Запишите в таблицу выбранные цифры.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

По обществознанию

Класс

Инструкция для обучающегося

 

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Задания разделены на 2 части.

Часть I содержит 17 заданий. К каждому заданию 1–16 даны ответы, из которых только 1 правильный. Ваша задача — найти все правильные ответы и занести их в таблицу в «Бланке ответов». В задании 17 нужно установить верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).

Ответы заносятся в таблицу в «Бланке ответов».

В части II содержатся задания творческого характера: работа со схемами, поиск соответствий, работа с текстом и т.д. Все ответы заносятся в «Бланк ответов».

На выполнение всей работы отводится 1 час 20 мин.

Все ответы необходимо перенести в Бланк ответов!

Часть I

Задание 1. (2 балла) К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится:

1. целесообразность

2. активный характер

3. наличие партнера

4. целенаправленность

Задание 2. (2 балла) Психологический портрет личности включает:

1. темперамент

2. Способности

3. Интеллект

4. Эмоции

5. Характер

6. Все перечисленное

Задание 3. (2 балла)Элементом политической сферы жизни общества являются:

1. морально-нравственные нормы

2. учреждения образования

3. общественно-политические науки

4. представительные органы власти

Задание 4. (2 балла) К понятию «мышление» НЕ относится:

1. язык

2. темперамент

3. знак

4. представление

Задание 5. (2 балла)Верны ли следующие суждения о науке?

А. Историческая наука возникла одновременно с искусством.

Б. Цель – науки – передача знаний новым поколениям.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

Задание 6.(2 балла) Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как:

1. гражданина

2. индивида

3. личность

4. сына

 

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация ...

... 35 2 70 2 105 1 За ответ «Да» начисляется 2 балла, за ответ «Не знаю» - 1 балл, за ответ «Нет» - 0 баллов. Большинство вопросов по каждой шкале являются прямыми ... ключе перед номером шкалы стоит знак «-», в этом случае 2 балла начисляется за ответ «Нет». «Сырой» балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами: ( M +/- S ...

Задание 7.(2 балла) Баскетбольный кружок является:

1. малой социальной группой

2. большой социальной группой

3. политической группой

4. не является ни одной из перечисленных групп

Задание 8. (2 балла)Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает:

1. земля

2. техника

3. выращиваемая культура

4. земледелец

Задание 9. (2 балла)Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.

Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

Задание 10. (2 балла) Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1. мера стоимости

2. средство платежа

3. средство обмена

4. мировые деньги

Задание 11. (2 балла)Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для:

1. марксизма

2. просветительства

3. буддизма

4. конфуцианства

Задание 12. (2 балла) Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?

1. основу хозяйства страны составляет аграрное производство

2. в стране проживает многонациональное население

3. слабо развита сеть услуг

4. верховная власть в стране передается по наследству

Задание 13. (2 балла) Что является признаком любого государства?

1. взимание налогов и сборов

2. демократический режим

3. разделение властей

4. федеративное устройство

Задание 14. (2 балла) Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение включает обмен информацией.

Б. Общение включает восприятие и понимание людьми друг друга.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения                          

4. оба суждения неверны

Задание 15. (2 балла)В далёком прошлом городами-республиками были:

1. Спарта, Афины, Мадрид

2. Афины, Венеция, Лондон

3. Новгород, Псков, Флоренция

4. Киев, Новгород, Владимир

Задание 16. (2 балла) Примером неформальной позитивной санкции является:

1. совесть

2. похвала

3. грамота

4. отметка

Задание 17.(10 баллов) Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).

Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Авторитет – уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении

2. Переход от «общества досуга» к «трудовому обществу» — общемировая тенденция.

3. Обобщенные итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека

4. В социологии формальной считается группа, в которой отношения между людьми носят отчужденный характер

5. Пример фрикционной безработицы: парикмахер, уволившийся по собственному желанию в связи с переходом на работу в более модный салон-парикмахерскую

Часть II

Задание 1. (10 баллов)Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

               ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ                         ВИДЫ НАЛОГОВ

А) подоходный налог                                          1. прямой налог        

Б) налог с продаж                                                 2. косвенный налог

В) акцизный налог

Г) налог на наследство

Д) налог на имущество

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Задание 2. (8 баллов) По какому признаку образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. гражданское право, конституционное право, земельное право

2. водитель, академик, аспирант, инженер

3. касты, сословия, классы

4. признание права, уплата неустойки, компенсация морального вреда, возмещение убытков

.

Задание 3. (3 балла) Ниже приведен ряд понятий, выполните задание.

Все слова в ряду, за исключением одного, относятся к понятию «социальный конфликт». Найдите и выпишите понятие, выпадающего из этого ряда.

Противоречие, соперничество, мотив, разногласие, компромисс.

Задание 4. (13 баллов) Решите кроссворд:

1 13
2
3

 

4
5

6

7

8

 
9
10
11
12

 

                                         

По горизонтали:

1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приёмов человеческой деятельности.

3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

4. Нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

7. Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

9. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающие основ существующей социальной структуры.

10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и менталитета.

11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

12. Нравственное социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое человеку или группе.

По вертикали:

13. Процесс изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.

 

Задание 5. (10 баллов) Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен. Выполните задание.

       На протяжении тысячелетий развития человечества основу стабильной хозяйственной деятельности составляло ____________(1).

Сначала сельскохозяйственное, затем промышленное. И только в 60-х гг. XX в. ситуация резко изменилась. После начала научно-технической революции (НТР) главной движущей силой общественного ____________(2) стала ________________(3).

       Научные достижения и раньше находили применение в производстве, однако лишь во второй половине XX в. этот процесс приобрел такие масштабы, что его по праву назвали ____________(4).

Теперь научный поиск был непосредственно направлен на решение практических задач.

      В наше время ученые говорят о «второй НТР». Ее главной составляющей является стремительное развитие _____________(5), обещающих в ближайшем будущем сделать жизнь человечества неузнаваемой.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А высокие технологии Д наука
Б прогресс Е религия
В промышленность Ж производство
Г революция З искусство

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В Бланке ответов указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в Бланк ответов.

Задание 6. (14 баллов)Заполните таблицу:

(1) Предмет регулирования
(2)   регулирует отношения между органами власти и гражданами
 (3) регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения
Конституционное право (4)
Уголовное право (5)
(6) определяет порядок разрешения уголовных дел
Международное право (7)

Председатель предметно-методической комиссии:

       __________________________

Члены предметно-методической комиссии:

                   __________________________

 

                   ____________________________