Внеурочная деятельность учащихся

Психолого-педагогическая характеристика

коллектива 7 «А» класса

СОШ № 16 г. Гомеля

Составил студент-практикант V курса

биологического факультета

Место практики: СОШ № 16

Сроки практики: с 12.09.11 г. по 22.10.11 г.

Я, ФИО, проходил педагогическую практику в СОШ № 16 в период с 12.09.11 г. по 22.10.11 г. Данная психолого-педагогическая характеристика составлена на коллектив 7 «А» класса.

За период практики с целью изучения классного коллектива я использовал следующие методы:

1) Беседы с учащимися класса, классным руководителем, учителями-предметниками, библиотекарем, психологом, социальным педагогом.

2) Наблюдение за учащимися во время уроков, перемен, классных часов, внеклассных мероприятий и т. д.

3) Некоторые психологические методики, а также результаты проведения различных психологических тестов, полученных у социального педагога и психолога.

4) Анализ продуктов учебной деятельности учащихся

5) Изучение документации (классного журнала, читательских формуляров и т. д.).

I. Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива

Нынешний 7 «А» класс был сформирован в 2009 году из 4 «А» и 4 «Б» класса, а также в пятом классе в коллектив пришли еще несколько человек. В классе 20 мальчиков и 8 девочек. Возрастной состав класса 12−13 лет. В классе есть дети с хроническими заболеваниями в количестве 12 человек.

Степень обученности класса составляет около 50%. В классе нет отличников, однако потенциально ими могут стать Храпунова Владислава и Грицкевич Виктория. В классе имеются 10 хорошистов. (Грицкевич В., Ермаков В., Кулажко А., Позднякова В., Приступчик А., Соколов А., Сподобаева А., Сыч А., Таранда Ю., Храпунова В.) В классе есть потенциал в отношении учебы, если учащиеся проявят усидчивость, аккуратность, прилежания в отношении отдельных предметов. (Гуров А., Захаренко К., Подзерун Т., Стецките Е.)

В классе есть ядро, которое возглавляет на протяжении учебы в классе Грицкевич В., Позднякова В., Сподобаева А. При составлении социометрии выяснилось — в классе нет изгоев, однако выделить и явных лидеров также не удалось.

8 стр., 3503 слов

Руководство и организация классного коллектива

... учебной деятельности учащихся на уроке; - составление психолого-педагогической характеристики коллектива класса; - анализ собственных действий на уроке. По итогам практики студент должен предоставить: 1. дневник ... психолого-педагогическую характеристику коллектива учащихся. Индивидуальный план работы студента А) Учебная работа: За период педагогической практики в МОУ лицей “Коммерческий” в 8 классе ...

В настоящее время основными задачами класса являются: формирование единого классного коллектива, а также правильная организация учебы в коллективе, так как данный классный коллектив окончательно еще не сформировался. На это указывают психологические тестирования, проводимые психологом в 5−6 классе.

Большинство учащихся проживает в полных семьях (19 учащихся).

В классе есть 2 многодетные семьи (Приступчик А., Сосновский Н.), неполных семей в классе 9 (Грицкевич В., Ермаков В., Мохон Д., Позднякова В., Приступчик А., Семенюк В., Сологубов С., Эрисов В., Кулажко А).

Малообеспеченных семей нет.

С 5ого класса классным руководителем является Романова Татьяна Ивановна (учитель истории).

Это одна из авторитетных и влиятельных педагогов в школе, возглавляет профсоюзный комитет школы. Ее уважают как коллеги, так и руководство школы. К классному руководителю учащиеся относятся с уважением. Для Татьяны Ивановны характерно доброжелательное отношение к учащимся в сочетании с высокой требовательностью. В своей работе классный руководитель применяет различные виды деятельности по организации и воспитанию классного коллектива: участие в общешкольных мероприятиях, познавательные беседы, викторины, игры, экскурсии, походы и др.

К моменту написания психолого-педагогической характеристики уровень развития классного коллектива — средний, на что указывают недостаточно хорошие межличностные отношения учащихся класса. Наблюдаются конфликтные ситуации между учащимися. В целом на уроках и, особенно на переменах наблюдается чрезмерная активность учащихся что зачастую и приводит к конфликтам. Учитывая, что более 2/3 классного коллектива мальчики — конфликты, порой, заканчиваются драками. Класс стоит на внутришкольном учете как потенциально конфликтный.

11 стр., 5496 слов

Влияние классного коллектива на формирование организаторских способностей

... с развитием класса как коллектива необходимо рассмотреть совокупность его характеристик в зависимости от возраста учащихся. Это позволяет говорить о возрастных особенностях классного коллектива. Для коллектива младших ... ]. Безусловно, практически в любом классном коллективе есть дети, на которых влияние класса минимально. Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся. В конечном счете ...

II. Структура класса

Актив учащихся класса:

Староста — Грицкевич Виктория

Редколлегия: Ермаков Владимир, Сподобаева Анастасия.

Культорганизаторы: Позднякова Валерия, Грицкевич Виктория, Сподобаева Анастасия.

Ответственная за питание: Таранда Юлия.

Актив класса оказывает огромную поддержку классному руководителю. Татьяна Ивановна может поручить активу класса задание любой сложности. Эти ребята активны как в учебе, так и в общественных делах.

Грицкевич Виктория — девочка достаточно серьезная для своего возраста. Всегда поступает обдуманно. Ответственно относится к обязанностям старосты класса. Учится хорошо, дисциплину не нарушает. С Викторией общается весь класс. Однако по данным социометрии старосту нельзя назвать явным лидером, но на общем фоне ее авторитет достаточно велик.

Ермаков Владимир — очень активный мальчик, показывает достаточно высокие результаты в учебе, спортивных и внутришкольных мероприятиях. С радостью и энтузиазмом берется за порученную работу.

Сподобаева Анастасия — умная девочка, любит показать свои знания, часто выкрикивает, иногда не дает возможности ответить другим учащимся. Все поручения классного руководителя старательно выполняет.

Позднякова Валерия — одна из самых активных учащихся класса. От нее всегда исходит масса идей по проведению внеклассных мероприятий, видимо, поэтому Татьяна Ивановна назначила ее ответственной за организацию культурной жизни класса.

Таранда Юлия — спокойная девочка, ничем не отличающаяся от других одноклассников. Добросовестно относится к своим обязанностям. В учебе не имеет высоких результатов.

Актив класса прилагает все усилия для сплочения коллектива: от них исходят предложения по проведению внеклассных мероприятий, экскурсий. Большинство учащихся поддерживают предложения членов актива, однако участвует во всех мероприятиях, как правило, только часть из них. Из беседы с учащимися я узнал, что лишь часть классного коллектива стремится к общению с активом, однако в целом отношение к активу дружеское и доброжелательное.

20 стр., 9883 слов

Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста

... Она может повысить интерес учащихся к жизни и учебе, сформировать прочные отношения дружбы и товарищества, регулируя поведение ребят в соответствии с принятыми ... Провести психологическую диагностику по изучению социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста, изучить социометрические статусы учащихся класса, коэффициент взаимности, уровень групповой сплоченности. Разработка ...

Результаты социометрии говорят о том, что в классе нет явных лидеров. К числу учащихся, набравших минимальный перевес в классе, относятся: Грицкевич Виктория, Соколов Андрей, Сподобаева Анастасия, Позднякова Валерия, Мельник Игорь, Приступчик Анастасия, Подзерун Тимофей. Видно, что многие «популярные» учащиеся входят в актив класса, и тем ни менее явных лидеров выделить невозможно. В классе нет изгоев.

Индекс групповой сплоченности классного коллектива равен 0,55, что говорит о средней степени сплоченности класса.

Весь класс разбит на «малые группы», в основном на 3−5 человек. Разделение на группы идет по принципу, кто с кем сидит на уроках. В группу может включаться несколько соседних парт. Какой-то определенной положительной или отрицательной направленности у групп не наблюдается. Деление скорее происходит по привычке в соответствии с рассадкой класса. Взаимоотношение между группами равное, не наблюдается ни «войны», ни «альянса» между группами. И в целом идет постоянное изменение состава групп. Все это указывает на еще не сформировавшийся классный коллектив — ребята продолжают поиски оптимальной компании, в которой им будет хорошо и комфортно.

Результаты методики «Наши отношения», предоставленной психологом, показали, что большинство учащихся склоняется к мнению, что «в классе часто возникают ссоры, однако конфликтным класс назвать нельзя». Хотя на самом деле в классе порой возникают конфликты, иногда даже драки между мальчиками. Взаимопомощь в классном коллективе, в большинстве случаев, оказывается только тогда, когда о помощи просит конкретный ученик.

III. Содержание и характер деятельности учащихся как средство воспитания и развития коллектива

Учебная деятельность

Средний балл успеваемости по классу равен 6,1. Он ничем не отличается от среднего балла за прошлый учебный год.

В классе нет отличников, однако потенциально ими могут стать Храпунова Владислава и Грицкевич Виктория. В классе имеются 10 хорошистов. (Грицкевич В., Ермаков В., Кулажко А., Позднякова В., Приступчик А., Соколов А., Сподобаева А., Сыч А., Таранда Ю., Храпунова В.) В классе есть потенциал в отношении учебы, если учащиеся проявят усидчивость, аккуратность, прилежания в отношении отдельных предметов. (Гуров А., Захаренко К., Подзерун Т., Стецките Е.).

16 стр., 7885 слов

1. Психолого-педагогическая характеристика класса

... поддерживать дисциплину в классе. Учащиеся хорошо отзываются о ней, она - лидер класса, ей помогают и другие ребята, которые отвечают за дежурство класса, за организацию ... при планировании своей деятельности и оценки полученных результатов у учащихся возникают затруднения. Класс достаточно дисциплинирован; между учащимися сложились хорошие межличностные отношения, основанные на взаимоуважении ...

Данные ребята обладают определенным авторитетом в классном коллективе.

К слабоуспевающим учащимся можно отнести Семенюка Владислава, Сосновского Максима, Гнатюка Ивана, Павлючека Александра, Казакова Александра, Германовича Олега, Голестян Размик. У Семенюка В., Сосновского М. и Гнатюка И. имеются определенные медицинские показания, поэтому они отстают в учебе от одноклассников. Для Павлючека А., Казакова А., Германовича О, Голестяна Р. характерно нежелание к повышению уровня успеваемости. Эти ребята отличаются безразличием к учебе и систематически нарушают дисциплину в классе. Посещая различные уроки в этом классе, я увидел, что с этой группой ребят учителя часто занимаются по отдельной программе, уделяют им повышенное внимание. Однако неуспеваемость никак не сказывается на отношении к ребятам одноклассников.

Огромное влияние на успеваемость класса оказывает классный руководитель. Татьяна Ивановна постоянно следит за текущими оценками учащихся, регулярно выставляет оценки в дневники, давая тем самым родителям возможность контролировать успеваемости их детей.

Учащиеся класса с охотой посещают факультативы по биологии, истории, географии.

Результаты анкетирования показали, что на выполнение домашнего задания у учащихся, в среднем, уходит 2 часа. Заставляют их учиться родители, дедушки и бабушки, в школе — учителя. Мешают учебному процессу — лень, отсутствие интереса, нехватка времени, а зачастую, и друзья.

Изучив в библиотеке читательские формуляры учащихся класса, я убедился в том, что ребята очень мало читают. Если и берут книги в библиотеке, то только те, которые изучают по школьной программе. В беседе с учащимися на данную тему, ребята сказали, что больше интересуются современными журналами, телевизором и компьютером, чем художественной литературой.

14 стр., 6741 слов

Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене

... этих детей может свидетельствовать о том, что учащиеся посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках ... подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах. «Принимая новый класс в основной школе, учитель - предметник приходит ... выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников. ...

Внеурочная деятельность учащихся

Учащиеся класса с радостью посещают кружки по танцам и пению, спортивные секции по баскетболу, футболу, хоккею. Двое учащихся класса занимаются в детской школе искусств по классу фортепьяно.

Ребята изучаемого класса очень часто ходят на экскурсии, посещают выставки, театр. В период практики состоялась поездка в жлобинский аквапарк. Подобный подход благоприятно сказывается на взаимоотношениях внутри коллектива.

В свободное от учебы время учащиеся любят слушать музыку, смотреть телевизор, играть за компьютером и просто гулять с друзьями на улице.

В общем, психологический климат в классе благоприятен. Ребята дружат со многими учащимися параллельных классов, часто организовывают совместные внеклассные мероприятия (в основном экскурсии и походы).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector