Селекция и ресурсы. Модель У.Джонстона и С.Хейнза. Стратегии внимания.
У.Джонстон и С.Хейнз предложили более общую модель селективности внимания, интегрирующую модели гибкой и множественной селекции, разделение на контролируемые и автоматические процессы и ресурсную модель Д.Канемана. По их мнению, процесс селекции требует вложения ресурсов, причем ранняя селекция представляет собой стратегию экономного расхода ресурсов, а поздняя селекция – энергоемкую стратегию. Поэтому конкретная стратегия, которую психика выберет для решения задачи, зависит как от свойств самой задачи, так и от дополнительной мощности, доступной в данный момент. Если задача простая и дополнительной мощности много (например, формальный разговор с малозначимым человеком), скорее всего, будет реализована стратегия поздней селекции. Если же задача сложная и дополнительной мощности мало (например, увлекательный разговор требующий интеллектуальных усилий), психика изберет стратегию ранней селекции.
Внимание как активность. Теория активного внимания У. Найссера. Внимание как перцептивное действие. Перцептивный цикл. Эксперименты с избирательным смотрением.
Внимание как активный выбор.
Отечественный психолог Н.Ф.Добрынин определил внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Направленность понималась им как выбор и поддержание желаемой деятельности (важно, что инициатива в этом исходит от самого человека), сосредоточенность – как углубленность и отстранение от всего постороннего. Добрынин вводит в интерпретацию внимания принцип активности субъекта (1938).
«Активность нашей личности несомненна, а отсюда несомненна и активность нашего внимания. Даже пассивное или непроизвольное внимание зачастую является следствием бывшего ранее активного внимания», — писал он. Добрынин предложил классификацию видов внимания по степени активности субъекта. Вынужденное, потребностное и привычное внимание он отнес к пассивному вниманию, а произвольное и послепроизвольное внимание – к активному вниманию. Вынужденное внимание обусловлено свойствами действующего стимула, такими как его интенсивность, экстенсивность, длительность, прерывность и движение. Потребностное внимание возникает в связи с актуальной потребностью. Привычное внимание связано с прошлым опытом человека («в привычном внимании наше прошлое господствует над нами, а не мы над ним»).
Произвольное внимание направлено на сознательно поставленную цель и сопровождается усилием. После произвольное внимание проявляется на фоне полной поглощенности деятельностью.
Особенности развития произвольного внимания у детей старшего ...
... чувственно-непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное; непроизвольное, опосредствованное, интеллектуальное; произвольное, опосредствованное, чувственное; произвольное, опосредствованное, интеллектуальное. Непроизвольное внимание является наиболее ... что внимание может выполнять целый ряд функций: различения, селекции, интеграции, контроля, настройки и сенсибилизации органов чувств, моторной ...
Американский психолог У.Найссер значительно позже пришел к практически аналогичному пониманию роли фактора собственной активности в акте внимания. Найссер определяет внимание как направленность основного потока деятельности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа.
У. Найссер подверг критике теории, в которых внимание трактуется как фильтр, подчеркивая значение активности субъекта в акте внимания. Для того чтобы пояснить свою мысль, Найссер приводит следующий пример. Представьте, что вы пришли в сад с намерением сорвать яблоко. Увидев перед собой яблоню с гнущимися от обилия плодов ветвями, вы не «фильтруете» все возможные яблоки, а просто берете одно из них.
Таким образом, акт внимания для Найссера — это акт активного выбора, а не пассивного отбора. В своей концепции Найссер разделяет процесс предвнимания – своеобразный мониторинг среды, предшествующий восприятию и активное действие восприятия, утверждая, что никакого специального фильтра просто не существует. Таким образом, он приходит к выводу, что термин внимание избыточен и всю феноменологию внимания можно объяснить, исходя из принципов восприятия. «Внимание — это ничто иное, как восприятие; мы выбираем то, что хотим видеть, предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена… Мы выбираем то, что услышим или увидим, активно включаясь в процесс восприятия, а не блокируя конкурентные сообщения», — пишет он.
Найссер считает, что акт внимания определяется предвосхищающими познавательными схемами, которые делают субъект готовым к восприятию информации определенного рода. Выбор релевантной информации из потока стимуляции происходит в рамках перцептивного цикла. Перцептивный цикл начинается с активизации схемы-предвосхищения, запускающей процесс восприятия и направляющей исследование потока информации. Исследовательская активность, в свою очередь, ведет к выбору адекватного предвосхищению фрагмента реальности, который, неизбежно отличаясь от предвосхищаемого образа, модифицирует исходную схему
Роль внимания в онтогенезе
Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.
Развитие внимания означает его постепенное совершенствование по всем или по отдельным свойствам – повышение устойчивости, концентрации, переключаемости и расширение объёма. Под развитием внимания понимают переход от более простых к более сложным видам, от врождённых к приобретённым его видам (например, появление у человека социально обусловленного внимания и его использование вместо природного, переход от непроизвольного к произвольному вниманию…).
Развитие внимания может идти параллельно по разным направлениям, включая одновременное совершенствование всех видов внимания, а может касаться только отдельных его направлений; может идти естественным путём или происходить целенаправленно (искусственное развитие).
Естественное развитие внимания идёт постепенно, по мере созревания мозга, накопления опыта и является сравнительно медленным процессом. Искусственное развитие внимания представляет ускоренный процесс и обычно связано с выполнением специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания. Естественный процесс развития внимания приводит к его устойчивым изменениям. При искусственном развитии внимание человека не всегда является достаточно устойчивым, в последующем его необходимо закреплять.
Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи, мышления… В своём развитии внимание проходит через следующие стадии. Вначале, сразу после рождения, у ребёнка имеется лишь непосредственное внимание к сильно действующим раздражителям, которое, проявляется лишь в форме ориентировочного врождённого рефлекса. Такой рефлекс обнаруживается уже у младенцев в конце первого месяца жизни, и это свидетельствует о том, что у ребёнка вскоре после его рождения появляются первые признаки непосредственного и непроизвольного внимания. Это первая стадия развития внимания.
Вторая стадия развития внимания начинается с того момента, когда ребёнок, наблюдая за взрослыми, замечает его действия и начинает реагировать на них как на движения, указывающие направление внимания. Это, например, указательный жест, движения головой, движения телом. Реагировать на такие движения взрослого ребёнок начинает приблизительно с 1,5 – 2- месячного возраста, то есть когда он выделяет и особым образом реагирует на лицо и голос матери (комплекс оживления).
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
Данная стадия развития длится от 1,5-2 месяцев до 6-7 месяцев.
Первоначально внимание выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение выделяет из окружающего мира эмоций, речи человека отличительные признаки, предметы и действия с ними. За сосредоточением идёт развитие познавательного отношения к окружающему.
Третья стадия развития внимания связана с началом использования самим ребёнком его собственных телодвижений и произносимых им звуков для управления внимания взрослых людей. Для того чтобы привлечь внимание взрослого к чему-либо, что в данный момент времени интересует ребёнка, он поворачивает голову в сторону интересующего его предмета, или протягивает к нему руки.
Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
В раннем детстве, от года до трёх, развитие внимания происходит при освоении ходьбы, активном усвоении речи и предметной деятельности. Ребёнок начинает разумно реагировать на обращённые к нему слова, словосочетания, связанные с регуляцией его внимания, а также сам приступает к использованию речи для управления внимания окружающих людей. В развитии внимания у ребёнка можно отметить диффузный, неустойчивый характер.
Ребенок, заметив новую игрушку, выпускает из рук ту, которую он держал. В этом возрасте внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, небольшой объём, наблюдаются трудности переключения и распределения. В процессе развития речи, под влиянием речевых инструкций взрослого у ребёнка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действия с ними, на которых сосредоточивается ребёнок. Развитие произвольного внимания (на втором – третьем году жизни ребёнка) является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием волевых качеств. Это четвёртая стадия развития внимания.
Пятая стадия развития внимания характеризуется тем, что ребёнок начинает использовать речь для управления собственным вниманием. На этот период развития внимания приходится появление у ребёнка особой формы речи, эгоцентричной, и начало процесса формирования внутренней речи, которая служит средством регуляции собственного мышления и внутреннего внимания ребенка.
В дошкольном возрасте условия жизни ребёнка расширяются от семьи до пределов улицы, города, страны. Своё внимание ребёнок организует на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
Занятие как средство развития познавательной активности детей ...
... Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности ... дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, ...
В этом возрасте возрастает концентрация, устойчивость внимания, оно становится опосредованным, складываются элементы произвольности в управлении, появляются элементы послепроизвольного внимания. Внимание связано с интересами ребёнка к деятельности, игре.
Шестая стадия развития внимания ребёнка характеризуется тем, что у него появляется полноценное произвольное внимание, регулируемое с помощью достаточно развитой внутренней речи. Это происходит в возрасте от 5-6 лет, перед поступлением в школу.
В развитии внимания существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания ребёнка. Развитие объёма внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.
Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади.
Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит «спутывание» воспринимаемых объектов.
К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте — внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.
Развитие устойчивости детского внимания изучали Гетцер и Бейрль. Бейрль определил максимальную длительность детских игр в различные возрасты. Так от года до двух игра ребёнка может длиться двадцать одну минуту и одну секунду (21,1).
Одаренные дети: особенности их развития и воспитания
... были созданы такие условия. Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, ... поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный ...
От двух лет до трёх продолжительность игры составляет двадцать семь минут (27).
Максимальная длительность игры: от трёх до четырёх – пятьдесят минут (50); от четырёх до пяти – восемьдесят три минуты, три секунды (83,3); от пяти до шести – девяносто шесть минут (96).
По результатам исследования Бейрля, мы видим быстрый рост устойчивости внимания после трёх лет, а к шести годам высокий уровень – на грани школьного возраста.
Также Бейрль изучил рост концентрации внимания по количеству отвлечений, которым поддавался ребёнок в течение 10 минут игры. Так от двух до трёх лет число отвлечений составляло – 3,7; от трёх до четырёх – 2,06; от четырёх до пяти – 1,6; от пяти до шести – 1,1
В младшем школьном возрасте (от 6-7 до 9-11 лет) дети способны концентрировать внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но ещё не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
По мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, продолжает развиваться произвольное и непроизвольное его внимание. Но сначала и в школе ещё приходится сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.
В школьном возрасте произвольное внимание развивается и совершенствуется.
К десяти – двенадцати годам наблюдается заметный рост в умственном развитии детей, развитие отвлечённого мышления, логической памяти и заметный рост объёма внимания. Наступают значительные сдвиги тогда, когда успеют сказаться результаты обучения.
Как мы видим, развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.