Психология личности подростка

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Факультет иностранных языков
ЗАЧЕТНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

по психологии подросткового возраста
                                                                           Выполнила:

                                                                                Студентка  211 гр.                                                                                                    Денежкина
Ксения

                                                                           Проверила:

7 стр., 3468 слов

Лабораторные занятия по учебной дисциплине

... Требования к методике организации форм воспитания. Методические рекомендации по проведению лабораторной работы. Занятие начинается разделения студентов на микрогруппы. Преподаватель поясняет ... М.Ф., Турченко В.Н. Стратегия образования. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1990, с.101. Лабораторное занятие № 4. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования, проектирования профессионального ...

                                                                               канд. психол. наук

                                                                                           Зорькина О.С.
Новосибирск 2010

Ошибка! Элементы указателя не найдены.
ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: Изучить психологические особенности детей подросткового возраста

Задачи исследования:

1.     Выполнить методики для определения уровня самооценки подростка.
2.     Провести анализ полученных данных
3.     Обобщить данные анализа и сформулировать общий вывод об уровне самооценки у испытуемого.

Методы исследования: личностые тесты-опросники

Данные об испытуемом

è      Денежкина Полина Игоревна

è      12 лет

è      Учащаяся 6 «А» класса

è      Я выбрала Полину, так как она является моей родственницей, это означает, что проблем с установлением контакта не возникнет и это поможет мне составить более полный психологический портрет. Также я довольно часто ее вижу, что облегчит проведение тестов. 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Общая характеристика подросткового возраста

3 стр., 1331 слов

Исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста ...

... тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением речи. Объект исследования: тревожность и страхи как эмоциональные нарушения. Предмет исследования: тревожность и страхи детей старшего дошкольного возраста ... Академия, 2000. 9. Бороздина, Л.В. Залученова, Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993,- №1 10. ...

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Различают 2 периода подросткового возраста: 11-12 лет – младший подростковый возраст, 14-15 лет – старший подростковый возраст. Я хотела бы обратить внимание на младший подростковый возраст.

Характеризуя этот период, необходимо опираться на ключевые понятия характеристики любого возраста.

Социальную ситуацию развития в подростковом возрасте можно представить как «ребенок-общественный взрослый», т.е. эмансипацию ребенка (т.е. отделение) от взрослого.

Самосознание ребенка формирует эго-центричность (собственное «я»).

Ведущая деятельность- интимно-личностное общение.

Центральное новообразование- чувство взрослости.

Пубертатный период знаменуется бурным психофунологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка.

Происходят изменения во всех сферах личности. В связи с работами, которые проводила я, я бы хотела заострить внимание на эмоциональной сфере. Она характеризуется подростковым комплексом эмоциональности: повышенной возбудимостью подростка, эмоциональной неустойчивостью, колебанием настроения и повышенным чувством тревожности и изменчивостью и неадекватностью самооценки.

В моей работе меня интересуют два основных понятия: уровень самооценки подростка и уровень тревожности.

Тревожность

Неустойчивость эмоциональной сферы характеризуется высоким уровнем тревожности.

Большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге — с тревогой. Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство» [7, c. 203-206]. Рассмотрим сущность каждого.

Страх — аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога — эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха — не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства

Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.
Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

19 стр., 9264 слов

Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего ...

... дети старшего дошкольного возраста, испытывающие тревожность. Предмет исследования: средства работы по снижению тревожности. Цель: составить программу снижения тревожности детей дошкольного возраста, средствами арт-терапии. Задачи: 1) изучить влияние тревожности на развитие личности ребенка; ... посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди...» или «Если ты не ...

Ч. Спилбергер  выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.М. Прихожан [22, c. 78] выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

— с процессом обучения — учебная тревожность;

— с представлениями о себе — самооценочная тревожность;

— с общением — межличностная тревожность.

Я в своем исследовании рассматривала именно уровень школьной (учебной) тревожности.
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.

И.В. Имедадзе [15, c. 193] выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Кроме того, данные исследований Дж. Рейха, Дж. Хенсера и В. Майера указывают на то, что состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего мира и самого себя. Экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к определенной ситуации, дающее косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе. Исходя из этого, представляется актуальным создание специального психологического метода многомерной оценки уровня и характера тревожности подростков школьного возраста.

в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и проявлении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.

Становление эмоционально — волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности — сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.

Проблема взаимосвязи между гендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у подростков отражена в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (3. Фрейда, К. Хорни); теория Ч.Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (Захаров, И. В, Дубровина, В.Р. Кисловская, Л.И. Божовия, К.С. Лебединская, В.В. Суворова, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитов, Давыдов), которые рассматривают тревожность с точки зрения ее функций выделяя тревожность двух типов: реактивную и личностную, что впрочем, совпадает с теорией Ч.Д. Спилбергера, который различает состояние тревоги и тревожность, как свойство личности. Тревожность в функциональном подходе рассматривается, как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом. Также теория К. Изарда, о том, что тревожность — это комплексное сплетение фундаментальных эмоций и других.

Протокол Исследования №1

Тест школьной тревожности Филлипса

6 стр., 2853 слов

Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего ...

... невротическимразвитием личности. Этим и определяется актуальность работы. Цельданной работы заключается в определении эффективности применениясимволдрамы как метода коррекции тревожности у детей младшего школьноговозраста. Объектом исследования является тревожность у детей. Предметом исследования выступает ...

Цель методики: изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой, у ребенка подросткового возраста.

Дата, время и место исследования:

·     18 октября 2010

·     17:40

·     Квартира испытуемого

Экспериментальный материал: Лист с вопросами, ручка.
Инструкция к тесту:

«На этом листе вопросы о том, как ты чувствуешь себя в школе. Старайся отвечать на них правдиво и искренне, здесь нет правильных или неправильных ответов, хороших или плохих. Над вопросами долго не задумывайся. Отвечая на вопрос, пиши «да», если ты согласна с ним, и «Нет», если не согласна».

 Результат исследования:

1. Подсчитывалось число несовпадений по тесту.

34/58=59 %   Это означает, что у ребенка повышенная тревожность (58% > 50%)

2. Подсчитывалось число несовпадений по различным факторам.

·        Общая тревожность в школе.  16/22=73%

Это говорит о повышенной, близкой к высокой  общей тревожности  ребенка в школе.

·        Переживание социального стресса. 6 / 11= 54%

Это говорит о повышенном уровне переживания социального стресса.

·        Фрустрация потребности в достижении успеха. 5/ 13 = 38%

Ребенок не сильно стремиться занять лидирующие позицию и не зациклен на успехе.

·        Страх самовыражения. 4/6 = 66 %

Это говорит о повышенном страхе самовыражения.

·        Страх ситуации проверки знаний. 5/6 = 83%

Это говорит об очень высоком уровне страха ситуаций проверки знаний.

·        Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 2/5= 40 %

Это говорит о невысоком уровне страха не соответствовать ожиданиям окружающих.

8 стр., 3589 слов

Влияние методов телесно-ориентированной терапии на уровень страха ...

... телесно-ориентированной терапии на уровень страха и тревожности у учащихся пятых классов. Объект исследования: особенности психоэмоционального состояния школьников. Предмет исследования: психокоррекция уровня страха и тревожности учащихся пятых классов под ... в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, ...

·        Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 3/5 = 60 %

Это говорит о пониженной физиологической сопротивляемости к стрессу.

·        Проблемы и страхи в отношениях с учителями. 3/ 8 =43 %

Это говорит о небольших проблемах и страхах в отношении с учителями

Протокол исследования №2

Методика «Самооценка в подростковом возрасте»

Цель методики: определить уровень самооценки испытуемого.

Дата, время и место исследования:

·     18 октября 2010

·     18:25

·     Квартира испытуемого

Экспериментальный материал: Лист с вопросами, ручка.
Инструкция к тесту: ПередВами ряд суждений, по каждому из которых дается 5 вариантов ответов.  Нужно выбрать один из них.
 Результат исследования:

По данным теста испытуемый набрал довольно высокое количество баллов-83. Согласно шкале уровня самооценки этот показатель говорит о низком уровне самооценки.

Вывод

Проделав данную работу,
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.


Список литературы

1.     http://revolution.allbest.ru/psychology/00204765_0.html

2.