Сущность рабочего конфликта и его причины

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА.

Самый большой выбор приемов во второй категории, потому что организаторы акций имиджмейкинга для данных объектов вынуждены маскировать свои истинные цели и проявлять большую изобретательность. Наиболее распространенные методы:

1. Присоединение клиента:

— к уже идущему действию других Клиентов;

— к ранее совершенному им же действию.

Эффект основан на “психологическом заряжении”, когда человек бессознательно усваивает эмоциональное состояние группы или авторитетного для него лица.

В практике эффект используется, как заведение и поддержание полезных традиций, ритуалов, праздников и т.п., как присоединение Клиента к действиям, уже уверенно осуществляемым другими Клиентами.

Вложенное действие.

а) Клиенту предлагается совершить действие 1, знакомое ему, желаемое им и связанное с действием 2, необходимым заказчику. ( Так, магазин резко снижает цену на хорошо известный Клиенту товар. Расчет строится на том, что привлеченные Клиенты, попутно купят в магазине и другие товары, то есть совершат действие 2.)

б) Клиента мягко ставят в ситуацию, когда ему предлагается на выбор диапазон товаров и/или услуг (при этом не оговаривается, что вообще можно отказаться от выбора).

в) Клиентов ставят в ситуацию, когда они начинают обсуждать проблему, находя новые доводы “за” и “против”, тем самым делая объект привычным себе и населению (в случае трансляции или публикации дискуссии).

г) “Эффект Герострата”: вводится “якобы запрет” на некое действие. На самом деле, чтобы осознать собственно запрет, Клиент должен вначале представить “запрещаемое действие”.

Пример. В 1993 году телерепортаж: зимней ночью люди жгут костры на улице, чтобы утром приобрести акции “Гермеса” — однозначно воспринимался россиянами, что это хорошие акции…

Пример. Предприимчивый торговец повесил у входа своего магазина обращение к посетителю: “Просьба на потолок не смотреть”. Представленная на потолке реклама имела большой успех.

Смена канала восприятия.

Если воздействие по выбранному каналу на Клиента недостаточно, то следует прибегнуть к:

— смене метода; — смене канала восприятия (при этом надо учесть, что ориентировочно человек запоминает 10% того, что читал, 20% того, что слышал, 30% того, что видел, 50% того, что слышал и видел, 70% того, о чем сам рассказывал, 90% того, что сам делал); — смене времени или места воздействия; — параллельному воздействию по разным каналам.

19 стр., 9055 слов

Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала ...

... в качестве основных элементов клиента, психотерапевта и изобразительный материал/продукцию и обладающую разными системными характеристиками (открытость, наличие информационных каналов, связывающих составляющие ее элементы ... относится изменение характера психотерапевтических отношений, а также поведения и состояния клиента и психотерапевта на разных этапах психотерапевтического процесса. 3. Различные ...

4.”Чудо” и последующие рассказы о нем.

Способы создания “чуда”:

а) аномально большие объекты и рекордные достижения;

б) постановка Клиента в тупик… с последующим чудесным освобождением из него.

в) преодоление или нарушение запретов, норм поведения (реальное или мнимое).

Модель экспериментального невроза.

— Намеренно рассогласованное воздействие по каналу или каналам восприятия.

— Рассогласование стереотипов Клиента и реальности.

— Намеренная ошибка, парадокс.

Намек.

Лучше запоминаются еще незаконченные человеком действия и забываются действия законченные. При невозможности выполнить желаемое действие оно заменяется другим. На базе этих эффектов применяются следующие композиции:

а) Намек, как додумывание Клиентом воспринятого в своих словах, образах за счет использования “вечных стереотипов”.

б) Домысливание Клиентом нужного содержания за счет предварительно выработанной тенденции.

в) Клиент должен “прорываться” к содержанию за счет “перевода” намеренно усложненной или искаженной формы на язык собственных образов.

Следует отметить, что секрет успеха далеко не в количестве появления рекламных материалов в газетах, на радио и телевидении, даже если это, например, предвыборная кампания или рекламная акция продажи автомобилей или компьютеров. Ключ к успеху — в правильности концепции развития общественных связей. Какой бы непредсказуемой ни была реакция общественности в период формирования облика, вся система обязательно должна подчиняться единой концепции логике.

По этому поводу маршал де Голль писал, что руководитель “должен действовать масштабно… удовлетворяя тайные желания людских сердец, компенсируя их стесненные жизненные условия, он овладевает их воображением и даже при своем случайном падении сохраняет в их глазах престиж тех вершин, к которым он так старался их привести”.

Итак, методов очень много, и имиджмейкеру приходиться составлять из различных компонентов именно ту формулу, которая будет верна для данного объекта. При этом нельзя представить полный перечень возможных комбинаций. PR-профи должен знать общие законы психологии человека, чтобы на их основе формировать стратегию создания имиджа.

При формировании установки на доверие со стороны аудитории имиджмейкер сталкивается с проблемой существования стереотипов.

Стереотип влияет на принятие решения Клиентом и делает этот процесс нелогичным для внешнего наблюдателя. “По большей части”,- писал У.Липпман, — “Вместо того, чтобы сначала увидеть, а потом определять, мы, напротив, сначала определяем, а потом видим, мы замечаем только то, что уже сформулировано для нас нашей культурой, причем воспринимаем это замеченное в форме стереотипов своей культуры”.

Стереотип более конкретен, чем потребность. Это совершенно определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение — отношение Клиента к себе, каналам информации, продвигаемым объектам.

Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, то есть к сфере идеального. Но их влияние на реальность, поступки людей всегда огромно.

9 стр., 4234 слов

Конфликты, возникающие с клиентами туристической фирмы

... туристов; конфликты с поставщиками туристических услуг — партнерами туроператора; внутрифирменные конфликты, сторонами которых являются сами работники туроператора. Конфликты, возникающие с клиентами туристической фирмы Конфликты с туристами ... строго следят за своими словами и действиями Понятие, типы конфликта и его участники Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus — столкновение) — ...

Стереотипы бывают положительные и отрицательные. При решении конкретной PR-задачи всегда полезно ответить на два вопроса:

1. Как выявленные типовые отрицательные стереотипы Клиента в данной ситуации мешают адекватному восприятию запрограммированного заказчиком действия? Или иначе. Что мешает, чтобы Клиент позвонил, купил, поверил, проголосовал и т.п.?

2. Как эти стереотипы можно скорректировать с учетом имеющихся ресурсов? Правильно ответив на эти вопросы, имиджмейкер избежит грубых ошибок при создании образа.

 

Вопрос 3

Конфликты на работе и способы их разрешения


Предприятие, на каких бы основах добросердечности и партнерства не было оно основано, не возможно без возникающих время от времени конфликтов. Сложившаяся корпоративная культура подсказывает сформированные и принятые в этой организации способы разрешения возникающих конфликтных ситуаций.

Сущность рабочего конфликта и его причины

Что же представляет собой конфликт, и так ли он страшен для организации.Конфликт – это возникшее противоречие между двумя или более людьми, которые пытаются их разрешить с той или иной степенью эмоциональности. Он может возникать по совершенно разным причинам – производственным, когда, например, вы и ваш заместитель по-разному видите решение определенной ситуации, между сотрудниками в отделе, которые не могут поделить один компьютер, факс или телефон, между бригадиром и рабочими из-за недостатка авторитета руководителя и т. д. Конфликт может проявлятьсяоткрыто (в форме дискуссии, спора, выяснения взаимоотношений) илискрытно (без словесных и действенных проявлений), тогда он скорее ощущается в тягостной грозовой атмосфере. Скрытому конфликту способствует плохой психологический микроклимат в коллективе, недосказанность, взаимное недоверие, неприязнь, агрессивность, неудовлетворенность собой. Повод к началу конфликта может быть как объективный (принимать или не принимать, например, того или иного сотрудника, так как вы по-разному видите итог его работы в вашем коллективе), так и субъективный (краситься на работу или нет), так как результата работы он никак не касается, это только ваши личные предпочтения. Первый более свойственен мужским коллективам, второй – смешанным и женским.

Чаще всего в организации возникают конфликты между начальником и подчиненными, на которые приходится до возникновения всех конфликтных ситуаций. Это не только самый распространенный, но и самый опасный для руководителя вид конфликта, так как окружающие смотрят на развитие ситуации и проверяют влияние, авторитет, действия своего начальника, все его поступки и слова пропускают через развивающуюся напряженную ситуацию. Конфликт необходимо разрешить, иначе тягостная атмосфера будет затягиваться и влиять на результаты работы всего коллектива. Для решения конфликта в первую очередь необходимо установить причину возникновения конфликта, на поверхности ситуация может смотреться совершенно по-другому. Для этого руководителю, если возник спор между подчиненными, лучше выслушать обе стороны и попытаться понять источник возникновения разногласий. Если ваши рабочие постоянно ссорятся из-за того, кто забрал не свой инструмент, проверьте, достаточно ли у них инструмента, возможно, что его просто не хватает, а к вам обратиться они или не решаются или не задумывались об этом. Тогда разрешение ситуации только поднимет ваш авторитет руководителя, а рабочие, увидев вашу заинтересованность к их труду, получат дополнительную мотивировку. Или, например, ваш бухгалтер постоянно опаздывает и у вас с ним из-за этого случаются утренние стычки. Причина конфликта может быть вовсе не в его неорганизованности, а, например, в том, что иначе она не может отправлять ребенка в садик, тогда перевод ребенка или смещение ее рабочего графика разрешит конфликт и снова прибавит вам «очков» в ваших взаимоотношениях с коллективом. Главное при возникновении конфликта – не делать скоропалительных выводов и не принимать срочные меры, а остановиться и попытаться разобраться, взглянув на ситуацию с нескольких сторон. Потому чтоконструктивное разрешение конфликта приведет к сплочению коллектива, росту доверия, улучшит процесс взаимодействия между коллегами, повысит управленческую культуру предприятия. Гашение конфликта переводит его в «тлеющую стадию», которая может длиться годами, выливаясь в необоснованные увольнения, пониженное настроение и работоспособность, частые заболевания сотрудников, недовольство. Поэтому открытый конфликт полезен уже тем, что позволяет раскрыть и высказать противоречия и в конечном итоге может привести к его полному разрешению за столом переговоров. С другой стороны, бесконфликтное существование организации далеко не так безоблачно, как кажется. Это может говорить об инертности и равнодушии сотрудников, отсутствии развития, отсутствия идей, самостоятельности в решениях, нежелании эмоционально выкладываться на работе, формальному выполнению своих обязанностей.

7 стр., 3497 слов

Рабочая программа дисциплины Психология управления

... В данной дисциплине предполагается знакомство учащихся с эффективными способами разрешения конфликтов, овладение стратегическими и тактическими приемами управления конфликтной ситуацией и методами ... В данной дисциплине предполагается знакомство учащихся с эффективными способами разрешения конфликтов, овладение стратегическими и тактическими приемами управления конфликтной ситуацией. 4.8. Содержание ...

Грамотное разрешение рабочего конфликта

Для эффективного руководства организацией руководителю необходимо грамотно разрешать конфликты, находить точки соприкосновения со своими сотрудниками. Вот один из примеров рабочего конфликта в небольшой организации семейного типа. В сложившийся костяк старожилов бизнеса, стоявших у самых истоков фирмы, вливается молодой родственник. Он проработал определенное время на низших руководящих постах, хорошо себя зарекомендовал, и его решили повысить до начальника отдела, который состоит из людей гораздо старше его. В первый день, представившись, он, памятуя свою практику в других отделах и других организациях, просит всех присутствующих подчиненных дать ему отчет о работе за последний месяц. Это было ему необходимо для определения ситуации и планирования дельнейшей деятельности отдела. И тут совершенно неожиданно для него одна из дам, его двоюродная тетя, открыто выражает свое неповиновение. Мол, «молоко на губах еще не обсохло, чтобы отчеты требовать. Вот до тебя дядя Петя руководил, так безо всяких отчетов справлялся и людям побольше доверял. Так что никаких тебе, Вовочка, отчетов».

Возникшая конфликтная ситуация требовала быстрого разрешения. Вступать в спор с громогласной дамой на глазах у остальных сотрудников было бессмысленно – еще больше потеряешь свой итак уже достаточно подорванный авторитет. Владимир спокойно попросил Валентину Ивановну зайти к нему на чашку чая в конце рабочего дня и вышел. Но достаточно часто мне приходилось сталкиваться с такими ситуациями, когда руководитель решал пресечь саботаж на месте, вступал в перепалку с подчиненными и часто проигрывал, теряя в авторитете еще больше, тогда как зачинщик приобретал дополнительную власть неформального лидера и самоутверждался за счет слабого руководителя. Весь день Владимир потратил на то, чтобы понять, где он допустил промах, он не стал винить во всем эмоциональность и вздорность женщины, а взял карандаш и стал записывать все варианты возникновения конфликта. Затем часть отбраковал, осталось две, из которых он и решил найти настоящую при личной встрече. Именно узнав в разговоре со строптивой тетей истинную причину конфликта, он выработал два решения – уволить или успокоить в том, что увольнять не собирается.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Начать он решил с худшего – предположил, что Валентина Ивановна решила его подсидеть, весь последний месяц она больше сплетничала и распространяла нелестных слухов о будущем их руководителе, чем выполняла свои должностные обязанности. При этом он знал, что как старейшина отдела она обладает определенным авторитетом среди сотрудников, который только укреплялся за счет активного противостояния с новым руководителем. В итоге ее целью было смещение юнца. Для этого случая он решил показать свою силу и власть, провести дальнейший разговор в духе «я здесь хозяин, и вам придется либо принять мои условия игры, либо мы с вами расстаемся».

Второй вариант был более оптимистичен, потому что позволял сохранить для фирмы достаточно ценного сотрудника. Возможно, что Валентина Ивановна просто оскорбилась из-за формального отношения к ней, как к остальным. Возможно, из-за многих лет работы в фирме она надеялась, что новый руководитель первым делом обратиться к ней за советом, предложит разговор «по душам», придет за помощью. А вместо этого – требование «отчета», недоверие, требование подтвердить свою компетентность, упрек в ничегонеделании и функциональной бесполезности. Возможно, ее саботаж – всего лишь проявление стресса, тогда лучше всего просто поговорить, что ее устраивает, что нет, объяснить, зачем нужен отчет. Может, его просто нужно будет заменить словом «информационно-аналитическая записка», и гнев Валентины Ивановны утихнет. Он предложит ей возглавить обучение новеньких сотрудниц, что придаст ей дополнительную значимость и ценность. А в конце разговора твердо сказать, что впредь он не допустит подобных декларативных высказываний на глазах всего коллектива.

Взвесив все «за» и «против», Владимир стал ждать Валентину Ивановну. К счастью, оказалось, что ее обидело несправедливое, по ее мнению, отношение к ней молодого начальника, и конфликт быстро разрешился. В дальнейшем Валентина Ивановна стала прекрасным заместителем Владимира, обучала новых сотрудников и помогала ему в делах советом и делом.

Итак, для эффективного руководства коллективом руководителю необходимо правильно оценивать психологическую обстановку в коллективе, грамотно выбирать стиль руководства и способствовать укреплению благоприятного морально-психологического климата в вашей организации. А это в первую очередь – вовремя замечать предпосылки к возникновению конфликтов, своевременно их предупреждать, осторожно относится к выбору правильного коммуникационного канала для построения доверительных отношений с подчиненными, умение вовремя заметить неудовлетворенные потребности своих подчиненных для успешного применения систем мотивации, умение из любой ситуации выходить лидером. Именно подобное поведение руководителя способно сплотить коллектив и вывести организацию из самых трудных ситуаций. Ваш авторитет со временем только укрепится, а ваши родственники по праву вас будут считать главой семейного клана.

10 стр., 4823 слов

Этика как учение о морали и нравственности

... кризисность — результат поведения самого человека, так как именно на нем лежит ответственность за негативное воздействие на внешнюю среду, за ее критическое состояние. Стремление ... «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas), которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика». Таким образом, ...

 

Семинар 9

Вопрос 3 Два аспекта ответственности

Как уже отмечалось, категория ответственности — сложная и многогранная. Современная наука различает в ней по крайней мере два аспекта ответственности — негативную (ретроспективную) и позитивную (перспективную).

Для нормального функционирования правовой системы и поведения личности важны оба эти аспекта. Первый предполагает ответственность за уже совершенные деяния, он давно и обстоятельно разработан юридической наукой, подробно регламентируется законодательством всех стран. Это классический вид ответственности, существующий на протяжении тысячелетий — с тех пор как возникли государство, право, законы, преступность.

Слабее изучен второй — позитивный — аспект ответственности, поскольку он привлек к себе внимание ученых (философов, юристов) лишь в последние десятилетия. К тому же здесь нет единства мнений, некоторые специалисты такой подход отрицают. Под позитивной ответственностью подразумевается не «расплата» за уже содеянное, а ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей, порученное дело, за добросовестное поведение; ответственность перед обществом, государством, коллективом, семьей, окружающими.

Это ни что иное, как чувство морально-правового долга, гражданской позиции, развитого правосознания. Позитивная ответственность — мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально-правового статуса субъекта и может быть названа также статусной ответственностью. Общий юридический статус гражданина закреплен в Конституции страны, других важнейших законах государства, в которых прямо говорится об ответственности личности перед обществом, перед другими людьми. На этом основаны и права человека, их реализация.

Ретроспективный подход к ответственности, который пока еще преобладает в литературе, обедняет, сужает проблему, выглядит односторонним и неполным. При таком подходе на первый план выступает лишь карательно-принудительный момент. Тем самым в какой-то мере умаляется социальное, морально-этическое и гражданское значение ответственности.

И.А. Ильин называл позитивную и негативную ответственность соответственно «предварительной» и «последующей». Предварительная ответственность, писал он, «есть живое чувство предстояния и призванности, стремление к совершенствованию. Еще не совершив поступка, человек уже знает о своей ответственности. И это дисциплинирует его и вдохновляет. Последующая ответственность есть результат искаженного правосознания, негативного поведения индивида. Она — антипод предварительной ответственности, т.е. безответственность».

Ответственность в ее полном объеме — это ответственность за прошлое, настоящее и будущее, и именно в таком виде, т.е. во всех ее аспектах, она подлежит изучению, научной разработке. Задача заключается в том, чтобы обосновать необходимость, правомерность и морально-правовой характер позитивной ответственности, выявить ее особенности, место и роль в правовой системе общества.

20 стр., 9856 слов

Влияние акцентуаций характера на проявление ответственности у подростков

... философии, юриспруденции, педагогики, психологии, социологии. Исследователи, которые занимались изучением ответственности: К. Муздыбаев, В. Розанова, В. Дружинин, С.Л.Рубинштейн, Е.Д. ... диагностика «места наименьшего сопротивления» позволяют установить специфические особенности проявления ответственности акцентуированной личности и гармонизировать развитие рассматриваемого личностного свойства, что ...

Позитивная ответственность, как и негативная, может выражаться в наступлении определенных неблагоприятных для субъекта последствий, «социальных неудобств», в лишении известных благ. Например, когда тот или иной госслужащий не проходит аттестацию и из этого делаются необходимые оргвыводы (служебное несоответствие, отстранение от должности), то человек фактически оказывается наказанным, хотя никакого конкретного правонарушения он не совершил — просто недостаточно ответственно, добросовестно относился к своим обязанностям, порученному делу. То же самое происходит, когда руководителю за провалы в работе выражается недоверие коллектива и он вынужден «уйти», или когда студент отчисляется из вуза за неуспеваемость, т.е. за несерьезное, безответственное отношение к учебе.

Поэтому утверждение, что позитивная ответственность не имеет практического значения и ничем индивиду не грозит, неверно.

Позитивная ответственность в отличие от негативной — не временная и не принудительная, а постоянная, добровольная и глубоко осознанная ответственность личности за свое надлежащее поведение. Она предполагает не только контроль субъекта за собственными действиями, но и положительную реакцию на контроль со стороны общества, государства. Для правовой системы это принципиально важный стабилизирующий и цементирующий фактор.

Именно в этом смысле говорят о повышении или снижении чувства ответственности, о необходимости брать ответственность на себя, ответственном или безответственном поведении гражданина, должностного лица, об ответственности политиков за судьбы страны, людей; конституционном долге Президента, других лидеров. Во всех этих случаях речь идет о позитивной, а не негативной ответственности.

Позитивная ответственность предшествует негативной; последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, т.е. когда субъект совершает правонарушение. Негативная ответственность существует как потенциальная угроза, превенция, она может и не наступить, если личность ведет себя высокосознательно, правомерно. Негативная ответственность обращена в прошлое, почему и называется ретроспективной, а позитивная — в настоящее и будущее, что дает основание именовать ее перспективной (иногда говорят проспективной), активной, положительной, добровольной, не связанной с предосудительным, а тем более — с противоправным поступком.

1. В публичной сфере человек имеет дело с отношением к большим группам людей, с которыми он лично не знаком, но интересы которых он должен учитывать в своей повседневной трудовой деятельности1. Публичная мораль, к сфере которой относится и корпоративная этика, является механизмом координации интересов общества, больших групп людей (профессиональных групп, корпораций, национальных и религиозных и т.д.) и личности.

Публичная мораль воспроизводится иным образом, отличным от способов поддержания морали в частной сфересфере индивидуальной морали и морали межличностных отношений. Публичная мораль выражает общественную волю, ориентирует на достижение общего блага. Она институциональна, т.е. для реализации ее нормативно-ценностного содержания создаются специальные организационные структуры и процедуры (согласованные правила поведения, контролирующие и выполняющие функцию медиации органы, каналы информирования, санкции и др.).

9 стр., 4067 слов

Учение о морали и нравственности

... определенных суждений, поскольку нормальным психологическим состоянием человека является неуверенность и сомнение. Структура морали Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов ... сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. О морали и нравственности Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, ...

Одной из разновидностей публичных социальных связей являются деловые отношения, возникающие в недрах корпораций. Есть необходимости разграничения индивидуальной этики совершенствования и публичной, или общественной морали. В западных источниках предлагаются несколько иные решения: публичная мораль и индивидуальная нравственность (Т.Нагель), социальная и индивидуальная этика (А.Рих), институциональная этика и институциональный дизайн (Р.Хардин).

Термин публичная мораль является более точным, так как всякая мораль по своей сути является общественной. В индивидуальной нравственности, человек более всего обращает внимание на такие личные качества, которые могут сделать безконфликтным существование с близким кругом людей, со своими соседями, а также обеспечить разумную взаимопомощь с теми, с кем так или иначе приходится вступать в личный контакт. В публичной же морали человек имеет дело с большими группами людей, безличными связями, с исполнением различных публичных функций. Императивы публичной морали не могут быть столь универсальны, как известные требования христианской этики, потому, что общественные функции различны и их исполнение часто предполагает избирательное отношение к различным людям. Скажем, адвокат не может относиться к прокурору как к самому себе, начальник не может одинаково относиться к своим подчиненным, потому, что кому-то он вынужден поручать более ответственную и более творческую работу, а кому-то – нет.

Независимо от различия использованной терминологии можно сказать, что в сфере действия социальных институтов и исполнения публичных функций мораль современного общества действительно существенно отличается от тех представлений, которые, так или иначе, связывали этику с нравственным идеалом личности. В общественной морали адаптивность доминирует над совершенством, субъект и объект морального требования могут быть разделены, в ней имеют место коллективные решения и коллективная ответственность, а общее благо имеет приоритет над индивидуальным. Сказанное, тем не менее, не означает, что общественная мораль исключительно утилитарна. Современное общество уже пришло к пониманию того, что во многих случаях жертвовать личным интересом во имя большего общественного блага нельзя.

Галстук: какой была история привязанности? Мужчина стоит того же, что и его галстук, – это он сам, им он прикрывает свою сущность, в нем проявляется его дух. Оноре де Бальзак «Искусство ношения галстука», 1827 Казалось бы, корни происхождения этого предмета мужской экипировки стоит искать в Германии, ведь само слово происходит от немецкого Halstuch, т.е. «шейный платок». Но этим мы обязаны Петру I, государю-реформатору, который, в числе прочего, стал насаждать как признак цивилизованного вида галстуки. История этого насаждения была многотрудной, а порой и курьезной.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

Император даже вынужден был издать правила пользования галстуком, в коих указывалось, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». С тех пор и придуманы были для наименования предмета туалета, насильно внедряемого, выразительные названия типа «удавка», «петелька», «змеюка». Впрочем, современные галстуки действительно произошли от шейных платков, и самые древние из них – тех, что найдены археологами на сегодняшний день, относятся к III веку до н.э. А обнаружены они в Китае. Следующая ступень истории галстука относится к временам Римской империи: легионеры носили шейные платки, дабы не натирать шею о пластины доспехов. Память об этом увековечена в Троянской колонне, воздвигнутой в Риме еще в 113 году, где в мраморном изображении воина вырезан завязанный узлами вокруг шеи платок «фокалес».

Но Рим рухнул, образ легионеров, казалось, стерся из памяти европейцев… Ан нет, оказывается! Во-первых, эту традицию унаследовали румыны. Во время тридцатилетней войны в составе войска, прибывшего в Париж, чтобы поддержать французскую корону, оказались хорватские конные подразделения, и всадники в красочных шейных платках вызвали интерес французов. Эти платки были украшены мелкими и крупными кистями, концы, завязанные розеткой, свисали на грудь. То ли на дворцовом приеме, то ли на торжественном параде по поводу ратной победы эти необычные аксессуары привлекли внимание Людовика XIV, и король-солнце, известный любитель украшений, присмотрел для себя новый способ для этого. Он будто бы сразу же поручил Франсуа Мишелю Ле Телье, маркизу де Лувуа, добыть несколько шейных платков в течение суток (вот до чего приглянулись!).

Впоследствии Его Величество даже завел специальную должность «галстучного» с соответствующими обязанностями. Во Франции галстук получил название сravate, и на сей счет тоже существует любопытное предание: французы показывали хорватам на их шейные платки с вопросом: «Что это такое»? А те, полагая, что интересуются, кто они такие, отвечали: «Хорват».

А затем сravate перекочевало в и другие языки. В Париже новый штрих в «галстучной истории» добавила небезызвестная красавица-герцогиня Луиза де Лавальер. Будучи одной из фавориток короля, она любила вертеть в руках модный предмет туалета, и однажды додумалась до того, чтобы завязать его в форме бабочки. Ноу-хау получило название бант «Лавальер» и оказалось живучим во времени: галстук-бабочка существует в моде и поныне. Затем был еще платки «инкройябл», сложное сооружение, драпирующее шею до самого подбородка с замысловатыми узлами.

Англичане назвали их «салфеточной модой», живым воплощением которой стал легендарный лорд Джордж Брайан Брёммель. Именно они, англичане, открыли и аккуратно заполнили новую страницу эволюции галстука, сопровождавшую изменение фасона мужских сорочек. В последней трети XIX века вместе с распространением отложных воротничков в моду вошел длинный цветной галстук, получивший название «регат» или «four-in-hand» (термин, обозначавший управление четверкой лошадей), а затем и «пластрон» – платок, который обвязывался вокруг шеи, а на груди крепился узлом и закалывался булавкой. Наконец, в 1924 году веское слово в моде на галстуки раздалось из-за океана. Американец Джесси Лангсдорф запатентовал «идеальный галстук», сшитый из трех скроенных по косой лоскутов ткани. Так он и шьется до сих пор.

Началом истории галстуков в Европе принято считать вторую половину 17 века, когда в ознаменование победы над Османской империей в Париж прибыл полк хорватских солдат. Хорватия в то время входила в состав Австро-Венгрии , а та в свою очередь была союзницей Франции. Офицеры хорватского полка носили на шее яркие платки из шёлка которые очень быстро заинтересовали любопытных парижан. Французы, указывая на них, спрашивали – что это такое? Хорваты же, не знающие французского языка, думали, что их спрашивают – мол, кто ты, и отвечали – хорват. Так этот платок получил свое название от французского «Croates» (Хорват) позднее слово видоизменилось на Cravat . В большинстве европейских языков это название в слегка разных написаниях осталось до сих пор. Вскоре этот модный предмет заинтересовал и самого Людовика XIV слывшего очень большим модником. Вскоре королем был учрежден полк «Королевских Cravattes» , отличительной регалией солдат этого полка был все тот же хорватский платок. Вскоре подобный платок из шелка очень быстро вошел в моду.

Вернувшись в Англию из ссылки в 1660 году Карл II привез с собой это новое слово в моде , так галстук оказался в Англии. Впоследствии именно эта страна внесла неоценимый вклад в развитие галстука.

Однако есть доказательства, что это слово использовалось во Франции в 14 веке, а в Италии в 16 веке. В одной из своих баллад, французский писатель Eustache Deschamps (1340-1407), использовал фразу «faites restraindre sa cravate» . Учитывая взаимозависимость многих европейских регионов (в частности, Франции) с Венецианской империей, а также тот факт, что эта империя в свое время занимали основную часть хорватского побережья, такого рода перекрестная культурализация не будет беспрецедентной.

Да и скорее всего , что и сами хорваты не были изобретателями этого украшения, а всего лишь позаимствовали их у римских легионеров. Римские легионеры носили шейные платки – fascalia. Ими обвязывали шею, чтобы её не натирали пластины панциря. Свои доспехи раньше римляне надевали сразу на шерстяную рубаху с короткими рукавами. Такой платок был и у тех солдат, что вместо панциря носили кольчугу. Сохранился Троянский столб, воздвигнутый небезызвестным римским императором Трояном в 113 году н.э., на котором высечены 2,5 тысячи фигур, вокруг шеи которых обёрнуты и завязаны простым узлом шейные платки, почти полностью скрытые под доспехами.

Новый предмет одежды начал входить в моду повсеместно в Европе, где мужчины и женщины стали носить кусочки ткани на шее. В конце семнадцатого века, мужчины стали носить кружевные галстуки , которые требовали огромных усилий и времени , для того чтобы их завязать и привести в надлежащий вид . В 1715 году появился новый вид галстука «Stocks» который представлял собой небольшой кусок муслина просто обернутый несколько раз вокруг шеи и заколотый булавкой.

Во времена ношения париков платки стали более большими и громоздкими, как правило завязывались спереди большим бантом, тогда же появилась и булавка. В таком виде галстук оставался примерно до 1850 года, кстати уже в начале 19 века стали появляться первые издания посвященные тому, как завязывать галстук. [ «Neckclothitania» издание 1818 года ]

С началом же индустриальной революции галстук стал упрощаться, стали появляться новые формы , в частности Ascot и галстук — бабочка, дошедшие до нашего времени. Платок так же видоизменился стал меньше и появились треугольные платки которые либо завязывались спереди либо продевались через кольцо. Примеры можно увидеть в фильмах про пионеров » Дикого запада» и английских моряков.

В нынешнем виде галстук появился лишь в 1926 году в Нью-Йорке , когда Jesse Langsdorf впервые сшил и запатентовал галстук сшитый из 3 частей ткани, выкроенных по косой. Подобный крой способствовал эластичности галстука, он не перекручивался и всегда принимал прежнюю форму.