Тема 2. Исследования социальных установок

Определение и свойства установок. Установки, основанные на когнициях и эмоциях. Функции установок: познания, защиты Я, самовыражения, инструментальная. Критерии различия установок. Осознанность установок: эксплицитные и имплицитные аттитюды. Степень влияния установок на поведение. Условия влияния установок на поведение. Теории намеренного поведения. Виды намерений.

Формирование и изменение социальных установок. Йельская школа убеждающей коммуникации (Ховланд).

Определение и стадии убеждения. Роль стимула в убеждении. Контр-аргументация как механизм анализа убеждающих сообщений. Систематическая и эвристическая стратегии анализа сообщения. «Вероятностная модель анализа информации» (Р. Петти, Д. Качоппо), «Эвристически-систематическая модель анализа информации» (Ш. Чайкен, А.Игли).

Выбор стратегии анализа сообщения. Роль коммуникатора в убеждении. Доверие к коммуникатору: компетентность, искренность, надежность коммуникатора: статус и влияние. Власть коммуникатора. Привлекательность коммуникатора: внешность и психологические особенности. Коммуникатор и аудитория: сходство и отношения. Роль сообщения в убеждении. Последовательность сообщений. Структура сообщения. Одно- и двухсторонняя аргументация. Фреймирование сообщений. Повторения. Метафоры. Поговорки, сравнения. Примеры. Цитаты. Риторические вопросы, диалог. Готовый вывод. Визуальные изображения, музыка. Сообщение и аудитория: ценности, аттитюды, потребности. Стратегии сопротивления убеждения. Повышение сопротивления убеждению: предупреждение и психологическая прививка. Теория когнитивного диссонанса. Определение и последствия когнитивного диссонанса. Стратегии уменьшения диссонанса. Эффекты когнитивного диссонанса: недостаточного оправдания, недостаточного запрещения, переоценки альтернатив, оправдания усилий, оправдания жестокости. Условия возникновения эффектов. Теория самовосприятия. Эффекты сверх-мотивации и ноги-в-дверях.

 

 

Литература:

Основная:

1. Гулевич О.А., Сариева И.Р. Социальная психология. М., 2015 (стр. 68-87 (установки), 161-185 (убеждающая коммуникация)).

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004, с. 216-224, 224-231 (убеждающая коммуникация), 231-241.

3. Бонер Г. Установки // Введение в социальную психологию / Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе. М.: Юнити, 2004, с. 231-274 (установки).

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательной стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности. Достоверность полученных данных обеспечена ... и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого ...

 

 

Дополнительная:

1. Зимбардо Ф.Д., Эббесен Э.Б., Маслач К. Практическое применение принципов изменения установок и поведения // Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс и К. Маслач. СПб: Питер, 2000, стр.79-92.

2. Петти Р.Э., Качоппо Дж. Т. Зависимость реакции на количество и качество аргументов от актуальности проблемы: центральные и периферийные пути к убеждению // Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс и К. Маслач. СПб: Питер, 2000, с. 62-78.

3. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова, М.: МГУ, 1994, с. 441-470.

4. Богомолова Н.Н. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации // Мир психологии. 1999, № 3, с.46-52 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 74-79.

 

 

Тема 3. Социальное познание. Как мы формируем представление о себе и людях?

Процесс социального познания, когнитивные потребности. Социальная категоризация – основной механизм социального познания. Последствия социальной категоризации. Элементы социальной категории: схемы, примеры, прототипы. Развитие социальных категорий. Стабильность социальных категорий. Эффект «самосбывающегося пророчества».

Стадии социального познания. Восприятие информации: каким стимулам мы отдаем предпочтение. Первичная категоризация: выбор категории. Нисходящая и восходящая стратегия анализа информации, факторы выбора стратегии. Эвристики репрезентативности, доступности, приспособления и моделирования. Эффекты пренебрежения основными признаками, иллюзорной корреляции, якорения и размышления вопреки фактам.

Анализ невербальной информации при первичной и вторичной категоризации. Системы невербальной коммуникации: кинесика, внешний вид, окулесика, экстра- и паралингвистика, ольфакция, гастика, проксемика. Невербальная коммуникация как средство самовыражения: эмоции, отношение к партнеру, статус.

Структура представлений о человеке. Конфигурационная модель. Двухфакторная модель. Персональные конструкты. Когнитивная алгебра: принципы «сложения» информации. Факторы, влияющие на «образ другого»: ожидания, тип черт, порядок информации.

Определение Я-концепции. Представление о себе как часть Я-концепции. Двухфакторная модель представления о себе. Я-схема. Самооценка как часть Я-концепции, виды самооценки. Модальности Я, последствия рассогласования между модальностями Я. Стабильность Я, рабочая Я-концепция. Доступность Я. Объективное самоосознавание и деиндивидуализация. Приватное и публичное самоосознавание. Личная и социальная идентичность. Источники Я-концепции. Стратегии социального сравнения: восходящая, нисходящая, на равных. Мотивы, связанные с Я-концепцией. Эффекты социального сравнения. Последствия самооценки. Самоэффективность: общая и частная, индивидуальная и коллективная. Самоэффективность и достижения. Саморегуляция: фокус продвижения и фокус предотвращения. Самопрезентация: определение и стратегия. Самомониторинг: определение и последствия.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... 1993, Тейлор и Джагги, 1974). Большинство исследований, выполненных по межгрупповой каузальной атрибуции были недавно пересмотрены Хьюстоном (1990). Им было показано, что внутригрупповое ...

Виды атрибуции: каузальная атрибуция, атрибуция ответственности и вины. Виды причин: локус причинности, контролируемость, универсальность, стабильность. Правила выбора причин. Однократное наблюдение: модель каузальных схем. Многократное наблюдение: модель анализа вариаций. Фундаментальная ошибка атрибуции, эффект деятеля-наблюдателя, атрибуция успеха-неудачи. Стадии атрибуции: модель корреспондентного вывода, трехстадийная модель. Условия приписывания ответственности. Атрибуция ответственности за преступления: факторы, связанные с наблюдателем, преступлением, преступником и жертвой.

 

 

Литература:

Основная:

1. Гулевич О.А., Сариева И.Р. Социальная психология. М., 2015. Глава 1-2, 4 (я-концепция).

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004, с. 124-148, 330-368.

3. Фидлер К, Блесс Г. // Введение в социальную психологию / Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе. М.: Юнити, 2004, с. 111-145

4. Финчем Ф., Хьюстон М. Феномен атрибуции: теория и исследования (от фундаментальных к прикладным) // Введение в социальную психологию / Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе. М.: Юнити, 2004, с. 189-230.

 

Дополнительная:

1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001. Глава 12.

2. Введение в социальную психологию. Европейский подход. М., 2004. Глава 5.

3. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. М.: Аспект Пресс, 1999, с.146-162.

4. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: МГУ, 1984, с.127-138.

5. Хьюстон М. Теория атрибуции // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007, с. 319-341.

6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001, с. 68-84.

7. Лабунская В.А. Экспрессия человека. Ростов-на-Дону, 1999. Главы 3-4.