УСР 1 (ПСИХОЛОГИЯ)

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет физической культуры»

Институт туризма

­

УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы педагогики и психологии»

на тему «Эмоции и психические состояния личности»

Выполнила:

Студентка 423 группы

Сеч Анна Анатольевна

Минск 2013

СОЖЕРЖАНИЕ:

  1. Общее понятие об эмоциях………………………………………………..3
  2. Психологическая структура эмоций………………………………………5
  3. Классификация эмоций……………………………………………………8
  4. Формы эмоционального состояния……………………………….………9
  5. Понятие о психологических состояниях…………………………………11
  6. Регуляция и саморегуляция психических состояний…………………..12

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

Эмоции отличаются следующими особенностями.

Субъективный характер. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный, субъективный характер и существенно отличается от осознания тех объективных связей между вещами, которые устанавливаются в процессе познания окружающего мира.

Взглянув в окно, мы видим, что сад покрыт снегом, и устанавливаем связь между появлением снега и временем года в суждении «наступила зима». Эта связь между объектами внешней действительности установлена нами в процессе мышления.

Но, отразив путем мышления эту объективную связь, один человек может испытать чувство радости, что наступила зима, а другой, наоборот, чувство сожаления, что кончилось лето. В этих различных чувствах выражается субъективное, личное отношение людей к объективной действительности: одним данный предмет или событие нравится и вызывает у них чувство удовольствия, другим тот же самый предмет или событие не нравится и вызывает неудовольствие.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... во времени. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или ... имеет деструктивный характер, снижая ее способности к организованности и адекватной оценке действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей. Стресс. Они возникают, ...

Крайнее многообразие качественных особенностей. Следующий, довольно неполный перечень эмоциональных состояний, поскольку они получили выражение в речи человека, позволяет судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций:

  • чувство голода , жажды, приятного вкуса, наслаждения, отвращения, чувство боли, вожделения, обладания, половое чувство;
  • чувство решительности, уверенности в своих силах, беспечности, безопасности, смелости, храбрости, отваги, мужества, чувство риска;
  • чувство самоудовлетворения, тщеславия, честолюбия, самомне­ния, наглости, бесстыдства, надменности, чувство превосходства, гордости, тщеславия, презрения, снисхождения;

Пластичность.Одна и та же по своему качеству эмоция, например радость или страх, может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Человек может испытывать радость при встрече с другом , в процессе интересующей его работы, любуясь величественными картинами природы, наблюдая веселые и непринужденные игры детей, читая книгу и т.п.- но все эти проявления радости очень различны по своему качеству и степени.

Связь с внутриорганическими процессами. Эта связь имеет двоякий характер: 1) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций, 2) все без исключения эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях. Тесная связь эмоций с процессами жизнедеятельности организма была подмечена очень давно. Еще Декарт, говоря об эмоциях (любви, ненависти, желания, радости и печали), утверждал что «все они относятся к телу и даны душе только постольку, поскольку она связана с телом». Эмоции сигнализируют обо всем том, что полезно и что вредно для тела, и непосредственно побуждают человека к деятельности, направленной на сохранение целостности его организма и поддержание жизни. Вместе с тем эмоции, будучи связаны с усилением и ослаблением кровообращения, оказывают большое влияние и на работу мозга: «эмоции оказывают на мозговую циркуляцию (крови) гораздо более заметное действие, чем даже очень энергичная умственная работа» (Moceo).

Связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом, сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде. Поскольку в своих взаимоотношениях со средой человек пассивно испытывает изменения, вызванные в нем внешними воздействиями, его эмоции приобретают характер эмоциональных состояний; когда же эмоции связаны с активными проявлениями личности и выражаются в деятельности, направленной на изменение среды, они выступают как отношения к внешней действительности. И эмоциональные, отношения и эмоциональные состояния всегда испытываются человеком как его непосредственные переживания, которые при всей своей действенности и огромной роли в жизнедеятельности человека часто остаются неосознанными, составляя глубинные основы его личности, его склонностей, интересов, темперамента и характера.

9 стр., 4303 слов

Педагогический процесс формирования представлений об органах чувств человека

... проблемы, определение логики воспитательно-образовательной работы по формированию представлений об органах чувств человека у старших дошкольников. Таким образом, актуальность темы подтверждается объективной важностью ... через овладение определенным объемом знаний и осознание важности самостоятельной активной деятельности по сохранению и укреплению здоровья. При этом следует учитывать актуальную ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭМОЦИЙ

Эмоции отличаются сложной структурой, какими бы элементарными они ни представлялись нам на первый взгляд.

Трехмерная теория чувств Вундта. Долгое время в психологии господствовало мнение, что эмоциональные переживания характеризуются наличием только двух полярных и взаимно исключающих друг друга субъективных состояний — удовольствия или неудовольствия. Выдающийся немецкий психолог XIX века В. Вундт нашел, что такое деление не отражает всей сложности психологической структуры эмоций. Он выдвинул теорию, по которой эмоции характеризуются тремя качествами или «измерениями» — удовольствием или неудовольствием, возбуждением или успокоением и напряжением или разрешением (освобождением от напряжения).

Каждое из этих трех «измерений» наличествует в эмоции не только как определенное по качеству субъективное состояние, но и в различных степенях интенсивности — от эмоционального нуля (состояние безразличия) до высших степеней интенсивности данного качества. Благодаря тому, что эмоции по своей психологической структуре являются многообразием трех «измерений», из которых каждое может непрерывно и в широких пределах изменяться по степени своей интенсивности, получается бесконечное разнообразие эмоциональных состояний и их оттенков.

Заслугой Вундта следует признать то, что он отошел от традиционного взгляда на структуру эмоций, как состоящих только из вариаций одного «измерения», выдвинул вопрос о сложности психологической структуры эмоций и указал на наличие в эмоциональных процессах и состояниях важных для жизни и деятельности человека особенностей, кроме удовольствия и неудовольствия.

Удовольствие и неудовольствие. Эти непосредственно известные каждому человеку субъективные переживания составляют психологическую основу эмоциональных процессов: без удовольствия или неудовольствия не может быть эмоции. Они могут быть разной степени — от очень большой радости до слабого чувства приятного и от легкого неудовольствия до сильного горя, но они обязательно должны быть, в противном случае эмоция перестанет быть сама собой.

Удовольствие и неудовольствие испытываются человеком в связи с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей и интересов. Они выражают положительное или отрицательное отношение человека к явлениям окружающей действительности, а также к собственным поступкам и деятельности.

Именно благодаря элементам удовольствия или неудовольствия эмоции выступают как сильнейшие побуждения к действию. Например, удовольствие от выполняемой деятельности сопровождается уверенностью в собственных силах и способностях и побуждает человека к еще более энергичной и успешной работе. Неудовольствие вызывает стремление избежать того, что связано с этим чувством, часто оно вызывает усиленный прилив энергии и побуждает человека на борьбу с обстоятельствами, доставившими ему неудовольствие.

18 стр., 8801 слов

Отличие эмоций человека от эмоций животного

... и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. [14, c.1556] Другие называют эмоциями такие чувственные переживания человека, характерными примерами которых являются страх, ... эмоций (осознанные - неосознанные), отношение к состоянию активации (активизирующие - успокаивающие), их объект (направленные «на себя» - направленные «вовне»­), их длительность (краткие - длительные), их интенсивность ...

Не всегда, однако, удовольствие и неудовольствие играют положительную роль. Нередко чувство удовольствия вызывает самоуспокоенность и ослабление энергии, а неудовольствие побуждает к уходу от трудностей, к прекращению борьбы.

Возбуждение и успокоение. Многие эмоции характеризуются большей или меньшей степенью нервного возбуждения. В одних эмоциях, например в состоянии гнева, это возбуждение проявляется интенсивно и ярко; в других, например при слушании мелодичной музыки, в слабой степени, иногда снижаясь до состояния спокойствия.

Состояния возбуждения и успокоения не только придают характерный отпечаток выполняемой человеком деятельности, но и необходимы для ее лучшего выполнения. Эти качественные особенности эмоций имеют большое значение и при занятиях физической культурой и спортом.

Все физические упражнения связаны с эмоциями, характеризующимися различными степенями возбуждения и успокоения. Например, быстрый бег сопровождается сильным эмоциональным возбуждением.

Во время урока физической культуры преподаватель может предложить учащимся игру и тем не только доставить им определенное удовольствие, но и вызвать у них требуемую степень эмоционального возбуждения. Во время игры учащиеся возбуждаются, ведут себя шумно, оживленно, их глаза блестят, лица румянятся, движения становятся более быстрыми и энергичными. Когда же урок физической культуры подходит к концу, после чего должны наступить занятия другими предметами, преподаватель предлагает учащимся спокойные, размеренные движения, чтобы снять излишнюю степень эмоционального возбуждения и привести их организм в спокойное состояние.

Напряжение и разрешение. Эти состояния характерны для эмоций, испытываемых в сложных видах деятельности, связанных с ожиданием наступления важных для человека событий или обстоятельств, в которых ему придется действовать быстро, энергично, преодолевая значительные трудности, иногда сознавая опасность предстоящих действий.

Эмоции напряжения и разрешения часто проявляются в спортивной деятельности, обнаруживаясь наиболее ярко в спортивных соревнованиях. Они переживаются как напряженное ожидание определенных событий и действий. Например, на старте, ожидая сигнала к бегу, спортсмен переживает сильное эмоциональное состояние напряжения. Внешне это состояние выражается в собранности, как бы в скованности всего тела, в отсутствии резких движений, в замедленном дыхании и т. д., хотя внутренне спортсмен находится в состоянии очень большой активности. Эмоция напряжения в этом отношении противоположна состоянию возбуждения, во время которого человек внешне проявляет себя очень бурно, совершает резкие, порывистые движения, громко говорит и т. п.

Обратными чертами характеризуется эмоция разрешения от напряжения. Когда напряженно ожидавшийся сигнал к бегу подан, напряжение сменяется эмоциональным состоянием освобождения от только что бывшего напряжения. Эмоция разрешения внешне выражается в усиленной активности: в момент сигнала спортсмен делает резкий энергичный рывок вперед, только что наблюдавшаяся скованность движений мгновенно сменяется быстрыми движениями максимальной интенсивности, сдерживаемая до этого момента мышечная энергия освобождается и проявляется в движениях большой интенсивности.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...

... время  принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.     2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые ... bsp;      &людьми: 3. Эмоции и эмоциональная система: 4. Выражение чувств и эмоций: 5. Вывод: 6. Список ...

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

Представляя собой группу очень сложных и многообразных психических явлений, эмоциональные переживания с трудом поддаются общему анализу. В связи с этим в психологии до сего времени не создано общепризнанной классификации эмоций.

Существующие попытки такой классификации часто исходят всего лишь из разного понимания относящихся к данной проблеме терминов. Так, по мнению одних, термин «эмоция» должен быть отнесен только к простейшим эмоциональным состояниям, связанным с удовлетворением или неудовлетворением элементарных органических потребностей, а термин «чувства» — к субъективным переживаниям, источником которых являются высшие потребности человека, возникшие в процессе исторического развития человеческого общества. Другие, наоборот, чувствами называют элементарные процессы, а эмоциями — сложные комплексы, состоящие из чувств и ощущений. Третьи рассматривают чувства как устойчивые субъективные переживания, «укоренившиеся особенности человека», а эмоции лишь как особую форму непосредственного переживания чувств, например состояние наслаждения, восхищения, возмущения. Четвертые считают характерным для эмоций, в отличие от чувств, их яркое внешнее выражение, сближая их с аффектами, и т. д.

Подобные попытки опираются не на сколько-нибудь объективный анализ признаков, присущих эмоциям и чувствам, как качественно особым психическим процессам, а всего лишь на привычное, ставшее в известных кругах традиционным употребление психологических терминов в том или другом их значении.

Эмоции могут быть более удачно разделены на составляющие их виды в зависимости от характерных для них признаков длительности и интенсивности психического переживания. При этом термин «эмоции» («эмоциональное состояние», «эмоциональное переживание») употребляется как родовое понятие, обозначающее все психические процессы и состояния данной группы, а отдельными классами или видами эмоций будут настроения, чувства (в свою очередь подразделяемые на ряд видов в зависимости от содержания эмоционального переживания) и аффекты.

Наряду с этой общей классификацией все эмоции (и настроения, и чувства, и аффекты) в зависимости от того влияния, которое они оказывают на жизнедеятельность организма и общий тонус психических переживаний личности, могут быть подразделены на два вида — стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (понижают жизнедеятельность).

ФОРМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Существуют многообразные формы эмоциональных состояний человека. Эмоции можно классифицировать по разным параметрам. Наиболее распространенной является классификации по интенсивности, продолжительности (аффекты, чувства, собственно эмоции, настроение, страсть) и по качеству (грусть, страх, удивление, радость и т. д.).

5 стр., 2070 слов

Характер определяет особенности поведения человека, а не эмоции!

... самоанализу и появлению навязчивых состояний. Человек с этим типом ... в поведении различных проявлений психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых. ... общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты — ... человека, а не эмоции!   Впервые слово ХАРАКТЕР применил ТЕОФАСТ в 3 веке. Тогда под характером понимали нравственный кодекс человека, ...

1. Аффект – это сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее человека и определяющее единую реакцию на ситуацию в целом. Аффект возникает в условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Он возникает в конце действия. В состоянии аффекта происходит сужение сознания, поэтому осознание происходящего недостаточно, неадекватно. Аффект практически неуправляем.

2. Собственно эмоции или эмоции в узком смысле слова – это непосредственное переживание, сопровождающие жизненно важные воздействия, это реакция животных и человека на воздействие внешних раздражителей, связанная с удовлетворением биологически значимых потребностей. Эмоции возникают в начале ситуации в отличие от аффекта. Они слабо выражаются во внешнем поведении. С. Рубинштей выделил три класса эмоций: органические (связанные с удовлетворением потребностей нашего организма: голода, сексуальных потребностей); предметные (связаны с обладанием определенных предметов и занятиями отдельными видами деятельности: например, радость труда и пр.) и духовные, нравственные эмоции (например, сострадание).

Кроме того, выделяют формы эмоциональных состояний по их качеству:

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности;

Удивление – эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства; 

Страдание – отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей; 

Гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляет собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели; 

Страх — Отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия;

Стыд — Состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам.

3. Чувства — относительно устойчивые переживания, имеющие ярко выраженный предметный характер, они возникают в результате обобщения эмоций. Не может быть чувства, безотносительно к какому – либо объекту.

По степени обобщения выделяются:

1) Предметные чувства.

2) Обобщенные чувства (чувства юмора, возвышенного, трагического).

3) Абстрактные чувства, выражающие мировоззренческие установки. В зависимости от направленности чувства делятся на:

1) моральные (радость, зависть, сострадание)

2) интеллектуальные (сомнение, любопытство, удивление)

3) эстетические (восхищение, наслаждение, отвращение)

4) практические (серьезность, озабоченность).

Как бессознательная оценка личностью того, как в настоящий

4. Настроение — это длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Настроение не предметно, а личностно – это «разлитое» общее состояние. Настроение возникает момент складываются обстоятельства.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... них отрешиться, и обычно первое побеждает... Дневное психическое состояние человека накладывает на сны свой отпечаток, но решающее значение ... напряженна там жизнь. Все чувства вибрируют привычно ответно на тонкие воздействия. Хорошо, когда чувства утонченны и внетелесны. Ночь ... три-четыре метра. Явление напоминало мои первые внетелесные переживания, протекавшие в непосредственной близости от тела. В ...

5. Страсть — это устойчивое, глубокое, сильное переживание, которое охватывает человека. Страсть есть единство эмоций и воли, когда стремление преобладает над чувствованием.

ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

В повседневной жизни нередко можно услышать о состоянии безразличия, тревоги, радости, спокойствия, возбуждения и т.п. Чередование подобных состояний, собственно, и составляет процесс самой жизни. Человек всегда находится в каком-то психическом состоянии. Психическое состояние — относительно устойчивое психическое явление, отражающее особенности функционирования психики человека на ограниченном отрезке времени.

Психическое состояние нельзя рассматривать как некую «остановку» в работе психики человека. Наоборот, это результат динамики психических процессов, специфики их протекания и взаимодействия на данном отрезке времени. Психические состояния — явления реактивные, так как возникают под воздействием внешних или внутренних факторов. При всем разнообразии мнений относительно сущности психических состояний представляется наиболее приемлемым, что психические состояния есть следствие реакции на эти факторы всей личностной системы человека, а не только тех или иных отдельных структур его организма. Иными словами, это реакция личности в целом.

В этой связи часто говорят не о психическом состоянии личности, а об ее общем функциональном состоянии — общей, интегральной характеристике функционирования мозга, отражающей общее состояние его многочисленных отделов. Функциональное состояние характеризует те свойства личности человека, от которых зависит результативность его деятельности в данное время. Оно обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы, характером и значимостью для человека выполняемой деятельности, отношением человека к самому себе, характеристиками текущей ситуации и среды, волевыми качествами и др. Все это позволяет сказать, что функциональное состояние включает субъективную (внутреннюю) и объективную (внешнюю) стороны. При этом определяющую роль в формировании того или иного функционального состояния играет субъективная сторона, которая обеспечивает мотивационную сторону поведения и деятельности человека.

РЕГУЛЯЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Регуляция психических состояний осуществляется через лечение (психиатрия), а также с помощью оказания психологической помощи и поддержки. Психологическая помощь и поддержка, в отличие от психотерапии, осуществляется не врачами-психотерапевтами, а практическими психологами путем анализа психики клиента, индивидуальных и групповых консультаций, а также тренингов. Методы психологического воздействия. Метод предъявления моделей — основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в качестве образцов: поведения других людей, персонажей кинофильмов, художественной литературы, сказок, притч, анекдотов. Дискуссия — обсуждение каких-либо проблем клиента с целью нахождения оптимальных решений. Главным механизмом психологического воздействия здесь выступает убеждение – процесс воздействия на сознание силой логических доказательств. Тренинг — метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на изменение и развитие уже существующих. В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика. Психическая саморегуляция основана на произвольном управлении своим собственным психическим состоянием. Она предполагает наличие или выработку соответствующих умений, в том числе умений психопрофилактики и психогигиены. Для студента, например, это следующие умения: — умение преодолевать в себе излишнее беспокойство; чувство неуверенности, страха и тревоги, нерешительности и скованности на семинарах, экзаменах, зачетах; — умение предупреждать и снимать стрессовые проявления, излишнее напряжение и волнение; — умение мобилизовать свою волю или внутренние силы для создания рабочего настроения, необходимого самочувствия; — умение контролировать темп и тон своей речи, дыхания, мышечного напряжения и т.п.; — умение производить разрядку в сменяющих учебу видах деятельности: физический труд, физкультура, дискотека, кино, художественная литература и т.д. В практической психологии разработаны различные методики психофизической саморегуляции. Наиболее известной из них является аутогенная тренировка. В плане психофизической саморегуляции могут быть полезны книги американского психолога и педагога Дейла Карнеги, других психологов, а также специальные методические рекомендации, разработанные для этих целей.

2 стр., 848 слов

восприятие человека как высший психический познавательный процесс.

... работы – изучить творческую природу восприятия. Объект исследования – восприятие человека как высший психический познавательный процесс. Предмет исследования – творческая природа восприятия. Цель конкретизирована ... совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анали-заторов. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=ponyatie-o-emociyax
  2. http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=psyhologicheskaya-struktura-emociy
  3. http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=klassifikaciya-emociy
  4. http://psyera.ru/ponyatie-psihicheskogo-sostoyaniya-698.htm
  5. http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=818