Семинарское занятие № 1
Вопросы к теме:
- Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования в РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
- Конструирование концепции учебного курса в отношении к парадигмам науки.
- Технология разработки учебного курса. Таксономия учебных задач.
Литература:
Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. СПб., 2008.
Полонников А. А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия. Минск, 2001.
Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. М., 2001.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «магистр»).
– [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
Контрольные вопросы:
1.Каково значение Федерального государственного образовательного стандарта в образовательном процессе?
2.Какова специфика конструирования учебного курса в отношении к парадигмам психологической науки?
3.Какова технология разработки учебного курса?
4.Обоснуйте необходимость для образовательного процесса учебного и тематического планов.
5.Как Вы понимаете таксономию учебных задач? Дайте свою оценку эффективности её
использования на занятиях по психологии. Какую помощь может оказать процедура таксации преподавателю при подготовке к занятию по психологии?
6.Сравнительный анализ программ разных учебных курсов по психологическим дисциплинам.
Задания по самостоятельной работе:
1.План-конспект ответа на вопрос: охарактеризуйте парадигмы психологической науки (естественнонаучная, гуманитарная, практическая – см. Полонников А.А., 2001), значимые при разработке учебного курса. Для этого заполните таблицу:
Задания для самостоятельной работы. по дисциплине «Психология ...
... Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция ... Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять ...
Парадигмы психологической науки
Название парадигмы |
Характеристика парадигмы |
|
|
2.План-конспект ответа на вопрос: какова технология разработки учебного курса? Раскройте содержания каждого технологического этапа разработки курса.
3.План-конспект ответа на вопрос: раскройте содержание понятий «учебная задача», «таксономия задач», «процедура таксации».
3.План-конспект ответа на вопрос: охарактеризуйте таксономию учебных задач Д.С. Толлингеровой-В.Я. Ляудис. Для этого заполните таблицу:
Таксономия учебных задач д.С. Толлингеровой-в.Я. Ляудис
Название групп учебных задач |
Название задач, входящих в группы |
Примеры учебных задач |
|
|
|
4.План-конспект ответа на вопрос: что должна содержать учебная программа курса? Проанализируйте композиционные особенности 2-3 учебных программ по психологическим дисциплинам, представленным в сети Интернет.
Тема 4. Организация содержания курса по психологии
Семинарское занятие № 2
Содержание
Групповое обсуждение рецензий на учебные программы курсов, отдельных разделов разрабатываемых студентами учебных программ курсов.
Задания по самостоятельной работе:
1.Проанализируйте учебную программу по любой психологической дисциплине, напишите рецензию на данную программу. Критерии анализа программы:
- логика отбора содержания курса;
- цели и результаты обучения;
- требования к уровню усвоения содержания курса (знания, умения, компетенции);
- логика структурирования курса (его организация, порядок и темп прохождения, использование оценивающих процедур, выбор методов обучения и организационных форм проведения занятий), оценка процедуры таксации;
- критерии оценки знаний, умений, компетенций студентов по данной дисциплине;
- рекомендуемая литература (ее адекватность, объем источников)
Сформулируйте предложения по редактированию учебной программы.
Тема 5. Проблемы психологии изучения психологии
Семинарское занятие
Вопросы к теме:
-
Этапы профессионального становления студентов-психологов.
- Динамика профессиональных представлений студентов-психологов.
- Проблема психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов.
Литература:
Буякас Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. № 2.
Декина Е.В. Дневник профессионального становления будущего психолога // Психология в вузе. 2007. № 4.
Донцов А. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопр. психол. 1999. № 2.
Зеличенко А. И., Степанова Г. И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психологов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1989. № 3.
Климова Е.К. и др. Технологии психологического сопровождения адаптации студентов-первокурсников // Психология в вузе. 2007. № 4.
Кожухарь Г.С. Особенности соотношения толерантности и идентичности у будущих психологов // Психол. журн. 2009. № 6.
Кринчик Е. П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2004. № 4.
Кринчик Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2006. № 1.
Локалова Н.П. Связь понимания предмета психологии и профессионального мышления психологов // Психол. журн. 2010. № 3.
Любимова Г. Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2001. № 4.
Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 2000. № 1.
Любимова Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2002. № 2.
Медведская Е.И. Личностная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности // Психология в вузе. 2005. № 2.
Минигалиева М.Р. Развитие самопонимания студентов в процессе изучения психологии // Психология в вузе. 2008. № 1.
Миронова Т.Б. Актуальные проблемы профессионального самоопределения студентов-психологов // Психология в вузе. 2005. № 3.
Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2005. № 2.
Контрольные вопросы:
1.Какие этапы профессионального становления студентов-психологов выделяются разными авторами?
2.В чем заключается динамика профессиональных представлений студентов-психологов (по результатам эмпирических исследований, представленных в периодической литературе)?
3.Охарактеризуйте проблему психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов.
4.Групповое обсуждение результатов рефлексии над процессом собственного профессионального становления.
Задания по самостоятельной работе:
1.Составьте план-конспект ответа на вопрос: каковы критерии выделения этапов профессионального становления студентов-психологов, предлагаемые разными авторами?
2.Напишите эссе по теме: «Проблема профессионального становления студентов-психологов».
Рекомендации по написанию эссе.
Автор эссе должен продемонстрировать не только теоретические знания, но и умение их применить для анализа конкретной проблемы. Цель эссе – сформулировать проблему и показать отношение к ней автора, определить авторскую позицию, доказать данную точку зрения, аргументируя ее на основе прочитанного материала.
Эссе должно иметь четкую структуру и включать следующие разделы: содержание, введение, основную часть (разделы текста), заключение, приложения (если они необходимы) и список литературы. Важно иметь в виду следующее:
— заголовки разделов в тексте должны точно соответствовать содержанию;
— во введении следует обосновать актуальность проблемы и определить цель эссе;
— в основной части следует сравнить альтернативные точки зрения на поставленный вопрос с обоснованием каждой из них (представить обзор литературы по рассматриваемой теме);
— в заключении на основании изложенных точек зрения (позиций) следует сделать обоснованный выбор в пользу одной из трактовок (одного из возможных ответов на дискуссионную тему) или представить собственную точку зрения.
При использовании цитат из других источников ссылка на них обязательна (либо в конце работы, либо внизу страницы).
Таблицы должны быть пронумерованы по порядку, озаглавлены, под каждой таблицей дан источник с указанием страницы.
Объем эссе – 3-5 страниц (формат А4, кегль 14, интервал 1,5, поля обычные).
Тема 7. Методика формирования лекционного мастерства
Семинарское занятие
Вопросы к теме:
- Приёмы, способствующие привлечению и удержанию внимания студентов.
- Способы активизации мышления студентов на занятиях.
- Основные приёмы, повышающие эффективность запоминания.
- Речь и речевое поведение преподавателя.Средства коммуникативной деятельности: организация речевых форм высказываний (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы); выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомима).
Литература:
Бушлакова О.Н., Булгакова Л.Н., Красильникова Л.В., Нестерская Л.А. Пособие по обучению профессиональной научной речи. – М., 1991.
Быков А. К. Методы активного социально-психологического обучения. М., 2005.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Спб., 1997.
Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. М., 1993.
Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2008.
Контрольные вопросы:
1.Какие приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания студентов на лекции Вам известны?
2.Охарактеризуйте основные приемы смыслового запоминания.
3.Какие способы активизации мышления можно использовать на лекционном занятии?
4.По каким критериям оценивается речь преподавателя?
5.Представьте для группового обсуждения анализ видеозаписи лекционного занятия (с предварительным просмотром видеозаписи)
Задания по самостоятельной работе:
1.План-конспект ответа на вопрос: охарактеризуйте приемы активизации познавательной деятельности студентов на лекции (приемы активизации внимания, памяти, мышления).
Для этого заполните таблицу:
Приемы активизации познавательной деятельности студентов
|
Название приема |
Описание приема |
Приемы привлечения и удержания внимания |
|
|
Приемы, повышающие эффективность кратковременной памяти |
|
|
Приемы, повышающие эффективность долговременной памяти |
|
|
Приемы работы с запоминаемым материалом |
|
|
Приемы активизации мышления |
|
|
2.Выберите видеозапись лекционного занятия, воспользовавшись электронным ресурсом http://www.univertv.ru/kursy_i_lekcii/?id=15288 (видео лекции).
Проведите анализ лекционного занятия по предложенной ниже схеме.
Схема анализа лекции
(Кузнецова и.В., 2008)
1. Специальность, предмет.
2. Тема лекции.
3. Содержание лекции.
№ |
Что оценивается |
Качественная оценка |
Оценка |
I. СОДЕРЖАНИЕ |
|||
1. |
Идейная направленность |
Высокая Средняя Низкая |
4 3 2 |
2. |
Научность |
В соответствии с требованиями Популярно Ненаучно |
4 3 2 |
3. |
Сочетание теоретического с практическим |
Выражено достаточно Представлено частично Отсутствует |
4 3 2 |
4. |
Доказательность |
Убедительно Декларативно Бездоказательно |
4 3 2 |
5. |
Связь с профилем подготовки специалиста |
Хорошая Удовлетворительная Плохая |
4 3 2 |
6. |
Структура лекции |
Четкая Расплывчатая Беспорядочная |
4 3 2 |
7. |
Воспитательная направленность |
Высокая Средняя Низкая |
4 3 2 |
8. |
Соответствие материала |
Полностью соответствует Частично соответствует Не соответствует |
4 3 2 |
9. |
Использование времени |
Используется рационально Излишние траты на организационные моменты (посторонние разговоры) Время используется нерационально |
4
3 2 |
II. ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЛЕКЦИИ |
|||
1. |
Метод изложения (преимущественно) |
Проблемный Частично-поисковый Объяснительно-информационный |
5 4 3 |
2. |
Использование наглядности |
Используется в полном объеме Используется недостаточно Не используется |
4 3 2 |
3. |
Владение материалом |
Свободно владеет, читает без конспекта Частично пользуется конспектом Излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту При изложении материала допускает грубые ошибки |
5 4
3
2
|
4. |
Уровень новизны |
В лекции использует последние достижения науки В излагаемой лекции присутствует элемент новизны Новизна материала отсутствует |
4
3 2 |
5. |
Реакция аудитории |
Повышенный интерес Выраженной реакции нет Низкий интерес |
4 3 2 |
III. ПОВЕДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ |
|||
1. |
Манера чтения лекции |
Увлекательная, живая Увлекательность и живость выражены не ярко Монотонная, скучная |
4
3 2
|
2. |
Культура речи |
Высокая Средняя Низкая |
4 3 2 |
3. |
Контакт с аудиторией |
Ярко выражен Недостаточный Отсутствует |
4 3 2 |
4. |
Манера держать себя |
Умеренно выражены мимика и жестикуляция Избыточная мимика и жестикуляция Суетливость и беспорядочность движений |
4 3 2 |
5. |
Внешнее проявление психического состояния |
Спокойствие и уверенность Некоторая нервозность Выраженная нервозность |
4 3 2
|
6. |
Отношение преподавателя |
В меру требовательное Слишком строгое Равнодушное |
4 3 2 |
7. |
Такт преподавателя |
Тактичен Бестактен |
4 2 |
8. |
Внешний облик |
Опрятен Неряшлив |
4 2 |
Шкала итоговой оценки:
90-80 – хорошо;
79- 67 – удовлетворительно;
менее 67 – плохо.
При оценке качества лекции в схеме подчеркиваются качественные и количественные
показатели, соответствующие мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем
количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку.
Подготовьте один из видов лекции (лекция с заранее запланированными ошибками, лекция — пресс-конференция, лекция-визуализация, лекция вдвоём), представьте ее методическую разработку. Схема подготовки лекции (по В.Н. Карандашеву, 2006):
- определение целей занятия;
- определение знаний и умений, которые должны быть освоены в ходе занятия;
- выбор методов обучения;
- разработка методов контроля и оценки успешности занятия;
- планирование этапов занятия;
- подготовка конспекта занятия.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:
Тип лекции:
Аудитория:
Тематический курс:
Место лекции в курсе:
Предыдущая лекция:
—
Последующая лекция:
—
Лекция рассчитана на: час мин.
Цель:
Задачи:
1.
2.
3.
План лекции:
1.
2.
3.
4.
Структура лекции
Вводная часть — минут.
Основная часть — минут.
—
—
— Перерыв – мин
—
—
Заключительная часть — минут.
Методические рекомендации по проведению лекции.
1.
2.
3.
Обозначения:
- Слова для аудитории
- Вопросы аудитории для размышления
- Важное и под запись
- Примеры и практические выдержки
Рекомендуемая литература:
1.
2.
Далее КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Схема анализа семинара
- Специальность, предмет.
- Тема семинара.
- Содержание семинара.
I. Критерии оценки содержания семинарского занятия:
1) соответствие тематическому плану и учебной программе курса;
2) качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегруженный и т.п.);
3) отчетливость постановки цели семинарского занятия;
4) обсуждение дискуссионных вопросов;
5) рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки;
6) раскрытие органического единства теории и практики;
7) профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
8) соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.);
9) реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.
II. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:
1) дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;
2) логическая последовательность построения семинара;
3) использование методов активизации мышления студентов;
4) использование приемов закрепления полученной информации;
5) использование эффективных методов контроля над ходом и результатами выполнения
студентами заданий семинарского занятия;
6) использование технических средств обучения и наглядных пособий;
III. Критерии организации семинарского занятия:
1) наличие плана семинарского занятия;
2) четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т. п.);
3) четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение
установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т. п);
4) дисциплина на семинарском занятии;
5) подготовка студентов к семинарскому занятию;
6) рациональность распределения времени на семинарском занятии;
7) наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других
учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к
семинару.
IV. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:
1) осуществление контроля над подготовкой студентами конспектов, таблиц, схем и др.
материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;
2) мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;
3) побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;
4) микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
5) подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
6) согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием
других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;
7) управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель
взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);
8) постановка задания к следующему семинарскому занятию.
V. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
1) знание предмета;
2) убежденность;
3) стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);
4) характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т. п.);
5) умение вызвать и поддержать дискуссию;
6) культура речи, дикция:
7) внешний вид;
8) отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т. п.):
9) отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).
VI. Критерии оценки результативности семинарских занятий:
1) степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);
2) степень полноты рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;
3) степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать
свои взгляды;
4) степень сформированности у студентов приёмов и методов самостоятельной работы с литературой;
5) информационно-познавательная ценность семинарского занятия;
6) воспитательное воздействие семинарского занятия.
Задания по самостоятельной работе:
Подготовьте семинар-дискуссию. Представьте его методическую разработку.
Схема подготовки семинара (по В.Н. Карандашеву, 2006):
- определение целей занятия;
- постановка вопросов для обсуждения;
- определение знаний и умений, которые должны быть освоены в ходе занятия;
- выбор методов обучения;
- определение форм проверки подготовленности студентов к занятию;
- определение форм организации работы студентов при обсуждении вопросов (в т.ч. разработка учебных заданий);
- планирование этапов занятия;
- подготовка конспекта занятия.
Методическая разработка семинарского занятия
I. Тема занятия.
1. Обоснование выбора темы.
2. Определение места темы в программе курса.
3. Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, методические.
4. Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.
II. Форма организации семинара.
1. Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) развернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензированием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; д) групповая дискуссия (направляемая, свободная); е) учебно-ролевая игра
2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе. Распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.
III. План и конспект хода занятия.
1. Программа содержания занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.
2. Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.
3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.
4. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.