Внеурочная деятельность учащихся

Психолого-педагогическая характеристика

коллектива 7 «А» класса

СОШ №16 г. Гомеля

 

 

Составил студент-практикант V курса

биологического факультета

 

 

Место практики: СОШ №16

 

Сроки практики: с 12.09.11г. по 22.10.11г.

 

Я, ФИО, проходил педагогическую практику в СОШ №16 в период с 12.09.11 г. по 22.10.11 г. Данная психолого-педагогическая характеристика составлена на коллектив 7 «А» класса.

 

За период практики с целью изучения классного коллектива я использовал следующие методы:

 

1) Беседы с учащимися класса, классным руководителем, учителями-предметниками, библиотекарем, психологом, социальным педагогом.

 

2) Наблюдение за учащимися во время уроков, перемен, классных часов, внеклассных мероприятий и т.д.

 

3) Некоторые психологические методики, а также результаты проведения различных психологических тестов, полученных у социального педагога и психолога.

 

4) Анализ продуктов учебной деятельности учащихся

 

5) Изучение документации (классного журнала, читательских формуляров и т.д.).

 

 

I. Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива

 

Нынешний 7 «А» класс был сформирован в 2009 году из 4 «А» и 4 «Б» класса, а также в пятом классе в коллектив пришли еще несколько человек. В классе 20 мальчиков и 8 девочек. Возрастной состав класса 12-13 лет. В классе есть дети с хроническими заболеваниями в количестве 12 человек.

Степень обученности класса составляет около 50%. В классе нет отличников, однако потенциально ими могут стать Храпунова Владислава и Грицкевич Виктория. В классе имеются 10 хорошистов. (Грицкевич В., Ермаков В., Кулажко А., Позднякова В., Приступчик А., Соколов А., Сподобаева А., Сыч А., Таранда Ю., Храпунова В.) В классе есть потенциал в отношении учебы, если учащиеся проявят усидчивость, аккуратность, прилежания в отношении отдельных предметов. (Гуров А., Захаренко К., Подзерун Т., Стецките Е.)

В классе есть ядро, которое возглавляет на протяжении учебы в классе Грицкевич В., Позднякова В., Сподобаева А. При составлении социометрии выяснилось – в классе нет изгоев, однако выделить и явных лидеров также не удалось.

8 стр., 3503 слов

Руководство и организация классного коллектива

Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" Химический факультет Дневник По педагогической практике Мельниченко Дмитрия Владимировича МОУ Лицей "Коммерческий" (г. Ростов-на-Дону, б/р Комарова, 9/5), 8 класс Сроки проведения педагогической практики: 1 сентября-31 октября 2008 года г ...

В настоящее время основными задачами класса являются: формирование единого классного коллектива, а также правильная организация учебы в коллективе, так как данный классный коллектив окончательно еще не сформировался. На это указывают психологические тестирования, проводимые психологом в 5-6 классе.

Большинство учащихся проживает в полных семьях (19 учащихся).

В классе есть 2 многодетные семьи (Приступчик А., Сосновский Н.), неполных семей в классе 9 (Грицкевич В., Ермаков В., Мохон Д., Позднякова В., Приступчик А., Семенюк В., Сологубов С., Эрисов В., Кулажко А).

Малообеспеченных семей нет.

С 5ого класса классным руководителем является Романова Татьяна Ивановна (учитель истории).

Это одна из авторитетных и влиятельных педагогов в школе, возглавляет профсоюзный комитет школы. Ее уважают как коллеги, так и руководство школы. К классному руководителю учащиеся относятся с уважением. Для Татьяны Ивановны характерно доброжелательное отношение к учащимся в сочетании с высокой требовательностью. В своей работе классный руководитель применяет различные виды деятельности по организации и воспитанию классного коллектива: участие в общешкольных мероприятиях, познавательные беседы, викторины, игры, экскурсии, походы и др.

К моменту написания психолого-педагогической характеристики уровень развития классного коллектива – средний, на что указывают недостаточно хорошие межличностные отношения учащихся класса. Наблюдаются конфликтные ситуации между учащимися. В целом на уроках и, особенно на переменах наблюдается чрезмерная активность учащихся что зачастую и приводит к конфликтам. Учитывая, что более 2/3 классного коллектива мальчики – конфликты, порой, заканчиваются драками. Класс стоит на внутришкольном учете как потенциально конфликтный.

 

II. Структура класса

 

Актив учащихся класса:

Староста – Грицкевич Виктория

Редколлегия: Ермаков Владимир, Сподобаева Анастасия.

Культорганизаторы: Позднякова Валерия, Грицкевич Виктория, Сподобаева Анастасия.

Ответственная за питание: Таранда Юлия.

 

Актив класса оказывает огромную поддержку классному руководителю. Татьяна Ивановна может поручить активу класса задание любой сложности. Эти ребята активны как в учебе, так и в общественных делах.

9 стр., 4351 слов

Внеклассная работа как условие формирования классного коллектива младших школьников

Введение Каким станет завтра наше общество, зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние дети, школьники. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать, общаться, а само общение предполагает коллективную жизнь. Главная цель коллектива - воспитание личности. Правильно развивающийся коллектив, создает условия для формирования личности, совершенствования ее ...

Грицкевич Виктория – девочка достаточно серьезная для своего возраста. Всегда поступает обдуманно. Ответственно относится к обязанностям старосты класса. Учится хорошо, дисциплину не нарушает. С Викторией общается весь класс. Однако по данным социометрии старосту нельзя назвать явным лидером, но на общем фоне ее авторитет достаточно велик.

Ермаков Владимир – очень активный мальчик, показывает достаточно высокие результаты в учебе, спортивных и внутришкольных мероприятиях. С радостью и энтузиазмом берется за порученную работу.

Сподобаева Анастасия – умная девочка, любит показать свои знания, часто выкрикивает, иногда не дает возможности ответить другим учащимся. Все поручения классного руководителя старательно выполняет.

Позднякова Валерия – одна из самых активных учащихся класса. От нее всегда исходит масса идей по проведению внеклассных мероприятий, видимо, поэтому Татьяна Ивановна назначила ее ответственной за организацию культурной жизни класса.

Таранда Юлия – спокойная девочка, ничем не отличающаяся от других одноклассников. Добросовестно относится к своим обязанностям. В учебе не имеет высоких результатов.

Актив класса прилагает все усилия для сплочения коллектива: от них исходят предложения по проведению внеклассных мероприятий, экскурсий. Большинство учащихся поддерживают предложения членов актива, однако участвует во всех мероприятиях, как правило, только часть из них. Из беседы с учащимися я узнал, что лишь часть классного коллектива стремится к общению с активом, однако в целом отношение к активу дружеское и доброжелательное.

Результаты социометрии говорят о том, что в классе нет явных лидеров. К числу учащихся, набравших минимальный перевес в классе, относятся: Грицкевич Виктория, Соколов Андрей, Сподобаева Анастасия, Позднякова Валерия, Мельник Игорь, Приступчик Анастасия, Подзерун Тимофей. Видно, что многие «популярные» учащиеся входят в актив класса, и тем ни менее явных лидеров выделить невозможно. В классе нет изгоев.

20 стр., 9883 слов

Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста

... разрешения и снятия в школьном коллективе трудно переоценить. 3. Статусы учащихся. На социально-психологический климат также влияют статусы учащихся класса, которые более всего связаны ... . Она может повысить интерес учащихся к жизни и учебе, сформировать прочные отношения дружбы и товарищества, регулируя поведение ребят в соответствии с принятыми ...

Индекс групповой сплоченности классного коллектива равен 0,55, что говорит о средней степени сплоченности класса.

Весь класс разбит на «малые группы», в основном на 3-5 человек. Разделение на группы идет по принципу, кто с кем сидит на уроках. В группу может включаться несколько соседних парт. Какой-то определенной положительной или отрицательной направленности у групп не наблюдается. Деление скорее происходит по привычке в соответствии с рассадкой класса. Взаимоотношение между группами равное, не наблюдается ни «войны», ни «альянса» между группами. И в целом идет постоянное изменение состава групп. Все это указывает на еще не сформировавшийся классный коллектив – ребята продолжают поиски оптимальной компании, в которой им будет хорошо и комфортно.

Результаты методики «Наши отношения», предоставленной психологом, показали, что большинство учащихся склоняется к мнению, что «в классе часто возникают ссоры, однако конфликтным класс назвать нельзя». Хотя на самом деле в классе порой возникают конфликты, иногда даже драки между мальчиками. Взаимопомощь в классном коллективе, в большинстве случаев, оказывается только тогда, когда о помощи просит конкретный ученик.

 

III. Содержание и характер деятельности учащихся как средство воспитания и развития коллектива

 

Учебная деятельность

Средний балл успеваемости по классу равен 6,1. Он ничем не отличается от среднего балла за прошлый учебный год.

В классе нет отличников, однако потенциально ими могут стать Храпунова Владислава и Грицкевич Виктория. В классе имеются 10 хорошистов. (Грицкевич В., Ермаков В., Кулажко А., Позднякова В., Приступчик А., Соколов А., Сподобаева А., Сыч А., Таранда Ю., Храпунова В.) В классе есть потенциал в отношении учебы, если учащиеся проявят усидчивость, аккуратность, прилежания в отношении отдельных предметов. (Гуров А., Захаренко К., Подзерун Т., Стецките Е.).

Данные ребята обладают определенным авторитетом в классном коллективе.

К слабоуспевающим учащимся можно отнести Семенюка Владислава, Сосновского Максима, Гнатюка Ивана, Павлючека Александра, Казакова Александра, Германовича Олега, Голестян Размик. У Семенюка В., Сосновского М. и Гнатюка И. имеются определенные медицинские показания, поэтому они отстают в учебе от одноклассников. Для Павлючека А., Казакова А., Германовича О, Голестяна Р. характерно нежелание к повышению уровня успеваемости. Эти ребята отличаются безразличием к учебе и систематически нарушают дисциплину в классе. Посещая различные уроки в этом классе, я увидел, что с этой группой ребят учителя часто занимаются по отдельной программе, уделяют им повышенное внимание. Однако неуспеваемость никак не сказывается на отношении к ребятам одноклассников.

8 стр., 3538 слов

Изучение уровня сотрудничества в классе

... . Насколько сплоченным является класс? - Есть ли в классе группировки? - Возникают ли частые конфликты между отдельными учащимися или группами учащихся? - Каково отношение учащихся к совместным видам деятельности ... мероприятиях ). Также я заметила, что между учениками и учителями дружеские отношения. Ребята очень любят устраивать на уроках чаепитие. Такая обстановка сближает их ...

Огромное влияние на успеваемость класса оказывает классный руководитель. Татьяна Ивановна постоянно следит за текущими оценками учащихся, регулярно выставляет оценки в дневники, давая тем самым родителям возможность контролировать успеваемости их детей.

Учащиеся класса с охотой посещают факультативы по биологии, истории, географии.

Результаты анкетирования показали, что на выполнение домашнего задания у учащихся, в среднем, уходит 2 часа. Заставляют их учиться родители, дедушки и бабушки, в школе – учителя. Мешают учебному процессу – лень, отсутствие интереса, нехватка времени, а зачастую, и друзья.

Изучив в библиотеке читательские формуляры учащихся класса, я убедился в том, что ребята очень мало читают. Если и берут книги в библиотеке, то только те, которые изучают по школьной программе. В беседе с учащимися на данную тему, ребята сказали, что больше интересуются современными журналами, телевизором и компьютером, чем художественной литературой.

 

Внеурочная деятельность учащихся

Учащиеся класса с радостью посещают кружки по танцам и пению, спортивные секции по баскетболу, футболу, хоккею. Двое учащихся класса занимаются в детской школе искусств по классу фортепьяно.

Ребята изучаемого класса очень часто ходят на экскурсии, посещают выставки, театр. В период практики состоялась поездка в жлобинский аквапарк. Подобный подход благоприятно сказывается на взаимоотношениях внутри коллектива.

В свободное от учебы время учащиеся любят слушать музыку, смотреть телевизор, играть за компьютером и просто гулять с друзьями на улице.

16 стр., 7885 слов

1. Психолого-педагогическая характеристика класса

... ). Учащиеся класса проявляют склонность к групповым формам организации досуга: посещениям театра, музеев, концертов, экскурсиям и т.д. Характер взаимоотношений учеников класса неоднозначен. В целом ребята ... год, растет их активность и во внеклассной познавательной деятельности. Половина учащихся класса посещают факультативы и предметные кружки. Успехи в учебе и познавательная активность ...

В общем, психологический климат в классе благоприятен. Ребята дружат со многими учащимися параллельных классов, часто организовывают совместные внеклассные мероприятия (в основном экскурсии и походы).