Тема 3. Системы классификаций индивидов с психическими расстройствами

Кандидат психологических наук, Дубровина Светлана Валериевна.

Тема 1. Введение в клиническую психологию.

1. Написать эссе на тему: «Значение данного курса для профессиональной подготовки психолога».

2. Выписать определения «клинической психологии» данные в учебнике Б.Д. Карвасарского, в учебнике В.Д.Менделевич, в учебнике М.Перре, У.Бауманн. Провести анализ сходств и различий в определениях. Представить в виде таблицы.

3. Подобрать батарею методик на определение «внутренней картины болезни». Дать краткое описание каждой методики: автор, год создания, цель, описание шкал.

Рекомендуемая литература

 

1. Клиническая психология (учебник. Под ред Б.Д.Карвасарского (2-е изд-е, стереотипное) СПб,: 2006.

2. В.Д.Менделевича. Клиническая и медицинская психология. МедПресс. 1998.(любое издание).

3. М.Перре, У.Бауманн. «Клиническая психология» 2-е международное издание. Питер. 2007. с.38-41.

Тема 2. Этические принципы и нормы в работе клинического психолога

Представить основные положения этического кодекса клинического психолога

2. Обозначить основной принцип длякаждой этической модели.

Рекомендуемая литература

1. Клиническая психология : учебник / Ред. Б.Д. Карвасарский. — СПб. : Питер, 2004.

2. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учебное пособие. – М.: Медицина, 1989.

Тема 3. Системы классификаций индивидов с психическими расстройствами

 

1. Разобрать общие положения основных классификационных систем: МКБ, ICIDH, DSM. Составить таблицу главных критериев МКБ-10, показать основные отличия от DSM-IV.

Рекомендуемая литература

Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана.- СПб.: Питер, 2002. – (Серия «Мастера психологии»).

Глава 6.

Тест (вариант 1)

 

 

1. Кто первым ввел в оборот термин «клиническая психология»?

2. Какие термины могут быть использованы для описания клинических аспектов деятельности психолога помимо термина «клиническая психология»? Чем они различаются?

3. В какой научной области зародилась клиническая психология?

4. Какие задачи ставила перед клинической психологией психиатрия?

5. Какова была цель привлечения клинического материала для решения вопросов общей психологии?

15 стр., 7378 слов

Основные направления клинической психологии

... употребление термина "клиническая психология". Однако зачастую термины "клиническая психология" и "медицинская психология" употребляются синонимично. При этом термином "клиническая психология" пользуются специалисты, работающие преимущественно в психологическом направлении (психологи, психотерапевты). Термин "медицинская психология" употребляется специалистами ...

6. Чем отличается принятая в нашей стране трактовка патопсихологии, предложенная Б. В. Зейгарник, от трактовки, принятой в зарубежных странах?

7. Из каких разделов состоит современная клиническая психология?

8. Какая модель основана на представлении о психотерапии как о методе лечения в сферах психической и соматической деятельности?

9. В структуру клинической психологии не входит раздел

10. Какое понятие «шире»: расстройство или болезнь. Почему?

11. Для характеристики каких состояний используется понятие «болезнь» ?

12. Какая область в системе классификаций болезней МКБ-10 содержит перечень психических расстройств?

13. Опишите понятие «Роль больного» .

14. Можно ли понимать здоровье человека как отсутствие у него болезней или дефектов? Почему?

15. Расположите цепочку причин и следствий в модели болезни в хронологическом порядке:

16. Как определяется понятие «нормы» в клинической психологии?

17. Что такое предписанные обществом нормы поведения?

18. Как в клинической психологии называют индивидуальную оценку человеком своего состояния?

19. Какое явление является основным признаком продромальной фазы расстройства?

20. Какое условное количество причин можно предполагать в возникновении и развитии психического расстройства?

21. Что такое уязвимость?

22. Кратко опишите суть реабилитационного процесса.

23. Какие задачи, решаются с помощью методов нейропсихологической диаг­ностики?

24. Какими проблемами занимается детская нейропсихология?

25. Какие факторы влияют на формирование внутренней картины болезни?

26. Вставьте упущенный компонент структуры внутренней картины болезни. В структуре внутренней картины болезни выделяют следующие основные компоненты: чувственный, эмоциональный, интеллектуальный и …

27. Диссимуляция — это…

28. Анозогнозия — это…

29. Ипохондрия — это…

30. Симуляция — это…

31. Какие блоки работы можно выделить в сфере деятельности клинического психолога ?

32. Дайте самостоятельно определение понятию «клинический фактор».

33. Какие виды клинической экспертизы вы знаете?

 

Тест (вариант 2)

1. Кому принадлежит термин «клиническая психология»?

а) Кречмеру

б) Жанэ

в) Уитнеру

г) Фрейду

 

2. В сфере деятельности клинического психолога выделяют следующие направления работы, кроме

а) блок коррекционно-реабилитационных мероприятий

б) диагностический блок

в) терапевтический блок

г) участие в экспертной работе

 

3. В структуру клинической психологии не входит раздел

а) патопсихология

б) нейропсихология

в) психосоматика

г) анатомия

 

4. Какое понятие «шире»?

а) расстройство

б) болезнь

 

5. Понятие «болезнь» используется для характеристики таких состояний, которые

а) уже не выглядят нормальными, а потому нуждаются в особом объяснении

б) соответствуют субъективному впечатлению человека, который и сам называет себя больным

 

6. Какая область в системе классификаций болезней МКБ-10 содержит перечень психических расстройств?

7 стр., 3368 слов

вопросы Антикризисное управление. Понятие и роль кризиса…

... управления персоналом, их классификация. 54 50. Особенности антикризисного управления персоналом. 55 1. Понятие кризиса. Роль кризиса в социально-экономическом развитии. В современной литературе еще не установилось ...

а) III (Q);

б) X (A)

в) VII (L)

г) V (F)

 

7. «Роль больного» это

а) социальное явление

б) биологически обоснованное явление

в) интрапсихическое (внутриличностное) явление

 

8. Можно ли понимать здоровье человека как отсутствие у него болезней или дефектов?

а) да

б) нет

 

9. Расположите цепочку причин и следствий в модели болезни в хронологическом порядке:

а) болезнь — роль больного — причина болезни — плохое самочувствие

б) роль больного – причина болезни – плохое самочувствие – болезнь

в) причина болезни – болезнь – плохое самочувствие – роль больного

г) причина болезни – роль больного – болезнь – плохое самочувствие

 

10. Понятие «нормы» в клинической психологии

а) определяется посредством опытных среднеарифметических данных

б) устанавливается в каждом конкретном случае, исходя из множества факторов

 

11. Предписанные обществом нормы поведения это

а) статистическая норма

б) идеальная норма

в) социальная норма

г) функциональная норма

 

12. Субъективная норма это

а) желаемое состояние «более высокого уровня»

б) индивидуальные оценки

в) общезначимое «состояние совершенства»

 

13. Укажите пропущенный этап в применении модели болезни: 1) наблюдение; 2) …; 3) дополнительная проверка

а) эксперимент

б) беседа

в) оценка

 

14. В возникновении и развитии психического расстройства

а) можно предполагать наличие конкретной причины

б) необходимо учитывать цепочку причин

 

15. Уязвимость это

а) влияние окружения на течение заболевания

б) приобретенный в раннем детстве риск заболевания

 

16. Какая модель основана на представлении о психотерапии как о методе лечения в сферах психической и соматической деятельности?

а) клиническая (медицинская)

б) психологическая

 

17. Вставьте упущенный компонент структуры внутренней картины болезни. В структуре внутренней картины болезни выделяют следующие основные компоненты: чувственный, эмоциональный, интеллектуальный и …

а) когнитивный

б) мотивационный

в) суггестивный

 

18. Психологическая помощь в общесоматических лечебно-профилактических учреждениях оказывается клиническим психологом

а) самостоятельно

б) совместно с врачом-терапевтом

в) совместно с врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом