САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
МОДУЛЬ 1. ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ
Тема 1.1. Социально-психологический анализ общения
1. Задания для самостоятельной работы
1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.
2. Изучите раздел «Социально-психологический анализ делового общения по любому учебнику психологии общения.
3*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы..
4. Разберитесь в понятиях «общение» и «деловое общение».
5. Изучите элементы основных функций общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.
6. Обсудите в учебной группе: механизмы социальной перцепции.
7*. Рассмотрите интерактивную функцию общения и ее особенности[1].
8*. Определите цели и мотивы общения.
9*. Составьте схему структуры общения.
2. Рекомендации по выполнению заданий
При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое коммуникация в общении; механизмы социальной перцепции; основные свойства интерактивной функции.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как возникла необходимость в знаниях психологии делового общения?
2. Докажите необходимость знаний по психологии делового общения для вашей профессиональной деятельности.
3. Дайте определение общения. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.
4. Какие особенности обмена информацией в процессе общения вы знаете?
5. Какие функции общения вы можете назвать?
Тема 1.2. Виды и формы общения
1.Задания для самостоятельной работы
Ханнанова. Деловая репутация работника в контексте модернизации.ЧТ.5.11
... федеральные, региональные, муниципальные, локальные базы данных по лицам, имеющим высокую деловую репутацию, в разрезе отраслей, приоритетных направлений деятельности, территорий, компетенций, профессио ... разработки новых методик независимой стоимостной оценки компаний, учитывающих стоимость деловой репутации работников и их человеческого капитала); формирование системы управления человеческим ...
1. Разберетесь: чем отличаются виды и формы делового общения от простого общения.
2*. Выпишите определения основных форм делового общения: совещания, беседы.
3. Определите в чем разница между понятиями «совещание » и «беседа».
4*. Уясните, чем отличаются императивное и манипулятивное общение.
5*. Проведите самостоятельное тестирование по определению позиций в трансактном анализе (Родитель-Ребенок- Дитя».
2.Рекомендации по подготовке заданий
При подготовке заданий пользуйтесь учебным пособием: Кукушин В.С. «Психология делового общения» 2003.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.
.2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2006.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие виды общения вы знаете?
2.. Что может помешать вам понять вашего собеседника? А что может помочь вам?
3. Какие типы взаимодействия людей в общении вы знаете?
4. В чем заключается сущность и функции деловой беседы?
5. Какие этапы проведения деловой беседы вы можете выделить?
6. Как подготовиться к деловой беседе?
7. Какие рекомендации по аргументированию своих доводов и опровержению доводов собеседника вы можете дать?
Тема 1.3. Речевое поведение российского таможенника
1. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите ключевые понятия темы: речевой этикет, культура мышления, культура языка, культура речи, культура соматической (телесной) коммуникации.
2*. В рабочей тетради составьте схему сравнительных подходов к определению понятия «речевое поведение (лингвоэтология)».
3*. Составьте свой психологический портрет, куда должны войти особенности ваших качеств в процессе общения.
4. Определите свои ведущие потребности и мотивы, склонности и интересы, реализуемые в ходе общения.
5*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура речевого этикета».
6*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура соматической коммуникации».
7*. Определите понятие культура языка и культура речи.
2. План практического занятия.
(для очной и заочной формы обучения)
1. Сущность социальной коммуникации в деловом общении
2. Понятие перцепции в деловом общении.
2. Психологические механизмы социальной перцепции.
3. Эффекты восприятия партнера по общению.
4. Общение как взаимодействие.
5. Невербальное общение и его формы.
Психология делового общения 3
... зависит от умения налаживать контакты и правильно строить деловое общение. 2. Этика и культура поведения в организации и управленческое общение Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении – ... динамики, перехода от одного уровня к другому. Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи: овладение ...
Реферат на тему: Применение трансактного анализа при анализе ситуаций межличностного взаимодействия.
3.Рекомендации по подготовке заданий
и проведению практического занятия
Социально-психологический тренинг:
1. Тренинг представляет собой моделирование ситуаций и действий, обучаемых в этих ситуациях, а также проведение упражнений игры по развитию перцептивных навыков общения. Для его проведения каждый студент готовит ситуацию взаимовосприятия и отрабатывает рефлексию.
2. Проведение ролевой игры по развитию коммуникативных навыков общения. Отрабатываются следующие ситуации: обратиться к пожилому человеку, узнать который час; обратиться к декану факультета по вашему заявлению; к преподавателю о переэкзаменовке и т.п.
Задания для практической работы:
1. Тест «Определение модальности восприятия».
2. Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.
3. Задание на развитие точности передачи и понимания сообщений невербального канала (имитационная игра).
4. Задания на тренировку умений диагностировать неконгруэнтность собеседника и распознавать ложь (имитационная игра).
5. Показ видеофильма «Детектор лжи»
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие составляющие речевого поведения?
2. Что такое речевой этикет?
3. Какие задачи решаются в при использовании культуры мышления?
4. Какие составляющие культуры соматической (телесной) коммуникации?
5. Что включает в себя культура речи?
Тема 2.2. Приемы и способы эффективной коммуникации
1. Задания для самостоятельной работы
1. Дайте общую характеристику коммуникативной сферы личности.
2*. Подготовьте особенности профессиональных свойств внимания и . памяти таможенного специалиста в условиях общения.
3*. Охарактеризуйте каждый прием и способ коммуникации в отдельности*.
4*. Подберите основные методики для изучения коммуникативных свойств личности.
5*. Определите психотехнические приемы привлечения аттракции.
2. План практического занятия.
(для очной формы обучения)
«Интеллектуальная разминка» по уточнение и закрепление понятий по теме занятия:
-. коммуникация,
— метод, методика,
— структура коммуникативного процесса,
— прием «зеркало отношений»,
-прием «золотые слова»,
— фактор «привлекательности»
Обзор литературы по теме занятия:
— выставка литературы,
— освещение характера публикаций,
— практическая значимость изданий.
Реферативное выступление: «Невербальное общение в деятельности специалиста».
Рассмотрение и обсуждение вопросов:
1. Отработка дыхания и артикуляции (индивидуальные задания с последующим отчетом перед группой).
2. Перечислить максимально большее количество интонаций голоса (работа в микрогруппах).
Прочитать предложенный фрагмент текста в заданной интонации.
3. Построение структуры выступления по заданной теме (индивидуальная работа).
4. Подготовка начала и завершения речи по заданной теме (индивидуальная работа).
5. Классификация и краткая характеристика невербальных средств общения;
6. Профессиональные особенности невербальных коммуникаций;
7. Значение невербального общения в профессиональной деятельности.
3.Рекомендации по подготовке заданий
и проведению практического занятия
При подготовке к практическому занятию необходимо выполнить практическое задание: построение публичного выступления продолжительностью 5-7 минут по выбранной теме. Цель данного задания – подготовить эмоционально яркую, убедительную речь, соблюдая правила построения публичного выступления с максимально большим количеством риторических приемов и фигур.
1. Подготовьте приветственную (развлекательную) речь на 4-5 мин. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Учтите, что ваша аудитория — слушатели группы. Продумайте систему эмоционально-психологических воздействий.
Выберите событие, которому будет посвящена ваша речь (юбилей лица, организации, встреча группы людей, вручение награды, праздничная встреча, памятная дата и др.).
Главная задача приветственной речи — создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей. Обратите внимание на эмоциональность вашей речи, используйте в ней средства речевой выразительности.
2. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5-7 мин. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Учтите, что ваша аудитория — слушатели группы. Продумайте систему логических и психологических доводов.
3. Подготовьте информационную речь (5-7 мин.).
Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Продумайте заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория — слушатели группы.
4. Распознавание лжи, настроения партнера, отношения к ситуации общения через анализ невербального поведения.
5. Национальные особенности невербального поведения.
6.Тест «Определение модальности восприятия».
7. Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие приемы и способы эффективной коммуникации вы знаете?
2. Что такое прием «зеркало отношений»?
3. В чем состоит психологический механизм приема «золотые слова»?
4. Какова суть приема «имя собственное»?
5. В чем суть комплиментарного воздействия?
Коммуникативной деятельности
1. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите и законспектируйте основные стадии дискуссии.
2. Составьте классификацию основных типов вопросов, задаваемых в процессе дискуссии..
3. Изучите технологию проведения дискуссии.
2. План практического занятия:
(для очной формы обучения)
1 .«Интеллектуальная разминка» по уточнению и закреплению понятий:
— полемика;
— дискуссия;
— виды спора;
— диспут;
— принципы дискуссии и полемики;
— публичный диалог;
— логическая структура спора;
— обманные приемы и уловки («приклеивание ярлыков»; «подтасовки и умолчания»; «игра в авторитеты»; «игра в цифры и детали»; «вырывание из контекста»; «абсурдная гиперболизация»; «аксиоматичность доказательств»; «отвлечение оппонента от предмета спора»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»; «притворство») — приёмы опровержения.
2 .Решение проблемных задач:
а) Объясните, в чём состоит сущность и значение приёма, которым пользовался Галилей в начале спора. «На новом посту в Падуе Галилей стал приобретать всё большую известность. Он любил спорить, разъяснять и доказывать свою правоту. Никто не мог превзойти его в научных дискуссиях: он начинал с того, что излагал точку зрения своих противников более ясно, чем то могли сделать они сами, а затем разносил её в пух и прах — в этом отношении он был истинным виртуозом.» (Роджерс Э. Физика для любознательных. — т.2., М.: 1978, с. 158).
б) На основании изученной литературы, составьте и обсудите с членами группы памятку: «Как отвечать на вопросы участников в ходе дискуссии».
4. Проведение педагогической игры «Дискуссия».
3.Рекомендации по выполнению заданий
и проведению практического занятия
При овладении методами проведения дискуссии обратите внимание соблюдение всех этапов (начало, основная часть, заключение, выводы).
Педагогическая игра «Дискуссия» представляет собой моделирование полемической ситуации (дискуссии, научного спора и т.п.) между студентами группы.
Цель игры заключается в формировании у студентов полемических умений, навыков ведения научного спора и дискуссий, ответов на вопросы.
Для проведения педагогической игры из студентов выбирается руководитель, его помощник и «психологи-консультанты». Тема дискуссии (полемики, научного спора) согласовывается с преподавателями и всеми слушателями.
В ходе дискуссии решаются три группы взаимосвязанных задач: задачи по отношении к проблеме, задачи по отношению к группе участников, задачи по отношению к каждому отдельному участнику. Решение этих задач требует выбора адекватных средств. На основе соотношения задач и средств их реализации формируется психотехническая программа действий руководителя дискуссии.
По окончании дискуссии проводится ее анализ «психологами-консультантами» по следующим критериям:
Основные критерии | Оценка |
содержательность речи:наличие главной мысли, аргументированность, острота постановки вопроса, наличие фактов, убедительность | 1, 2, 3, 4, 5 |
четкость изложения содержания речи:структура речи, логичность изложения | 1, 2, 3, 4, 5 |
выразительность речи:правильность ударений, богатство лексики, образность | 1, 2, 3, 4, 5 |
ясность и понятность речи:учет аудитории, языковая ясность, дикция | 1, 2, 3, 4, 5 |
Средний балл уровня развития речи: высокий — 4,4-5 баллов; средний — 3,6-4,3 балла; низкий — 2,8-3,5 балла; очень низкий — 2,0-2,7 балла.
В заключении необходимо:
— дать характеристику подготовленности группы к практическому занятию и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки.
— проанализировать выступления, дополнить и уточнить содержание рассматриваемых вопросов.
— проанализировать работу обучаемых, их активность.
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.
. Бороздина Г.В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
6. Белланже, Л. Переговоры. – СПб.: Нева, 2002.
7. Бишоф А. Секреты эффективного делового общения. М: Омега-Л, 2006.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дайте определение дискуссии, полемики и спора.
2. Как влияют на проведение дискуссии индивидуальные особенности участников?
3. Что такое «тезис и демонстрация»?
4. В чем выражается культура спора?
5. Какие вопросы и виды ответов используются в дискуссии?
Тема 3.3. Имидж российского таможенника как составная часть организационной культуры
1.Задания для самостоятельной работы
1*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.
2. Дополните конспект лекции о прочитанной теме во время самостоятельной работы.
3. Вспомните и опишите ситуации общения, иллюстрирующие основные элементы имиджа.*
4*. По тесту «Ваше отношение к себе» определите собственные приоритеты по удовлетворенности собой.
2.Рекомендации по выполнению заданий
При работе над темой обратите внимание на основные элементы имиджа российского таможенника, вербальные и невербальные средства общения, «телесный» имидж, внешний вид.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., — М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. — Лениздат, 1992. .
4. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
5. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
6. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
7. Белланже, Л. Переговоры. – СПб.: Нева, 2002.
8. Бишоф А. Секреты эффективного делового общения. М: Омега-Л, 2006.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое имидж?
2. Какие модели поведения присущи имиджу?
3. Что такое «телесный имидж»?
4. Как влияет имидж не тактику общения?
5. Что входит в понятие «внешний вид» человека?