САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
МОДУЛЬ 1. ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ
Тема 1.1. Социально-психологический анализ общения
1. Задания для самостоятельной работы
1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.
2. Изучите раздел «Социально-психологический анализ делового общения по любому учебнику психологии общения.
3*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.
4. Разберитесь в понятиях «общение» и «деловое общение».
5. Изучите элементы основных функций общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.
6. Обсудите в учебной группе: механизмы социальной перцепции.
7*. Рассмотрите интерактивную функцию общения и ее особенности[1].
8*. Определите цели и мотивы общения.
9*. Составьте схему структуры общения.
2. Рекомендации по выполнению заданий
При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое коммуникация в общении; механизмы социальной перцепции; основные свойства интерактивной функции.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.
2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как возникла необходимость в знаниях психологии делового общения?
2. Докажите необходимость знаний по психологии делового общения для вашей профессиональной деятельности.
3. Дайте определение общения. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.
4. Какие особенности обмена информацией в процессе общения вы знаете?
Список рекомендуемой литературы к курсу «История психологии» Литература к теме: «История психологии как наука»
Список рекомендуемой литературы к курсу "История психологии" Литература к теме: «История психологии как наука» Ждан А.Н. История психологии: от античности к ... С. 281-309. Ярошевский М.Г История психологии. М., 1985. Литература к теме: «Борьба объективно-научной и философско- ... в СССР. М., 1975. Дополнительная литература к теме: «Развитие отечественной психологии в послевоенный период» Брушлинский А.В. ...
5. Какие функции общения вы можете назвать?
Тема 1.2. Виды и формы общения
1.Задания для самостоятельной работы
1. Разберетесь: чем отличаются виды и формы делового общения от простого общения.
2*. Выпишите определения основных форм делового общения: совещания, беседы.
3. Определите в чем разница между понятиями «совещание «и «беседа».
4*. Уясните, чем отличаются императивное и манипулятивное общение.
5*. Проведите самостоятельное тестирование по определению позиций в трансактном анализе (Родитель-Ребенок- Дитя".
2.Рекомендации по подготовке заданий
При подготовке заданий пользуйтесь учебным пособием: Кукушин В.С. «Психология делового общения» 2003.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.
.2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2006.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие виды общения вы знаете?
2. Что может помешать вам понять вашего собеседника? А что может помочь вам?
3. Какие типы взаимодействия людей в общении вы знаете?
4. В чем заключается сущность и функции деловой беседы?
5. Какие этапы проведения деловой беседы вы можете выделить?
6. Как подготовиться к деловой беседе?
7. Какие рекомендации по аргументированию своих доводов и опровержению доводов собеседника вы можете дать?
Психология делового общения 5
... А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 2008 Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. –5-ое изд., перераб., доп. – М., 2009 Дополнительная литература: Ботавина ... приемы в межличностном деловом общении. Алгоритмы технических методов и приемов манипулирования. Организационно-процедурные причины. Манипулятивные приемы личностного характера психологические игры. Защита от ...
Тема 1.3. Речевое поведение российского таможенника
1. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите ключевые понятия темы: речевой этикет, культура мышления, культура языка, культура речи, культура соматической (телесной) коммуникации.
2*. В рабочей тетради составьте схему сравнительных подходов к определению понятия «речевое поведение (лингвоэтология)».
3*. Составьте свой психологический портрет, куда должны войти особенности ваших качеств в процессе общения.
4. Определите свои ведущие потребности и мотивы, склонности и интересы, реализуемые в ходе общения.
5*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура речевого этикета».
6*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура соматической коммуникации».
7*. Определите понятие культура языка и культура речи.
2. План практического занятия.
(для очной и заочной формы обучения)
1. Сущность социальной коммуникации в деловом общении
2. Понятие перцепции в деловом общении.
2. Психологические механизмы социальной перцепции.
3. Эффекты восприятия партнера по общению.
4. Общение как взаимодействие.
5. Невербальное общение и его формы.
Реферат на тему: Применение трансактного анализа при анализе ситуаций межличностного взаимодействия.
3.Рекомендации по подготовке заданий
и проведению практического занятия
Социально-психологический тренинг:
1. Тренинг представляет собой моделирование ситуаций и действий, обучаемых в этих ситуациях, а также проведение упражнений игры по развитию перцептивных навыков общения. Для его проведения каждый студент готовит ситуацию взаимовосприятия и отрабатывает рефлексию.
2. Проведение ролевой игры по развитию коммуникативных навыков общения. Отрабатываются следующие ситуации: обратиться к пожилому человеку, узнать который час; обратиться к декану факультета по вашему заявлению; к преподавателю о переэкзаменовке и т. п.
Задания для практической работы:
Психология понимания задания
... приводится их прямая речь и т.п.) Задания кейса (поэтапные, разносторонние) Задания кейса, например, ... ): «Найди себя» (самоопределение); «Познай себя» (психология личности); «Сделай себя сам» (самовоспитание); «Начало ... личности», по саморазвитию и формированию культуры самовоспитания, который построен с учетом ... психологических особенностей личности партнера по общению, сколько к приписыванию другому ...
1. Тест «Определение модальности восприятия».
2. Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.
3. Задание на развитие точности передачи и понимания сообщений невербального канала (имитационная игра).
4. Задания на тренировку умений диагностировать неконгруэнтность собеседника и распознавать ложь (имитационная игра).
5. Показ видеофильма «Детектор лжи»
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.
2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие составляющие речевого поведения?
2. Что такое речевой этикет?
3. Какие задачи решаются в при использовании культуры мышления?
4. Какие составляющие культуры соматической (телесной) коммуникации?
5. Что включает в себя культура речи?
Тема 2.2. Приемы и способы эффективной коммуникации
1. Задания для самостоятельной работы
1. Дайте общую характеристику коммуникативной сферы личности.
2*. Подготовьте особенности профессиональных свойств внимания и. памяти таможенного специалиста в условиях общения.
3*. Охарактеризуйте каждый прием и способ коммуникации в отдельности*.
4*. Подберите основные методики для изучения коммуникативных свойств личности.
5*. Определите психотехнические приемы привлечения аттракции.
2. План практического занятия.
(для очной формы обучения)
«Интеллектуальная разминка» по уточнение и закрепление понятий по теме занятия:
-. коммуникация,
— метод, методика,
— структура коммуникативного процесса,
— прием «зеркало отношений»,
-прием «золотые слова»,
— фактор «привлекательности»
Обзор литературы по теме занятия:
— выставка литературы,
— освещение характера публикаций,
— практическая значимость изданий.
Реферативное выступление: «Невербальное общение в деятельности специалиста».
Рассмотрение и обсуждение вопросов:
1. Отработка дыхания и артикуляции (индивидуальные задания с последующим отчетом перед группой).
2. Перечислить максимально большее количество интонаций голоса (работа в микрогруппах).
Прочитать предложенный фрагмент текста в заданной интонации.
3. Построение структуры выступления по заданной теме (индивидуальная работа).
4. Подготовка начала и завершения речи по заданной теме (индивидуальная работа).
5. Классификация и краткая характеристика невербальных средств общения;
6. Профессиональные особенности невербальных коммуникаций;
7. Значение невербального общения в профессиональной деятельности.
3.Рекомендации по подготовке заданий
и проведению практического занятия
При подготовке к практическому занятию необходимо выполнить практическое задание: построение публичного выступления продолжительностью 5−7 минут по выбранной теме. Цель данного задания — подготовить эмоционально яркую, убедительную речь, соблюдая правила построения публичного выступления с максимально большим количеством риторических приемов и фигур.
1. Подготовьте приветственную (развлекательную) речь на 4−5 мин. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Учтите, что ваша аудитория — слушатели группы. Продумайте систему эмоционально-психологических воздействий.
Выберите событие, которому будет посвящена ваша речь (юбилей лица, организации, встреча группы людей, вручение награды, праздничная встреча, памятная дата и др.).
Главная задача приветственной речи — создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей. Обратите внимание на эмоциональность вашей речи, используйте в ней средства речевой выразительности.
2. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5−7 мин. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Учтите, что ваша аудитория — слушатели группы. Продумайте систему логических и психологических доводов.
3. Подготовьте информационную речь (5−7 мин.).
Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Продумайте заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория — слушатели группы.
4. Распознавание лжи, настроения партнера, отношения к ситуации общения через анализ невербального поведения.
5. Национальные особенности невербального поведения.
6.Тест «Определение модальности восприятия».
7. Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011
2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие приемы и способы эффективной коммуникации вы знаете?
2. Что такое прием «зеркало отношений»?
3. В чем состоит психологический механизм приема «золотые слова»?
4. Какова суть приема «имя собственное»?
5. В чем суть комплиментарного воздействия?
Коммуникативной деятельности
1. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите и законспектируйте основные стадии дискуссии.
2. Составьте классификацию основных типов вопросов, задаваемых в процессе дискуссии.
3. Изучите технологию проведения дискуссии.
2. План практического занятия:
(для очной формы обучения)
1 ."Интеллектуальная разминка" по уточнению и закреплению понятий:
— полемика;
— дискуссия;
— виды спора;
— диспут;
— принципы дискуссии и полемики;
— публичный диалог;
— логическая структура спора;
— обманные приемы и уловки («приклеивание ярлыков»; «подтасовки и умолчания»; «игра в авторитеты»; «игра в цифры и детали»; «вырывание из контекста»; «абсурдная гиперболизация»; «аксиоматичность доказательств»; «отвлечение оппонента от предмета спора»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»; «притворство») — приёмы опровержения.
2 .Решение проблемных задач:
а) Объясните, в чём состоит сущность и значение приёма, которым пользовался Галилей в начале спора. «На новом посту в Падуе Галилей стал приобретать всё большую известность. Он любил спорить, разъяснять и доказывать свою правоту. Никто не мог превзойти его в научных дискуссиях: он начинал с того, что излагал точку зрения своих противников более ясно, чем-то могли сделать они сами, а затем разносил её в пух и прах — в этом отношении он был истинным виртуозом.» (Роджерс Э. Физика для любознательных. — т.2., М.: 1978, с. 158).
б) На основании изученной литературы, составьте и обсудите с членами группы памятку: «Как отвечать на вопросы участников в ходе дискуссии».
4. Проведение педагогической игры «Дискуссия».
3.Рекомендации по выполнению заданий
и проведению практического занятия
При овладении методами проведения дискуссии обратите внимание соблюдение всех этапов (начало, основная часть, заключение, выводы).
Педагогическая игра «Дискуссия» представляет собой моделирование полемической ситуации (дискуссии, научного спора
Цель игры заключается в формировании у студентов полемических умений, навыков ведения научного спора и дискуссий, ответов на вопросы.
Для проведения педагогической игры из студентов выбирается руководитель, его помощник и «психологи-консультанты». Тема дискуссии (полемики, научного спора) согласовывается с преподавателями и всеми слушателями.
В ходе дискуссии решаются три группы взаимосвязанных задач: задачи по отношении к проблеме, задачи по отношению к группе участников, задачи по отношению к каждому отдельному участнику. Решение этих задач требует выбора адекватных средств. На основе соотношения задач и средств их реализации формируется психотехническая программа действий руководителя дискуссии.
По окончании дискуссии проводится ее анализ «психологами-консультантами» по следующим критериям:
Основные критерии | Оценка |
содержательность речи: наличие главной мысли, аргументированность, острота постановки вопроса, наличие фактов, убедительность | 1, 2, 3, 4, 5 |
четкость изложения содержания речи: структура речи, логичность изложения | 1, 2, 3, 4, 5 |
выразительность речи: правильность ударений, богатство лексики, образность | 1, 2, 3, 4, 5 |
ясность и понятность речи: учет аудитории, языковая ясность, дикция | 1, 2, 3, 4, 5 |
Средний балл уровня развития речи: высокий — 4,4−5 баллов; средний — 3,6−4,3 балла; низкий — 2,8−3,5 балла; очень низкий — 2,0−2,7 балла.
В заключении необходимо:
— дать характеристику подготовленности группы к практическому занятию и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки.
— проанализировать выступления, дополнить и уточнить содержание рассматриваемых вопросов.
— проанализировать работу обучаемых, их активность.
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.
. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.
6. Белланже, Л. Переговоры. — СПб.: Нева, 2002.
7. Бишоф А. Секреты эффективного делового общения. М: Омега-Л, 2006.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дайте определение дискуссии, полемики и спора.
2. Как влияют на проведение дискуссии индивидуальные особенности участников?
3. Что такое «тезис и демонстрация»?
4. В чем выражается культура спора?
5. Какие вопросы и виды ответов используются в дискуссии?
Тема 3.3. Имидж российского таможенника как составная часть организационной культуры
1.Задания для самостоятельной работы
1*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.
2. Дополните конспект лекции о прочитанной теме во время самостоятельной работы.
3. Вспомните и опишите ситуации общения, иллюстрирующие основные элементы имиджа.*
4*. По тесту «Ваше отношение к себе» определите собственные приоритеты по удовлетворенности собой.
2.Рекомендации по выполнению заданий
При работе над темой обратите внимание на основные элементы имиджа российского таможенника, вербальные и невербальные средства общения, «телесный» имидж, внешний вид.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.
2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.
2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
4. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.
5. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.
6. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.
7. Белланже, Л. Переговоры. — СПб.: Нева, 2002.
8. Бишоф А. Секреты эффективного делового общения. М: Омега-Л, 2006.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое имидж?
2. Какие модели поведения присущи имиджу?
3. Что такое «телесный имидж»?
4. Как влияет имидж не тактику общения?
5. Что входит в понятие «внешний вид» человека?
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление: