Общие принципы преодоления нарушений базовых функций семьи

Для преодоления нарушений базовых функций семьи, необходимо:

1. выявить сохраняющиеся в настоящее время и успешно реализуемых функций семьи; последовательно, но не каждом очередном занятии поддерживается одно — два из них с соответствующими домашними занятиями.

Общая продолжительность составляет 6-7 занятий.

2. поиск механизмов компенсации в семье – семейные ритуалы, появление новых действий (Например, в семьях безработных автоматически начинает развиваться искусство кулинарии, развивается интерес к чтению, кинофильмам, возникают простые не требующие простых затрат хобби: рыбалка, сбор грибов, смещаются интересы семьи на садоводство и огородничество.

3. в течении первых 1,5-2 месяцев необходимо установить механизмы компенсации в семье и активно поощрять их развитие.

4. если нарушения базовых функций семьи уже вызывает психосоматические расстройства (неврозы, дистании) необходимо лечение (подключение медикаментозной терапии и специаолистов-медиков – врач невропатолог, психотерапевт).

Понятие о дисфункциональных семьях и их типология

Это такие семьи, где нарушены те или иные базовые флософии или существуют условия автоматического нарушения базовых функций.

Типология: 1. Определение на основании нарушенной функции:

Нарушение группы биологических функций:

  • семья с дисгармонией суточных биоритмов (активность, сон-бодроствование);
  • нарушение адаптации темпераментных свойств;

Нарушение группы психологических функций:

  • нарушение функции внутрисемейной психологической защиты, антистрессовой, психотерапевтической;
  • нарушение конгруэнтности (не способность передавать друг другу чувства);
  • нарушение чувства внутрисемейной поддержки, самореализации;
  • нарушение в потребности своего независимого пространства, своего «я»;

Нарушение микросоциальеных функций:

  • ролевых и полоролевых отношений в семье;
  • в сфере принятия групповых решений и лидерства;
  • в исполнении хозяйственно-бытовых функций;
  • коммуникативной функций;
  • в сфере внутрисемейных ожиданий друг от друга и от брака;
  • досуговой функции;

Нарушение макросоциальные функции:

3 стр., 1419 слов

ПАТ.ФИЗ — Типовые формы нарушений функций аденогипофиза (133

... или либерины (более современный термин), а тормозящие — статины. Формы нарушений функций аденогипофиза: гипопитуитаризм (гипофункция) первичногипофизарные, парциальные, ранние (до полового созревания) ... картиной резкого истощения, преждевременного старения, тяжелыми обменно-трофическими расстройствами, нарушениями функции перифери­ческих гипофиззависимых эндокринных желез. Похудание происходит за ...

  • семья длительно безработная;
  • семья вынужденных переселенцев;
  • малообеспеченная семья;
  • семья не имеющая самостоятельного жилья

Типология 2. Онтогенетический принцип – на основании возростных и иных кризисов развития семьи:

  • Семья с патологией адаптационного начального периода брака. В качестве кризисов на каждом этапе развития выступают кризисы формирования психологических семейных новообразований, какие должны в норме возникать на данном этапе. Психологические новообразования – новые функции семьи, новые свойства психологических процессов или состояний;
  • Кризис семьи на этапе развития беременности;
  • С рождением ребенка возникают диагнозы: перераспределение любви, усложнение хозяйственно-бытовой функции;
  • В зависимости от эмоциональных проблем. С момента рождения ребенка — две части:

А) 1-психологичесий диагноз родителей на основе собственного этапа развития;

Б) вторая на основании возрастных кризисов родившегося ребенка.

Типология 3. Нозологический или синдромологический принцип:

Симптомокомплекс — это устойчивая связь одновременно проявляющихся признаков семьи или отдельного ее члена. Нозология – конкретное заболевание имеющее медицинский диагноз, с этой точки зрения все дисфункциональные семьи классифицируются в зависимости от синдромов и симптомокомплексов:

  • семья с алкоголиком;
  • семья с психиатрическим больным членом;
  • семья с ранними формами дивиантного поведения у ребенка;
  • с педагогически запущенным ребенком;
  • с внутрисемейным насилием.

Неполная семья

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ — семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Наиболее распространены неполные семьи, состоящие из матери и детей. Существуют неполные семьи, где нет ни одного из родителей, и дети живут с бабушками, дедушками и другими родственниками. По данным переписи 1994, доля неполные семьи, среди всех семей составила 17,4%, причём 12,1% семей имели только мать и 1% — отца. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребёнка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно выделяют основные типы неполных семей:

  • внебрачная,
  • осиротевшая,
  • разведённая,
  • распавшаяся.

Различают также отцовскую и материнскую семьи, последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Роль семьи в развитии личности ребенка, проблемы семейного воспитания. Важную роль, поскольку оно ...

Воспитание детей в неполных семьях обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большая часть неполных семей возникает по причине ухода отца. Поэтому женщины своё разочарование по отношению к бывшему мужу иногда бессознательно проецируют на ребёнка.

В ряде случаев мать стремится восполнить недостаток отцовской заботы, окружая ребёнка чрезмерной лаской и опекой. Во всех таких ситуациях воспитательная атмосфера семьи отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка.

Кроме того, в неполной семье ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Психическое и сексуальное развитие девочки в неполной семье также отличается противоречивостью.

Часто дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Однако это не означает, что неполная семья обязательно является неблагополучной. Неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь из-за детей, зачастую приносят напрасную жертву. Родителю, оставшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям в развития ребенка.

Семья с больным ребенком

Больной ребенок – это ребенок с ограниченными возможностями в развитии в связи с физическими заболеваниями (ССС, последствий травм и т.д.), т.е. его нервная система остается неповрежденной и он подлежит обучению по обычному типу в СОШ.

Особенность детей – чувство собственной ущербности, которое проявляется в случаях неспособности проявиться полностью. Повторяется в каждом возрастном кризисе развития и в моменте общения со сверстниками, когда он может сравнивать себя с др. Если не принимать специальных мер защиты, то к 11-13 годам у такого ребенка возникает комплекс неполноценности, а на его фоне различные нарушения в характере – дифицитарное развитие личности. Особенно проявляется у детей с обезображивающими заболеваниями.

10 стр., 4821 слов

Формирование мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ

... активности, что влияет также и на другие стороны их познавательной деятельности. Относительно мышления детей с нарушениями зрения многие авторы (М.И. Земцова. Ю.А. Кулагин. ... 3.1. Исследование уровня сформированности мыслительной деятельности у слабовидящих детей среднего дошкольного возраста 67 3.2. Формирование мыслительной деятельности у слабовидящих детей среднего дошкольного возраста 75 3.3. ...

Типы дифицитерного развития личности:

1. Шизойдно-аутический (замкнутость, избегание контактов, предпочтение жизни в собственных идеях, возникновение хобби не требующих общения с окружающими);

2. Депрессивный тип (Периодические на несколько часов или дней чувства тоски, угнетенности, с пессимистическими оценками себя в текущем времени и в будущем, с ухудшением аппетита, расстройством сна, с понижением игровой активности и сексуальной активности;

3. Астено-невротический (слезливость, плаксивость, быстрая раздражительность при неудачах, быстрая утомляемость, повышенная тревога и постоянное ожидание неудач в т.ч. социальные страхи)

Способы профилактики:

  • успокаивающая терапия (медикаменты) в 1ой острой фазе реакции ребенка на болезнь;
  • раннее начало планирования с ребенком его будущего развития;
  • ранее определение потенциально успешного развития личности ребенка (секции, хобби);
  • Непрерывная поддержка всех форм общения со сверстниками;
  • выведение на индивидуальное, домашнее обучение, но с правом посещения других уроков, если это физически возможно, при этом сохранится общение со сверстниками.

Компенсаторные черты характера:

1. доброжелательность к людям;

2. повышенная общительность и навык, с каким другом, о чём говорить;

3. повышенный исследовательский интерес к окружающему миру (книги, передачи);

4. воля позволяет осваивать сложные хобби технического характера или интеллектуальные игры;

5. способность ребенка самостоятельно анализировать собственную личность, свои способности и организовать реализацию этих способностей.

В основе психокоррекции лежит организация максимально успешного их разрешения в рамках остающихся у них в связи с болезнью возможностями.

Алгоритм консультации:

1. Дать выговориться;

2. Обсудить все успешные дела в прошлом;

3. Анализ деятельности;

4.Подробное обсуждение главной характеристики, выявление особенностей.

Итог: ввести антидепрессанты; значимые личности должны быть собраны на инструктаж; сверстники должны будут говорить, хвалить его качества характера.

Семья с невротическими расстройствами и психическим инфатилизмом ребенка: типы , этапы и кризисы, оказание помощи

Подобные семьи составляют до 30-40% от общего числа семей. Чаще всего носителями травматических черт, является женщина. Семья с высоким уровнем тревоги автоматически передает ее своим детям несколькими механизмами. Через идентификацию ребенком себя с родителями, и тогда, он автоматически усваивает тревожный тип реагирования, через тревожное обсуждение различных жизненных ситуаций и создание.

5 стр., 2113 слов

Ребенок с синдромом Дауна в семье.Психолого- педагогический портрет ...

... педагогической теории и практике. Объект исследования: семья, воспитывающая ребенка с синдромом Дауна. Предмет исследования: процесс воспитания детей с синдромом Дауна в семье. Цель: выявить особенности развития и ... 1. Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье 1.1. Причины и особенность заболевания в отечественной и зарубежной ...

Таким образом, предварительная готовность ребенка к реакциям тревоги при реальном возникновении обсуждаемых с родителями ситуаций. Самый опасный вариант страхов — их включение в сферу общения ребенка и сферу деятельности.

В сфере общения страх затрудняет сам выбор партнера, страх новых людей, страх знакомства, неумение завязать беседу, оказывается неинтересным для партнера, страх утраты дружеских отношений, ошибиться, чувство виновности.

Таким образом, в системе общения страхи создают предрасположенность к психологической зависимости от партнера по общению. Страхи в сфере деятельности могут проявляться в структуре каждого из этапов деятельности: страхи предположить, что надо делать, страхи перед принятием решения, страх 1-го шага, страх оказаться некомпетентным, ошибиться, страх подведения итогов деятельности, страх ответственности, страх необходимости управлять людьми.

Ситуации страхов в сфере общения и деятельности тормозят развитие личности с самого момента их возникновения. Страхи общения обычно возникают у детей в тревожных семьях у детей детского негативизма (3-4г.) и проявляются при общении с незнакомыми взрослыми, во дворе и детском саду, страх в сфере деятельности чаще проявляется на 1 этап позже (с 5-6 до 11-12лет) в деятельности, предшествующей учебной и в учебной деятельности.

Во взрослом возрасте страхи общения и деятельности сливаются и препятствуют всему процессу социализации личности с подросткового и юношеского возраста. Порождают черты неуверенности и застенчивости и инфантильные механизмы психологической защиты личности как избегание, отказ от деятельности, отрицания, вытеснения, проекция, регрессивные реакции.

Преодоление высокой семейной тревоги.

1. Преодоление тревоги у родителей.

В консультировании представление о тревоге собственного невроза, страха детско-подросткового возраста у родителей.

2. Инфатильность личности родителей и слабые психологические защиты у них при страхах.

3. Болезнь или серьезные проблемы в поведении ребенка, объективно порождающие у родителей страхи.

4. Патологическая роль ребенка в семье как стабилизатора, объединителя семьи. Проводится поэтапная системная семейная психотерапия, которая на 2 этапе мобилизуются у тревожного родителя, то есть вубличности, кот не относятся к тревоге или даже противостоят ей (субличности-антогонист тревоги, — «Я смелая, отважная» и одновременно активизируется психотерапевтическая функция и др. членов семьи в отношении основного источника тревоги в семье. случаях, когда тренингом (домашним заданием), основанных на приведенных технологиях не удается преодолеть родительскую тревогу, то это значит надо применять психодрамы гештатльттерапии для преодоления.

7 стр., 3295 слов

Влияние семьи на становление личности 2

... неможет сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и кпоступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья можетвыступать в качестве ... как положительного, так и отрицательного факторавоспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, чтоникто, ...

Все характерологические расстройства требуют длительного лечения в течение нескольких месяцев, чтобы на этом фоне тренировка субличностей и черт характера антагонистов тревоги была бы эффективной и закрепила бы новую не невротическую структуру характера.

Работа с детьми в тревожных семьях.

1. Своевременное их распознавание – метод наблюдения за поведением в школе и за пределами и метод тестирования (тест тревожности Филипса – стимульный материал картинки с конфликтными ситуациями).

2. Консультирование их родителей и выявление тех аномальных стилей воспитания, которые образуются на основе характерологических черт род-лей и которые порождают у ребенка тревогу.

3. Игровые, рисуночные технологии отреагирования ребенком тревоги и тренировка у него в семье, в группе уверенности в себе.

Семья с психологическим инфантилизмом.

Психологический инфантилизм – это состояние недоразвития эмоционально-волевой сферы, деятельности со связанными с ней социальными навыками. При инфантилизме дети имеют «психологический возраст» меньше, чем их же паспортный возраст. Внешне по мимике, эмоциональным реакциям, поведению среди окружающих, ребенок выглядит как более младший, чем его сверстники.

Формальный интеллектуальный уровень у детей сохраняется на уровне сверстников, но его практическое применение соответствует возрасту – затруднено детскими чертами характера и недостаточными социальными навыками. Сохранностью интеллекта дети отличаются от детей ЗПР.

Психологический инфантилизм может сочетаться с отставанием в темпе физического развития – гармонический инфантилизм. В случаях, когда на фоне инфантилизма возникают невротические реакции, говорит об осложненном инфантилизме (более высокая эмоциональная чувствительность к событиям вокруг; переживание своей неловкости; недостаточность организованности в ответственности и взрослости).

К невротическим расстройствам предрасполагают влияние социума:

1. Родители не понимая или отвергая инфантилизм ребенка требуют от него успехов и компетентности во всем.

2. Со стороны сверстников начинающих опережать инфантильного ребенка в волевой сфере и в сфере общения, следуют в его адрес насмешки, притеснения.

Оказание помощи:

1. Развитие у ребенка тех видов деятельности, в которой он имеет преимущество в сравнении со сверстниками (художественно-этическая сфера, интеллектуальная видодеятельность).

2. В пределах этих деятельностей развивать у ребенка самостоятельность, инициативу, планирование, самооценку.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом. Влияние разлуки с матерью на психическое ... слова: приемные семьи, детско-родительские отношения, привязанность, симбиоз, отчужденность, депривация В последнее десятилетие в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей. Вместе с ...

3. Психотерапия родителей для предотвращения эмоциональных отрицательных реакций на ребенка и на развитие у них воспитательной функции с учетом специфики инфантилизма.

4. Интенсивное развитие ребенка (секции, кружки).

5 . Медикаментозная стимуляция развития интеллекта ребенка.

Семья с эмоциональным отвержением ребенка, внутрисемейным насилием и ранними формами девиантным поведением ребенка: типы, этапы и кризисы, оказание помощи

К ранним формам девиантного поведения относят раннее детское воровство, сопровождающееся детской лживостью, уходами из дома, раннее агрессивное хулиганское поведение.

1. Раннее детское воровство – это явление охватывает весь диапазон развития личности от нормы, когда воровство является этапом в развитии правильности до патологии, когда воровство входит в состав психопатических расстройств.

2. Уходы и побеги из дома.

3. Раннее хулиганское и агрессивное поведение. Мотивация хулиганского поведения включает в себя сочетание следующих социально незрелых мотивов поведения:

  • Реакция протеста против взрослых;
  • Негативизм к окружающему (3-4, 11-12лет);
  • Компенсаторному поведению в связи с заниженной самооценкой;
  • Протестные реакции против неудачной учебной деятельности у педагогически запущенного ребенка;
  • Реакции протиста против кризисной ситуации в родительской семье.
  • Ранние закрепления агрессивных тенденций с детства.
  • Асоциальное воспитание в асоциальной семье.

Во всех этих случаях у ребенка сначала возникают заниженная самооценка, затем компенсация.

Единственным исключением, при котором хулиганское поведение развивается на фоне завышенной самооценки является воспитание ребенка в асоциальной семье с ранним агрессивным поведением, которое ребенок использует для обеспечения своего лидерства и доминирования. Во всех случая хулиганства – признак длительного, кризисного развития личности.

Профилактика хулиганства проводится в соответствии с указанными выше механизмами его происхождения. В связи с этим для правильного построения профилактики требуется точная психолого-педагогическая диагностика ребенка и его семьи.

Хулиганство, связанное с протестными реакциями преодолевается развитием в семье успешных внутрисемейных деятельностей ребенка.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. ... Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития ...

При эмоциональном отвержении ребенка, если родители способны еще осуществить воспитательную функцию, то проводится программа преодоления эмоционального отвержения, сплочения родителей с ребенком с последовательным восстановлением нормативного развития его личности.

При хулиганстве на фоне развивающей педагогической запущенности и протеста против школы проводится программа преодоления педагогической запущенности.

Если родители не способны к воспитательной функции при выражении длительного эмоционального отвержения или при асоциальных установках в семье, ребенок передается на воспитание другим родственникам или государству, а родители или ограничиваются в дееспособности или лишаются родительских прав.

Время необходимое для психокоррекции раннего детского воровства и хулиганского поведения – от 0,5 до 1,% лет.

Семья с наркологическим заболеванием одного из супругов (отца)

При возникновении наркологического заболевания существует два основных направления патологизирующего воздействия родителя на ребенка.

1. Непосредственно конфликтность, агрессивность, уменьшение времени на воспитательную функцию (прямой дефицит в общении родителя с ребенком).

2. Влияние медленно наступающих изменений в личности родителя, а затем и в функциях всей семьи и изменение ситуации в развитии ребенка.

В современной наркологической и психологической литературе описан синдром «ребенок отца – алкоголика» характеризующийся: слабым познавательным интересом к окружающему миру, такой ребенок мало знает, ни чем не интересуется. Для него характерно зависимое подчиняемое поведение в группе сверстников, он не может быть лидером, происходит поиск ребенком «сурагатного отца» из старших по возрасту подростков или сверстников с выраженными лидерскими качествами.

У ребенка слабая успеваемость в начальных классах школы и тяжелый кризис перехода к многопредметному обучению и т.д. У мальчиков – детей отцов-алкоголиков – риск преступного поведения и алкоголизма в 4 раза выше, чем у обычных детей. У девочек в 4 раза выше риск ранней беспорядочной половой жизни.

Программа психолого-педагогической коррекции семьи.

1. При отсутствии больного алкоголизмом потребности обратиться за помощью, родственники, обучившиеся системе оказания психологического воздействия на больного с целью сформировать это желание. В основе этой методики лежит противопоставлении в сознании больного 2-х противоположных его состояний: трезвость и состояние пьяного.

В период употребления спиртного всеми окружающими его критикуют, выдерживают психотерапевтическое правило о том, что болезнь критикуется, а в трезвые промежутки используется перестройка в потребностно-мотивационной сфере личности больного:

20 стр., 9859 слов

Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей ...

... следующие гипотезы: 1.У родителей детей с ограниченными возможностями имеются рассогласования между декларируемыми и реализуемыми типами отношений. Дополнительная гипотеза: родители детей с ограниченными ... возможностями не в полной мере осознают характер отношений к собственному ребенку. Реализуют поведение ...

  • Резкая стимуляция пищевой потребности (5-6 разовое высококалорийное питание, большое разнообразие блюд и душистых приправ).
  • Поощрение всех его хобби и присоединение семьи к ним (которые объективно противостоят употребление спиртного).
  • Обеспечение режима непрерывной занятости (свободное время необходимо оставлять для семьи вечером).
  • Непрерывная позитивная эмоциональная поддержка больного в трезвости окружающими.
  • Активизация воспитательной функции больного, если есть дети (высказывание в адрес больного положительной оценки его воспитательной функции, на основе тех деятельностей ребенка, которые формировались у ребенка под влиянием отца).
  • Активизация общего культурного потенциала клиента (спорт, природа, литературоведенеие и т.д.).
  • Резкая активизация сексуальной потребности клиента: проводятся со 2-3 недели трезвости (постоянно увеличивается чистота сексуально-эротических ласк со стороны жены.

Вся эта программа проводится на фоне общеуспокаивающего и общестимулирующего лечения:

  • Начиная со 2-3-ей недели программы в семье вводится семейные ритуалы (общее лечебное чаепитие, просмотренные заранее выбранных передач).

Во время этого клиент может высказать мысли о лечении. Т.о., проходит семейный совет и проходит он до тех пор, пока клиент не согласится на лечение.

2. Преодоление самой зависимости с помощью лечения:

  • Медикаментозное подавление тяги к алкоголю;
  • Лечение невротических и психопатических расстройств личности больного.
  • Лечение астенического синдрома и повышение работоспособности.

Замена программы лечения на одномоментную процедуру снижает шансы на выздоровление несколько раз.

3. Родственники могут получить психотерапевтическую помощь независимо от решения пациента в отношении лечения.

4. Работа с детьми отцов-алкоголиков:

  • Стимуляция интеллектуальной активности детей – тренинг креативности.
  • Репетиторство по предметам, которые ребенок и усваивает и которые не усваивает.
  • Необходимо выявит своевременно детей отцов-алкоголиков с 3-го по

6-й классы.

  • Оказание помощи детям не зависимо отрешения больного.

Методы исследования семьи и семейных отношений

Одна из острых проблем семейного консультирования — получение полной, объективной, достаточной информации о брачно-семейной ситуации клиента. От этой информации зависит точность постановки диагноза, выбор методов и направления коррекционной работы и эффективность помощи.

1. Социально-экономические и демографические характеристики. Что касается методов получения социальных характеристик, то достаточны опрос, анализ имеющихся документов;

2. Добрачные отношения. Характеристики добрачного периода выявляются в беседе или специальном интервью;

3. Микроокружение семьи. Для исследования контактов семьи с окружением разработана анкета «Контакты семьи». Анкета может использоваться в двух вариантах: для изучения объективного положения дел и для исследования желаемого варианта отношений с окружением. Сравнение полученных картин помогает выявить точки неблагополучия в отношениях с микроокружением;

4. Стадия супружества. 1) добрачный период; 2) семья до рождения детей; 3) семья с детьми дошкольниками; 4) семья с детьми школьного возраста; 5) семья со взрослыми детьми; 6) семья после отделения взрослых детей. Выявление типичных проблем возможно в ходе свободной беседы;

5. Оценка уровня благополучия отношений. Для диагностических целей полезна интегральная оценка уровня благополучия супружества, позволяющая судить о тяжести нарушения отношений. Для этих целей используется три шкалы: ДОО (дифференциальная оценка отношений), шкала Берджеса, субъективная шкала удовлетворенности браком. Каждая из шкал позволяет оценить отношения в континууме «благополучные — неблагополучные» в количественном выражении;

6. Оценка отдельных феноменов супружеских отношений. Методики: опросники ПЭА, РОП, «Конфликты», а также тест семейных отношений (FBT) и тест Т. Лири. Другие авторы пользуются шкалами аттракции, вариантами социометрии, специальными опросниками;

7. Исследование индивидуальности супругов. При дифференциально-психологическом обследовании мы используем: опросники Кеттелла, Айзенка, тесты Розенцвейга, Зонди, Люшера, проективные рисуночные тесты;

8. Исследование семейного досуга, интересов и ценностей. Для изучения этого аспекта супружества можно использовать такие инструменты, как методика «Ценностные ориентации» (адаптированный вариант методики М. Рокича), опросник «Интересы — досуг», опросник «Условия семейного благополучия»;

9. Психограмма супружества. В результате анализа всех аспектов супружества мы получаем ряд данных, которые сводятся в психограмму-заключение.

В ней указываются следующие выводы: 1) зоны конфликта в супружестве, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон; 2) степень личной совместимости; 3) общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни; 4) общий прогноз отношений в паре; 5) рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы (с парой в целом и с каждым супругом в отдельности).

Методика pari, Тест — опросник родительского отношения (а.Я. Варга, в.В. Столин)

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми).

Ключевой момент в этой работе — получение полной и объективной, информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно — о родительских-детских.

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (матерей) к разным сторонам семейной жизни. Авторы: американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье.

Отношение к семейной роли: описывается с помощью 8 признаков,

их номера в опросном листе:

1.ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье;

2.ощущение самопожертвования в роли матери;

3.семейные конфликты;

4.сверхавторитет родителей;

5.неудовлетворенность ролью хозяйки дома;

6.«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи;

7.доминирование матери;

8.зависимость и несамостоятельность матери.

Отношение родителей к ребенку

1. Оптимальный эмоциональный контакт;

а) побуждение словесных проявлений, вербализаций;

б) партнерские отношения;

в) развитие активности ребенка;

г)уравнительные отношения между родителями и ребенком.

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком:

а) раздражительность, вспыльчивость;

б) суровость, излишняя строгость;

в) уклонение от контакта с ребенком.

3. Излишняя концентрация на ребенке:

а)чрезмерная забота, установление отношений зависимости;

б) преодоление сопротивления, подавление воли;

в) создание безопасности, опасение обидеть;

г) исключение внесемейных влияний;

д) подавление агрессивности;

е) подавление сексуальности;

ж) чрезмерное вмешательство в мир ребенка;

з) стремление ускорить развитие ребенка.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики.

Инструкция:

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:

А — если с данным положением согласны полностью;

а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением полностью согласны.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

  • хозяйственно-бытовые, организация быта семьи;
  • межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера;
  • отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические».

Родительско-детские отношения являются основным предметным анализом в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности.

Тест — опросник родительского отношения (а.Я. Варга, в.В. Столин)

Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению ребенку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и их семей, обратившихся за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН Росси. Это количество было состав ленно из двух групп: контрольной, ….. родителей, не нуждающихся в психологической помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополучных; и экспериментальной – нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей – в нее вошла подгруппа лиц, регулярно обращающихся за психологической помощью. Все родители – жители г. Москвы, более половин из них с высшим образованием.

Структура опросника:

Опросник состоит из 5 шкал.

1. “Принятие — отвержение”. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспитывает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни из-за низких способностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. “Кооперация” – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта школа раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает индивидуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. ”Симбиоз” – Шкала отражает межличностную дистанцию общения с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. “Авторитарная гиперсоциализация” – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного поведения и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения. За проявления самостоятельности ребенка строго наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными способностями, мыслями, чувствами.

5. “Маленький неудачник” – отображает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несовместимость. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возвратом. Интересы, увлечения, мысли чувства ребенка кажутся родителю детскими. Ребенок представляется не приспособленным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досаду на его неспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудности жизни и строго контролировать его действия.

Методика Рене Жиля

Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.

Стимульный материал методики состоит из картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом.

В тестовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях.

Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

А).

Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым).

Б).

Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: 1) любознательность; 2)стремление к доминированию в группе; 3) стремление к общению с другими детьми в больших группах; 4) отгороженность от других, стремление к уединению; 5) социальная адекватность поведения. Помимо качественной оценки результатов все показатели получают свое количественное выражение. Несмотря на то, что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста.

Цель — изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Особенности проведения процедуры обследования.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Целесообразна только индивидуальная форма проведения тестирования.

ШКАЛЫ:

1) Отношение к матери;

2) Отношение к отцу;

3) Отношение к матери и отцу как родительской чете;

4) Отношение к братьям и сестрам;

5) Отношение к бабушке и дедушке;

6) Отношение к другу (подруге);

7) Отношение к учителю (авторитетному взрослому);

8) Любознательность;

9 )Доминантность;

10) Общительность;

11) Закрытость, отгороженность;

12) Социальная адекватность поведения.

Использование результатов психодиагностики семьи в психологическом консультировании

Можно использовать для создания конфликтных ситуаций. На основе рисуночных тестов: «Моя семья», рисуется в двух противоположных по смыслу вариантах:

1) семья как сейчас есть;

2) идеальная семья.

В воображении клиент на двух рисунках способен сам установить происхождение семейного конфликта.

АСВ: 20 различных вариантов аномального патологического воспитания, с причинами возникновения, для этого супругов порознь тестируют, полученный результат обсуждают совместно.