Выполнение учебно-исследовательских заданий при подготовке к занятию

Тематика практических занятий

1. «Тренинг невербальной коммуникации».

2. «Общение в конфликтных ситуациях».

«.

3. «Использование трансактного анализа для построения педагогического взаимодействия».

4. «Тренинг поведения в публичных выступлениях

5. «Методы психологического тренинга».

6. «Выбор способов развития коммуникативных навыков».

7. «Разработка сценария тренингового занятия».

 

Практическое занятие № 1

Тема «Тренинг невербальной коммуникации»

Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика основных каналов невербальной коммуникации и их возможности в построении эффективного общения.

2. Проблемы интерпретации невербального поведения (при ответе осуществить демонстрацию примеров).

3. Построение невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия.

Литература.

Аллан Пиз. Язык телодвижений. – М.: Ай-Кью, 1995.

В.В. Гонранчук. – Психология делового общения и управленческих воздействий – СПб.: Издательский дом «Нева»: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. – 288с. С.61-91.

Девид Ли. Практика группового тренинга. – СРб.: Питер, 2002. – 224с.; С. 125 – 133.

Куницина, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов /В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. – СПб.: «Питер», 2001.

Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

Панфилова, А.Н. Тренинг педагогического общения /М.: Просвещение, 2006 . – 396с.

Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. /В.Ю.Питюков. – М.: «Гном и Д», 2001.

Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.; С.31 – 36.

Рогов, Е.И. Психология общения /Е.Н.Рогов. – М. ВЛАДОС, 2003.- 336с.; С.80-138.

Сидоренко, Е.В, Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко.- СПб.: Речь, 2002.

Л.Д.Столяренко. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672с.; С..400-403.

Учебно-исследовательские задания при подготовке к занятию

Задание 1. Подготовить описание (методическую разработку) одного психогимнастического упражнения на развитие умений невербальной коммуникации. Структура описания: цель, материалы и оборудование, длительность, инструкция, рекомендации по проведению, рефлексия.

3 стр., 1394 слов

Невербальная коммуникация 3

... Согласно другому подходу к оценке роли неречевой коммуникации, в процессе общения признается «автономность текста» невербальной коммуникации, так как она выражена знаками и имеет ... и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения. Таким образом, невербальная коммуникация выполняет функ­ции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. ...

Задание 2. Подготовить демонстрацию 5-6 примеров интерпретации невербального поведения.

 

 

Практическое занятие № 2

Тема «Использование трансактного анализа для построения педагогического взаимодействия»

Вопросы для обсуждения.

1. Охарактеризуйте три аспекта личности в ТА (структурный анализ личности).

2. Как осуществляется в ТА анализ трансакций?

3. Каковы жизненные сценарии в ТА и значение их анализа?

4. Каково практическое значение и выводы трансактного анализа?

5. Каковы возможности использование трансактного анализа для построения педагогического взаимодействия?

1.Охарактеризовать три аспекта личности (структурный анализ личности).

2. Каковы возможности использования трансактного анализа для построения педагогического взаимодействия.

Литература.

Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов /Н.Н,Васильев.– СПб.: Речь, 2002.–174 с.Рогов, Е.И. Психология общения /ЕН.Рогов. – М. ВЛАДОС, 2003.174с.; С.46-59.

Берн. Три аспекта личности// Психология личности Т1. Хрестоматия. – Самара: изд. Дом «БАХРАХ-М, 2002.

Клюева Н.В, Свистун М.А., Программы социально-психологичекого тренинга. – Ярославль: «Содействие», 1992.

Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения /А.А.Лобанов. – М.: Академия, 2002. – 192 с.Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

Рогов, Е.И. Психология общения /Е.Н.Рогов. – М. ВЛАДОС, 2003.- 336с.; С.301-316.

Л.Д.Столяренко. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672с.; С..397-399, 428-433.

Дополнительная литература

Л.Д.Столяренко. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672с.; С..397-399, 428-433.

Шелихова Н.И. Техника педагогического общения /Под общ. ред. М.Р.Гинсбурга. – М.: Издательский институт практической психологии», Воронеж: НПО «МЛДЕК», 1998. – 128с.; С.16-20

Клюева Н.В, Свистун М.А., Программы социально-психологичекого тренинга. – Ярославль: «Содействие», 1992.

Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения. М.:.Просвещение, 2003. – 304с.

Выполнение учебно-исследовательских заданий при подготовке к занятию

Задание 1. Представить характеристику 4 экзистенциональных позиции в виде таблицы, отразив особенности проявления в педагогической деятельности. Привести примеры из практики педагогической деятельности

Задание 2.Представить схемы и краткую характеристику различных видов трансакций. Привести примеры из практики педагогической деятельности

Задание 3.Представить характеристика трех «состояний Эго» в таблице

Характеристика состояний

Состояние Характеристика Типичные физические признаки Слова
РОДИТЕЛЬ (пристройка сверху)      
ВЗРОСЛЫЙ (пристройка рядом)      
ДИТЯ (пристройка снизу)      

Задание 4. Самодиагностика «Сочетания состояний «Я» в поведении».

Рогов, Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С.315-316.

Практическое занятие № 3

Тема «Общение в конфликтных ситуациях»

Цель: сформировать преставление о сущности конфликта, различных аспектах конструктивного поведения в конфликте, методике урегулирования конфликтов; развивать умение осуществлять анализ конфликта, определять конструктивную линию поведения в конфликте; способствовать овладению техниками управления своими эмоциями в конфликте.

Организация занятия

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризовать признаки конфликта.

2. Назвать этапы и модели развития конфликта. Показать на примере поэтапную динамику развития конфликта (по одной из моделей).

2. Охарактеризовать стратегии (способы) разрешения конфликтов. Чем обусловливается приоритетное использование того или иного способа?

3. Раскрыть сущность этапов урегулирования конфликтов, особенности методики на каждом этапе.

4. Определить и охарактеризовать эффективные методы и способы управления эмоциями в условиях конфликта.

5. Охарактеризовать стратегии, техники изменения эмоционального последствия конфликтных ситуаций.

6. Охарактеризовать сущность метода рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) для изменения эмоциональной и поведенческой реакции.

Учебно-исследовательские задания по изучению темы

При подготовке к занятию

Задание 1. Составить сравнительную таблицу «Этапы конфликта» на основе анализа подходов, представленных в учебных пособиях: 1) Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков – М.: «Гном и Д»,2001 — 153 с.; 2) Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

Задание 2. Составить правила конструктивного поведения в конфликте.

Задание 3 — «Анализ конфликтной ситуации».

Цель: изучить методический прием «Карта конфликта» (Х.Корнелиус, Ш.Фейр) для выявления интересов конфликтующих сторон.

Задание: проанализировать конфликтную ситуацию, составив карту конфликта.

Методические рекомендации.

Выполните последовательно следующие действия: 1) вспомните конфликтную ситуацию; 2) опишите предмет, из-за которого разгорелся конфликт; 3) опишите, какие требования предъявляли друг к другу стороны в начале конфликтного взаимодействия; 4) опишите потребности и опасения каждой стороны (перечислить не менее 5-6 пунктов), 5) сформулируйте предложения по урегулированию, учитывая потребности и опасения обеих сторон конфликта.

Карта конфликта

Интересы (потребности): Я 1. … 6. Опасения 1. 2. …  
1. 2. … Требования к оппоненту 1. 2. …  
Предмет конфликта: — … — …  
1. 2. … 1. 2. …  
Требования к оппоненту  
Интересы (потребности): О 1. … 6. Н Опасения 1. 2. …  
         

Теоретическая информация к работе представлена в Приложении 2.

Задание 4. Составить таблицу «Характеристика техник изменения эмоционального последствия конфликтных ситуаций», используя книгу: Васильев, Н.Н Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. –174 с.

№ п/п Наименование Характеристика
1.    

Задание 5. Составить таблицу «Характеристика стратегий поведения в конфликте» используя книги: 1) Васильев, Н.Н Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. –174 с.; 2) — Кибанов, А.Я. Конфликтология: Учебник / А.Я.Кибанов, И.Е.Ворожейкин, Л.К.Захаров, В.Г.Коновалов / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с.

Характеристика стратегий поведения в конфликте

№ п/п Наименование Характеристика Уместно, если…
       

Задание 6. Составить таблицу «Характеристика техник управления своим состоянием в конфликте», используя книгу: Васильев, Н.Н Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. –174 с.

№ п/п Наименование Характеристика Название упражнений Уместно, если…
         

Литература

1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства /И.П.Андриади, – М.: Академия, 1999.- 124 с.

2. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев.– СПб.: Речь, 2002.–174 с.

3. Кибанов, А.Я. Конфликтология: Учебник / А.Я.Кибанов, И.Е.Ворожейкин, Л.К.Захаров, В.Г.Коновалов / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с.

4. Лобанов.А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А.Лобанов. – М.: Академия, 2002. – 192 с.

8. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

9. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю.Питюков. – М.: «Гном и Д», 2001. – 142 с.

10. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г.Пузиков. – СПб: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.

11. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

12. Смирнова, Е.Е. Психология общения / Е.Е.Смирнова. – СПб.: КАРО, 2005.– 336 с.

13. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2003. – 554 с.

14. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А.П.Чернявская – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 176 с.

17. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е.Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.

Практическое занятие № 4

Тема «Тренинг поведения в публичных выступлениях»

Вопросы для обсуждения.

1. Охарактеризуйте техники использования голоса для повышения эффективности речевой коммуникации

2. Как осуществить эффективное использование вопросов и ответов в коммуникации?

3. Как осуществить эффективную подготовку к выступлению?

4. Как привлечь внимание слушателей в начале выступления?

5. Как можно поддерживать интерес слушателей в процессе выступления?

Литература.

Бадмаев, Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 224с.

Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения

Лесли Рай. Развитие эффективного общения. СПб.: Питер, 2002. – 288с.

Дэвид Ли Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2002. – 224с.

Волков, А.И. Психология общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 510с.

Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения /Н.А. Морева. — М.: Просвещение, 2003. – 304; С.186 – 194.

Учебно-исследовательские задания при подготовке к занятию

Задание 1. Подготовить доклады.

Темы докладов:«Техники малого разговора», «Умение задавать вопросы и отвечать на них как условие эффективной коммуникации», «Техники использования голоса для повышения эффективности речевой коммуникации».

Задание 2. Тест «Умение излагать свои мысли».

 

Практическое занятие № 5

Тема «Методы психологического тренинга»

Вопросы для обсуждения.

Характеристика методов: групповая дискуссия, психогимнастика, анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, аутогенная тренировка, проективное рисование.

Учебно-исследовательские задания при подготовке к занятию

Задание 1. Подготовить доклад или реферат (тема — по выбору).

Раскрыть сущность метода. Представить рекомендации (советы) по использованию (при проектировании тренинга, при подготовке к занятию и при проведении занятия).

Оценить преимущества и неудобства. Привести пример использования данного метода.

Подготовить вопросы для обсуждения по темам докладов и рефератов.

Задание 2. Составить карту-характеристику метода психологического тренинга.

Структура:название, литература, целевой аспект, специфические особенности.

Темы докладов.

1. Проективное рисования как метод социально-психологического тренинга.

2. Аутогенная тренировка как метод социально-психологического тренинга.

3. Дискуссия как метод социально-психологического тренинга.

4. Ролевая игра как метод социально-психологического тренинга.

5. Психогимнастика как метод социально-психологического тренинга.

6.Анализ конкретных ситуаций как метод социально-психологического тренинга.

7. Поведение руководителя тренингового занятия: стратегия, стили, опрос группы, особенности взаимодействия с проблемными людьми.

Литература.

Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга /И.В.Вачков. — М.: Издательство «Ось-89», 2003. – 245 с.

Березников, А. Обратная связь в групповой работе с подростками / А.Березников. // Журнал практического психолога. — !999, №3.

Ли, Д. Практика группового тренинга /Девид Ли. — СПб.: Питер, 2002.– 224 с.

Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга/О.В.Евтихов. – СПб.: Издательство «Печь», 2005. – 256 с.

Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга /Т.В.Зайцева.- СПб.: Речь, 2002.

Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

Панфилова, А.Н. Тренинг педагогического общения /М.: Просвещение, 2006 . – 396с.

Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг /Г.И.Марасанов. – М.: «Когити-Центр», 2001. – 251 с.

. Никандоров, В.В. Антитрениг /Н.Н.Никандров. – СПб.: Речь, 2003.

Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга /В.Г.Пузиков. – СПб: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.

Рейс,Ф. 500 лучших советов тренер /Фил Рейс, Бренда Смит. у. – СПб.: Питер, 2002.

Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 204 с.

Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. – Л., 1983.

Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М., 1993.

Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2003.

Практическое занятие № 6

Тема «Выбор способов развития коммуникативных навыков»

Вопросы для обсуждения.

1. Чем обусловлен выбор способов (методов) развития коммуникативных навыков?

2. Что обеспечивает эффективность использования разных метода в тренинге?

3. Каковы особенности взаимодействия тренера с проблемными людьми?

Литература.

1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства /И.П.Андриади. – М.: Академия, 1999.

2. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов /Н.Н,Васильев.– СПб.: Речь, 2002.–174 с.

3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга /И.В.Вачков. — М.: Издательство «Ось-89», 2003. – 245 с.

4. Ли, Д. Практика группового тренинга /Девид Ли. — СПб.: Питер, 2002.– 224 с.

5. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга/О.В.Евтихов. – СПб.: Издательство «Печь», 2005. – 256 с.

6. Кибанов, И.Я. Конфликтология /И.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова, М.: ИНФРА-М, 2005. – 302с.

7. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

8. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг /Г.И.Марасанов. – М.: «Когити-Центр», 2001. – 251 с.

9. Никандоров, В.В. Антитрениг /Н.Н.Никандров. – СПб.: Речь, 2003.

10. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга /В.Г.Пузиков. – СПб: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.

11. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2003.

12. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 204 с.