1. Синдром поражения третичных полей коры головного мозга

Билет №22

1. Синдром поражения третичных полей коры головного мозга.

Теменно-височно-затылочные отделы головного мозга ответственны за третичное(ассоциативное) поле.

  • Невозможность воспринимать информацию как единое целое
  • Аграфия
  • Алексия (потеря способности читать)
  • Акалькулия
  • Семантическая афазия (нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, брат отца или отец брата)
  • Амнестическая афазия – пациент не помнит названия предметов, пациент «глаголит»
  • Пространственно-конструктивная апраксия
  • Пространственно-зрительная агнозия

Принято выделять в зоне того или иного анализатора проекционные, или первичные, и вторичные, поля, а также третичные поля, или ассоциативные зоны.

Эти межанализаторные структуры определяют сложные формы мозговой деятельности, включающие и профессиональные навыки (нижнетеменная область), и мышление, планирование и целенаправленность действий (лобная область), и письменную и устную речь (нижняя лобная подобласть, височная, височно-теменно-затылочная и нижнетеменная области).

Сложные условные рефлексы, лежащие в основе целостных актов поведения, требуют сохранности корковых структур и участия не только первичных зон корковых концов анализаторов, но и ассоциативных — третичных зон. Корковые структуры имеют прямое отношение и к механизмам памяти.

Семантическая афазиявозникает при повреждении третичных полей (39, 40) левого полушария. В основе этой афазии лежит расстройство пространственного синтеза, вследствие чего больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные отношения. Например, он не может правильно выполнить инструкцию: «Нарисуйте круг под квадратом», «Нарисуйте треугольник над кругом», так как не понимает отношений, выраженных с помощью предлогов. Больной не понимает также смысла сравнительных, возвратных и атрибутивных конструкций. Нарушение понимания сложных логико-грамматических структур демонстрируют, давая больному инструкцию: «Покажите ручку карандашом» или «Покажите карандаш ручкой».

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или буквы больной вспоминает нужное слово. Возникает при повреждении полей 37 и 40 (нижних и задних отделов теменной и височной областей).

9 стр., 4403 слов

Афазия Кафедра — копия

28 АФАЗИЯ Афазия – системное расстройство речевой функции обусловленное локальным поражением речевых зон мозга.Системное нарушение – это какой бы первичный дефект не лежал в основе афазии, речевая функция в ней разрушается целиком. При афазии страдают все стороны речевой функции. Это обусловлено тем, что сама речевая функция имеет системное строение. Локальное поражение – ограниченное, ...

Как правило, сочетается с нарушением зрительных представлений. Больной описывает предмет, хорошо понимая его значение (на просьбу назвать ручку отвечает: «Это то, чем пишут»).

В речи больного с амнестической афазией мало существительных и много глаголов.

Аграфия– нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки, обусловленное очаговым поражением коры доминантного полушария большого мозга.

Алексия– расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста. Обычно сочетается с афазией, редко наблюдается изолированно при поражении левой угловой извилины (поле 39).

Акалькулия– нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением доминантного полушария большого мозга (поле 39).

Агнозия– отсутствие узнавания раздражений, поступающих как из окружающего мира, так и из собственного организма при условии сохранения чувствительности и сознания. Бывает агнозия зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, тактильная и аутотопагнозия.

Расстройство схемы тела(39,40).

Апраксия-неспособность выполнять последовательные комплексы движений.

2. Черепно-мозговая травма: принципы классификации, патогенетические механизмы.

Травмы разделяют на

-закрытые/открытые/переломы костей черепа; проникающие/непроникающие (повреждение твердой мозговой оболочки): очаговые/диффузные; легкие (сотрясение, ушиб легкий)/средняя (средний ушиб)/тяжелые (диффузное повреждение, сдавление, другие)

Закрытые разделяют на: сотрясение/ушиб/сдавление.

Механизмы травмирования:

-прямое воздействие(повреждение на стороне удара,и на противоположной стороне)

-ускорение,торможение

-быстрое перемещение головы в передне-заднем направлении(обрыв вен,впадающих в саггитальный синус).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

-неравномерное распределение давления в различных структурах(перемещение мзга в замкнутой области формирует очаги повышенного и пониженного давления,что также травмирует структуры мозга)

-гидродинамический удар(колебание жидкости в желудочках травмирует прилежащие структуры)

Изолированные (чмт)/сочетанные (чмт+др.травма)/комбинированные(чмт+ожог)

Факторы патогенеза:

  1. Первичные (аксональное повреждение мозга образование диффузных очагов, накручивание аксонов вокруг ствола – апаллический синдром);удар/противоудар— ожидаем 2 очага повреждения, ударная волна с перепадами давления, образование кавитационных полостей, пузырьки=>гидродинамический толчок=>удар о стенки сосудов)
  2. Вторичные (связаны с вазоспазмом, ишемией) (ишемия, выделение БАВ; отек; увеличение ВЧД; вклинения, смещения; нарушение циркуляции ликвора (острая окклюзия тромбом))

3. Принципы лечения эпилептического статуса.

Эпилептический статус– состояние, при котором больной не приходит в сознание между припадками или припадок продолжается более 30 мин. Наиболее частым и тяжелым является тонико-клонический эпилептический статус.

Антиконвульсанты, дегидратация, антигистаминные, гормоны (не всегда), сосудистые, АО, позже ноотропы и метаболические препараты.

При эпилептическом статусе применяют сибазон (диазепам, седуксен): 2 мл раствора, содержащего 10 мг препарата (вводят внутривенно медленно на 20 мл 40 % раствора глюкозы).

Повторное введение не ранее чем через 10—15 мин Если нет эффекта от сибазона, вводят фенитоин, гексенал или тиопентал-натрий 1 г препарата растворяют изотоническим раствором хлорида натрия и в виде 1—5 % раствора вводят очень медленно внутривенно.

При этом имеется опасность угнетения дыхания и гемодинамики, поэтому вводить препараты следует с минутными паузами после вливания каждых 5-10 мл раствора. В случаях продолжения припадков и при их высокой частоте следует использовать ингаляционный наркоз закисью азота в смеси с кислородом (2:1).

Наркоз противопоказан при глубоком коматозном состоянии, выраженных расстройствах дыхания, коллапсе.

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

Тема 5 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ Важная роль в исследовании эмоциональных расстройств при­надлежит анамнестическому методу, с помощью которого изучается эмоциональная сфера в процессе жизни больного, и клиническому наблюдению за его поведением. Для объективной характеристик эмоциональных реакций, состояний и отношений используются физиологический, биохимический и экспериментально-психологиче­ ...

4. Программа обследования больного с болями в позвоночнике.

А. Анамнез1. Локализация боли.2. Иррадиация боли.3. Положение тела, в котором боль усиливается или ослабевает.4. Травма.5. Причины для симуляции или аггравации.6. Препараты, принимаемые для облегчения боли, и их дозы.7. Указания на злокачественные новообразования.

Б. Общее исследование1. Признаки инфекции.2. Признаки злокачественного новообразования.3. Пальцевое ректальное исследование (тонус сфинктеров заднего прохода).

В. Неврологическое исследование1. Эмоциональное состояние.2. Мышечная слабость, атрофии и фасцикуляции.3. Мышечное напряжение.4. Подвижность позвоночника, объем движений конечностей.5. Локальная болезненность в спине или ноге (по ходу седалищного нерва).6. Симптомы натяжения нервных стволов.7. Чувствительность, в том числе в области промежности.8. Рефлексы (сухожильные, брюшные, анальный и кремастерный).

Г. Дополнительные исследования1. Рентгенография позвоночника (в прямой, боковой и косой проекциях).2. Общий анализ крови.3. Биохимический анализ крови: уровни креатинина, кальция, фосфатов, глюкозы плазмы натощак, мочевой кислоты; активность щелочной и кислой фосфатазы (у мужчин).

Д. Дальнейшее обследованиезависит от полученных данных и может включать сцинтиграфию костей, определение уровня глюкозы в плазме через 2 ч после приема пищи,МРТ,КТ, миелографию.

РЕНТГЕНОГРАФИЯ– это основной метод, позволяющий оценить травматический или нетравматический характер поражения позвоночника. Чаще всего рентгеновские снимки выполняются в прямой, боковой и косой проекциях, по показаниям проводятся функциональные исследования, т.е. в положении сгибания и разгибания. В настоящее время существуют и другие точные современные методы обследования, которые позволяют достоверно дифференцироватьостеохондроз позвоночникаи его синдромы от других заболеваний со схожей симптоматикой.

ТОМОГРАФИЯЭта методика позволяет лучше рассмотреть отдельные части анатомических структур с помощью рентгенологических срезов. Наиболее часто используют два метода – простую томографию и компьютерную томографию (КТ).Компьютерная томография– более щадящий и легко переносимый пациентами метод обследования. Более высокая разрешающая способность по сравнению с обычной томографией позволяет проводить оценку и околопозвоночных мягких тканей, хорошо выявляются и другие патологические процессы, поражающие позвоночный канал и вызывающие серьезные изменения костей, спинномозговой жидкости.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

Тема «Методы психолого-педагогического исследования». Понятие метода. Метод – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им – крайне важное условие получения достоверного результата. Во-вторых, ...

МИЕЛОГРАФИЯ– этот метод с применением контрастного вещества, которое вводится в спинномозговой канал, является ведущим методом для исследования мягкотканых структур спинномозгового канала, в т.ч. спинного мозга и нервных корешков.КОНТРАСТНАЯ

ДИСКОГРАФИЯ- метод исследования при котором в межпозвонковый диск вводят контрастное вещество, что позволяет диагностировать в нем патологические изменения .

ЯДЕРНО – МАГНИТНЫЙ РЕЗОНАНС (ЯМР) или МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ (МРТ)Этот метод благодаря не рентгеновским лучам, а созданию сильного магнитного поля на сегодняшний день дает самое точное, многоплановое изображение структур позвоночника. Кроме того, он позволяет обследовать ткани вокруг спинномозгового канала и без контрастного вещества.УЛЬТРАЗВУКОВОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ (УЗИ)– на сегодняшний день не является основным методом диагностикизаболеваний позвоночника,т.к. большая плотность костной ткани, из которой состоит тело позвонка,НЕ ПОЗВОЛЯЕТполучить с помощью ультразвукового сканнера достаточно четкое и контрастное изображение структур позвоночника.