Тема 1. Научные школы и теории в структуре современной психологии.
- Методологические основы научных школ и теорий.
- Понятие научного изучения личности.
- Компоненты теории личности: структура; процесс; рост и развитие; психопатология; изменение.
- Критерии оценки теории личности.
- Важнейшие проблемы современных теорий личности.
Список литературы
Основная литература
- Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
Дополнительная литература
- Первин О., Джон О. Психология личности: теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер, 2000. – 608 с.
Проблемные задания
- Поясните, что подразумевается под «структурными понятиями» психологических теорий.
- Какие компоненты входят в динамические, мотивационные понятия психологических теорий?
- Проанализируйте современные подходы к проблеме границ семейного воспитания в формировании личности.
Задание для самостоятельной работы
- Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
- Верифицируемость;
- Внутренняя согласованность;
- Гетеростаз;
- Гомеостаз;
- Детерминизм;
- Изменчивость;
- Инвайронментализм;
- Интеракционистский подход;
- Иррациональность;
- Конституционализм;
- Неизменность;
- Объективность;
- Основные исходные положения теорий;
- Персонолог;
- Познаваемость;
- Проактивность;
- Рациональность;
- Структура личности;
- Теории личности;
- Функциональная значимость;
- Эвристическая ценность;
- Экономность.
Тема 2. Предпосылки становления научных школ современной психологии. Научное исследование личности.
- Житейская психология как основа донаучных психологических знаний.
- Идеалистические и материалистические воззрения античных философов.
- Механистический материализм Демокрита.
- Учение о «душе» Аристотеля.
- Морально-этические аспекты учения о душе Сократа и Платона.
- Картезианская философия и дуализм Р. Декарта.
- Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.
- Теория и методы исследования таланта Ф.Гальтона.
- Теория и методы исследования умственных способностей Ч. Спирмена.
- Эмпирическая психология конца XIX в. как синтез философской психологии и психофизиологии.
- Эмпирический подход к изучению личности.
Список литературы
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией ... фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности ...
Основная литература
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
Дополнительная литература
- Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1975.
- Асмус В.Ф. Трактат о душе: вводная статья к книге «Аристотель» // Избранные философские труды: В 2-х томах. Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1969.
- Вундт В. Введение в психологию. – М.: Космос, 1999.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 1999.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985.
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – Изд. 2-е, доп. – М.: Политиздат, 1974.
Задание для самостоятельной работы
- Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
- Артефакт;
- Валидность;
- Гипотеза;
- Дивергентная валидность;
- Естественное наблюдение;
- Зависимая переменная;
- Конвергентная валидность;
- Контрольная группа;
- Корреляционный метод;
- Метод анамнеза;
- Методики самоотчета;
- Многомерные тесты;
- Надежность;
- Независимая переменная;
- Одномерные тесты;
- Принцип осведомленного согласия;
- Прогностическая валидность;
- Проективные методы;
- Стандартизация;
- Фундаментальное исследование;
- Экспериментальный метод;
- Эмпирическая проверка.
Тема 3. Развитие психологической науки XIX столетия
- Первые школы психологии как самостоятельной науки.
- Структурная психология в Германии (В.Вундт).
- Структурная психология в Америке (Э.Титченер).
- Эмпирическая экспериментальная психология в России (Г.И.Челпанов).
- Программа психологии как объективной науки И.М.Сеченова
- Доказательства объективности психологии в трудах И.П.Павлова.
- Психология акта и ее варианты. Вюрцбургская школа.
- Учение Дж. Локка как теоретическая основа интроспективной психологии.
- Функционализм в американской школе.
- Функционализм в европейской науке.
- Значение функционализма для становления прикладной психологии.
- Французская школа эмпирической психологии и новые методы исследования – психопатология, гипноз, тесты.
- Успехи психологии 1900-х гг. и кризис ее методологических основ.
- Теории кризиса.
Основная литература
1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...
... методологической основой психологии. В свою очередь психология обогащает Философию и т.д. Психология связана с общественными науками: историческая психология, математика, математическая статистика, технические науки, педагогика, биология, ... например: фиксируются в научной литературе. 4)по методам получения. В житейской ограничивается наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам ...
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
Дополнительная литература
- Джемс В. Психология. – М.,1991.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Соцэкгиз, 1960.
- Петровский А.В. История советской психологии: Формирование основ психологической науки. – М.: Просвещение, 1967.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.
Задание для самостоятельной работы
- Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
- Естественный эксперимент;
- Зоопсихология;
- Материалистические основы отечественной психологии;
- Нейропсихология;
- Психофизиология;
- Рефлекс;
- Физиология высшей нервной деятельности;
- Французский материализм;
- Экспериментальная психология.
Тема 4. Развитие научных школ в первой половине XX cтолетия.
- Бихевиоризм Дж.Уотсона.
- Объективная психология и рефлексология В.М.Бехтерева.
- Реактология К.Н.Корнилова.
- Психоанализ З.Фрейда.
- Индивидуальная психология А.Адлера.
- Аналитическая психология К.Юнга.
- Направления неофрейдизма (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен).
15 стр., 7212 слов
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка
... § 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей ... 68 Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального^ развития личности Э. Эриксона..........72 § 1. Эго-психология Э. Эриксона................72 § 2. Методы ... будет для студентов, обучающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапа
Французский психоанализ (Ж.Лакан).
- Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже.
- Становление и развитие деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
- Школа П.Я.Гальперина.
- Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна.
Основная литература
1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
Дополнительная литература
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.-496 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
- Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. Т.2. — М., 1983..
- Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер, 2000. – 608 с.
Проблемные задания
- Проанализируйте основные направления поведенческой психологии в России.
- Определите значение теории Ж. Пиаже для становления когнитивной психологии.
- Охарактеризуйте основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
- Сравните представления об исторической природе сознания человека в теориях французской социологической школы и теории Л.С. Выготского.
- Обоснуйте или опровергните утверждение З.Фрейда о том, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащих в основе человеческого поведения.
Задания для самостоятельной работы
- Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
- Агрессивный инстинкт;
- Бессознательное;
- Бихевиоризм;
- Вытеснение;
- Защитные механизмы;
- Зона актуального развития;
- Зона ближайшего развития;
- Идентификация;
- Когнитивная психология;
- Коллективное бессознательное;
- Отрицание;
- Проекция;
- Самость;
- Стиль жизни;
- Сублимация;
- Тревожность;
- Фикционный финализм.
- Сравните поведенческую психологию, разрабатываемую в России, и бихевиоризм Дж. Уотсона.
- Докажите, что психоаналитическая теория – это пример психодинамического, клинического подходов к личности.
- Опишите концепцию архетипов К. Юнга. Какой архетип К.Юнг связывал с достижением самореализации в зрелости?
- Сравните и противопоставьте позиции А.Адлера и К.Юнга по следующим темам: определяющая цель жизни; причины психопатологических проявлений; природа человеческой мотивации.
Тема 5. Развитие психологической науки во 2-й половине XX века
- Социально-когнитивное направление в теории личности: А. Бандура, Д. Роттер.
- Когнитивное направление в теории личности (Д. Келли).
- Структура личности в теории Б.Г. Ананьева.
- Развитие гуманистического направления в психологической науке.
- Экзистенциальная психология.
- Основные положения логотерапии В. Франкла.
Основная литература
Теория группового развития Бенниса и Шепарда
... принятых группой целей. .1 Как создавалась теория группового развития Теорию группового развития, сформулированную Беннисом и Шепардом в середине 50 ... что результатом подобного анализа явится возросшая компетентность личности в отношении собственных мотивов, интенций, фрустраций, вообще ... Фаза II: взаимозависимость Заключение Список используемой литературы Введение Зависимость и взаимозависимость - ...
1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
Дополнительная литература
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.
- Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.
- Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. – М. Просвещение, 1989.
Проблемные задания
- Охарактеризуйте экспериментальные теории личности.
- Охарактеризуйте суть факторного подхода к оценке личностных черт.
- Поясните суть типологического подхода.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
- Вербальное кодирование;
- Внешнее подкрепление;
- Локус контроля;
- Моделирование;
- Потребность;
- Психологическая ситуация;
- Самоподкрепление;
- Самоэффективность;
- Свобода деятельности.
2. Сопоставьте структуру индивидуальности в подходах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Э.А. Голубевой.
3. Сопоставьте концепции Д. Роттера и А. Бандуры, обосновав необходимость рассмотрения обоих теоретиков как представителей социально-когнитивной точки зрения на личность.
Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений
... развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. ... место возникновения: 1950-е годы, США. Представители: Абрахам МАслоу, К.Роджерс. Задание 4. Определить, психологи, какой сферы какие из перечисленных задач ...
Тема 6. Развитие психологического знания в конце XX – начале XXI вв.
- Развитие персонологии.
- Основные понятия феноменологического подхода.
- Проблема качественных методов в психологии.
- Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности.
Основная литература
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
Дополнительная литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.
- Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
Проблемные задания
- Поясните ценность альтернативных направлений современных исследований.
- Проанализируйте исследования когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования.
- Проанализируйте взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в поведение.
- Какое из направлений (психодинамическое, когнитивное, феноменологическое, бихевиоральное и т.д.), по вашему мнению, будет иметь самое большое влияние на будущие исследования личности человека?
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
- Анамнестические исследования;
- Интеракционистский подход;
- Когнитивный процесс;
- Междисциплинарный подход;
- Социоаналитическая теория;
- Схема;
- Точка зрения, ориентированная на ситуацию;
- Точка зрения, ориентированная на человека;
- Эклектизм;
- Я-схема.
- Проанализируйте нейрофизиологические, биохимические и генетические основы личности, представленные в различных теориях.
- Проанализируйте проблемы, относящиеся к практической деятельности человека.