Введение
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям.
Неизменным фактом в нашем изменяющемся обществе является то, что школа была, есть и будет центром созидания и воспитания личности будущего, она служила и будет служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности.
Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.
Начальная школа – это мир детства, надежд; здесь почва для творческой деятельности наиболее благоприятна. В начальной школе, однако, еще очень часто встречается шаблонность в работе учителя. Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей. Это часто приводит к потере способности творчески мыслить и самостоятельно работать. А главное утрачивается интерес к получению знаний у младших школьников.
В младшей школе очень важно развивать творчество детей в процессе всего обучения. Творчество – это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы – способный вовлечь в процесс педагогов, детей и родителей.
Основные положения теории творчества, изложены в трудах М.М. Бахтина, доработаны В.С. Библером и С.Ю. Кургановым. Большой вклад в исследование творчества внесли многочисленные отечественные и зарубежные исследования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и др.; Линдсей Г., Холл K.C., Томпсон Р.Ф.).
В исследованиях ПЯ. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева, Д.Б. Эльконина и других показано, что различные характеристики мышления младших школьников непосредственно зависят от организации учебного процесса, от содержания обучения.
Исследование развития творческих способностей требует выявления условий, в которых осуществляется этот процесс, то есть развивающей среды. Отдельные аспекты этой проблемы изучены в рамках исследований посвященных «педагогике среды» (С.Т. Шацкий), «общественной среде ребенка» (П.П. Блонский), «образовательной среде» (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Локк), «окружающей среде» (П.П. Блонский, З.Н. Гинзбург, А.С. Макаренко, С.М. Ривес, В.Н. Сорока-Россинский, С.Т. Шацкий и др.).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ... способности обусловленными лишь средой и воспитанием[19]. Пристальное внимание русского философа Г.В.Плеханова в 19 веке привлекали проблемы развития современного художественного ...
Тем не менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы.
Актуальность этой проблемы определила тему нашего исследования: «Педагогические условия формирования творческой саморазвивающейся личности младших школьников».
Объектом исследования является творческая личность младших школьников.
Предмет исследования – условия формирования творческой личности младших школьников.
Цель исследования – определить психолого-педагогические условия формирования творческой личности младших школьников.
Теоретические основы формирования и развития творческой саморазвивающейся личности младших школьников
Теоретический анализ феномена творчества
Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Проблему творчества в разное время изучали советские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко и др.
На сегодняшний день в философской, психологической, педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества.
Философы определяют творчество как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Философская энциклопедия определяет творчество таким образом: «Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее» [1; 237].
Психологический словарь трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [2;150].
Педагогика определяет, что творчество – «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)»[3; 132].
По сути дела, творчество, по словам Г.С. Батищева – это «способность создавать любую принципиально новую возможность» [5; 13].
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
По мнению зарубежных авторов, творчество – это: «… сплав восприятий, осуществляемый новым способом« (Маккаллар), «способность находить новые связи« (Кюби), «… появление новых сочинений« (Меррей), «деятельность ума, приводящая к новым прозрениям« (Жерар), «трансформация опыта в новую организацию« (Тейлор) [4; 34].
Личность как предмет психологического исследования Леонтьева А. Н
... - 4 - Объект исследования: научная деятельность Алексея Николаевича Леонтьева. Предмет исследования: Личность как предмет психологического исследования Алексея Николаевича Леонтьева. Цель ... исследование иначе, наводя материалистический лоск и говоря о перерождении определенных клеток в эпидермисе ладоней, но это квазифизиологическое истолкование четко доказанных им фактов развития способности ...
Из всех зарубежных концепций и теорий наиболее близкой по своим позициям к взглядам большинства отечественных психологов, исследующих творчество, является гуманистическая психология. Ее представители (А. Маслоу, К. Роджерс) считают, что творчество – это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение, усиление себя через реализацию своего внутреннего потенциала [28; 40].
В рамках данного исследования невозможно рассмотреть взгляды на предмет определения понятия творчества даже наиболее известных наших психологов – настолько все они отличаются друг от друга, настолько предмет изучения сложен. Отметим наиболее фундаментальные позиции.
Н.А. Бердяев в работе «Смысл творчества» определяет творчество как свободу личности, а смысл творчества – эмоциональным переживанием наличия противоречия и поиска путей его разрешения [4;72]. В.И. Страхов характеризует творчество через единство труда и таланта, выделяя два аспекта: деятельностный и связанный с творческими способностями человека [6; 57]. Советский психолог А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций [8;115]. По Э.В. Ильенкову, творчество – это диалог, даже потому, что, не имея решенного результата, является субъектно-субъектным поиском [7;52]. И далее, многие исследователи связывали творчество с диалогом, с наличием ситуации неопределенности, проблемности, с разрешением реальных противоречий. В трактовке Я.А. Пономарева творчество рассматривается как «взаимодействие, ведущее к развитию» [9; 37]. Творчество проявляется, развивается и совершенствуется в деятельности под влиянием мотивационно – потребностных установок, которые составляют базовые свойства личности, основу ее жизненной позиции (Г.С. Альтшуллер, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский).
Л.С. Выготский говорил, что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [12; 138].
В настоящее время ученые выделяют два уровня способностей:
— репродуктивный (быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу),
— творческий (способность при помощи самостоятельной деятельности создавать новое оригинальное).
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством).
Интуиция как вид творческого мышления
... Творческое мышление Творческое мышление и его механизм Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности ... творческого решения задач Место интуиции в этом процессе.Многие люди, включая и самих психологов, воспринимают интуицию и научное творчество ... широкого спектра проблем психологии - сознания, деятельности, личности. Так интуиция определяется как особое психическое ...
Креативные способности не связаны прямо с уровнем общих и специальных способностей, которые являются реальным средством успешного осуществления деятельности, но не определяют однозначно творческий потенциал личности. Их вклад реализуется, лишь преломляясь через мотивационную структуру личности, её ценностные ориентации, т.е. нет творческих способностей, существующих параллельно с общими и специальными (разделение коэффициента интеллекта и креативности Гилфордом) [13; 128).
Вместе с тем, творческий потенциал личности не есть результат чисто количественного роста способностей. То, что принято называть творческими способностями, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, есть способность к осуществлению ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности, т.е. способность к познавательной самодеятельности. Её проявление не ограничено сферой профессий умственного труда и характеризует творческий характер любого вида труда [14; 67].
Понятие «творческие способности» можно определить исходя из положений таких исследователей, как В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, К.К. Шатонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Крутецкий, А.Н. Лук, Т.И. Артемьев, В.И. Андреев и др.
Творческие способности –это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области.
При всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:
– перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
– самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения;
– комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др. [6; 265].
Творческая личность характеризуется следующими особенностями развития:
– внимательностью – умением увидеть и распознать творческую проблему;
– разносторонностью мышления – умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей;
– гибкостью мышления – умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую;
– оригинальностью мышления – стремлением отказаться от шаблона или группового мнения;
– вариативностью мышления – способностью к множественной перегруппировке идей и связей;
– конкретностью мышления – способностью к анализу творческой проблемы как системы;
– абстрактностью мышления – способностью к синтезу творческой проблемы как системы;
Особенности логического исследования мышления человека
... мира. С точки зрения философии Мышление (диалектическая логика) (предмет науки Диалектическая логика) — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека. Бертран Рассел считал: "То, что ... языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в ...
– чувством гармонии – чувством организационной стройности и идейной целостности;
– независимостью мышления – неконформностью оценок и суждений даже под давлением;
– открытостью восприятия – восприимчивостью ко всему новому и необычному;
– толерантностью мышления – конструктивной активностью в неопределенных ситуациях [14;34–35].
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Определение понятия творческой личности
В любой сфере деятельности творческие личности пользуются заслуженным спросом и при прочих равных условиях обладают хорошей конкурентоспособностью у работодателей. Кто же относится к творческим личностям? Какие свойства нужно приобрести, чтобы стать конкурентоспособной творческой личностью? Формирование личности человека – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
В широком понятии творческая личность – это человек, в результате творческой деятельности которого появляется качественно новое, оригинальное, общественно-историческое уникальное открытие.
Формирование личности человека – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Что такое творческая личность? Прежде всего, это человек с широкими взглядами, энциклопедическими знаниями, гибким живым умом. Такая личность способна быстро приспосабливаться в работе к резко изменяющейся ситуации, оперативно находить нестандартные решения стандартных проблем. На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. [19] Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей. Задатки – особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
В настоящее время изучение творческой личности и ее связи с личностными чертами и особенностями представляется наиболее перспективным. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни [13;34].
программа развития мелкой моторики детей старшего дошкольного ...
... Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности». Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития мелкой ... мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной творческой деятельности 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики ...
Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта [14;14-16].
Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Творческая личность, как считает В.Андреев, — это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности [17;98-99].
Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, «результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности» [6; 10-16]. Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность – это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения – наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Н.В.Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал [11;215].
Развитие творческого воображения у детей
... неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных ... качеств творческой личности, продуктивного воображения и изобразительных навыков. Литература 1. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. – ... воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая деятельность на наш взгляд, должна ...
Также большое значение для понимания особенностей творческой личности имеет, особое формирование умственных действий. Ведь «творчество» не существует в чистом виде, реальная творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов, «отработка» которых — одно из обязательных условий творческой деятельности. Углубление психологической характеристики мыслительного процесса состоит также в указании на то, что изменению «понятийных характеристик объектов» часто предшествуют изменения операциональных смыслов и эмоциональных оценок, что словесно формулируемые знания об объекте не обязательно носят характер понятий в строгом смысле слова [2;14-24]. Я. А. Пономарев, внесший существенный вклад в разработку проблем психологии творческого мышления, рассматривает творчество как «механизм продуктивного развития», и заменяет его на такое понятие, как «базальное расширение надстроечно-базальной системы». В психологическом плане функционального развития это исследование тех новообразований, которые возникают в деятельности по ходу решения задачи. То есть, то включает в себя «бессознательное» или «неосознанное» заменено Пономаревым на термин «базальный компонент». Развитие эмоциональных процессов у творческой личности тоже имеют свои особенности. Если вспомнить одну из классических схем творческого процесса — подготовка, созревание, вдохновение, проверка — и соотнести ее с имеющимися исследованиями по психологии мышления, то при всей условности схемы такое соотнесение позволяет констатировать, что первое и четвертое звено творческого процесса изучаются намного более интенсивно, чем второе и третье. Следовательно, в настоящее время именно им необходимо уделить особое внимание. Исследование «вдохновения» на лабораторных моделях и есть изучение условий возникновения и функций эмоциональной активации, эмоциональных оценок, возникающих по ходу решения мыслительных задач. Например, в работах по психологии научного творчества убедительно показывается, что деятельность ученого всегда опосредована категориальным строем науки, развивающейся по своим законам, независимым от индивида, но вместе с тем допускается известное противопоставление «субъективно-переживательного» и «объективно-деятельностного» плана, которое можно упрекнуть за эпифеноменолистическую трактовку «переживаний», т. е. функций эмоционально-аффективной сферы [4;21-34].
Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как:
– смелость мысли, склонность к риску;
– фантазия;
– проблемное видение;
– умение мыслить;
– способность находить противоречие;
– умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;
– независимость;
– альтернативность;
– гибкость мышления;
Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...
... предпочтения человека. Значение методик Роршаха, Люшера, Векслера. Бине-Симона в практической деятельности педагога изобразительного искусства. Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей ...
– способность к самоуправлению [2;321].
О. Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:
– возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;
– высокая трудоспособность;
– подчинение творчества духовной мотивации;
– стойкость, упёртость;
– увлечение работой [6;10-14].
В.Моляко считает одной из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе [16;56-57].
Итак, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многими исследователями данной проблемы:
1. Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.
2. Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает.
3. Главной движущей силой является потребность (метапотребность) подтверждения своей ценности, называемая также губристической потребностью. Она удовлетворяется в основном благодаря осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий, благодаря созданию новых форм или разрушению старых.
4. Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Именно трансгрессии позволяют формировать его личность и обогащать культуру. Развитие — главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья.
5. Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).
6. Действия человека, особенно его мысли и действия, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным[15;76-85].
Содержание представленных предпосылок показывает, что мы имеем дело с позитивной концепцией человека, который, будучи одаренным свободой выбора, управляет своим поведением, переходит границы собственных достижений и возможностей, стремится к развитию и высокой самооценке и изменению своей Я-концепции.
С психологической точки зрения особый интерес представляет выделение в познавательном элементе трех категорий творческой личности:
1. К первой относятся суждения о мирах: материальном, общественном и символическом, являющихся интерсубъективными, т. е. существующими объективно, независимо от воли человека. Здесь находятся не только общественные знания, приобретенные в процессе учебы. Личность, осуществляя творческие действия, формулирует также личные мнения на тему человеческого естества.
Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации
... видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития'' (1, с. 44-45). & ... Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. ...
2. Соотносительные суждения (описательные и оценивающие) касаются отношений и связей, существующих между внешним миром и самим собой.
3. В познавательном элементе находятся также суждения о самом себе, называемые самознаниями, представлением самого себя, или концепцией Я. Из этих суждений формируется позитивный или негативный образ собственной личности.
Познавательный элемент личности обеспечивает ей ориентацию в мире, позволяет понять сложные связи «я — другие», дает знания о себе самом, необходим в процессе формирования общего мнения о действительности, а также играет значительную роль в защитных действиях личности.
Третьим элементом личности, называемым далее волей, является мотивационный элемент. Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет на расходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью третьего элемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.
Я. Козелецкий классифицирует потребности творческих людей, принимая в качестве критерия пространство, в котором они функционируют. Согласно этому критерию он выделяет четыре их вида:
– Первый — жизненные потребности (основные, естественные), являющиеся врожденными, сформированными генетически. Их удовлетворение необходимо для поддержания существования индивидуума и рода Homo sapiens.
– Вторая группа представляет собой познавательные потребности, которые человек удовлетворяет в области науки, философии, литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики (потребность в компетенции, информации, эстетические потребности).
– Третья группа проблем является более сложной. К ней относятся социальные проблемы, названные автором интерперсональными (например, потребность аффилиации, любви, братства, доминирования или власти над другими, потребность социальной безопасности).
Эту группу потребностей можно удовлетворить во внешнем пространстве.
К последней группе принадлежат личные потребности, более других связанные с внутренним миром субъекта. Они в большей мере влияют на уникальность и неповторимость личности. Сюда автор относит такие потребности, как потребность индивидуальных достижений, потребность собственной ценности, потребность смысла жизни, или трансценденции [9; 76 – 85].
Следующим составным элементом личности является эмоциональный элемент. Он очень сложен и охватывает постоянные нейрофизиологические и психические системы, генерирующие эмоциональные состояния и процессы, аффекты и настроения. Уникальным свойством эмоционального элемента является то, что он связан почти со всеми элементами личности. Оценочные суждения насыщены позитивными или негативными эмоциями. Эмоциональность относится к главным измерениям темперамента и невротичности. Эмоциональные структуры включаются в мотивационные процессы, поэтому эмоциональность «обслуживает» все остальные составные элементы творческой личности. Козелецкий выделил еще один элемент личности — личный, понимаемый им как глубокая нейрофизиологическая, психическая и духовная структура, в которой находится экзистенциально-тождественное (личностное) содержание, касающееся данного лица [7;79-83].
Творчество субъекта, личности следует рассматривать, учитывая макросоциальные факторы: культурные, политические и экономические. Системные концепции творчества ломают «персонологическую» точку зрения, согласно которой творчество ограничивается человеческим существом — его познанием, психикой или личностью. В системном рассмотрении человек является частью более широкой системы, участвующей в создании творческого произведения [16;39-43].
Человек представлен в творчестве многоразмерно, поскольку он состоит из биологических, психологических и социальных структур, работает на сознательном и бессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам. Человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мире.
Педагогические условия формирования творческой саморазвиваю- щейся личности младших школьников
Чтобы формировать творческую личность в процессе обучения, каждый педагог должен быть знаком с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нем, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы иметь возможность формировать такие качества у школьников начальных классов. Каждый учитель должен уметь диагностировать уровень творчества, знать основные формы, пути и механизмы формирования творческой личности, особенно главную из них – творческую задачу.
Школа должна как можно раньше выявить качества творческой личности у учащихся и развивать их у всех школьников, обращая внимание, конечно, на то, что дети рождаются с разными задатками творчества.
Как показывают исследования, лишь в 13% учеников формируют целевые установки на выявление нового, раньше неизвестного, а у остальных – на механическое запоминание текстов. Чтобы решить эту проблему, учителю необходимо организовать работу с учениками в трех направлениях;
1) правильно формулировать целевую установку (отмечать, перечислять факты, все, что подлежит усвоению; давать общее представление о теме, которую нужно выучить; обращать внимание на новизну изучаемого материала; уделять внимание критике: критическому отношению к учебнику; делать прогнозирование);
2) активизировать контроль за восприятием (непонятное, спорное, неправильное);
3) повышать темп воображаемых операций, обращать внимание на глубину и четкость их осознания, на зрительное представление фактов, изъятие главного, прогнозирование прочитанного, установление причинно-следственных связей, критическое отношение к тексту. Кроме того, стоит напомнить, что хороший результат дает выполнение учителем принципов учебно-воспитательного процесса, которые, в свою очередь, способствуют формированию творческих способностей учеников. Среди них можно назвать:
– принцип развития, который допускает учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников;
– принцип самодеятельности, целью которого является деятельный подход, когда ученики чувствуют себя соучастниками учебного процесса, а идеи учителя полностью овладевают ими;
– принцип самоорганизации, который должен быть хорошо отработанный учителем.
Место учителя на каждом этапе урока, его деятельность можно охарактеризовать глаголами: учит, направляет, помогает. Не менее важное место в развитии ребенка занимают способности, которые обеспечивают производительность труда с интеллектуальной нагрузкой. Опираясь на исследование С.О. Сысоевой, можем назвать такие способности: проблемное видение; способности к выдвижению гипотез, оригинальных идей; способность к выявлению противоречий; умение анализировать, интегрировать и синтезировать информацию; поисково-превращающий стиль мышления; способность к межличностному общению; способность к исследовательской деятельности и тому подобное.
Нужно помнить, что каждый человек – неповторимая индивидуальность, и поэтому она характеризуется своим уникальным набором перечисленных выше качеств. Учитель должен стимулировать развитие недостающих у ребенка способностей – черт, которые способствуют успешной творческой деятельности. При этом большое значение предоставляется диагностической деятельности учителя. Большое значение имеет эта деятельность, когда учитель получает новый классный коллектив. Можно предложить такой критерий оценки уровня творческой деятельности учеников: инициатива, активность; уверенность в своих силах и способностях; нестандартные действия; умение довести дело до конца; поезд к самостоятельной работе; логика мышления; импровизация. Понятия одаренности и творчества взаимосвязаны; направленность на творчество является выразительным признаком одаренности, а одаренность всегда проявляется в определенной сфере творческой деятельности.
Сущность и специфика творчества обобщенно отображается двумя признаками: превращения явлений, вещей, процессов действительности или их образов; новизна, оригинальность идей. Относительно ученического творчества новизна продукта деятельности может иметь не только объективный, но и субъективный характер.
Перестройка внутренних предпосылок, которые обеспечивают творческую активность ученика, может быть осуществлена благодаря:
1) формированию нового педагогического мышления учителя;
2) глубокому изучению личностно творческих возможностей учеников и оценке их сформированности;
3) совершенствованию учебно-воспитательного процесса через:
– реализацию психологических аспектов усвоения знаний;
– проблемно-диалогический подход;
– нестандартный урок и тому подобное.
Развитие творческого потенциала личности требует не только определенных способностей и задатков, но и комфортных условий их развития и формирования.
Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы.
Для детей с творческим потенциалом много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни школа не способствуют раскрытию и реализации возможностей учащихся, то у детей могут возникнуть черты тревожности. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности – с самоуверенностью и негативизмом. Поэтому творческие дети часто оказываются в положении «нежелательных» и «неодобряемых» учеников.
Первое, что должен сделать школьный психолог, – это помочь педагогам и родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ученику понять самого себя, а родителям – своего неординарного ребенка [9, с. 35].
Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Наилучшей может быть такая ситуация, когда на каждого ребенка смотрят как на индивида с особыми возможностями, дарованиями.
На уроках как можно чаще следует давать задания творческого характера. При этом не следует готовить такие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим из возможных, поскольку он ставит в заведомо неравные условия учащихся, делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу как дополнительные после выполнения основных заданий каждым учащимся. При выполнении таких заданий оценивать следует только успех.
Для того, чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ученика не следует оценивать с позиций общепринятых нормативных стандартов. Педагог, родители ребенка должны особо отмечать индивидуальные достижения ученика, при этом оценочный фокус должен быть перенесен с самого ученика на то дело, которое, открытие, которое им сделано.
По отношению к любым детям, а тем более творчески одаренным, являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявление весьма критического, недоверчивого отношения. Творчески развитого ребенка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его «быть как все». Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать школьных товарищей [10, с. 176].
Наиболее правильная форма воспитания таких детей – обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
Большое значение в развитии творческих способностей у детей отводится методике преподавания. Одним из основных условий развития творческого мышления является создание атмосферы, благоприятствующей созданию новых идей и мнений. Первая ступень на пути создания такой атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы – это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываниям детей учителю нужно относиться с уважением. Более того, учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.
Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех этапов:
1. Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.
2. Ребенок рассматривает информацию с разных сторон.
3. Ребенок доводит начатую задачу до завершения.
Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому учитель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.
Педагоги, ставящие своей целью развить у детей творческие способности, должны уделить особое внимание дивергентному мышлению. Согласно Дж. Гилфорду, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность.
Родителям нужно стремиться развивать в детях следующие личностные качества:
1. Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих.
3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
4. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
– они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном и интеллектуальном плане;
– они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Они закрывают тему, когда ребенку становится скучно или непонятно;
– они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;
– они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес [11, с. 48].
Таким образом, для полноценного развития творческой личности ребенка необходимо расширять доступный детям набор интеллектуальных действий, поощрять активное продуцирование идей, причем самых разнообразных и необычных.
Заключение
Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения его технологической и материально-технологической базы ставят перед системой образования, в том числе перед ее начальным звеном, задачу формирования творческой личности. Способность самостоятельно принимать оригинальные решения, определять направления своей деятельности, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного повышения образования и квалификации – эти умения помогут адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни и производства.
Трудно представить себе сферу жизни, в которой не была бы востребована творческая личность. И художественно-познавательная деятельность младших школьников является основой для развития творческих способностей детей.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.
Необходимо отметить, что творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Следует обращать внимание не на продукты творческой деятельности, а на формирование способностей.
Система творческих заданий является открытой системой, предполагающей наличие в ней заданий, требующих выхода за рамки учебной программы; решение заданий повышенной сложности учениками; использование внеучебного опыта и интересов школьников; межпредметный перенос и синтез знаний и способов деятельности и, главное, самостоятельное нахождение проблем, постановку целей творческой познавательной деятельности.
Видимо, это и есть путь столкновения творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша задача – помочь ребенку встать на этот путь.
Список использованной литературы
1. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Губского Е.Ф., Инфа – М.,1997. – 576 с.
2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. – М.: ИПРАН., 1991. С.7.
3. Психология. Словарь\ Под ред. А.В. Петровского – М. :Политиздат, 1990. – 494 с.
4. Теплов Б.М. Способности и одарённость/ Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. С.9-38.
5. Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. – М., 1998. – 268 с.
6. Библер В.С. Мышление как творчество. – М.: Наука, 1983. – 399 с.
7. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М., 1989. – 143 с.
8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ под. ред. Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М., 1981. – 400 с.
9. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983. – 96 с.
10. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. – М., 1960. – 280 с.
11. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980., С.7-20.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1999. – 534 с.
13. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.– СПб.: Изд. Группа «Евразия», 1997. – 430с.
14. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.– Ростов/ Д., 1983. – 173с.
15. Дж. Холт. Залог детских успехов. СПб: «Дельта», 1996. – 480с.
16. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка./ Пер. с англ. – М.:Аквариум, 1998. – 320с.
17. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат,1976. – 144 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. – М., 1996. – 480 с.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983.
20. Левина М. 365 весёлых уроков труда/Беляков Е.А. – М.:Рольф, Айрис пресс, 1999. – 256с.