ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛИНАРИИ»

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

УЧАЩЕГОСЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ 3-ПЗ

ПАШИК ИРИНЫ ИВАНОВНЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: повар

КВАЛИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА: 3 разряд

Оглавление

Часть 1. Понятие «Профессиональная этика». Её задачи и принципы.

1.1. Введение……………………………………………………………………………………….2стр.

1.2. Природа профессиональной этики……………………………………………3стр.

1.3. История профессиональной этики……………………………………….…6стр.

1.4.Задачи и принципы профессиональной этики……………………11стр.

Часть 2. Деловое общение. Цели и функции делового общения.

2.1.Введение. Понятие делового общения………………………………………14стр.

2.2.Виды делового общения……………………………………………………………16стр.

2.3.Цели, структура и функции делового общения……………………..18стр.

2.3.1.Коммуникативная функция общения…………………………….….19стр.

2.3.2.Интерактивная и перцептивная функции общении……….24стр.

Часть 3. Сущность морально-психологического климата рабочего коллектива.

Динамика и факторы, влияющие на морально-психологический климат рабочего коллектива.

3.1. Понятие трудового коллектива…………………………………………………25стр.

3.2. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива……………………………………………………………………………………………29стр.

3.3. Динамика и факторы, влияющие на морально — психологический климат рабочего коллектива………………………………………………………………32стр.

Часть 4. Профессионально значимые свойства и качества личности повара.

4.1. Понятие «Профессиональная пригодность», «Профессиональный отбор»…………………………………………………………………………………………………39стр.

4.2. Профессионально значимые свойства и качества личности повара…………………………………………………………………………………………………40стр.

Список литературы………………………………………………………………………………………42стр.

Рецензия……………………………………………………………………………………………………….43стр.

Часть 1. Понятие «Профессиональная этика». Её задачи и принципы.

1.1 Введение

Тема данного вопроса имеет особую актуальность. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Сегодня в обществе усиливается стремление принести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности.

15 стр., 7392 слов

1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека

... общение в диаде, которое часто и рассматривается как синоним понятия общения[ ... коллективах Известно, что «сквозной» функцией руководителей трудовых коллективов ... воспринимают окружающие его люди. Рабочая одежда бизнесмена должна соответствовать ... для подчиненных комфортных морально-психических условий и благоприятной ... самым различным поводам. Общение является составной частью проф. деятельности юриста ...

Для того, чтобы охарактеризовать понятие «профессиональная этика», её задачи и принципы, раскроем природу этого понятия и его историю.

1.2. Природа профессиональной этики

Профессиональная этика — это совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.

В мире общественных отношений люди, которые делают нечто, чего не умеют другие, сразу же оказываются перед лицом определенных обязанностей по отношению к тем, кто пользуется их услугами. Это — распространенный аргумент в объяснении необходимости профессиональной этики. При намеренном уклонении от дискуссии о (не)целесообразности различения собственно профессиональной и трудовой, деловой и прочих непрофессиональных видов прикладных этик в таком способе аргументации содержится вполне определенная логика: именно так возникают нравственная ответственность специалистов, их моральный долг.При осознанном включении в дискуссию аргументация становления собственно профессиональных этик дополняется апелляцией к социальной ответственности профессии, профессиональному призванию и служению, саморегулированию профессии, к необходимости оправдания и ограничения власти профессионалов над людьми и т. п. Соответственно, для чисто этического дискурса алгоритм рассуждения о природе профессиональной этике предполагает ряд последовательных шагов. Первый из них -характеристика миссии (а не только функции) профессиональной этики. Особое внимание при этом уделяется роли этики ответственности(в отличие от этики убеждения) и идеи международной договоренности в профессиональной этике как одного из видов прикладной этики. Далее — система взглядов профессиональной этики: через подход к выбору профессии как к процессу морального выбора и через обсуждение дилеммы «служение в профессии или жизнь за счет профессии?». Следующий шаг алгоритма связан с обращением к феномену саморегулирования профессии и предполагает исследование природы и духа профессионально-этических кодексов и роли этических комитетов профессиональных сообществ. К целому ряду (типу) профессий предъявляются особые требования.

4 стр., 1928 слов

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности

... истины. Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно накладывает свой отпечаток на личность каждого ... служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации; Кодексе профессиональной этики адвоката. Список нормативных актов 1. Федеральный закон от 17 января ...

Едва ли не первый образ, возникающий в нашем сознании в связи с выражением профессиональная этика (мораль)» — клятва Гиппократа. И можно ли считать случайным, что написанная одним из первых систематизаторов профессионально-нравственных норм клятва на верность профессии врача появилась в среде людей, призванных самоотверженно служить человеку.

Один из существенных мотивов побуждения к активности миссии профессиональной этики определяется тем, что профессиональные этики нацелены на выявление границ, пределов власти над людьми, которая возникает в процессе реализации специализированной деятельности.

Профессиональная этика призвана, с одной стороны, оправдать власть профессионала в сфере его деятельности — без этого он не сможет выполнять свои задачи. С другой, — ограничивать полноту власти, которой располагает воспитатель над воспитанником, ученый — над человечеством, политик — над гражданами, врач — над больным, журналист — над получателем информации, менеджер — над подчиненным, предприниматель над наемным работником, клиентом, потребителем предоставляемых им товаров и услуг. Тем самым профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов, для преодоления влияния церковных моделей в отношениях между людьми.

В наши дни все сильнее проявляется ориентация на профессиональный успех, безотносительный к применяемым для его достижения средствам, угрожающим становиться безразличие к последствиям собственной деятельности, тем более, если они носят кумулятивный характер, наблюдается рост известного отчуждения «мира профессионализма» от гуманистических задач профессии.

В свою очередь, миссия профессиональной этики предполагает и самокритику профессии, ее постоянное соотнесение с ценностями общества. Поэтому и общество, в свою очередь, держит профессиональную этику под пристальным критическим вниманием.

7 стр., 3189 слов

1.Вопрос: Профессиональная этика (определение), ее функции. Какие вопросы изучает профессиональная этика?

... функционирования и развития норм морали людей определенной профессиональной деятельности. Профессиональная этика изучает: - отношения трудовых коллективов и ... престиж профессиональных групп в обществе. Функции профессиональной этики Способствование успешному решению задач профессии. Согласование ... универсальной значимости труда и профессионализма в жизни человека и общества. Достижения в организации ...

Время от времени общество должно спрашивать себя, хорошо ли работают те подразумеваемые соглашения, которые оно заключило с профессиональными группами. Если это не так, если баланс нарушен не в пользу лучших общественных интересов в данной области, ученые считают, что вместе с тем, необходимо сегодня смело говорить о феномене профессиональной этики — одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Таким образом, целью профессиональной этики является нахождение пределов власти над людьми, которая возникает в ходе осуществления специализированной деятельности. Профессиональная этика вносит значительные изменения в форму властных отношений современного общества и специализирована для снижения подчиненности одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов. Так же, роль профессиональной этики предполагает и самокритику профессии, ее непрерывное сопоставление с ценностями общества.

1.3. История профессиональной этики

Мир профессий начал складываться — технико-организационно и психологически — на исходе Средневековья, хотя своими корнями он уходит к древней античности. Напомним об основных композиционных линиях общего усовершенствования процесса, обусловивших широкую профессионализацию социума.

В ту эпоху в Европе произошли впечатляющие по интенсивности и широте протекания процессы роста общественного разделения труда как основы уже профессионального разделения (это было проанализировано и выразительно описано в трудах классиков политэкономии и социологии).

Вместе с тем происходило отслоение частной жизни от публичной, ставшей центром профессионализации разного свойства. Почти одновременно от сельского образа жизни отпочковался образ жизни урбанистический. Последний опять-таки сосредоточивал профессиональную деятельность различных профилей. Примерно тогда же форсировались процессы истории зарождения политики и, несколько позднее, нациогенеза. Оба они востребовали для своего функционирования расширения числа образованных и специально подготовленных кадров. Человека эпохи расцвета наук и искусств, универсального человека стал теснить человек эпохи Просвещения, уже порядком профессионализированный. Это вызвало к жизни массовую школу, ремесленные учебные заведения, необходимые для обеспечения роста производительных сил, транспортной инфраструктуры, управления и военного дела.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, ...

Из элементов социальной системы одна за другой выстраиваются сравнительно самостоятельные функциональные подсистемы и много охватывающие функциональные сферы деятельности. Они обладают собственными факторами развития. Из хозяйственной, домашней деятельности образуется экономика и финансовая сфера. Из деятельности управленческой складывается сфера политических отношений и организаций. Выделяется сфера правовых отношений и институтов, образовательно-воспитательных учреждений, медицины и науки и т.п. вплоть до спорта, информационно-развлекательной сферы — последние ближе к нашему времени.

При этом близкие и отдаленные последствия ускоренной профессионализации социума оказались амбивалентными: без нее вряд ли были бы возможны грандиозные перевороты в сфере производства, культуры, технического и научного прогресса и даже всего образа жизни человека.

Но эти же последствия обусловили рост отчуждающих феноменов, образование «частичного человека» и «профессионального кретинизма» — в терминологии XIX века, вдохновленного утопическими идеалами всесторонне развитой личности, которые в значительной мере утратили привлекательность в XX веке. Профессионализация внесла весомую лепту в сложнейшие процессы прежде заботливого общества, без понимания которой невозможно приступить к дискурсу о происхождении и природе профессиональной этики (морали) — в данном тексте понятия «этика» и «мораль» используются как равнозначные, а если они и различаются, то это особо оговаривается.

4 стр., 1860 слов

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» «Уважение и унижение ребенка – в чем они проявляются?» С детства мы привыкли слышать фразу «старших нужно уважать». Нас учили, как вести себя в общественном транспорте, когда рядом пожилой человек, как разговаривать со старшими, как реагировать на замечания умудренных жизнью людей. Везде ...

В практиках взаимодействия профессионалов друг с другом и с потребителями продуктов их труда, в опыте регулирования их деятельности и появились зачатки профессиональной этики — они дополняли обычные административно-правовые регулятивы (нормы, санкции).

Об этом свидетельствуют университетские библиотечные каталоги начала-середины XVI столетия. В них указывались, прежде всего, труды по медицинской этики, опирающиеся на письменные и устные свидетельства времен античности, которые по-разному оценивали этический фактор во врачевании. Складываются этика банковского дела и торговли, адвокатская этика и этика отношений в области науки о образования и т. д.

Вначале речь идет преимущественно о повышенных требованиях к поведению профессионалов в отдельных сферах деятельности, а не о каких-то новых моральных требованиях. В основном в тех сферах, которые непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей людей с помощью высококвалифицированного труда. В такого рода видах деятельности административно-организационных и даже правовых регулятивных инструментов оказывается недостаточно, так как деятельность профессионалов не умещается в систему технологически строго упорядоченных действий.

Труду в этих сферах не свойственны жесткая запланированность и предоставление содержательной стороны явления в виде формальной системы, позволяющие сравнительно просто применять названные регулятивные механизмы.

В то же время профессиональный труд опосредован разносторонними комплексами гуманистических мотивов, поскольку от эффективности этого труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе, защита его прав и основных жизненных ценностей. Максимально индивидуализированный, подобный труд исчисляется, как правило, через воздействие на последующую жизнедеятельность людей.

Тогда-то и возникает необходимость в новых побуждениях, ограничениях и запрещениях, в новой мотивации, ценностях и идеалах. Все это вызывает новую — более высокую и многогранную — моральную ответственность. В ряде случаев это потребовало выработать (а затем и зафиксировать) особые кодексы, декларации о намерениях, всевозможные «клятвы». Они были призваны, с одной стороны, обеспечить следование профессионалов определенным стандартам поведения, в которых находили выражение интересы «пользователей» профессиональной деятельности. С другой — поддерживать моральный престиж и репутацию профессиональных сообществ в «большом» обществе, внушить к ним доверие и тем самым обеспечить материальные и духовно-нравст……..

6 стр., 2559 слов

Этика и психология деловых отношений 2

Адресант-это лицо, посылающее сообщение Адресат- это лицо, которому предназначено сообщение Аффект –это эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью Базовые свойства личности Самооценка темперамент, способности человека В каком году впервые был введён термин Психология 1590 1790 1690 Валидность теста – это степень соответствия идентичности измеряемой тестом ...

Список литературы

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. — М., 1988.

2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. — М., 1991.

3. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания.-., 1989.

4. Дружинина Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования профессиональных качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и методики. — К., 1989.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. — М., 1989.

6. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. — Ярославль, 1992.

7. Лабунская В. А. Невербальное поведение. — Ростов, 1986.

8. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу: Пер. с англ. — М., 1988.

9. Леонтьев А. А. Психология общения. — М., 1997.

10. Апресян Р.Г. Мораль и этика — М., 2005.

11. Архангельский Л. М. Марксистская этика. — М., 1985.

12. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В. И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999

13. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб.пособие для студ-ов, обуч. по экон. спец. — М., 2005.

14. Громова Л.А. Профессиональная этика в PR//Материалы конференции Профессиональная этика в PR и рекламе. — СПБ., 2001.

15. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Этика деловых отношений: Учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Управление персоналом». — М., 2005.