Тема 2. Система профориентации

Профессиональная деятельность профориентолога

Рассмотрим области деятельности профориентолога:

• профессиональные учебные заведения: оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве, мо­тивирование профессионального развития и мони­торинг этого процесса, стимулирование профессио­нального становления, преподавание дисциплины «Основы профориентологии»;

• службы занятости населения: психологическое кон­сультирование в выборе профессии и профессио­нальной ориентации, психологическое просвеще­ние сотрудников служб занятости;

• государственные и коммерческие предприятия: пси­хологическое консультирование сотрудников, испы­тывающих профессиональные трудности, кризис, не­удовлетворенность, переживающих конфликт; помощь службам развития персонала; формирова­ние резерва на выдвижение; прогнозирование карь­еры; определение профпригодности, участие в атте­стации работников;

• центры психологического консультирования: оказа­ние помощи и поддержки людям, испытывающим трудности и конфликты в профессиональной жизни; проектирование альтернативных сценариев профес­сиональной биографии.

Таким образом, в деятельности профориентолога можно выделить следующие функции: диагностичес­кую, прогностическую, консультативную, профессиографическую

Основные виды деятельности профориентолога:

• профессиональное консультирование, связанное с адекватным выбором профессии и форм подготовки, проектированием и сопровождением профессио­нальной карьеры, сменой профессии;

• психологическая профилактика, направленная на предупреждение негативных явлений, обусловлен­ных длительным выполнением одной профессио­нальной деятельности, на создание благоприятного психологического климата и предупреждение про­фессиональных конфликтов;

• психологическая помощь безработным, а также ра­ботникам, переживающим кризисы профессиональ­ного развития и конфликты профессионального са­моопределения; психологическое обеспечение профессионального самосохранения;

• диагностика, позволяющая определять профессио­нальную пригодность, готовность и предрасполо­женность к выполнению профессиональной деятель­ности, психологическое здоровье, профессионально важные качества и деформации, психические состо­яния в трудовом процессе;

• разработка профессиограмм, моделей специалиста, экспертиза факторов результативности деятельнос­ти, конструирование методик аттестации работников;

• мониторинг профессионального развития, включа­ющий создание банка данных, рекомендаций по пе­ремещению и оптимальному использованию специ­алистов;

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический инфантилизм Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. ... а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого ...

• психологическое сопровождение профессионально­го образования, профессионального роста и карье­ры персонала.

 

Тема 2. Система профориентации

Профессиональная ориентация — это сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социаль­ными, образовательные с психологическими. Участвуют в профориентационной работе многие социальные институты: система образования всех уровней, семья, общественность, средства массовой ин­формации, предприятия, специальные службы.

Государственная система профориентации в России представля­ет собой совокупность государственных и муниципальных органов и организаций, деятельность которых направлена на развитие профес­сиональной ориентации, образование, содействие занятости, здраво­охранения, социальной защиты и психологической поддержки граждан.

Основными субъектами государственной системы проф­ориентации являются: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержки населения, учреждения (центры) профориентации и психологической поддержки населения Минтруда России, подразделения профориентации и психологической поддержки насе­ления территориальных органов Минтруда России по вопросам заня­тости населения, образовательные учреждения разных типов и видов, органы местного самоуправления.

Рассмотрим более подробно компетенцию государственных уч­реждений (центров) профориентации и психологической поддержки населения, центров занятости населения, а также образовательных учреждений — основных субъектов профориентации.

К учреждениям профессиональной ориентации и психологиче­ской поддержки населения относятся учреждения, основной деятель­ностью которых является профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, со­циально-профессиональная адаптация и психологическая поддержка различных категорий населения Российской Федерации.

Учреждения (центры) профориентации и психологической под­держки населения:

— осуществляют координацию и информационно-методическое обеспечение деятельности в области профориентации и психологической поддержки населения в соответствующей территории;

— осуществляют научно-методическую деятельность в пределах своей компетенции;

— оказывают психолого-профориентационные услуги различным категориям населения, обеспечивают гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг;

— -оказывают на договорной основе дополнительные психолого-профориентационные услуги населению и организациям; реализуют дополнительные образовательные программы в области профориентации и психологической поддержки населения.

Территориальные органы Минтруда России по вопросам заня­тости:

— информируют и консультируют граждан» обратившихся в службу занятости в целях выбора (перемены) сферы деятельности, вида профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства;

— осуществляют профессиональное консультирование безработных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда;

12 стр., 5670 слов

Педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении подростка

... ребенку избежать своих ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в ... по-разному. Так, психолог А.Д. Андреева рассматривает психологическую поддержку как процесс. Она поясняет, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ...

— обеспечивают психологическую поддержку безработных граж­дан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния и
разрешения психологических проблем, препятствующих их профес­сиональной самореализации.

Учреждения образования:

— обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом;

— способствуют развитию трудовой мотивации, профессиональ­ных интересов и формированию профессиональных склонностей учащихся;

— проводят системную профориентационную работу, привлекая для этих целей специалистов соответствующих организаций и учре­ждений, а также родительскую общественность;

— организуют профессиональное просвещение и консультирова­ние учащихся, формируют у них на основе комплексного изучения личности профессиональные намерения, сознательный подход к выбору профессии в соответствии с их индивидуальными психологическими особенностями, состоянием здоровья, а также потребностями региона в кадрах;

— обеспечивают мероприятия профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профес­сионального образования;

-создают условия для социальной адаптации студентов (слушателей) и их адаптации к будущей профессиональной деятельности; способствуют формированию профессиональной мобильности выпускников;

— организуют мероприятия по формированию у студентов (слушателей) адекватного представления о рынке труда и требованиях ра­ботодателей, эффективных способов поведения на рынке труда.

Службы практической психологии образования:

— содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;

— создают психологические условия для развития и проявления познавательных и творческих способностей, формирования нравст­венных качеств личности;

— оказывают психологическую помощь педагогическим коллек­тивам и родителям в преодолении отклонений в психическом разви­тии учащихся;

— внедряют достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.

Профессиональная ориентация – система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. (БСЭ)
Профессиональная ориентация- комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных:
-на формирование профессионального призвания;
— на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Основными формами профессиональной ориентации являются:

— профессиональное просвещение;
— профессиональное самоопределение;
— профессиональное консультирование;
— трудоустройство;
— профессиональный отбор;

20 стр., 9834 слов

Психология профессионального развития проблема профориентации ...

... бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более летальное познание способностей школьников. Бюро ...

 

История становления профориентации

Начало профориентации нередко относят к 1908 г.-к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США).

Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.
В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.
Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.
Данных, подобных приведенным выше, имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.
Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические данные рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками — повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.
Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей.
Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Френсис Гальтон.
В январе 1908 года в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более летальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.
В своей работе бюро руководствовалось следующими положениями:
по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору;
профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;
никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта; молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу; выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.
В США больший акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники. По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот период телефонистка должна была производить до 150 соединений в час, т. е. каждые 10 с. нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Многие телефонистки такой нагрузки не выдерживали и увольнялись с работы. Это было невыгодно предпринимателям. Поэтому и возникла необходимость разработки рекомендаций по профотбору кандидатов в телефонистки по их психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась.
Первая мировая война (1914-1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.
Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему «человек-техника». Все острее стало осознаваться, что не каждый желающий может управлять сложным техническим устройством-для этого необходимы знания, способности и соответствующие навыки. Война существенно обострила интерес к вопросам соотнесения способностей человека с требованиями профессий. Тем самым была подготовлена почва для развертывания научно-исследовательских работ по тестовым методам оценки личности. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск. Созданный тест рассматривался как психологическое оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований и результаты их хранились в тайне. На основании исследований производилось отчисление «негодных лиц», назначение на «черные работы» неспособных к строю, комплектование унтер-офицерских и офицерских школ, выравнивание частей по уровню интеллектуальности, набор в специальныечастиит.д.
Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие – междисциплинарного научного знания.

4 стр., 1801 слов

Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.

... ред. А.И. Щербакова. - М., 1987. - С. 103 - 121.   Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.   Младшие школьники имеют значительные резервы развития. В этот ... действий, · рефлексия, · мотив достижения успеха.   В целом младший школьный возраст не имеет больших трудностей для работы учителя, но вместе с тем надо помнить, что именно ...

27 стр., 13077 слов

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками

... профориентации изучен достаточно подробно, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа ... подростком своих способностей для освоения профессии. оптимальные социально-педагогические условия для самостоятельного решения проблем профориентации подросткам; организованно активизирующее консультационное ...

 

Развитие профориентации в России, СССР и Российской Федерации

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г., но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус. Фактически это была еще не профориентация, а трудоустройство.

В «Кающемся энциклопедисте» (1900) в разделе, посвящен­ном выбору профессии, выделены четыре типичных варианта выбора: согласно семейным традициям; случайно, необдуманно; по призванию; по расчету. До революции в России издавались журналы, в которых содержалась информация о профессиональ­ных учебных заведениях: «Студенческий альманах», «Адрес-кален­дарь» и др.

Еще до революции в Санкт-Петербурге профессор Н.Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М. А. Рыбникова и И. А. Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии.

В целом В дореволюционной России профориентации как са­мостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия создавались.

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марк­систской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И.Ленина) была со­здана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин-ском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору про­фессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен воп­рос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно вопросами профориентации молодежи занималась Н. К. Крупская.

Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (проф­отбора) занимались педологи. В 1930-е гг. Центральная лаборато­рия по профконсультаций и профотбору ВЦСПС начала разраба­тывать систему школьной профориентации. В 1932 г. был создан штаб по координации исследований проблем школьной проф­ориентации. Таким образом, в период нэпа и в начале 1930-х гг. профориентация активно развивалась.

2 стр., 768 слов

Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога

... 200 человек, но его результат можно распространить фактически на всех людей. В работе школьного психолога статистические методы так же могут иметь очень большое значение. К примеру, ... объяснить их взаимовлиянием. Как видим, корреляционный анализ может стать очень полезным в работе школьного психолога. Полезным, в первую очередь, для выяснения сопряженности явлений и их прогнозирования. ...

В 1936 г. вышло печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заме­тим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой пщ ред лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбора…).

В 1937 г. — отмена трудового обучения в школе и резко свертывание профориентационной работы. Таким образом, в пе­риод сталинского тоталитаризма профориентацию, реально свя­занную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 1960-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориента­ции в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководи­тель А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель Б.А.Федоришин); орга­низован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР — НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель А. М. Голомшток).

Таким обра­зом, в период хрущевской «оттепели», т.е. в период возрождения некоторых демократических свобод, в стране наблюдалось явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом (и даже примитив­ном) уровне.

В годы брежневского правления (с середины 1960-х гг. до середи­ны 1980-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разра­боток еще более понизился. Это было время, когда на официаль­ном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «…на завод!», …на комсомольскую стройку!» В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяй­ства и обороноспособности страны. В итоге ущемления многих сво­бод в этот период профориентация стала деградировать.

Правда, уже с середины 1980-х гг. в стране стала вызревать по­требность в существенных изменениях, и прежде всего в плане Увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Ос­новные направления реформы общеобразовательной и профессио­нальной школы», где особое место уделялось развитию трудового Обучения и профориентации молодежи.

В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:

— создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах — множество пунктов и профконсультаций — ПКП (в Госкомтруде СССР все это курировал О. П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически и для становления школьной психологической службы);

— на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили );

12 стр., 5755 слов

Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью

... профориентационная работа с молодежью. Предмет исследования - интерактивные методы профориентационной работы с молодёжью. Задачи исследования: .Проанализировать понятия: «профориентация», «методы профориентации», «интерактивные методы профориентационной работы». ... и С.Т. Шацкий. Теоретическими и методическими основами профориентации в СССР занимался психолог Е.А. Климов. Его классификация профессий ...

-наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался);

— в итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совер­шенствования.

Таким образом, рост свободы в обществе вызвал резкое воз­рождение и развитие школьной профориентации.

На смену горбачевской «перестройки» пришла эпоха «демо­кратических преобразований», начавшаяся в августе 1991 г.

В 1991 г. вышел «Закон о занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости (заметим, что в США для рабо­ты в бюро по трудоустройству требования к подготовке специали­стов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры).

В 1992 г. вышел Закон РФ «Об образовании», и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориента­ции.

К сожалению, школьная профориентация была почти разру­шена, что усугублялось неясностью в вопросе о ее подчинении: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населе­ния «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная ус­луга» (по принципу: «Школа не в нашем ведении»).

К счастью, отдельные местные начальники иногда поддержи­вали руководителей оставшихся Центров профориентации моло­дежи, т.е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономи­ческого абсурда. Кроме того, некоторые руководители Центров занятости населения все-таки делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшекласс­никами, получая зарплату в Минтруда (за это таких руководите­лей не раз наказывали, но, видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки осталась).

Один из примеров невнимания к школьной профориента­ции — Второй съезд школьных психологов в Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упомина­ния о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностике, психотерапии, хотя и психодиагностика, и психокоррекции, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают школьнику решить главный вопрос — что делать после школы, т.е. вопрос самоопределения.

Как это ни удивительно, но профориентация частично перекочевала в коммерческие структуры — в виде «профотбора персонала». К сожалению, это также свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 1920-е гг. Г. Мюстенберг говорил, что со временем профотбор должен постепен­но заменяться профконсультацией. В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадек­ватные тесты, но самое печальное, что такой профотбор прак­тически исключает выход на серьезный уровень профессиональ­ного и личностного самоопределения (претендент — это лишь «обследуемый с помощью тестов»).

Таким образом, сейчас для профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают.

На рубеже XX и XXI вв. появились надежды на возрождение и развитие профориентации, и для этого были серьезные основания. Например, директора некоторых школ, понимая необходимость профориентационной работы, привлекают к ней психологов и педагогов. Но без должного научно-методического руководства и контроля, к сожалению, зачастую эта работы превращается в про­фанацию: подростков тестируют с помощью методик, предназна­ченных явно для других целей, и выдают рекомендации о выборе профессии. Есть примеры возрождения профориентации в бо­гатых и относительно стабильных нефтяных компаниях, где профориентация рассматривается как элемент кадровой полити­ки. Но и здесь многое делается напоказ, т. е. сама профориентация не рассматривается как глубокая, системная и растянутая во вре­мени работа: нередко профориентация проводится в сжатые сро­ки (в течение двух-трех дней), с большими массами школьников (от 80 до 100 человек) и по очень интенсивным программам (по 8 — 10 ч в сутки).

12 стр., 5850 слов

Система профориентационной работы во вспомогательной школе

... Беседа, интервью с администрацией и педагогами вспомогательной школы. Раздел I. Система профориентационной работы во вспомогательной школе 1.1 Профессиональная ориентация. Её содержание и формы ... профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением деятельности учащегося, опосредованной факторами профориентации и их личностной установкой на модель профессионала. Управленческая - ...

К сожалению, недопонимание важности профориентационной работы (как со школьниками, так и со взрослым населением) приводит к тому, что средства, вложенные в профориентацию, часто расходуются неразумно. Например, после недальновидных заявлений и соответствующих действий некоторых высокопоставленных чиновников из Московского департамента занятости ушли с работы около половины профконсультантов, на подготовку которых в свое время было затрачено много бюджетных средств.

В итоге получается, что в 1930-е гг.- развитие профориентации ограничивалось политическими способами, в 1970-1980-егг.- бюрократическими, а сейчас – экономическими мерами. Т.е периоды расцвета профессионального самоопределения в определенной степенью связаны с уровнем реальной свободы выбора для большинства населения данного общества. А это значит, что сама профориентация

(и конкретные методы профориентационной помощи) должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства.[1]

 

[1] Пряжникова Е.Ю, Пряжников Н.C/ Прфориентология-М.2005.-С7