Возрастная периодизация психического развития человека
Возрастной период
|
Хронологические рамки |
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятельность |
Общение |
Психологические новообразования |
Ключевые понятия |
||
Кризис новорожденности |
От рождения до 2 мес. |
Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни |
||||||
Младенчество |
2 мес. – 1 год |
Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы») |
Непосредственно-эмоциональное общение
|
Общение с родным взрослым – ситуативно-личностное |
– Потребность в общении – Базовое доверие к миру – Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний – Различение близких и посторонних людей – Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) – «Истинное» подражание – Предметное восприятие – Автономная речь – Ходьба – Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия ребенка |
Биологическая беспомощность новорожденного, опережающая инициатива взрослого, бондинг, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, комплекс оживления, госпитализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, дефицит общения, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковый движения, простые манипуляции и др. |
||
Кризис 1 года
|
Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции |
|||||||
Раннее детство |
1–3 года |
Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или Я и другой, или Р – Предмет – В. Познание мира человеческих предметов |
Орудийно-предметная (предметно–манипу-лятивная) |
Общение со взрослым – ситуативно- деловое.
Общение со сверстниками – начальные формы, взаимное подражание |
– Овладение предметными действиями — Символическое, замещающее действие – Предметная игра – Начальные этапы изобразительной и других – видов продуктивной деятельности – Активная речь — Наглядно-действенное мышление – Личное действие – Сознание «Я сам» – Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними |
Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, подифункционадьные предметы, сюжетно – отобразитедьная игра, «игра рядом», куплетность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, стадия годовоногов, агрессивность, пассивная речь, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др. |
||
Кризис 3 лет |
«Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм. Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение» |
|||||||
Дошкольное детство |
3—7 лет |
Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений |
Игра (сюжетно-ролевая игра) |
Общение со взрослым: 3-5 дет – внеситуативно — познавательное; 5-7 лет – внеситуативно-личностное.
Общение со сверстниками – игровое сотрудничество, сопереживание
|
– Воображение – Наглядно-образное мышление – Начала понятийного мышления – Картина мира, «абрис» – Новые мотивы поведения – Соподчинение, иерархия мотивов – Произвольность поведения – Первичные этические инстанции – Самосознание – Самооценка – Практическое овладение речью, развитие функций речи. |
Способность к замещению, символическая функция сознания, условно динамическая позиция, ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация , режиссерская игра, идентификация, эгоцентрическая речь, контекстная речь и т.д. |
||
Кризис 7 лет |
Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции. |
|||||||
Младший школьный возраст
|
6-7 — 10 лет
|
Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя
|
Учебная деятельность
|
Особенности учебного общения, роль учителя, роль сверстников.
Совместное обсуждение учебной проблемы. |
— «Умение учиться» – Понятийное мышление – Внутренний план действий – Рефлексия — интеллектуальная и личностная – Новый уровень произвольности поведения – Самоконтроль и самооценка – Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности |
Психологическая готовность к шкоде, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др.
|
||
Кризис пред-подростковый |
«Мотивационный вакуум». Кризис самооценки Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя. |
|||||||
Подростковый, отроческий возраст
|
10-11 – 14-15 лет |
Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензи-тивность) для проявления индивидуальности
|
Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин) Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) |
Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке. |
– Чувство взрослости – новый уровень самосознания – Стремление к самоутверждению – Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей – Я-концепция – Формально-логическое (рассуждающее) мышление — Рефлексия
|
«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы. |
||
Кризис перехода к юности (15-18 лет) |
Становление человека как субъекта собственного развития |
|||||||
Юность
|
Ранняя – 15-17 лет. Поздняя – 17-21 год
|
Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития |
Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение
|
Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пода. Любовь |
– Потребность самоопределения – Готовность к личностному и профессиональному самоопределению – Жизненные планы – Устойчивое самосознание – Идентичность – Ценностные ориентации – Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины)
|
Взрослость, жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, психосоциадьный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, ролевое смешение, диффузия идентичности, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм.
|
||
Кризис перехода к взрослости (18-20 лет) |
«Отрыв от родительских корней» |
|||||||
Взрослость: молодость и зрелость
|
Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») —20-30 лет. Средняя взрослость (зрелость) —30-60 лет
|
Принятие на себя полноты ответственности
|
Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение. |
Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родитедьско-детских отношений |
– Построение стратегии жизни – Феномен акме – Смысложизненные решения – Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) –Материнство/отцовство |
Взросдость, зрелость, самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, акме, акмеология, карьера, профессионализм, генеративность, индивидуальный жизненный стиль, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель перехода. |
||
Нормативные кризисы зрелости |
Кризис 30-летия – коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; кризис 40-летия (кризис середины жизни) – осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 дет. Пути и способы преодоления возрастных кризисов |
|||||||
Взрослость: старение и старость
|
Пожилой возраст (старение) –60-75 лет.
Старость – 75-90 лет. Долгожитедьство – свыше 90 лет
|
Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости
|
Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности |
Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками
|
— Принятие своей жизни – Жизненная мудрость – Счастливая старость – Интегрированность, цельность
|
Пенсионный шок, стратегии. старения, активное и пассивное старение, типологии старости, освобождение от сексуального рабства, изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние, счастливая старость
|
||
Кризис индивидуального существования |
Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти |