Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава
I
. Общая теория конфликтов…………………………………………5
1.1. Природа и понятие конфликта…………………………………………….5
1.2. Граница конфликта…………………………………………………………6
1.3. Структура, типы и функции конфликта…………………………………..8
1.4. Конструктивный характер………………………………………………..11
1.5. Деструктивный характер…………………………………………………11
Глава
II
. Причины возникновения конфликтов…………………………12
2.1. Объективные факторы возникновения конфликтов……………………12
2.2. Современные методы разрешения конфликтов…………………………14
2.2.1 Прогнозирование и профилактика конфликтов………………….14
2.2.2. Конструктивное разрешение конфликтов………………………..15
2.2.3. Урегулирование конфликта с участием третьей стороны………16
Глава
III
. Управление конфликтами………………………………………18
3.1. Методы управления конфликтами……………………………………….18
3.2. Поведение участников в конфликте……………………………………..19
3.3. Общая схема разрешения конфликтов…………………………………..20
Глава
IV
. Практическая часть………………………………………………21
Конфликты в организации, методы их разрешения
... конфликта. 9 Глава II. Разрешение конфликтов. 11 Методологические принципы исследования конфликтов. 11 Межличностное разрешение конфликтов. 12 Участие третьей стороны в разрешении конфликта. 14 Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов. 16 Положительные и отрицательные стороны конфликта. 18 Глава ... и это мешает их работе возможно возникновение конфликта. Например если в одном отделе ...
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………27
Приложение…………………………………………………………………….29
Введение
Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus — столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мире при быстром темпе развития рыночных отношений, своевременность и правильность принятия управленческого решения во многом зависит от того, насколько эффективно организована работа персонала. Поэтому для обеспечения эффективной работы коллектива необходимо свести к минимуму количество конфликтных ситуаций.
В каждом трудовом коллективе всегда есть место трениям, недовольству, противоречивым мнениям и интересам, а значит, в межличностных отношениях конфликты неизбежны. В любой организации уже изначально заложено объективное рассогласование интересов между разными людьми и подразделениями. Эти рассогласования существуют либо в виде конфликта, либо в виде потенциального конфликта.
Объект исследования – трудовой персонал.
Предмет исследования — методы и способы предотвращения конфликтов в ООО «Тревэл холл».
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить проблему управления конфликтами, а также проанализировать систему управления конфликтами в компании ООО «Тревэл холл» и предложить пути повышения эффективности работы данной компании путем более рационального управления конфликтами.
Для решения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоретические основы исследования конфликтов в компании: их сущность и способы разрешения.
Провести анализ разрешения конфликтов в компании ООО «Тревэл холл».
3) Разработать рекомендации по предотвращению конфликтов в ООО «Тревэл холл».
Глава I. Общая теория конфликтов
1.1. Природа и понятие конфликта
Понятие конфликта принадлежит как обыденному сознанию, так и науке, наделяющий его своим специфическим смыслом. Общество интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его содержания не становится более легким.
Управление конфликтами в организации 5
... Актуальность данной темы предопределяется тем обстоятельством, что в любой компании возникают производственные конфликты, и поэтому возникает необходимость в их регулировании. Потребность в ... очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Большинство ...
В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных и супружеских разногласий. Мы называем конфликтом супружескую ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflicts — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки.
Проблемы, возникающие с определением конфликта, сегодня все еще не решены. Конфликтологи часто ссылаются на неудачу американских социологов Р. Марка и Р. Снайдера, которые еще более двух десятилетий назад, в период особенного и интенсивного развития исследований в области конфликтов, попытались навести порядок в использовании терминов, и проанализировали ряд понятий, таких как антагонизм интересов, агрессивность, вражда, конкуренция, социальный раскол и т.д. Признав, что ни одно из них не является синонимом конфликта, авторы были вынуждены констатировать: «Очевидно, «конфликт» представляет собой большей частью резиноподобное понятие, которое можно растягивать, и полученное использовать в своих целях». При этом разные дисциплины наделяют «конфликт» своим содержанием: экономисты часто отождествляют конфликт с конкуренцией, психологи — с «трудностями», «напряженностями», социологи заменяют им понятия «дебаты», «оппозиция».
Сегодня многие, особенно западные конфликтологи, весьма скептически относятся к возможности создания единой универсальной теории конфликта.
Однако в дальнейшей работе нам необходимо от чего-то отталкиваться.
Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.
Иными словами, конфликт — это процесс, в котором два или более индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу, достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака:
Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием для возникновения конфликта.
Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.д.).
Исходя из вышесказанного можно сформулировать необходимые условия возникновения (наступления) конфликта. Таким образом, условиями являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.
1.2. Граница конфликта
Развитие сохраннных анализаторов
... и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в ... процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и вкус») Восприятие ...
Чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т.е. его внешние пределы в пространстве и во времени.
Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной, внутрисистемный.
Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой он происходит. Четкое определение пространственных границ конфликта важно, главным образом, в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта.
Временные границы — это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в тот или иной момент времени. Это особенно важно для оценки роли вновь присоединившихся к конфликту лиц.
Начало конфликта определяется объективными (внешними) актами поведения, направленными против другого участника (конфликтующей стороны), при условии, что последний осознаёт эти акты как направленные против него и им противодействуют. Эта несколько усложненная формула означает, что конфликт будет признан не начавшимся, если:
1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику, при этом под действиями понимаются как физические действия, так и передача информации (устное слово, печать, телевидение и т.д.);
2) второй участник (противник) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
3) второй участник предпринимает активные ответные действия, направленные против второго участника.
Сказанное означает, что, если действует только один участник или участниками производится лишь мысленное обдумывание прогнозирование хода будущего конфликта, говорить о наличии конфликта неправомерно.
Однако этому не противоречат предложенное некоторыми специалистами выделение скрытой стадии развития конфликта. Выделение этой стадии существенно для анализа крупных конфликтов международного значения (например, планирование войны).
Завершение конфликта также неоднозначно. Конфликт может быть исчерпан примирением сторон, но может прекратиться выходом из конфликта одной из сторон либо её уничтожением. Наконец, возможно пресечение развития и прекращение конфликта в результате вмешательства третьих лиц. Этим способом в ряде случаев заканчиваются криминальные конфликты. Таким образом, окончанием конфликта нужно считать прекращение действия всех противоборствующих сторон, независимо от причины, по которой они имели место.
Внутрисистемный аспект развития конфликта и определение его границ. Всякий конфликт происходит в определенной системе, будь то семья, группа сослуживцев, государство, международное сообщество и т.д. Эти внутрисистемные связи сложны и многообразны. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть глубоким, обширным или частичным, ограниченным.
Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением конфликтующих сторон из всего круга его участников. Это связанно с тем, что кроме самих участников могут быть подстрекатели, пособники, организаторы конфликта, а также третейские судьи, советники, сторонники или противники тех или иных лиц, конфликтующих между собой. Границы конфликта в системе зависят, таким образом, от того, насколько широк круг вовлеченных в него участников. Значение внутрисистемных границ необходимо для воздействия на происходящие процессы, для предотвращения разрушения системы в целом.
Сущность рабочего конфликта и его причины
... установить причину возникновения конфликта, на поверхности ситуация может смотреться совершенно по-другому. Для этого руководителю, если возник спор между подчиненными, лучше выслушать обе стороны и ... акция продажи автомобилей или компьютеров. Ключ к успеху - в правильности концепции развития общественных связей. Какой бы непредсказуемой ни была реакция общественности в период формирования ...
1.3. Структура, типы и функции конфликта
Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни.
Кроме понятия конфликт часто используется понятие «конфликтная ситуация». Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, целый эпизод его развития, своеобразный фотографический снимок конфликта на определенный момент времени. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Субъективное содержание конфликтной ситуации участники конфликта.
В любом социальном конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте, как частные лица, так и юридические.
Основные участники конфликта, их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это непосредственно те субъекты конфликта, которые совершают активные действия друг против друга. Противоборствующие стороны — это ключевое звено любого конфликта. Если в межличностном конфликте один участник заменяется другим, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит по той причине, что интересы и цели сторон индивидуальны. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первая начинает конфликт, называют её инициатором. Однако в длительных межгрупповых конфликтах трудно выявить инициатора. Часто выделяют такую характеристику оппонента, как ранг.
Ранг оппонента — это уровень возможностей стороны в реализации цели в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умение конфликтного взаимодействия.
Группы поддержки в любом конфликте за сторонами стоят силы, которые могут быть представлены группами и индивидами. Они могут воздействовать на развитие конфликта и его исход. Группы поддержки могут быть друзьями либо субъектами, связанными с оппонентами каким либо обязательством, коллегами по работе.
Другие участники, такие как подстрекатели и организаторы, непосредственно влияющие на развитие конфликта и его исход. Подстрекатель лицо, физическое или юридическое, подталкивающее другого участника к конфликту, но само не участвующее в нем. Организатор — лицо или группа, планирующая конфликт и его развитие, предусматривающие различные пути его развития и исхода.
Предмет конфликта — любое противоречие, в котором отражается столкновение интересов и целей сторон. В большинстве конфликтов суть противоречия не видна. Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, являющаяся основой для конфликта.
Конфликты в семье и их влияние на психику ребенка
... а в нужный момент настоять на своем. Основная «беда» неконструктивных способов разрешения конфликтов в том, что, как правило, этот процесс сопровождается повышением тона, психологическим давлением, ... желания причинить вред другому, уязвить, что решение проблемы становится невозможным, а «первопричина» конфликта забыта. Конечно, такие способы поведения всегда вредоносно сказываются не только на самих ...
Объект конфликта выявить удается не всегда, поэтому его часто рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом может быть материальный ресурс, социальная власть или иная ценность, к обладанию которой стремятся обе стороны конфликта. Очень важно выявить на раненой стадии объект конфликта, чтобы предупредить или разрешить конфликт.
Психологические составляющие конфликта являются стремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации. При объяснении психологических составляющих конфликта, идет речь о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях лиц.
Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей стороны, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающую конфликтную активность субъекта. Мотивы сторон конкретизируются в их целях. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижения которого направлены все его силы.
Образ конфликта — субъектная картина ситуации, складывающаяся в психике каждого участника (Приложение А).
В повседневной жизни сложилось достаточно осознанное отношение к конфликтам как к негативным явлениям. Возникновение конфликта рассматривается, как симптом неблагополучия и силы его сторон направлены на преодоление. Основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и деструктивных функций, следует помнить:
Трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицательной роли конфликта. Подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивную и деструктивную функции.
Конструктивность и деструктивность зависят от способа разрешения конфликта
Степень конструктивности и деструктивность может меняться на различных стадиях его развития
Конфликты в трудовом коллективе бывают положительными и отрицательными.
1.4. Конструктивный характер
Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально психологические особенности людей, участвующих в нем он тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам ситуации. Приблизительно в 15 % случаев после завершения конфликта между оппонентами становятся лучше отношения, чем были до этого:
— конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений;
— конфликт может улучшать качество индивидуальной деятельности;
— при отстаивании своих целей оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
— межличностные конфликты служат одним из средств самоутверждения личности.
1.5. Деструктивный характер
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...
... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, интраиндивидуального, ... CISS надежно измеряет три основных стиля совладания: стиль, ориентированный на решение задачи, проблемы (проблемно-ориентированный стиль, или копинг), эмоционально-ориентированный стиль ...
1) Большинство конфликтов оказывает негативное воздействие на психическое состояние его участников.
2) Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом.
3) Негативно выражаются на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов.
4) Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности.
Глава II. Причины возникновения конфликтов
2.1. Объективные факторы возникновения конфликтов
Существует множество разнообразных причин, вызывающих конфликты, которые не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующее:
1) Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности.
2) Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий.
3) Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
4) Образ жизни многих россиян.
5) Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан РФ, способствующие возникновению конфликтов.
Организационно-управленческие причины возникновения конфликтов:
— структурно-организационные причины конфликтов;
— функционально-организационные причины конфликтов;
— личностно-функциональные причины;
— ситуативно-управленческие причины конфликтов.
В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из — за их ошибочных, конфликтогенных решений возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине несовместимости -33%, из-за неправильного набора кадров — 15%. Полученные данные показывают, что организационно — управленческие факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.
2.2. Современные методы разрешения конфликтов
2.2.1 Прогнозирование и профилактика конфликтов
Предвидение возможных вариантов развития событий создает условия для результативного управления ими.
Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми. Во — первых люди, вмешивающиеся развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения конфликта, их развития и завершения. Не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его не конфликтными способами. Попытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать борьбы.
Ролевой конфликт: пути решения
... столкновение”. Что же такое вообще конфликт? Конфликт -- ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и ... целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все ... ролевого конфликта и выявление путей его решения. Исходя из цели, ставят следующие задачи: найти способы решения ролевых конфликтов, ...
Управление конфликтом — сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление включает: диагностику, профилактику, ослабление, урегулирование, разрешение. Предупредить намного легче, чем конструктивно разрешить их.
Объективные условия предупреждения конфликтов:
— создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации;
— справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе;
— разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;
— успокаивающая материальная среда, окружающая человека.
2.2.2. Конструктивное разрешение конфликтов
Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить, поэтому очень важно из них конструктивно выходить.
Формы завершения конфликта. Основные из: разрешение, затухание, урегулирование, устранение, перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта — совместная деятельность его участников, направленная на прекращение его противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.
Урегулирование конфликта — отличается от разрешения конфликта тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Её участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него. При завершении конфликта разрешается противоречие лежащее в его основе.
Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных его признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит в скрытую форму и обычно возникает в результате:
— истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
— потери мотива к борьбе, снижение важности объекта конфликта;
— переориентация мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).
Под устранением конфликта — понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Существуют ситуации, требующие быстрых и решительных воздействий на конфликт. Возможно с помощью следующих способов:
— изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой филиал, увольнение);
МОДУЛЬ 12. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
... ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ, САМООРГАНИЗАЦИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ» Функциональные модели управления. Функции управления и их место среди основных категорий науки управления. ... «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ КОМПАНИИ» Методы построения организационных структур управления. Метод структуризации целей. Экспертно-аналитический (прецедентный) метод. Метод организационного моделирова ...
— исключение взаимодействия оппонентов на длительное время;
— устранение объекта конфликта;
— устранение дефицита объекта конфликта.
— перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Стратегии, применяемые для разрешения конфликтов: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление.
Соперничество — заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, обычно это целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и вероятности опасной ситуации.
Компромисс — состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Обычно эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он его соперник обладают равными возможностями наличия взаимоисключающих интересов, удовлетворения временным решением, угрозы потерять все.
Приспособление — или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы, мотивы: признание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений, сильная зависть от него, незначительность проблемы.
Уход — попытка уйти при минимуме затрат. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремление выиграть время, нежелание решать проблему вообще.
Сотрудничество — наиболее эффективный подход к решению конфликта. Предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы. Наиболее удобно при сильной зависимости партнеров, важности решения для обеих сторон.
2.2.3. Урегулирование конфликта с участием третьей стороны
Медиация — специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации, с участием третьей стороны, процесса поиска решения проблемы.
В роли третьей стороны могут выступать межгосударственные организации, отдельные государства, прокуратура, суд, правительственные комиссии, руководители предприятий.
Неофициальными медиаторами могут выступать: психологи, старшие по возрасту, друзья, соседи, неформальные лидеры групп и др.
Несколько ролей третьей стороны: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.
Третейский судья обладает большими возможностями по определению вариантов решения проблемы. Он выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается.
Арбитр — также выслушивает стороны, обсуждает конфликт, выносит решение, которое обязательно для выполнения.
Посредник играет более нейтральную роль, его задача обеспечить конструктивное разрешение конфликта, а решение остается за оппонентами.
Помощник участвует с целью усовершенствования процесса обсуждения конфликта, организации встреч и переговоров не вмешиваясь в сам процесс переговоров.
Наблюдатель своим присутствием удерживает стороны от нарушения ранее принятых договоренностей.
Глава III. Управление конфликтами
3.1. Методы управления конфликтами
Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию, (взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп).
В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды.
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Управление конфликтами это целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами.
1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;
4) переговоры;
5) ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждений.
Межличностные методы. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
3.2. Поведение участников в конфликте
Выделяют следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
1) уступчивость;
2) уклонение;
3) противоборство;
4) сотрудничество;
5) компромисс.
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
Уклонение (избежание, уход).
Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.
Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.
3.3. Общая схема разрешения конфликтов
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
1) Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
2) Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
3) Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
4) Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. На этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
5) Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
6) Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
7) Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов.
Глава
IV
. Практическая часть
Ситуация 1.
В связи с резко возросшей конкуренцией и монополизацией некоторых секторов рынка планировалось увольнение большого числа сотрудников, перераспределение доходной части (ограничение объемов выполняемых заказов, сокращение фонда заработной платы и упразднение одного из офисов ООО «Тревэл холл»).
Это явилось причиной того, что к определенному моменту ООО «Тревэл холл» перестала нуждаться в услугах значительного числа специалистов. Ситуация осложнялась также тем, что кроме увольнения сотрудников в туристской фирме вступил в силу ряд распоряжений руководства, касающихся сокращения внутренних текущих расходов, включая расходы на питание, пользование автотранспортом и другие.
Последствия:
«напряженность» внутри коллектива фирмы;
уменьшение работоспособности сотрудников;
распространение различных слухов;
атмосфера недоверия к руководству фирмы;
тенденция к уходу хороших сотрудников.
распространение слухов и домыслов внутри фирмы;
настороженному отношению части общественности к фирме;
распространению слухов за пределами фирмы о ее, якобы, неустойчивом физическом состоянии.
недоверие со стороны клиентов;
действия со стороны конкурентов, ухудшающие положение туристской фирмы (от целенаправленного распространения порочащих туристскую фирму слухов до экономических действий).
Решение проблемы:
закрытие всех возможных каналов распространения информации о фирме, прежде всего, в прессу;
назначение одного сотрудника, ответственного за связи с прессой;
создание внутри организации атмосферы максимальной публичности действий руководства (общие собрания, на которых доводятся до всех сотрудников сведения о действиях менеджеров);
пресечение по возможности создания внутри коллектива неформальных групп;
выявление внутри коллектива «неформальных лидеров» и активная работа с ними
Обращение к сотрудникам фирмы с «посланием», которое должно стать традиционным и содержать:
• краткий отчет о результатах работы фирмы за прошедший период (например, месяц);
• описание современной ситуации на рынке;
• краткое и доступное изложение программы оптимизации;
• точные даты начала и, главное, завершения работ по программе;
• разъяснения в свете программы сути принятых ранее решений (распоряжения относительно питания сотрудников, режима работы складов и др.);
• описание перспектив и планов фирмы на текущий период.
Обеспечение выплаты выходного пособия всем увольняемым.
Сохранение в базе данных по кадрам информации об увольняемых для возможного использования их услуг в дальнейшем.
Обеспечение питания сотрудников банка на рабочих местах (цель — локализация последствий уже принятых решений).
Участие в совещании руководителей среднего звена и их дальнейший инструктаж
Публикация в авторитетных экономических изданиях серии материалов с информацией о программе оптимизации внутренних ресурсов фирмы.
Результаты:
• конфликт не привел к деструкции или серьезному ухудшению внутреннего климата в фирме;
• соответствующие управленческие структуры фирмы получили необходимые знания и навыки для прогнозирования и возможного предотвращения подобных ситуаций в будущем;
• руководство фирмы осознало необходимость поддержания внутрифирменных коммуникаций на уровне, соответствующем его положению в настоящий момент, и приобрело опыт поведения в конфликтных ситуациях;
• фирма продолжает нормально развиваться в новых условиях.
Ситуация 2.
В коллективе ООО «Тревэл холл» прослеживается конфликт рядовых сотрудников (продавцов) и их участившееся опоздание на работу. Менеджер выяснил, что это связано с тем, что недалеко от организации располагается парковочная площадка. Она принадлежит ООО «Тревэл холл», и поэтому на ней могут оставлять машины только ее сотрудники. Единственная проблема заключалась в том, что фактических мест для парковки было очень мало, и припарковаться могли не все сотрудники. Каждое утро по поводу того, кто будет ставить машину, возникал спор, его последствиями и были частые опоздания сотрудников и их недоброжелание друг к другу. В совокупности это привело к снижению эффективности трудовой деятельности.
Менеджер принял решение, что теперь оставлять свою машину на данной стоянке могут только сотрудники – лидеры по объему личных продаж. Свое решение он довел до сотрудников на общем собрании.
В результате конфликт был исчерпан, а объемы продаж ООО «Тревэл холл» значительно выросли.
Ситуация 3.
На ООО «Тревэл холл» упал объем продаж. Использовав несколько методов стимулирования и не достигнув никаких результатов, менеджер решил создать искусственный конфликт. На очередном собрании было заявлено, что руководство издало положение, в котором говорится о том, что в ближайшее время предполагается резкое сокращение штата ООО «Тревэл холл» в связи с тем, что упал объем продаж и это привело к невозможности выплачивать зарплату всем сотрудникам. На основании оценки работы будут отобрано несколько лучших сотрудников, а все остальные будут уволены.
В результате этого между сотрудников возник конфликт, результатом которого стало резкое повышение продуктивности и результативности труда. Все сотрудники наблюдали друг за другом и своевременно докладывали руководству о чьих-либо нарушениях. В конце месяца ООО «Тревэл холл» перевыполнила план в несколько раз. А сотрудникам было заявлено, что на основании этого руководство приняло решение не производить увольнений.
Заключение
По проведенному анализу можно отметить, без конфликтов организация не может существовать. Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом. Конфликт также ставит сотрудников перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем. Жить и работать вместе — непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И сотрудники должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
В результате исследования поставленные мною цели были достигнуты, в заключение работы для наиболее хорошего управления конфликтами в ООО «Тревел холл» могу предложить создать отдел, занимающийся рассмотрением конфликтов и их предупреждением или устранением.
Список использованной литературы
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учебное пособие для студентов вузов / В.В. Авдеев. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 544с.: ил.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обуч. по специальностям экономики и управления / В.Р. Веснин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005. — 504с.
3. Вудкок М. раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика / пер. с англ. / М. Вудкок. — М.: Дело, 2004. — 320с.
4. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: учебное пособие для средн. спец. заведений / В.Д. Грибов. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 128с.: ил.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом: электронный учебник / А.П. Егоршин. — Электрон. дан. и прогр. — М.: НИМБ, 2005. — 1CD—ROM. — Систем. требования: Pentium 166, ОЗУ 32 Mb, CD—ROM 24 х, OC Windows 9х.
6. Кафидов В.В. Управление персоналом: учебно-практическое пособие / В.В. Кафидов. — М.: Академический проспект, 2003. — 144с. — (Gaudeamus).
7. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / А.Я. Кибанов. — М.: Инфра-М, 2005. — 304с. — (Высшее образование).
8. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы: практическое пособие / Ю.Д. Красовский. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 368с.
9. Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. — М.: Дело, 2005. — 704с.
10. Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика: учебное пособие / С.К. Мордовин. — СПб.: Питер, 2003. — 288с.: ил. — (Теория и практика менеджмента).
11. Романенко И.В. Управление персоналом: конспект лекций / И.В. Романенко. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. — 64с.
12. Спивак В.А. Управление персоналом: практикум по курсу / В.А. Спивак. — СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2004. — 144с.
13. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом: учебно-практическое пособие / Э.Е. Старобинский. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2004. — 348с.
14. Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. — 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 507. с. (Высшее образование).
15. Шекшня С.В. Управление современной организации: учебно-практическое пособие / С.В. Шекшня. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. — 368с. — (Библ-ка ж-ла «Управление персоналом»).
Приложение 1
Тест «Насколько вы конфликтны? «
Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы:
а) избегаете вмешиваться;
б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.
2) На собрании (совещании и т.д.) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки?
а) Нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3) Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который кажется вам нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?
а) Если другие вас поддержат, то да;
б) вы обязательно будете поддерживать свой план;
в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.
4) Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) Только, если они необидчивы и эти споры не портят ваших отношений;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) вы спорите со всеми и по любому поводу.
5) Вы стоите в очереди. Кто-то пытается пролезть вперед. Ваши действия?
а) Возмущаетесь в душе, но молчите;
б) открыто высказываете негодование;
в) проходите вперед и начинаете наводить порядок.
6) Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые предложения, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите?
а) Выделите положительные стороны работы и предложите предоставить возможность продолжить ее;
б) выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
в) вы станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.
7) Представьте: свекровь (теща) говорит вам о необходимости бережливости, экономии, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?
а) Одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;
б) говорите, что эта вещь безвкусная;
в) постоянно ругаетесь, ссоритесь из-за этого.
8) Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?
а) Думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за плохо воспитанных чужих озорников? «;
б) делаете замечание;
в) если это происходит в общественном месте, то вы их от читаете.
9) В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
а) в таком случае вы не даете ему чаевых, которые заранее приготовили на случай, если бы он поступил честно;
б) просите, чтобы он еще раз посчитал сумму;
в) это будет поводом для скандала.
10) Вы в доме отдыха. Администратор сам развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности, не следит за уборкой в комнатах, за разнообразием меню. Возмущает ли вас это?
а) Да, но полагаете, что если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, вряд ли это что-то изменит;
б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят;
в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале — уборщицах, официантах.
11) Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Вы признаете свою ошибку?
а) Нет;
б) разумеется, признаете;
в) какой же у вас авторитет, если вы признаете, что были неправы?
12) Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваши действия:
а) не замечаете такой пустяк;
б) молча, возьмете солонку;
в) не удержитесь от замечания, и, может быть, демонстративно откажетесь от еды.
13) На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:
а) с возмущением посмотрите на обидчика;
б) сухо сделаете замечание;
в) выскажетесь, не стесняясь в выражениях.
14) Кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась. Вы:
а) промолчите;
б) ограничитесь кратким тактичным комментарием;
в) устроите скандал из-за пустой траты денег.
15) Не повезло в лотерее. Как вы воспринимаете это?
а) Постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать;
б) не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещаете взять реванш;
в) билет без выигрыша надолго испортит настроение.
Каждый ответ «а» оценивается в 4 балла; «б» — в 2 балла; «в» — в 0 баллов.
От 42 до 60 баллов — вы тактичны, не любите конфликтов, даже если можете их сгладить, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?
От 22 до 40 баллов — о вас говорят, что вы — конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразится на вашем положении. И вас за это уважают.
20 и менее баллов — вы ищете повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать «любителем поскандалить»? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?
Приложение 2
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Функции конфликта | Направленность и последствия конфликтов | |
позитивные | негативные | |
Интеграция персонала | Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов | Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии |
Активизация социальных связей | Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства | Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству |
Сигнализация об очагах социальной напряженности | Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива | Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом |
Инновация, содействие творческой инициативе | Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям | Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений |
Трансформация (преобразование) деловых отношений | Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия | Ухудшение морально-психологической атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношений и партнерского сотрудничества |
Информация об организации и ее персонале | Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение «общего языка» | Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями |
Профилактика противоборств | Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях | Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур |
Приложение 3
Последовательность, взаимодействие и взаимообусловленность событий при возникновении конфликтов
Приложение 4
Схема рабочего места