Выявление доминирующего канала восприятия

Содержание

Введение3

Выявление доминирующего канала восприятия5

Визуалы7

Аудиалы8

Кинестетики10

Согласование общения со стилем восприятия собеседника11

Заключение14

Список литературы16

 

Введение

Человеку свойственны по меньшей мере три типа мышления, определяющие его манеру общения с окружающими, влияющие на получение и передачу информации, на ее восприятие и понимание. Тип мышления связан с сенсорным каналом или репрезентативной системой.

Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно .

И если человек предпочитает одну репрезентативную систему остальным (а большинство так и делает), это накладывает на него вполне определенный отпечаток. Для того чтобы понять, к чему это приводит, мы рассмотрим чем конкретно отличаются Визуалы, Аудиалы, Кинестетики и Дигиталы друг от друга.

Актуальность этой темы заключается в том, что для того чтобы установить взаимопонимание, как в рутинной жизни, так и в деловом партнерстве следует знать, как человек принимает какую-нибудь информацию.

Главная проблема этой темы – восприятие и сознание подчиненными руководителя, обуславливающее характер отношения между управляющим и подчиненным. Целесообразно заметить, что проблема восприятия сегодня приобретает необыкновенную значимость.

Цель этой работы заключается в выявлении значимости используемого управляющим основного канала восприятия, а также причин, оказывающих влияние на восприятие человека вообще и восприятие человека человеком в рамках организационного поведения.

Восприятие и оценка людей друг другом не всегда является объективной. Потому поставленная цель подразумевает решение следующих задач:

1. Теоретический анализ понятия канала восприятия и его виды.

2. Рассмотреть эффекты и механизмы межличностного восприятия.

3. Исследование роли ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом партнерстве.

Предмет изыскания: доминирующий канал восприятия.

 

Выявление доминирующего канала восприятия

Репрезентативная система (сенсорный канал) — это система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатывается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. В то же время каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, предпочитает с максимальной нагрузкой использовать, как правило, лишь один, наиболее предпочитаемый канал, который называется основным.

7 стр., 3259 слов

Восприятие цвета человеком 2

... состояние, даже на саму продолжительность жизни. Цветовое зрение отличает человека от большинстваживотных. Зрение — основной канал восприятия окружающего мира, и именно цветиграет важнейшую роль при ... то и решающую роль, можнопродолжать до бесконечности. [7] Физиология восприятия цвета человеком Для адекватного восприятия мирачеловеку природой были предоставлены пять органов чувств. Как известно ...

В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации основная репрезентативная система может быть представлена в трех категориях:

-визуальная (оптическая) — восприятие посредством зрительных образов. Типичное выражение такого типа — «как видите»;

-аудиальная (акустическая) — восприятие посредством слуховых впечатлений. Типичные слова — «как слышно…» или «что-то подсказывает мне…»;

-кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений. Типичное выражение — «атмосфера невыносимая».

Кроме основного канала существует также ведущая репрезентативная система. Она отражает деятельность мозга в данный момент; в общении это ситуация «здесь и сейчас». Для ее определения используются невербальные (несловесные) ключи доступа, которые представляют собой наблюдение за движением глаз собеседника.

Выявить доминирующий тип мышления человека можно по сигналам глаз, его речевым особенностям и невербальной информации, связанной в основном с жестами и позами.

«Его взгляд сказал о многом» — эта фраза часто звучит в деловом общении. Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру о движении его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название паттерн (от англ. pattern — сетка, узор); не являясь хаотическими, они с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях.

Как известно, головной мозг имеет левое и правое полушария. Каждое полушарие отвечает за определенные виды деятельности.

Левое полушарие: связь с сознанием; методическое мышление; мышление направленное на анализ и контроль; временные процессы; понятийное сходство.

Правое полушарие: слуховая сфера; зрительная сфера; восприятие; целостная функция; творческая (созидательная) функция; образная память.

Вид мышления человека влияет на движение глаз. Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, например, что его взгляд движется влево (от себя).

Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга. Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой проблеме и постарается привести веские факты и доказательства доя своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюмировать сказанное.

Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) направо, тогда «включена» правая половина мозга. Она управляет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собираются конкретные впечатления.

Некоторые положения, которые занимают зрачки человека, позволяют диагностировать ведущий сенсорный канал:

-положение верхнее правое и верхнее левое, прямо вперед — визуальный (оптический) канал; означает, что человек припоминает и воспроизводит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составляет образ;

-положение среднее правое (движение вбок), среднее левое и нижнее левое — аудиальный (акустический) канал; означает, что человек конструирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять информацию;

8 стр., 3805 слов

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...

... особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности. Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком в медицине; 2. изучить особенности профессии медика в системе «человек-человек»; 3. определить особенности восприятия человека человеком в ...

-движение вниз вправо — кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал; означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, запахов или вкуса.

Только тогда, когда зрачки находятся посередине, человек воспринимает новую информацию. В каждой из перечисленных позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг.

Например, визуальный тип человека с активной правой рукой прежде, чем высказать возражение или мнение перемещает взгляд вверх: налево и направо, вертикально вверх (как бы под лоб).

Аудиальный — смотрит вниз налево и прямо: налево или направо, тогда как кинестетический — вниз и направо.

Теперь остановимся на каждом типе мышления более подробно.

 

Визуалы

Визуальный тип мышления (ок. 35% людей).

Это мышление, направленное на анализ восприятия. Люди такого типа в процессе мышления формируют в своем сознании образы. Для них характерны такие выражения, как: «Вы можете мне это показать?», «Это блестящая идея»; «Я могу себе это представить»; «Это мне совершенно очевидно»; «По-моему, выглядит здорово»; «На мой взгляд»; «С моей точки зрения». В процессе общения с людьми визуального типа мышления необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины (в частности, пользуясь соответствующими метафорами), кроме того, продумывать, как во время передачи информации можно использовать наглядные пособия вроде графиков, диаграмм, ксерокопий, аудиовизуальных средств. Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна).

Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.

Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.

Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения.

Для Визуалов важно, чтобы было красиво. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее.

Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумывания и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: « Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!»

Наиболее распространенные языковые обороты: смотреть; видеть; вид; ясный; яркий; картина; туманный; пролить свет; демонстрировать.

Если Визуалу нужно что-то объяснить, лучше одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. В крайнем случае, показать руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.

13 стр., 6061 слов

Особенности логического исследования мышления человека

... познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей ... радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом – она помещена в гипофизе. Декарт понимал психику как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное – ...

 

Аудиалы

Аудиальный тип мышления (ок. 13-25% людей).

Люди этого типа воспринимают информацию преимущественно на слух; для них имеет значение то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и интонации его голоса особенно важны в процессе общения. Для их речи характерны следующие фразы: «По-моему, это звучит здорово»; «Скажите, что это может дать»; «Объясните еще раз»; «Не понимаю, что вы мне говорите»; «Прошу вас говорить тише (громче)»; «Звучит не особенно приятно»; «Я вас внимательно слушаю»; «Прокомментируйте эту ситуацию»; «Я слышал по радио, читал в газете…». Представляя идеи таким людям, собеседнику следует разнообразить свои интонации, темп и ритм речи, чтобы сообщение звучало более интересно и привлекательно.

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная “телефонная поза” – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.

Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.

Любят говорить. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.

Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:

-Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!

-Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!

-Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.

-Вы так галантны!

Наиболее распространенные языковые обороты: слушать; слышать; звук; созвучный; громкий; слово; шумный; зазвонить; говорить.

Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

 

Кинестетики

Кинестетический тип мышления (40-52% людей).

Для людей этого типа характерен тактильный способ восприятия информации (от лат. tactilis — осязательный).

Тактильные ощущения — это ощущения прикосновения. Ключевыми для этой группы людей являются, например, такие слова и фразы, как: «Мне это приятно»; «Не могу этого понять и тем более принять!»; «Ваши слова глубоко меня тронули»; «Я улавливаю, о чем идет речь»; «Я чувствую, ощущаю…». Важными элементами деловой встречи с кинестетиками являются приветственное рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации собеседнику необходимо иметь при себе иллюстрирующие ее материалы, захватывающие слушателя эмоционально.

Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся. Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.

7 стр., 3259 слов

Восприятие цвета человеком 2

... состояние, даже на саму продолжительность жизни. Цветовое зрение отличает человека от большинстваживотных. Зрение — основной канал восприятия окружающего мира, и именно цветиграет важнейшую роль при интерпретации ... Цветовой тон - это субъективный признак цвета,который познается через ощущения и определяется словами — синий, зеленый,красный, желтый и т. д. Цветовой тон предметов, не являющимися ...

Наиболее распространенные языковые обороты: улавливать; трогать; ощущение; солидный; тяжелый; обращение; грубый; связать; дискомфорт.

Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.

Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать ).

Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью.

Кинестетики обычно весьма слабо планируют – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что “разговоров много, а дела мало ”. Для них это действительно так.

Кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать “ нет ”.

 

Согласование общения со стилем восприятия собеседника

Один из способов — использовать слова, отражающие его сенсорный канал, свойственные его лингвистическому словарю и свидетельствующие об его предпочтительном способе мышления. Лучше всего воспринимается информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или (в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная) на все репрезентативные системы или сенсорные каналы одновременно. Это значит: стоящий перед аудиторией рассказывает, демонстрирует иллюстрации, вызывая позитивные чувства и положительные эмоции.

Приемы, которые позволяют усилить эффективность аудиовизуальных средств для лучшего восприятия информации участниками общения, предполагают:

-включение новизны в передаваемое сообщение, что переключает на него внимание слушателя. Это может быть новое о неизвестном, новое об известном, формирование нового отношения к известным фактам;

-доказательную информацию, опирающуюся на эмпирический опыт, статистику и фактологический материал;

-особое внимание началу и концу выступления;

-необходимость представления противоположных точек зрения;

-обращение к участникам с помощью интонаций, применение индивидуальных языковых средств, диалогичность (использование системы обращения «мы», «вы», «те из вас», «мы с вами» и т.д.).

10 стр., 4858 слов

Приоритетные каналы восприятия и тип модальности партнера

... каналами восприятия будет отличаться. Умение определить приоритетный канал восприятия собеседника и настроиться на него очень полезно для делового взаимодействия. В общении ... на…», «Атмосфера невыносимая…». Лексика кинестетика: коснуться, дотронуться, взять, схватить, потрясти, погладить, ... привлекательно», «Решение уже вырисовывается…», «Ваши слова показывают, что…», «Мы рассмотрим ваше предложение ...

В диагностике сенсорного канала особенно красноречивы движения глаз. Помня об этом, целесообразно задать собеседнику вопросы и наблюдать за движениями глаз при ответах на них.

Чтобы добиться взаимопонимания и обратиться к различным стилям мышления собеседника, нужно собственную речь привести в гармонию с ожиданиями других людей, обращаясь к их особенностям восприятия. Для этой цели используют разные приемы, среди которых наиболее распространены подстройка и калибровка.

Подстройкой называется использование в своем поведении ключевых поведенческих сигналов других людей. На вербальном уровне это означает отражение его предпочтительной репрезентативной системы путем использования соответствующих слов, типичных для собеседника. Например, если партнер говорит: «Я чувствую, что вам необходимо погрузиться в эту проблему глубже» (кинестетический канал), то вы можете ответить: «Да, я понимаю, у вас есть чувство, что мы должны поработать с этим вопросом» вместо того, чтобы сказать: «Давайте сфокусируемся на этом вопросе и рассмотрим его более пристально» (визуальный канал).

В первом случае собеседник четко осознает сенсорный канал партнера и подстраивается к нему.

Под калибровкой понимается «чтение» окружающих, расшифровка смысла движения глаз, мимики, ритма дыхания и других форм невербальных сигналов. Используя все имеющиеся сигналы, можно оценить чувства другого человека и то, насколько эффективно происходит общение.

Для достижения эффективного результата в процессе обучающего взаимодействия целесообразно использовать:

-для визуалов — визуальные средства поддержки информации: эпидиаскопы, флипчарты, магнитно-маркерные доски, раздаточный материал, видеоматериалы, слайды, фильмы, мультимедиа, изображения, а также внешние особенности аудитории — планировку, меблировку, освещение да и самого выступающего: его внешность, манеры, одежду;

-для аудиалов важны такие аспекты общения, как слушание, барьеры для слушания, владение голосом, выбор слов, вопросы и ответы; также могут повлиять на ход обучения и общения дискуссии, эффективное вводное слово, использование аудиозаписей;

-для кинестетиков важнее всего принимать активное участие в занятиях с методами игрового имитационного моделирования: упражнения и кейсы, ролевые и деловые игры, интерактивные видео и программы.

Только практические, современные, системные знания. Какие навыки и знания вам необходимы, чтобы научиться лучше понимать и влиять на окружающих вас людей? При обучении по индивидуальной программе, при помощи опытного куратора, вы можете составить свой индивидуальный учебный план из десятков психологических и управленческих курсов. Вы можете учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.

 

Заключение

Обычно человек ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно .

В нашей работе мы рассмотрели основные каналы восприятия, способы определения доминирующего канала восприятия и способы согласования общения со стилем восприятия собеседника.

8 стр., 3805 слов

Восприятие цвета человеком 4

... другие ассоциации, чем ожидалось. Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ... голубые, зеленые - напротив, успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Эти особенности восприятия цвета человеком используют в своей работе дизайнеры при создании как отдельных элементов ...

Аудиалы – предпочитают воспринимать окружающий мир на основе звуковых образов;

Аудиалы предпочитают отчетливо выговаривать слова, для них характерны так же картинные жесты и позы.

В речи используют слова: звонко, звучать, слышал звон, да не знаешь откуда он, у всех на слуху, озвучить и тому подобные.

Визуалы – получают информацию о мире посредством зрительных образов;

Говорят быстро, немного взахлеб, потому что образы, проносящиеся в их сознании, зачастую слишком быстро сменяют друг друга.

В своей речи пользуются следующими словами: заметно, наглядно, на мой взгляд, по всей видимости, поглядим-увидим и тому подобными.

Кинестетики – из всех каналов восприятия выделяют те, которые дают им осязательные впечатления. К этой же группе относят обонятельные образы.

Кинестетики, как правило, говорят монотонно и неторопливо.

Для людей с кинестетическим типом восприятия характерны следующие выражения: шестым чувством чую, ухватил суть, у всех в печенках сидит и тому подобные слова и выражения.

Подводя итоги, отметим, что для того, чтобы информация, передаваемая нами, воспринималась другими людьми адекватно тому смыслу, который мы хотим передать, нам необходимо подстраиваться под каждого собеседника, разговаривая с ним на его языке, используя в своей речи его излюбленные слова и выражения.

 

Список литературы

1. Андреева Г. М. «Социальная психология»: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева.- 3-е изд., испр. и доп.- М., Аспект. Пресс, 2004.-365с.

2. Андриенко Е. В. «Социальная психология» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под. ред. В.А. Сластенина., — 3-е изд., стер-М, Издательский центр «Академия», 2004: 264с.

3. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. «Социология и психология управления». Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.-512 с..

4. Карпов А.В. «Психология менеджмента» Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2006.-584 с.: ил.

5. Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

6. Тимофеев М.И. Деловое общение: учеб. Пособие/М.И. Тимофеев. – М.: РИОР, 2005. – 125с.