ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ

Программу составила

Психолог ДЮСШ «Вымпел» Махрова Н.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Спорт сегодняшнего дня — это одна из сторон нашей современной культуры и социальной жизни общества, имеющий свое содержание, структуру, закономерности и механизмы проявления. Зрелищность спорта притягивает к себе многомиллионные массы людей. Спорт не только спортивная борьба на аренах и дорожках стадионов, это наш образ жизни, в которой мы соревнуемся каждый день, Это сфера становления личности и образа «Я», область, где реализуются мечты и желания, где каждый может найти свое место, Спорт — чаще всего первый опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ним, это один из немногих видов современной деятельности, где можно еще в период юности стать героем и звездой, о чем мечтает каждый.
Юный или опытный спортсмен, и его тренер одинаково нуждаются в профессиональной постоянной психологической поддержке и помощи. В детско-юношеском спорте большое внимание уделяется родителям спортсмена.

Наиболее актуальными задачами для детско-юношеского спорта с психологической точки зрения являются, прежде всего,

· изучение и психологическое обоснование воспитания личности спортсмена

· адекватная оценка и целенаправленное развитие максимальных психических возможностей спортсмена, развитие специальных психомоторных способностей

· управление психической работоспособностью спортсмена во время подготовки и участия в соревновании

· организация психологически обоснованного отбора в спортивные команды и развитие прогрессивной динамики командной деятельности

· поиск средств психического восстановления и оптимизация форм отдыха

· социально-психологическое обеспечение подготовки спортсменов (решение проблем межличностного общения, конфликтов и организация социально-психологических тренингов).

Механизмами привлечения практической психологии в современный массовый спорт являются профессиональное психологическое просвещение работников физической культуры и спорта через семинары, научные конференции, средства массовой информации, привлечение самих психологов. Необходимой категорией является формирование научного и практического представления у чиновников и работников физической культуры и спорта необходимости каждодневного присутствия психолога, как это сегодня есть в общеобразовательной школе. Психологическое обеспечение и сопровождение должно стать частью содержания учебно-тренировочной деятельности, вплоть до самых высоких достижений.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический инфантилизм Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. ... динамики мыслительной деятельности. Задержка психического развития психогенного происхождения ...

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Психологическое сопровождение спортивной деятельности на сегодня одна из актуальных и решаемых проблем. Данная программа нацелена на решение данной проблемы.

Целью программы является разносторонняя психологическая подготовка спортсменов, благодаря которой происходит изменение представлений о своих возможностях и способностях, понимание и контроль своего состояния, повышается уверенность в своих силах, а, следовательно улучшаются спортивные результаты.

Работа по данной программе ведется по следующим направлениям:

 

Проектирование психологической подготовки спортсменов
Психологическое просвещение
Психологическая диагностика
Психологическая профилактика
Психологическая коррекция
Психологическое консультирование
Общая и специальная психологическая подготовка к соревнованиям
Мониторинг психологической подготовленности спортсменов

ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ

Ø морально-этическое воспитание

Ø совершенствование интеллектуальных качеств

Ø волевая подготовка

Ø повышение помехоустойчивости по отношению к сбивающим внешним и внутренним факторам

Ø настройка на выполнение упражнений

Ø развитие способности критически оценивать выполнение упражнения и планировать последующие действия

Ø вооружение приемами саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний

Ø вооружение способами сохранения и восстановления нервно-психической свежести

ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО СПОРТСМЕНОМ или РАБОТА С КОМАНДОЙ)

Ø определение целей и составление плана выступления

Ø определение боевого состояния спортсмена

Ø диагностика актуального состояния и его коррекция

Ø идеомоторная репетиция выступления (или его частей)

Ø разгрузка + установки на достижение спокойной боевой уверенности

Таким образом, внутреннее состояние психологической готовности спортсмена характеризуют следующие показатели:

Трезвая уверенность спортсмена в своих силах, — стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу, — желание соревноваться, — оптимальный уровень эмоционального возбуждения, — высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних факторов, — способность управлять своими действиями, мыслями, чувствами, поведением.

Задачи психологической работы с тренерами-преподавателями:

1. Повышение профессиональной и личностной компетентности;

2. формирование необходимых психологических знаний и навыков;

3. психологическое консультирование по вопросам оптимизации тренировочного процесса;

4. развитие профессиональных и личностных качеств;

5. повышение эффективности взаимодействия со спортсменами.

Задачи психологической работы с родителями учащихся:

1. Повышение психологической культуры в вопросах воспитания детей;

2. психологическое консультирование в проблемных ситуациях;

3. формирование необходимых психологических знаний;

4. формирование представлений о значимости отношения родителей к спортивной деятельности детей.

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Таким образом, спортивная деятельность, как и любая другая, требует психологического обеспечения. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить развитие и совершенствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, переживания и поведение. Психологическое обеспечение спортивной деятельности – это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем, которые регулируют психическую функцию организма и поведение спортсмена, решая при этом задачи тренировки и соревнований.

Можно выделить три уровня психологической подготовки: социально-психологический, психофизиологический и собственно психологический уровень.

Социально-психологический уровень. Здесь предметом выступают отношения в команде, воздействие команды на развитие личности, ее формирование, а также роль личности в команде, становление личности и спортивного коллектива.

Психологический уровень указывает на отношение человека к самому себе. Человек анализирует свои свойства и качества, обеспечивающие его способность осуществлять деятельность. Здесь предметом выступают такие сложные явления, как самосознание, самооценка, мировоззрение – одним словом, отношение к себе как к человеческой личности.

Психофизиологический уровень указывает на отношение человека к возможностям своего организма как анатомо-физиологической данности.

Таким образом, психологическая подготовка «охватывает» три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Такой трехуровневый подход позволяет более целенаправленно строить систему подготовки, ориентированную на «всестороннее гармоническое развитие личности» спортсмена.

Программа «Психологическая подготовка спортсменов» включает в себя диагностическую работу, консультативную деятельность (по итогам диагностических исследований и запросу участников образовательного процесса), коррекционно-развивающую деятельность.

Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей. Сюда входит базовая психодиагностика, которая обычно проводится в начале соревновательного цикла, и позволяет изучить потенциальные возможности спортсмена. Оцениваются индивидуальные особенности нервной системы, когнитивных процессов – восприятия, памяти, мышления, внимания, психомоторной сферы, степень развития свойств характера, в частности мотивации и волевой сферы. Для эффективной групповой работы актуальна оценка совместимости членов команды или спортивной группы. Второй вид диагностики оперативная или мониторинг. Ее цель – получение обратной связи о состоянии спортсмена. Проводится в течение тренировочного цикла.

Таким образом, практическое использование психодиагностики позволяет решать следующие задачи:

— отбор спортсменов

-определение степени готовности к предстоящим соревнованиям

— разработать и предложить тренеру индивидуальные рекомендации по работе со спортсменом и командой, а также дать рекомендации самому спортсмену.

Консультативная деятельность и психолого-педагогические рекомендации также имеют отношение к самому тренировочному процессу, спортивному режиму. Данные, полученные в процессе базовой диагностики, становятся обоснованием комплексного воздействия на спортсмена. Психолог разрабатывает конкретные задания и упражнения для развития нужных психических качеств и передает их тренеру для включения в общий план подготовки спортсмена. При необходимости планируется индивидуальная работа, групповые мероприятия, например для сплочения команды. Главная задача этой работы – постановка дальних и ближних целей и создание с учетом индивидуальных особенностей спортсмена плана психологической подготовки.

Коррекционно-развивающая деятельность включает в себя работу по развитию основных психических функций, обучение приемам расслабления и напряжения, обучение аутогенной тренировке, тренинговую работу на этапе формирования команды, коллектива).

Проводится по итогам диагностических обследований и по запросу. Целью данного вида деятельности является целенаправленное развитие психических возможностей спортсмена, его психомоторных способностей, управление состоянием спортсмена во время подготовки и участия в соревнованиях, а также повышение самооценки, уверенности в себе и своих силах.

Лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена. К тому же, участие в соревнованиях – это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена. Подготовка спортсмена к соревнованию это основная цель спортивной тренировки.

Работа с тренерами-преподавателями является неотъемлемой частью психологической подготовки спортсмена, так как через «воспитание» тренера идет «воспитание» спортсмена. Работа также предполагает диагностику, коррекционно-развивающую, просветительскую деятельность и консультирование.

Одно из направлений работы – это работа с родителями.

Работа с родителями воспитанников является частью воспитательного процесса дополнительного образования. Это направление можно рассматривать как приоритетное, так как именно родители оказывают значительное влияние на выбор и успешность занятий ребенка в занятиях спортом. Поэтому цель работы психолога — сделать родителей полноправными и активными участниками образовательного процесса.

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

1. Мотивация.

Диагностика: мотивация успеха и мотивация избегания неудач; мотивация внутренняя (цели свои, «я хочу») и внешняя (кто-то стимулирует, направляет); мотивационный потенциал спортсмена (определение факторов спортивной деятельности, которые на данный момент оказывают наибольшее влияние на спортивную деятельность), определение ведущих мотивов занятия спортом.

Коррекция и развитие мотивации: поиск мотиваторов, подкрепление, поощрение и другие приемы.

2. Личность спортсмена.

Диагностика: личности (сильные стороны и направления развития, темперамент).

Коррекция и развитие: опора на сильные стороны, поиск путей компенсации недостатков, формирование нравственных сторон личности, как базы развития других качеств и сторон личности; личностный рост, формирование адекватной самооценки, уверенности в себе.

3. Саморегуляция.

Диагностика: стиль саморегуляции поведения (потребность и сформированность умения ставить перед собой цели самостоятельно, оценивать условия и способы достижения целей, гибкость в реагировании на изменение ситуации, сформированность системы саморегуляции).

Коррекция и развитие:

· учет стиля саморегуляции поведения при планировании деятельности

· обучение постановки значимых целей (спортивных и жизненных)

· обучение релаксации (расслабление и восстановление сил, психомышечная тренировка) и мобилизации (вскрытие внутренних ресурсов в напряженных ситуациях)

· самоконтроль собственного психоэмоционального состояния (обучение различным техникам)

4. Подготовка к соревнованиям.

Диагностика перед соревнованием:

1. Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию.

— выявление особенности восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации;

— прогноз состояния спортсмена перед стартом;

(уверенность в себе, восприятие и оценка возможностей соперников, желание участвовать и значимость соревнования, зеркальная самооценка спортсмена).

2. Диагностика актуального состояния.

3. Шкала ситуативной и личностной тревожности.

4. Психическая надежность.

И другие методики.

Коррекция и развитие:

Определение оптимального боевого состояния спортсмена, обучение вхождению в боевое состояние на соревнованиях, определение целей разминки.

Составление индивидуального плана достижения целей на соревновании, коррекция негативных состояний, настрой, сеансы разгрузки с установкой на достижение целей.

5. Работа после соревнования.

Диагностика состояния.

Восстановительная релаксация. Обсуждение выступления на соревнованиях с определением направления последующей работы.

 

6. Специфическая психокоррекционная работа: индивидуальная и групповая

— работа с длительной неуспешностью;

— страх в спорте;

— переживание поражения;

— раздражение и лень в спорте и др.

— конфликты с тренером и другими участниками тренировочного процесса;

И другое.

 

7. Работа с тренерами

— диагностика эмоционального выгорания, шкала «тренер – спортсмен» и др.

— консультации

— просвещение по вопросам психологии

8. Работа с родителями

— консультации

— коррекция детско-родительских отношений

— просвещение по вопросам психологии

9. Работа в группе (команде).

Диагностика.

Тренинговая работа (общение, доверие, сплочение, уверенность, принятие решений, развитие психических качеств) и др.

 

Работа по программе строится с учетом вида спорта, возраста спортсмена, целей подготовки на определенном этапе.