Урок — форма организации обучения

Содержание

  • Введение
  • 1. Общие требования к современному уроку математики
  • 2. Проектирование современного урока математики
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Введение Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 — 19 века в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. До 50-ых годов 20 века урок представляет феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 — 60-е года происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Разрабатывают понятие «урок», описывая его элементы, и следующие авторы: Г.Д. Кириллова, В.А. Онищук, Ю.Б. Зотов и др. Более многочисленная группа авторов пишет только об отдельных элементах урока и его теории. Читатель получает частичные сведения об уроке (о требованиях к уроку, о структуре урока, о его анализе и т.д.).

Таковы, например, работы Н.Г. Дайри, Ю.А. Конаржевского, М.Н. Скаткина, Н.А. Сорокина, Н.Е. Щурковой, Н.М. Яковлева и других авторов. Урок был исследован достаточно основательно, глубоко. Но все же, что такое современный урок математики? И каким он должен быть? Почему же будет правомерным задавать такие вопросы? Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока математики получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Само понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и именно сейчас, когда мы вступили в новый век, эта динамика особенно заметна. Таким образом, мы выявили актуальность данной темы, ведь урок математики был и является предметом исследования многих педагогов и методистов. Цель курсовой работы — рассмотреть основные требования к уроку математики, аспекты его проектирования и конструирования с использованием цифровых образовательных ресурсов. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Уточнить содержание понятия «современный урок математики», определить общие требования к современному уроку математики. 2. Выявить основные аспекты проектирования современного урока математики, продемонстрировать возможности в разработке цифрового образовательного ресурса — мультимедийного сопровождения урока математики. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Первая глава посвящена обобщению основных требований к современному уроку математики. Выводится структура такого урока, уточняется само определение «современный урок математики». Во второй главе рассматриваются возможности использования цифровых образовательных ресурсов на уроках математики, а также методика проектирования рассматриваемого урока.

урок математика учебная работа

21 стр., 10171 слов

Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии

... школах для слепых и слабовидящих. В современных условиях для этого предоставляются широкие воз­можности. Коррекция отклонений в развитии на уроках и воспитательс­ких часах, в процессе ... ее стойкости, волевых качеств. Поэтому психология активности слепого и слабовидящего является насущной современной пробле­мой тифлопсихологии. Изучение различных форм активности — разные формы деятельности в ...

1. Общие требования к современному уроку математики Сегодня, по мнению доктора педагогических наук О.В. Гукаленко [1], «образовательные системы имеют тенденцию развиваться на принципах экономического стабильности, культурной интеграции, экологической безопасности, социальной справедливости. Образование становится всеобщим, непрерывным интегрированным, ноосферным (разумным)». В этом проявляется глобальное стремление мира к гармонии, поиску способов сочетания противоположных сил и тенденций, несущих в себе прогрессивное начало». Ученые-педагоги, исследуя динамику развития образования на современном этапе, отмечают, что образование, становясь всеобщим, непрерывным, имеет следующее основные тенденции своего развития (сходные по существу с общефилософскими тенденциями развития общества и цивилизации): (1) гуманизация образования; (2) ориентация на развитие личности; (3) антропологический принцип; (4) стремление к интеграционным прогрессам. В свете перечисленных тенденций список требований к уроку математики может быть конкретизирован и представлен в следующем виде (Таблица 1):

Таблица 1 — Требования к современному уроку математики

Тенденции развития образования

Требования к уроку математики

1

гуманизация образования

(1) применение здоровьесберегающих технологий,

2

ориентация на развитие личности

(2) применение личностно-ориентированных технологий, в т. ч. технологии проблемного обучения,

(3) метапредметные результаты освоения ООП (ФГОС)

3

антропологический принцип

(4) индивидуальный подход в обучении

(5) педагогическая поддержка,

(6) КСО,

(7) модульное обучение,

(8) проектное обучение,

4

стремление к интеграционным прогрессам

(9) применение НИТ, в т. ч. мультимедиа-технологии,

(10) интеграция предметных областей (ФГОС: предметная область «Математика и информатика»)

В нынешних условиях современный урок — это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся, реализуемая в технологичности развивающего эффекта урока. Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и, прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель — ученик. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание являются важнейшими условиями образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат.

Современный урок математики не эффективен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями, воспитательными и развивающими задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности.

1.1 Современный урок математики должен строиться на основе здоровьесберегающих технологий обучения:

Учителя выделяют следующие аспекты использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики [16]:

1) строгая дозировка учебной нагрузки;

2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.

Отдых — это смена видов деятельности, нельзя допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке, несколько минут можно отвести на физкультминутку. Хорошо, если упражнения не позволяют отвлекаться от темы урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную — руки опускают вниз с наклоном и расслаблением;

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

1.2 Современный урок математики строится на основе личностно-ориентированного обучения исходя из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Одним из способов реализации личностно-ориентированного обучения может быть проблемное обучение, поэтому современный урок математики — это проблемный урок.

1.3 Немаловажным требованием к современному уроку математики является формирование универсальных учебных умений — учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

1.4 Требование использовать индивидуальный подход в обучении основывается на утверждении «не бывает неспособных людей, так как каждый способен по-своему» [3]. Эту качественную индивидуальность необходимо учитывать в учебном процессе, потому что именно ею во многом определяются интерес, успехи ученика. При этом важно, чтобы у учащихся в процессе обучения формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий, только в этом случае обучение создает максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика.

На уроке математики индивидуальный подход может быть реализован посредством дифференциации заданий. С этой целью осуществляется разделение учебного коллектива на 2 или 3 группы:

1) группа продвинутого уровня (учащиеся, которые ведут работу с материалом большей сложности и находят решения задачи самостоятельно или с небольшой помощью учителя);

2) группа базового стандарта (учащиеся имеют достаточные знания для решения стандартных задач, затрудняются при переходе к решению задач нового типа и не справляются с решением сложных задач);

Такое деление встречается, например, в работе учителя математики Кузнецовой С.А. [10]. Третью группу предлагает ввести Гайдей Н. В.:

3) группа усиленной педагогической поддержки (учащиеся этой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теории в применении к решению задач).

Внедряемые элементы дифференциации в обучение активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда.

1.5 Как отмечает Коджаспирова Г.М., педагогическая поддержка — это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

Педагогическая поддержка (и связанные с поддержкой забота и защита) проявляется внешне — как система совместных с ребенком (или подростком) действий по разрешению его проблем и конфликтов, торможению и снятию отрицательных воздействий окружения, а внутренне — как реализация ценностей, принятых в качестве основы межличностных отношений (эмпатии, принятия, понимания, сотрудничества).

1.6 Современный урок математики — урок, построенный с учётом коллективных способов обучения — использования трёх основных видов парной работы:

1) статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель — ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» — при условии взаимного расположения);

2) динамическая четверка: четверо учащихся, школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

3) вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме динамической четверки. В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.

1.7 Целесообразно разрабатывать уроки математики как некоторые учебные модули в системе модульного обучения.

Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

1.8 В дополнение к основным технологиям обучения, на которых строится современный урок математики, можно рекомендовать проектную деятельность.

Дж. Дьюи сто лет назад предложил вести обучение с помощью целесообразной деятельности ученика с учетом его личных интересов и целей. Последователь Дж. Дьюи У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели, и получить в итоге реальный результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат (опыт деятельности) соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

1.9 Современный урок математики — мультимедийный урок. Учитель может представлять информацию по различным каналам восприятия в любом режиме, дозировано. Ему легко управлять подключением, редактированием визуальных, аудиальных, печатных источников информации.

Отдельно выделяют урок с мультимедийной поддержкой, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Даже в таком режиме заметно меняются условия проведения урока. Учителю гораздо комфортнее проводить учебное занятие. Чаще всего такой урок выглядит как своеобразный развернутый план-конспект. Учащимся предъявляются учебный план, учебные задачи. Шаг за шагом учитель реализует задуманное с помощью учеников. Увеличивается плотность урока. Учитель больше может повлиять на темп его проведения, на формирование эмоционального фона и т.д.

Мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определённые результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.

1.10 Одним из требований к современному уроку математики является интеграция предметных областей, которая бы позволила сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления, а также о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики. В связи с этим особенно актуальным становится использование на уроке материала по истории математики и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации межпредметной интеграции математики и информатики.

Итак, обобщив требования (1.1-1.10), предъявляемые к современному уроку, получаем, что современный урок математики должен обладать структурой, соответствующей этапам поисковой деятельности (согласно принципам проблемного обучения), широко использовать представление информации с помощью технических средств обучения, прежде всего компьютера, включать 4-7 смен видов деятельности и физкультминутку, на этапе изучения нового либо повторения изученного материала должны использоваться коллективные способы обучения. Уроки должны быть разработаны в составе модулей соответственно изучаемым темам и включать возможность выполнения учениками индивидуальных проектов.

2. Проектирование современного урока математики Современный урок математики предполагает внедрение информационных технологий в учебный процесс. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения: графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения; возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т.д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. Применение современных средств информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету и познавательную активность школьников. Современные средства информационно-коммуникационных технологий могут быть использованы на различных этапах обучения. 1. Проверка домашнего задания. Домашнее задание можно проверить с помощью сканера или документ камеры. Работа ученика сканируется и выводится на доску, он поясняет свое решение, при необходимости учитель и ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, то с помощью сканера можно вывести на доску другие варианты, при этом учащиеся имеют возможность быстро сравнивать различные способы решения задачи. 2. Актуализация знаний. На данном этапе с использованием интерактивной доски у учителя имеется возможность быстро повторить важные моменты пройденного материала, необходимые для дальнейшего изучения. С этой целью учителем заранее могут быть подготовлены оформленные задания, требующие только пояснения и решения, либо есть возможность обратиться к содержанию уже пройденных уроков. 3. Объяснение нового материала. Наличие электронных образовательных ресурсов позволяет учителю на доске комментировать материал, обращая внимание на наиболее важные моменты и отвечая на вопросы обучающихся. При недостаточном содержании материала в учебнике, учитель может раздать материал в печатном виде и вывести его на доску. 4. Закрепление материала, самостоятельная работа обучающихся. Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, с помощью сканера или документа камеры решение одного из учеников можно спроецировать на доску, после чего ученик комментирует полученное решение. При этом исключается бездумное списывание решения с доски, и экономиться время на воспроизведение решения. 5. Подведение итогов урока. Вся информация, появляющаяся в процессе урока, на доске сохраняется, что дает возможность быстро просмотреть решенные на уроке задачи, повторить основные моменты и сделать выводы. 6. Домашнее задание. Обучающимся может быть выдано не только общее, но и индивидуальное домашнее задание в виде распечаток или на носителях (флешках).

Ученикам, имеющим дома компьютер и выход в Интернет, могут быть даны адреса сайтов, где можно получить дополнительную информацию по пройденному материалу. Одним из самых популярных программных средств, используемых на уроках с использованием информационных технологий, является программа компании Microsoft — PowerPoint. В современном мире компьютер используются во всех сферах деятельности, поэтому для повышения эффективности обучения учитель должен уметь использовать компьютерные технологии на своих уроках. В связи с этим каждому учителю необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями компьютера. Под минимальными знаниями понимается то, что учитель должен свободно работать с текстовой информацией на компьютере, создавать и редактировать слайды презентации. Рассмотрим пример использования программы PowerPoint при изучении учащимися пространственных фигур. Академик Александров А.Д. говорил о том, что задача геометрии — развить у учащихся 3 качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление. Он ставил пространственное воображение на первое место не только в изучении геометрии, но и в большинстве видов человеческой деятельности. Важность ясного наглядного пространственного представления и, на основе этого, точного понимания изучаемых понятий нельзя переоценивать. Рассмотрим изучение пространственных фигур учащимися с 4-11 классы. В 4-5 классах на уроках рисования учащиеся изображают предметы сложной формы, сочетающие в себе элементы конуса, шара, цилиндра и других фигур. В 5 классе они рисуют с натуры куб и шестиугольную призму, предварительно рассматривая каркасные модели этих тел. В 6 классе изучаются такие фигуры, как куб, прямоугольный параллелепипед и другие. В 7-9 классах на уроках алгебры фигуры не рассматриваются вообще, а на уроках геометрии все внимание сосредотачивается на двумерных объектах, и учащимся не представляется возможности работать с пространственными объектами, развивая свое воображение. А в 10 классе учителя на первых же уроках геометрии сталкиваются с множеством проблем: оказывается учащиеся не умеют “читать» изображения пространственных тел; не умеют их изображать; все изображения на доске и в тетради не вызывают у учащихся ощущения пространственности; учащиеся не могут мысленно изменять взаимное расположение элементов, и т.д. 5-6 классы средней школы — проводятся специальные упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. Из вышесказанного следует, что одной из самых острых проблем математики является проблема формирования пространственных представлений у учащихся 7-9 классов. Следует признать, что данной проблеме не уделяется должного внимания. Проблема может быть решена, если учитель математики на своих уроках будет использовать задачи, формирующие пространственные представления. К ним относятся: задачи на распознавание фигур, задачи на взаимное расположение фигур и их элементов, задачи на представление тела по его развертке, изготовление разверток тел и многие другие задачи. Слайды из презентации, выполненной в программе PowerPoint, элементы которой направлены на формирование пространственных представлений учащихся, можно использовать на уроке обобщения знаний о таких фигурах, как прямоугольник, квадрат и куб (Приложение А).

Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием компьютерных технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска, интерактивный планшет и интерактивная система тестирования. Одной из таких новых интерактивных технологий в обучении математике в настоящее время является применение интерактивной доски, дающей возможность использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учениками класса. Преподаватель, рассуждая вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекает учащихся в дискуссию и побуждает их записывать свои идеи на доске, позволяя тем самым осмысленно понять изучаемый материал. Информация на интерактивной доске становится центром внимания для всего класса. Благодаря наглядности и интерактивности, все учащиеся в классе вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроках речевые навыки. Интерактивная доска — это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал очень живо и увлекательно, позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме [9]. Широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения предоставляет система Moodle, включающая разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения — позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. При подготовке и проведении занятий в системе Moodle учитель использует набор элементов курса, в который входят: глоссарий, ресурс, задание, форум, wiki, лекция, тест и др. Среди всего многообразия учебных пособий, представленных в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год, далеко не все учебники ориентированы на современного учащегося. Некоторые классические учебники, претерпевшие множество переизданий, содержат прекрасный, с точки зрения принципов научности, теоретический материал, который передан сухим академическим языком и потому сложен для восприятия современного школьника, привыкшего получать нужную ему информацию в различных форматах маленькими порциями, сопровождаемую разного рода специфическими эффектами. Такие учебники нуждаются в дополнительном сопровождении, чтобы результат учебного процесса соответствовал требованиям современности. Для этого разрабатываются одноименные цифровые образовательные ресурсы с целью демонстрации основных компонентов современного урока математики. В числе достоинств разрабатываемой цифровой образовательной среды — её доступность для учащихся в любое удобное время и с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. По каждой теме представлен теоретический материал, учебные задачи с примерами решения типовых задач, а также темы, ссылки и другая полезная информация для осуществления проектной деятельности.

Заключение Урок — это динамическое явление, постоянно изменяющееся в связи с изменениями и нововведениями в дидактике, психологии, педагогике, методике. Будь это урок математики, русского языка или истории, его характерные особенности являются общими для всех предметных областей. В педагогике не существует строгого определения понятия «современный урок». Однако в работе было дано определение понятия современный урок математики, через выделение существенных признаков этого понятия. Также были рассмотрены особенности, типология и структура современного урока математики. Сделаем основные выводы по проведенной работе: 1. Современный урок — одно из сложнейших понятий современной педагогики. Сложность его в том, что изменения в обществе, некоторых науках (психология, педагогика) существенно влияют на урок, приводя к изменению парадигмы урока, как математики, так и других предметов. 2. Велико значение современного урока математики не только в образовании личности, но и в развитии каждой личности, воспитании личности. 3. Происходит постоянное совершенствование урока математики в направлении требований к современному уроку, а также в конструировании урока математики. 4. Современный урок математики — мультимедийный урок, на которой используется много средовое представление информации с помощью технических средств обучения, прежде всего, компьютера.

Список использованных источников 1 Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока. Методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г.О. Аствацатуров. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.133 с. 2 Большой энциклопедический словарь / гл. ред.А.М. Прохоров. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999.1456 с. 3 Гайдей, Н.В. Индивидуальный подход к учащимся при обучении математике [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: . aspx? cat_no=692&d_no=52584&all=1 (дата обращения 07.03.2013).

Загл. с экрана. Яз. рус. 4 Гузеев, В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) / В.В. Гузеев // Школьные технологии. 2002. №4. С.49-57. 5 Дайри, Н.Г. Главное усвоить на уроке / Н.Г. Дайри. М.: Знание, 1984.128 с. 6 Данькин, А.А. Microsoft PowerPoint в формировании пространственных представлений учащихся на уроках математики [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/419304 (дата обращения 07.03.2013).

Загл. с экрана. Яз. рус. 7 Зильберберг, Н.И. Урок математики: подготовка и проведение: книга для учителя / Н.И. Зильберберг. М.: Просвещение, 1995.178 с. 8 Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология. / Г.М. Коджаспирова. M.: Гардарики, 2005.363 с. 9 Крымова, Л.Н. Интерактивная доска на уроках математики / Л.Н. Крымова // Математика в школе. 2008. № 10. С.31-39. 10 Кузнецова, С.А. Дифференциация обучения на уроках математики как условие развития личности школьника [Электронный ресурс]: Всероссийский интернет-педсовет, 2007 г. [сайт]. URL: http://pedsovet.org/ (дата обращения 07.03.2013).

Загл. с экрана. Яз. рус. 11 Культура современного урока / И.В. Бабурова, С.В. Бадмаева, Е.Ф. Баранова и др.; под ред. док. пед. наук, проф. Щурковой Н.Е. М.: Педагогическое общество, 2001.112 с. 12 Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики / С.Г. Манвелов. М.: Просвещение, 2005.176 с. 13 Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002.576 с. 14 Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для вузов. В 2 кн. Кн.1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2001.574 с. 15 Рыжик, В. И.25000 уроков математики: кн. для учителя / В.И. Рыжик. М.: Просвещение, 1993.238 с. 16 Трушечкина, С.А. Здоровьесберегающие технологии в работе методического объединения учителей математики [Электронный ресурс]: Центр образования «Школа здоровья» № 1317 [сайт]. URL: id=128 (дата обращения 07.03.2013).

Загл. с экрана. Яз. рус.

Приложения

Приложение А

Размещено на