I часть. Программа учебной дисциплины
Содержание программы
Тема 1. Логопедия как отраслевая наука специальной педагогики.
Логопедия как наука, являющаяся одним из разделов специальной педагогики. Предмет и объект изучения логопедии. Цель и задачи логопедии. Принципы и методы логопедии. Структура логопедии как науки. Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Связь логопедии с другими науками (внутрисистемные связи с общей педагогикой и отраслями специальной педагогики; межсистемные связи с медико-биологическими, психологическими и лингвистическими науками.) Профессиональная и личностная характеристика педагога-логопеда. Требования к речи логопеда.
Исторический аспект развития логопедии как науки о нарушениях речи (первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления; период накопления представлений о развитии правильной речи у детей /в Европе и России/; развитие отечественной логопедии).
Актуальные проблемы логопедии на современном этапе.
Тема 2. Анатомо-физиологические, нейропсихологические и психолингвистические основы речевой деятельности.
Речевая деятельность, ее структура и компоненты. Анатомо-физиологические основы речи. Центральный и периферические органы речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Психофизиологические основы речевой деятельности (Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности, объясняющее механизмы формирования речи. Учение Лурии о 3-х функциональных блоках деятельности мозга. Учение о динамической локализации психических функций, разработанное И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, А.Р.Лурия) Психолингвистическая характеристика речевой деятельности. (Психолингвистическая теория Л.С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.).
Механизмы речи и их уровневая организация. Речь и мышление. Влияние речевого развития на формирование психических процессов. Функции речи в онтогенезе.
Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников педагогические ...
... дошкольников.............................................................................. 16 1.3. Игра в художественно–творческой деятельности дошкольников............ 20 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... значение игры в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. 3. Раскрыть педагогические основы работы с одаренными детьми дошкольного ...
Тема 3. Виды и формы речи.
Импрессивный и экспрессивный виды речи. Внешняя и внутренняя формы речи. Виды внешней речи: устная речь (диалогическая и монологическая); письменная речь, предпосылки и этапы ее формирования. Речь и язык. Использование различных коммуникативных систем при сенсорных нарушениях (на примере жестового языка, как средства коммуникации лиц с патологией слуховой функции, и системы письменности Брайля, использующейся людьми с тяжелой потерей зрения).
Тема 4. Формирование речи в онтогенезе.
Характеристики основных структурных компонентов речи: фонематических процессов (фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, фонематических представлений), просодики, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя. Этапы формирования речи у детей (периоды развития понимания речи на основе данных Н.С. Жуковой; схема системного развития нормальной детской речи, составленная Н. С. Жуковой по материалам А. Н. Гвоздева.) Особенности усвоения речевых умений и навыков в процессе онтогенеза (при нормальном и атипичном развитии).
Тема 5. Речевые нарушения.
Учение Л.С. Выготского о первичном и вторичном в структуре дефекта и его роль в развитии теоретических и практических основ логопедии. Общее понятие о речевых нарушениях. Статистика распространенности различных речевых нарушений. Сравнительная характеристика нормы, недоразвития (несформированности) и нарушения речи. Отличие речевых нарушений от физиологического несовершенства речевой деятельности ребенка. Этиология речевых нарушений. Три критических периода в развитии речевой функции. Центральный и периферический, функциональный и органический характер нарушений речевой деятельности. Исторический аспект формирования классификации речевых нарушений. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи и основные критерии, лежащие в основе каждой из них.
Виды речевых нарушений, выделяемые в рамках клинико-педагогической классификации: 1. Нарушения устной речи: а) недостатки внешнего оформления высказывания (нарушения голоса – афония, дисфония, фонастения, ринофония; нарушения звукопроизношения – дислалия, ринолалия, дизартрия; нарушения темпа и ритма речи – брадилалия, тахилалия, полтерн, заикание); б) недостатки внутреннего оформления высказывания (алалия, афазия).
2. Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
Виды речевых нарушений, выделяемые в рамках психолого-педагогической классификации: 1.Нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи).
2. Нарушения в применении средств общения (заикание).
Тема 6. Выявление, изучение, преодоление и профилактика речевых нарушений.
Основные направления диагностического обследования речевой деятельности. Принципы анализа речевых нарушений. Логопедическое заключение. Цель, задачи, принципы и методы логопедического воздействия при коррекции речевых нарушений. Формы логопедического воздействия. Профилактика речевых нарушений. Отрицательное влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка. Работа с семьями, имеющими детей с нарушениями речи.
Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя ...
... свою коррекционную работу с учетом осложненной структуры речевого дефекта. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - условия и особенности овладения лексико-грамматическим строем речи детьми с нарушением слуха. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - формирование практических умений ...
Тема 7. Организация логопедической помощи в России.
Современное развитие логопедии как отрасли специальной педагогики в России.Организация логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста в РФ. Специфика работы логопеда в детских лечебно-профилактических учреждениях. Организация логопедического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Организация логопедической помощи детям школьного возраста в РФ. Организация логопедической помощи в РФ взрослым.
Тема 8. Работа психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию специализированных детских учреждений для детей с речевыми нарушениями.
Организация работы ПМПК. Основные нормативные документы, определяющие работу ПМПК по комплектованию специализированных детских учреждений для детей с речевыми нарушениями (Положения о республиканской и областной МПК, Письмо Минобразования России о ПМПк образовательного учреждения, Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, Положение о временной группе для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении общего типа, Инструкция по приему в школы для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Перечень документов, предоставляемых на ПМПК. Комплектование групп для детей с нарушениями речи.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины,
Наличие литературы
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Логопедия: Учеб. Для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. М.: Просвещение: Владос, 2008.
2. Настольная книга логопеда: справ.-методич. Пособие / авт.-сост. Л.Н.Зуева, Е.Е.Шевцова. – М: АСТ: Астрель: Приф-издат, 2005.
3. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.
4. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. – М., 2003.
5. «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика / Автор-составитель Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2008.
Дополнительная:
1. Акинская А.А., Барановская Ф.А. – Русская фонетика. М., 1990.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1997.
3. Бекер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981.
4. Волосовец Т.В., Горина Н.В., Зверева Н.И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.,1960.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. – М.,1982. – Т.2.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Санкт-Петербург, 2001.
9. Игнатьева С.А., Блинкова Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М., 2004г.
10. Зингер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
12. Малофеев Н.Н. Социо-культурные основы становления и развития государственной системы специального образования в России. – Дисс. … докт.пед.наук. – М., 1996.
13. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1. Западная Европа. — М.: «Печатный двор», 1996.
14. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. проф. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.
15. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2001.
16. Основы логопедической работы с детьми.: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/Под общ.ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2005.
17. Основы теории и практики логопеда // Под ред. Р.Е. Левиной. – М,1968.
18. Панов М.В. Современный русский язык – фонетика. М., 1979.
19. Педагогика: учебное пособие /под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2007.
20. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
21. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1997.
22. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.
23. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
24. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.
25. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высших и средних спец. пед. учеб. заведений: В 2 тт. /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М, 1997.
Краткий курс лекций и планы практических занятий по учебной дисциплине
Анатомо-физиологические основы речевой деятельности.
Центральный речевой аппарат включает кору головного мозга (преимущественно ведущего левого полушария у правшей), подкорковые узлы, проводящие пути, ядра ствола, нервы, идущие к мышцам периферического речевого аппарата. Зонами коры, приоритетными в образовании речи, являются лобная, височная, теменная и затылочная.
Речеслуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ речевых звучаний. В его состав входят вторичные отделы левой височной области коры головного мозга (доминатного полушария) – зона Вернике. Функции: выделение и дифференциация значимых акустических признаков звучащей речи. Речедвигательный анализатор обеспечивает восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющих напряжение и положение органов дыхания, голоса и артикуляции. Расположен в задней трети нижней лобной извилины (доминантного полушария) – центр Брока. Функции: осуществлениепроцесса артикулирования; моторная организация речевого акта; регуляция сложной координированной работы мышц всего речевого аппарата. Речедвигательный анализатор состоит из кинестетического аппарата (расположение: вторичные отделы постцентральной области; функции: осуществление анализа кинестетических ощущений, поступающих от мышц речевого аппарата) и кинетического аппарата (расположение: нижние отделы левой премоторной области; функции: организация моторных программ речевого акта, созда-ние серий нервных импульсов /кинетических моделей/, обеспечивающих возможность плавного перехода от одного движения к другому).
Рис. 8. Локализация основных функций в коре головного мозга:
1– двигательный центр, 2– чувствительный центр, 3– центр зрения, 4– центр слуха, 5– моторный центр речи, 6– слуховой центр речи.
Рис. Расположение зоны Вернике и центра Брока на коре головного мозга.
Связь между центральным и периферическими органами осуществляется посредством проводящих путей: эфферентных – восходящих (идущих к головному мозгу) – чувствительных; афферентных – нисходящих (идущих от головного мозга) – двигательных.
Все органы периферического речевого аппарата иннервируются следующими черепно-мозговыми нервами: тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба (кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий нерв иннервирует мышцы органов дыхания и сердца); добавочный нерв иннервирует мышцы шеи; подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами. Через систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому (Чевелева Н.А., 1989)
Периферический речевой аппарат
Рис. Периферические органы речи.
К периферическим органам речи относятся воспринимающие и контролирующие речь органы слуха, отчасти зрения; и звуковоспроизводящие органы, которые условно можно разделить на 3 отдела:
· Дыхательный, или энергетический отдел (грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей).
Показатели | При физиологическом дыхании | При речевом дыхании |
Отношение длительности вдоха к длительности выдоха | 1:1,25 | 1:5 – 1:8 |
Число дыханий в 1 мин | 16-20 | 8-10 |
Объем выдыхаемого воздуха | 500 см 3 | 1500-2000 см 3 |
Вдох производится | через нос | через рот |
Схема дыхания | Вдох-выдох-пауза | Вдох-пауза-выдох |
Рис. Сравнение особенностей физиологического и речевого дыхания.
· Голосовой, или генераторный отдел (гортань с голосовыми складками).
Рис. Положение голосовых складок при дыхании и фонации.
При шепоте голосовые складки смыкаются не полностью – в заднем отделе остается небольшая щель в виде равнобедренного треугольника. Трение воздушной струи о края образующегося отверстия в области голосовых складок вызывает шум, воспринимающийся как шепот.
Механизм голосообразования состоит в следующем. При фонации голосовые складки сомкнуты. Выдыхаемая воздушная струя создает давление в подскладочной области, благодаря которому голосовые складки несколько раздвигаются в стороны. Затем под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, а также в силу своей упругости, голосовые складки вновь смыкаются. Этот акт многократно повторяется в процессе фонации, таким образом происходит колебание голосовых складок (в горизонтальной плоскости).
При колебании голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха, которые передаются в окружающую среду и воспринимаются как звуки голоса.
· Артикуляционный отдел (звукопроизводящее звено и система резонаторных полостей – надставная труба).
Органы артикуляции: подвиж-ные – язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть; неподвижные – верхняя челюсть с твердым небом, зубы, альвеолы. Артикуляция звуков во многом зависит от участия в ней различных частей языка (кончика; передней, средней и задней частей спинки языка; корня языка).
Надставная труба – область, расположенная выше гортани (глотка, ротовая полость и носовая полость).
Изменения формы и объема надставной трубы создают явление резонанса, которое лежит в основе возникновения специфического тембра звуков. Вторая функция надставной трубы – шумовой вибратор (которым являются различные щели и смычки, прорываемые струей выдыхаемого воздуха, между подвижными и неподвижными органами артикуляции).
Рис.Органы артикуляции.
2.3. Психолингвистические основы речевой деятельности.
Учении Л.С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания. Восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную иерархически организованную структуру, включающую различные операции. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания имеет свой словарь, свой синтаксис объединения единиц. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой. Л. С. Выготский рассматривает отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, выделяет следующие планы движения: мотив — мысль — внутренняя речь — внешняя речь; различал внешний (фазический) и семантический (психологический) план речи. Во внешней речи проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является внутренняя речь. Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А.А.Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания: ●мотив; ●мысль (речевая интенция); ●внутреннее программирование; ●лексическое развертывание и грамматическое конструирование; ●моторная реализация; ●внешняя речь.
Механизмы речи и их уровневая организация
(на основе исследований Е.Ф. Соботович)
Рис.Механизмы речи и их уровневая организация.
Общефункциональные механизмыобеспечивают усвоение всех семантических единиц языка (лексического и категориального значения слова, предметно-синтаксического значения морфем, синтаксических значений отношения и т. д.).
Нарушение этих механизмов приводит к отклонению в формировании семантического звена лингвистического компонента речевой деятельности (обобщенного и абстрактно-обобщенного лексического значения слова, различных типов лексических значений, семантической структуры предложения (синтаксической функции слова, предметно-синтаксического и категориального значения грамматических морфем), что в свою очередь обуславливает дефекты в функционировании коммуникативного компонента(В.Г. Петрова, 1965; Р.И. Лалаева, 1988 и др.).
Специфические речевые механизмы включают:
Ø Рецептивное звеноречевого механизма, которое обеспечивает прием речевых сигналов в их акустической, физической модальности, их внутреннюю переработку, результатом которой становится перекодирование (перешифровка) этих акустических единиц в языковые знаки (фонемы).
Уровни организации рецептивного звена: ● элементарный уровень организации (это наружное, среднее и внутреннее ухо и слуховой нерв), на котором происходит прием речевого сигнала и его передача в мозговые центры; ● сенсорный уровень (обеспечивается функцией задней трети верхней височной извилины), на котором происходит анализ поступивших сигналов по физическим (акустическим) признакам и их различение; ● перцептивный уровень (осуществляется средними отделами коры височной доли), на котором происходит вычленение в акустических характеристиках звуков речи их постоянных признаков и на этой основе — их запоминание в процессе развития речи и узнавание при ее восприятии.
Ø Речевоспроизводящее звено речевого механизма, которое обеспечивает обратный процесс – перешифровку смыслового содержания будущего высказывания в систему языковых знаков и их моторную (артикуляцион-ную или графическую) реализацию. Уровни организации речевоспроиз-водящего звена: языковой уровень (интегрируется деятельностью различных участков коры головного мозга, в частности, лобно-височными и височно-теменными его отделами, относящимися к так называемой зоне перекрытия корковых концов анализаторов, или третичным полям коры), на котором формируется языковая программа высказывания, осуществляет кодирование смысла будущего высказывания в систему языковых знаков; праксический уровень (осуществляется вторичными отделами нижнетеменной области), на котором осуществляется моторное программирование, т.е. отбор артику-ляционных движений, реализующих кинетические схемы слова; моторный уровень (осуществляется нижележащими отделами коры: экстрапирамидной системой, регулирующей тонус речевой мускулатуры; мозжечком, осуществляющим координацию речевых движений; пирамидными путями; ядрами черепно-мозговых нервов и их отростками), на котором происходит реализация двигательной программы речевого высказывания.
Поражение специфических речевых механизмов приводит к соответствующим речевым дефектам (моторной и сенсорной алалии, афазии, дизартрии и т. д.).
2.5. Функции речи
1) средство общения,
2) средство мышления,
3) средство регуляции высших психических функций.
Тема 3. Виды и формы речи.
3.1. Виды речи.
Рис. Виды речи.
Импрессивная речь – ( от лат. impressio впечатление) восприятие, понимание речи; устная импрессивная речь выражается в слуховом восприятии устной речи, а письменная – в зрительном восприятии текста (чтении).
Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.
Экспрессивная речь у детей развивается на основе подражания взрослым.
Внешняя речь — речь, имеющая звуковое выражение. Она может быть диалогической и монологической.
Внутренней называют речь про себя и для себя. Выделяют три основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование.
Формы речи.
Рис. Формы речи.
Устная речь — это речь, произносимая вслух. Она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей. Устная речь служит целям коммуникации, общения.
Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Это речь отвлеченная, деловая, научная. К ней предъявляются иные требования, чем к устной речи. Построение ее должно быть более развернутым.
Речь и язык.
Нередко происходит смешение понятий речь и язык. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления. Речь – сложившаяся форма общения, происходящая при помощи языка.
Теория В.И. Бельтюкова о взаимодействии языковой и речевой структур в рамках единой системы. Логопедия как наука в аспектах теории и практики базируется на взаимодействии языковой и речевой структур в рамках единой системы. В соответствии с современными лингвистическими разработками считается, что языковая и речевая структуры противоположны по характеру их построения. Языковая структура дискретна: ее элементы противопоставлены друг другу. Речевая структуранепрерывна: те же самые элементы в пределах определенных сегментов интегрированы в единое целое. Обе структуры в своем взаимодействии направлены на синтез и анализ окружающей действительности.
В работах Р.Якобсона, В.И.Бельтюкова, Л.В.Бондарко и других специалистов указывается, что речь и язык имеют материальную основу и формируются на базе одних и тех же элементов, однако характер отношений этих элементов в языковой и речевой структурах различен. Элементы, на которых основываются как речь, так и язык, имеют различные свойства: дискретная структура языка формируется с помощью акустических (сенсорных) свойств базовых элементов; непрерывная структура речи – с помощью произносительных (моторных) свойств этих же элементов.
Большинство лингвистов считают, что речь и язык нельзя рассматривать в качестве отдельных, самостоятельных систем. Системой они становятся лишь в единстве, дополняя друг друга как целое (непрерывность) и части (дискретность).
Иными словами, речь и язык представляют собой две внешне противоречивые, а внутренне связанные в единстве фазы одной и той же системы. Но есть существенное дополнение – специальный внутренний механизм взаимосвязи непрерывной и дискретной структур, направленных на анализ и синтез окружающей действительности. Этот связывающий языковую и речевую структуры внутренний механизм должен предшествовать этим структурам, то есть передаваться по наследству. Этот механизм является частью аналитико-синтетической деятельности головного мозга. Именно этот механизм, а не речь и язык в их полном объеме, является врожденным (суть теории В.И. Бельтюкова).
Рис.Взаимосвязь языка и речи.
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
Эта классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной.
Рис. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
В зависимости от того, какая форма речи нарушения все речевые нарушения разделены на две группы: нарушения устной и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи в свою очередь в соответствии с этапами порождения делятся на два типа: нарушения внешнего(фонационного) и внутреннего оформления (структурно-семантического) высказывания. К нарушениям первого типа относятся:
1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.
2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.
Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной.
3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.
Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.
При ускоренном темпе речь — тороплива, стремительна, напориста. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами.
4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.
Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.
5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.
6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.
Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс.
При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии); часто встречаются просодические нарушения; речь мало разборчива (невнятная), монотонная.
В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. (В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат. palatum — нёбо).
Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией.) В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.
7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.
В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о стертой форме дизартрии. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.
Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. А по тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.
Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.
К нарушениям второго типа (нарушения внутреннего оформления высказывания) относятся:
1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).
Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка.
2. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.
Теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.
Во второй группе — нарушения письменной речи – выделяют два речевых нарушения, в зависимости от того, какой вид ее нарушен.
1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв;
в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова;
в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы,
в смешениях или пропусках букв,
в искажениях звуко-слогового состава слова;
в искжении структуры предложений.
В случаях несформированности процессов письма (в ходе обучения) говорят об аграфии.
Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).
Психолого-педагогическая классификация
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.
I. Первая группа— нарушения средств общения, к которой относятся фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи.
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.
II. Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
Рис. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения, а рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.
Тема 6. Выявление, изучение, преодоление и профилактика речевых нарушений.
Основные направления диагностического обследования речевой деятельности.
Рис.Направления диагностического обследования речи ребенка.
Принципы анализа речевых нарушений.
Принципы анализа речевых нарушений были разработаны Р.Е.Левиной, 1968:
Рис.Принципы анализа речевых нарушений.
В работах С.С. Ляпидевского, 1967; Е.Н. Мастюковой, 1995; и др. выдвинут принцип необходимости проведения всестороннего медико-педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы.
Логопедическое заключение.
Логопед формирует логопедическое заключение на основе результатов, полученных в ходе логопедического обследования, опираясь на психолого-педагогическую классификацию речевых расстройств. В логопедическом заключении учитывается речевой клинический диагноз, поставленный неврологом на основе клинико-педагогической классификации речевых нарушений. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут иметь в своем речевом клиническом диагнозе следующие речевые расстройства: дислалия, дизартрия легкой и средней степени выраженности, ринолалия. Дети с общим недоразвитием речи в своем речевом клиническом диагнозе имеют алалию, дизартрию тяжелой степени выраженности (анартрию).
Логопедическое заключение должно быть дополнено практическими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений речевого развития.