Практическое занятие № 1
Тема: Социальная повесть как жанр «натуральной школы»
(повести Д.Григоровича, В.Соллогуба, А.Дружинина)
Задание: Повести Д.Григоровича «Антон Горемыка», «Деревня»,
В. Соллогуба «Тарантас» читают все студенты группы. По повести А.В.Дружинина «Полинька Сакс» подготовить индивидуальное сообщение
Письменное задание. Сделать выписки в тетради о феномене «натуральной школы» по плану:
- Творческие принципы «натуральной школы».
- Литературные источники «натуральной школы» (французские и английские физиологии, нравоописательные повести, в том числе русские, творчество Гоголя).
- Временные рамки «натуральной школы», главные произведения, написанные в рамках школы (указать жанры).
- Представители «натуральной школы».
Вопросы для обсуждения:
1. Своеобразие конфликта в повести В.Соллогуба «Тарантас» (смысл противопоставления центральных персонажей).
2. Смысловое наполнение мотива «тарантаса» в повести.
3. Гоголевские реминисценции в повести В.Соллогуба.
4. Своеобразие авторской позиции в повестях Григоровича «Антон Горемыка», «Деревня» (судьбы центральных персонажей, способы их обрисовки).
Роль рассказчика. Значение эпиграфов.
5. Образы детей в повести «Антон Горемыка». Образы второстепенных персонажей (управляющий, мельник, трактирщик).
6. Суть психологического конфликта в повести А.В.Дружинина «Полинька Сакс». Проблемы женских судеб. Парадоксальное звучание мотива дуэли в повести (индивидуальное сообщение).
Литература.
1. Тексты повестей (любое издание).
2. Лекции, учебники.
3. Справочные, биографические и библиографические издания, энциклопедии.
4. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. – М., 1982.
5. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.
6. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М.: Наследие, 1997.
7. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. – М., Наука, 1965.
8. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. – Л., 1973,с.319-336
Практическое занятие №2
Тема: « “Герой времени” в романе А.И.Герцена «Кто виноват?»»
- Особенности конфликта и композиции в романе А.И.Герцена ( роль биографических глав, журнала центральной героини, место любовной интриги в романе).
14 стр., 6720 слов
Критический реализм
... основы критического реализма, развитого в творчестве Гоголя и – за ним – в так называемой натуральной школе. Выступление в ... 60-е годы революционных демократов во главе с Н. Чернышевским придаёт новые черты русскому критическому реализму. ... Обличие безобразного не всегда уравновешивается в критическом реализме, изображением должного, что обязательно для просветительской ...
Своеобразие жанра.
- Авторская трактовка образа генерала Негрова: основные общественно-психологические черты Негрова и его семейства.
- История семьи Круциферских:
а) черты психологического облика Дмитрия Круциферского;
б) тип личности и особенности характера Любоньки;
в) авторская характеристика семейной жизни Круциферских.
- Авторская трактовка типа «лишнего человека» в романе «Кто виноват?»:
· История формирования личности Владимира Бельтова
· Черты «alter ego» автора в фигуре Владимира Бельтова;
· Роль ситуации испытания любовью в судьбе Бельтова;
· Бельтов как «герой времени» и как новый вариант «лишнего человека» (по сравнению с Онегиным и Печориным);
· Автокомментарий Герцена к Роману ( статья «По поводу одной драмы»).
- Смысл заглавия романа.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Текст романа (любое издание).
2. Учебники. Лекции.
3. Герцен А.И. Собр. соч. : В 30-ти томах. – М., 1954-1966. – Т.2 (статья «По поводу одной драмы»).
4. Бабаев Э.Г. Художественный мир Герцена. – М., 1981.
5. Туниманов В.А. А.И.Герцен. // История русской литературы: В 4-х томах. – Л., 1982. – Т.3.
6. Туниманов В.А. Герцен и русская общественная мысль XIX века. – СПб., 1994.
ТЕМА № 3. «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» И.С. ТУРГЕНЕВА.
ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА(4 часа)
Задание.
Законспектировать одну из критических статей (источники 9 или 10)
Вопросы для подготовки.
- История создания цикла. «Записки охотника» как «аннибалова клятва» Тургенева. Внутреннее единство цикла.
- Идейно-художественная функция образа охотника-рассказчика.
- Многообразие крестьянских типов в «Записках охотника». Крестьянин как тип и индивидуальность (анализ очерков «Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Бирюк»).
Приемы и способы «возвышения» героя-крестьянина. Духовная сила и богатство внутренней жизни русского крестьянина (анализ очерков «Певцы», «Живые мощи»).
- Образы помещиков-крепостников в цикле. Тема крепостничества и ее особенности.
- Авторские оценки типов «лишних людей», дворянских интеллигентов («Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова»)
- Природа в «Записках охотника». И.С. Тургенев – мастер «реалистического» пейзажа. Элементы романтического стиля в описаниях природы. Связь природного и человеческого, прием психологического параллелизма (анализ очерка «Бежин луг»).
(Законспектировать источник 9 или 10).
- Тема любви в «Записках охотника» (анализ очерка «Свидание»).
Литература.
- Тексты рассказов цикла.
- Лекции, учебники.
- Громов В.А. Предания Бежина луга. Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» в цикле «Записок охотника». – Тула, 1969.
- И. Тургенев. «Записки охотника» // Антонов С.П. От первого лица. – М., «Сов. писатель», 1973. – С. 8 – 41.
- Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980.
- Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М., «Просвещение», 1977.
- Недзвецкий В.А. В мире человечества и природы («Записки охотника И.С. Тургенева») // Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1997. – С. 87 – 97.
- Недзвецкий В.А. И.С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети»: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
- Печенина Ю.А. Природа глазами рассказчика: [Наблюдения над пейзажным текстом «Записок охотника» И.С. Тургенева] // Русская речь. – 1987. — № 5. – С. 92 – 96.
- Скокова Л. Человек и природа в «Записках охотника» Тургенева // Вопросы литературы. – 2003. — № 6. – С. 339 – 347.
Пояснительная записка к курсу
ф.н., доцент кафедры теории и истории мировой литературы Ананьина О.А. Ростов-на-Дону 2012 Оглавление 1. Пояснительная записка к курсу 3 2. Учебно-тематический план дисциплины 5 ... 18 6. Вопросы к экзамену по курсу «Функциональная коммуникативистика» 19 1. Пояснительная записка к курсу Цель дисциплины «Функциональная коммуникативистика» – в соответствии с требованиями «Федерального государственного ...
Практическое занятие №4
Тема: «Повести Тургенева о любви («Ася»).
Статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous»»
Задание. 1. Законспектировать статью Н.Г.Чернышевского «Русский человек на rendez-vous». Сформулировать основные выводы критика.
2. Проанализировать тургеневскую концепцию любви и ее художественное воплощение в повестях «Фауст», «Затишье».
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Творческая история повести Тургенева «Ася» (1858, янв. «Современник»).
Историко-культурный и литературный контекст творчества Тургенева и русской литературы 1850-х годов («Дневник лишнего человека»(1850), «Затишье» (январь-июнь 1854), «Переписка»(декабрь 1854), «Яков Пасынков»(февраль 1855, предварительный этюд к Рудину), «Фауст»(1856), «Поездка в Полесье»(1857), «Первая любовь»(1860))
- Основные этапы переживания любви в повести «Ася». Особенности внутреннего мира героя (проанализируйте 3 встречи N.N. и Аси, обращая внимание на пейзажные зарисовки, портрет героини, описание ее поведения, на рассуждения героя)
- В чем своеобразие пейзажа повести? Смысл создания образов-символов (луны, соловья, богомольцев), роль мотива птицы, упоминание литературных героев. Религиозные символы в повести.
- Содержание образа-понятия «лишний человек». Герой-рассказчик повести «Ася» N.N. как «лишний человек» (Трактовка Н.Г.Чернышевского).
- Поведение N.N. в финальной сцене повести. Интерпретация образа N.N. отечественными тургеневедами (В.В.Розановым, П.Г.Пустовойтом, Л.М.Лотман, Г.Б.Курляндской, Ю.В. Лебедевым, В.А.Недзвецким, Ю.В.Манном).
Авторская трактовка типа «лишнего человека» в повести «Ася».
ЛИТЕРАТУРА.
1. Тексты повестей (любое издание).
2. Учебники. Лекции.
3. Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова (гл. «Первые романы Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо»)») М., 1987, с. 149
4. Розанов В.В. Загадочная любовь (Виардо и Тургенев) // Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995, с.540-545
5. Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову. М., МГУ, 2002, с. 98-113
6. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев 1818-1883 // Литература в школе. – 1992. – №1, с.24
7. Курляндская Г. Б. Структура повести и романа И. С. Тургенева. Тула: Приокское изд-во, 1977. С. 170-225. Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение. Метод. Традиции. – Тула. 2001.
8. Лотман Л.М. И.С.Тургенев // История русской литературы. В 4-х т. – Л., 1982. – Т.3 Расцвет реализма. С.156
Практическое занятие №5
Тема: «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Своеобразие конфликта и авторской позиции. Полемика вокруг романа (4 часа)
ЗАДАНИЕ
Тургенев и. с. — Красота русской души
... на мир народной поэзии, легенд, древних притч, житийной литературы. Идеалист Калиныч предстает странствующему по крестьянской и помещичьей ... людьми из народа. Повествование от лица охотника освобождает Тургенева от одностороннего, профессионального взгляда на мир. В книге ... было составить внутренний стержень многих великих психологических образов романов 60-х гг. Это типы мыслителя-скептика, способного ...
1. Составить конспект статьи Д.И.Писарева «Базаров».
2. Подготовить индивидуальное сообщение «М.А.Антонович о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”» (Статья М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени»)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Отражение в конфликте романа идейного антагонизма дворянских либералов и демократов 60-х годов. Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие композиции романа. Основной композиционный прием решения идеологического конфликта.
2. Лагерь «детей» в изображении И.С.Тургенева:
1) Базаров как типичный представитель демократической молодежи 60-х годов: основы мировоззрения, идеологическая позиция Базарова;
2) Смысл сюжетной линии Базаров – Одинцова;
3) Базаров как «лицо трагическое». Одиночество Базарова. Авторская оценка образа;
4) Базаров в оценке Д.И.Писарева.
3. Лагерь «отцов» в изображении Тургенева
1) Павел Петрович Кирсанов как идейный антагонист Базарова. Основные этапы развития конфликта между героями. Павел Петрович в оценке Д.И.Писарева;
2) Образ Николая Петровича Кирсанова. Базаров о Николае Петровиче. Оценка образа Д.И.Писаревым;
3) Базаров и Аркадий Кирсанов. Д.И.Писарев об образе Аркадия;
4) Смысл образов Ситникова и Кукшиной в романе.
4. Сложность авторской позиции в романе. Автокомментарии к роману (письма, статья «По поводу “Отцов и детей”»)
5. Нравственная и эстетическая проблематика в романе «Отцы и дети».
6. Литературно-политическая борьба вокруг «Отцов и детей».
ЛИТЕРАТУРА
1) Писарев Д.И. Базаров. Реалисты. — Любое издание.
2) Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». – М., 1982
3) Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова. – М.,1987
4) Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. – М.,1991
5) Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике./Сост. И.Н.Сухих. – Л.,1986.
Практическое занятие №6
ТЕМА: РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»(4 часа)
Задание.
- Сделать конспект критической статьи Добролюбов Н.А. «Что такое обломовщина?».
- Подготовить сообщения «А.В.Дружинин об Обломове», «Д.И.Писарев об Обломове».
Вопросы для подготовки.
- Один день из жизни Обломова. Портреты, деятельность и характеры посетителей Обломова. Обломов как «тип русской жизни». Бытовые подробности как проявление мастерства Гончарова-реалиста. Значение образа обломовского халата. Противоречия в характере Обломова и его душевная драма (По первой части романа).
- Сон Обломова, его композиционная роль. Идиллический мир Обломовки. Значение 9-й главы в реализации общего замысла романа.
- Ситуация испытания любовью в художественном мире романа. Обломов и Ольга Ильинская. Роль пейзажа и музыки в раскрытии чувств героев. Причины разрыва.
- Обломов и Штольц. Обломов о собственной ущербности в разговоре со Штольцем. Историко-культурный смысл противопоставления. Авторское отношение к героям. Обломов как истинно свободная личность, в которой «…с любовью выражается все то, что есть хорошего в русском человеке» (из письма И.А.Гончарова 1878 года).
- Центральные женские образы романа – Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына – как психологические антиподы.
- Анализ статьи Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?»:
а) в чем смысл названия статьи?
Роман Гончарова «Обломов». Проблема положительного героя.
... природой и верность истинно русским, славянским традициям. В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количество пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломовки, он является порождением ... Илья Ильич знаменует собой обломок той действительности, которая легла в основу всего романа. “Обломовщина” - это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором ...
б) на какие 4 части можно разделить статью по содержанию?
в) почему в романе И.А. Гончарова критик увидел «знамение времени»? Что говорит Н. Добролюбов о сущности обломовщины?
г) в чем типичность Обломова? Н.А.Добролюбов о крепостническом барстве и нравственном рабстве Обломова.
д) как Н. Добролюбов оценивает Ольгу Ильинскую и Штольца?
е) с какими литературными героями сближает критик Обломова и почему?
Литература.
- Котельников В.А. Обломов – несостоявшийся герой в одноименном романе // Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова. – СПб., 2001. – С. 271 – 285.
- Краснощекова Е. Иван Александрович Гончаров: Мир творчества. – СПб.: Пушкинский Фонд, 1997.
- Криволапов В.Н. Вспомним о Штольце…: [«Обломов» И.А. Гончарова] // Русская литература. – 1997. — № 3. – С. 42 – 66.
- Кулешов В.И. Роман – «знамение времени» [«Обломов» И.А. Гончарова] // В.И. Кулешов. Этюды о русских писателях. – М., 1982. – С. 171 – 193.
- Лощиц Ю.М. Гончаров (Серия ЖЗЛ).
– М.,1987.
- Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
- Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое (некоторые предварительные замечания) // Русская литература. – 1992. — № 1. – С. 3 – 17.
- Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. – М. – Л., 1962.
- Холкин В.И. Русский человек Обломов// Русская литература. – 2000. — № 2. – С. 26-63.
Практическое занятие №7
Тема: Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Задание
Законспектировать статью Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат».
Вопросы для подготовки.
1. История создания и публикации романа.
2. Система образов романа. «Новые люди» в романе Чернышевского.
3. Сущность теории «разумного эгоизма» и ее философские источники (подготовить цитатный план).
4. «Особенный человек» Рахметов. Особенности трактовки образа в свете «теории разумного эгоизма».
5. Сны Веры Павловны. Композиционная роль сновидений главной героини. Проблема расшифровки образов сновидений.
6. Форма повествования (ипостаси автора и рассказчика).
Смысл финала.
7. Роман «Что делать?» в отзывах критиков (статья Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат и др.») и откликах современников.
Литература.
1. Вердеревская Н. Роман Чернышевского «Что делать?». – М., 1982.
2. Есин А.Б. Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» // Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 2003. – С. 101 — 119.
3. Ждановский Н.П. Особенности реализма писателей-демократов 60-х годов XIX века // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.
4. Наумова Н.Н. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». – Л., 1978.
5. Недзвецкий В.А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 2003.
‘Русская идея’, ее истоки, исторический генезис и ...
... формированием современной идеологии в курсовой работе предусмотрено приложение. Существенный пласт современной литературы, посвященный русской идее, интерес к которой существенно возрос в 90-е годы ... данной курсовой работы. Эта литература позволила мне проследить преемственность в рассмотрении русской идеи. Таким образом, актуальность темы обширный пласт литературы требовавшей ее анализа в ...
6. Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский: Худ. творчество. Пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1984.
7. Прозоров Ю.М. Этика русской демократии. Н.Г. Чернышевский и его роман «Что делать?» // Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова. – СПб., 2001. – С. 306 – 325.
8. Рейсер С. «Особенный человек» П.А. Бахметев [О прототипе образа Рахметова в романе Чернышевского «Что делать?»] // Русская литература. – 1963. — №1. – С. 173 – 177.
9. Руденко Ю.К. Чернышевский – романист и литературные традиции. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
10. Сутягина А.А. «Особенный человек» и проблема революции в прозе Н. Чернышевского начала 60-х годов // Вопросы русской литературы. – 1987. – Вып. 1. – С. 83 – 90.
Практическое занятие №8
Тема: «Эволюция лирики Н.А.Некрасова»
Задание.
Подготовить подробный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…». Подготовить выразительное чтение наизусть (не менее 3-х) стихотворений Некрасова, в которых изображается Муза поэта.
Вопросы для обсуждения:
- Итоговый характер сборника «Стихотворения» (1856).
Н.А.Некрасов как поэт крестьянской демократии. Реализм и драматизм стихотворений о крестьянстве («В дороге», «Тройка», «В деревне», «Забытая деревня»).
- Стихи Некрасова о городской бедноте. Герой-разночинец в некрасовской поэзии («Еду ли ночью по улице темной…», «Когда из мрака заблужденья…», «На улице»).
- Сатирические опыты раннего Некрасова («Современная ода», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть, что находит…»)
- Антикрепостнический пафос автобиографических стихотворений («Родина», «В неведомой глуши»).
Переосмысление темы «счастливого детства». Многогранность лирического героя Некрасова. Нравственная саморефлексия.
- Образ некрасовской Музы («Вчерашний день…», «Муза», «Блажен незлобивый поэт», «Безвестен я. Я вами не стяжал…», «Неизвестному другу ( «Умру я скоро. Жалкое наследство…)», «О Муза! я у двери гроба!..»,).
«Поэт и гражданин» как манифест революционно-демократической поэзии.
- Стихи о пореформенной судьбе крестьянства («Элегия»).
Сборник «Последние песни».
Литература
- Лекции, учебники.
- Корман Б. Лирика Н.А. Некрасова. – Воронеж, 1964.
- Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. – М. 1971.
- Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 237.
- Чуковский К. Мастерство Некрасова. М., 1971.
- Степанов Н.Л. Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество . – М.,1971 (гл 3).
- Сквозников В.Д. Гражданственность и роль вещного образа. Некрасов // Сквозников В.Д. Русская лирика. Развитие реализма. – М., 2002. – С. 86 – 114.
Практическое занятие №9
Тема: Денисьевский и панаевский циклы в поэзии Ф. И. Тютчева
Обучение младших школьников выразительному чтению лирических стихотворений 2
... формирования у учащихся начальной школы умениявыразительно читать лирические стихотворения. Реализацияпоставленной цели предполагает решение следующих задач: ... дыхание; - осознание детьми зависимости между художественнымиособенностями лирического стихотворения и выбором средств выразительности приустном воспроизведении текста; ...
И Н. А. Некрасова; стихи А. Фета, посвященные Марии Лазич
Задание
1. По литературоведческим справочникам познакомиться с определением жанра «лирический цикл».
2. Сопоставляя циклы, выявить общее и отличное в любовной лирике Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова.
3. Подготовить сообщение о любовной лирике Фета.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Лирический цикл как специфическое жанровое образование. Два типа циклизации: авторский и исследовательский.
2. Денисьевский цикл Ф. И. Тютчева (14 сихотворений):
а) автобиографическая основа цикла. Его исповедальный характер;
б) лирический герой денисьевского цикла. Его трагическое мироощущение и нравственный самокритизм. Романтическая концепция любви как стихийной страсти и «поединка рокового»;
в) главная героиня цикла. Ее жизненная судьба, противоречивая сложность ее характера, ее трагический облик. Любовь как «поединок неравных». Роль лирического героя и «суда людского» в трагическом исходе любви. Пути раскрытия внутреннего мира героини. Приглушенность социальных мотивировок в цикле;
г) фрагментарность стихотворений денисьевского цикла как результат стремления поэта выразить определенный момент душевного состояния лирического героя. Их психологический драматизм. Внутренний монолог как основная форма раскрытия темы любви в цикле. Тяготение Ф. И. Тютчева к средствам романтической поэтики.
3. Панаевский цикл Н. А. Некрасова:
а) автобиографическая основа цикла;
б) реалистическое бесстрашие поэта в раскрытии душевных переживаний героев цикла и «прозы» любви. Драма лирического героя и его самообвинения. Психологическая глубина в изображении любовного конфликта;
в) большая самостоятельность лирической героини по сравнению с денисьевским циклом. Ее нравственный облик. Любовь как «поединок равных». Влияние окружающей действительности на исход любви;
г) исповедальность и диалогичность большинства стихотворений цикла. Близость цикла к прозаическому любовному роману. Преобладание повествовательно-лирического начала в цикле. Лирический рассказ как основная форма раскрытия любовной темы в цикле. Реалистический характер поэтики некрасовского цикла.
4. Общее и индивидуальное в денисьевском и панаевском циклах.
5. Любовная лирика А. Фета (сообщение).
Литература
1. Тютчев Ф. И. Стихотворения, письма. – М., 1957.
Предопределение. – Близнецы. – Не говори: меня он, как и прежде, любит. – О, не тревожь меня укорой справедливой. – Чему молилась ты с любовью. – О, как убийственно мы любим… – Не раз ты слышала признанье… – Последняя любовь. – Она сидела на полу. – Весь день она лежала в забытьи. – О, этот юг, о, эта Ницца!.. – Есть и в моем страдальческом застое… – Накануне годовщины 4 августа 1864 года. – Опять стою я над Невой…
2. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. в 12 т. Т. 1. – М., 1948.
Тяжелый крест достался ей на долю. – Если мучимый страстью мятежной. – Так это шутка? Милая моя… – Да, наша жизнь тела мятежно. – Я не люблю иронии твоей. – Мы с тобой бестолковые люди. – Зачем насмешливо ревнуешь. – Прости.
3. Фет А. А. Стихотворения и поэмы. – М, 1986.
Любовь в лирике Фёдора Ивановича Тютчева
... на творчество поэта, определяю следующие задачи: рассмотреть любовную лирику Тютчева, а именно "Денисьевский цикл"; раскрыть образ Музы Тютчева, Е. А. Денисьевой, привести факты из их биографии. Биография ... Ф. И. Тютчева Он происходил из родовитой, упоминаемой еще в летописях ...
Неотразимый образ. – В благословенный день, когда стремлюсь душою… – Старые письма. – В тиши и мраке таинственной ночи… – Alter ego. – Ты отстрадала, я еще страдаю…– Страницы милые опять персты раскрыли. – Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок… – Долго снились мне вопли рыданий твоих…– Нет, я не изменил. До старости глубокой…
4. Корман Б. Некрасов и Тютчев // Некрасовский сборник. Т. 3. М. – Л., 1960.
5. Скатов Н. Некрасов и Тютчев // Русская литература, 1971, № 2.
6. Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев // Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. — М., 1987.
7. Степанов Н. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. – М.. 1971.
8. Бухштаб Б. А.А.Фет // А.А.Фет. Стихотворения и поэмы. – М.,1986
9. Афонин Л.Н. Записки литературоведа. – Орел, 1986.
10. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла. – М.,
Дополнительная литература
Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. – М., 1962.
Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. – Воронеж, 1964.
Касаткина В. Поэзия Тютчева. – М., 1978.
Гинзбург Л. О лирике. – Л., 1974.
Озеров Л. Поэзия Тютчева. – М., 1975.
Практическое занятие № 10
Тема: «Драма А.Н.Островского «Гроза». Своеобразие основного конфликта. Особенности трагического характера Катерины»