уровень готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению.

Содержание

Введение 3

Глава I Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения в психологии и педагогике 4

1.1 Проблема становления профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе 4

1.2 Сущность понятий «профессиональное самоопределение» и «готовность к профессиональному самоопределению» 11

1.3 Возраст студентов. Особенности и трудности возраста. Методы и средства развития профессионального самоопределения у студентов ВУЗа 29

Выводы по I главе 43

Глава II Эмпирическое исследование уровня готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению 45

2.1 Методики исследования профессионального самоопределения у студентов ВУЗа 45

2.2 Анализ и обработка результатов исследования 50

Выводы по II главе 56

Заключение 57

Список литературы 58

Приложение 1 63

Приложение 2 64

Введение

В условиях экономической нестабильности российского общества как никогда возрастает потребность общества в высокопрофессиональных, социально активных людях. Поэтому чрезвычайно актуальна проблема профессионального самоопределения личности, как наиболее значимого компонента профессионального развития. Учитывая все большую коммерциализацию высшего профессионального образования, особенно остро звучит проблема профессионального самоопределения молодого человека, уже поступившего в высшее учебное заведение и выбравшего определенную специальность.

Цель исследования: определить уровень готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению.

Объект исследования — личностные особенности студентов.

Предмет исследования — готовность студентов ВУЗа к профессио-нальному самоопределению.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы профессионального самоопределения в зарубежной и отечественной психологии и педагогике.

2. Выявить сущность понятия профессионального самоопределения у студентов ВУЗа (психологического и юридического факультетов Челябинского государственного университета и определить уровень его готовности.

4 стр., 1868 слов

Профессиональное самосознание студентов педагогического вуза

... профессиональное самоопределение студентов. Все это делает не только возможной, но и необходимой специальную работу по управлению процессом профессионального самосознания студента, формирования его профессиональной Я-концепции. Количество исследований ...

3. Рассмотреть методы и средства развития профессионального самоопределения студентов ВУЗа.

4. Эмпирическое исследование уровня готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению.

Методы: опросник Н.А. Мажаровой, опросник Дж. Голланда.

Практическая значимость: полученные в настоящем исследовании данные могут быть использованы для разработки и совершенствования научно обоснованных методов профессионального самоопределения студентов ВУЗа.

База исследования: Челябинский государственный университет.

Глава I Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения в психологии и педагогике

1.1 Проблема становления профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе

Проблема профессионального самоопределения и его становления су-ществует в отечественной и зарубежной психологии и педагогике давно и является предметом многочисленных исследователей.

В нашей стране изучением проблем профессионального самоопределения занимались и занимаются К.А. Абульханова-Славская, Е.М. Борисова, В.В. Вершинина, С.Г. Вершловский, Е.И. Головаха, К.М. Гуревич, Л.А. Головей, И.В. Дубровина, Г. Е. Залесский, Е.А. Климов, Е.Г. Королева, С.П. Крягжде, В.Ф. Курлов, О.Е. Лебедев, Л.К. Маркова, Л.М. Митина, А.П. Надточий, Н.И. Неупокоева, А.М. Осьминина, Н.Ю. Пахомова, О.О. Петрова, Н.С. Пряжников, М.Б. Романовская, Э.Р. Саитбаева, В.Ф. Сафин, Е.В. Токарева, В.В. Тумалев, Н.С. Чистякова и др.

В зарубежной психологии различным аспектам профессионального самоопределения посвящены работы Б. Ливехуда; И. Бриггс-Майерс, Дж. Голланда, Д. Сьюпера, Фукуямы, А. Маслоу, Э. Эриксона, Д. Сьюпера и др.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его теории близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» [6, С. 103]. По К. Роджерсу, в основе стремления к самоактуализации, самовыражения своих возможностей и способностей, раскрытия потенций к творчеству лежит гуманистическая потребность приносить людям добро.

По В. Франклу, самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию», способность выходить за рамки самого себя, находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

13 стр., 6111 слов

Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности

Череповецкий Государственный Университет Институт Педагогики и Психологии Кафедра психологии. Курсовая работа Тема: «Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности». Выполнил: Студент группы 4 ПО-22 Слизнёв Д.И. Проверил: К.П.С.Н, доцент Сборцева Т.В. Череповец 2005 год. -2- Содержание: Введение. стр. 3 - 5 Глава Й Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального ...

Д. Сьюпер рассматривает выбор профессии как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) — как постоянно чередующиеся выборы. В зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает множественный профессиональный выбор [21]. Особое внимание Д. Сьюпер уделяет понятию профессиональной зрелости, уровень которой определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора [39].

По мнению И. Майерс-Бриггс, Дж. Холанда и ряда других авторов процесс профессионального развития ограничивается, во-первых, определением личностного типа индивида; во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующей данному типу. Д. Холланд дополняет это еще и выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной среды, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Он приводит описания типов, понимаемых как комплексные ориентации личности: реалистическая, интеллектуальная, социальная, конвенциональная, предпринимательская и ориентация на искусство [9].

Д.А. Леонтьев [14] предложил классификацию актов выбора на основании двух признаков: даны ли субъекту а) все возможные альтернативы и б) критерии для их сравнения. Выбор при наличии как альтернатив, так и критериев для их сравнения обозначается как прос…

Список литературы

1. Вершловский, С. Г. Проблемы профессионального самоопределения [текст] / С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина // Вестник ОИРШ. — № 38. — СПб, 2005.

2. Вишневский, Ю. Р. Социология молодежи [текст]: учебник / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТИ-УПИ, 2006.

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права» Кафедра социогуманитарных наук УТВЕРЖДАЮ Декан факультета И.О. Фамилия « » __________ 20___ г. Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» Профиль подготовки Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Заочная Трудоёмкость учебной дисциплины 5 зачётных единиц Барнаул 2013 г. 1. Цели ...

3. Галиахметова, Р. Н. Формирование нравственной культуры студентов [текст] / Р. Н. Галиахметова. — Казань: КГТУ, 2009. — 396 с.

4. Глазкова, И. Г. Ценностные ориентации в образовательном поведении и образе жизни современных российских и американских студентов [текст] / И. Г. Глазкова // Вестник Челябинского государственного уни-верситета. Философия. Социология. Культурология. — 2009, № 11 (149).

— С. 21−27.

5. Ефимова, Т. Е. Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределении: дис. … канд. пед. наук [текст] / Т. Е. Ефимова. — Челябинск: Экспресс-печать, 2003. — 186 с.

6. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [текст] / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический Проект, 2008. — 336 с.

7. Климов, Е. А. Психология профессионала [текст] / Е. А. Климов. — М.-Воронеж.: Модэк, 2004. — 400 с.

8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.

9. Кондаков, И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития [текст] / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. — 1989. № 5. — С. 158−164.

10. Крягжде, С. П. Управление формированием профессиональных интересов [текст] / С.П. Крягжде // Вопросы психологии. — 1985, № 3. — С. 23−30.

11. Курлов, В. Ф. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х [текст] / В. Ф. Курлов, В. В. Тумалев / Под ред. Е. Э. Смирновой. — СПб.: Изд-во ГУПМ, 2005. — 224 с.

12. Кутугина, В. И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях [текст] / В. И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1 — С. 51−53.

13. Лезова, Л. В. Тренинг как метод активизации профессионального самоопределения студентов [текст] / Л. В. Лезова // Профориентация, профессиональная карьера и рынок труда в новых социально-экономических условиях. Тезисы научно-практической конференции. — СПб.: РГПУ, 2001. — С. 47−48.

10 стр., 4901 слов

Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности

Реферат по курсу "Юридическая психология" по теме: "Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности" Содержание Введение 1. Структура и содержание Конституции России 2. Функции Конституции Российской Федерации 3. Основные черты Конституции России 4. Роль психологического изучения личности на предварительном следствии Заключение Список литература Введение Построение модели ...

14. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [текст] / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 57−66.

15. Лисаускене, М. Поколение Next — прагматичные перфекционисты или романтики потребления [текст] / М. Лисаускене // Социологические ис-следования. — 2006. — № 4. — С. 111−115.

16. Лисицын М.К., Мальцева Л.В. Модель готовности старшеклассников общеобразвательных учреждений к выбору профессии // Теории и практики профориентационной работы в современных условиях: тезисы докладов и выступлений региональной научно-практической конференции. — Челябинск, 2001. — С. 29−32.

17. Лисовский, В. Т. Социология молодежи [текст]: учебник / В. Т. Лисов-ский. — СПб.: СПбГУ, 2009. — 400 с.

18. Мажарова, Н.А. Образовательная программа как средство профессио-нального самоопределения студентов: автореф. дис. … канд. пед. Наук [текст] / Н. А. Мажарова. — Оренбург: Экспресс-печать, 2005. — 24 с.

19. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую профессию [текст] / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.

20. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [текст] / Л.М. Митина // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28−30.

21. Михайлов, И. В. Анализ проблемы профессиональной зрелости в работах Д.Е. Сьюпера [текст] / И. В. Михайлов // Профессиональное образование, 2001, № 2. — С. 111−120.

22. Николаев, Г. А. Современное студенчество: реалии и перспективы [текст] / Г. А. Николаев // Студенчество: Диалоги о воспитании. — 2009. — № 3 (45).

6 стр., 2569 слов

Личность и ее категории. Деятельность. Структура деятельности. Психология малых групп и коллективов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу "Психология" по теме: "Личность и ее категории. Деятельность. Структура деятельности. Психология малых групп и коллективов" Вопрос 1. Личность и ее категории Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Структура личности по Аристотелю и Гиппократу: Четыре основных ...

— С. 16−17.

23. Николаев, Г. А. Психология и социология современного студенчества [текст] / Г. А. Николаев. — Томск, 2010. — 392 с.

24. Педагогический энциклопедический словарь [текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Дрофа; Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.

25. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менедж-мента [текст] / ред.-состав. Н.В. Самоукина. — СПб.: Изд-во СПб. Уни-верситета, 2001. — 415 с.

26. Пряжникова, Е. Ю. Поучительная истории о развитии профессионального самоопределения в России [текст] / Е. Ю. Пряжникова // Школьный психолог. — 2000, № 24 (120).

— С. 14−15.

27. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [текст] / Н. С. Пряжников. — М.: Вако, 2005. — 288 с.

28. Пряжникова, Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства [текст] / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — М.: Академия, 2001. — 330 с.

29. Психологический словарь [текст] / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запо-рожца, Б.Ф. Ломова и др. — М., 2003.

30. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [текст] / ред.-состав. Н.В. Самоукина. — СПб.: Изд-во СПб. Университета, 1991. -151с.

31. Психологическое сопровождение выбора профессии [текст] / состав. И.В. Михайлов. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 184 с.

32. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки [текст] / Г. В. Резапкина. — М.: Генезис, 2010. — 208 с.

33. Рудакова, О. В. Студенчество современной России и его приоритеты в сфере образования [текст] / О. В. Рудакова. — Курск: Курский гос. пед. университет, 2009. — 196 с.

6 стр., 2858 слов

Рекламный текст и психология речевого воздействия

Содержание Введение Пролог. Могущество слова: Имеют они вес там, слов мало где Глава 1. Риторические типы речевой стратегии и тактика обеспеч речевую гамму 1.1. Методологические и теоретические проблемы области воздействия 1.2. Лингвистические проблемы речевого воздействия и планирования 1.3. Модель речевой тактики как схема планирования речевых действий 1.4. Психология речевого воздействия Глава ...

34. Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [текст] / Н. В. Самоукина. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2000. — 320 с.

35. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности [текст] / Н. В. Самоукина. — СПб.: Питер, 2003. — 224 с.

36. Сизинцев, Ю. А. Особенности социализации современного студенчест-ва: социально-философский анализ [текст] / Ю. А. Сизинцев — Уфа, 2006. — 152 с.

37. Смакотина, Н.Л. Молодежь в современной цивилизации [текст] / Н. Л. Смакотина // Материалы всероссийской научной конференции «Основ-ные проблемы молодежи и концептуализация социально-педагогической помощи в их решении». — М., 2009. — С. 122−141.

38. Соколов, А. В. Современное студенчество: интеллектуально-нравственные дифференциации [текст] / А. В. Соколов // Высшее обра-зование сегодня. — 2007. — № 1. — С. 56−62.

39. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессио-нальной ориентации [текст] / А. П. Чернявская. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 96 с.

40. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение [текст] / С. Н. Чистякова / Вестник высшей школы. № 4. 2003.

41. Чистякова, С. Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи [текст] / С. Н. Чистякова // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. — Омск, 1993.

42. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [текст] / В.Д. Шадриков. — М.: ЛОГОС, 1996. — 320 с.

43. Шамионов, Р. М. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [текст] / Р. М. Шамионов, А. Р. Тугушева // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Акмеология образования. — 2006. — Т. 12. — С. 75−79.

44. Шапарь, В. Б. Тренинг ведущих видов деятельности личности [текст] / В. Б. Шапарь, А. С. Куфлиевский, О. А. Назаров, С.Ю. Лебедева. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. — 368 с.