Теоретический анализ проблемы влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в предэкзаменационный период

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в предэкзаменационный период 8

1.1 Аутогенная тренировка как метод психофизиологической саморегуляции 8

1.2 Особенности саморегуляции нервно-психического напряжения в ситуации предэкзаменационного стресса у студентов 17

1.3 Особенности личностного развития в юношеском возрасте 23

Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в период предэкзаменационного стресса 28

2.1 Организация исследования и описание методик исследования 28

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33

Заключение 46

Список используемой литературы 48

Введение

Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением негативных эмоций, сильных переживаний, а так же перенапряжением физических и психических функций. Особенно выражены эффекты воздействия на психику человека в ситуации повышенных требований к его психическим ресурсам.

Проблема присутствия экстремальных факторов в учебной, трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние три-четыре десятилетия, чему способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, распространение концепций биологического стресса и появление фундаментальных и обзорных работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека.

Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и соотношений личности в связи с усложнением содержания учебных, профессиональных задач, условий и организации учебной деятельности и трудового процесса.

3 стр., 1263 слов

Влияние эмоционального состояния на речевые нарушения у детей ...

... деятельности (рисунков), психологическое наблюдение. При обработке результатов исследования применены методы математической статистики. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что влияние эмоциональных состояний ... группа. Теоретической и методологической основой исследования является гетерологическая концепция понимания мира человека и его взаимодействия с окружающими. ...

В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у некоторых людей под влиянием психотравмирующих ситуаций учебной и профессиональной деятельности.

Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период последствия [7].

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием напряжённых условий жизнедеятельности, является стресс. Этот термин широко используется в ряде областей знаний, — именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявления и последствий.

Стресс как особое психическое состояние связано с зарождением и проявлением эмоций, но, как считает Ф.Е. Василюк, «стресс не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности» [5].

Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса у одного человека не являются обязательно теми же для другого [3].

В данной работе нас интересуют особенности эмоционального состояния учащихся в ситуации предэкзаменационного стресса и методы саморегуляции их нервно-психического напряжения.

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов, а также на их психоэмоциональное состояние.

К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам, можно отнести интенсивную умственную деятельность, повышенную статическую нагрузку, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов – все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастает артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения [25], [18].

В данном исследовании мы опирались на работы следующих ученых, посвятивших свои труды феномену «предэкзаменационного стресса» и изучению аутогенных тренировок, как способа саморегуляции психофизиологического состояния: Щербатых Ю.В., Фаустов А.С., Доскин В.А. [23]; [19]; [8].

3 стр., 1282 слов

Исследование факторов стресса в период обучения в военном ВУЗе

... С. 127-128. 11. Малозёмов О.Ю., Евтюхов С.А., Арканов П.В. Исследование восприятия студентами и курсантами факторов здоровьесбережения и жизнеобеспечения // Психопедагогика в правоохранительных органах. ... проявления. В соответствии с содержательными сторонами концепций, все представленные направления исследования стресса, условно говоря, укладывались в два основных подхода. В рамках первого ...

Таким образом, по данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников. В связи с массовостью характера данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны, мы отмечаем особую актуальность данного исследования.

В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому целесообразно вести речь об оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса — то есть снижении его у сверхтревожных учеников с чрезмерно лабильной психикой. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами — при помощи фармакологических препаратов, оптимизации режима труда и отдыха, а также методами психической саморегуляции, в частности применением студентами аутогенной тренировки.

Новизна данного исследования заключается в том, что впервые было изучено влияние аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние учащихся в предэкзаменационный период.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для студентов, находящихся в напряжённой ситуации предэкзаменационного стресса.

Целью данного исследования является изучение взаимосвязи использования аутогенной тренировки и психоэмоционального состояния студентов в предэкзаменационный период.

Объектом нашего исследования является аутогенная тренировка как метод психофизиологической саморегуляции.

Предмет данного исследования составляют особенности психоэмоционального состояния студентов в период предэкзаменационного стресса в связи с применением аутогенной тренировки или её отсутствием.

В соответствии с целью исследования сформулирована следующая исследовательская гипотеза: психоэмоциональное состояние студентов в период предэкзаменационного стресса меняется с использованием аутогенной тренировки, в частности, снижается показатель общей тревожности учащихся.

Задачами нашего исследования являются:

1. Анализ литературы по заявленной проблематике.

2. Разработка программы исследования, подбор методов диагностики.

3. Проведение диагностики личностных свойств личности, анализ полученных результатов, формулирование выводов.

В первой главе настоящей работы отражены результаты теоретического анализа проблемы влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в предэкзаменационный период, проанализированы особенности аутогенной тренировки как метода психофизиологической саморегуляции и источники данного метода, освещены особенности нервно-психического напряжения у студентов в предэкзаменационный период и возможности его саморегуляции.

Вторая глава посвящена описанию организации и результатов опытно-экспериментальной работы по изучению влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в период предэкзаменационного стресса. Приводится обоснование методов и методик исследования, подробно изложено содержание программы формирующего эксперимента, представлен анализ и обсуждение результатов психодиагностического исследования. Описание результатов проиллюстрировано рисунками и таблицами.

7 стр., 3437 слов

Психорегулирующая и аутогенная тренировка, возможности их применения ...

... студентам во время экзаменационной сессии, в период интенсивной подготовки к экзамену; работникам умственного труда в период напряженной работы в условиях дефицита времени и т.п. 3. С помощью аутогенной тренировки ... управляющих систем организма. 1.1 Эффекты аутогенной тренировки 1. Аутогенная тренировка является эффективным средством преодоления стресса, снятия эмоционального и физического ...

В заключительной части представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования, обобщённая итоговая оценка проделанной работы и разработанные на основании проведённого исследования практические рекомендации для студентов, находящихся в напряжённой ситуации предэкзаменационного стресса.

Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в предэкзаменационный период

1.1 Аутогенная тренировка как метод психофизиологической саморегуляции

За последнее время все большую популярность приобретает метод аутогенной тренировки, являющийся активным методом психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающей возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма [17].

Аутогенная (от греч. autos – сам и genos – возникающий) тренировка – метод самовнушения, предложенный немецким психиатром Иоганном Генрихом Шульцем в 1932 г. В этом методе первоначально путем самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле и таким образом достигается состояние мышечного расслабления – релаксации. Затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма.

До 1910 года Шульц работал в Бреслау, в пользовавшейся большой популярностью клинике гипноза. Здесь зародился его интерес к той области науки, которая известна сегодня под названием психосоматической медицины. Основная идея аутотренинга впервые была представлена им в 1920 году в работе «Образование слоев в гипнотической духовной жизни». Участвовавшие в его экспериментах лица пе…….

Список используемой литературы

1. Бассин Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопр. психол. 1973. № 6. С. 13 — 24.

2. Беляев Г.С., Копылова И.А. Психопрофилактика здоровых лиц с помощью аутогенной тренировки. – Тамбов, 1974г, с.299-303.

3. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. 1996. Т.17.№4. С. 64-74.

4. Бурно М.Е. Аутогенная тренировка (учебное пособие).

– М., 1971г.

5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984г, с.56.

6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

7. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976г.

8. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С.147-160.

9. Китаев-Смык Л. А., Боброва Э. С. Приемы регулирования эмоциональной и социальной активности учащихся при длительном стрессе // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. С. 86—88.

10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.

11. Конопкин О. А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. С. 158—172.

12 стр., 5729 слов

Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности

Большинство вузов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию, переработать её, продемонстрировать степень её освоения. Подобная ...

12. Нормализация учебной нагрузки школьников / Под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козловой. М., 1988.

13. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. №5. С.48-50

14. Плотников В. В., Андрияшек Д. Ю. Значение уровня беспокойства-тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. М., 1983. С. 28—37.

15. Полевая Е. М., Форманова С. В., Янош О. О некоторых приемах регуляции эмоциональных состояний учащихся // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. С. 117—118.

16. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1992. 127 с.

17. Теория и практика аутогенной тренировки / под ред. проф. В.С.Лобзина. – Л.: Медицина, 1980г.- 272 с.

18. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария, 2000, №6, С.33-35.

19. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье. Методические рекомендации для студентов и преподавателей. — Воронеж, 2000. – 32 с.

20. Хохлов С. И., Лосавио О. В. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе // Сов. педагогика. 1989. № 9. С. 47—50.

21. Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции в педагогической деятельности // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. с. 3—7.

22. Черепанова Е. «Псхологический стресс», Изд. «Академия»,М.,1997г.

23. Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы.// Актуальные проблемы современной биологии и медицины. Днепропетровск, 1997, С.116-117.

24. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. 2000, №3, С.53-56.

25. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж. 2000. – 120 с.