Психологические особенности труда юриста

Тема 2. Психология юридического труда

Психологические особенности труда юриста

Задачи и специфика психологии юридического труда

Психология юридического труда – отрасль юридической психологии, которая изучает психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности юриста, и решает следующие задачи:

1) создание типовых профессиограмм – объективных характеристик юридической деятельности и психограмм – профессионально значимых свойств и качеств, нацеленных на отбор кандидатов для правоохранительных органов (следователей, прокуроров, судей, сотрудников овд и т.д.)

2) определение психологических закономерностей подготовки юридических кадров к профессиональной деятельности в высших учебных заведениях;

3) изучение специфики профессионального риска – кризисов профессионального роста, стрессов, конфликтов, деформаций;

4) исследование детерминирующих факторов, динамики, средств оптимизирующих выполнение различных юридических действий;

5) разработка и апробирование специальных психологических техник (психологических приемов), повышающих эффективность труда юриста.

Деятельность юриста относится к социономическому виду профессий типа «человек – человек» (человек – группа и человек – общество), так как связана с постоянным взаимодействием с людьми, оцениванием их поступков с позиций закона. Юрист нередко в самых кризисных ситуациях жизни людей должен решать их судьбу на основе норм права, эта профессия несет в себе высочайшую значимость и ответственность.

Юридическая деятельность представляет собой сложную в социальном отношении открытую систему, поскольку включается в более широкий контекст правовой системы общества и решает поставленные государством задачи правосудия, личной и общественной безопасности, борьбы с преступностью. На этой основе в процессе профессионального обучения формируются профессиональная мотивация, в которой ведущую роль играют такие побуждения, как стремление к справедливости, любовь к истине, чувство долга, патриотизм, желание помогать людям, оберегать их от бед.

Однако занятия юридическим трудом со временем могут трансформироваться в профессиональную деформацию. Такой деформации способствуют властные полномочия, определенные возможности воспользоваться служебным положением в личных целях, угодливость правонарушителей, желающих избежать наказания, и др. Профессиональная деформация может проявляться в:

— юридическом технократизме – профессиональной узости, выражающейся в формализме, чиновничестве, чванстве;

10 стр., 4906 слов

Профессиональная деятельность юридического психолога

... осуществление консультаций по вопросам оперативно-служебной деятельности. - восстановление работоспособности сотрудников. - осуществление выездов ... численность психологов составляет более 100 человек. Эти психологи проводят психодиагностическую, ... дел России обеспечили выполнение поставленных задач в нелегких условиях нынешнего ... в том числе исследования труда практических психологов ОВД. Решение ...

— нравственном негативизме – недоверии ко всему, неверии в существовании нравственности, честности, уверенности том, что все лгут и нарушают закон;

— злоупотреблении властью – «упоении» властными полномочиями, представлении о своей вседозволенности, уверенности, что ради интересов дела можно нарушать закон.

Наиболее выраженной формой профессиональной деформации является профессиональное предательство – совершение преступлений во взаимодействии с криминальными группами.

Необходимо осознание специфики деятельности юриста:

1) такой вид деятельности четко регламентирован законом. Потребность в соблюдении правовых и нравственных норм является главным социально значимым качеством личности юриста, формирующим ее профессиональное правосознание;

2) деятельность юристов, особенно тех, кому приходится бороться с преступностью носит напряженный, экстремальный характер. Это приводит к нервно-психическим перегрузкам, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний;

3) юрист наделяется определенными властными полномочиями. Он должен руководствоваться только законом. Неисполнение закона может привести к тяжелым последствиям, нанести психологическую травму самому юристу и его близким, запятнать честное имя, сформировать искаженное мнение о его сослуживцах;

4) помимо профессиональных знаний необходимы психологические познания при исследовании различных жизненных ситуаций;

5) в работу юриста невозможно вмешательство и давление со стороны третьих лиц. Он полностью самостоятелен в принятии решений и подчиняется только закону. Это формирует способность самостоятельно принимать решения, чувство ответственности за свои действия (п. 2 ст. 38 УПК РФ, п. ст. 120 Конституции РФ).

Вышеперечисленные особенности деятельности юриста являются наиболее общими для многих ее видов и не затрагивают специфику деятельности. Такой подход необходим для создания типовой профессиограммы и психограммы.

Профессиограмма и психограмма юридической деятельности

Обобщенные профессиографические стороны:

1) Поисковая подструктура – сбор исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач.

2) Реконструктивная подструктура – текущее и завершающее обобщение собранной в процессе профессиональной деятельности информации: выдвижение на базе ее анализа, синтеза и специальных знаний, рабочих гипотез (версий).

3) Коммуникативная подструктура – состоит в получении необходимой информации посредством общения (консультации, опросы, допросы, судебные прения, что наделяет юриста особыми правами и обязанностями).

4) Социальная подструктура – обобщает общественную составляющую в деятельности прокурора, следователя, судьи и т.д. как организаторов борьбы с преступностью (профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника).

5) Организационно-управленческая подструктура – мобилизация специалистов (себя) на реализацию программы (плана) исходя из определенных правил и процедур и включает целенаправленное на них (себя) воздействие.

6) Удостоверительная подструктура – помогает заключить полученную информацию в специальную, законом предусмотренную форму (протокол, постановление, приговор и т.д.), которые отражают весь ход и результаты установления истины по делу и служат доказательством всему процессу познания.

11 стр., 5131 слов

Психология личности и деятельности юриста

... Дать характеристику психологической структуре личности Разобрать особенности эмоциональной сферы Дать анализ роли психологического состояния в юридической деятельности. 1. Понятие и социально психологический анализ ... разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и законом. Так, совместная преступная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем ...

Эффективность юридической деятельности зависит от степени эффективности функционирования у юриста тех или иных психических процессов, состояний, развитости определенных свойств и качеств – слагаемых его психограммы.

Поисковая деятельность включает:

— нормальную работу органов чувств;

— качественное восприятие профессионально значимой информации и наблюдение;

— повышенное внимание к малозаметным особенностям изучаемого объекта.

В реконструктивной деятельности отражаются такие интеллектуальные особенности, как:

— развитое воображение;

— большой объем памяти;

— аналитическое и концептуальное мышление;

— высокий уровень интуиции.

Эффективность коммуникативной деятельности будет во многом зависеть от умений:

— хорошо понимать внутренний мир собеседника, его текущее психологическое состояние, особенности, мотивы;

— устанавливать и поддерживать психологический контакт с собеседником, оказывать на него психологическое влияние;

— эффективно слушать, использовать речевые и неречевые (невербальные) средства общения;

— разрешать (по возможности – предупреждать) конфликтные ситуации;

— быть устойчивым к отрицательным психическим состояниям (преодолевать высокую эмоциональную напряженность труда, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени).

Говоря о социальной подструктуре :

— умение осуществлять психологический анализ криминальных событий, писем, заявлений и жалоб граждан;

— правильно, доступно и понятно разъяснять суть правовой нормы;

— хороший образовательный уровень, широкий кругозор, эрудиция;

— владение риторическими навыками (приходится выступать).

Организационно-управленческие функции (планирование, стимулирование, контроль) предъявляют повышенные требования к таким качествам юриста-руководителя как: развитый интеллект, нервно-психическая устойчивость, коммуникативная компетентность, профессионализм и др.

Удостоверительная деятельность, помимо опыта составления деловых бумаг и документов, включает формирование и развитие специальных умений, необходимых для:

— обоснования и правильной формулировки решения в нормотворческой и правоприменительной практике;

— правильного толкования смысла сообщений, содержащих правовую информацию;

— перевода устной речи (часто весьма безграмотной и беспорядочной) в письменное изложение (документирование различных актов).

 

8 стр., 3561 слов

Консультирование клиентов

... прибегнуть к помощи специалиста, т.е. получить консультацию Среди профессиональных навыков юриста навык консультирования, очевидно, самый востребованный. Кем бы ни работал юрист, какую бы ... сотрудничества от любого клиента, несмотря на особенности его личности, характера, типа поведения. Понятие консультирования клиента Консультирование - процесс взаимодействия юриста и клиента по поводу жизненней ...

Психологическая характеристика консультативной деятельности юриста

Психологические особенности труда юрисконсульта.

Юридическое консультирование – это строго определенная, поэтапная процедура, которая часто используется в юридической практике специалистами разных направлений для ориентации физических и юридических лиц путем правовых советов, обеспечения необходимой правовой информацией и выбора наиболее приемлемого варианта решения проблемы.

Право на юридическую помощь – важнейший конституционный принцип, закрепленный в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ: «… каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». В ст. 2 проекта закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ» консультирование определяется как разъяснение основанных на действующем законодательстве прав и обязанностей юридических и физических лиц, как в устной, так и в письменной форме.

Профессиональные принципы консультирования:

1) целесообразности и целеустремленности (консультация должна иметь четкую цель, решать строго определенную задачу, проблему);

2) добровольности и ненавязчивости (консультируемый вправе в любой момент отказаться от помощи консультанта; качество самой консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта);

3) методической грамотности и компетентности (установление доверительных отношений, хорошая эрудиция, компетентность в области обсуждаемой проблемы, умение грамотно и убедительно консультировать);

4) доброжелательности и безоценочности отношения к клиенту (клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно; консультант должен уметь внимательно слушать, понимать, не осуждать, оказывать психологическую поддержку и помощь);

5) ориентация на нормы и ценности клиента (уважать ценности клиента, это также поможет в будущем повлиять на эти ценности, если они станут рассматриваться как препятствие для нормальной жизнедеятельности);

6) анонимности – никакая информация, сообщенная клиентом, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам (в том числе родственникам или друзьям).

Но есть исключения (о которых юрист должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность юриста;

7) разграничение личных и профессиональных отношений – личные отношения могут препятствовать эффективному осуществлению профессиональной помощи. Если такие отношения появляются, то в интересах клиента следует как можно скорее прервать процесс оказания профессионально помощи.

Виды юридического консультирования

1. В зависимости от целей:

— общее консультирование граждан специалистами в области права;

— специальное консультирование клиентов по направлению деятельности юридических учреждений, органов обеспечения охраны и безопасности, предварительного расследования, прокуратуры, адвокатуры;

— обучающее консультирование работников юридического труда специалистами вышестоящих организаций и учреждений (работу с персоналом, разъяснение содержания законов, правовой политики и т.д.);

8 стр., 3766 слов

Вопрос 35. Использование психологических приемов в рекламном тексте

... проигрыш" или "выигрыш-выигрыш".   Вопрос 35. Использование психологических приемов в рекламном тексте Языковое манипулирование – это отбор и использование таких средств языка, с помощью которых можно воздействовать ... товары. Пример: «Телефоны Samsung. Лучшее, что может дать сотовая связь». Имплицитная информация – это информация, которая явно в тексте не выражена, но существует как подтекст и ...

— договорное консультирование специалистами юр. организаций по организационным, экономическим, профессиональным и др. вопросам.

2. По форме: групповое и индивидуальное, устное и письменное.

3. По содержанию:

— конкретное, осуществляемое по узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т.д. (происходит передача дополнительной информации и морально-психологическая поддержка);

— программное. Это двусторонний процесс решения правовых проблем, консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить субъективизм в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых ими услуг. Главное внимание сосредотачивается на способах обеспечения реальности мероприятий и планов, оказания необходимых услуг, а не на личностной проблеме отдельно взятого клиента.

4. Исходя из частоты встреч с клиентом для дачи консультации и возможной перспективы ведения дела:

— разовое консультирование, когда проблема клиента в ходе одной двух встреч с юристом бывает решена;

— повторное или дополнительное. Когда в ходе первоначальной консультации клиент не выяснил для себя всех интересующих его вопросов либо возникли дополнительные обстоятельства;

— многократное. Когда клиент самостоятельно ведет свое дело в суде и по мере возникновения юр. трудностей обращается к юристу;

— консультирование с перспективой сопровождения клиента вплоть до судебного процесса.

5. В зависимости от степени сложности проблемы клиента для юриста:

— консультирование, проводимое сразу же за интервьюированием, являясь его логическим продолжением. В отношении простых юр. вопросов, не требующих дополнительного изучения лит-ры, закон-ва, практики;

— консультирование, проводимое через определенное время после интервьюирования, когда требуется тщательное изучение вопроса, работа с правовыми базами данных, подготовка ответа, согласование консультации со специалистами иных направлений.

Отдельный вид: консультирование в стиле сотрудничества (амер. социол. К. Мэйхерн): в ходе преставления интересов клиента юрист должен продолжать постоянно взаимодействовать с ним, выявлять спорные вопросы и вовлекать в выработку и принятие решений. Клиенты, которых держат в курсе дела и которые участвуют в принятии решений на протяжении всего периода ведения дел, бывают наиболее удовлетворенными оказанными им юридическими услугами.

 

Психотехника юридического консультирования

Психотехника консультирования – научно обоснованный и проверенный опытным путем, психологический способ выполнения коммуникативных действий, обеспечивающий достижение намеченного результата – разъяснение клиенту правовых способов решения проблем.

Психологический прием – однократное действие, совершаемое юрисконсультом для изменения актуального состояния клиента в рамках той или иной психотехники. Психотехника – последовательность психологических приемов, которая ведет к формированию заданного психического состояния.

5 стр., 2127 слов

Сравнительный анализ концепций психологического консультирования

... Он использует концепцию ориентированного на клиента психологического консультирования, основанную на психоанализе Фрейда и самоанализа К. Хорни. Цель психологического консультирования в таком случае не решить ... к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов «мимезиса», синхронизации дыхания консультанта и заявителя, использование ...

Пять групп приемов, соответствующих динамике (стадиям) консультативного процесса.

1. Психологические приемы стадии «Взаимное оценивание»:

— подготовка оптимальных условий;

— выбор нейтральной темы;

— обсуждение порядка консультации;

— подстройка к языку тела;

— нарочитая откровенность;

— высокая оценка клиента;

— использование различных классификаций, типов клиентов.

2. Психологические приемы стадии «Стимулирование речевого потока клиента»:

— демонстрация заинтересованности;

— употребление общих замечаний;

— отказ от ведения записей;

— использование наводящих вопросов;

— использование критики;

— разрешение выражать свои эмоции;

— поощрение клиента в ходе его рассказа жестами;

— активное слушание;

— использование пауз.

3. Психологические приемы стадии «Определение точки отсчета и детальная хронология событий»:

— поощрение клиента к изложению событий в хронологическом порядке;

— применение способа воронки.

— побуждение клиента вспомнить произошедшее до главного события.

— поощрение клиента развивать тему;

— заострение воспоминаний клиента;

— требование от клиента большей последовательности в обрисовке событий;

— инициативный переход к следующей теме;

— проверка ясности версии событий;

— фиксирование информации;

— актуализация самоконтроля клиента.

4. Психологические приемы стадии «Шлифовка юристом информационного материала»:

— отделение правовой информации от неправовой;

— уточнение текста законов;

— анализ и обобщение полученной информации, составление резюме – свода юридически значимой информации, полученной от клиента;

— согласование возможной процедуры по реализации правовых норм;

— выявление непосредственных мотивов поведения всех лиц, участвующих в деле.

5. Психологические приемы стадии «Выбор оптимального решения и путей его реализации»:

— отнесение к источникам правовой информации (наличие на столе кодеков, текстов законов);

4 стр., 1724 слов

Особенности использования различных приемов совершенствования ...

... младших школьников Во второй главе «Практические аспекты работы учителя по использованию приемов совершенствования навыка чтения младших школьников» нами были смоделированы уроки литературного чтения ... -моделирование учебных занятий по литературному чтению в начальных классов с использованием различных приемов обучения. Практическое значение данного исследования заключается в том, что содержание ...

— разбивка проблемы на отдельные составляющие;

— пояснение способов и возможных затрат;

— подведение клиента к осознанному выбору варианта решения;

— убежденность, что клиент понял не только свои обязанности, но и обязанности, взятые на себя юристом;

— разъяснение клиенту всевозможных вариантов решения проблемы;

— активизация внимания клиента, усиление его мыслительной деятельности.

Психологические приемы.

1.Техника использования приема: «Использование различных типов, классификаций клиентов для оперативного «схватывания» их психологических особенностей». Стадия 1.

Занимаемая клиентом позиция по отношению к консультанту:

1) клиент – «доверчивый ребенок»;

2) клиент – «пассивный скептик»;

3) клиент – «упрямец»;

4) клиент – «закрытая дверь»;

5) клиент – «сотрудник».

Особенности правового мировоззрения клиентов (знание норм права, признание социальной ценности права, готовность к соблюдению правовых норм, убежденность, что с помощью права можно решить проблемы):

1) клиент – инфантилист;

2) клиент – нигилист;

3) безответственный клиент;

4) клиент – идеалист.

2. Техника использования приема: «Активное слушание клиента». Стадия 2. Демонстрирует целесообразность рефлективных и эмпатийных реакций в процессе консультирования (естественно и непринужденно):

— демонстрация заинтересованности в собеседнике;

— отражение эмоциональных состояний говорящего («вы несколько (совершенно, очень, страшно) расстроены!»;

— использование эмпатийных ответов («мне кажется, что вы чувствуете…», «не чувствуете ли вы себя несколько…»;

— обращение к клиенту за уточнением («не могли бы вы пояснить это?», «что вы имеете в виду?»;

— перефразирование мысли клиента своими словами («вы имеет в виду…», «итак, вы полагаете…»;

— резюмирование (подытоживание (обобщение) основных идей и чувств клиента: «обобщая то, что вы сказали…», «до сих пор вы рассказывали, а теперь…»).

3. Техника использования приема: «рационализация пауз и молчания клиента». Стадия 2.

Пауза от 2 до 5 секунд, наибольшая до 10 секунд.

Предел около 14 секунд.

Хороший консультант – это уместная 5-тисекундная пауза, сделанная в ключевых (требующих дополнительного раскрытия) моментах консультации. Эта пауза означает как бы обращенную к клиенту просьбу: «Подумайте и скажите еще что-нибудь по этому важному для нас вопросу».

4.Техника использования приема: «фиксирование, получаемой информации с помощью записи для последующего воспроизведения деталей, адресов, фигурирующих в деле лиц и т.д.». Стадия 3.

12 стр., 5822 слов

Реферат — Основные этапы психологического консультирования

... [Кузнецова И. В.,1996, С. 48]. Ряд авторов для выделения сущности психологического консультирования используют прием сравнения данного вида работы с психотерапией. Как это может выглядеть, видно ... используется в таких значениях как: • рекомендация специалиста при непосредственной встрече с клиентом; • помощь преподавателя учащемуся перед экзаменом либо в процессе освоения предмета; •& ...

Использование аудиотехники имеет ряд достоинств:

— постоянство, стабильность зафиксированного;

— возможность делать записи до 8 и более часов подряд.

И недостатков:

— анализ зафиксированного отнимает много времени и очень сложен из-за большого разнообразия;

— аудиозапись может иметь много фоновых шумов, что делает речь не всегда доступной анализу.

В случае использования диктофона рекомендуется следовать правилам:

— забыть о его существовании (нервозность переходит клиенту);

— хорошо знать технику его применения (путаница в кнопках воспринимается консультируемым как несобранность);

— перед началом проверить его исправность и готовность к работе.

Запись от руки:

— использование стенографии;

— записывать не все фразы, а ключевые слова или обрывки фраз;

— в дальнейшем записи расшифровать, опираясь на свою память;

— следует просить клиента говорить медленнее или делать паузы;

— консультирование проводить вдвоем.

5. Забвение в процессе консультации приема «актуализация самоконтроля (недопущение обширных монологов, чрезмерной активности, навязывания тем, быстрых переходов и других ошибок». Стадия 3. Может стать причиной:

— увлечения озвучиванием собственных суждений;

— использования большого числа вопросов, постоянных прерываний;

— навязывание клиенту вопросов, не связанных с его опытом;

— неоправданного увеличения скорости консультирования.

6. В ходе реализации приема «активизация внимания консультируемого, усиление его мыслительной деятельности (стадия 5) целесообразно следовать правилам:

— «акцентировки» в тех случаях, когда необходимо заострить внимание клиента на самых важных (с точки зрения юриста) моментах в общении. Прямая и косвенная акцентировка;

— «переформулировки».

Возможно «приобщение» клиентов к таким правилам активизации мыслительной деятельности, как:

— «психологизация мышления»;

— «сложение мысленной картины»;

— «преодоление умственных тупиков».

 

План семинарского занятия:

1. Психологические особенности труда юриста. Задачи и специфика психологии юридического труда. Профессиограмма и психограмма юридической деятельности.

2. Психологическая характеристика консультативной деятельности юриста. Психологические особенности труда юрисконсульта. Виды юридического консультирования.

13 стр., 6071 слов

Психологическая сторона деятельности юриста

... раскрытия зависимостей и влияний юридико-психологической реальности, а также разработки путей их оптимизации. I. Теоретическое задание 1. Самосовершенствование личности юриста Профессиональная деятельность юриста имеет специфические особенности, что предъявляет ...

3. Психологические аспекты эффективности юридического консультирования. Психологические факторы эффективного консультирования. Психологические особенности стадий юридического консультирования.

4. Психотехника юридического консультирования. Психологические приемы, соответствующие динамике консультативного процесса. Техника использования отдельных психологических приемов.

 

Сообщение на тему: «Эффект «третьих лиц», присутствующих при консультировании» (5-7 мин.).

Быть готовыми отвечать на вопросы по плану семинара, к тестированию, знать термины.

Задание для самоподготовки:

Подготовиться по вопросам плана семинарского занятия.

При подготовке использовать конспект лекции, литературу из электронной библиотеки НИБ и иную литературу.