Утверждаю 18

Начальник Санкт-Петербургского

университета ГПС МЧС России

О.М. Латышев

«___» ___________________ 2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки

030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«СПЕЦИАЛИСТ»

СМК-УМК-4.4.2-45-13

Санкт-Петербург

2013

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Санкт-Петербургского

университета ГПС МЧС России

О.М. Латышев

«____»________________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки

030301.65 «Психология служебной деятельности»

квалификация (степень)

Специалист

Санкт-Петербург

2013

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент И.Г. Станиславская

(Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта)

доктор психологических наук, доцент С.П. Иванова

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

Шленков А.В., Колесов В.И., Михайлова В.В.

Юридическая психология: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030301.65 — «Психология служебной деятельности» / Под общей ред. О.М. Латышева. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013. — с.

В соответствии с учебным планом подготовки специалистов (очная форма обучения), на базе среднего (полного) образования дисциплина «Юридическая психология» относится к базовой части профессионального цикла. Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Требования к результатам освоения основных образовательных программ по направлению 030301.65 «Психология служебной деятельности» (квалификация (степень) специалист).

Рабочая программа учебной дисциплины «Юридическая психология » рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (протокол № __ от «___» _________ 2013 г).

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013

1. Цели и задачи дисциплины «Юридическая психология»

Цели освоения дисциплина «Юридическая психология»:

  • изучение психологических явлений и закономерностей человеческой деятельности в процессе правотворчества, правосознания, правоприменения;
  • исследование психологических предпосылок эффективности правовых норм, специфики вхождения психологических терминов в уголовно- правовые (вина, преступника, мотив, цели, аффект, душевное волнение и др.) и гражданско-правовые ( дееспособность лица, психическое состояние истца, ответчика, и др.) отношения;
  • определение психологических направлений исследования личности преступника и жертвы, изучение психологии формирования и ликвидации преступных групп, психология лидера, психология несовершеннолетних и др;
  • анализ психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки рекомендаций по исправлению и перевоспитанию осужденных в период адаптации к исправительному поведению),психологических основ подготовки осужденных к освобождению из мест лишения свободы;
  • исследование психологии юридического труда (профессионально важных качеств личности юриста, его профессиограммы и др.) разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в этих органах;
  • изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе; внутригрупповых, межличностных отношений негативного характера; групповой и организованной преступности; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью, коррупцией должностных лиц;
  • исследование проблем правового сознания различных слоев и групп населения, общественно полезных и социальных установок, психологических мотивов, лежащих на основе законопослушного и противоправного поведения граждан;
  • дальнейшее развитие института судебно-психологической(комплексной судебной психолого-психиатрической)экспертизы, разработка новых направлений ее использования в сфере не только уголовного, но и гражданского, административного судопроизводства.

В процессе освоения дисциплины «Юридическая психология» обучающийся формирует и демонстрирует

общекультурные компетенции:

  • понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);
  • проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
  • проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, креативно мыслить, творчески решать профессиональные задачи (ОК-7);
  • соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-11);

профессиональные компетенции:

в практической деятельности:

  • способен осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, в том числе в экстремальных условиях (ПК-1);
  • способен выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и другим социальным группам (ПК-2);
  • способен описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности (ПК-3);
  • способен осуществлять профессиональный психологический отбор лиц, способных овладевать и осуществлять различные виды профессиональной деятельности (ПК-4);
  • способен выявлять актуальные психологические возможности (психологические ресурсы), необходимые для эффективного выполнения конкретных профессиональных задач (ПК-5);
  • способен разрабатывать программы, организовывать и осуществлять общую, специальную и целевую психологическую подготовку сотрудников, военнослужащих и иных лиц (ПК-6);
  • способен диагностировать психические свойства и состояния человека, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-7);
  • способен отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов (ПК-8);
  • способен проводить психологическую диагностику, прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий (ПК-9);
  • способен разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-10);
  • способен изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, проводить работу с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации служебной деятельности (ПК-11);
  • способен реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп (ПК-12).
  • способен применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и иных лиц в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и иных лиц, участвовавших в экстремальной деятельности (ПК-13);
  • способен разрабатывать и реализовывать программы, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации (ПК-14);
  • способен разрабатывать модели диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий (ПК-15);
  • способен эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными и иными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности (ПК-16);
  • способен осуществлять консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста (ПК-17);
  • способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата (ПК-18);
  • способен оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-19);

в научно-исследовательской деятельности:

  • способен обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК-20);
  • способен осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования (ПК-21);
  • способен планировать и организовывать проведение эмпирических исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований (ПК-22);
  • способен готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований (ПК-23);
  • способен планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований (ПК-24);
  • способен выбирать и применять психологические технологии, позволяющие осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-25);

в педагогической деятельности:

  • способен осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и иных лиц (ПК-26);
  • способен преподавать психологические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся (ПК-27);
  • способен осуществлять методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (ПК-28);
  • в организационно-управленческой деятельности:
  • способен принимать оптимальные управленческие решения (ПК-29);
  • способен планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-30);
  • способен выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-31);
  • способен соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-32);

Задачи дисциплины «Юридическая Психология»:

  • важнейшие направления развития психолого-юридической науки;

  • понятийный аппарат, описывающий познавательную, эмоциональную, волевую деятельность юриста;
  • особенности психологии юридического труда в коллективе, в общении деятельности;
  • возможные способы учета индивидуально -психологических качества юриста в экстремальных ситуациях;
  • теоретические основы организации и осуществления современного процесса, диагностики его результатов;
  • методы воспитательной работы с личным составом;
  • методы развития профессионального мышления юридической культуры руководителя.

2. Место дисциплины «Юридической психологии» в структуре ооп

В соответствии с учебным планом подготовки специалистов (очная форма обучения), срок обучения – 5 лет на базе среднего образования дисциплина «Юридическая психология» относится к базовой части профессионального цикла ООП по направлению 030301.65 «Психология служебной деятельности» С3.Б.26

Изучается на 5-м году обучения в объёме, соответствующем четырем зачётным единицам (144 ч).

Достижение конечных результатов в изучении дисциплины «Юридическая психология» должно базироваться на знаниях курсантов и слушателей, полученных по другим дисциплинам профессионального цикла без дублирования их содержания. Содержание курса построено таким образом, чтобы полученные знания и умения могли быть успешно интегрированы при изучении других дисциплин социально-гуманитарного и профессионального циклов, оно ориентировано на выработку у курсантов, студентов и слушателей, способности применять эти знания и умения на практике.

Изучение учебной дисциплины «Юридическая психология» опирается на учебные курсы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (С1) и на учебные курсы дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла (С2): «История», «Философия», «Социология», «Профессиональная этика», «Логика», «Культурология», «Педагогика», «Правоведение», «Политология».

Вместе с тем, важное значение в формировании естественнонаучной картины мира имеют учебные дисциплины базовой и профильной части профессионального цикла (С3): «Общая психология», «Введение в профессию», «Психология личности», «Социальная психология», «Основы психиатрии», «Психология развития и возрастная психология» , «Клиническая психология», «Конфликтология», «Педагогическая психология», «Деловое общение», «Психология коррекции и реабилитации», «Психология толпы и массовых беспорядков», «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы психогенетики», «Экспериментальная психология», «Консультативная психология», «Общепсихологический практикум», «Психология труда», «Психодиагностика» и др.

Изучение учебной дисциплины «Юридическая психология» становится фундаментальной основой изучения: «Конфликтология», «Психология терроризма», «Судебно-психологическая экспертиза».

Требования к результатам освоения дисциплины «Юридическая психология»

В результате освоения дисциплины «Юридическая психология» обучающийся должен демонстрировать способность и готовность:

в учебно-практической деятельности:

  • иметь представление об основных актуальных проблемах в области юридической психологии и современных перспективных направлениях исследований;
  • иметь представление о функциях, методах работы и взаимодействии научных, профессиональных, образовательных и общественных объединений специалистов-психологов в данной отрасли;
  • владеть знанием о ведущих научных и научно-популярных периодических изданиях в области юридической психологии.
  • овладеть приемами научного обоснования причин отклоняющегося и преступного поведения и психологию преступного поведения;
  • владеть знанием психологии личности и поведения преступника, психологию преступных групп;
  • владеть знанием психологических особенностей производства следственных действий;
  • знать предмет, основания, поводы и особенности назначения судебно-психологической экспертизы;
  • владеть знанием психологии участников предварительного расследования;
  • знать основные причины и способы разрешения конфликтов в деятельности следователя;
  • знать содержание и психологические особенности ведения переговорного процесса.
  • объяснять различные социально-психологические и психологические явления с использованием полученных знаний;
  • грамотно оценивать психологию и поведение человека в общности и организации;

в социально-личностных отношениях:

  • конструктивно строить общение с людьми в обычных и экстремальных ситуациях;
  • использовать психологические знания для адекватной самооценки личности, профессионального самосовершенствования и совершенствования профессиональной деятельности.;
  • обладать высоким уровнем развития коммуникативных, перцептивных, психодиагностических, реконструктивных умений применительно к различным ситуациям профессиональной деятельности юриста;
  • обладать способностью к самоанализу и саморазвитию в своей профессиональной деятельности.
  • следовать этическим и правовым нормам, принципам толерантности, к социальной адаптации, работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям;

в научно-исследовательской деятельности:

  • применять психологические знания в профессиональной деятельности;
  • использовать психологические приемы и методы при проведении следственных действий и при расследовании отдельных видов преступлений;
  • использовать психологические приемы и методы получения необходимой информации от участников предварительного следствия
  • выявлять и квалифицированно формулировать основания судебно-психологической экспертизы.
  • эффективно осуществлять психологическое воздействие и адекватно использовать приемы противостояния влиянию;

в научно-инновационной деятельности (в соответствии с профилем подготовки):

  • знать определения, классификации и свойства изучаемых психических явлений, свободно оперировать понятиями и категориями юридеской;
  • методологический аппарат и основные направления исследований в области юридической психологии

4. Структура и содержание учебной дисциплины «Юридическая психология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.

4.1 Объем учебной дисциплины «юридическая психология» и виды учебной работы для очной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

5 курс

10 семестр

Общая трудоемкость дисциплины в часах

144

144

Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах

4

4

Аудиторные занятия (всего)

64

64

В том числе:

Лекции

28

28

Семинарские (практические) занятия

36

36

Другие виды аудиторных занятий (контрольная работа)

Зкзамен

36

36

Самостоятельная работа (всего)

44

44

В том числе:

Другие виды самостоятельной работы

44

44

Вид аттестации

Экзамен

Экзамен

4.2 Разделы учебной дисциплины «юридическая психология» и виды занятий (очная форма обучения)

5 Курс 10 семестр

пп

Наименование тем

Всего часов

Количество

часов по видам занятий

Самостоятельная работа

Материально-техническое

обеспечение*

Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до

данной темы

Примечание

Лекции

Семинары

Практические

Деловые игры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Предмет, содержание и система юридической психологии.

6

2

2

2

МП, ИС

2

Понятие личности в психологии и правовой науке.

16

4

6

6

МП, ИС

3

Психология преступного поведения.

12

4

4

4

МП, ИС

4

Психология юридического труда

18

4

6

8

МП, ИС

5

Судебная психология

14

4

4

6

МП, ИС

6

Судебно-психологическая экспертиза

18

4

6

8

МП, ИС

7

Психология судебного процесса.

18

4

6

8

МП, ИС

8

Исправительная (пенитенциарная) психология.

6

2

2

2

МП, ИС

Экзамен

36

Аудиторных

64

28

36

44

40

Итого за год

144

Примечание.* Материально-техническое обеспечение (МТО): КД — компьютерная демонстрация;

ПЛ — плакат.

4.3 Содержание учебной дисциплины «юридическая психология»

Тема 1. Предмет, система и содержание Юридической психологии

Методология и история юридической психологии. Юридическая психология в системе научных отраслей знаний. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Принципы юридической психологии Содержание юридической психологии.

Семинарское занятие. Предмет, система и содержание юридической психологии.

Самостоятельная работа. Принципы юридической психологии

Рекомендуемая литература:

Основная: [1, 2, 3, 4] ;

Дополнительная: [5, 7].

Тема 2. Понятие личности в психологии и правовой науке.

Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, понятие и виды памяти, мышление, воображение и его виды, внимание. Эмоции и чувства. Психические состояния (тревожность, психическая напряженность, фрустрация, аффект, страдания).

Индивидуально- психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства).

Семинарское занятие: Понятие личности в психологии и правовой науке.

Самостоятельная работа: Эмоции и чувства. Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, понятие и виды памяти, мышление, воображение и его виды, внимание.

Рекомендуемая литература:

Основная: [1, 2, 3, 4];

Дополнительная: [6].

Тема 3. Психология преступного поведения

Криминальная психология. Психология преступления. Психология преступного поведения. Психология личности преступника и преступной группы. Психология насильственной и неосторожной преступности. Психология потерпевшего.

Психология несовершеннолетних.

Психология реконструкции преступления. Психология следственных действий. Осмотр места происшествия. Психология очной ставки. Психология воспроизведения показаний на месте и следственный эксперимент.

Семинарское занятие. Психология преступного поведения.

Самостоятельная работа. Психология воспроизведения показаний на месте и следственный эксперимент.

Рекомендуемая литература:

Основная: [1, 2, 3, 4];

Дополнительная: [3, 6].

Тема 4. Психология юридического труда

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста ( коммуникативная подструктура).

Организационно — управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

Семинарское занятие. Психология юридического труда

Самостоятельная работа. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста.

Рекомендуемая литература:

Основная: [2, 3, 4];

Дополнительная: [3, 6].

Тема 5. Судебная психология

Общие представления о судебной психологии. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства. Психологические особенности судопроизводства. Психология допроса.

Семинарское занятие. Судебная психология

Самостоятельная работа. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства

Рекомендуемая литература:

Основная: [2, 3, 4];

Дополнительная: [3, 6].

Тема 6. Судебно — психологическая экспертиза

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ).

Методика СПЭ. Закономерности формирования показаний, связанных с индивидуальными особенностями органов чувств и личности. Компетенции эксперта-психолога. СПЭ имеет свою специфику. Внутренняя картина преступления (ВКП).

Этапы СПЭ. Психолог как консультант, специалист , эксперт.

Семинарское занятие. Судебно — психологическая экспертиза

Самостоятельная работа. Закономерности формирования по-казаний, связанных с индивидуальными особенностями органов чувств и личности

Учебная литература:

Основная: [1, 2, 3, 4];

Дополнительная: [4].

Тема 7. Психология судебного процесса.

Общая психологическая характеристика судебного процесса.Форми -рование убеждения и принятие решений судом. Психология рассмотрения уголовного дела в суде. Психологический анализ судебного процесса.

Коллегиальность и состязательность.Коллегиальные аспекты процесса. Случаи разногласия в судейской коллегии.

Семинарское занятие. Психология судебного процесса.

Самостоятельная работа. Психология рассмотрения уголовного дела в суде. Психологический анализ судебного процесса.

Рекомендуемая литература:

Основная: [3, 4];

Дополнительная: [1, 5].

Тема 8. Исправительная (пенитенциарная) психология.

Предмет и задачи исправительной психологии. Режим и труд как факторы ресоциализации личности.

Перевоспитание и адаптация. Психология государственного принуждения. Психология сотрудников учреждений исполнения наказания.

Меры поощрения и взыскания. Применения особых мер безопасности.

Семинарское занятие: Исправительная (пенитенциарная) психология.

Самостоятельная работа. Меры поощрения и взыскания. Применения особых мер безопасности в ИУ.

Рекомендуемая литература:

Основная: [3, 4];

Дополнительная: [1, 2].

4.4 Разделы учебной дисциплины «юридическая психология» и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ (ПОСЛЕДУЮЩИЕ) ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет, содержание и система юридической психологии.

Философия,

Общая психология,

Психология общения,

Психологи личности,

Тема 2. Понятие личности в психологии и правовой науке.

Психология личности

Социальная психология

Общая психология,

Психология развития и возрастная психология

Тема 3. Психология преступного поведения.

Психология личности

Социальная психология

Общая психология,

Психология развития и возрастная психология

Специальная психология

Основы патопсихологии

Тема 4. Психология юридического труда

Психология личности

Социальная психология

Общая психология,

Психология развития и возрастная психология

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности

Тема 5. Судебная психология

Психология личности

Социальная психология

Общая психология,

Психология развития и возрастная психология

Специальная психология

Основы патопсихологии

Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза

Психология личности

Социальная психология

Общая психология,

Психология развития и возрастная психология

Специальная психология

Основы патопсихологии

Психодиагностика

Практикум по психодиагностике

Тема7. Психология судебного процесса.

Психология личности

Социальная психология

Общая психология,

Психология развития и возрастная психология

Специальная психология

Основы патопсихологии

Психодиагностика

Практикум по психодиагностике

Клиническая психология

Тема 8.Исправительная (пенитенциарная) психология.

Психология личности

Социальная психология

Общая психология,

Психология развития и возрастная психология

Специальная психология

Основы патопсихологии

.Клиническая психология

5. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины «юридическая психология»

5.1 Образовательные технологии

При реализации программы учебной дисциплины «Юридическая психология» используется инновационная образовательная технология — технология дискуссионного общения. На ее основе обучающемуся открывается то, что ранее было скрыто из-за одностороннего видения объекта, процесса, явления. В этой технологии проявляется равенство позиций, в результате они выступают как целости друг для друга.

Общими дидактическими целями семинарского занятия по юридической психологии являются:

  • направление и помощь процессу обмена информацией;
  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту участников;
  • поддержка активности участников;
  • соединение теории и практики;
  • взаимообогащение опыта участников;
  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
  • поощрение творчества и самостоятельности участников.

Семинарских занятий можно проводить, выбирая различные дискуссионные формы интерактивного обучения: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.

Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи:

  • обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы;
  • моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы;
  • демонстрация, характерная для большинства проблем многозначности возможных решений.

Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения — диспут— «специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции».

Этапы проведения дискуссии:

1 этап. Подготовительно — мотивационный — связан с подготовкой дискуссии.

Цель обучения подготовительно — мотивационного блока является: стимулирование интереса к проблеме — предмету спора.

С этой целью подбираются яркие способы изложения позиции двух спорящих сторон, отрывки и цитаты из книг, содержащие элементы спора.

2 этап. Содержательно-операционный: организация пространства; установка правил ведения дискуссии; структурирование и регулирование дискуссии.

Цель обучения содержательно-операционного блока является овладение умениями пользоваться гипотезой, доказательством и опровержением как приемами познавательной деятельности.

Любая дискуссия предполагает умение пользоваться гипотезой, доказательством и опровержением как приемами познавательной деятельности. Гипотеза должна отличаться простотой, обладать доказательной силой, опираться на ранее полученные знания, содержать предположения, которые можно проверить.

Первым элементом дискуссии состоит из вступления, в котором обосновываются выбор темы, вопросы, уточняются условия дискуссии, указываются узловые моменты обсуждаемой проблемы, создается необходимый эмоциональный настрой.

Вторым элементом дискуссии является непосредственно спор. Во время обсуждения проблемы должна быть обстановка соучастия, в которой можно допускать ошибки, говорить неточности, ориентироваться на собственный опыт. Ведущим дискуссии может быть преподаватель или назначен один из студентов.

На этом этапе можно использовать следующие примеры активизации ее участников: заострение противоположных точек зрения, подбадривание и поощрение участников спора.

В ходе обсуждения преподаватель направляет обучающихся к выработке правильного решения. Не нужно торопиться отвергать ошибочные суждения, навязывать свою точку зрения. Управление ходом дискуссии производится при помощи различных направляющих, поясняющих, уточняющих вопросов.

3. этап. Аналитико-обобщающий блок (оценочно-рефлексивный) — завершение дискуссии.

Цель обучения аналитико-обобщающего блока является: анализ выводов дискуссии, оценку правильности употребления присутствовавших в дискуссии понятий, глубины аргументов, умения использовать доказательства, опровержения, выдвигать гипотезы, учитывается культурный уровень дискуссии, умение делать выбор.

В заключительной части семинарского занятия необходимо не только указать путь решения обсуждаемой проблемы, но и поставить новые вопросы, требующие решения.

Необходимо оценить эффективность проведения дискуссии. Эффективность проведения дискуссии можно оценить по следующим критериям:

  • удовлетворение, получаемое обучащимися после дискуссии;
  • умение обучающихся правильно, логично изложить свое и чужое мнение;
  • культура дискуссии, соблюдаемая обучающимися;
  • умение обучающихся пользоваться приемами доказательства, опровержения, делать выбор;
  • получение в ходе дискуссии новых знаний и нового социального опыта;
  • умение обучающихся пользоваться имеющимися знаниями;
  • умение встать на точку зрения другого;
  • живой обмен мнениями в ходе дискуссии.

На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплектом презентаций.

Аудиторные занятия учебного курса юридической психологии для очной формы обучения составляют 64 часов, из них лекции — 28 часов (45%), семинарские и практические занятия —36 часа (55%).

Интерактивное обучение составляет порядка 15 % от общего числа аудиторных часов.

2 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся Примерный перечень вопросов для экзамена

  1. Психология личности и типология преступников
  2. Психология справедливости судебных решений.
  3. Психология деятельности арбитражного суда.
  4. История развития юридической психологии.
  5. Правовая социализация и правосознание.
  6. Психология подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.
  7. Психология судебного заседания и судебного ритуала.
  8. Психология деятельности адвоката. Профессиограмма адвоката.
  9. Судебно-психологическая экспертиза в гражданскомсудопроизводстве.
  10. Формулирование вопросов судебному психологу-эксперту.
  11. Компетенция судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве.
  12. Психологические особенности несовершеннолетних преступников.
  13. Психология преступной группы.
  14. Психология вины.
  15. Психология следственной деятельности. Профессиограмма следователя.
  16. Психология достоверности доказательств.
  17. Причины обязательного назначения судебно-психологической экспертизы в уголовном судопроизводстве.
  18. Психология судебной деятельности. Профессиограмма судьи.
  19. Психология деятельности прокурора. Профессиограмма прокурора.
  20. Психология наказания и исправления преступников.
  21. Изучение личности осужденного к лишению свободы и методы его ресоциализации.
  22. Психология допроса.
  23. Психологические защиты «Я».
  24. Психологические критерии эффективности юридических текстов — устных и письменных.
  25. Основы юридической конфликтологии.
  26. Правовые и психологические способы управления конфликтологии.
  27. Юрист как медиатор конфликтов.
  28. Юрист как организатор коммуникации.
  29. Средства юридической деятельности и их типология.
  30. Психология осмотра места происшествия.
  31. Психология обыска и выемки.
  32. Психология очной ставки.
  33. Психология проверки показаний на месте.
  34. Психология следственного эксперимента.
  35. Мотивации насильственных преступлений
  36. Мотивация корыстных преступлений
  37. Задачи и методы судебно-психологической экс­пертизы.

40. Судебно- психологическая экспертиза индивидуально-психологических особен­ностей участников преступления.

41. Психологические особенности судопроизводства.

42. Психология сотрудников учреждений исполнения наказания.

43. Психология подсудимого в суде.

44. Психологические аспекты справедливости и законности уголовного

наказания.

45 Психологический анализ судебного процесса.

46. Задачи пенитенциарной психо­логии.

47. Психологическая характеристика профессионального общения юриста с гражданами.

48. Психология участия юристов в переговорах.

49. Психологическая подготовка юриста к деятельности в экстремальных ситуациях

50. Психология несовершеннолетних субъектов правоотношений.

51. Методика выявления групповых лидеров среди осужденных ИУ.

52. Психология рассмотрения уголовного дела в суде.

53. Развитие юридической психологии в зарубежных странах.

54. Развитие отечественной юридической психологии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология»

Основная литература

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2010.
  2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2011.
  3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2012.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов: [гриф гос.комитета РФ по высшему Образованию] – М.: Норма, 2013. – 502 стр.

Дополнительная литература

1 Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. М., 2006.

  1. Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности. СПб., 2008.
  2. Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. СПб., 2009.
  3. Горьковая И.А. Личность подростка — правонарушителя. СПб., 2005.
  4. Гримак Л.П. и др. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. М., 1999.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2010.
  6. Енгалычев В.Ф. Профессиональная компетенция и профессиональная подготовка судебного психолога-эксперта// Криминалистика. XXI век: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию ЮРЦСЭ. Ростов-на-Дону, 2001. С. 139-144.

7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология»

Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: аудитория психологии и педагогики специально оборудованная мультимедийным демонстрационным комплексом.

Материально-техническими средствами обучения дисциплины являются:

1. Технические средства обучения: видеомагнитофон, мультимедийный проектор, телевизор, ПЭВМ, видеофильмы, информационные слайды.

2. Ситуационные задачи.

3. Тестовые методики.

4. Тесты контроля знаний.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 030301.65 «Психология служебной деятельности».

Авторы: Шленков А.В., Колесов В.И., Михайлова В.В.

.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент И.Г. Станиславская

(Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта)

кандидат психологических наук, доцент С.П. Иванова

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

Программа одобрена на заседании Ученого совета СПб УГПС МЧС России от года, протокол № ……

Шленков Алексей Владимирович,

доктор психологических наук, доцент;

Колесов Владимир Иванович

доктор педагогических наук, профессор

Михайлова Валентина Владиславовна,

кандидат педагогических наук, доцент.

Под общей редакцией

кандидата педагогических наук, профессора

О.М. Латышева

Рабочая программа

учебной дисциплины

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки

030301.65 – Психология служебной деятельности

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«СПЕЦИАЛИСТ»

Подписано в печать 2013 Формат 60´84 1/16

Печать офсетная. Объем 2,0 п. л. Тираж 100 экз

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России

196105, Санкт-Петербург, Московский пр., 149

Стр. 26 из 26