Тема 1.3. Речевое поведение российского таможенника

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

МОДУЛЬ 1. ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

Тема 1.1. Социально-психологический анализ общения

1. Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.

2. Изучите раздел «Социально-психологический анализ делового общения по любому учебнику психологии общения.

3*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.

4. Разберитесь в понятиях «общение» и «деловое общение».

5. Изучите элементы основных функций общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.

6. Обсудите в учебной группе: механизмы социальной перцепции.

7*. Рассмотрите интерактивную функцию общения и ее особенности[1].

8*. Определите цели и мотивы общения.

9*. Составьте схему структуры общения.

2. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое коммуникация в общении; механизмы социальной перцепции; основные свойства интерактивной функции.

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .

3. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.

5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как возникла необходимость в знаниях психологии делового общения?

2. Докажите необходимость знаний по психологии делового общения для вашей профессиональной деятельности.

3. Дайте определение общения. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.

4. Какие особенности обмена информацией в процессе общения вы знаете?

6 стр., 2703 слов

Список рекомендуемой литературы к курсу «История психологии» Литература к теме: «История психологии как наука»

Список рекомендуемой литературы к курсу "История психологии" Литература к теме: «История психологии как наука» Ждан А.Н. История психологии: от античности к ... С. 281-309. Ярошевский М.Г История психологии. М., 1985. Литература к теме: «Борьба объективно-научной и философско- ... в СССР. М., 1975. Дополнительная литература к теме: «Развитие отечественной психологии в послевоенный период» Брушлинский А.В. ...

5. Какие функции общения вы можете назвать?

Тема 1.2. Виды и формы общения

1.Задания для самостоятельной работы

1. Разберетесь: чем отличаются виды и формы делового общения от простого общения.

2*. Выпишите определения основных форм делового общения: совещания, беседы.

3. Определите в чем разница между понятиями «совещание «и «беседа».

4*. Уясните, чем отличаются императивное и манипулятивное общение.

5*. Проведите самостоятельное тестирование по определению позиций в трансактном анализе (Родитель-Ребенок- Дитя".

2.Рекомендации по подготовке заданий

При подготовке заданий пользуйтесь учебным пособием: Кукушин В.С. «Психология делового общения» 2003.

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.

.2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2006.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .

3. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.

5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие виды общения вы знаете?

2. Что может помешать вам понять вашего собеседника? А что может помочь вам?

3. Какие типы взаимодействия людей в общении вы знаете?

4. В чем заключается сущность и функции деловой беседы?

5. Какие этапы проведения деловой беседы вы можете выделить?

6. Как подготовиться к деловой беседе?

7. Какие рекомендации по аргументированию своих доводов и опровержению доводов собеседника вы можете дать?

13 стр., 6081 слов

Психология делового общения 5

... А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 2008 Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. –5-ое изд., перераб., доп. – М., 2009 Дополнительная литература: Ботавина ... приемы в межличностном деловом общении. Алгоритмы технических методов и приемов манипулирования. Организационно-процедурные причины. Манипулятивные приемы личностного характера психологические игры. Защита от ...

Тема 1.3. Речевое поведение российского таможенника

1. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите ключевые понятия темы: речевой этикет, культура мышления, культура языка, культура речи, культура соматической (телесной) коммуникации.

2*. В рабочей тетради составьте схему сравнительных подходов к определению понятия «речевое поведение (лингвоэтология)».

3*. Составьте свой психологический портрет, куда должны войти особенности ваших качеств в процессе общения.

4. Определите свои ведущие потребности и мотивы, склонности и интересы, реализуемые в ходе общения.

5*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура речевого этикета».

6*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура соматической коммуникации».

7*. Определите понятие культура языка и культура речи.

2. План практического занятия.

(для очной и заочной формы обучения)

1. Сущность социальной коммуникации в деловом общении

2. Понятие перцепции в деловом общении.

2. Психологические механизмы социальной перцепции.

3. Эффекты восприятия партнера по общению.

4. Общение как взаимодействие.

5. Невербальное общение и его формы.

Реферат на тему: Применение трансактного анализа при анализе ситуаций межличностного взаимодействия.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Социально-психологический тренинг:

1. Тренинг представляет собой моделирование ситуаций и действий, обучаемых в этих ситуациях, а также проведение упражнений игры по развитию перцептивных навыков общения. Для его проведения каждый студент готовит ситуацию взаимовосприятия и отрабатывает рефлексию.

2. Проведение ролевой игры по развитию коммуникативных навыков общения. Отрабатываются следующие ситуации: обратиться к пожилому человеку, узнать который час; обратиться к декану факультета по вашему заявлению; к преподавателю о переэкзаменовке и т. п.

Задания для практической работы:

3 стр., 1378 слов

Психология понимания задания

... приводится их прямая речь и т.п.) Задания кейса (поэтапные, разносторонние) Задания кейса, например, ... ): «Найди себя» (самоопределение); «Познай себя» (психология личности); «Сделай себя сам» (самовоспитание); «Начало ... личности», по саморазвитию и формированию культуры самовоспитания, который построен с учетом ... психологических особенностей личности партнера по общению, сколько к приписыванию другому ...

1. Тест «Определение модальности восприятия».

2. Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.

3. Задание на развитие точности передачи и понимания сообщений невербального канала (имитационная игра).

4. Задания на тренировку умений диагностировать неконгруэнтность собеседника и распознавать ложь (имитационная игра).

5. Показ видеофильма «Детектор лжи»

4.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .

3. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.

5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие составляющие речевого поведения?

2. Что такое речевой этикет?

3. Какие задачи решаются в при использовании культуры мышления?

4. Какие составляющие культуры соматической (телесной) коммуникации?

5. Что включает в себя культура речи?

Тема 2.2. Приемы и способы эффективной коммуникации

1. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте общую характеристику коммуникативной сферы личности.

2*. Подготовьте особенности профессиональных свойств внимания и. памяти таможенного специалиста в условиях общения.

3*. Охарактеризуйте каждый прием и способ коммуникации в отдельности*.

4*. Подберите основные методики для изучения коммуникативных свойств личности.

5*. Определите психотехнические приемы привлечения аттракции.

2. План практического занятия.

(для очной формы обучения)

«Интеллектуальная разминка» по уточнение и закрепление понятий по теме занятия:

-. коммуникация,

— метод, методика,

— структура коммуникативного процесса,

— прием «зеркало отношений»,

-прием «золотые слова»,

— фактор «привлекательности»

Обзор литературы по теме занятия:

— выставка литературы,

— освещение характера публикаций,

— практическая значимость изданий.

Реферативное выступление: «Невербальное общение в деятельности специалиста».

Рассмотрение и обсуждение вопросов:

1. Отработка дыхания и артикуляции (индивидуальные задания с последующим отчетом перед группой).

2. Перечислить максимально большее количество интонаций голоса (работа в микрогруппах).

Прочитать предложенный фрагмент текста в заданной интонации.

3. Построение структуры выступления по заданной теме (индивидуальная работа).

4. Подготовка начала и завершения речи по заданной теме (индивидуальная работа).

5. Классификация и краткая характеристика невербальных средств общения;

6. Профессиональные особенности невербальных коммуникаций;

7. Значение невербального общения в профессиональной деятельности.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

При подготовке к практическому занятию необходимо выполнить практическое задание: построение публичного выступления продолжительностью 5−7 минут по выбранной теме. Цель данного задания — подготовить эмоционально яркую, убедительную речь, соблюдая правила построения публичного выступления с максимально большим количеством риторических приемов и фигур.

1. Подготовьте приветственную (развлекательную) речь на 4−5 мин. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Учтите, что ваша аудитория — слушатели группы. Продумайте систему эмоционально-психологических воздействий.

Выберите событие, которому будет посвящена ваша речь (юбилей лица, организации, встреча группы людей, вручение награды, праздничная встреча, памятная дата и др.).

Главная задача приветственной речи — создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей. Обратите внимание на эмоциональность вашей речи, используйте в ней средства речевой выразительности.

2. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5−7 мин. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Учтите, что ваша аудитория — слушатели группы. Продумайте систему логических и психологических доводов.

3. Подготовьте информационную речь (5−7 мин.).

Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Продумайте заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория — слушатели группы.

4. Распознавание лжи, настроения партнера, отношения к ситуации общения через анализ невербального поведения.

5. Национальные особенности невербального поведения.

6.Тест «Определение модальности восприятия».

7. Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.

4.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .

3. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.

5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие приемы и способы эффективной коммуникации вы знаете?

2. Что такое прием «зеркало отношений»?

3. В чем состоит психологический механизм приема «золотые слова»?

4. Какова суть приема «имя собственное»?

5. В чем суть комплиментарного воздействия?

Коммуникативной деятельности

1. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите и законспектируйте основные стадии дискуссии.

2. Составьте классификацию основных типов вопросов, задаваемых в процессе дискуссии.

3. Изучите технологию проведения дискуссии.

2. План практического занятия:

(для очной формы обучения)

1 ."Интеллектуальная разминка" по уточнению и закреплению понятий:

— полемика;

— дискуссия;

— виды спора;

— диспут;

— принципы дискуссии и полемики;

— публичный диалог;

— логическая структура спора;

— обманные приемы и уловки («приклеивание ярлыков»; «подтасовки и умолчания»; «игра в авторитеты»; «игра в цифры и детали»; «вырывание из контекста»; «абсурдная гиперболизация»; «аксиоматичность доказательств»; «отвлечение оппонента от предмета спора»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»; «притворство») — приёмы опровержения.

2 .Решение проблемных задач:

а) Объясните, в чём состоит сущность и значение приёма, которым пользовался Галилей в начале спора. «На новом посту в Падуе Галилей стал приобретать всё большую известность. Он любил спорить, разъяснять и доказывать свою правоту. Никто не мог превзойти его в научных дискуссиях: он начинал с того, что излагал точку зрения своих противников более ясно, чем-то могли сделать они сами, а затем разносил её в пух и прах — в этом отношении он был истинным виртуозом.» (Роджерс Э. Физика для любознательных. — т.2., М.: 1978, с. 158).

б) На основании изученной литературы, составьте и обсудите с членами группы памятку: «Как отвечать на вопросы участников в ходе дискуссии».

4. Проведение педагогической игры «Дискуссия».

3.Рекомендации по выполнению заданий

и проведению практического занятия

При овладении методами проведения дискуссии обратите внимание соблюдение всех этапов (начало, основная часть, заключение, выводы).

Педагогическая игра «Дискуссия» представляет собой моделирование полемической ситуации (дискуссии, научного спора и т. п.) между студентами группы.

Цель игры заключается в формировании у студентов полемических умений, навыков ведения научного спора и дискуссий, ответов на вопросы.

Для проведения педагогической игры из студентов выбирается руково­дитель, его помощник и «психологи-консультанты». Тема дискуссии (полеми­ки, научного спора) согласовывается с преподавателями и всеми слушателями.

В ходе дискуссии решаются три группы взаимосвязанных задач: задачи по отношении к проблеме, задачи по отношению к группе участников, задачи по отношению к каждому отдельному участнику. Решение этих задач требует выбора адекватных средств. На основе соотношения задач и средств их реали­зации формируется психотехническая программа действий руководителя дискуссии.

По окончании дискуссии проводится ее анализ «психологами-консультантами» по следующим критериям:

Основные критерии Оценка
содержательность речи: наличие главной мысли, аргументированность, острота постановки вопроса, наличие фактов, убедительность 1, 2, 3, 4, 5
четкость изложения содержания речи: структура речи, логичность изложения 1, 2, 3, 4, 5
выразительность речи: правильность ударений, богатство лексики, образность 1, 2, 3, 4, 5
ясность и понятность речи: учет аудитории, языковая ясность, дикция 1, 2, 3, 4, 5

Средний балл уровня развития речи: высокий — 4,4−5 баллов; средний — 3,6−4,3 балла; низкий — 2,8−3,5 балла; очень низкий — 2,0−2,7 балла.

В заключении необходимо:

— дать характеристику подготовленности группы к практическому занятию и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки.

— проанализировать выступления, дополнить и уточнить содержание рассматриваемых вопросов.

— проанализировать работу обучаемых, их активность.

4.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.

. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .

3. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.

5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.

6. Белланже, Л. Переговоры. — СПб.: Нева, 2002.

7. Бишоф А. Секреты эффективного делового общения. М: Омега-Л, 2006.

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение дискуссии, полемики и спора.

2. Как влияют на проведение дискуссии индивидуальные особенности участников?

3. Что такое «тезис и демонстрация»?

4. В чем выражается культура спора?

5. Какие вопросы и виды ответов используются в дискуссии?

Тема 3.3. Имидж российского таможенника как составная часть организационной культуры

1.Задания для самостоятельной работы

1*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.

2. Дополните конспект лекции о прочитанной теме во время самостоятельной работы.

3. Вспомните и опишите ситуации общения, иллюстрирующие основные элементы имиджа.*

4*. По тесту «Ваше отношение к себе» определите собственные приоритеты по удовлетворенности собой.

2.Рекомендации по выполнению заданий

При работе над темой обратите внимание на основные элементы имиджа российского таможенника, вербальные и невербальные средства общения, «телесный» имидж, внешний вид.

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения., 2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .

4. Горянина В.А. Психология общения. -М;, Академа, 2002 г.

5. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону., 2003.

6. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М., 2004.

7. Белланже, Л. Переговоры. — СПб.: Нева, 2002.

8. Бишоф А. Секреты эффективного делового общения. М: Омега-Л, 2006.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое имидж?

2. Какие модели поведения присущи имиджу?

3. Что такое «телесный имидж»?

4. Как влияет имидж не тактику общения?

5. Что входит в понятие «внешний вид» человека?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос