Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Кафедра социальной работы, педагогики и психологии
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«____» ____________ 20014 г.
зав. кафедрой_____________
Н.А. Соколова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(рабочая программа дисциплины и методические
материалы к ней)
направление подготовки: 44.04.02 — Психолого-педагогическое образование
магистерская программа: Социальная психология и педагогика
Составитель: доцент кафедры СРПиП
С.В. Рослякова
Челябинск 2014
I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Пояснительная записка. В подготовке магистра, обучающегося по программе «Социальная психология и педагогика» важное место занимают курсы, связанные с исследованиями психолого-педагогической направленности, осуществляемыми в профессиональной деятельности и направленными на изучение черт и свойств личности, особенностей ее адаптации и социализации, причин девиации, особенностей межличностных отношений, социальной и образовательной среды и др. Данный факт обусловливает введение в образовательную программу подготовки магистров курса «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогической направленности».
1.2.Цель курса– способствовать формированию методологической культуры магистра социальной психологии и педагогики.
1.3. Формируемые компетенции. Согласно ФГОС ВПО данный курс отвечает за формирование следующих компетенций:
— уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);
— уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);
Структура и организация работы психолого-медико-педагогической службы округа
... с отклонениями в развитии и детям-инвалидам. 3.6. Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума школы. 3.6.1. Прием детей и подростков на консилиуме ... и групповых занятий. 3.7. Организация деятельности психолого-медико-педагогического Консилиума с детьми дошкольного возраста 3.7.1. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум организует работу по выделению детей ...
— способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8).
1.3.1. Матрица соответствия компетенций разделам дисциплины
Компетенции |
Разделы дисциплины |
|
1 |
2 |
|
ОПК-3 |
|
+ |
ОПК-4 |
+ |
+ |
ОПК-8 |
|
|
1.3.2. Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций
№ |
Компетенция |
ЗУНы, обеспечивающие формирование компетенций |
Конкретизированные цели освоения дисциплины |
1 |
Общепрофессиональные компетенции: ОПК-3 — уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых
|
Знать — феноменологию и закономерности развития человека в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения; — способы определения индивидуальных траекторий развития учащихся в учебно-воспитательном процессе; — способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; — методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой; уметь — оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося и разрабатывать научно-обоснованные методы повышения их эффективности с учетом возрастных критериев и норм; — апробировать и применять научно обоснованные методы и техники психологических и педагогических обследований (мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседа, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.); — исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, в том числе, в поликультурной среде; владеть — средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; — методами организации индивидуальной, групповой, массовой профессионально важной информации обработки данных и их интерпретации — принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области; — современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики |
Формирование — умения организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;
— готовности применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях ; — способности применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса |
2 |
ОПК-4 готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях
|
||
3 |
ОПК-8 способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса |
1.4. Курс изучается в Iсеместре в объеме 28 часов аудиторных занятий (4 часа лекций и 24 часа практических занятий) и 28 часов самостоятельной работы.
Форма отчетности–в концеIсеместра – экзамен.
II. Содержание дисциплины
2.1. Содержание дисциплины по разделам, кол-во часов
№ раздела |
Наименование разделов курса |
Количество часов |
||||
Всего |
Аудиторная работа |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа |
||||
Лекции |
Семинары |
Лаб. |
||||
1 |
Теоретическая аспекты научного исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления |
12 |
4 |
8 |
— |
12 |
2 |
Практические аспекты организации научного исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления |
16 |
— |
16 |
— |
24 |
Всего |
56 |
4 |
24 |
— |
28 |
2.2. Содержание дисциплины по разделам и темам
Раздел 1. Теоретические аспекты научного исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Научные исследования в профессиональной деятельности
сихолого-педагогической направленности
Понятие исследования психолого-педагогической направленности. Роль, направленность и содержание научных исследований в педагогической деятельности и личности учителя">профессиональной педагогической деятельности.
Методология, понятийный аппарат и организация научного исследования психолого-педагогической направленности.
Проблемы направления и содержания современных психолого-педагогических исследований.
Основные направления профессиональных исследований психолого-педагогической направленности
Исследования развития личности. Биологическое и социальное в развитии личности. Движущие силы и закономерности развития личности. Факторы, влияющие на развитие ребенка. Возрастные и индивидуальные особенности развития. Развитие и воспитание.
Исследования влияния коллектива на развитие и общение личности. Теория коллектива в трудах отечественных педагогов. Роль детского коллектива в развитии личности. Детский коллектив, его сущность, функции, структура, типы. Этапы, уровни и условия развития детского коллектива. Влияние межличностных отношений на становление ребенка.
Изучение среды как фактора развития личности. Социализация как процесс социального становления ребенка. Факторы социализации. Социальная адаптация, ее сущность, способы, факторы. Воспитание как процесс целенаправленной социализации личности.
Социальная и образовательная среда, их характеристика и влияние на формирования личности ребенка. Влияние воспитательного процесса дошкольного учреждения на становление личности ребенка. Влияние процесса обучения и воспитания на социализацию школьника. Роль семьи в воспитании ребенка.
Раздел 2. Практические аспекты организации научного
Исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Методы и техники психологических и педагогических
Обследований, исследований и разработок
Мониторинг как метод исследования. Наблюдение в психолого-педагогическом исследовании: сущность, плюсы и минусы, особенности применения.
Опросные методы в деятельности исследователя (анкетирование, глубинные интервью, беседа).
Комплексные и проективные тесты, их назначение и применение в профессиональной деятельности психолого-педагогической направленности .
Методы организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации.
Современные (в том числе организационные и управленческие) методы и техники психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.
Современные методы профессиональной диагностики.
Исследование и оценка развития ребенка
Текущее состояние, ресурс и потенциал развития ребенка. Критерии и способы оценки развития личности.
Оценка результатов исследования развития школьника.
Критерии, способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка.
Методы диагностики черт и свойств личности.
Исследование межличностных отношений
Межличностные отношения и их роль в развитии ребенка. Исследование межличностных контактов и общения (в том числе, в поликультурной среде) с целью их оптимизации.
Средства оценки системы межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении. Методы диагностики межличностных отношений.
Исследование среды. Методология и методы оценки особенностей среды и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой
Социальная и образовательная среда как факторы формирования личности ребенка. Методы изучения характеристик и особенностей социальной и образовательной среды, а также степени удовлетворенности ей и напряженности в отношениях ребенка со средой.
Риски и опасности социальной среды и образовательного пространства. Способы выявления факторов, влияющих на развитие ребенка. Разработка мер по снижению и профилактике негативных последствий влияния социальной и образовательной среды на социализацию дошкольника, школьника.
Методы диагностики социально-психологической адартации.
Организация научного исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогической направленности
Принципы и навыки проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области.
Способы представления и оформления результатов научного исследования.
2.3. Содержание программы дисциплины
Раздел 1. Теоретические аспекты научного исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления |
||||||||||||
Аудиторная работа |
||||||||||||
Лекционные занятия (4 часа) |
Практические занятия (8 часов) |
|||||||||||
Лекция 1. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогической направленности (4 часа) Понятие исследования психолого-педагогической направленности. Роль, направленность и содержание научных исследований в профессиональной педагогической деятельности. Методология, понятийный аппарат и организация научного исследования психолого-педагогической направленности. Проблемы, направления и содержание современных психолого-педагогических исследований. Форма проведения: обзорная лекция. Основная литература [] . Дополнительная литература [], [] и др. Интернет-ресурсы []. Методическое обеспечение лекции: — мультимедийное сопровождение; — раздаточный материал (учебные пособия «Педагогика в опорных конспектах и таблицах» и «Практическая педагогика: опорные конспекты, таблицы, схемы, карты памяти» / под ред. Р.С. Димухаметова. — Челябинск, 2009).
|
Занятие 1. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогической направленности(2 часа) Форма проведения: обсуждение по вопросам Вопросы для обсуждения 1. Понятие исследования психолого-педагогической направленности. 2. Методология (уровни, принципы, подходы) и методы психолого-педагогических исследований. 3. Организация научного исследования психолого-педагогической направленности. 4. Современные направления психолого-педагогических исследований (по Д.И. Фельдштейну). Основная литература [] . Дополнительная литература [1]. Интернет-ресурсы [] [] [] []. Методическое обеспечение: — мультимедийное сопровождение; — раздаточный материал (таблицы, схемы, карточки).
Тема 2. Основные направления профессиональных исследований психолого-педагогической направленности (2 часа). Форма проведения: круглый стол. Вопросы для выступления и обсуждения: 1. Исследования развития личности как одно из направлений психолого-педагогических исследований. 2. Биологическое и социальное в развитии личности. 3. Движущие силы и закономерности развития личности. 4. Факторы, влияющие на развитие ребенка. 5. Развитие и воспитание. 6. Дошкольник как предмет психолого-педагогического исследования: возрастные характеристики и особенности. 7. Школьник в психолого-педагогическом исследовании: младший школьный, подростковый и юношеский возраст, характеристика, особенности в развитии, трудности в воспитании. Основная литература [] . Дополнительная литература []. Интернет-ресурсы []. Методическое обеспечение: — мультимедийное сопровождение;
Тема 3. Основные направления профессиональных исследований психолого-педагогической направленности Форма проведения: деловая игра. Вопросы для подготовки к игре : 1. Детский коллектив, его сущность, функции, структура, типы. 2. Этапы, уровни и условия развития детского коллектива. 3. Теория коллектива в трудах отечественных педагогов. 4. Роль детского коллектива в развитии личности. 5. Влияние межличностных отношений на становление ребенка. Основная литература [] . Дополнительная литература []. Интернет-ресурсы []. Методическое обеспечение: — мультимедийное сопровождение; — раздаточный материал (карточки с заданиями).
Тема 4. Основные направления профессиональных исследований психолого-педагогической направленности Форма проведения: конференция. Вопросы для выступления и обсуждения: 1. Среда как фактор развития личности. 2. Социальная и образовательная среда, их характеристика и влияние на формирования личности ребенка. 3. Влияние воспитательного процесса дошкольного учреждения на становление личности ребенка. 4. Влияние процесса обучения и воспитания на социализацию школьника. 5. Роль семьи в воспитании ребенка. Основная литература []. Дополнительная литература []. Интернет-ресурсы []. Методическое обеспечение: — мультимедийное сопровождение.
|
|||||||||||
Внеаудиторная работа |
||||||||||||
Инвариантная (обязательная) часть внеаудиторной работы (12 часов) |
Вариативная часть внеаудиторной работы |
|||||||||||
Тема 1. Возрастные особенности дошкольника и школьника Задание1 (4 ч.) Написание реферата на одну из тем: «Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста», «Младший школьный возраст: характеристика, особенности, проблемы», «Социально-психологический портрет подростка», «Основные характеристики юношеского возраста, проблемы социализации» и др.
Задание 2 (4 ч.). Заполните таблицу:
Форма выполнения: письменное задание — составление таблицы. .
Тема 2. Среда как фактор социализации Задание 1 (4ч.). Школьная среда: особенности, перспективы развития в современных условиях. Форма выполнения: доклад, презентация, реферат (на выбор студента).
|
Оформление терминологического словаря по словам из терминологического минимума по разделу 1 (требования в разделе 3.4.5.) |
|||||||||||
Промежуточный контроль по разделу: работа на семинарских занятиях, выполнение и сдача самостоятельных работ
|
||||||||||||
Итоговый контроль по разделу: тест (см. методические материалы), сдача терминологического минимума по разделу 1. СЕМИНАРЫ 4х3=12 баллов САМ. РАБОТЫ 4х 5=15 баллов ТЕСТ-7 баллов Терм. диктант — 5 баллов Посещение лекционных занятий: 2балла ИТОГО 1 РАЗДЕЛ — 41 БАЛЛ |
||||||||||||
Раздел 2. Практические аспекты организации научного исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления |
||||||||||||
Аудиторная работа |
||||||||||||
Лекционные занятия |
Практические занятия (16 часов) |
|||||||||||
Не предусмотрены рабочей программой курса |
Занятие 1. Методы и техники психологических и педагогических обследований, исследований и разработок (4 часа) Форма проведения: беседа по вопросам + разработка обсуждаемых аспектов на практике по предложенной теме Вопросы для обсуждения 1. Методы психолого-педагогических исследований. 2. Теоретические методы исследования. 3. Мониторинг как метод исследования. Разработка мониторинговых мероприятий на уровне профессиональной деятельности 4. Наблюдение в психолого-педагогическом исследовании: сущность, плюсы и минусы, особенности применения. Составление плана (карты) наблюдения по заданной теме. 5. Опросные методы в деятельности исследователя (анкетирование, глубинные интервью, беседа). Разработка анкеты, опросника для беседы или интервью по заданной теме. 6. Эксперимент как эмпирический метод исследования. 7. Математические методы исследования. Основная литература: []. Дополнительная литература []. Интернет-ресурсы []. Методическое обеспечение: — мультимедийное сопровождение; — раздаточный материал (таблицы, схемы, карточки).
Занятие 2. Методы и техники психологических и педагогических обследований, исследований и разработок (2 часа) Форма проведения: защита потрфолио с методиками исследования (конкурс на лучшее портфолио). 1. Комплексные и проективные тесты, их назначение и применение в профессиональной деятельности психолого-педагогической направленности . 2. Методы организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации. 3. Современные (в том числе организационные и управленческие) методы и техники психологических и педагогических обследований, исследований и разработок. 4. Современные методы профессиональной диагностики. Основная литература: []. Дополнительная литература []. Интернет-ресурсы []. Методическое обеспечение: — портфолио с методиками.
Занятие 3. Исследование и оценка развития ребенка (2 часа) Форма проведения: обучающий семинар Текущее состояние, ресурс и потенциал развития ребенка. Критерии и способы оценки развития личности. Оценка результатов исследования развития школьника. Критерии, способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка. Методы диагностики черт и свойств личности и их реализация в профдеятельности. Основная литература: []. Дополнительная литература []. Интернет-ресурсы []. Методическое обеспечение: — мультимедийное сопровождение; — раздаточный материал (методики изучения личности). Занятие 4. Исследование межличностных отношений (2 часа) Форма проведения: обучающий семинар Межличностные отношения и их роль в развитии ребенка. Исследование межличностных контактов и общения (в том числе, в поликультурной среде) с целью их оптимизации. Средства оценки системы межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении. Методы диагностики межличностных отношений. Основная литература: []. Дополнительная литература []. Интернет-ресурсы []. Методическое обеспечение: — мультимедийное сопровождение; — раздаточный материал (методики). Занятие 5. Исследование среды. Методология и методы оценки особенностей среды и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой (4 часа) Форма проведения: обучающий семинар Социальная и образовательная среда как факторы формирования личности ребенка. Методы изучения характеристик и особенностей социальной и образовательной среды, а также степени удовлетворенности ей и напряженности в отношениях ребенка со средой. Риски и опасности социальной среды и образовательного пространства. Способы выявления факторов, влияющих на развитие ребенка. Разработка мер по снижению и профилактике негативных последствий влияния социальной и образовательной среды на социализацию дошкольника, школьника. Методы диагностики социально-психологической адаптации. Основная литература: []. Дополнительная литература []. Интернет-ресурсы []. Методическое обеспечение: — мультимедийное сопровождение; — раздаточный материал (методики).
Занятие 6. Организация научного исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогической направленности (2 часа) Форма проведения: учебная дискуссия. Принципы и навыки проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области. Способы представления результатов научного исследования. Основная литература: []. Дополнительная литература []. Интернет-ресурсы []. Методическое обеспечение: — мультимедийное сопровождение; — раздаточный материал (таблицы, схемы, карточки).
|
|||||||||||
Внеаудиторная работа |
||||||||||||
Инвариантная (обязательная) часть внеаудиторной работы (16 часов) |
Вариативная часть внеаудиторной работы |
|||||||||||
Задание 1. Создайте (одно из перечисленного, на выбор), проведите и представьте результаты анкетирования (6 часов): — анкету по изучению причин поведения употребления табачных изделий и алкоголя — опросник для беседы с респондентом — молодым человеком — на тему: «Ценностные ориентиры в жизни», «Затрудненное общение», » Агрессивное поведение», «Интернет- аддикция»; — план наблюдения за подростком, имеющим затруднения в межличностном общении; — план мониторинговых мероприятий на уровне деятельности социального педагога по решению одной из проблем; Задание 2. Написание статьи по теме курса «Особенности научного исследования профессиональной направленности» (10 часов). Задание 3. Выбрать тему для исследования или проекта, разработать и представить результаты (см. темы в методических материалах п. 3.3. ). |
Оформление терминологического словаря по словам из терминологического минимума по разделу 1 (требования в разделе 3.4.5.) |
|||||||||||
Промежуточный контроль: работа на семинарских занятиях, выполнение самостоятельных работ.
|
||||||||||||
Итоговый контроль: тестирование по 2 разделу, терминологический диктант СЕМИНАРЫ 8х3=24 баллов САМ.РАБОТЫ 3х5=15 баллов ТЕСТ — 15 баллов Т. диктант — 5 баллов ИТОГО 59 БАЛЛОВ |
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.1. Перечень литературы
3.1.1. Перечень основной литературы
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.11-25.
- Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений: учеб. пособие / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2009. — 576 с.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.26-33.
- Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие для высш. школы / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с.
- Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы : учебное пособие / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 267 с.
- Сластенин, В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе (социальная педагогика): учеб. пособие / под общ. ред. Н.А. Соколовой. – Челябинск, 2014. – 350 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.34-48.
3.1.2. Перечень дополнительной литературы
-
Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В.Столин. – СПб: Речь, 2002. – 440 с.
- Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Диагностика в работе классного руководителя с семьей / Т. Лодкина, Ф. Кевля // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 167 – 174.
- Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С. В. Духновский. – СПб. : Речь, 2010. – 141 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. – М., 2001.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
- Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. – Самара, 1998.
- Крылова, Т. Работа социального педагога с семьей группы риска / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. – 2009. – № 2. – С. 31 – 58.
- Куприянов, Р.В. Психодиагностика стресса: практикум /Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
- Лидерс, А.Г. Психодиагностическое обследование семьи / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
- Мельникова, Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учеб пособие / Н.Н. Мельникова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 57 с.
- Методика Э.Торранса // htpp://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00248.htm.
- Методика экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя (ПХЛР) // htpp://www.jdjnhotel.com.
- Методы педагогических исследований / под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М., 1979.
- Методы сбора, обработки и анализа социальной информации: лекции по курсу «Методика социологического исследования» / А.В. Седов, Т.Н. Коротова, В.Я. Шмаков. – Л.: Высш. проф. школа культуры, 1984. – С.4
- Педагогика в опорных конспектах и таблицах: учеб. пособие / под. общ. ред. Р.С. Димухаметова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. – 234 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др./ под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512 с.
- Практическая педагогика: опорные конспекты, таблицы, схемы, карты памяти: учеб. пособие / под. общ. ред. Р.С. Димухаметова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. – 241 с.
- Рабочая книга социолога / М.Н. Руткевич, В.Г. Андреенков, А.В. Кабыша и др.; редкол. Г.В. Осипов и др. – М.: Наука, 1983. – С. 276.
- Романова, Е.С. Психодиагностика: учеб. пособие /Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
- Рослякова, С.В. Педагогика в социальной работе / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 388 с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований : в помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. – М., 1986.
- Фельдшейн. Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д.И. Фельдштейн // Проблемы современного образования, 2011.№ 6. С. 8 — 22.
- Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я Каплунович. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Цыганок, И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера /И.И. Цыганок. – СПб.: Речь, 2007. – 264 с.
- Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с.
- Ядов, В.А. Социологические исследования: Методология. Программа. Методы. – М, 1973. – с.136.
- Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.
3.1.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет
- Агапов, Е.П. Методика исследований в социальной работе. – http://www.twirpx.com/file/465511/
- Веселкова, Н.В. Методы исследования в социальной работе. – http://do.teleclinica.ru/184311.
- ГОСТ 7.1. — 2003 [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=129865
- Методика исследований в социальной работе: лекции. –
- Методология и методы исследования в социальной работе. – http://studopedia.ru/2_58099_metodologiya-i-metodi-issledovaniy-v-sotsialnoy-rabote.html.
- Методология и методы педагогических исследований. – .
- Методология исследования. – http://www.bibliotekar.ru/sistema-upravleniya/9.htm.
- Методы исследований в социальной работе. – .
- Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / И.В. Носко. — Владивосток, 2003. — 131 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/985/40985/files/dvgu106.pdf
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С.215-233.
- Педагогическая диагностика [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана: http://paidagogos.com/?p=13
- Педагогическая диагностика [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана: http://profile-edu.ru/pedagogicheskaya-diagnostika-funkcii-pedagogicheskoj-diagnostiki-ee-znachenie-i-vidy.html
- Педагогическая диагностика [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана: http://lib4all.ru/base/B2590/B2590Content.php#
- Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана: http://klex.ru/3hc.
- Психологическая диагностика [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана: http://practic.childpsy.ru/diagnostics/
- Психологическая диагностика: учебное пособие [Электронный ресурс] / под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. – Загл. с экрана: http://www.psi-test.ru/pub/psy-diagnos/oglav.html
- Психолого-педагогическая диагностика учащегося [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана: .
- Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.Н. Сухов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.— 615 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8573.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Социально-педагогическая диагностика [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана: http://uchebnikionline.com/pedagogika/osnovi_sotsialno-pedagogichnoyi_diyalnosti_-_shevtsiv_zm/sotsialno-pedagogichna_diagnostika_konsultuvannya.htm.
- Социально-педагогическая диагностика[Электронный ресурс]. – Загл. с экрана: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/02/10/sotsialno-pedagogicheskaya-diagnostika
- Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.П. Фетискин и др. – Загл. с экрана: http://www.labirint.ru/books/194737/?utm_content=topadvert_2_block-name_h-list-descr_click-id_2_pin_9573214925841317836.
- Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Суркова Е.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2008.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8883.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
- Фельдшейн. Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования/ Д.И. Фельдштейн // Проблемы современного образования, 2010.№ 6. С. 10 — 20. — Режим доступа: www.pmedu.ru
- Фельдшейн. Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Режим доступа: ‘dshtein.pdf
- Фельдшейн. Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д.И. Фельдштейн // Проблемы современного образования, 2011.№ 6. С. 8 — 22. — Режим доступа: www.pmedu.ru
- Фельдшейн. Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Проблемы современного образования, 2010.№ 2. С. 5 — 12. — Режим доступа: www.pmedu.ru/
- Чернышев А.С. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности [Электронный ресурс]/ Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2005.— 190 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15515.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3.2. Основные понятия курса
Раздел 1.Метод исследования, методология, методологическая культура исследователя, предмет исследования, объект исследования, тема и проблема исследования, личность, образовательный процесс, мышление, воля, нравственность, темперамент, внимание, память, общение, межличностное общение, воспитательная среда, детство, отрочество, юность, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, уровень развития,
Раздел 2. Наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, моделирование, эксперимент, библиографический список, интерпретация результатов, средства оценивания, мониторинг, обследование, диагностика, критерий, показатель, показатели развития интеллектуального, показатели развития нравственного, оценка степени социальной напряженности.
3.3. Примерная тематика рефератов публикаций
1. Методологическая культура исследователя-психолога.
2. Сущность и содержание методологии психолого-педагогического исследования.
3. Использование проективных методик в изучении личности школьника.
4. Логические приемы исследователя.
5.Особенности социально-педагогического исследования.
6. Роль опросных методов в исследовании психолого-педагогической направленности.
8. Характеристика теоретических методов исследования, применяемых в психолого-педагогической деятельности.
9. Наблюдение как метод изучения педагогических явлений и психологических особенностей личности.
10. Особенности педагогического и психологического эксперимента.
11. Межличностные отношения в фокусе исследователя.
12. Исследование влияния коллектива на подростка.
13. Изучение роли семьи в воспитании ценностных ориентаций ребенка.
14. Изучение «Образа-Я» современного подростка.
15. Диагностика черт характера, формирующихся у дошкольника.
16. Глубинное интервью в исследовании мотивов, установок, ценностей и чувств ребенка.
17.Изучение уровня адаптированности ребенка.
18. Выбор методов исследования для исследования конкретной педагогической проблемы.
19. Проблемы реализации конкретного метода исследования (наблюдения, анкетирования, эксперимента, проективных методик и др.).
20. Социометрия в изучении межличностных связей в семье, группе сверстников и др. социальной общности.
3.4. Фонд оценочных средств для проведения итоговой и промежуточной аттестации обучающихся
3.4.1. Условия сдачи экзамена. Экзамен по курсу можно получить в течение семестра посредством работы на семинарских занятиях (не менее 80 % занятий), выполнения всех самостоятельных работ, написания теста и терминологического диктанта по каждому разделу. Студент, не получивший экзамена «автоматом», сдает его по предложенным ниже вопросам и получает отметку по критериям, представленным в таблице.
Баллы для получения экзамена «автоматом»:
80-100 баллов — «5»
70-80 — «4»
50-70 — «3»
до 50 баллов — «2»
3.4.2. Средства контроля: устный опрос на семинарском занятии; письменный опрос; самостоятельная работа; терминологичекий диктант; тестирование; отчет по выполнению индивидуального задания; собеседование по содержанию модуля и курса; коллективная творческая деятельность; работа над проектом; реферат, творческая работа; мини-зачет; игровые формы работы (проигрыванием проблемных ситуаций).
3.4.3 Тестовые задания по разделам
Раздел 1
1. Методология – это:
а) система способов и принципов организации и построения теоретической деятельности;
б) система способов и принципов организации и построения практической деятельности;
в) совокупность принципов, использованных в конкретной области знания;
г) система способов и принципов организации и построения теоретической и практической деятельности.
2. Научный документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными и практическими задачами, называется:
а) концепция;
б) рабочий план;
в) программа исследования;
г) стратегический план.
3. Совокупность специальных приемов, цель которых – наиболее рациональное использование того или иного метода, называется:
а) техника социологического исследования;
б) процедура;
в) рабочий план;
г) программа исследования
- Формулировка проблемы, определение цели и задачи исследования входит в раздел программы:
а) методологический;
б) методико-процедурный;
в) отчет;
г) рабочий план.
5. Явление или процесс, на которые направлено е исследование, называется:
а) предмет исследования;
б) объект исследования;
в) рабочая гипотеза;
г) методика.
6. Научное предположение о структуре объектов, о характере и сущности связей между явлениями – это:
а) цель;
б) методология;
в) методика;
г) гипотеза.
7. План, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программой исследования, содержащий указание календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей исследования, называется:
а) рабочий план исследования;
б) программа исследования;
в) методический план исследования;
г) прикладное исследование.
8. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности, называется:
а) репрезентативность;
б) валидность;
в) надежность;
г) точность.
9. Наука о методе, система наиболее общих принципов, подходов, методов, составляющих основу для данной науки; совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке –
а) методология;
б) технология;
в) техника;
г) моделирование.
10. Сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области с целью накопления и систематизации эмпирического материала – это:
а) процедура;
б) методика исследования;
в) техника;
г) методология.
11. Гипотезы, которые содержат не только предположения о фактическом состоянии предмета и описание причин такого состояния, но и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития данного объекта:
а) гипотезы-следствия;
б) объяснительные;
в) гипотезы-основания;
г) прогностические гипотезы.
12. Процедура истолкования, уточнения смысла понятий, которые будут применяться в ходе исследования, называется:
а) операционализация;
б) анализ;
в) обобщение;
г) интерпретация.
13. Часть генеральной совокупности, результаты эмпирического исследования которой относительно закона и параметров распределения по этим характеристикам распространяются на всю генеральную совокупность, называется:
а) объект исследования;
б) предмет исследования;
в) выборка исследования;
г) переменная.
14. В методической части программы исследования обосновывается:
а) выбор методов сбора первичной информации и определение выборочной совокупности;
б) объект исследования;
в) проблема исследования;
г) цель исследования.
15. Определение социально-педагогического исследования как специально организованного процесса познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании методах и формах деятельности социального педагога, сформулировал:
а) М.А. Галагузова;
б) Л.В. Мардахаев;
в) А.В. Мудрик;
г) В.И. Жуков.
Раздел 2
1. Система логически последовательных методологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления – это:
а) исследование;
б) анализ;
в) доказательство;
г) методология.
2. Исследование, целью которого является получение оперативной социологической информации, называется:
а) описательное;
б) разведывательное;
в) лонгитюдное;
г) полевое.
3. Для осуществления исследовательской деятельности социальный педагог должен владеть методологической культурой. Большинство авторов рассматривают ее как существенную составную часть … культуры:
а) коммуникативной;
б) личностной;
в) педагогической;
г) организационной.
4. Категория, объединяющая и формы научного мышления, и общие модели исследовательских процедур, и способы (приемы) выполнения исследовательских действий – это…
а) способ деятельности;
б) метод исследовательской деятельности;
в) моделирование;
г) методология исследования.
5. К теоретическим методам исследования не относится:
а) наблюдение;
б) анализ;
в) синтез;
г) моделирование.
6. К эмпирическим методам исследования не относится:
а) эксперимент;
б) анкетирование;
в) анализ документов;
г) моделирование.
7. Документ, содержащий серию вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезами социологического исследования, называется
а) протокол;
б) тест;
в) анкета;
г) бланк.
8. Процедура, при помощи которой объекты исследования, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы, называется
а) шкалирование;
б) измерение;
в) тестирование;
г) эксперимент.
9. Проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически на пленку:
а) беседа;
б) опрос;
в) интервью;
г) анкетирование.
10. Метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования
а) наблюдение
б) исследование
в) анализ
г) интервью.
11. Исследовательский метод количественного анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов и информации – это
а) процедура;
б) анализ документов;
в) технология;
г) контент-анализ.
12. Метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым, называется:
а) беседа;
б) сочинение;
в) анализ документов;
г) опрос.
13. Метод получения информации об изучаемом социальном объекте путем воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных), называется
а) прогнозирование;
б) моделирование;
в) эксперимент;
г) социометрия.
14.Свободное интервью в форме рассказа о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа – это
а) глубинное интервью;
б) автобиография;
в) нарративное интервью;
г) монолог.
15. Кино-, видео-, фотодокументы, картины, …, скульптура относятся к документам
а) статическим;
б) фонетическим;
в) иконографическим;
г) вербальным.
16. Вопросы в анкете, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить так, как желает, называются
а) альтернативные;
б) полузакрытые;
в) открытые;
г) контрольные.
17. Специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации, носит название
а) документ;
б) метод;
в) протокол;
г) бланк.
18. Эти документы содержат данные и суждения в числовой форме, обычно систематизированные и сведенные в таблицы, графики, схемы
а) письменные документы;
б) фонетические;
в) вербальные;
г) статистические.
19. Вопросы анкеты, применяемые для получения данных, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть, называются
а) вопрос-ловушка;
б) вопрос-фильтр;
в) вопрос-тест;
г) школьные вопросы.
20. К достоинства анкетирования не относится:
а) возможность изучать объект в естественных условиях;
б) массовость обследования;
в) легкость в обработке результатов;
г) удобный способ фиксации результатов.
21. Какое из философских направлений рассматривает обучение и воспитание как процесс приобретение ребенком индивидуального опыта?
а) неотомизм;
б) диалектический материализм;
в) прагматизм;
г) экзистенциализм.
22. Какой из конкретно-научных подходов рассматривает личность как продукт и результат общения, рождающийся и проявляющийся лишь в диалогическом общении?
а) деятельностный;
б) полисубъектный;
в) культурологический;
г) личностный.
23. Какой из перечисленных методов не относится к группе методов опроса?
а) разговор;
б) беседа;
в) интервью;
г) анкетирование.
24.Уровнями методологии являются:
а) общая методология и единичная методология;
б) философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический;
в) специальная методология и методика;
г) философский, конкретно-научный, технологический и практический.
25. Одним из критериев качества педагогических исследований является значимость теоретическая и:
а) практическая;
б) технологическая;
в) прогностическая;
г) конструктивная.
3.4.4. Требования к выполнению индивидуальных заданий
Написание теста по каждому разделу (модулю) и сдача всех индивидуальных заданий является обязательной.
Форма отчетности выбирается студентом. Допускается сдача индивидуального задания досрочно (+ 1 балл).
Критерии оценивания видов деятельности студента:
Устное выступление на семинарском занятии
(максимальный балл – 3):
Баллы снимаются за отсутствие каждого пункта:
— изложение материала без опоры на печатный/письменный текст 1 |
1 |
— ясное изложение основных положений, определение ключевых 0,5 понятий |
0,5 |
— полнота раскрытия темы 0,5 |
0,5 |
— соблюдение языковых норм, грамотность речи 0,5 |
1 |
— логичность, последовательность раскрытия темы 0,5 |
0,5 |
0,5 |
Баллы добавляются за:
— подготовку презентации к выступлению 1
— подготовку раздаточного или
иллюстративного материала к выступлению 1
Письменное задание реферативного типа – доклад, реферат, сообщение, обзор
(максимальный балл – 5):
— нет фактических ошибок |
1 |
|
— полнота изложения материала |
1 |
|
— логическая стройность и последовательность |
1 |
|
— использование нескольких источников |
1 |
|
— цитирование |
1 |
|
Исследовательское задание (проект), публикация (максимальный балл – 5) — наличие всех необходимых компонентов исследования (публикации) — обоснование актуальности , теоретической и практической значимости — новизна представленных идей — композиционная стройность, последовательность — соответствие требованиям по оформлению работы Викторина (максимальный балл – 5) — широта охвата темы — корректность формулировки вопроса — отсутствие фактических ошибок в ответах -наличие вопросов повышенной сложности (из дополнительных источников) — оригинальность вопроса Презентация (максимальный балл – 5) — полнота изложения материала — логическая стройность и последовательность — сжатие важного для раскрытия темы, материала -использование нескольких источников — корректность оформления (наличие заголовков, языковая грамотность, цвет) Анализ статьи (максимальный балл – 5) — полное понимание позиции автора — ссылка на других авторов — выделение нескольких критериев оценивания — наличие собственной точки зрения по проблеме (относительно авторской) |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 |
3.4.5. Требования к оформлению терминологического словаря
1) Словарь должен быть оформлен в рукописном варианте в специальной тетради, подписанной ее составителем.
2) Слова могут быть записаны в алфавитном порядке или разделены на тематические группы (по ходу изучения тем лекций и семинаров).
3) Словарь должен иметь следующую структуру:
Термин |
Его значение |
Автор |
Источник |
Страница |
1. |
3.4.6. Вопросы к экзамену
1. Методология научного исследования, ее уровни.
2. Философский уровень методологии психолого-педагогического исследования.
3. Системный подход как общенаучная методология психолого-педагогического исследования.
4. Конкретно-научная методология педагогического и психологического исследования.
5. Организация и логика исследования психолого-педагогической направленности.
6. Программа психолого-педагогического исследования.
7. Методы психолого-педагогического исследования.
8.Методологическая культура исследователя.
9. Общетеоретические методы исследования.
10. Эмпирические методы исследования.
11. Анализ и синтез в научном исследовании.
12. Индуктивный и дедуктивный методы исследования.
13. Сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, моделирование и др. методы теоретического исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогической направленности.
14. Исторический и логический методы в исследовании. Сравнительно-исторической метод.
15. Наблюдение как основной метод накопления научного материала.
16. Опросные методы: сущность, различия, положительные и отрицательные черты.
17. Методы изучение документации, опыта работы.
18. Эксперимент как метод исследования.
19. Математические методы, их роль в исследовании.
20. Этические аспекты психолого-педагогического исследования.
21. Закономерности развития человека в разные возрастные периоды: дошкольное детство.
22. Закономерности развития человека в разные возрастные периоды: младший школьный возраст.
23. Закономерности развития человека в разные возрастные периоды: подростковый возраст.
24. Закономерности развития человека в разные возрастные периоды: юношеский возраст.
25.Закономерности психической регуляции поведения.
26. Индивидуальная траектория развития учащегося и способы ее определения в образовательном процессе.
27. Способы исследования интеллектуального развития ребенка.
28. Способы изучения волевого развития личности.
29. Способы исследования нравственного развития ребенка.
30. Показатели интеллектуального, нравственного и волевого развития личности.
31. Методы оценки отношений ребенка со средой (социальной и образовательной).
32. Оценка степени социальной напряженности в отношении ребенка с образовательной средой.
33. Способы оценки текущего состояния в развитии ребенка.
34. Оценка ресурсов и потенциала развития учащегося: способы и критерии оценивания.
35. Исследование межличностных контактов.
36. Способы исследования межличностного общения в группе.
37. Изучение коммуникативных способностей ребенка (школьника или дошкольника).
38. Наблюдение особенностей взаимодействия в семейной среде.
39. Наблюдение и особенности его организации в образовательной среде.
40. Способы представления результатов научного исследования психолого-педагогической направленности.
3.4.7. Критерии оценивания знаний студентов на экзамене
№ |
Критерии |
Уровень знаний и умений |
|||
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Неудовл-но |
||
1. |
Владение понятийным аппаратом |
Свободно владеет понятийным аппаратом, умеет использовать его в анализе социально-педагогических процессов |
Владеет понятийным аппаратом, но при использовании его допускает неточности |
В основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании |
Не владеет понятийными категориями по предмету |
2. |
Установление функциональных связей и зависимостей |
Умеет выявлять и объяснять функциональные связи и зависимости |
Допускает незначительные ошибки в выявлении функциональных зависимостей |
Испытывает определенные затруднения при выявлении функциональных зависимостей |
Не умеет выявлять функциональные связи и зависимости |
3. |
Связь теории с практикой |
Иллюстрирует теоретические положения примерами из педагогической практики |
Приводит примеры из учебной литературы |
Испытывает затруднения в приведении примеров |
Не может привести примеры |
4. |
Владение содержательным материалом по теме |
Знание и свободное владение материалом по теме |
Незначительные неточности в изложении материала |
Испытывает затруднения в изложении материала |
Незнание материала |
5. |
Логичность изложения материала |
Свободное владение речью, логичное, связное изложение материала |
Допускаются незначительные ошибки в изложении материала, установлении логических связей |
Испытывает затруднения в изложении материала, возникают проблемы в установлении логических связей |
Отсутствие логики в изложении материала |
Отметка «отлично» ставится в том случае, если по четырем из пяти критериев ответ оценен на «отлично» и по «одному» – «хорошо».
Отметка «хорошо» – если по четырем критериям ответ оценен не ниже, чем на «хорошо» и по двум – «удовлетворительно».
Отметка «удовлетворительно» – если по четырем критериям не ниже «удовлетворительно» и по одному – «неудовлетворительно».
Отметка «неудовлетворительно»– если по двум и более критериям – «неудовлетворительно».
3.5. Перечень образовательных(в том числе информационных) технологий
Технология модульного обучения – предполагает усвоение материала крупным блоком в рамках модуля (раздела), который имеет свои цели, объем материала для усвоения, планируемые формы и виды деятельности, текущий и итоговый контроль; реализация основывается на единстве обязательных форм занятий деятельности и самостоятельной работы обучающихся.
Технология развивающего обучения – доминирующая направленность на достижение развивающих целей – направленность на развитие мыслительных и познавательных способностей обучающихся.
Технология исследовательской направленности (исследовательская, проектная) – основной целью является овладение обучающимися основными способами познания (планирование исследовательской деятельности и ее осуществление – наблюдение, сбор данных и их анализ, аргументация, обобщение, оценка и интерпретация результатов).
Комммуникативно-диалоговая технология – процесс обучения организуется как обсуждение проблем, поиск и аргументация, оценка и принятие решения в общении (устное воспроизведение изучаемых явления, построение умозаключений, обмен знаниями с партнерами, осмысление чужой точки зрения, выработка оценочных заключений, общей точки зрения.
Интерактивные технологии: интерактивная экскурсия, кейс-технология, видеоконференция, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, работа фокус-группы, деловые и ролевые игры, сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций), учебные групповые дискуссии, тренинги.
3.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Реализация данного раздела предполагает обязательное использование в рамках учебного процесса мультимедийной установки (компьютер, проектор, экран и сопутствующее оборудование).
Приложение 1
Краткая характеристика письменных форм самостоятельной работы студентов
Эссе – жанр сочинения, в котором главную роль играет передача впечатлений, раздумий, ассоциаций о прочитанном, увиденном. для эссе характерна свободная форма изложения материала, отсутствие систематичности, фрагментарность.
Отзыв о прочитанной статье выражает оценку, взгляды, интересы автора отзыва. Характер этой оценки определяется его кругозором, развитием, интересами. Отзыв может включать в себя пересказ прочитанного (но не сводиться к этому), содержать мысли, возникшие на основе прочитанного, и отражать аргументированную оценку достоинств и недостатков этого текста.
Сравнительный анализ понятий – форма письменной работы студента, предполагающая рассмотрение основных понятий темы, взятых из различных источников, предложенных различными авторами. Сопоставление понятий осуществляется на основе содержательных признаков (полноты, точности, конкретности, особенностей).
Необходимо определить, что в конкретном понятии специфичного, особенного по сравнению с остальными и на этой основе их сгруппировать (разделить на группы по одному из признаков), классифицировать. Для написания работы можно использовать клише:
— с точки зрения такого-то автора в данном определении должно быть…
— в словаре…данное понятие определяется как…
— автор (такой-то) понятие «…» трактует как…
— в отличие ( в сравнении) от определения В.И. Санникова в энциклопедии «…» данное понятие рассматривается в следующем ключе ( с иной позиции) ….и др.
Реферат — форма письменной работы, предполагающей раскрытие темы для самостоятельного изучения. Реферат представляет собой систематическое изложение рассматриваемой проблемы, предполагает привлечение нескольких литературных источников, включение в работу цитирования, анализа и оценки рассматриваемой проблемы. Структура реферата: титульный лист ( см. Приложение 4), оглавление, введение, структурированное изложение материала (несколько разделов, глав и т.п.), заключение (выводы по изученной проблеме), список использованной литературы.
Доклад, сообщение – форма письменной (устной) работы, заключающейся в изложении выбранного вопроса или проблемы в более, нежели реферат, сжатом виде. В нем может быть рассмотрен один из аспектов проблемы. Доклад должен содержать анализ изученной по данному вопросу литературы, а также собственную позицию, оценку проблемы.
Обзор литературы по проблеме предполагает рассмотрение 3-4 научных статей, монографий, учебников, в которых раскрывается интересующая студента проблема. В обзоре не стоит увлекаться пересказом содержания прочитанных статей, а необходимо уделить больше внимания на анализ, сравнение различных точек зрения на проблему.
Викторина – одна из предлагаемых для студентов форм самостоятельной работы, представляющая собой составление собственных вопросов по изучаемой теме как по данным источникам, так и по дополнительной литературе. Ценны вопросы на сравнение понятий, на анализ фактов, на сопоставление, вопросы повышенной сложности.
Презентация – форма самостоятельной работы студента, предполагающая использование ИКТ для оформления своего сообщения. Презентация должна быть содержательной, логично выстроена, качественно оформлена. Она может содержать текст, рисунки, графики, таблицы, иллюстрации, содержательно необходимые для выступления.
Анализ статьи предполагает критическую оценку позиции автора с точки зрения законов, традиций (традиционного подхода к данному вопросу).
В анализе необходимо оценить актуальность выбранной темы, аргументированность, доказательность позиции автора, новаторство-традиционность, оригинальность в изложении и содержании и др.
Исследовательская работа, проект — одна из сложных форм самостоятельной работы, предполагающих
Приложение 2
Оформление титульного листа реферата
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра социальной работы, педагогики и психологии
РЕФЕРАТ
«Профессионально-этический кодекс социального работника:
сущность и структура»
Выполнила:
студентка 4 курса
факультета социального образования , гр. …..
Иванова Наталья Сергеевна
Проверила: канд. пед. наук.,
доцент кафедры СРПиП
Рослякова С.В.
Челябинск 2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогической направленности
направление подготовки: 44.04.02 — Психолого-педагогическое образование
магистерская программа: Социальная психология и педагогика
Составитель: к.пед.н., доцент Рослякова С.В.
34