Уральский гуманитарный институт 2

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Практикум

Екатеринбург, 2015

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Утверждено

заседанием кафедры

протокол № ____ от

заведующий кафедрой

_____________ О.В.Кузьмина

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Практикум

Екатеринбург, 2015

Практикум подготовлен

Уральским гуманитарным институтом

Утвержден Научно-методическим советом УрГИ

Составитель:

д.пс.н., проф. Токарева Ю.А., к.пс.н., доцент Кузьмина О.В.

Рецензент:

Перинатальный психолог ЦГБ №2, г.Екатеринбург Архипова Р.В.

Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Алферова И.С.

© Уральский гуманитарный институт

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 4

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 7

Тема. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ЕГО ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 7

Тема. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА 14

Приведите типы запросов и особенности подготовки психолога, в зависимости от следующих уровней консультирования: 18

1.Индивидуальное развитие и изменение (на этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией связанной с оптимизацией жизнедеятельности клиента); 18

2.Оптимизация межличностных отношений (может проводится групповая консультация с элементами тренинга); 18

3.Организационное развитие (управленческое консультирование) . 18

Пояснительная записка

Дисциплина «Организация психологической службы» является дисциплиной ООП ФГОС ВО по направлению 37.03.01 «Психология».

Цель практикума– способствовать формированию профессиональной психологической компетентности студентов, умения организовывать и оказывать психологическую помощь в рамках деятельности психолога Службы.

Задачи:

  • определять основные модели деятельности психологической службы, опираясь на специфику её работы;
  • применять диагностический инструментарий, для определения и уточнения психологических особенностей лиц, обратившихся за помощью в Службу;
  • оказывать необходимую психологическую помощь и поддержку в рамках деятельности специалиста Службы;
  • осуществлять взаимодействие с различными специалистами психологической службы.

В результате работы с практикумом студенты должны приобрести следующие компетенции:

Способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК- 1);

Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК — 3).

Содержание практических работ направлено на формирование у студентов способности психологического объяснения и решения конкретных случаев. Материал задач может служить, с одной стороны, иллюстрацией к тому или иному положению, с другой, углубляет понимание теоретического вопроса.

Курс «Организация психологической службы» включает практические занятия по таким темам как: Принципы работы практического психолога его права и обязанности, Организация и развитие основных видов деятельности психолога Службы, Психологическая служба в системе образования, Психологическая служба на предприятии.

Решение задач, моделирование консультативного процесса позволит студентам приобрести необходимые для профессиональной деятельности знания, умения и навыки.

Алгоритм решения задач:

Алгоритм решения задач открытого типа.

Решение данного типа задач связано с умением понимать и анализировать разного рода и происхождения психологическую информацию.

Обратившись к данным первоисточника необходимо точно отразить ведущие положения и ключевые позиции в изучаемом психологическом направлении, явлении, факте. Не исключено цитирование, конспектирование.

Верность решения связана с глубоким и точным знанием теоретического и эмпирического материала и данных первоисточников.

Алгоритм решения задач закрытого типа.

Решение данного типа задач связано с установлением причинно-следственных связей и их доказательством.

Для решения данного типа задач необходимо:

Установить специфику условия задачи (теоретическая или практическая);

При теоретической специфике, решение связано с опорой на конкретные теории, концепции, в которых содержится готовая информация о решении, или связанная с предстоящим решением;

При практической специфике необходимо выбрать один из способов решения проблемных задач.

Варианты решения проблемных задач:

А) выбрать решение типичное для подобного рода условий и проблем, осуществить его, проверить правильность;

Б) установить причину проблемы и её следствие, устранить причину , дать анализ следствиям и их решениям;

В)Подобрать конкретный метод, методику или комплексный инструментарий, позволяющий качественно и количественно оценить проблему, исходя из полученных результатов и их интерпретацию, выработать решение.

Практические задания

Тема. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ЕГО ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Практическая работа № 1

Тема:

Принципы работы практического психолога ПС, его права и обязанности.

Цель практической работы:

Научить студентов руководствоваться в практической деятельности принципами работы психолога Службы, знать права и обязанности.

Ожидаемый результат:

Формирование умения руководствоваться в практической деятельности принципами, правами и обязанностями психолога Службы.

1. Решить задачи

Задача 1

Определите, какой из видов психологической помощи ПС, наиболее эффективен в следующих ситуациях, сотрудничество с какими специалистами будет необходимо:

1) Ученик 1 –го класса отказывается идти в школу, так как очень устает от занятий.

2) Мужчина, 40 лет говорит об измене жены и её намерении развестись.

3) женщина 35 лет, в состоянии алкогольного опьянения, совершила ДТП , утверждает, что сделал это в состоянии аффекта.

4) Женщина, 50 лет, говорит о постановке ей смертельного диагноза, после чего ей не хочется жить.

5) Ребенок 6 лет, страдает тиком и заиканием, развившимися в результате падения с лошади, во время занятия верховой езде.

Задача 2

Заполните таблицу:

«Принципы работы психолога ПС»

Принципы работы

Требования к поведению психолога

Требования к техникам работы

Задача 3

Общие принципы работы психолога, выделенные различными авторами (Ю.А. Алешина, П.П. Горностай, С.В. Васьковская, А.Н. Моховиков и др.):

  1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
  2. Ориентация на нормы и ценности клиента.
  3. Запрет давать советы.
  4. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношений.
  6. Активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее.
  7. Не навреди.

Как ведет себя психолог, реализуя данные принципы?

Задача 4

Дайте анализ следующим утверждениям, высказанным относительно профессии психолога и психологическим воздействиям. Какие этические принципы позволят не допустить ошибок в аргументации решения?

• профессии, связанные с воздействием на человека, имп­лицитно несут в себе обобщенную модель человеческой жизни, где отношения с другим человеком (профессиона­лом в том числе) предполагают использование особой ин­формации — информации об индивидуальной судьбе че­ловека;

• использование этой информации делает границы челове­ческого «Я» очень уязвимыми; это явление многократно описывалось в философской и психологической литерату­ре как явление отчуждения человека от собственной жиз­ни;

• появляется (через стандартизацию профессиональных действий с человеком) реальная опасность обесценивания качеств человеческой жизни как индивидуальности (про­блема массового человека, среднего человека, типичного человека);

• существует опасность превращения профессионала, беру­щего на себя ответственность за изменение индивидуаль­ной судьбы, в человека, которому будут передаваться все виды ответственности за качества индивидуальной жизни по типу: «Психолог (или кто-то другой) сказал так, я так делал (думал, чувствовал), но ничего не получилось… (или получилось плохо)».

Задача 5

А. Мещеряков в книге «Слепоглухонемые дети» описывает следующую ситуацию, — такой ребенок, если его все время носили на руках, не приобретал даже собственной терморегуля­ции. Дистанция «Я» — «Другой человек» в начале жизни так же необходима, как желателен контакт с Другим для обнаружения свойств «Я». Отсутствие (или слабая выраженность) внутреннего плана действий (разделение «Я» и «не-Я») приводит к огромной зави­симости от Другого человека, часто выглядящей как предельно высокая внушаемость (по фактам исследо­вания несовершеннолетних жертв сексуальных пре­ступлений) .

О каких нарушениях взаимодействия идет речь? Какой психологический принцип, позволит психологу Службы избежать нарушенных взаимодействий?

Задача 6

Профессионалы — это люди, которые своими действиями создают или разру­шают психическую реальность конкретного человека, на которого они оказывают воздействие. В принципе, это происходит во всех вариантах взаимодействия людей, но, как уже отмечалось, для профессиональной деятельности характерна направленная рефлексив­ность, структурирующая предмет приложения усилий.

В этом смысле этические нормы глубины воздей­ствия на другого человека приобретают характер средств, задающих и создающих условия для проявления автоном­ности, индивидуальности Я человека, в конечном счете, выявление тех образований, которые определяют степень внутренней свободы — одного из высших достижений, в котором сможем увидеть развитие психической реаль­ности современного человека.

О каких принципах работы психолога идет речь в высказывании Абрамовой Г.? Выскажите свою точку зрения, руководствуясь знаниями о профессиональной этике психолога.

Задача 7.

К психологу обратилась женщина 30-ти лет, мать двоих сыновей. С проблемой конфликтных взаимодействий её детей. Старший, ему 10 лет ежедневно издевается над младшим, ему 2 лет. Дети не просто ругаются, они дерутся и делают это жестоко и даже опасно для жизни и здоровья.

В чем будет заключаться стратегия разрешения данной ситуации?

Задача 8.

В процессе психологической помощи психолог, как правило, поэтапно решает следующие задачи:

  1. Помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, ищет направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;
  2. Оценивает степень нормативности реакций клиента и сообщает ему об этом, со всей искренностью и открытостью;
  3. Актуализирует личностные ресурсы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем;
  4. Подбирает нужных клиенту специалистов, авторитетных психологов и психотерапевтов, способных подтвердить верность рекомендаций и советов.

Проанализируйте указанные задачи и определите их правильность.

Тема. ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

Практическая работа № 1

Тема:

Организация и развитие основных видов деятельности службы.

Цель практической работы:

Научить студентов реализовывать на практики основные виды деятельности ПС.

Ожидаемый результат:

Формирование умения организации и применения на практике основных видов деятельности ПС.

1. Решить задачи

Задача 1

На консультации женщина 43 лет говорит о проблемах с начальником. На предложение психолога подробно рассказать о том, что же сейчас происходит между ней и начальником, клиентка говорит, что боится говорить, так как это может узнать её начальник и после уволить.

Проанализируйте приведенный пример и объясните причину данного поведения клиента.

Задача 2

  1. Мужчина, 38 лет, говорит о проблемах с коллегами по работе. Поза и слова клиента противоречат между собой. Он подробно описывает мелочи и незначительные события, избегает определенных тем разговора.
  2. Женщина, 25 лет, говорит о сложных отношениях с начальником. Приподнятое настроение, обилие шуток, юмористических зарисовок об её общении с начальником.

В каких проявлениях клиента идет речь в данных ситуациях? Продумайте действия психолога, связанные с помощью в осознавании состояния.

Задача 3

Мужчина, 30 лет, говорит о том, что последние 3-5 месяцев он постоянно допускает в своей профессиональной деятельности ошибки. Ошибки могут быть как «мелкие», т.е . их следствия не значительные, но и так же серьезные, такие, что могут подвести других сотрудников предприятия. За помощью он обращался к врачу, считая, что это возрастная особенность и она может быть решена медикаментозно. Но после проведенного курса ситуация усугубилась и теперь все предприятие знает, что за клиентом нужно наблюдать, он допускает ошибки и «сидит на стимуляторах памяти».

Простройте стратегию помощи и поддержки клиента. Какая структура личности является в данном случае нарушена.

Задача 4.

Девушка-студентка, 24 года, говорит о том, что каждый раз, когда ей срочно нужно что-то вспомнить, на экзамене или в разговоре с друзьями, наступает ступор и она не может воспроизвести элементарное, хотя пять минут назад все, что хотелось сказать «крутилось на языке». Как только необходимость в информации пропадает, то все что нужно было вспомнить «всплывает само собой». Просит помочь разобраться в «странном» поведении её памяти.

В чем может быть причина данной реакции? Можно ли помочь в сложившейся ситуации?

Задача 5.

Учитель детей шестого класса, услышала, как девочки рассказывали о том, что их отцы очень жестоко избивают их за малейшие провинности. Одна, рассказала, что отец бьет так, что остаются следы на теле от его ладоней, другая сказала, что её отец топчет ногами. Учитель не знает как реагировать на то, что она услышала, нужно ли привлечь родителей, администрацию, социальные службы к решению данных внутрисемейных проблем?

Как помочь в ситуации? Обоснуйте выбранное решение.

Задача 6.

Воспитатель детского сада, рассказывает о поведении 5 летнего мальчика, который пол года назад, остался без родителей. Приходя в группу, он садится всегда один, старается спрятаться под стол, за шкаф, все это время с ним его любимая игрушка. Он с ним вообще не расстается, всегда держит в руке, а когда руки заняты, кладет в карман. Воспитатель насторожен такой привязанностью и ей кажется, что с потерей родителей мальчик очень изменился, замкнулся.

Как можно объяснить поведение ребенка? Является ли подобная привязанность патологичной? Как помочь ребенку?

Задача 7

На консультацию пришла девушка 20 лет, испытывающая проблему публичных выступлений. Она говорит о том, что каждый раз, когда ей предстоит выступать перед большой аудиторией (классом, группой) она очень волнуется, и это было всегда. Стоя перед аудиторией она краснеет, бледнеет, запинается и заикается, фразы сбивчивы и плохо понимаемы. После её выступления и у слушателей много уточняющих вопросов и тем, которые приходится повторять заново.

Как можно помочь в сложившейся у девушки ситуации, какие приемы следует предложить?

Задача 8

Приведите варианты запросов и подробное описание случаев, в которых требовалось бы:

  1. Изменить поведение клиента полностью;
  2. Добавить к имеющемуся поведению новые формы и реакции;
  3. Ничего не менять, а лишь вспомнить имеющиеся в опыте клиенты эффективные варианты поведения и реагирования.

Задача 9

Руководитель крупного промышленного предприятия обратился с проблемой конфликтных взаимодействий двух его отделов. Сотрудники данных отделов занимаются схожей деятельностью и получают примерно одинаковую зарплату, но последнее время оба коллектива сотрясают конфликты, разборки между сотрудниками. Отдел кадров пытался уладить ситуацию, угрожали увольнением инициаторов, но как результат – переход в скрытую форму выяснения отношений. Что является предметом споров, начальник не знает и как сделать так, чтобы сотрудники занимались только работой тоже.

Может ли помочь в данной ситуации психолог? В чем может заключаться стратегия и характер его помощи?

Задача 10.

На консультации девушка 16 лет, говорит о том, что влюбилась в молодого учителя математики. За три месяца, как он у них работает, она старалась привлечь его внимание яркой одеждой, красивым макияжем, модной прической и пр. Однако, все безрезультатно. А последний раз, когда она пришла в модной юбке и сапогах, позвал завуча и сказал, что в школе плохо следят за внешним видом, и вывел её в центр класса. Класс смеялся и обзывался «дурой, уродиной».

Опишите подробно действия психолога в данной ситуации и техники оказания помощи и поддержки.

Тема. Основные формы работы практического психолога

Практическая работа № 1

Тема:

Психологическая служба в системе образования.

Цель практической работы:

Научить студентов реализовывать основные виды деятельности психолога работающего в системе образования.

Ожидаемый результат:

Формирование знаний и умений осуществлять основные виды деятельности психолога Службы системы образования.

  1. Выпишите из различных источников информацию, связанную с требованиями к деятельности психолога ПС в системе образования. На основе выдвигаемых требований, определите задачи связанные с подготовкой специалиста в данной области.
  2. Решить задачи

Задача 1.

Начинающий специалист ПС, в процессе общения с учителем, обратившимся за помощью, говорит ему, что в возникшей ситуации он виноват сам и своими неправильными действиями он её завел в тупик. Обращает внимание, что никто ему теперь помочь не сможет, все слишком плохо.

Какое требование к психологической помощи нарушил в данном случае психолог? Как правильно реагировать на подобного рода ситуации?

Задача 2.

  • Квалифицированный психолог не ориентирует кли­ента в его целях, дает человеку возможность найти максимально возможное число вариантов поведения.
  • Квалифицированный психолог не рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности, то есть личности, способной к жизни в контексте культуры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам сво­ей жизни.
  • Квалифицированный пси­холог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним.

Укажите правильность утверждений. Исправьте не верность формулировок.

Задача 3

На консультацию с запросом о помощи в решении внутрисемейных проблем обращается семья из пяти человек. Психолог отказывается принять их всех вместе, хотя именно на этом варианте настаивает семья, объясняя это тем, что в школу, в которой он работает, ходит только один ребенок, остальные посещают другие образовательные учреждения. Консультант предлагает прийти только с тем ребенком, который учится в его школе.

Оцените действия консультанта, с точки зрения соответствия выдвигаемых требований.

Задача 4.

О каких качествах практического психолога идет речь в следующих определениях:

  1. Это чувствительность в восприятии психологических явлений, других людей. Благодаря данному качеству психолог способен видеть другого человека и запоминать, как он выглядел, говорил и что делал.
  2. Это особый способ, стиль размышления, предполагающий способность чувствовать психологическое содержание наблюдаемых событий и умение его анализировать. Благодаря данному качеству, появляется возможность прогнозировать, децентрировать.
  3. Это способность концентрироваться на психологической задаче, несмотря на негативные эмоциональные состояния, возникающие во время работы, а также не взирая на внешние отвлекающие, мешающие или провоцирующие воздействия.
  4. Это позволяет и означает слышать то, что человек хочет сообщить на самом деле, не только то, что он говорит в слух, но и то, что передается без слов. Благодаря данному качеству, человек научается улавливать свои реакции, которые возникают в ответ на те или иные слова, действия, проявления человека.
  5. Это способность к сопереживанию, сочувствию, соучастию. Благодаря этому качеству человек может понять состояние собеседника, установить с ним доверительные отношения.

Задача 5.

За помощью обратилась мама девочки 6 лет. Она хотела бы узнать то, на сколько её дочь готова к школе. Психолог, готовясь к встрече, разложил на столе, за который хочет посадить ребенка, все необходимые методики, по порядку предъявления.

Оцените действия психолога, определите роль обстановки в решении ситуации клиента.

Задача 6.

В кабинете психолога семья из шести человек: бабушка (мать мамы), бабушка (мать папы), мать, отец, сын 7 лет и сын 11 лет.

Как разместить, данную семью, что важно учесть, организуя рабочее пространство. Может ли не правильное размещение повлиять на результат встречи? Обоснуйте ответ.

Задача 7.

Клиентка, девушка 16 лет, предлагает психологу приехать, для решения проблемы к ней в техникум, в котором она учится. Ей важно решить ситуацию связанную с отношением одного учителя к ней, ей кажется, что она намеренно занижает ей оценки.

Выберите вариант реагирования на данное предложение. Обоснуйте решение.

Задача 8.

Выберите из предложенного перечня то, что обязательно нужно включить в рабочее пространство психолога-консультанта, работающего с различными проблемами.Обоснуйте решение.

Магнитофон, музыкальный центр, телевизор, видеоплеер, видеокамеру, фотоаппарат, диктофон, телефон, холодильник, компьютер, ксерокс, принтер, сканер, книги по психологии, любимые книги (диски с любимыми фильмами, песнями и пр.);

Ковер, кресла, диван, кровать, софа, кушетка, стулья, табурет, стол письменный, стол журнальный, тумбочка, шкаф, вешалка;

Цветы, рыбки, экзотические животные (насекомые), морские свинки, черепахи, кошка и пр.

Практическая работа № 2

Тема:

Психологическая служба на предприятии и в организации.

Цель практической работы:

Научить студентов реализовывать основные виды деятельности психолога работающего в организации и на предприятии.

Ожидаемый результат:

Формирование знаний и умений осуществлять основные виды деятельности психолога Службы в организации или на предприятии.

Практическая работа № 1

1. Решить задачи

Задача 1.

За помощью обратилась девушка 29 лет. Уже пять лет, как она работает на предприятии младшим сотрудником, но обещанного повышения до сих пор нет. Она становится тревожной, замкнутой, боится, что так и не получит повышения.

Как помочь в сложившейся ситуации? Какого специалиста можно привлечь к решению проблемы. Обоснуйте решение.

Задача 2.

На консультации руководитель отдела, сотрудники которого игнорируют его требования. Эта ситуация обострилась после недавней корпоративной вечеринки, где все сотрудники общались очень свободно, на «ТЫ» и обсуждали рабочие проблемы открыто, бурно.

Определите стратегию совместных действий. Обоснуйте решение.

Задача 3.

Приведите примеры запросов, в которых помощь психолога необходимо совместить с деятельностью таких специалистов, как:

  1. Специалист отдела кадров;
  2. Нарколог;
  3. Косметолог;
  4. Экономист.

Задача 4.

Приведите типы запросов и особенности подготовки психолога, в зависимости от следующих уровней консультирования:

  1. Индивидуальное развитие и изменение (на этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией связанной с оптимизацией жизнедеятельности клиента);
  2. Оптимизация межличностных отношений (может проводится групповая консультация с элементами тренинга);
  3. Организационное развитие (управленческое консультирование) .

Задача 5.

  1. Женщина 34 лет, жалуется на конфликты с сослуживцами, их постоянные разборки между собой, вынуждают её жаловаться начальнику. Она работает первый год и их поведение её мешает чествовать себя защищено.
  2. Пенсионер мужчина, говорит страхе увольнения, так как часто ходит на больничный.
  3. Многодетная мать, работающая начальником отдела, планирует уйти в декрет, но боится сказать об этом начальнику.

Как может помочь специалист ПС на предприятии в решении данных проблем? Обоснуйте ответ.

Задача 6

Какой инструментарий вам может понадобиться, если клиент обратился с проблемой низкой концентрации внимания, приводящей к ошибкам в работе, серьезным её сбоям и замечаниям.

Мужчине 49 лет, работает инженером-конструктором, женат, двое сыновей.

Перечислите перечень методик, возможных к использованию в данной ситуации. Обоснуйте выбор.

Задача 7. Заполните таблицу «Психодиагностический инструментарий»

Проблема клиента

возраст

Методики изучения

Невнимательность

35 лет

    Плохая память

    47лет

      Нежелание повышать квалификацию

      45 лет

        Плохая мотивация к работе

        28 лет

          Плохая дисциплина

          30 лет

            Неумение убедить

            20 лет

              Конфликтное взаимодействие

              22 года

                Вспыльчивость, раздражительность

                40 лет

                ЛИТЕРАТУРА:

                Основная:

                1. Гуревич П. С. Введение в профессию (психология): [Учебник ZNANIUM.COM] Москва: ООО «Научно- издательский центр ИНФРА-М», 2015.

                Дополнительная:

                1. Истратова О. Н., Эксакустов. Справочник психолога-консультанта организации. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
                2. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба : Работа с учащимися. М.: Генезис, 2010.
                3. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях: практическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
                4. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д: Феникс, 2003.