Кора головного мозга Ценральной извилиной (Роландова борозда) делится на 2 части:
1. Прецентральная (передняя)
2. Постцентральная (задняя)
Обе части состоят из сложных дифференцированных образований, которые принимают участие в образовании совершенно разных ВПФ.
Задняя – это афферентная (принимающая), чувствительная часть коры, она осуществляет прием и переработку информации разной модальности и обеспечивает когнитивные (познавательные), речевые и мыслительные процессы.
Прецентральная (передняя) — это эферентная зона коры (передающая), эта область обеспечивает двигательные процессы, а ее лобная зона осуществляет высшие синтезы, регулирует, программирует все виды психической деятельности человека. Эта часть коры имеет связь со всеми зонами коры и подкорковых структур.
Кора представляет собой сложнейшее дифференцированные образования, в котором есть участки, реализующие общие и обобщенные синтезированные функции и есть участки специализированные. К таким спец. участкам относят корковые ядра (корковые центры) основных анализаторных систем.
Различают первичные, вторичные и третичные корковые поля (слои).
Первичные поля связаны непосредственно с периферией, они имеют соматотопическое строение (есть рецептор на теле, а в центральном отделе – первичное поле, например: сетчатка глаза – рецептор, а зрительный центр в затылочной части).
Несут эти поля первичную необработанную информацию, поэтому патология первичных полей ведет к выпадению чувствительности (возможность принимать информацию).
Над первичными полями надстраиваются вторичные поля. Вторичные не связаны напрямую с первичной, они несут частично переработанную и обобщенную информацию, сохраняя при этом свою специфичность или модальность (зрительную или слуховую или кинестетическую), но осуществляя более сложную роль. Патология вторичных полей ведет к нарушению возможности объединять и синтезировать воспринимаемые стимулы. Нарушение уже не чувствительности, а восприятия.
Третичные поля надстраиваются над вторичными.
Третичные поля перекрываю и объединяют несколько анализаторных систем, делая возможным выполнение сложных ВПФ. Третичные поля есть только у человека, сформировались в процессе социального развития.
Кора головного мозга
... полушарий через мозолистое тело), - проекционные (связывают кору и подкорку с периферическими органами, бывают чувствительные и двигательные). Часть клеток коры принимают информацию от любых рецепторов организма - это полисенсорные нейроны, ... Бродманом, к. г. м. делят на 11 областей и 52 поля. Всего в наиболее развитых полях к. г. м. имеется 6--7 слоев нервных клеток, и ...
· Зона объединения Височно-Теменно-Затылочной областей ТРО (тэ-пэ-о) – объединяет зрительный, кожно-кинестетический, вестибулярный, слуховой анализаторы и реализует сложные аналитико-синтетические процессы пространственного восприятия. (понимание времени, вязание, пространственное мышление, одевание, завязывание шнурков, вождение машины, понимание габаритов) – ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ – СОЧЛЕНЕНИЕ ВИСОЧНО-ТЕМЕННО-ЗАТЫЛОЧНОЙ ЗОНЫ.
· Вторая третичная зона расположена в постцентральных височно-затылочных отделах – выполняет сложные аналитико-синтетические функции речевого слуха (фонематический слух) и формирует связь слова со слуховыми и зрительными образами и представлениями.
· Третичная Прецентральная лобная зона – она имеет все горизонтальные (третичные) и вертикальные (вглубь) связи со всеми корковыми и подкорковыми системами – выполняет сложные функции контроля, планирования, регуляции протекания всех ВПФ.
ПЕРВЫЙ БЛОК ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ – образован неспецифическими срединными структурами головного мозга — мотивационная потребность, интрацептивная информация (от всех органов и систем) поступает и обрабатывается. Отвечает за осуществление всей деятельности, но на уровне активации. Развивается во время внутриутробного развития и к концу первого года он сформирован.
ВТОРОЙ БЛОК МОЗГА – блок приема и переработки экстрацептивной информации извне – ПОСТЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОРЫ куда входит и височная, осуществляет все познавательные процессы, обработка всего, что мы принимаем через анализаторные системы. Здесь хранятся образы.
ТРЕТИЙ БЛОК МОЗГА — лобная зона, отвечает за контроль, планирование и организацию всей психической деятельности. Сознательная, произвольная. Лобные доли формируются до 21 года, должна быть сформирована сознательная саморегуляция.
Любая ВПФ происходит во всех трех структурах – в первом, втором и третьем блоке головного мозга.
Тема УЧЕНИЕ О ФАКТОРЕ
Очень важно при описании того, что нарушено, описывать, что сохранно, чтобы на это опереться и подтягивать. Мы не работаем с болезнью, мы работаем с тем, что в норме, чтобы поддержать, компенсировать, восстановить.
Качественный анализ = факторный анализ
ФАКТОР – это собственная функция той или иной мозговой структуры или определенный принцип ее работы. Фактор – это звено функциональной системы. Это принцип работы именно этого участка мозга.
ТИПЫ ФАКТОРОВ:
1. Модально-специфические факторы, это значит, что они связаны с работой основных анализаторных систем (зрительных, слуховых, кожно-кинестетических).
Нарушения этих модально-специфических факторов проявляются:
— в виде различного форм АГНОЗИЙ (зрительных, слуховых, кожно-кинестетических), то есть это расстройство восприятия или узнавания;
— в виде различных форм АПРАКСИЙ (моторное нарушение речи)
— в модально-специфических нарушениях памяти и внимания (зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, кинестетического внимания и памяти).
2. Модально-неспецифические факторы, это значит, что они связаны со срединными неспецифическими структурами мозга. Сюда относятся:
— Фактор инертности-подвижности нервных процессов, он обуславливает различного рода ПЕРСЕВЕРАЦИИ (циклическое повторение раз начавшегося акта), они бывают:
1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и ...
... формы анализа осуществляются в коре больших полушарий. Аналитическая деятельность коры головного мозга неразрывно связана с ее синтетической деятельностью, выражающейся в объединении, обобщении возбуждения, которое ... важную роль в осуществлении психической, или высшей нервной деятельности, хотя эта деятельность является результатом работы мозга как единого целого. Благодаря двусторонним связям с ...
Элементарные – один акт (например, при рисовании круга не можем сразу остановиться и продолжаем рисовать еще, например, по команде не можем сразу остановиться, или уже все скушал, а продолжает ложкой зачерпывать).
Системные – теряется контроль, сначала получается выполнять отсчет, а потом система устает, истощается и вычитание уже происходит так, как удобно, а не правильно.
— Фактор активации-дезактивации. Нарушение приводит к нарушению внимания. Внимание становится непроизвольным. Или происходит явление АДИНОМИИ (статичность, вялость).
— Фактор спонтанности-аспонтанности. Лежит в основе целесообразного активного поведения. Ведет к дезорганизации поведения, а именно ведет к замене целесообразных актов шаблонами и стереотипами. То есть, видит дверь и заходит, даже если это шкаф. Лимбическая система, срединные структуры головного мозга.
3. Факторы, связаны с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий:
— Префронтальный фактор отвечает за программирование, контроль, регуляцию
— Фактор СИМУЛЬТАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – связан с работой зоны ТРО – СИМУЛЬТАННОСТЬ – это способность объединять различные стимулы или признаки в единое целое. Пространственные соотношения. Анализ и синтез пространственного восприятия. Если нам нужно решить задачу – это симультанный анализ и синтез. Может нарушаться зрительное и слуховое пространственное восприятие, нарушается счет, понимание логико-грамматических конструкций.
4. Полушарные факторы, связаны с работой левого и правого полушарий:
— Факторы, связанные с абстрактными (вербально-логическими, левое полушарие) и конкретными (наглядно-образными, правое полушарие) способами переработками информации.
— Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности. Произвольный – левое полушарие, речь. Непроизвольный – правое полушарие.
— Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний. Осознанность – левое полушарие.
— Фактор СУКЦЕССИВНОЙ-СИМУЛЬТАННОЙ организации ВПФ. Сукцессивный – последовательная, развернутая во времени организация психической деятельности, например, понять, что за чем идет и в какой последовательности. Проявляется это во всей нашей деятельности, связан с работой левого полушария. Симультанность (объединение двигательного акта в одно целое) – в правом. Симультанность – способность объединить различные признаки в единое целое, например, понять куда какую информацию помещать в курсовой работе.
5. Факторы межполушарного взаимодействия (мозолистое тело и другие срединные структуры).
Невозможна объединенная работа правого и левого полушария. Люди-Саванты – не может он действовать определенным образом, например, одеваться, но может все запоминать, что когда-либо читал.
Интерес к учению как фактор активизации познавательной деятельности учащихся СПО
... процесса развития интересов к учению. Интерес к учению является фактором активизации познавательной деятельности учащихся. Многочисленные педагогические и психологические исследования доказывают: учебный процесс ... исследования: УСПО Педагогический колледж №2 г. Челябинска. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Заключение ...
6. Общемозговые факторы, связаны с общемозговыми механизмами – кровообращение, ликворообращение, биохимические и гуморальные процессы, которые происходят в головном мозге и обеспечивают интегративную целостную работу всего головного мозга, как органа. Общемозговые факторы влияют на общее функциональное состояние головного мозга, изменяя тем самым протекание всех видов психической деятельности.