Тема: Основы физиологии труда

Тема: Основы физиологии труда

1. Понятие производственной среды, опасных и вредных факторов.

2. Классификация условия труда.

3. Классификация основных форм деятельности человека.

4. Тяжесть и напряженность. Профилактика утомления.

5. Эргономика и инженерная психология. Техническая эстетика.

6.Требования, предъявляемые производственным площадкам и помещениям.

Вопрос 1

Производственная среда — это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья (травму) и гибель организма; вредными — факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Условия труда зависят также от производственной обстановки или характера труда.

Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека. Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия.[1,3]

Опасные и вредные факторы, по природе действия на организм человека подразделяются на следующие группы: физические, химические, биологические, психофизиологические (ГОСТ 12.0.003−74).

Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие подгруппы: движущиеся машины и механизмы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенный уровень ультразвука; повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; повышенная или пониженная влажность воздуха, повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная ионизация воздуха; повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне; опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенный уровень статического электричества; повышенный уровень электромагнитных излучений; повышенная напряженность электрического поля; повышенная напряженность магнитного поля; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; пониженная контрастность; прямой и отраженный блеск; повышенная пульсация светового потока; повышенный уровень ультрафиолетовой радиации; повышенный уровень инфракрасной радиации.

14 стр., 6647 слов

Уровень тревожности как фактор агрессивного поведения подростков

... нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная эмоциональная напряженность сопровождается ... считает себя застенчивыми, действительно отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и ... Кафедра общей психологии Курсовая работа Уровень тревожности как фактор агрессивного поведения подростков Специальность «030301 ...

Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие группы: по характеру воздействия на организм человека; общетоксические, раздражающие; по пути проникновения в организм человека: через дыхательные пути, пищеварительную систему, кожный покров.

Биологические опасные и вредные производственные факторы вызываются биологическими веществами, воздействие которых на работающих влечет за собой травмы или заболевания.

10 стр., 4643 слов

Опасные и вредные производственные факторы возникающие при эксплуатации ЭВМ и другой офисной техники

... имеется контакт с вредными факторами и положено бесплатное лечебно-профилактическое питание, на другую работу с благоприятными для здоровья условиями труда на весь период ... При построении рационального и диетического питания в условиях санатория-профилактория рабочим, контактирующим с вредными производственными факторами, также необходимо обеспечивать профилактическую направленность этого питания ...

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы вызывают перегрузки, которые по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические. Физические перегрузки подразделяются на статические, динамические, гиподинамические. Причинами нервно-психических перегрузок могут быть умственное перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.

Вопрос 2

Исходя из гигиенических критериев и принципов классификации условий труда, последние подразделяются на четыре класса.

1-й класс — оптимальные условия труда — такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2-й класс — допустимые условия труда. Характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомства.

Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

3-й класс — вредные условия труда. Характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работников и их потомства.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов за выраженностью изменений в организме работающих, подразделяется на 4 степени вредности.

1-я степень 3-го класса — условия труда, характеризующиеся такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания.

5 стр., 2173 слов

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления

... внешних, но и внутренних условий. 2. Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии Существуют различные периодизации развития человека как субъекта труда. Одной из самых ... формирования направленности личности не создаются условия для усвоения знаний, умений, навыков. Еще одно направление развития человека как субъекта труда - усвоение общественно выработанных способов ...

2-я степень 3-го класса — условия труда с такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.

3-я степень 3-го класса — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту хронической общесоматической (в переводе с греческого — тело, т. е. относящейся ко всему организму) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-я степень 3-го класса — условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост хронической патологии и высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-ый класс — опасные (экстремальные) условия труда, характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение всей рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни с высоким риском возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Вопрос 3

Всю человеческую деятельность по характеру выполняемых работ можно разделить на три основные группы: физический труд и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивая его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

... исследования: анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения. Объект исследования: особенности педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения. Практическая значимость работы: материалы данного дипломного ... 1.3. Причины девиации 10 1.4. Особенности исследования отдельных форм отклоняющегося поведения 13 1.4.1. Преступность 13 1.4 ...

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в сутки.

Механизированные формы труд изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда требуют специальных знаний и навыков.

Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Групповые формы труда — конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором — работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого — мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки.

4 стр., 1548 слов

Мораль — (лат.mores — обычаи, нравы, поведение) — способ нормативной регуляции действий человека в обществе, форма общественного сознания и вид общественны

... – (лат.mores – обычаи, нравы, поведение) – способ нормативной регуляции действий человека в обществе, форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мышление – активное, целенаправленное ... волю, влиять на поведение людей. Возвышенное – внутренняя значительность предметов и явлений, несоизмеримых по идеальному содержанию с реальными формами выражения. Воля – способность к ...

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей.

Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

13 стр., 6423 слов

Оценка условий труда на рабочем месте токаря в токарном цехе

... влияние на безопасность труда. Воздействие пыли и газов на организм человека зависит от их ядовитости (токсичности) и концентрации в воздухе производственных помещений, а также ... коллективе. Эргономические аспект: организация рабочего места должна обеспечивать удобство проведения работ. Несоблюдение антропометрических, психофизиологических, психологических требований к рабочему месту, лежащих в ...

Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Вопрос 4

В процессе трудовой деятельности на работника воздействуют разнообразные сочетания элементов условий труда, вызывающие те или иные реакции организма. Одинаковые по тяжести изменения в организме могут быть вызваны различными причинами. Интегральными показателями, оценивающими воздействие самых разнообразных сочетаний условий труда, являются тяжесть и напряженность труда.

Напряженность деятельности — характеристика умственных форм труда, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.

К определенной напряженности ведут также некоторые характеристики трудовой деятельности: значимость работы, ее опасность, ответственность.

Напряженность труда характеризует степень сложности выполняемой работы, она определяется характером и значением информационной нагрузки.

Физический труд — труд, требующий значительной мышечной активности и, следовательно, с большими энергозатратами.

Физические нагрузки требуют как статической, так и динамической работы мышц. Динамическая работа связана с движением, перемещением, статическая работа — с удерживанием мышечного напряжения без совершения каких-либо движений. Статическая работа более утомительна, чем динамическая.

Под тяжестью труда понимают степень совокупного воздействия всех элементов, составляющих условия труда, на работоспособность человека, его здоровье, жизнедеятельность и способность к восстановлению физиологических параметров, тяжесть труда определяется, в основном, физическими нагрузками.

По степени тяжести выполняемые работы в соответствии с энергозатратами организма подразделяются на следующие категории:

1 — легкие, с энергозатратами до 172 Дж/с, это работы, выполняемые сидя или стоя, не требующие систематического физического напряжения (конторские работы, контрольные операции и т. д.).

2а — средней тяжести, с энергозатратами 172 — 232 Дж/с. Работы, связанные с постоянной ходьбой, выполняемые стоя или сидя, но не требующие перемещения тяжестей.

2б — средней тяжести, с энергозатратами 232 — 293 Дж/с. Работы, связанные с ходьбой и переносом тяжестей до 10 кг.

3 — тяжелые, с энергозатратами более 293 Дж/с. Работы, связанные с систематическим физическим напряжением.

Утомление и переутомление. Под утомлением понима­ют особое физиологическое состояние организма, возника­ющее после проделанной работы и выражающееся во вре­менном понижении работоспособности.

Один из объективных признаков — это снижение про­изводительности труда, субъективно же оно обычно вы­ражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы. Утомле­ние может возникать при любом виде деятельности.

Утомление связано с изменениями физиологического состояния всего организма в результате длительной или тяжелой работы, причем определенное значение имеют нарушения, возникающие в центральной нервной системе.

При длительном воздействии на организм вредных фак­торов производственной среды может развиться переутом­ление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Основой для возникновения переутомления служит по­стоянное несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутом­ления могут способствовать неудовлетворительная обста­новка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления — различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных лю­дей наблюдаются головные боли, расстройства сна (бессон­ница), ухудшение аппетита и повышенная раздражитель­ность.

Кроме того, хроническое переутомление обычно вы­зывает ослабление организма, снижение его сопротивляе­мости внешним воздействиям, что выражается в повыше­нии заболеваемости и травматизма. Довольно часто это со­стояние предрасполагает к развитию неврастении и исте­рии.

Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными бо­лезнями среди рабочих на производствах вызвано неудов­летворительными гигиеническими условиями трудовой де­ятельности.

Профилактика мышечного утомления и профессиональных заболеваний, способствующая повышению работоспособности, ведется по следующим направлениям: механизация трудоемких работ, автоматизация производственных процессов: рационализация станков и оборудования; конструктивное улучшение кабин и рабочих мест.

Наряду с этим исключительно большое значение придается правильной организации трудового процесса; созданию оптимальных условий для овладения трудовыми навыками; механизация операций по поднятию и переноске тяжестей, что обеспечивает ликвидацию ручного труда.

Среди мер предупреждения утомления главную роль играет рациональная организация режима труда и отдыха. При этом нельзя недооценивать такой вид отдыха организма как сон. Во время сна происходит восстановление энергетического потенциала организма и его важнейших систем.

Целесообразно проведение производственной гимнастики, что снижает утомляемость и увеличивает производительность труда. Этот отдых более эффективен по сравнению с пассивным, что было установлено в опытах И.М.Сеченова. Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более целесообразен пассивный отдых в хорошо проветриваемом помещении.

В профилактике утомления большую роль играет рациональная рабочая поза и правильно оборудованное рабочее место, правильное освещение.

Предупреждает развитие утомления и способствует росту (на 1−3%) производительности труда производственная музыка.

Для кратковременного повышения работоспособности могут быть использованы химические стимуляторы — глюкоза, фосфорные соединения, кофеин и некоторые другие.

Снижение запыленности и загазованности, шума и вибрации, создание нормального микроклимата — все это не только служит профилактике профессиональных и непрофессиональных болезней, но и является, необходимым условием высокой работоспособности человека и профилактике утомляемости.

Вопрос 5

Внешняя среда, окружающая человека на производстве, влияет на организм человека, на его физиологические фун­кции, психику, производительность труда.

Проблемами приспособления производственной среды к возможностям человеческого организма занимается наука эргономика1. Она включает разра­ботку научно обоснованных организационно-технических требований и решений к орудиям и процессам труда, окружающей среде с учетом особенностей человека: физичес­ких, психологических и антропометрических.

Для оценки качества производственной среды исполь­зуются следующие эргономические показатели:

  • гигиенические — уровень освещенности, температура, влажность, давление, запыленность, шум, радиация, вибрация и др.;
  • антропометрические — соответствие изделий антропометрическим свойствам человека (размеры, форма).

    Эта группа показателей должна обеспечивать рациональную и удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку руки и т. д., предохранять человека от быстрого утомления;

  • физиологические — определяют соответствие изделия собенностям функционирования органов чувств человека. Они влияют на объем и скорость рабочих движений человека, объем зрительной, слуховой, тактильной (осязательной), вкусовой и обонятельной информации, поступающей через органы чувств;

психологические — соответствие изделия психоло­гическим особенностям человека. Психологические показатели характеризуют соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, возможностям восприятия и переработки человеком информации.

Важное значение для улучшения условий труда имеет производственная и техническая эстетика.

Производственная эстетика включает планировочную, строительно-оформительскую и технологическую эстетику. Планировочная эстетика включает структуру, размеры, размещение и взаимосвязь помещений. Она должна разработать кратчайшие пути перемещения людей, транспортных средств, создать условия для внедрения прогрессивной технологии и повышения производительности труда.

Строительно-оформительская эстетика решает вопросы освещения, окраски стен, потолков, полов и других элементов, озеленения, художественно-эстетической обстановки в помещениях.

Технологическая эстетика предусматривает подбор и размещение оборудования, проходов, коммуникационных линий и т. п.

Правильное решение комплекса вопросов производственной эстетики благоприятно воздействует на организм человека, исключает причины травматизма и профессиональных заболеваний, повышает производительность тру­да и культуру производства.

Техническая эстетика предусматривает конструирование, модернизацию и эксплуатацию оборудования, приспособлений и инструментов. Она включает архитектонику, безопасность и безвредность работы, уменьшение физичес­кой нагрузки и нервной напряженности.

Архитектоника оборудования учитывает форму, пропорции и гармоничность компоновки оборудования.

Вопрос 6

Общие санитарно-технические требования к производ­ственным помещениям, рабочим местам и зонам, а также к микроклимату изложены в Строительных нормах и прави­лах (СНиП) и санитарных нормах проектирования предпри­ятий.

Площадку для размещения предприятий (территория) выбирают, исходя из генеральных планировок развития на­селенных пунктов. Размеры площадки определяют в соот­ветствии со строительно-санитарными нормами с учетом возможного расширения предприятия на перспективу. Пло­щадка должна быть на сухом, незатопляемом месте с пря­мым солнечным освещением, естественным проветривани­ем, иметь относительно ровную поверхность, располагать­ся вблизи водоисточника с отводом сточных вод. Должны быть обеспечены удобства подхода, подъезда транспортных средств, соблюдены условия охраны труда и техники безо­пасности, а также противопожарной защиты. Предприятия следует располагать так, чтобы исключить неблагоприят­ное воздействие одного предприятия на другое.

В селитебной зоне разрешается размещать предприя­тия, не выделяющие производственных вредностей, не про­изводящие шума и с неогнеопасными технологическими процессами. Предприятия с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую сре­ду вредных веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизи­рующих излучений, необходимо отделять от зоны заселе­ния санитарно-защитными зонами.

Санитарная классификация производственных предпри­ятий предусматривает размеры санитарно-защитной зоны, которая должна быть благоустроена и озеленена. Зеленые насаждения благоприятно влияют на микроклимат участ­ка, положительно воздействуют на организм человека и его нервную систему. Одновременно необходимо проводить озе­ленение помещений (интерьеров рабочих помещений, це­хов, торговых залов, офисов и др.).

Озеленение имеет боль­шое санитарно-гигиеническое и эстетическое значение, так как улучшает состав воздуха, снижает температуру в жар­кое время года, повышает влажность. Запах, цвет, шелест листьев благоприятно влияют на трудоспособность человека.

Важное значение имеют санитарные разрывы между зданиями. Если здания освещаются через оконные проемы, то санитарные разрывы должны быть не менее наиболь­шей высоты от уровня земли до карниза противостоящего здания. От открытых складов строительных материалов, топлива или других пылящих товаров до производствен­ных и вспомогательных зданий и помещений санитарные разрывы должны быть не менее 20 м.

На предприятиях согласно установленным правилам должны быть оборудованные места для сбора отбросов, от­ходов и мусора. Их размещение и устройство согласовыва­ют с местными органами санитарно-эпидемиологической службы.

Объемно-планировочные и конструктивные решения производственных зданий и сооружений должны отвечать требованиям СНиП (раздел технологического и санитарно­го проектирования).

Объем производственных помещений на одного работ­ника должен составить не менее 15 м3, площадь — не менее 4,5 м2, высота — не менее 3,2 м. Производственные помещения должны содержаться в надлежащей чистоте.

На предприятиях со значительным выделением пыли уборку помещений следует проводить при помощи пылесосных установок или путем гидросмыва.

Помещения с тепловыделениями (более 20 ккал/(м3 • с)), а также производства с большими выделениями вредных газов, паров и пыли следует располагать у наружных стен зданий и сооружений. В многоэтажных зданиях эти произ­водства следует размещать в верхних этажах и оснащать приточно-вытяжной вентиляцией.

В отапливаемых производственных и вспомогательных помещениях, за исключением особо сырых помещений, не допускается образование конденсата на внутренних повер­хностях наружных ограждений. Поэтому стены в таких по­мещениях покрывают защитно-отделочным пароизоляционным слоем.

Отделка стен должна быть прочной, гигиеничной, эко­номичной в эксплуатации и отвечать эстетическим требова­ниям. Рекомендуется применять отделочные элементы за­водского изготовления: панели, щиты и плиты различной формы и цвета, выполненные из современных искусствен­ных строительных материалов; панели стен в помещениях для приемки, хранения и подготовки к продаже продоволь­ственных товаров, а также в моечных и душевых должны быть облицованы водоустойчивыми синтетическими мате­риалами, глазурованной плиткой или окрашены масляны­ми либо водоустойчивыми синтетическими красками на вы­соту не менее 1,8 м.

Полы в производственных помещениях следует делать из материалов, обеспечивающих удобную очистку их и от­вечающих эксплуатационным требованиям для данного про­изводства.

Конструкции полов и верхних покрытий выбирают с учетом технологического процесса, выполняемого в отдельных видах помещений. Наиболее распространенными явля­ются цементобетонные, асфальтобетонные, асфальтовые, плиточные и деревянные полы. Эксплуатационным и сани­тарным требованиям для складских помещений отвечают полы с асфальтобетонными покрытиями. Цементобетонные полы при эксплуатации выделяют большое количество пыли, вредно действующей на организм человека и меха­низмы.

В торговых залах магазинов полы рекомендуют покры­вать плиткой. Эти полы гигиеничны, легко моются и водо­непроницаемы. В местах работы контролеров-кассиров, про­давцов и других работников торговых залов устраивают де­ревянные дощатые настилы, настилы из толстых ковровых дорожек или линолеумные дорожки на матерчатой основе. В торговых залах, расположенных на втором этаже, мож­но применять деревянные дощатые и паркетные полы. В административно-бытовых помещениях полы должны быть деревянные, дощатые с масляной покраской или паркет­ные.

Как правило, на предприятиях должны быть вспомога­тельные санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умы­вальные, туалеты, душевые, курительные, пункты пита­ния, комнаты отдыха, здравпункты, комнаты личной гигие­ны женщин и др.).

Состав этих помещений, размеры и обо­рудование зависят от санитарной характеристики, произ­водственных процессов, численности работников, а также других факторов и определены в СНиП.

Важное значение для охраны труда работников пред­приятий имеет правильная планировка и устройство выхо­дов, проходов, лестниц и площадок. Они должны отвечать строительным, эксплуатационным, санитарно-техническим и противопожарным требованиям.

Рациональное размещение технологического оборудо­вания внутри помещений влияет на организацию техноло­гических процессов, повышение производительности труда и его охраны. Размещение оборудования должно быть удоб­ным и безопасным в эксплуатации.

Большое значение для охраны труда имеет водоснаб­жение предприятий. Оно должно обеспечить потребность предприятия в питьевой воде, для хозяйственно-гигиени­ческих, производственных и противопожарных целей. Раз­личают два вида водоснабжения: централизованное и де­централизованное. При централизованном водоснабжении вода подается по трубопроводам общего пользования, а при децентрализованном — поступает из местных источни­ков (колодцев, родников, водоемов).

Выбор источников хозяйственно-питьевого водоснабже­ния необходимо согласовывать с местными администрация­ми и местными органами санитарно-эпидемиологической службы. Качество воды должно отвечать требованиям ГОСТа на питьевую воду. Применение сырой воды для пи­тья допускается только с разрешения органов санитарно-эпидемиологической службы.

Все предприятия согласно санитарным правилам и нор­мам должны иметь канализационные сооружения, предназ­наченные для приема, удаления и обезвреживания сточ­ных вод, а также отведения их на определенные участки. На предприятиях, не имеющих канализации, устраивают дворовые туалеты и бетонные ямы, которые сооружают в соответствии с правилами безопасности их эксплуатации и санитарно-гигиенических норм.

В производственных и вспомогательных помещениях освещение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха обеспечивают оптимальные параметры воздушной среды (производственного микроклимата), способствующие сохранению здоровья человека и повышению его трудоспо­собности.

Температура воздуха в производственных помещениях в зависимости от тяжести работ в холодный и переходный периоды года должна быть от 14 до 21 °C, в теплый период — от 17 до 25 °C. Относительная влажность — в пределах 60—70%, скорость движения воздуха — не более 0,2— 0,5 м/с. В теплый период года температура воздуха в поме­щениях не должна быть выше наружной более чем на 3—5°С, но не выше 28"С, а скорость движения воздуха — до 1 м/с.

Комплексным изучением производственных условий, влиянием их на организм человека, а также разработкой мероприятий по их улучшению и внедрению занимаются службы гигиены труда и производственной санитарии.

Составная часть гигиены труда — это физиология тру­да, изучающая физиологические процессы в организме че­ловека, связанные с его трудовой деятельностью. Физио­логия труда ставит своей целью найти рациональную с фи­зиологической точки зрения организацию труда, при кото­рой снижается утомляемость человека, повышается рабо­тоспособность и производительность труда.

Совершенствование условий труда на предприятиях осуществляется за счет рационализации технологических процессов, внедрения современной техники, выявления и устранения вредных факторов, а также проведения про­филактических и защитных мероприятий.

11

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector