, совмещение двух деятельностей (ведение делопроизводства и первичной бухгалтерии) без снижения качества одной их них.
Респонденту необходим физический отдых, и анализ своей деятельности.
5. Герменевтический метод
Анализ сказки «Все хорошо, что хорошо кончается» автор Г. Х. Андерсен.
Цель исследования:
проследить путь героя.
Объект исследования:
текст.
Предмет исследования:
жизненный путь героя.
Рассматриваемая сказка содержит следующие тематические куски:
Быт семьи.
Уход крестьянина на ярмарку.
Обмен лошади на корову.
Обмен коровы на овцу.
Обмен овцы на гуся.
Обмен гуся на курицу.
Обмен курицы на мешок незрелых яблок.
Спор крестьянина с французами – путешественниками.
Рассказ крестьянина об обмене жене.
Выигрыш спора крестьянином.
Анализ
Автор говорит о том, что слышал эту историю еще в детстве, но, вспоминая ее каждый раз, история кажется автору все лучше и лучше.
Далее автор начинает повествование истории.
Рассказывает о бытии главных героев: крестьянина и его жены «… крестьянские избушки с соломенными крышами, которые поросли мхом, а на коньке обязательно гнездо аиста». В хозяйстве у семьи кроме лошади ничего не было.
Специфика деловой беседы
... приеме на работу, собеседование при увольнении с работы, проблемные и дисциплинарные беседы. Беседа при приеме на работу носит характер «приемного» интервью, основная цель ... постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия. Откровенной, конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат: - бестактное обрывание на полуслове; - неоправданное лишение собеседника возможности ...
Таким образом, мы видим крайнюю нужду.
Имея в характере «предпринимательскую жилка» думал о том, что было бы хорошо поменять лошадь на что-то более нужное, но на что крестьянин не знает.
Жена крестьянина поддерживает супруга в любых делах. Так же и в этот раз она говорит «… чтобы
ты не сделал, я буду не против».
Так с поддержкой и благословением жены, крестьянин отправляется в город на ярмарку, продать или обменять лошадь.
По дороге в город крестьянин увидел человека ведущего корову на продажу. Крестьянин быстро оценил достоинства коровы и предложил обмен коровы на лошадь. Крестьянин понимает, что лошадь стоит дороже коровы, но тем не менее, этот обмен кажется ему выгодным. Обмен состоялся.
Крестьянин решил не возвращаться домой, ему хочется
все-таки дойти до города, посмотреть ярмарку.
Далее он поравнялся с человеком, который вел овцу. Крестьянин быстро решил для себя, что овца в хозяйстве нужна больше, чем корова и предлагает обмен коровы на овцу. Хозяин овцы без промедления дает согласие на обмен.
Но и на этом крестьянин не успокаивается. Он встречает человека с гусем. «Это был великолепный жирный гусь!» У крестьянина, увидевшего гуся разыгралось воображение. «Крестьянин не переставал думать об этом гусе»: он думает о том, что жена откормила бы гуся еще
больше, что гусю было бы очень хорошо жить с имеющимися утками. Обмен овцы на гуся состоялся.
Наконец крестьянин добирается до ярмарки, где продолжились его «сделки».
С городским сборщиком налогов крестьянин совершил обмен гуся на курицу. «Она даже красивее наседки нашего пастора… Это будет великолепная сделка».
После очередной сделки уставший крестьянин направляется к постоялому двору, и здесь совершается еще одна сделка.
Работник нес мешок незрелых яблок, которые предназначались свиньям. Крестьянин решил, что яблоки свиньям – это непозволительная роскошь. «Что его дорогая жена приготовит замечательный пирог из них». Так и состоялся обмен курицы на мешок яблок.
После многочисленных торговых операций крестьянин зашел в дом, где было много гостей-торговцев и даже французы-путешественники. Крестьянин прислонил мешок яблок к печки, которая была горячая. «Вдруг печь стала издавать странные звуки». Это были яблоки крестьянина.
Крестьянин рассказал интересующимся французам-путешественникам свою историю об обменах.
Французы предположили, что жена крестьянина будет ругаться. Но, крестьянин, сказал, что супруга одобрит все его поступки.
Французы — путешественники и крестьянин поспорили: если выигрывает крестьянин, то получает от французов сто фунтов, если проигрывает, то отдает мешок неспелых яблок. Так было заключено пари.
Французы — путешественники вместе с крестьянином подъехали к дому крестьянина.
Крестьянин рассказывал своей
жене об обменах. В каждой сделке жена крестьянина находила положительные моменты: с коровой в доме будет и молоко и сыр; овечье молоко и сыр гораздо вкуснее, да еще будет и шерсть; жаренный гусь на Рождество – что может быть лучше: курица несет яйца, высиживает цыплят. Мешку незрелых яблок жена крестьянина была особенно рада. Она решила предложить этот мешок яблок жене школьного учителя, у которой «в саду ничего не росло, даже зеленого яблока не отыщешь».
Концепция психологического обмена.
... которые проходят в своем развитии по мере интенсификации и расширения актов обмена межличностные отношения: - ориентации (отношения носят характер ограниченных, поверхностных контактов), ... эмоционального обмена(контакты глубоки, но охватывают ограниченные области взаимодействия) • - установившегося обмена (контакты охватывают разнообразные «личностные» области общающихся и развертываются как на ...
Путешественники отдали обещанные деньги за проигранное пари.
В конце истории автор еще раз подчеркивает, что услышал он ее в детстве, но с годами она кажется еще трогательнее. И дает наставление читателю «теперь и вы ее запомните, и никогда не забывайте».
Выводы
Данная сказка учит оптимизму. Глупые поступки крестьянина не получили осуждения со стороны его жены. Она, напротив, находить в его поступках положительное.
Не случайно автор дважды говорит о том, что знает эту историю с детства, но с годами она становится интереснее. Сказка поучительная, она отражает оптимистическое отношение к жизни.
Таким образом, в любых жизненных ситуациях можно найти что-то положительное.
«Все хорошо, что хорошо кончается!»
18