Взаимосвязь внимания и успеваемости у умственно отсталых подростков

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи внимания

и успеваемости у умственно отсталых подростков

1.1 Понятие, виды и сущность внимания

1.2 Психологические особенности учебной деятельности

умственно отсталых подростков

1.3 Особенности формирования внимания на уроках

у умственно отсталых подростков

Выводы по 1 главе

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи

внимания и успеваемости умственно отсталых подростков

2.1 Организация экспериментального исследования

2.2 Эмпирическое исследование, корреляционный анализ

по t-критерию Спирмена

2.3 Комплекс упражнений для формирования

свойств внимания у подростков с умеренной отсталостью

Выводы по 2 главе

Заключение

Библиографический список

Введение

В современных условиях социально — экономических преобразований общества перед педагогической наукой и практикой особо остро встают задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания подростков с умеренной отсталостью с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Являясь одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной, внимание составляет важнейшее психологическое условие её успешности. Для специальной психологии проблема внимания имеет принципиальное значение. Процесс обучения не может успешно протекать без достаточного внимания учащихся. Успешное обучение и воспитание подростков с умеренной отсталостью с умственной отсталостью, является предпосылкой более полноценной социально — трудовой адаптации их в обществе. Коррекционные школы призваны создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития подростков с умеренной отсталостью с умственной отсталостью. Одним из непременных условий успешного обучения умственно отсталого подростка является развитие внимания.

Подростки с умеренно умственной отсталостью чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимание умственно отсталого подростка отражает его интересы по отношению к занятиям. Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой, так и сложной. Проблема внимания — одна из сложных проблем в психологии.

22 стр., 10644 слов

Особенности межличностных отношений у подростков с умственной отсталостью

... умственной отсталостью; 3.Провести эмпирическое исследования структуры межличностных отношений подростков с умственной отсталостью; 4.Составить рекомендации по гармонизации межличностных отношений у умственно отсталых подростков. Гипотеза исследования: У подростков с умственной отсталостью ...

В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимание рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание) т. е. как фактор, который способствует только избирательному протеканию приема и переработки различной информации.

Другая трактовка внимания представлена в книге «общая психология» С.Л. Рубинштейна, где внимание рассматривается как фактор, который обеспечивает протекание всех познавательных процессов. Таким образом, сфера действия внимания расширяется до познавательных процессов в целом. «Внимание, — писал К.Д. Ушинский, — это та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, таким как память, мышление, восприятие или воображение, но оно есть главное условие осуществления познавательных функций. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Это есть направленность, настроенность и сосредоточенность психической деятельности. От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, его понимание, быстрое усвоение знаний во время учебных занятий. Умение быть внимательным имеет значение в развитии умственно отсталых подростков. Исторически сложившаяся система образования направлена на усвоение умений и навыков. Развитие внимания у умственно отсталых подростков в рамках такой системы рассматривается, как важнейшая предпосылка успешности обучения. Подростки с умеренно умственной отсталостью, имея рассеянное внимание, всегда будут иметь пробелы в знаниях.

13 стр., 6073 слов

Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей.

... в свете исследований, посвященных изучению направленности личности умственно отсталых. Непосредственно этому вопросу посвящены работы Л. Н. Поперечной. Она длительно прослеживала судьбу подростков, перенесших в ... стране все без исключения дети с лёгкой умственной отсталостью (а также и некоторые дети с умеренной умственной отсталостью) обучаются во вспомогательных школах. Принцип всеобщего обучения ...

Проблеме внимания в общей психологии посвящено очень большое количество исследований. Физиологические основы внимания исследованы в трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского. Л.С. Выготский исследовал психологические механизмы произвольного внимания как у нормально развивающихся подростков с умеренной отсталостью, так и у подростков с умеренной отсталостью с отклонениями в развитии.

В специальной психологии особенности внимания умственно отсталого подростка рассмотрены такими авторами как И.В. Белякова, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, И.Л. Баскакова, С.Д. Забрамная, С.Я. Рубинштейн и другие. В своих исследованиях данные авторы отмечают своеобразие внимания умственно отсталых подростков с умеренной отсталостью, а также описывают пути и средства формирования внимания, способных оказать помощь в обучении и воспитании умственно отсталых подростков с умеренной отсталостью. Однако воспитание внимания представляет одну из труднейших задач, ещё более осложняющуюся в случае обучения подростков с умеренной отсталостью с умственной отсталостью. В психологии умственно отсталого школьника внимание относится к числу наиболее глубоко разработанных вопросов. Однако до сих пор необозримо большое количество экспериментальных данных не дает значимого ответа о взаимосвязи внимания и успеваемости у умственно отсталых подростков.

Актуальность исследования, заключается в том, что имеющие научно-исследовательские работы по формированию внимания мало освещают взаимосвязь внимания и успеваемости у умственно отсталых подростков.

Объектом исследования является внимание умственно отсталых подростков.

Предметом исследования является взаимосвязь внимания и успеваемости у умственно отсталых подростков.

Целью исследования: определить взаимосвязь внимания и успеваемости у умственно отсталых подростков.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ психолого — педагогической литературы по данной проблеме;

7 стр., 3139 слов

Психология умственно отсталого ребенка

... от внешней оценки. Специальное исследование Р.Б. Стеркиной по выяснению формирования уровня притязаний у умственно отсталых детей в дух видах деятельности (учебной – решение ... на свет умственно отсталого ребенка различны. Обычно выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешнесредовые) факторы. Установлено, что преобладают генетические формы умственной отсталости, которые относятся ...

2) рассмотреть психологические особенности учебной деятельности умственно отсталых подростков;

3) охарактеризовать особенности формирования внимания на уроках у умственно отсталых подростков;

4) провести экспериментальное исследование, в котором выявить взаимосвязь внимания и успеваемости у умственно отсталых подростков;

5) разработать комплекс упражнений, направленных на формирование внимания у умственно отсталых подростков;

Гипотеза исследования: есть мнение, что у подростков с умеренной отсталостью успеваемость и внимание взаимосвязаны.

Методы исследования:

1) аналитический метод;

2) эмпирическое исследование взаимосвязи и успеваемости

3) тестирование, математическая обработка и интерпретация результатов, корреляционный анализ.

База исследования: специальная общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Благовещенск, подростки с умеренно умственной отсталостью 8-го класса, в количестве восьми человек. Экспериментальное исследование проводилось с полного согласия умственно отсталых подростков.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования могут применяться при разработке методических пособий не только по развитию внимания у подростков с умеренной отсталостью и умственно отсталых подростков, но и развитию познавательных и творческих способностей при изучении различных предметов. А также помогут повысить эффективность работы по развитию и коррекции произвольного внимания умственно отсталых подростков специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ

1.1. Понятие, виды и сущность внимания

Произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком — либо объекте восприятия называется вниманием. Без внимания невозможно восприятие. Внимание — это направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость [самыгин].

Объектами внимания могут быть предметы, явления, их свойства и отношения: действия, мысли и чувства других людей, а также свой собственный внутренний мир. Направленность сознания — это выбор каких-то объектов, интересующих в данный момент человека, из множества: сосредоточение — это отвлечение от всего, что не имеет отношения к выбранному объекту. Вследствие этих двух особенностей внимание всегда избирательно. Внимание дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы нервничаем, переживаем и беспокоимся, очень сложно заставить себя сконцентрироваться. Нам бывает гораздо легче сосредоточиться, если мозг находится в спокойном эмоциональном состоянии и ничем посторонним не занят.

12 стр., 5925 слов

Развитие познавательной сферы умственно отсталого ребенка дошкольного возраста и дифференцированный подход к его обучению

... умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Формирование мыслительной деятельности у умственно отсталых ... умственно отсталого ребенка дошкольного возраста имеет место несформированность мыслительных процессов, отмечаются слабость произвольного ... Ученые исследовали детей и подростков, страдавших глухотой, тугоухостью, ... отражение в сознании человека предметов и явлений, ...

Л.С. Выготский, в рамках культурно исторической теории высших психических функций, занимался анализом внимания как высшей психической функции. В одном из своих ранних экспериментальных исследований «Развитие высших форм внимания в детском возрасте» он писал: «Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, в том положении, что корни этой формы поведения надо искать не внутри, а вне личности ребенка. Само по себе органическое, или натуральнее, развитие внимания никогда не привело бы и не приводит на деле к возникновению произвольного внимания. Оно возникает, как показывает научное наблюдение и эксперимент из того, что окружающие ребёнка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребёнка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребёнка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладеет своим вниманием по тому же типу». [выготский развитие высших ].

Приведенное высказывание со всей ясностью показывает, что никакого собственно натурального внимания нет, если не считать таковым безусловную ориентировочную реакцию. Внимание с самого начала формируется как специфически человеческая психическая деятельность под влиянием общения, воспитания.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Ю.Б. Гиппенрейтер формулирует предположение о непосредственной связи эффектов внимания и их проявления в сознании со структурой и динамикой деятельности. Он отмечает: «Внимание не имеет самостоятельной сущности. Оно присутствует во всякой деятельности. Только через анализ структуры деятельности мы можем понять природу внимания и проникнуть в его свойства». Более того, «у внимания нет самостоятельных свойств. Все, что мы описываем как свойства внимания, по существу есть лишь различные свойства деятельности» [ Гиппенрейтер]. В статье «К проблеме внимания» П.Я. Гальперин высказывает следующее: «Когда внимание отрицают вместе с другими психическими функциями, это не затрагивает его в частности. Когда же внимание отождествляют с другими психическими явлениями, то в этом уже проступают реальные трудности проблемы внимания, невозможность его выделения. В основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен).

У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности [гальперин].

Раньше внимание трактовалось как исключительно сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное), т. е. как фактор, который способствует избирательному протеканию процессов приёма и переработки разного рода информации. Другая трактовка внимания представлена в работах С.Л. Рубинштейна, где внимание рассматривается как фактор, который обеспечивает протекание всех познавательных процессов. Таким образом, сфера действия внимания расширяется до познавательных процессов в целом [хомская].

11 стр., 5145 слов

Психология подростка 2

... между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие - "серьезная игра". Подросток, считает он, смотрит с известным ... который человек приобретает "чувство индивидуальности". Другой крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Шпрангер в 1924 г выпустил книгу "Психология юношеского ...

Внимание — важная сторона познавательной деятельности. Педагогу необходимо знать особенности его формирования. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, отвлекаемостью и рассеянностью. Эти особенности можно использовать в качестве показателей внимания у умственно отсталых подростков. При развитии внимания большое значение имеет учет их психологических особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании. По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Некоторые специалисты выделяют ещё один вид внимания — послепроизвольное [курдюкова]

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека, в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности [дормашев]. Причины непроизвольного внимания можно разделить на три группы. К первой группе причин относятся:

— сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание;

— качество раздражителя, т. е. его новизна, необычность, под «новизной» понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

Ко второй группе причин относятся:

— раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Под направленностью следует понимать избирательный характер про­текания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов. Идя по одной улице, дворник обратит внимание на мусор, архитектор — на здание [баданина].

То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. В отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Взрослея, дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции [дормашев].

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью. Поскольку произвольное внимание требует усилий от человека, то является утомительным. Трудно заставить человека быть внимательным более 20минут [баданина].

Произвольное внимание развивается из непроизвольного, основой его формирования являются интересы, увлечения, желания ребёнка. Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, человек не устаёт. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, то есть соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) конкурирующих воздействий. Выделяется функция удержания (сокращения в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель [самыгин].

Свойства внимания: концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость.

Концентрация внимания — это степень сосредоточенности внимания на объекте. В случае хорошей концентрации внимания посторонние раздражители не могут отвлечь человека от той деятельности, того предмета, которым он поглощён. Концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое воспринимают одновременно. Объединенные объекты по смыслу воспринимаются в большем количестве, чем не объединённые. У взрослого человека объём внимания равен 5−7 единиц. От объёма внимания зависит, например, способность ребёнка при чтении увидеть не несколько букв, а целое слово.

Устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость подразумевает сопротивляемость отвлечениям. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряжённости. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты во взаимосвязях, благодаря чему внимание длительное время остаётся устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом [курдюкова].

Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, отношения к нему субъекта.

Распределение — возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности. Невозможно одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. Переключение — намеренно осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.

Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек [гиппенретер].

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность — результат большой сосредоточенности и узости внимания. Внимание человека настолько сосредоточено на решаемой проблеме, что он не замечает второстепенных, на его взгляд, вещей, не слышит обращённых к нему вопросов. Рассеянность, как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Подлинная рассеянность — невозможность удержать внимание на объекте или действии длительное время. Человеку, страдающему рассеянностью этого рода, чтобы удержать внимание на каком — либо объекте или действии требуется значительно больше волевых усилий, …

Библиографический список

1. Астапов, В.М. Психология подростков с умеренной отсталостью с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. — М.; СПб.: Питер, 2009. — 384 с.

2. Акимова, М.К., Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. — М.: Академия, 2009. — 160 с.

3. Алферов, А.Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие по психологии / А.Д. Алферов. — М.: Ростов на Дону: Феникс, 2008. — 384 с.

4. Бочкарёва, Е.А. Специальная психология: учебное пособие/ под ред. П.И.Сидорова — Архангельск, Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2009. -116с.

5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов/ Л.Ф. Бурлачук. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. -378с.

6. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л.Ф.Бурлачук. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009.- 685с.

7. Братусь, Б.С. Общая психология: Учебник для вузов: в 7 т. Т.4: Фаликман М.В. Внимание. 2-е изд, стер.М.; Академия, 2010.- 480с.

8. Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учеб. Пособие/ Л.П. Баданина.- М.: Флинта МПСИ, 2009. — 448 с.

9. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте/ Хрестоматия по вниманию под ред. А. Н Леонтьева, А.А.Пузырея и В.Я.Ромнова/издательство Московский университет. 1976.- 295с.

10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Лев Выгодский; под ред В.В.Давыдова — М: АСТ: Астрель, 2010. — 671с.

11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов — Издательство АСТ, 2008. — 704с.

12. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. Электронная библиотека// [Электронный ресурс] URL: library/galperin_attention

13. Дормашев, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания/Ю.Б.Дормашев, В.Я.Романов. — издательство МПСИ, 2007. — 376с.

14. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учебное пособие/ О.Б.Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. — М.: Владос — Пресс, ИДВКУ, 2013. — 264с.

15. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика: учеб. Пособие для пед. вузов/И.А.Зайцева, В.С.Кукушина.- Изд.-3-е перер. и доп.- Ростов н/Д: март: Феникс, 2010−352с.

16. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогичская дифференцация подростков с умеренной отсталостью с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ С.Д.Забрамная Воспитание и обучение подростков с умеренной отсталостью с нарушением развития. — 2009 № 1 С. 49−53

17. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у подростков с умеренной отсталостью и подростков изд.: Речь, 2007.- 392с.

18. Исаев, Д.Н. Колосова, Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых подростков с умеренной отсталостью и подростков. Изд. Каро, 2012. — 176с.

19. Исаев, Д. Н Специальная педагогика. Издательство Каро, 2012, — 176с. Ильин, Е.П. Психология. Издательство «Питер», 2010. — 545 с.

20. Иденбаум, Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с лёгкой интеллектуальной недостаточностью/ Е. Иденбаум/ Психологическая наука и образование. -2010.-№ 2. С. 72−81

21. Калмыкова, Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: уч. метод. пособие/ гос. Ун-т, Курск, 2007.- 121с.

22. Колесникова, Г. И.Специальная психология и педагогика/ Г. И.Колесникова.- 2-еизд., перер. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.-250с.

23. Курдюкова, С.В. Развиваем внимание: игры и упражнения: советы специалиста/ С.В. Курдюкова, А.В.Сунцова.- М. Эксмо. 2010.-80с.

24. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.;под ред. Л.В.Кузнецовой.- 5-е изд. стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-480с.

25. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология/ Е.Е. Кравцова. — М.: Форум, 2013. — 384 с.

26. Казанская, В.Г. Психология и педагогика/ В.Г. Казанская. — Краткий курс. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.

27. Лучков, В.В., М.С. Певзнер Значение теории Л.С. Выгодского для психологии и дефектологии, «Дефектология» 2011. № 1 с.3

28. Лубовский, В.И. Специальная психология. Учебное пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений/ В.И.Лубовский, Т.В.Розанова и др -3-е изд -М.: изд. центр «Академия», 2006.- 464с.

29. Маллер А.Р., Социальное воспитание и обучение подростков с умеренной отсталостью с отклонениями в развитии. — М.: 2007.-65 с.

30. Марютина Т.М. Сайт журнала вопросы психологии. О связи свойств внимания и успеваемости//Т.М. Марютина, Автореф. канд. дис. Добавлена 15.05.2010 — М.: 2009. 20 с.// [Электронный ресурс] URL: issues/1988/883/883 036.htm

31. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.М.Назарова, Л.П.Аксёнова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.-9-е изд. стер-М.:Академия, 2009.-400с.

32. Немов, Р.С. Общая психология. Краткий курс. — СПб: Питер 2010.-304с.

33. Островский, Э.В. Психология и педагогика.:Учебное пособие/ Э.В.Островский, Л.И.Чернышова. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.-381с.

34. Поляков, А.М. Особенности целеобразования у подростков с интеллектуальной недостаточностью/ А.М. Поляков/ Вопросы психологии. 2009 № 6- С.- 23−33

35. Пузанов, Б.П. Обучение и воспитание подростков с умеренной отсталостью с интелектуальными нарушениями/ Под ред. Б.П.Пузанова.- М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2011.-439с.

36. Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь/ изд. Феникс, 2012. — 320с.

37. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 2010.- 494с.

38. Павелко, Н.Н. Психология и педагогика: учебное пособие/ Н.Н. Павелко, С. О. Павлов. — М.: КНОРУС, 2012. — 496 с.

39. Пак, Т.С. Педагогическая психология. Издательство: Человек, 2010. — 96с.

40. Переслени, Л.И., Некоторые особенности внимания у подростков с умеренной отсталостью с отклонениями в развитии. // Дефектология. — 2009. — № 4 — С. 23−28.

41. Понорядова, Г. М., Динамика организованности внимания у подростков с умеренной отсталостью с ЗПР и учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. — 2010. — № 4.-С. 16−20.

42. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых подростков. — М., 2009. — 156 с.

43. Поздняков, С.В. Тестирование в психологической диагностике. — М., 2009. — 125с.

44. 43. Рубенштейн, С.Л. Психология умственно отсталого школьника. Издательство: Медиа, 2012.-192с.

45. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. Учеб. Пособие для вузов. Питер, 2007.- 720с.

46. Регуш, Л.А. Психология современного подростка Издательство: Речь, психологический практикум, 2005.- 400с.

47. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога. — М.: Владос-пресс, 2007.-81 с.

48. Саенко, Ю.В. Специальная психология Учебное пособие.: М.: Академический проспект, 2006.- 182с.

49. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов/ Л.Д.Столяренко.- СПб.: Питер, 2008.- 592с.

50. Свенцицкий, А. Краткий психологический словарь. Издательство Проспект, 2011.-514с.

51. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Ростов н/Д: Феникс, 2009 — 541 с.

52. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: учебное пособие/ С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко — М.: КНОРУС, 2012. — 480 с.

53. Трофимова Н.М. Основы социальной педагогики и психологии.- учебное пособие, издательство Питер, 2011. — 394с.

54. Корректурная проба. Тест Бурдона/Альманах психологических тестов.- М.: 2010, С.107−111.

55. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 496 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector