Основные процессы памяти и закономерности их протекания

Понятие о памяти

То, что воспринимается человеком не исчезает бесследно: в коре больших полушарии мозга сохраняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность повторного возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. И. М. Сеченов пишет: «Благодаря сохранению в мозгу следов от повторяющихся воздействий, при незначительном толчке может возникнуть первичное возбуждение».

Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ предмета в отсутствие его или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.

Память — это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания предмета восприятие невозможно. Но память выступает и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, если нужно запомнить какое – то сложное название города и т.д. мы находим хорошо знакомое слово, сходное по звучанию и позже вспомнив его мы вспомним и название города, таким образом, устанавливается ассоциация по сходству, обеспечивающая запоминание. Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов.

7 стр., 3191 слов

Классификация явлений памяти

... включающий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т.д.; 2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии ... состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что «провал» памяти устраняется. Все следы памяти имеют тенденцию к угасанию, затормаживанию. Поэтому общее ...

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации—ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые, по определению И. П. Павлова, и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи. Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

Основные процессы памяти и закономерности их протекания

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание— процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Запоминание. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.

Непроизвольное запоминание—это запоминание ненамеренное, при котором человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой.

Непроизвольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятельности, ее основным содержанием.

Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели — запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

По другому признаку—по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,— запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.

21 стр., 10178 слов

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...

... запоминание подчиняется иными законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контексте определенных смысловых связей [22]. Деятельностный подход . В контексте этой теории память ... познавательных актов [3]. Память - это психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого ...

Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются. Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание.

Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания.

Прочность запоминания обусловлена многими причинами.

Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует интересам человека, и забывается то, что не имеет для него существенного значения, что ему безразлично.

Запоминание становится успешным также при наличии запаса знаний, необходимых для связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память зависит от имеющихся знаний.

На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание: при направленности сознания на точность воспроизведения будут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при направленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, осмысливаться логика материала.

Имеет значение и направленность сознания на прочность запоминания: если нет цели запомнить надолго, материал заучивается и сразу забывается.

Сохранение и забывание. Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал совсем не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания.

Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2- 3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко проявляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания по закону отрицательной индукции наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать только то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно разнообразиться, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты должны сравниваться, сопоставляться, их надо приводить в систему. При однообразии повторений снижается интерес к заучиванию и отсутствует мыслительная активность, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения.

6 стр., 2818 слов

Восприятие, память(псих.ч-к)

... г, д, ж.       Тема: Память.              План: 1. Сущность памяти.  2. Физиологические механизмы памяти. 3. Виды памяти и их характеристика. 4. Непроизвольное и произвольное запоминание.  5. Непроизв

Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются на практике, реализуются, они запоминаются непроизвольно.

Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.

Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Воспроизведение не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный, известный из других источников материал. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов, прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях; объяснение, слово учителя оживляют ранее образованные связи.

Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует учится специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припоминанию основных мыслей и т. д.

Виды памяти

В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида.

Двигательная память, или память на движения, — это запоминание и воспроизведение произведенных человеком движений. Эта память является основой выработки двигательных навыков и привычных движений. Все бытовые, спортивные и трудовые навыки усваиваются благодаря двигательной памяти, благодаря тому, что складывается и упрочивается динамический стереотип.

Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитые человеком чувства. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе или покраснеть при одном воспоминании о поступке, вызвавшем раньше чувство стыда. Об этом виде памяти К. С. Станиславский писал: «Раз Вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз Вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,— у Вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Особое значение имеет эта память для артиста, но в той или иной мере она развита у каждого человека, и подлинное сочувствие другому человеку, переживаемому им чувству возможно только благодаря эмоциональной памяти.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... т.е. о том, что можно назвать мнемической функцией. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе, но никак не сводятся ... полагаться на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания. Отражение и воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение ...

В процессе воспитания воздействие на эмоциональную память человека имеет существенное значение, так как самое сильное воздействие—это воздействие на чувства; сохранение в памяти пережитых чувств является предпосылкой воспитуемости человека.

Словесная, или смысловая, память—это запоминание и сохранение, а затем воспроизведение прочитанных или услышанных мыслей в словесной форме.

Запоминание может происходить в точно той же словесной форме, например при запоминании формул, дословных формулировок, или же мысли могут запоминаться в другом речевом оформлении, т. е. они воспроизводятся своими словами. Так обычно запоминается прочитанный текст.

Будет ли запоминание дословным или измененным, определяется прежде всего задачей, стоящей перед человеком, а также выработавшимися у него способами заучивания.

Образная память, или память на представления, способствует запоминанию и воспроизведению лиц, картин природы, обстановки, музыкальных мелодий, запахов, вкусов.

Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников, писателей, актеров, композиторов, архитекторов. Благодаря этому художники могут писать портрет в отсутствие лица, по памяти.

Фактически разные виды памяти взаимосвязаны, и в процессе любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более видов памяти.