Тема 6. Потребностно-мотивационная сфера личности

Для студентов 1 курса заочной формы обучения

(специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование)

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии. Специфика научного психологического знания

 

Задание 1. Дайте характеристику научных школ, указанных в таблице.

Порядок выполнения:

1. Ознакомьтесь с содержанием литературы по данному вопросу;

2. Заполните таблицу по заданным основаниям.

 

Название психологического течения представители Предмет исследования Метод исследования Основные положения теории
Психология сознания        
Бихевиоризм        
Фрейдизм        
Гуманистическая психология        
Когнитивная психология        

Задание 2.Дайте характеристику методов психологии.

Порядок выполнения:

1. Ознакомьтесь с содержанием литературы по данному вопросу;

2. Заполните таблицу по заданным основаниям.

Название метода Понятие Цель Виды Этапы подготовки и проведения Способ регистрации данных
Эксперимент          
Наблюдение          
Тестирование          
Анкетирование          
Беседа          
Интервью          

 

Задание 3. Дайте характеристику психики как предмета научной психологии.

Порядок выполнения:

1. Ознакомьтесь с содержанием литературы по данному вопросу;

2. Составьте конспект в соответствии со следующими пунктами плана:

· Определение понятия психика;

· Функции психики;

· Условия адекватного функционирования психики;

· Уровни психики животных;

· Структура психики человека;

· Определение понятия сознания;

· Структура сознания.

 

Тема 2: Деятельность и общение как факторы развития личности.

Задание 4. Дайте характеристику деятельности человека.

Порядок выполнения:

1. Ознакомьтесь с содержанием литературы по данному вопросу;

2. Составьте конспект в соответствии со следующими пунктами плана:

· Определение понятия деятельность;

· Структура деятельности (уровень особенных видов деятельности, уровень действий, уровень операций, уровень психофизиологических функций)

· Отличительные особенности деятельности от других видов активности человека.

 

Задание 5. Дайте характеристику общения человека.

Порядок выполнения:

1. Ознакомьтесь с содержанием литературы по данному вопросу;

2. Составьте конспект в соответствии со следующими пунктами плана:

· Определение понятия общение;

· Функции общения;

· Виды общения;

· Средства общения;

· Значения общения для развития личности.

 

Тема 3: Человек как субъект, индивид, личность, индивидуальность

 

Задание 6. Дайте характеристику понятиям человек, субъект, индивид, личность, индивидуальность.

Порядок выполнения:

1. Ознакомьтесь с содержанием литературы по данному вопросу;

2. Выпишите определения указанных понятий;

3. Постройте схему, отражающую соотношение данных понятий.

 

Тема 4: Познавательная сфера личности

 

Задание 7. Дайте характеристику познавательной сферы личности.

Порядок выполнения:

1. Ознакомьтесь с содержанием литературы по данному вопросу;

2. Заполните таблицу по заданным основаниям.

 

Название процессов Определение Функции Виды Свойства Примечание
Ощущение          
Восприятие          
Память          
Внимание          
Мышление          
Воображение          

 

 

Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности

Задание 8. Дайте характеристику эмоционально-волевой сферы личности.

Порядок выполнения:

1. Ознакомьтесь с содержанием литературы по данному вопросу;

2. Заполните таблицу по заданным основаниям.

 

Название процессов Функции Виды Свойства Примечание
Эмоции
Чувства
Воля

 

Тема 6. Потребностно-мотивационная сфера личности

Задание 9. Дайте характеристику потребностно-мотивационной сфера личности.

Порядок выполнения:

1. Ознакомьтесь с содержанием литературы по данному вопросу;

2. Составьте конспект в соответствии со следующими пунктами плана:

· Определение понятия потребность;

· Определение понятия мотив;

· Виды мотивов;

· Соподчинение мотивов.

 

Литература:

Основные источники:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2015.

2. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 2011.

3. Кравченко А. И. Общая психология, — М., 2011.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М., 2011.

5. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М., 2011.

 

Дополнительные источники:

1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов, — М.: Флинта: МПСИ, 2008.

2. Горянина В.А. Психология общения. — М.: Академия, 2002.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002.

4. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. — М.: Академия, 2002.

5. Радугин А.А. Психология М.: Академия, 2001.

6. Станкин М.И. Психология общения. — Москва – Воронеж, Модэк, 2000.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р-н-Д, 2008.