В частности, Селье описал такую триаду патологических изменений:

Стресс(отангл.stress— давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) —неспецифическая (общая) реакция организмана воздействие (физическое или психологическое), нарушающее егогомеостаз, а также соответствующее состояниенервной системыорганизма(или организма в целом).

Вмедицине,физиологии,психологиивыделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон(англ.Walter Cannon[1]) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ.fightorflight response)[2][3][4].

Знаменитый исследователь стресса канадскийфизиологГанс Сельев1936 годуопубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому[5], но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»).

Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

В частности, Селье описал такую триаду патологических изменений:

1) Уменьшение вилочковой железы (тимуса), селезенки, лимфатических узлов, жировой ткани;

2) Появление язв в желудочном — кишечном тракте;

3) Увеличение коры надпочечников.

В результате этих исследований, в 1936 г. Г.Селье сформулировал концепцию «общего адаптационного синдрома». Общий адаптационный синдром имеет три стадии: тревоги, резистенции (приспособления, адаптации) и истощения. (слайд 6)

Первая стадия — стадия тревоги, в которой задействуются все защитные силы организма. Стадия тревоги характеризуется мобилизацией защитных сил организма путем перестройки нервной системы и гормональной системы за счет преобладания катаболических процессовов над анаболическими. Ее иногда называют «стрессом ожидания», или «предстартовой лихорадкой». Таково, например, состояние студентов перед экзаменами, спортсменов на старте, больных накануне операции. Здесь необходимо помнить, что чем сильнее волнуется человек на этом этапе, тем хуже он будет защищен в дальнейшем: растратив энергию и потеряв силы, он становится похожим на спортсмена, «перегоревшего» на старте. С другой стороны, сохранение «олимпийского» спокойствия влечет за собой отсутствие должной мобилизации сил, необходимых

7 стр., 3167 слов

Гомеостаз и стресс-реакция организма

... три стадии: тревоги, резистентности и истощения. При этом сегодня такая классификация, представляется лишь частным случаем ответа организма на повреждение, а отведение центральной роли в стресс-реакции системе гипофиз ...

для отражения стресса.

Вторая стадия — стадия постепенного приспособления к трудной ситуации и активное ей сопротивление. На этой стадии организм переходит в новое гомеостатическое состояние, в соответствие с новым условиям воздействия, главным признаком чего является вновь (как и в норме, но на другом уровне) преобладание анаболических процессоров над катаболическимии.

3 стадия — стадия нервного и физического истощения. Это самая опасная фаза

стрессовой ситуации является следствием невосполнимой растраты энергии на двух предыдущих стадиях. Чрезмерные или длительные стрессовые перегрузки, подводящие к 3 стадии, крайне опасны, так как могут привести к самым разным заболеваниям нашего организма и психики («болезням стресса») — депрессиям и неврозам, гипертонии и диабету, инфаркту миокарда и инсульту, нарушениям иммунной системы.

Общий адаптационный синдром – это – совокупность неспецифических реакций всего организма, носящих приспособительный и защитный характер и возникающих в ответ на чрезвычайно сильные повреждающие воздействия. Современному понятию «стресс» в концепции Г.Селье соответствуют первые две стадии, а последняя стадия (стадия истощения) иначе была названа самим Г.Селье «дистрессом».

Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г.[7]предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии).

Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола).

В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму[8](кавычки означают, что эти аксиомы не дают истиннойаксиоматикив математическом смысле):

  1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.
  2. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.
  3. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.
  4. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

Виды стресса

7 стр., 3160 слов

Учение Г. Селье об общем адаптационном синдроме. Стадии адаптационного синдрома.

... это.   Учение Г. Селье об общем адаптационном синдроме. Стадии адаптационного синдрома. Понятие адаптации близко к понятию стресса, но их целесообразно различать, несмотря ... ликвидацию стресса, получила название общего адаптационного синдрома (Ганс Селье 1960). Различают три стадии стресса: тревоги, резистентности (устойчивости) и истощения. Стадия тревоги состоит в мобилизации адаптационных ...

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвамиинфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируявегетативную нервную системуи еёэндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.[15]

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами

Стадии стресса

Известный зарубежный психолог Ганс Селье,основоположник западного

учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса

как процесса:

1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Выделяют следующие виды стрессов (слайд 2):

— информационный стресс — состояние информационной перегрузки, когда индивид: — не справляется с поставленной задачей; — не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений;

— посттравматический стресс — психологическое состояние, которое возникает в

результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными

катастрофами, террористическими актами (например, взятием в заложники, насилием, пытками),

изнасилованием, а также длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей.

— физиологический стресс, связанный с физическими нагрузками.

— эмоциональный стресс — напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями.

Релаксация как метод борьбы со стрессом

Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье):

  • импульс;
  • стресс;
  • адаптация.

Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль — человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

11 стр., 5236 слов

Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей

... Признание себя старым есть важнейший психический фактор старения. Социально-психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связаны с другими, неблагоприятными для их полноценного ... поздней взрослости исследовано крайне слабо. Важным фактором становления геронтопсихологии явилось значительное увеличение здоровья стареющих людей в высокоразвитых странах. Перед глазами исследователей ...

Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и комму­никативный стресс.

Источники профессионального стрессаРассмотрим факторы,  которые могут вызвать профессиональный стресс. Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых ворот­ничков» и выявили следующие их группы: Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: перегрузи или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным. плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум; дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь); необходимость самостоятельного принятия решения. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: ·ролевая неопределенность, например недостаточная инфор­ мированность о профессиональных обязанностях и соответствую­ щих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;·ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания; ·ответственность за других людей и за какие-то вещи (за обо­ рудование, за бюджет и т. п. ).

3 стр., 1282 слов

Исследование факторов стресса в период обучения в военном ВУЗе

... выявление и характеристика факторов стресса у курсантов во время обучения . Объект исследования: факторы стресса возникающие во время ... безопасности и понимается как эмоционально положительное состояние человека, основанное на осознании личностью стабильной возможности ... к стрессу и уровня психической адаптации курсантов // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения. ...

Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна;·слишком низкая ответственность, больно бьющая по само­ любию и очень расхолаживающая в работе;·малая степень участия в принятии решений в организации. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе: ·взаимоотношения с руководством, подчиненными, кол­ легами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;·трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).         Факторы, связанные с деловой карьерой: ·два основных стрессогенных фактора — профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки; ·статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;·отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность);·несоответствие уровня притязаний данному профессиональ­ ному статусу.·Факторы, связанные с организационной структурой и психоло­ гическим климатом:·неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных воп­ росов);·ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

Стадии проживания горя: Отрицание → Агрессия → Торги → Депрессия → Принятие

Первая стадия проживания горя наступает сразу после того, как человек узнал о горе. Это «Отрицание». Оно может выразиться и в простом — переспрашивании. Человек может снова и снова, словно не расслышал или не понял, уточнять слова и формулировки, в которых он получил горькое известие. На самом деле в данный момент он не плохо слышит, а не хочет верить, что что-то уже произошло. А иногда, переживание потенциально настолько сильно, что человек его физически не может «подпустить» и может просто забыть о горе до тех пор, пока не будет готов его пережить. Решения, принятые на данном этапе будут неверны, так как у человека нет точного понимания ситуации. Как бы подробно ему не объясняли её — он искажает своё восприятие отрицанием.

Второй этап проживания горя — «Агрессия». Человек не просто не верит — он активно сомневается в том, что ему сообщили, направляет агрессию на источник информации. В конструктивном ключе агрессия может быть направлена на причину, вызвавшую горе, но часто в жизненной ситуации не оказывается место подвигу — ничего изменить не удаётся. Это может привести к направлению агрессии на себя или на близких людей. Решения, принятые на этой стадии могут привести к негативным последствиям для отношений, принести урон имуществу и состоянию человека. В любом случае они будут приниматься с позиции силы.

Третий этап проживания горя — «Торги». Человек направляет энергию второго этапа на то, чтобы «откупиться от горя». В этот момент он может обращаться к Богу, к любым высшим силам, с целью заключить сделку — я буду/не буду делать то-то и пусть всё вернётся к прежнему состоянию. Решения принятые в этот момент, это разные виды платы. Человек может платить изменением своего поведения, делать пожертвования, может решить посвятить время и силы чему-то связанному с причиной горя.

2 стр., 887 слов

Влияние познавательной деятельность человека на эффективность ...

... инициатива, уровни интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская). Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных задач. Тема 3. «Психология личности» 1. Теории ... и бессознательное (неосознаваемые процессы), их соотношение и место в психике человека. Измененные состояния сознания. Структура современной психологии. 11.Методы исследования в психологии: ...

Четвёртый этап проживания горя — «Депрессия». Эмоциональные реакции обедняются, нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, слёзы не приносят облегчения. Решения принятые на данном этапе могут причинять вред себе и другим. Чаще всего они имеют характер ухода, снижения любой активности — у человека опускаются руки. Решения принимаются с позиции отсутствия сил.

И наконец, пятый этап проживания горя — это «Принятие». Именно в этот момент человек может впервые разрыдаться, но эти слёзы принесут облегчение. Человек мыслями возвращается ко всему хорошему, что связано с тем, что принесло ему горе. Ситуация, вызвавшая горе, теперь воспринимается, как часть жизни — она имеет своё начало, развитие и завершение. Возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и эмоции всего спектра, человек начинает задумываться о будущем. Только на пятом этапе человек может принимать решения о том, какие выводы сделать, изменять ли что-то и если да, то как. В этот момент он становится мудрее обычного.