Выбор социальной технологии как проблема существования общества

ГЛАВА 11

Социальная технология управления духовными процессами

1. Выбор социальной технологии как проблема существования общества

2. Средства массовой информации как социальный институт общества

3. Реклама как составная часть средств массовой информации

4. Культурная политика и ее влияние на духовную жизни

Выбор социальной технологии как проблема существования общества

Проблема выбора объекта социальных технологий в управлении духовными процессами во многих ситуациях выглядит достаточно произвольной, обусловленной лишь интересом самого исследователя. Однако при более внимательном анализе тематики социальных исследований напрашивается вопрос, почему в истории общества или истории культуры существует выделенность определенных проблем, социальных групп, фигур, событий и т.п. Более того, иногда споры и дискуссии о некоторых социальных явлениях становятся достоянием культуры, даже независимо от полученного в них результата. Существует предположение, что в таких ситуациях последним аргументом в отборе является внутренняя красота и полнота предложенных подходов и интерпретаций. А эти характеристики, разумеется, возникают только тогда, когда в предложенных концепциях предполагается и предлагается целостное представление о предмете, то есть о духовной жизни того или иного типа общества. Как указывает философ, профессор Сергей Иваненков, там, где не хватает целостности понимания предмета, ее часто подменяют комплексностью. Но если комплексность есть последний шаг к целостности, то она может бесконечно долго приближаться к ней, так никогда ее не достигнув. Общий методологический принцип здесь давно известен: степень зрелости (развитости) предмета определяет и детерминирует уровень и глубину познания данного объекта. Вместе с тем, естественная определенность и выделенность данного предмета принимается научным сообществом в общем и целом единодушно. К. Ясперс считал единодушие признаком общезначимости.

С учетом вышеуказанных методологических проблем определения объекта и предмета социальных технологий, можно постараться представить точки зрения отечественной и зарубежной науки. Начнем с того, что социальные технологии можно определять как будущее и через представления о будущем. Однако наша обыденная жизнь пока фактически не ориентирована на будущее; есть прошлое и настоящее. С этой точки зрения у нас пока не может быть никакого будущего. При этом заметим, что современная футурология дает несколько моделей будущего (классификация по С.Иваненкову).

12 стр., 5695 слов

Социология как наука об обществе. Предмет и объект социологии

... социальных групп в их структурных взаимоотношениях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Предметом ... проблемам, с которыми сталкивается общество. Другой взгляд на общество предлагает макросоциология.Она исследует масштабные социальные структуры, изучает социальные ... социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект социологии уже объекта ...

С точки зрения деятельностного подхода стоит учесть и принять к сведению классификацию, разводящую простое и сложное будущее. Простое будущее эволюционирует из прошлого и настоящего, представляя собой линеарную и кумулятивную экстраполяцию прежних характеристик объекта на его будущий облик. Сложное же будущее содержит такие качественные характеристики объекта, которые принципиально отсутствуют в его прошлом качестве. Прежнее качество составляет лишь фрагментарные предпосылки будущего объекта, и характеристики нового качества не позволяют экстраполяцию из прошлого.

Существуют другие прогнозы развития общества в ХХI веке экономиста Марка Голанского, футурологов Джона Нэйсбита и Патриции Эбурдин. Здесь присутствует ограничение развития производства экологическим ресурсом планеты, стагнация производства и стабилизация его на определенном усредненном уровне. Прогноз становится средством, в результате которого возникает футурошок.

Получается, что простое будущее, заданное нами как экстраполяция существующих тенденций, не предполагающая качественного изменения бытия, порождает определенный тип социализаторской деятельности — адаптационный. А сложное будущее, которое предполагает качественное изменение сегодняшних характеристик в будущем бытии, вынуждает нас к инновационной социализаторской деятельности. Потому что оно предполагает использование информации о таком будущем, которое качественно отлично от настоящего.

Учитывая такой прогноз, в рамках социальной инженерии мы начинаем искать, как и за счет чего мы сможем и дальше сохранять привычные духовно-нравственные ценности. «Даже если часть населения земного шара вымрет, другого пути нет, а мы сможем продолжать жить» — в этой рамке работают индивидуализм, борьба за выживание, и закон «выживает сильнейший», причем работают до тех пор, пока на земле не останется один, последний «сильнейший». Проблема заключается в том, что среда уже настолько изменена, что не ясно, успеет ли перестроиться социализация до того, как условия изменятся кардинально.

Проблема выбора социальных технологий – это современная проблема ответственности за будущее. Она все более настойчиво обсуждается теперь как на Западе, так и в России. Американский социальный философ Роберт Хейлбронер («Будущее как история», 1959) говорит об общей позиции большинства членов общества: ни один разумный довод не может убедить меня позаботиться о потомках или пошевелить пальцем ради них. В сущности, любые рациональные соображения неумолимо заставляют нас дать отрицательный ответ на этот вопрос, что объясняется некоторыми факторами:

1. Будущее — это не реальное, а потенциальное состояние, потенциальная возможность. Отсюда два важных следствия, обнаруживаемых при различных подходах: обыденном и теоретическом. Первый улавливает в данном определении в первую очередь тот смысл, что будущее — это то, чего в реальности еще нет для обывателя; второй понимает, что прошлое, настоящее или будущее состояние объекта есть его время. Забота о будущем всегда присутствовала в общественных настроениях, хотя зачастую во взглядах существовала некая заданная идеальная (и для своего времени, и в вечности) рамка. В основном же, и в традиционном обществе, как и в современности, именно забота о себе заставляла заниматься общество проблемами духовной жизни. Вместе с тем, поскольку будущее уже объективно присутствует в настоящем, то уже сегодня имеют место факторы и события, которые позднее обнаруживают себя и могут быть поняты как его предпосылки.

14 стр., 6568 слов

Происхождение государства 2

... является актуальным. Актуальным он будет и в будущем, поскольку, возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство будет неизменным его спутником. Наука может открыть ... каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает. Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и ...

2. Когда сегодня предпринимаются какие-то действия по социальному управлению духовными процессами, то хотя они и направлены на спасение себя в настоящем, но при этом в него все же закладывается нечто положительное, что неизбежно проявится завтра. Таким образом, будущее всего общества будет реализовываться и возникать только через деятельность тех, кто сегодня составляет молодежь. Здесь определяющий и перспективный характер приобретают представления, ценности, нормы и установки сегодняшней молодежи.

3. Еще один социальный институт, обеспечивающий выбор социальных технологий управления духовными процессами — это государство и гражданское общество. Их объективный интерес заключается в том, что они должны заботиться об индивидах, о возникновении у них идеальных представлений о необходимости существования государства, общества, морали и других форм социальности. В условиях угасания индивидуального интереса к будущему и снижения деятельностного потенциала гражданского общества, право выстраивать социальные технологии остается только у государства. Таким образом, истиной в последней инстанции на современном участке всемирно-исторического пути общества от прошлого к будущему остается государство. Оно стержень, гарант и надежда того, чтобы человечество не потеряло перспектив своего будущего.

Средства массовой информации как социальный институт общества

Современное общество часто называют информационным, то есть обществом, в котором, согласно ряду концепций, основным фактором общественного развития признаются создание и использование индустрии информации (компьютеров и микро-электроники, коммуникационно-вычислительных сетей, национальных и межнациональных баз данных и т.д.).

Информатизация общества означает совокупность процессов, происходящих во всех сферах и подсистемах общества и связанных с качественно новым уровнем (формами) производства, переработки и распространения информации. Информатизация — это глобальный цивилизационный процесс, который формирует в мировом сообществе основу информационного общества. Это ценнейший ресурс жизнеобеспеченности современного общества, имеющий чрезвычайно важное социальное, экономическое, политическое и духовное значение. Это такой фактор, который можно использовать и как баланс соблюдения интересов граждан, общества и государства, и как фактор их противостояния.

В функционировании современного общества, как бы оно ни называлось и какова бы степень его информатизации ни была ему присуща, важнейшую роль играют средства массовой информации (далее — СМИ).

Под ними понимаются социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку, распространение информации в массовом масштабе.

Они обеспечивают массовую коммуникацию, которая в научной литературе трактуется как производство и передача информации средствами прессы, радио, телевидения как общение людей — членов организованных объединений и спонтанных группировок, осуществляемое с помощью технических средств. Массовая коммуникация выступает мощным способом закрепления установок и представлений, их изменений в желаемом направлении. Она оказывает существенное влияние (положительное или отрицательное) на все социальные процессы в обществе, в том числе на решение проблем социальной защиты, помощи и поддержки населения, его различных групп, слоев и общностей.

8 стр., 3791 слов

Массовые коммуникации как способ управления массами

... территории. Технические средства в массовой коммуникации включают средства массовой информации (СМИ: пресса, радио, телевидение, сеть Интернет), средства массового воздействия (СМВ: театр, ... нового социального пространства - массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи - средств массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные ...

Как видно из сказанного, СМИ и массовая коммуникация неразрывно связаны между собой. Это естественно, поскольку СМИ служат орудием коммуникации, а последняя невозможна без них. Поэтому нередко в литературе можно встретиться с отождествлением понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации».

Рассматриваемые понятия, отражающие реальные процессы современного общества, имеют одно общее, родовое понятие – «коммуникация». Это передача некоторой идеи от источника к получателю в целях изменения поведения (знаний или социальных установок) получателя. По своему содержанию коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми, в котором можно выделить четыре основных элемента: отправитель – лицо (группа лиц, организация и т.д.), генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов; канал – средство передачи информации; получатель — лицо (группа лиц), которому (которым) предназначена информация и которое (которые) интерпретирует (интерпретируют) ее.

Функционирование и восприятие различных СМИ обусловливается, прежде всего, их техническими характеристиками. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации, радио – на слуховое, а телевидение — одновременно и на зрительное, и на слуховое. Отсюда — сильное влияние телевидения на людей, несмотря на более позднее появление этого вида коммуникации по сравнению с печатью и радио.

В ходе развития и функционирования СМИ проявилась одна очень интересная закономерность: появившись, каждое новое средство массовой коммуникации, обогащая возможности человеческого общения, в то же время не уничтожает старых средств коммуникации, продолжая существовать вместе с ними. Объясняется это тем, что новые СМИ имеют лишь отдельные характеристики старых, а их новые качества не заменяют полностью качества старых СМИ.

Можно указать как позитивные, так и негативные качества каждого из основных видов СМИ.

Так, печать, в отличие от радио и телевидения, требует значительных интеллектуальных усилий, определенного уровня образованности, как минимум, умения читать. Газеты, тем более журналы менее оперативны, дальше отстоят от обычных форм межличностного общения по сравнению с радио и телевидением.

В то же время серьезными преимуществами печати являются:

а) возможность выбирать интересующую информацию;

б) возможность вернуться к прочитанному или непрочитанному материалу;

в) возможность получать комментарии по поводу множества событий, известных читателю из передач радио и телевидения.

Для радио характерны свои плюсы и минусы. Его слушание не требует больших интеллектуальных затрат; оно более oперативно, чем газета; имеет возможность осуществлять прямые передачи с места события, создавая «эффект присутствия» радиослушателю; позволяет последнему не только слушать, но заниматься другими делами. Ограничения радиовещания обусловлены тем, что у радиослушателя нет возможности первоочередного выбора той или иной информации, в отличие от читателя газеты, вернуться к прослушанной информации для ее обдумывания и т.д.

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

... воздействия того или иного объекта на какой-либо анализатор (орган чувств). Но по своему содержанию эти два процесса различны. восприятие ощущение информация человек Раздел 1. Восприятие информации человеком ... органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными ...

Преимущества телевидения состоят в возможности синтеза трех знаковых систем: устной речи, изображения и музыки. Здесь «эффект присутствия» еще выше, чем в радиопередачах. В то же время ему присущи все недостатки радиопередач, в частности, невозможность возврата (или ограничение) к увиденному. Бурное развитие телевидения вызвало необходимость исследовать его воздействие на людей. Оказалось, что воздействие является как положительным, так и отрицательным.

Среди факторов отрицательного воздействия назывались закабаление человека, насаждение стереотипов восприятия, мышления и поведения, лишение их фантазии, самостоятельной творческой позиции; сокращение возможностей для межличностного общения в семье, с друзьями; снижение интереса детей и подростков к чтению, «размывание» у них представления о реальном мире.

Среди факторов положительного воздействия назывались такие, как расширение кругозора людей, доступность получения информации из любой точки земного шара, получение новых знаний об образе жизни других стран и народов и т.д. Надо признать, во-первых, действительную противоречивость этого воздействия. Во-вторых, иметь в виду, что характер воздействия определяется содержанием подаваемой информации, что предопределяется природой социально-политического строя, социально-общественной системы.

Предпочтение тех или иных каналов массовой коммуникации во многом определяется двумя важнейшими факторами: образованием и возрастом. Исследования показали, что периодическую печать (в первую очередь, газеты) предпочитают взрослые, радио — главным образом молодежь и взрослые, телевидение — все возрасты, в особенности дети и пожилые.

Информация может служить средством приобщения к общественно-политической жизни, способствовать возвышению человека, его социальной защищенности, понимаемой в самом широком плане, обогащению духовного мира человека, его общению с другими людьми. Однако низкопробные материалы в СМИ, сцены жестокости и насилия, разжигание ненависти к другим народам и т.д. не могут способствовать «очеловечиванию», развитию личности, нормальному общению с другими людьми.

Немаловажную роль играет конкретизация основной функции, которая может быть представлена решением задач: социального контроля и управления; интеграции общества и его саморегуляции; формирования общественного мнения; создания определенного эмоционально-психологического тонуса; идейно-воспитательного характера; реализации социальной активности членов общества; распространения культуры; развлечения; связи между различными социальными группами.

Важнейшими признаками массовой коммуникации являются ее публичность, универсальность (включает всевозможную информацию), социальная актуальность (выражает потребности и интересы больших социальных групп и слоев), периодичность информации. Эти и другие признаки существенно отличают массовую коммуникацию (информацию) от межличностного общения.

10 стр., 4615 слов

Место человека в социальной структуре общества

... существование ярко выраженных индивидуальностей представляет собой действительное богатство всякого общества и его культуры. Поэтому индивидуальное своеобразие людей - это закон социального развития. Это и есть так ... он берется в автономности его бытия. Все люди живут в обществе, но каждый при этом живет своей индивидуальной жизнью, т.е. обособляется в относительно самостоятельную "точку бытия", ...

Коммуникационные функции СМИ в определенной мере могут решать проблемы замены непосредственного межличностного контакта в обществе для тех, кто страдает от дефицита коммуникации, общения. Важнейшее значение имеет также отмеченная некоторыми исследованиями функция самоутверждения. Она проявляется в том, что реципиенты (читатели, слушатели, зрители) могут находить в СМИ прямую или косвенную поддержку тех или иных ценностей, идей, взглядов, установок, которые исповедуют они сами или реципиентные группы.

Реклама как составная часть средств массовой информации

Составной частью коммуникативных средств, СМИ является реклама. Она может быть интерпретирована как различные формы оповещения (главным образом СМИ) о потребительских свойствах товаров и видах услуг, в том числе социальных, в целях их возможно более широкого сбыта. В переносном смысле под рекламой понимают также создание максимальной популярности кому-либо или чему-либо. Например, кандидатам в президенты, произведениям искусства и литературы и т.д.

Реклама выполняет ряд функций, которые включают пять основных компонентов:

1. Способность привлечь внимание (заголовком в газете, видеорядом, роликом на телевидении, голосом по радио и т.д.).

2. Силу воздействия на эмоции потребителей рекламы.

3. Степень воздействия.

4. Информативность, ясность рекламных аргументов.

5. Эффективность внимания смотрящих, слушающих, читающих, вызываемая рекламой.

Для лучшего восприятия рекламы используют целый ряд правил. Среди них, в частности, такие, как осознанное восприятие рекламы, что ведет к большему ее запоминанию; обращение на начало и конец сообщения, ибо они лучше запоминаются; непротиворечивость информации сложившимся понятиям, мнениям, взглядам; учет тенденций общественной жизни.

Виды рекламы и ее продвижение разнообразны: платная и бесплатная реклама в печати (газетах, журналах, специализированных справочниках и др.), на радио и телевидении. К видам рекламы относят также письма, извещения, листовки, почтовые карточки и т.д. С учетом специфики рассматриваемой темы следует указать на «Дни открытых дверей», интервью, проведение семинаров, конференций и т.д. В качестве рекламы используются также телефонные и другие опросы, опросные листы и другой инструментарий социологических исследований. Следует отметить также виды специализированной рекламы в виде спичечных коробков, брелков, зажигалок, календарей, записных книжек и т.д. Это также различного рода раздаточные материалы, рекламные щиты.

В социальной технологии учитываются различные возможности разных видов рекламы. Так, специалисты подчеркивают большие преимущества радиорекламы: ее вездесущность, оперативность, селективность, возможность обращаться к людям в домашней обстановке, тем самым, создавая атмосферу доверия у адресата. Радио способно охватывать такие категории граждан, для которых в определенных условиях недоступны пресса и телевидение (нахождение вне дома и т.д.).

Радиореклама может быть и должна шире использоваться также потому, что в ней важную роль имеют оценочные слова, выражающие позитивные интересы людей в сфере морали и этики, материального достатка, бытового комфорта и т.д. и имеющие особую актуальность в жизнедеятельности людей. При условии, конечно, если реклама имеет своей целью позитивное воздействие на поступки людей, если она отражает здоровые потребности в развитии общества.

6 стр., 2993 слов

Социология духовной жизни

... Изд-во Академ.проект. 2004 Духовная жизнь индустриального и постиндустриального общества 5.1. Взаимосвязь социально-экономической сферы жизни общества и духовной культуры. 5.2. Техногенная цивилизация и ... М.: ЮНИТИ,2002 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: 1992 Духовная жизнь общества (общетеоретический подход). 3.1. Духовная жизнь как феномен социальной жизни. 3.2. Природа ментальности, ...

Преимущество рекламы состоит также в том, что человек быстрее слышит, чем видит, его слуховое восприятие длится дольше в 45 раз, чем зрительное. Важно учитывать и то, что никакое изображение не способно передать тембр человеческого голоса, придавая тем самым рекламе особую эмоциональность. В то же время рекламные достоинства (слово, шумовые эффекты, музыка) ограничиваются невозможностью наглядно показать товар (услуги), повторить услышанное.

С учетом актуальности проблем духовной жизни общества важно указать на различные каналы распространения информации, а именно личную и безличную (неличную) коммуникацию. Специфика рекламы и коммуникации в целом состоит в том, что она, в основном, носит безличный характер, то есть информация рассчитана на большие неизбирательные и избирательные аудитории. В последнем случае речь может идти о безработных, иммигрантах, больных, инвалидах и т.д. Для решения проблем социальной работы исключительно важную роль играют каналы личной коммуникации. К ним относятся личные встречи (например, социального работника с клиентами социальных служб), личная переписка, беседы по телефону («телефон доверия» для подростков, наркоманов, лиц, испытывающих жестокое обращение и т.д.) и др. Достоинство личного общения состоит в возможности обратной связи, что затруднено при каналах неличной коммуникации. Хотя и здесь обратные связи возможны (телефоны, письма по поводу прослушанных радио- и телепередач, прочитанных книг, статей).

Для решения задач рекламной информации важное значение имеет выбор средств ее распространения. Наиболее существенными из этих средств являются: охват (количество людей, ознакомленных с рекламным обращением: общее число зрителей, радиослушателей, читателей); частота появления; сила воздействия (особенно высока на телевидении ввиду воздействия через звук, цвет, движение и другие факторы); устойчивость (частота попадания на глаза); заполненность (число рекламных объявлений в одной программе, на одной странице, в одном издании); срок представления (период размещения рекламы: наименьший для газет и наибольший для журналов и телефонных справочников).

Социальная реклама выполняет разнообразные функции:

— работа над престижем учреждения, профессии, специальности (например, для социальной работы это особенно важно ввиду того, что многие все еще не знают все ее направления и виды);

— создание спрос на услуги (например, услуги наркологических учреждений, служб телефонов доверия);

— представление необходимой информации об услугах в социальной сфере в целом и социальной работе, в частности; обеспечивать реализацию предлагаемых социальных, медицинских и других услуг; внушать доверие к ним.

Культурная политика и ее влияние на духовную жизнь

Большинство исследователей процесса развития средств массовой коммуникации сходятся на мысли, что телевидение, а ещё в большей степени компьютер, интернет — символы ХХI века. Это уже не дополнение, не сопровождение жизни, они сама жизнь — мировоззрение, мироощущение человека ХХ–ХХI веков. Когда в одно время десятки миллионов людей смотрят по телевизору фильм, они живут одними и теми же настроениями, чувствами. «Потребитель» (именно таково совокупное название массового зрителя, слушателя, читателя, пользователя) теряет себя как личность, растворяется в том, что немецкий психолог Карл Юнг называл «спасением от изоляции, восстановлением в целостности путём идентификации с группой». С помощью participation mistique (мистическая сопричастность) обществом управляют путем бессознательной идентификации. По определению К.Юнга все как будто вплетаются в невидимую сеть взаимного бессознательного родства, если это состояние усиливается, то человек чувствует, как его буквально подхватывает волна идентификации с другими. Мы чувствуем себя сопричастными всему миру. Во время мистерий, богослужений, паломнических странствий к святым местам, крестного хода, пасхальной заутрени люди забывают себя, живут единым порывом, едиными чувствами и настроениями. Единение, создание «духовного родства» — именно такова сила воздействия СМИ на людей.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми ... духа», то есть выявление и психологическое описание особенностей духовного склада отдельных народов. Этим должна заниматься этнография. Что же ... нравы, но также искусство и науку, общее развитие культуры и ее разветвления, даже исторические судьбы и гибель ...

По утверждению К.Юнга, групповой опыт предполагает более низкий уровень сознания по сравнению с индивидуальным, а общие эмоции, общая психика, проявляющаяся в группе, ниже уровня индивидуальной психики. Если это очень большая группа людей, коллективная психика будет подобна скорее психике животного. Юнг как глубоко верующий человек, имел в виду не религиозную идентификацию, а особенности присутствия большого количества людей, что обнаруживает большую внушающую силу. Достаточно, чтобы что-либо, например какое-нибудь предложение, было поддержано большой массой людей, и мы тоже с ним полностью соглашаемся, даже если оно аморально, так как толпе человек не чувствует ответственности.

Опасны не сами СМИ — величайшее достижение науки и техники, сблизившее страны и народы, давшее возможность миллионам людей приобщиться к высшим достижениям современной культуры. Опасность в том, что глобализация мира сопровождается нивелировкой духовных ценностей в обществе. СМИ посягают не на свободу совести, а на саму совесть; не на права личности, а на саму личность. Мы уже не замечаем, что телевидение, а ещё более компьютер, интернет становятся единственными «заполнителями» духовных потребностей общества, фетишем для тысяч «компьютерных мальчиков».

СМИ не только использовали религиозные методы воздействия на «массы» — они вторглись «на территорию» религии, заполонили то духовное пространство, которое веками занимала религия. «Духовная пища» массовой культуры не потеснила религию — она во многом подменила религию, присвоила её права. В ситуации прошлого духовные запросы удовлетворяла религия; эстетические потребности — церковь, её обряды и праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли, были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей. Сегодня они доступны всем — массовая информация стала синонимом массовой культуры, её главнейшим, если не единственным, проводником, воплощением на практике идеи глобализации мира. Одинаковые во всех концах света вкусы, мода, повлияли на то, что теперь нельзя отличить, из какой они страны, — сериалы, мультфильмы, викторины, шоу. Всё больше людей во всех концах света легко расстаются со своей страной, ощущают себя «людьми мира» — без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них «есть спрос». Наука, техника, туризм, торговля, спорт — все эти сферы жизни современного человечества теряют национальную окраску, приобретают общечеловеческий характер.

11 стр., 5092 слов

Смысл жизни человека 2

... усовершенствовать общество путем социальных преобразований развития культуры и в результате достичь всеобщего счастья - вот предназначение человека: борьба за этот идеал и есть смысл человеческой жизни, считали ... этические позиции гуманизма, в рамках которого нравственный смысл жизни человека состоит в совершенствовании человеческой сущности и ее духовных оснований. [6] Как высшую и безусловную ...

Размышляя над проявлениями культурной политики в духовной жизни общества, ректор Эдинбургского университета Малкольм Маггаридж в статье «Либералистское стремление к смерти» (1971) дал общий прогноз развития. В современном духовном состоянии общества автор увидел полную и окончательную победу воинствующего безбожия. Если прежние цивилизации были разрушены извне, под напором варварских орд, наша цивилизация сама придумала себе конец — она растворится в умах своей интеллектуальной элиты. Идея эволюционистов заключается в том, что человечество совершенствуется благодаря науке и технике, но технический прогресс не принес решения всех проблем, а во многом их обострил. Провозглашенные либеральные ценности вошли в противоречие со многими конфессиями. Образовался некий морально-этический вакуум, когда общество лишили духовного содержания, а общее стремление Маггаридж определяет как «великое либералистское стремление к смерти». Духовная пустота или «стремление к смерти», есть следствие убеждения, поразившего отнюдь не одну «либеральную элиту», но и каждого «среднего» человека цивилизованных стран: Бога нет, ни в мироздании, ни во мне. Тогда всё в обществе — хаос и случайность и сам индивид не более чем мошка, закинутая на какое-то мгновение в этот безумный мир. Что остаётся, как не получить у отпущенного мне мгновения всё, что оно способно дать, какую-то крупицу счастья? В отчаянной погоне за физическим и духовным благополучием, которое должно сопутствовать счастью, возникают трагедии. Возрастает потребление наркотиков, увеличивается количество суицидов (причем в наиболее благополучных странах).

В целом прекратилась борьба за то, чтобы выделить смысл и порядок из путаницы и хаоса, даже литература стала полнейшей бессвязностью и в результате постепенно исчезает. Подобный пессимистический прогноз развития духовного состояния общества отличает крайний радикализм, отчасти он оправдывается, отчасти нет.

В российском обществе широко обсуждается тезис: «культурно-духовные традиции — основа русской государственности», в котором присутствует проблема сочетания духовной жизни, культуры и политики. Термин «политическая культура» предполагает, что политика может быть частью культуры и духовной традиции нации. Не надо доказывать, что налицо разрыв – политическая доктрина, лежавшая в основе государства, в ХХ веке не раз принципиально менялась. Этому изменению сопутствовали также масштабные духовные и культурные процессы.

Необходимо констатировать, что в сфере культурного строительства определенная преемственность сохранилась в советское время и сегодня остается неизменной, даже в условиях явной деградации среднего культурного уровня. Истоки этого находим в прошлом истории нашей страны, когда наука не имела возможности преподнести образованным слоям информацию о том, откуда и как развивалось государственное строительство России, каковы культурные основы этого строительства. «Слово о полку Игореве», исторические исследования Н.М.Карамзина, начало древнерусской археологии, становление исторической антропологии – все это стало фундаментом формирования духовных основ становления общества.

Сегодня мы не видим реального обращения к ценностям прошлого, которые для нас совершенно понятны и очевидны в духовной культуре, но считаются устаревшими в области государственного строительства. В основном государственная власть отчуждает себя от государственно-строительной традиции: она не правит, а «просто работает»; она не формирует большой стиль государственного управления, а лишь исполняет обязанности «чиновника, нанятого на срок». Публичное соотнесение своей деятельности не с государственной традицией, а с фиктивными принципами либеральной доктрины прав человека становится нормой современной жизни. Официальные круги нашей страны в культурной и духовной жизни ориентируются на доктрину мультикультурализма, которая имеет влияние на Западе и предполагает отсутствие культурного синтеза. То, что называют культурой, на самом деле оказывается разнородной смесью разнообразных культурных стилей, конгломератом маргинальности при отсутствии общезначимого культурного стержня. С одной стороны, в обществе распространяется представление о том, что русская духовная культура создана разными народами, которые проживали на нашей исторической территории. С другой стороны, русский народ сформировался исторически из близкородственных славянских племен и создал свою неповторимую культуру, в которой разнородные «влияния» замечаются лишь исследователями, но не ощущаются носителями русской культуры.

Возрождение традиционной духовной культуры может способствовать формированию грамотной культурной политики. Но здесь мы сталкиваемся с определенным противоречием. Еще в работе М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» выведена основная мысль о том, что экономическая и хозяйственная деятельность опирается на мировоззрение и религиозные верования человека. Те законы рыночной экономики, которые введены в действие сейчас, противоречат христианскому мировоззрению, в котором безвозмездный дар – основа человеческих отношений. Поэтому мы наблюдаем конфликт между нашей духовной традицией и актуальным государственным строительством. Именно поэтому происходят массовые нарушения прав граждан со стороны правоохранительных органов, которые теперь все больше превращаются в репрессивный аппарат бюрократии, а не в защитника суверенитета нации.

Особую миссию в формировании социальных технологий управления духовными процессами выполняют в обществе деятели культуры, науки, образования. Внесение в политическую среду традиций русской духовной культуры – возможность сохранить наше государство от возможного и вполне реального разрушения, поскольку оно живет только ежедневными усилиями каждого гражданина. Обеспечить перспективу развития общества может возвращение в нашу жизнь традиционных духовно-нравственных ценностей, всех элементов культуры, распространяемых, в том числе, и на государственные институты.

Определение духовного состояния нашего общества как нечувствительного к острым социальным проблемам предлагает отечественный исследователь Даниил Дондурей. Из наиболее опасных моментов современной культурной политики он выделяет следующие:

— интенсивно внедряемые в духовную жизнь идеи, связанные с реабилитацией прошлого. Осуществляется это через героев фильмов, книг, сериалов, многие из которых являются нашими предками, но не современниками. Внимание общества отвлекается на события «давно минувших дней»; коллизии сегодняшнего дня остаются за кадром. То есть современность, актуальность остается невостребованной. С одной стороны это государственная политика, с другой, сами деятели культуры не решаются открыто и честно сказать о наболевших проблемах;

— главный герой часто становится антигероем (бандитом, убийцей, игроком), что снимает главное табу, характерное для всех типов обществ – убивать нельзя;

— примитивное понимание интересов массового потребителя. Главным критерием при принятии решений о ценности того или иного события становится величина рейтинга. При этом считается, что только ориентация на усредненные духовные запросы способна сделать любое событие коммерчески выгодным и значимым. Между тем, социологи давно говорят, что потребности общества во многом формируют предложение, а не наоборот.

В качестве альтернативы исследователи предлагают кооперировать интересы социальных, культурных, духовных, политических институтов для выработки механизмов эффективного развития всех сфер общества с учетом приватизации культурного и духовного наследия, финансирования экспериментов, независимой экспертизы результатов.