Уральский гуманитарный институт 5

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Практикум

Екатеринбург, 2009/10

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Утверждено

заседанием кафедры

протокол № ____ от

заведующий кафедрой

_____________ И.С. Алферова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Практикум

Екатеринбург, 2009/10

Практикум подготовлен

Уральским гуманитарным институтом

Утвержден Научно-методическим советом УрГИ

Составитель: к.пс.н., доцент Алферова И.С.

Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Кузьмина О.В.

При составлении данного Практикума были использованы следующие материалы:

  • Гамезо, М.В. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М., 2004.
  • Сапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии: учебное пособие: доп. М-вом образования РФ / Е. Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  • Сонин, В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения / В.А. Сонин. – М., 2007.
  • Хозиев, В.Б. Сборник задач по психологии / В.Б. Хозиев. – М., 2000.

© Уральский гуманитарный институт

7 стр., 3300 слов

Планы семинарско – практических занятий Психология (Раздел «Общая ...

... 454- 465. 8. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 2002. – С.123- 134. Тренинг - практикум 6. План 1.Цель: развитие коммуникативных навыков и ... методы исследования в деятельности педагога современной школы? Литература: 1. Атлас по психологии /Под ред Гамезо., Домашенко.М. 2002. 2.Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - М., 1995. ...

2009/10 г.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 10

Тема. Развитие методологии науки. Уровни методологического знания 10

Тема. Теоретическое и категориальное в системе науки 12

Тема. Категория действия и мотива в психологии 17

Тема. Системный подход в психологии 20

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКУМЫ 24

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Методологические основы психологии» федерального компонента цикла ОПД.Ф.10 ГОС ВПО второго поколения по специальности 020400 «Психология» предназначена для изучения студентами всех форм обучения.

Актуальность: Существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизни общества, современные тенденции обновления образовательного процесса оказывает влияние на развитие психологической науки и практики. Формирование знаний в области методологических основ психологии является важной составляющей психолого-педагогической подготовки специалистов образования.

Будущий специалист должен освоить категориальный и понятийный аппарат психологии, объяснительные принципы психологии, овладеть системой анализа субъекта. Новая образовательная парадигма в качестве приоритета высшего образования рассматривает ориентацию на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития.

Цель курса:дать студентам обобщенное представление об основных философско-методологических проблемах психологической науки, направленное на формирование у них профессионального психологического мышления.

Задачи курса:

— раскрыть философско-методологическое содержание основных категорий современной психологии;

— сформировать у студентов потребность в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;

— раскрыть принципиальное единство философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира специалиста-психолога.

По изучению дисциплины студент должен знать:

— общие методологические основания психологии;

— понятие и содержание теоретической психологии и ее категориального строя;

— концепции и содержание процесса психологического познания;

— историческое происхождение, представителей, логику и содержание основных объяснительных принципов психологии: принципа детерминизма, развития и системности;

— историческое происхождение, представителей, логику и содержание ключевых методологических проблем психологии: психофизической, психофизиологической и психогностической, а также основных методологических проблем современной психологии и логику их исторического рассмотрения в психологической науке;

— виды и содержание общенаучных парадигм;

— основные категории психологии, их сущность и толкование.

Студент должен уметь:

— провести теоретический анализ категориальной системы психологического знания от любой ее точки, а также конкретных категорий по теме собственного научного исследования,

— представить альтернативные взгляды на методологические проблемы психологического познания, уметь приложить полученные знания к конкретным общепсихологическим проблемам,

— обозначить взаимосвязь теоретических, историко-психологических и прикладных вопросов психологии.

Содержание практических работ направлено на формирование у студентов способности психологического объяснения конкретных случаев. Материал задач может служить, с одной стороны, иллюстрацией к тому или иному положению, с другой, углубляет понимание теоретического вопроса.

Для решения задач необходимо:

  1. Установить специфику условия задачи (теоретическая или практическая).
  2. При теоретической специфике, решение связано с опорой на конкретные теории, концепции, в которых содержится готовая информация о решении, или связанная с решением. При практической специфике необходимо выбрать один из способов решения проблемных задач.
  3. Выбрать способ решения задачи из следующих вариантов:

* выбрать решение типичное для подобного рода условий и проблем, осуществить его, проверить правильность;

* установить причину проблемы и её следствие, устранить причину, дать анализ следствиям и их решениям;

* подобрать конкретный метод, методику или комплексный инструментарий, позволяющий качественно и количественно оценить проблему, исходя из полученных результатов и их интерпретацию, выработать решение.

Курс «Методологические основы психологии» включает практические занятия по следующим темам: Развитие методологии науки. Уровни методологического знания; Теоретическое и категориальное в системе науки; Категории действия действия и мотива в психологии; Системный подход в психологии.

Рабочая программа Очная форма

Наименование темы

Кол-во

часов

Из них

теор.

сем.

зан.

прак. зан.

л/р

сам. раб.

1.

Методология психологии как системообразующая отрасль науки

1.1

Общее понятие о методологии науки

6

2

4

1.2

Историзм теоретико-психологического анализа

4

2

2

1.3

Развитие методологии науки. Уровни методологического знания.

2.

Категории психической реальности

2.1

Теоретическое и категориальное в системе науки

6

2

2

2

2.2

Отражение и образ в психологии

6

2

4

2.3

Категории действия и мотива в психологии

8

2

2

4

2.4

Категории отношения и личности в психологии

4

2

2

3.

Основные принципы психологии

3.1

Принцип детерминизма в психологии

4

2

3.2

Принцип единства сознания и деятельности

4

2

2

3.3

Принцип развития в психологии

4

2

2

3.4

Системный подход в психологии

6

2

2

4

4.

Ключевые проблемы психологии

4.1

Психофизическая проблема психологии

4

2

2

4.2

Психофизиологическая и психогностическая проблемы психологии

4

2

2

ВСЕГО

60

20

6

4

30

Очно-заочная форма

Наименование темы

Кол-во

часов

Из них

теор.

сем.

зан.

прак. зан.

л/р

сам. раб.

1.

Методология психологии как системообразующая отрасль науки

1.1

Общее понятие о методологии науки

6

2

4

1.2

Историзм теоретико-психологического анализа

4

4

1.3

Развитие методологии науки. Уровни методологического знания.

2.

Категории психической реальности

2.1

Теоретическое и категориальное в системе науки

6

6

2.2

Отражение и образ в психологии

6

6

2.3

Категории действия и мотива в психологии

8

2

6

2.4

Категории отношения и личности в психологии

4

2

2

3.

Основные принципы психологии

3.1

Принцип детерминизма в психологии

4

4

3.2

Принцип единства сознания и деятельности

4

4

3.3

Принцип развития в психологии

4

2

2

3.4

Системный подход в психологии

6

2

4

4.

Ключевые проблемы психологии

4.1

Психофизическая проблема психологии

4

2

2

4.2

Психофизиологическая и психогностическая проблемы психологии

4

4

ВСЕГО

60

6

4

2

48

Заочная форма

Наименование темы

Кол-во

часов

Из них

теор.

сем.

зан.

прак. зан.

л/р

сам. раб.

1.

Методология психологии как системообразующая отрасль науки

1.1

Общее понятие о методологии науки

6

2

4

1.2

Историзм теоретико-психологического анализа

4

4

1.3

Развитие методологии науки. Уровни методологического знания.

2.

Категории психической реальности

2.1

Теоретическое и категориальное в системе науки

6

6

2.2

Отражение и образ в психологии

6

2

4

2.3

Категории действия и мотива в психологии

8

8

2.4

Категории отношения и личности в психологии

4

4

3.

Основные принципы психологии

3.1

Принцип детерминизма в психологии

4

2

3.2

Принцип единства сознания и деятельности

4

4

3.3

Принцип развития в психологии

4

4

3.4

Системный подход в психологии

6

2

6

4.

Ключевые проблемы психологии

4.1

Психофизическая проблема психологии

4

4

4.2

Психофизиологическая и психогностическая проблемы психологии

4

4

ВСЕГО

60

4

2

54

Практические задания

Тема. Развитие методологии науки. Уровни методологического знания

Практическая работа № 1

Тема:

Развитие методологии науки. Уровни методологического знания.

Цель практической работы:

Научить студентов проводить теоретический анализ различных этапов развития психологических знаний. Дифференцировать психологические знания по уровням методологии.

Ожидаемый результат:

Навык теоретического анализа этапов развития психологического знания.

1. Решить задачи

Задача 1

«Внешний наблюдатель» ограничен в своих возможностях. Он может наблюдать передачу знаков между участниками коммуникации и может объективно оценить их вероятности как частоты появления. Он может наблюдать открыто выраженные реакции, которые эти знаки вызывают у участников общения. В принципе, если бы существовали соответствующие приборы, он мог бы заглянуть и под черепную коробку тех, за кем он наблюдает, и отметить там протекание определенных физиологических процессов. Но он никоим образом не в состоянии наблюдать мысли этих людей. Мысли, убеждения, суждения, эмоции являются сугубо личным достоянием. Они не могут наблюдаться и не могут быть описаны на языке внешнего наблюдателя».

Попытайтесь определить «школу» (философскую и психологическую) данного автора. Считаете ли вы так же, как и этот автор? Разрешимо ли в такой постановке вопроса противоречие «внешнего» и «внутреннего» наблюдателя? Могут ли не наблюдаться мысли?

Задача 2

Всякого ли психолога, использующего, например, традиционно критикуемые понятия «душа», «явления сознания», «психические функции» и др., можно назвать представителем соответствующих концепций, основывающихся на этих понятиях: предположим, пантеизма, интроспективной психологии, функционализма и др.? Проанализируйте язык представителя любого «модного» психологического течения (направления) и сделайте соответствующие выводы.

Задача 3

Попробуйте составить общий алгоритм анализа какого-либо учения (теории, концепции, точки зрения, направления, школы) в науке.

Задача 4

В истории науки (в психологии, в частности) нередко появление нового направления в науке (новой парадигмы) совпадает с социальными трансформациями. Так, например, М.Г. Ярошевским появление ассоцианизма связывается с зарождением капитализма.

В чем конкретно выражается эта связь? С какими социальными обстоятельствами можно связать возникновение бихевиоризма? Психоанализа? Могли ли эти концепции возникнуть в период начального развития капитализма?

Задача 5

«…Образование понятий, логический вывод и умозаключение не должны пониматься как внеисторические категории психологии. Они формируются в конкретных общественно-исторических условиях и имеют принципиально различную структуру в условиях доминирования различных форм деятельности». [Лурия А.Р. Психология как историческая наука // История и психология. — М., 1971. — С. 61].

Приведите примеры подобных явлений. Если это сделать трудно, то просмотрите данную статью и попробуйте еще раз.

Задача 6

«Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет просто совокупность отрывочных эмпирических данных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее первичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом свете…

Даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их существование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем. Нам не известны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой» [Джемс У. Психология. — СПб., 1911. — С. 407].

Выпишите в порядке убывания «по силе» (можно переформулировать или упростить) наиболее точные аргументы У. Джемса о ненаучности психологии. Можете ли вы возразить автору по всем этим пунктам?

2. Разработать методологические основания научного исследования на тему:

«Формирование профессиональной Я-концепции у студентов».

«Гендерные различия профессиональной направленности и карьеры у студентов».

«Стиль воспитания и родительского отношения матери к ребенку школьного и юношеского возраста».

Тема. Теоретическое и категориальное в системе науки

Практическая работа № 1

Тема:

Теоретическое и категориальное в системе науки

Цель практической работы:

Научить студентов проводить теоретический анализ категориальной системы психологического знания от любой ее точки, а также конкретных категорий по теме собственного научного исследования.

Ожидаемый результат:

Навык теоретического анализа категориальной системы психологического знания.

1. Решить задачи

Задача 1

Все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психические же переживания субъекта есть единственная первичная, непосредственная данность. И потому данные интроспекции абсолютно достоверны, безошибочны.

Прокомментируйте высказывание Э. Гуссерля. С чем здесь можно согласиться, что опровергнуть?

Задача 2

1. Знание методологии важнее знания самой дисциплины. Для творцов науки важнее всего сам светильник, т.е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный участок пути.

2. Ни одна теория не рождается без участия соответствующего метода. И все же во взаимодействии теоретических знаний и методов первичными оказываются те или иные объективные связи и отношения объективного мира, зафиксированные в человеческих знаниях.

3. Метод – это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразования мира.

4. Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования… При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных.

Прокомментируйте следующие тезисы. С чем в них можно и нельзя согласиться? Поясните, почему недопустимо абсолютизировать роль метода и недооценивать содержательно-предметную сторону познания?

Задача 4

«В эмпирическом базисе объективной науки… нет ничего «абсолютного». Наука не покоится на твердом фундаменте фактов. Жесткая труктура ее теорий поднимается, так сказать, над болотом. Она подобна зданию, воздвигнутому на сваях. Эти сваи забиваются в болото, но не достигают никакого естественного или «данного» основания. Если же мы перестанем забивать сваи дальше, то вовсе не потому, что достигли твердой почвы. Мы останавливаемся только тогда, когда убеждаемся, что сваи достаточно прочны и способны, по крайней мере некоторое время, выдержать тяжесть нашей структуры» [Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983.-С. 148].

Согласны ли вы с таким образом? Попробуйте описать свой образ психологии как науки.

Задача 5

«Только после накопления большого конкретного материала в виде разрозненных приемов арифметических вычислений, способов определения площадей и объемов и т.п. возникает математика как самостоятельная наука с явным пониманием своеобразия ее основных понятий и представлений в достаточно общей форме. В применении к арифметике и алгебре возможно, что этот процесс начался уже в Вавилонии. Однако вполне определилось это новое течение, заключавшееся в систематическом и логическом построении основ математической науки, в Древней Греции» [Колмогоров А.И. Математика. БСЭ. Т. 26. — М., 1954. С. 466].

Согласны ли вы с такой трактовкой рождения науки? А как рождались биология, философия, психология? А астрономия, алхимия?

Задача 6

«Наука». Что связано у нас с этим понятием? Случайно опрошенные на улице люди свяжут термин «наука» с человеческой деятельностью—«наука—это исследование», «…- это анализ», «…— поиск истины»; с людьми — «наука — это ученые», «…— профессора, академики», «…— это ученые степени»; с организацией исследовательской деятельности — «наука — это институты, кафедры, лаборатории»; с зарплатой — «наука — много получают и ничего не делают» и т.д. Сами представители науки в своих определениях подчеркнут «проблемность» науки, относительность научного знания, удивительное сочетание тяжести и счастья научного труда и т.д.

Толковые словари дают такие определения: Наука: «1. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. 2. То, что поучает, дает опыт, урок («Вперед тебе наука»)» [Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1963. — С. 385].

Наука: «1. Ученье, выучка, обучение. 2. Чему учат или учатся; всякое ремесло, полные и порядочные собрания опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное и последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений» [Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. — М., 1979. — Т.2. — С. 488].

Эти два определения науки разделяет столетие. Сравните их, укажите «плюсы и минусы» этих определений. Обратите особое внимание на единство корней «наука» и «ученье». Как вы объясните это единство? Почему наука называется «наукой»?

Задача 7

«Некоторые части даже современного научного мировоззрения были достигнуты не путем научного искания или научной мысли, они вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Но они удержались в ней только потому, что выдержали пробу научного метода. Таково происхождение даже основных, наиболее характерных черт точного знания, тех, которые временами считаются наиболее ярким его условием. Так, столь общее и древнее стремление научного миросозерцания выразить все в числах, искание кругом простых числовых отношений проникло в науку из самого древнего искусства — …» [Вернадский В.И. Избр. труды по истории науки. — М., 1981. — С. 44].

Из какого искусства «проникли» числовые отношения? Можете ли вы привести аналогичные примеры? Если трудно, то попытайтесь определить этимологию слов (теперь научных понятий): энергия, атом, сила и др. Приведите примеры психологических терминов, произошедших из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Обсудите продуктивность такого варианта рождения психологических понятий.

Задача 8

Как бы вы пояснили мысль Г. В. Ф. Гегеля о том, что путь к науке сам уже есть наука.

Задача 9

«Большинство ученых учены на манер детей. Обширная эрудиция вытекает не столько из множества идей, сколько из множества образов. Даты, имена собственные, местности, все предметы, изолированные от идей или лишенные их, удерживаются в памяти единственно с помощью запоминания обозначений, и редко какая-нибудь из этих вещей вспоминается без одновременного вспоминания передней или задней страницы того листка, на котором мы о ней читали, или того образа, под которым она представилась у них в первый раз. Такою почти была модная наука последних столетий. Наука нашего века — иное дело: теперь не изучают, не наблюдают; теперь грезят, и грезы нескольких дурных ночей важно выдают за философию. Мне скажут, что мне тоже грезится; согласен, но я — чего другие не делают — не выдаю свои грезы за грезы, предоставляя читателю искать, нет ли в них чего полезного для людей, которые не спят».

Современна ли сегодня точка зрения Ж.-Ж. Руссо о смысле науки? Попробуйте написать письмо Ж. -Ж. Руссо с изложением вашей точки зрения, используя его способ (стиль, понятийный строй) изложения.

Задача 10

«Вещь в системе человек — предмет рассматривается как физическое тело, а то, что она — человеческий предмет, в котором фиксируется весь общественно выработанный опыт обращения с ним, способы его употребления, мало кого интересует. Нечто аналогичное происходит, когда человек рассматривается в системе человек — человек. Здесь берут человека с точки зрения определенных его качеств: злой он или добрый, агрессивный или демократичный, экстра- или интравертированный и т.д., т.е. с точки зрения его сопротивляемости другим людям, как некоторый материал. Разница заключается лишь в том, что человек — это предмет более динамичный, лабильный, у него меняется «настроение». И эта изменчивость создает трудности для того, кто к нему приспосабливается.

Значит, между тем, как рассматриваются предмет в системе человек — предмет и человек в системе человек — человек, особой разницы нет. В этом трагедия современной психологии» [Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — С. 58].

Можете ли вы оспорить данную оценку и привести примеры иных способов рассмотрения? Каким образом для психологии возможно покинуть «сцену» трагедии? Складывается удивительная ситуация: практически во всех фрагментах текстов психологических корифеев лейтмотивом прослеживается ощущение трагедийности современного состояния нашей науки и комедийности усилий по выходу из этого состояния. Психологи же не глупее и не ленивее представителей других наук, где дела идут как будто бы более или менее сносно, тем не менее кризис их преследует повсеместно. Почему?

Задача 11

Каким образом могли критиковать друг друга представители разных школ и направлений внутри: а) учения о душе? б) психологии явлений сознания? в) бихевиоризма?

Приведите или сконструируйте несколько примеров такой критики. При изучении истории психологии вы сможете проверить правильность своих построений.

«Эмоциональный стресс как фактор профессионального выгорания».

«Влияние ценностных ориентаций сотрудников организации на эффективность их межличностного взаимодействия».

«Программа психологической коррекции стиля семейного воспитания».

Тема. Категория действия и мотива в психологии

Практическая работа № 1

Тема:

Категория действия и мотива в психологии

Цель практической работы:

Представить альтернативные взгляды на особенности изучения категории действия и мотива в психологии, уметь приложить полученные знания к конкретным общепсихологическим проблемам

Ожидаемый результат:

Навык применения различных теоретических взглядов о категории действия и мотива в собственном исследовании.

1. Решить задачи

Задача 1

В качестве названия концепции П.Я. Гальперина принято имя метода — «планомерно-поэтапное формирование». Назовите еще несколько психологических концепций, также имеющих в своем названии указания на основной метод исследования. Дайте краткую оценку этой группе концепций (в сравнении с концепциями, названными по другим основаниям, например, по интерпретации предмета исследования и т.д.).

Задача 2

Как понять цитируемое А.Н. Леонтьевым выражение Гегеля: «Индивид не может определить цель своего действования, пока он не действовал…»? Не противоречит ли оно известному изречению Маркса: «…и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове»?

Задача 3

«…Из того факта, что человек становится личностью только в деятельности и через деятельность, еще не следует, что понятие деятельности непосредственно объясняет нам все проявления личности, всю систему индивидуальных различий и т.п. Вывод подобного рода напрашивается и из того простого соображения, что личность есть не только продукт, но и условие деятельности, а это значит, что по крайней мере в известном смысле мы должны и саму деятельность объяснить через личность. Если же от этого отказаться, то мы вместо деятельности получаем Деятельность, при которой личность выступает на правах чисто функционального и, следовательно, в каждом конкретном случае необязательного придатка; мы, таким образом, как минимум покидаем почву психологии» [Юдин Э.Г Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978. — С. 299].

Как примерно, с вашей точки зрения, должно выглядеть объяснение деятельности «через личность»? Возможно, вам удастся найти в психологической литературе такого рода примеры, а если нет, то попробуйте их создать сами. Почему автор говорит о «покидании почвы психологии», если не учесть его вывода?

Задача 4

Приведите определение деятельности, используя в качестве родового понятия каждое из приведенных слов: жизнь; взаимодействие; дух; бытие; активность; поведение.

Задача 5

Как вы считаете, чьей позиции (С.Л. Рубинштейна или А.Н. Леонтьева) придерживается автор каждого из приведенных ниже изречений?

1. «Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний и внутренний планы или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», понять реальную роль психики в деятельности».

2. «В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия»,

как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане необходимой составляющей деятельности».

Задача 6

Один психолог с головой погружен в проблематику своего исследования и готов перейти на новое место работы с худшими материальными условиями, но более широкими возможностями для разработки предмета его научных интересов. Другой же, напротив, ищет в психологии возможность достичь более высокого материального и социального положения. Третий в психологических процедурах (например, в консультировании и тренинговой работе) осуществляет самореализацию и не «живет» вне поля проблем своих подопечных.

Являются ли научные занятия для этих психологов деятельностью в полном смысле этого слова?

Задача 7

С позиций бихевиоризма предметом психологии является поведение. По А.Н. Леонтьеву, ее предметом служит деятельность. Но деятельность, в определенном смысле, можно назвать разновидностью человеческого поведения. Следует ли из этого, что Леонтьев — сторонник бихевиоризма?

Задача 8

Правомочно ли называть любой общественно-профессиональный труд человека деятельностью, ведь цели его практически никогда не совпадают с мотивами, а продукты труда не удовлетворяют непосредственно потребностей, его вызвавших?

Задача 9

Философский энциклопедический словарь приводит следующее описание структуры деятельности: «Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности… Вместе с тем история культуры доказывает, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей» [Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. —С. 151].

Согласны ли вы с тем, что деятельность не является исчерпывающим основанием человеческого существования, и с предложенной ее структурой? Почему, на ваш взгляд, авторы, в отличие от А.Н. Леонтьева, выводят потребности и мотивы за пределы структуры человеческой деятельности?

Задача 10

По определению К. Маркса, труд — это целесообразная деятельность человека, в процессе которой при помощи орудий труда он воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Сравните это определение с определением деятельности, даваемым, к примеру, Психологическим словарем [М., 1983. — С. 91]: «Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности».

В чем причина явного сходства этих двух определений? Являются ли понятия труда и деятельности синонимами? Какое из этих двух понятий является видовым (подчиненным)?

«Психологическое сопровождение неполной семьи».

«Возрастные и гендерные особенности отношения подростков к спорту».

«Игротерапия в коррекции детско-родительских отношений».

Тема. Системный подход в психологии

Практическая работа № 1

Тема:

Системный подход в психологии

Цель практической работы:

Представить альтернативные взгляды на методологические проблемы системности психологического познания, уметь приложить полученные знания к конкретным общепсихологическим проблемам

Ожидаемый результат:

Навык выделения и построения различных психологических систем.

1. Решить задачи

Задача 1

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа и синтеза широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач… В психологии системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания… избегать недостатков локального подхода, усматривать пробелы пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи и повышать эффективность научных исследований. (В.А. Ганзен).

Проанализируйте приведенный текст. В чем особенность системного подхода, делающего его эффективным исследовательским методом? Приведите примеры использования системного метода в психологии.

Задача 2

Для иллюстрации систем понятий, развиваемых в различных областях научного знания, нередко используются некоторые графические изображения. В психологии подобные попытки предпринимались Фрейдом, Левиным, Бернштейном и др.

Попытайтесь и вы построить графические модели соотношения основных понятий концепции планомерно-поэтапного формирования, теории деятельности, теории ведущей деятельности.

Задача 3

«… Психологи не стремятся с уже взятого этажа подниматься выше, а каждый раз начинают снова с земли, предпринимая штурм здания лишь с разных сторон» [Теплов Б.М. О культуре научного исследования// Вопросы психологии. 1957.-№2.-С. 173].

Согласны ли вы с этим высказыванием ? Почему? А как развиваются другие науки? Что позволяет Б.М. Теплову высказываться именно таким образом?

Задача 4

В науке, да и в повседневном общении, для более ясного, иногда образного, а порой метафорического описания какого-либо явления или точки зрения используют модели. Модель фиксирует в себе наиболее существенные стороны действительности, которую она описывает. Например, глобус является моделью земли, сохраняя шарообразную форму и отвлекаясь от свойственных ей неровностей; самолетик, который испытывают в аэродинамической трубе, является моделью настоящего самолета и т.д.

Постройте модель соотношения психики и мозга.

Задача 5

«Совпадение в составе, строении, последовательности и взаимозависимости функций в процессах развития и распада принадлежит к числу самых удивительных, самых замечательных фактов, устанавливаемых современной психоневрологией на основе сравнительно-генетического исследования нормальной и патологической личности. Как здесь, так и там в центре распада и построения личности стоит функция образования понятий. В этом смысле шизофрения помогает нам понять всю психологию переходного возраста, как переходный возраст дает ключ к пониманию психологии шизофрении, но не в старом смысле сближения процессов построения и распада личности на основании внешнего подобия и сходства в ряде второстепенных симптомов, а в смысле родственности психической природы, связей и взаимозависимостей высших психических функций личности в полярно противоположных процессах развития и расщепления. Распад сложного целого обнажает и раскрывает законы его построения, как история построения этого целого предопределяет законы его распада. В этом величайшее теоретическое значение исследования шизофрении для педологии переходного возраста» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. — С. 195 — 196].

Какие еще направления, психические формы, феномены, возрастные периоды и др. находятся в столь глубоком «полярном» единстве и «родственности»?

Задача 6

«Всякая хорошая психология начинается с детской психологии». Так П.Я. Гальперин неоднократно говорил на своих лекциях. И действительно, если мы рассмотрим наиболее зрелые психологические концепции XX века, то увидим в каждой из них не просто значительное по объему место, отводимое проблематике развития детского мышления и др., но центральный узел всех теоретических построений и экспериментальных исследований.

Почему так происходит? Попробуйте доказать или опровергнуть такую точку зрения на примере любой интересующей вас концепции. Что теряет изначально психологическая концепция, игнорирующая глубокий анализ детства?

«Связь родительского отношения с уровнем интеллекта и социальным статусом родителей (отца и матери) дошкольника».

«Формирование психологической компетентности родителей в семье младших школьников».

«Развитие позитивных родительских установок и реакций в семьях подростков с проблемами в развитии».

Дополнительные практикумы*

  • Гамезо, М.В. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М., 2004.

  • Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие для вузов: рек. М-вом образования РФ. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб., 2003.

  • Романов, К. М. Практикум по общей психологии: учебное пособие / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина. — М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2002.

  • Сапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии: учебное пособие: доп. М-вом образования РФ / Е. Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2001.

  • Сборник задач по общей психологии / Под ред. В.С. Мерлина. – М., 1974.

  • Сонин, В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения / В.А. Сонин. – М., 2007.

  • Хозиев, В.Б. Практикум по общей психологии / В.Б. Хозиев. – М., 2003.

  • Хозиев, В.Б. Сборник задач по психологии / В.Б. Хозиев. – М., 2000.

Общая психология. Психические познавательные процессы

Практикум

Составитель:

АЛФЕРОВА Ирина Сергеевна

Корректор: Борисова О.Б.

Компьютерная верстка: Сенько Н.В.

Подписано в печать 00.00.2009 г. Уч.-изд. л. 2,2 п.л.

Формат 60х84\16. Тираж 000 экз. Зак № .

Издательство УрГИ 620078, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 63, к. 111.

Т.: 375-30-48

* Имеются в научной библиотеке Уральского гуманитарного института