Функции(предназначение) вузов:

Раздел I. Введение в профессию «психолог»

Занятие1. Обучение студентов в высших учебных заведениях

  1. Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования
  2. Особенности учебной деятельности студентов высшей школы.

Литература:

  • Кодекс РБ Об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З
  • Закон РБ О высшем образовании от 11 июля 2007 г. № 252-З //Национальный реестр правовых актов 19 июля 2007 г. № 171 (№2/1349)
  • Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М., 2004. – 464 с.
  • Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л.И. Рувинский, В.А. Канн-Калик, Д.М. Гришин и др. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с. (гл IIс. 19 – 36 иIVс. 86 – 102)
  • Косаревская Т.Е., Кутькина Р.Р. Легко ли быть студентом? Памятка первокурснику. — Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2000. — 24 с.
  • Павлова Т.А. Введение в профессию: Психолог: Уч.пос.для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 136 с.
  • Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 240 с.

Профессиональное психологическое образование в нашей стране можно получить только в высших учебных заведениях, подготовка бу­дущих психологов ведется на факультетах или отделениях психологии вузов. Вне зависимости от своего профиля и направления профессио­нальной подготовки высшие учебные заведения подчиняются норма­тивным государственным требованиям, организуют свою работу на ос­нове единой правовой и нормативной базы, обеспечивают единые стан­дарты содержания и качества обучения студентов. В связи с этим обучение во всех высших учебных заведениях имеет общие черты.

1. Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования

Высшие учебные заведения (вузы)— это образовательные учрежде­ния высшего профессионального образования, готовящие специалис­тов высшей квалификации.

Высшее учебное заведение (вуз) — это учреждение, обеспечивающее получение высшего образования по одной либо нескольким специальностям одного или нескольких профилей (по закону).

1 стр., 462 слов

Вопрос профессионализма психолога-консультанта

... странах психологический консультант – это уже профессия, есть образовательные программы, где студенты с первого курса осваивают область ... подход (опора на когнитивные установки); целью является психологическое образование (клиенту передают определённое знание, образцы поведения, ... собственных финансовых возможностей. Лучше всего, если психолога вам посоветуют знакомые или коллеги, которые убедились ...

Функции(предназначение) вузов:

Основными задачами высшего учебного заведения:

  • удовлетворение потребности лич­ности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посред­ством получения высшего и послевузовского профессионального обра­зования;
  • удовлетворение потребностей государства и общества в квали­фицированных специалистах и научно-педагогических кадрах с высшим образованием.

Высшее учебное заведение ставит в своей деятельности не только образовательные, но и воспитательные цели, основанные на приоритете общечеловеческих и нравственных ценностей.

Для ведения образовательной деятельности вузы должны пройти в Министерстве образования специальные процедуры лицензи­рования, аттестации и государственной аккредитации в соответствии с Законом РБ «О высшем образовании» (11 июля 2007г. № 252-З).

Эти процедуры пре­дусматривают не только полную проверку всех сторон работы высшего учебного заведения, его материально-технической базы, но и независи­мое тестирование качества полученных студентами знаний.

Высшие учебные заведения подразделяются на следующие типы:

  • Классический университет (от лат.universitas– совокупность) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по разным профилям и направлениям образования на двух ступенях высшего образования, подготовку научных работников высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, а также специалистов со средним специальным образованием по отдельным специальностям, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и выполняет функции научно-методического центра по профилям (направлениям образования) осуществляемой подготовки специалистов с высшим образованием.
  • Профильный университет (академия, консерватория) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов одного или нескольких профилей на двух ступенях высшего образования, подготовку научных работников высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, а также специалистов со средним специальным образованием по отдельным специальностям, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и выполняет функции научно-методического центра по соответствующему профилю (профилям) подготовки специалистов с высшим образованием.
  • Институт (от лат.institutum– установление, учреждение) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по одной или нескольким близким специальностям одного профиля на двух ступенях высшего образования и проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования по соответствующей специальности (специальностям).
  • Высший колледж – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов на первой ступени высшего образования по специальностям, интегрированным со специальностями среднего специального образования, и специалистов со средним специальным образованием по специальностям, интегрированным со специальностями высшего образования, а также в соответствии с основным профилем своей образовательной деятельности переподготовку и повышение квалификации специалистов, получивших образование на первой ступени высшего образования, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним специальным образованием.

Высшие учебные заведения, академии и институты постоянно раз­виваются, открывают новые факультеты, организуют подготовку по но­вым специальностям, привлекают к работе преподавателей высокой квалификации.

10 стр., 4957 слов

Федеральное агенство по образованию рф государственное образовательное ...

... социально-экономический аспект профессии, содержание деятельности, профессионально-квалификационные требования к специалисту. Содержание фактора "Могу". Этапы и механизмы профессионального самоопределения. Условия ... направлений работы по профориентации в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Сущность, значение и актуальные проблемы профориентационной работы. Объективные и ...

Основные структурные подразделения вуза

Каждый вуз, независимо от его типа, состоит из нескольких, свя­занных между собой структурных подразделений.

В состав вуза входят такие подразделения:

  • ректорат,
  • факультеты,
  • кафедры,
  • администра­тивно-хозяйственная часть,
  • отдел аспирантуры и докторантуры,
  • науч­но-исследовательские лаборатории,
  • библиотека,
  • подразделения допол­нительного профессионального образования,
  • внеучебной и воспитатель­ной работы.
  • В вузе может быть также открыт издательский отдел, организовано подготовительное отделение для абитуриентов и другие вспомогательные службы.

Во главе вуза стоит ректор. Он осуществляет непосредственное управление всей деятельностью вуза и является председателем Совета университета. Ректор представляет вуз во всех уч­реждениях и организациях, руководит всеми сторонами работы вуза несет личную ответственность за реализацию всех функций вуза. При­казы и распоряжения ректора обязательны для всех преподавателей и сотрудников вуза, студентов и аспирантов.

Ректор назначает проректоров — своих заместителей по разным направлениям работы вуза. Как правило, в вузе работают несколько проректоров: по учебной работе, по воспитатель­ной работе, по научной работе, по заочному обучению, по администра­тивно-хозяйственной деятельности.

Высшим органом самоуправления высшего учебного заведения является Совет высшего учебного заведения, возглавляемый руководителем высшего учебного заведения. В его состав входят проректоры, деканы, ведущие профессора и доценты, представители общественных организаций и студенчества. Порядок формирования, компетенция и организация деятельности совета высшего учебного заведения определяются Положением о совете высшего учебного заведения, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь, и уставом высшего учебного заведения.

6 стр., 2730 слов

Особенности учебной работы на лекциях техника конспектирования, ...

... учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы). Лекционная форма обучения в вузе, в отличие от средней школы является главной. Именно лекция должна дать студенту ... и случайный эпизод эволюции, а необходимый результат бесконечного развития материи, ее «высший цвет», возникающий «с железной необходимостью», заложенной «в самой природе материи». ...

Основными подразделениями вуза являются факультеты, организо­ванные по направлениям подготовки специалистов, и кафедры, сфор­мированные по отраслям знаний.

Схема подразделений

Факультет— учебно-ад­министративное подразделение вуза, осуществляющее подготовку сту­дентов по определенной специальности. Кроме того, факультет коор­динирует и контролирует научно-исследовательскую и учебно-воспита­тельную деятельность кафедр, обеспечивающих образовательную деятельность данного факультета.

Организация работы факультетов и руководство ими осуществляет­ся Советами факультетов, председателями которых являются деканы.

Деканфакультета не­посредственно руководит его деятельностью, организует все формы фа­культетской работы, несет ответственность за выполнение функций факультета в образовательной и воспитательной деятельности, издает распоряжения и предписания, обязательные для всех преподавателей, сотрудников и студентов факультета.

Как правило, декан выдвигается из числа наиболее квалифицированных и опытных преподавателей факультета и избирается путем тайного голосования Ученым советом факультета и вуза, после чего утверждается в должности ректором вуза.

Кафедра — объединение профессорско-преподавательского состава вуза по одной или нескольким родственным дисциплинам. Данное объедине­ние необходимо для обеспечения качества образовательного процесса, для того, чтобы преподаватели могли оценить научный и методический уровень преподавания своих коллег, содержание преподаваемых дисцип­лин, все формы учебной работы со студентами, которая ведется по дисциплинам кафедры. Заведующие кафедрами также выбираются из чис­ла авторитетных и квалифицированных преподавателей на заседаниях Ученого совета факультета или вуза тайным голосованием и утвержда­ются в должности ректором.

Все должности профессорско-преподавательского состава, объеди­ненного кафедрами, также являются выборными. Выборы на должнос­ти преподавателей проводятся по конкурсу, объявляемому руководством вуза в периодической печати не менее чем за два месяца до его проведе­ния, к конкурсу допускаются все желающие. Обсуждение и рекоменда­ция претендентов для участия в конкурсе проводятся на кафедрах. Кон­курсный отбор претендентов происходит на заседаниях Ученого совета вуза или факультета, решение принимается по результатам тайного го­лосования. Приведенная система приема преподавателей на работу обес­печивает высокий уровень квалификации педагогических работников вуза, ставит преподавателей перед необходимостью постоянно повышать свой научно-методический уровень в целях соответствия квалификаци­онным требованиям вуза. К таким требованиям относятся методичес­кие умения в работе со студентами, проведение научных исследований, участие в практической или научно-прикладной работе, позволяющее преподавателю передавать студентам необходимый профессиональный опыт.

4 стр., 1796 слов

уровень готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению.

... учебное заведение и выбравшего определенную специальность. Цель исследования: определить уровень готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению. Объект исследования – личностные особенности студентов. Предмет исследования – готовность студентов ВУЗа ... к выбору профессии // Теории и практики профориентационной работы в современных условиях: тезисы докладов и выступлений региональной ...

Основными преподавательскими должностямив вузе являются дол­жности ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента и профессора.

Ассистент— младшая преподавательская должность в вузе. Как правило, на нее принимаются молодые специалисты, не имеющие ученой степени и опыта препода­вания в вузе. Ассистенты обычно несут учебную нагрузку, связанную с проведением семинарских практических, лабораторных занятий со сту­дентами.

Преподаватель, старший преподаватель — преподавательская должность, занимать которую могут педагогические работники, имеющие значительный опыт, но, как правило, не имеющие ученой степени. Старшие преподаватели проводят все виды учебных занятий, включая чтение лекционных кур­сов, руководят курсовыми и в некоторых случаях дипломными работа­ми студентов.

Доцент — должность преподавателя высшего учебного заведения, а также ученое звание, не­обходимое для занятия этой должности. Избрание на должность доцен­та требует, как правило, наличия ученой степени кандидата наук по со­ответствующей специальности, определенного стажа преподавательскойработы в вузе. Доценты могут вести все виды занятий в вузе, обычно они несут такую учебную нагрузку, которая требует высокого уровня квали­фикации: чтение лекций, руководство дипломными работами и магис­терскими диссертациями, участие в работе Государственной аттестаци­онной комиссии вуза, принимающей государственные экзамены и оце­нивающей квалификацию выпускников.

Профессор — высшая преподавательская должность в вузе, а также ученое звание, необходи­мое для занятия данной должности. Избрание на должность профессо­ра требует, как правило, наличия ученой степени доктора наук по соот­ветствующей специальности, значительного стажа преподавательской работы в вузе, существенных достижений в научно-исследовательской и образовательной деятельности. Профессора несут учебную нагрузку, требующую самого высокого уровня квалификации. Они не только чи­тают лекции по фундаментальным и наиболее актуальным проблемам науки, но и руководят подготовкой аспирантов и докторантов.

Все представители профессорско-преподавательского состава нахо­дятся в должности в течение пяти лет, после чего вновь проводится кон­курс на право замещения вакантной должности преподавателя вуза.

Внутривузовское управление: профсоюзная организация (деятельность направлена на помощь студентам, улучшение условий их учебы, труда, быта и отдыха).

Студенческое самоуправление.

2. Особенности учебной деятельности студентов высшей школы

Студенческий возраст — возраст не только усвоения профессиональ­ных знаний, но и активного развития личности. В поздней юности, к ко­торой относится студенческий возраст, совершается окончательный пере­ход к взрослости, наполнение прежних качеств личности новым содержа­нием, формирование социальной зрелости, гражданской позиции. Психологические особенности студенческого возраста состоят в том, что развитие личности студентов происходит в общении, которое имеет ог­ромную субъективную значимость, постоянно конкурирует по продолжи­тельности и интенсивности с учебной деятельностью студентов, и в чем-то даже мешает, препятствует ей. Общение студентов часто происходит внутри молодежных компаний, объединений и группировок, в которых можно найти новых друзей и проявить собственную индивидуальность.

19 стр., 9392 слов

Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха ...

... Целью данной работы является: выяснить, как умение брать на себя ответственность и реализовывать её в учебной деятельности влияет на мотивацию достижения успеха. Объект: студенты. Предмет: ... подходы к проблеме интернальности и мотивации как вероятности достижения успеха студента в учебной деятельности 1.1 Интернальность как психологическая проблема Интернальность - интегральное качество личности ...

Учебная деятельность студентов в вузе начинается с периода адапта­ции, во время которого происходит преодоление основных трудностей обучения, освоение нового образа жизни, взаимоотношений с однокурс­никами и преподавателями. Приходя в вуз, вчерашние школьники стал­киваются с новыми для них особенностями учебной деятельности, овла­дение которыми представляет собой главный результат периода адапта­ции к вузовскому обучению, первого этапа студенческой жизни.

Учебное время в вузе делится на два семестра. Семестр (от лат. зете$1т — шестимесячный) — продолжительность непрерывного перио­да обучения в вузе, равного половине учебного года. По окончании семестра студентам предоставляются каникулы, разные по продолжительнос­ти. Зимние каникулы составляют около двух недель, летние — два месяца. Основные особенности учебной деятельности в высшей школе — это значительная самостоятельность студентов в процессе обучения; новые, по сравнению со школой, формы учебных занятий; новые формы конт­роля за усвоением знаний.

Самостоятельная учебная работа студентов. Учебная деятельность студентов рассчитана на большую степень самостоятельности. Время на такую работу предусмотрено Государственными образовательными стан­дартами и заложено непосредственно в учебный план по каждой дис­циплине, причем количество часов аудиторной и самостоятельной ра­боты одинаково. Таким образом, студенты должны заниматься самосто­ятельной работой наравне с аудиторной. Время, отведенное учебными планами на самостоятельную работу, предполагает углубленное знаком­ство с текущим учебным материалом, с литературой по предмету, реко­мендуемой преподавателями, конспектирование первоисточников, вы­полнение домашних заданий. Для самостоятельной работы преподава­телями могут быть установлены специальные формы ее контроля: проверка конспектов, словарей, контрольные и самостоятельные рабо­ты на семинарах, коллоквиумы, собеседования по отдельным темам, подготовка рефератов и сообщений, выполнение тестовых заданий. В не­которых случаях контроль самостоятельного изучения материала сту­дентами происходит за счет вынесения соответствующих вопросов на экзамены и зачеты.

Большой объем самостоятельной работы, которая проходит во вне­аудиторное время, предъявляет значительные требования к самоорга­низации жизнедеятельности студентов. Студенты должны овладеть ра­циональными приемами научной организации умственного труда, уме­ниями библиографического поиска, чтения, конспектирования и реферирования научной литературы. В последнее время в их состав вклю­чаются также умения использования в учебной работе новых информа­ционных технологий: обязательная компьютерная грамотность на уровне пользователя, умения поиска информации в базах данных, умения де­лать математические расчеты, графические построения с помощью ком­пьютера.

19 стр., 9133 слов

I. Виды и структура научно-исследовательских работ студентов в вузе

... исследовательских работ студентов в вузе Виды научно-исследовательских работ студентов в вузе Основные виды учебно-исследовательских, научно исследовательских работ студентов в вузе: 1. Учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными ... статьи см. Приложение 17). Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки уровня усвоенных знаний, уровня самостоятельности, понимания сущности изучаемых ...

Подробную информацию о приемах научной организации ум­ственного труда и обобщенных способах учебно-исследовательской деятельности рассмотрим на след. занятии.

Новые формы учебных занятий. Обучение в вузе предусматривает сле­дующие формы учебных занятий: лекция, семинарское практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, контрольная работа, кол­локвиум. Кроме того, в обучении применяются также различные виды практик и учебная научно-исследовательская работа (выполнение кур­совых и дипломных работ).

Данные формы учебных занятий для боль­шинства вчерашних школьников совершенно незнакомы и требуют специального освоения.

Лекция— ведущий метод сообщения новых знаний в вузе. Лекции предназначены для устного систематического из­ложения преподавателем материала по новой теме изучаемой дисципли­ны. Они проводятся для всех групп курса или, если число групп велико, для отдельного потока. В лекциях дается целостное представление об учеб­ном предмете, его методологических и концептуальных основах. Содер­жание и план лекции определяются ведущим преподавателем. Они долж­ны соответствовать Государственному образовательному стандарту и учеб­ной программе по преподаваемой дисциплине. Преподаватель может рассматривать на лекции наиболее сложные разделы курса, вынося опре­деленные темы на самостоятельное изучение. Кроме того, чтение курса может иметь авторский характер, когда на лекциях излагаются лишь наи­более важные проблемы какого-либо учебного предмета, а значительная часть времени отводится авторским разработкам, освещению авторских исследований в данной области. В некоторых случаях дается авторская интерпретация излагаемого предмета, слушатели знакомятся с новыми подходами в понимании изучаемой дисциплины.

Во многих случаях лекция служит основным источником информа­ции по какому-либо новому разрабатываемому курсу, посвященному новейшим исследованиям в какой-либо области. Поэтому студентам необходимо освоить умения слушания и конспектирования лекций, что­бы как можно полнее отразить их содержание.

Для успешного усвоения лекционного курса студенту желательно познакомиться с его программой, с требованиями Госстандарта подан­ной дисциплине, с рекомендуемой по курсу литературой. Все эти доку­менты имеются в деканатах, на ведущих кафедрах, в библиотеках вуза ифакультетов. Обычно к лекции не требуется специальной подготовки студентов, но в некоторых случаях преподаватель дает задание повто­рить ранее пройденные темы, иногда практикуется предварительное конспектирование какого-либо раздела учебного пособия, определен­ного источника по теме, которая будет изучаться.

Семинарское практическое занятие— форма вузовской учебной работы, предполагающая обсуждение наиболее важных разделов изучаемой дисциплины для углубления и закрепления теоретических знаний. Семинарское занятие проводится, как правило, для одной учебной группы. Тематика семинаров обычно разрабатывается пре­подавателем, читающим лекции (хотя семинары проводит не обязательно лектор), она должна соответствовать программе лекционного курса. Се­минарское занятие предназначено для углубленной проработки темы и контроля за ее усвоением. Поэтому в ходе семинарских практических за­нятий применяются такие формы работы, как заслушивание докладов, сообщений по отдельным вопросам; развернутая беседа по плану, заранее сообщаемому студентам; проведение опросов и контрольных работ. Мо­гут применяться такие активные методы обучения, как деловые игры, груп­повые дискуссии, тренинги. Преподаватель проводит конструктивный анализ выступлений студентов и хода обсуждения, выделяет сложные для понимания проблемы, разъясняет непонятые вопросы. Подготовленность студентов к семинарским занятиям определяется по степени владения тео­ретическим материалом, умению выделять главное, делать логически обо­снованные выводы, приводить собственные примеры для доказательства изучаемых теоретических положений.

11 стр., 5213 слов

Сравнительная характеристика тревожности у студентов первых и выпускных курсов

... взрослую жизнь. Таким образом, цель написания курсовой работы - дать сравнительную характеристику тревожности у студентов первых и выпускных курсов. Объект исследования - тревожность как нарушение ... в подростковом и юношеском возрасте; · изучить уровень тревожности у студентов первых и выпускных курсов, интерпретировать полученные данные; · разработать психолого-педагогические рекомендации по ...

Лабораторное занятие— форма учебной работы, направленная на овладение практическими навыками, метода­ми и методиками исследования какой-либо проблемы. На них студенты приобретают умения и навыки, необходимые им в учебной работе и в будущей профессиональной деятельности. Тематика лабораторных ра­бот также соответствует программе изучаемой дисциплины, охватывает ее основные разделы. Подготовленность студентов к таким занятиям может специально оцениваться преподавателем в виде сдачи допуска к лабораторной работе, предусматривает знание теоретического материа­ла и конкретной методики проведения лабораторного исследования, способов работы с приборами и необходимой аппаратурой. Успешность прохождения изучаемого курса на лабораторных занятиях может оце­ниваться после сдачи студентами отчетов по отдельным темам.

Контрольная работа — форма учебной работы, имеющая разное со­держание для студентов дневного и заочного отделения вуза. Для сту­дентов дневного отделения контрольная работа проводится в качествесредства текущего контроля знаний, она может быть дана преподавате­лем на семинарском или лабораторном занятии. Для студентов заочно­го отделения контрольные работы представляют собой отдельные спе­циальные задания по базовым дисциплинам, которые представляются на кафедру в виде развернутого реферата или отчета. Контрольные ра­боты такого рода выполняются в межсессионный период, на основе кон­сультаций с преподавателями. Во время сессии их выполнение завер­шается собеседованием с преподавателем (защитой), по итогам которо­го происходит дифференцированный (с выставлением отметки) зачет по контрольной работе.

Коллоквиум— форма учеб­ной работы, которая проводится, как правило, во внеаудиторное время и представляет собой собеседование преподавателя с группой (подгруп­пой) студентов по отдельным темам курса или первоисточникам, из чис­ла рекомендованной по курсу литературы.

Консультация— вид занятий со студентами, во время которого они могут задать преподавателю интересующие их вопросы по изучаемой дисциплине, получить разъяснения сложных тем и необходимые рекомендации по их изложению. Консультации проводятся перед итоговыми зачетами и экзаменами. Кроме того, в форме консультаций проходит работа сту­дентов и преподавателей над курсовыми и дипломными проектами, ра­бота аспирантов с научными руководителями.

7 стр., 3483 слов

Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной ...

... взаимосвязи смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной деятельности: метод ранговой корреляции Спирмена. Эмпирическая база. В исследовании принимали участие 40 студентов первого-второго курса в возрасте 17 ... Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой ...

Практика— особая фор­ма внеаудиторной учебной работы, во время которой студенты овладе­вают прикладными аспектами будущей профессиональной деятельнос­ти, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика проводится в различных профильных учреждениях для ознакомления со спецификой деятельности психолога на рабочем мес­те, при совместном руководстве работой студентов как представителей вуза, так и опытных специалистов-профессионалов данного учрежде­ния. При переходе от младших курсов к старшим усложняется содержа­ние практики, студенты выполняют более ответственные и творческие задания, увеличивается также и продолжительность практики.

Курсовые работы— это самостоятельные научные исследования, посвященные какой-либо конкретной теме. В отличие от других науч­ных работ они обычно не велики по объему, выполняются студентами начиная со второго года обучения в вузе. Курсовые работы, посвящен­ные на протяжении ряда лет одной проблеме и подготовленные на вы­соком качественном уровне, служат хорошей основой для выполнения студентом дипломной работы.

Дипломные работы (выпускные ква­лификационные работы) — самостоятельные научно-методические ис­следования, выполняемые выпускниками вузов под руководством на­учного руководителя. Они должны представлять уровень полученной квалификации в области теоретических знаний и прикладных навыков и умений. Во многих случаях дипломная работа служит основой для бу­дущих научных исследований выпускника вуза. Хрестоматийным при­мером значимости подготовки дипломной работы для психологов мо­жет служить знаменитое исследование Б. В. Зейгарник об эффекте не­законченного действия, выполненное ею в дипломной работе и ставшее классикой психологического знания.

Выполнение студентами курсовых и дипломных работ в вузе пре­дусмотрено учебными планами и направлено на овладение навыками научно-исследовательской деятельности, теоретическими и эксперимен­тальными методами обработки и анализа научной информации. Дан­ные формы учебной работы служат также для расширения, обобщения и систематизации знаний, профессионального кругозора, получения высокого уровня профессиональной квалификации.

Общее руководство и помощь в этом виде деятельности оказывает специально назначенный научный руководитель. Руководство осуще­ствляется, как правило, преподавателями факультета или отделения, на котором учится студент. В некоторых случаях руководство курсовыми и дипломными работами может быть поручено преподавателям других факультетов и вузов, специалистам-практикам. Научный руководитель проводит консультации по всем разделам и этапам подготовки курсо­вой или дипломной работы и контролирует ход ее выполнения. Он так­же направляет самостоятельную работу студента по подготовке иссле­дования, осуществляет рекомендации по композиции научной работы, формулировке научно-методического аппарата, анализу литературных источников, высказывает мнение по поводу подобранных для экспери­ментальной части методических материалов. После завершения работы научный руководитель оценивает ее качество и решает вопрос о допуске к защите. Защита дипломной работы происходит на заседании Государ­ственной аттестационной комиссии по определенному регламенту, под­чиняется специальным требованиям. Процедура защиты курсовой ра­боты заключается в следующем: автор работы выступает с докладом, в ко­тором отражены содержание и основные результаты исследования, на открытом заседании при участии других преподавателей и студентов. Научный руководитель дает общую характеристику работы студента. Рецензент оценивает работу со стороны квалификационных требова­нии к ней. Затем происходит обсуждение работы, во время которого автор отвечает на возникшие вопросы, дает дополнительные пояснения. После этого Государственная аттестационная комиссия на закрытом за­седании обсуждает отметку, которую заслуживает дипломная работа.

Тема 1 и 2 — Стр 2

Все новые для первокурсников формы учебных занятий в вузе тре­буют специального освоения, добросовестного отношения к учебной деятельности со стороны студентов.

Новые формы контроля за усвоением знаний также составляют важ­ную особенность учебной деятельности в вузе. Основной формой ву­зовского контроля качества знаний являются экзамены и зачеты, кото­рые проводятся по окончании каждого семестра. Кроме того, в середи­не семестра вузом может быть проведена промежуточная аттестация, во время которой преподаватели выставляют отметки по итогам работы студентов на семинарских и лабораторных занятиях.

Текущий контроль усвоения знаний(опросы на семинарах, конт­рольные работы, выполнение тестовых заданий) применяется не столь часто, как во время школьного обучения, и не направлен непосредствен­но на выставление итоговых отметок, хотя его данные могут использо­ваться для аттестации студентов в течение семестра, принимаются во внимание преподавателем во время сессии. Текущий контроль служит информацией для студентов об их продвижении в усвоении учебного материала, побуждает к систематической самостоятельной работе. Из­менение форм контроля усвоения знаний и времени их проведения иног­да создает у вчерашних школьников иллюзию отсутствия контроля, что может привести к снижению у них систематичности в учебной работе и появлению пробелов в знаниях.

Экзамены и зачетыв вузах проводятся в соответствии с расписани­ем сессии, утверждаемым деканом факультета, по специально подготов­ленным преподавателями вопросам и утвержденным кафедрами факуль­тета билетам, соответствующим содержанию программы учебной дис­циплины. Экзаменационная сессия проводится в вузах два раза в течение учебного года — в конце первого и второго семестров. Знания студентов на зачете определяются отметками «зачтено» и «не зачтено»; на экзаме­не — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворитель­но». Полученная отметка заносится в зачетную книжку студента (кроме отметок «не зачтено» и «неудовлетворительно», которые должны быть пересданы) и в ведомость группы. В ведомость, которая сдается в дека­нат и хранится там, преподаватель выставляет все полученные студен­тами отметки, в том числе и «не зачтено», и «неудовлетворительно».

Успеваемость студентов имеет большое значение не только во время обучения в вузе (высокие отметки дают право на повышение стипен­дии, социальные льготы).

Все основные отметки, полученные за годыобучения, вносятся в специальное приложение к диплому («вкладыш») и могут сыграть свою роль при поиске рабочего места после окончания вуза, при рекомендации выпускника для поступления в аспирантуру.