Условия развития внимания обучающихся в учебной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………….…………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ……………………………………5

1.1 Что такое внимание………………………………………………………….5

1.2 Внимание и личность…..………………………………………………….7

1.3 Виды внимания……….…………………………………………………….8

1.4 Основные свойства внимания…………………………………………….11

1.5 Особенности внимания младших школьников.………………………….16

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..……20

2.1 Внимание шестилетнего ребенка………………………………………..20

2.2 Свойства внимания детей шестилетнего возраста…………………….24

Заключение…………………………………………………………………..27

Список литературы……………………….…………………………………..30

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

XX и XXI век — это промежуток не только смены поколения, но и период смены системы образования и воспитания. В каждой стране развивается своя концепция образования. В обществе рождаются новые приоритеты, принцип, на которых базируется образование и воспитание нового поколения. Дети XXI века заставляют на себя взглянуть по-новому, следовательно, должен быть новый подход и в самой системе образовательного процесса. Перед педагогикой нового поколения стоит ряд задач, которые послужат развитию и становлению конкурентоспособной личности человека, новых совершенных человеческих качеств, нравственных ценностей.

Наша духовная жизнь имеет ряд особенностей, то, что мы находимся очень часто под определенными впечатлениями, но, к сожалению, человек замечает лишь их маленькую часть. Эти впечатления фиксируются нашим вниманием, они возникают в нашей памяти в виде различных образов, заставляют нас думать.

Человек даже, когда спит, он наделен тем, что может слышать, чувствовать, а в период бодрствования видит, с кем-то беседует, о чем-то думает, выполнят какую-то работу. Но в то же время сознание человека не в силах охватить одновременно все, что на него может воздействовать. Любая работа человека требует от него определенной сосредоточенности, выявления или выделения объекта или явления.

К.С.Станиславский указывал, что внимание может требовать естественную потребность что-то сделать с каким-либо объектом, но в, то, же время и сосредотачивать внимание на нем, взаимно переплетаясь, имея при этом крепкую связь с объектом или предметом.

Что же собой представляет один из познавательных процессов человека, которому психологи дали термин внимание и исследуют на протяжении долгого времени. В чем заключается работа учителя с младшими школьниками, какие трудности он может встретить на своем пути, как можно развивать внимание — это основные вопросы данной работы.

9 стр., 4090 слов

Особенности образования детей с детским церебральным параличом

... особенности образования детей с ДЦП. Объект исследования: образования детей с ДЦП. Предмет исследования: дошкольные и школьные системы образования детей с ДЦП. Задачи: раскрыть понятие ДЦП и ее основные ... формы; выделить причины возникновения ДЦП; охарактеризовать особенности детей с заболевания ДЦП; изучить основные направления коррекционной работы с детьми ДЦП. ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ...

Проблема внимания у детей младшего школьного возраста наиболее актуальна. Очень часто учитель дает характеристику детям «невнимателен», «несобран», «отвлекается». Такая характеристика детей встречается в период 6-7 лет, т.е. на первом году обучения. В чем же причина? В данном возрасте внимание детей очень слабо развито, организовано, имеет недостаточный объем, плохо умеет ребенок его распределять. Все это легко объяснить недостаточной зрелостью его нейрофизиологических механизмов, которые отвечают за процессы внимания.

В течение всего младшего школьного возраста происходят большие изменения в развитии внимания, можно отметить в этот период его развитие, увеличение объема, повышается устойчивость внимания, школьники этого возраста начинают развивать навыки распределения и переключения внимания. К возрасту 9-10 лет ребенок может довольно долго выполнять поставленную перед ним задачу.

Учитывая вышесказанное необходимо определить цель работы.

Целью данной курсовой работы стало изучение внимания у младшего школьного возраста, а так же штудирование психолого-педагогической литературы по данному вопросу.

Из поставленной цели определены следующие задачи:

1. Анализ научной литературы по теме исследование, представление характеристики процессу внимания.

2. Рассмотреть виды, особенности внимания, свойства у детей младшего школьного возраста.

3. Подборка ряда упражнений, заданий для развития внимания у учащихся младшего школьного возраста.

Объект исследования — развитие внимания у младших школьников.

Предмет исследования- дети младшего школьного возраста.

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ

1.1 Что такое внимание

Внимание — сосредоточенность и направленность сознания на определенном объекте. Объектом внимания могут быть: предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой внутренний мир.

Внимание не самостоятельная психическая функция. Внимание — особая форма психической активности человека, которая входит как компонент во все виды психических процессов. Внимание — характеристика психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения. Восприятие — это, когда человек вслушивается, рассматривается или пытается различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах. Мышление — это, когда человек решает определенную задачу. Память — это, когда мы что-то определенное пытаемся запомнить или вспоминаем. Воображения — это, когда что-то отчетливо можно представить себе. Тем самым, внимание является способностью выбирать самое важное, сосредотачивать на нем свое мышление, припоминание, воображение, восприятие и многое другое.

П.Я. Гальперин отмечал следующие особенности внимания: внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как настроенность, сосредоточенность и направленность любой психической деятельности; внимание не имеет своего отдельного специфического продукта. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно касается.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это необычайно сложная дея­тельность, которой ... учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, лич­ностных образований и произвольного поведения. § 3. Развитие психических функций Доминирующей функцией в младшем школьном возра ...

У школьника всегда будут пробелы в знаниях, в том случае, если внимание у него слабо развито, если ребенок часто бывает, невнимателен и рассеян на учебных занятиях. Внимание в большей степени определяет ход и результат учебной деятельности школьника.

Психологи различают два вида внимания: внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее — на собственные мысли, чувства и переживания.

За данным познавательным процессом можно увидеть: потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Готовность к действию показывается направленность внимания. Сосредоточенность внимания предполагает полноту, ясность, глубину отображения в сознании объектов, с которыми взаимодействует субъект.

Необходимым условием качественного выполнения любой деятельности является внимание, которое в свою очередь выполняет функцию контроля, особенно важным при любом обучении в случае, когда человек сталкивается с новыми объектами, знаниями, явлениями.

Ориентировочно-исследовательские рефлексы — физиологическая основа внимания, данные рефлексы вызываются раздражителями или неожиданными изменениями среды. И.П.Павлов называл эти рефлексы рефлексами «что такое?», из его слов следует, что ежеминутно всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет… соответствующими органами чувств.

В определенных участках коры больших полушарий мозга, подвергающихся воздействию новым раздражителям, создается большой, сильный и устойчивый очаг возбуждения. Наличие преобладающего очага возбуждения в коре головного мозга, дает нам понять, какую степень сосредоточенности имеет человек на определенном предмете или явлении, в случае, когда посторонние раздражители не могут вызывать отвлечение внимания. Из чего следует, что они остаются незамеченными.

К.Д.Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «… внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». 1

1.2 Внимание и личность

Развитие внимания происходит постепенно, на определенном этапе своего становления является свойством личности, постоянной особенностью, которая в дальнейшем называется внимательностью. Что собой представляется внимательный человек? Это человек, который наблюдателен, он достаточно точно и в полном объеме воспринимает окружающую среду, все, что находится рядом, в том числе учебная и трудовая деятельность будет проходить с большим успехом, чем у человека, не имеющего данного свойства.

Нельзя назвать внимательность человека, проявляющуюся только в познании мира и выполнении определенных действий, но и в отношении с другими людьми. Способность улавливания малейших нюансов, человеческих чувств, желаний, понимание и сопереживание другому человеку, чуткость, отзывчивость, умение учитывать все в своих поступках и общении с людьми отличают внимательного человека от невнимательного. Это говорит о достаточно высоком уровне развития личности.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это необычайно сложная дея­тельность, которой ... учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, лич­ностных образований и произвольного поведения. § 3. Развитие психических функций Доминирующей функцией в младшем школьном возра ...

Внутренняя культура и интеллигентность являются внешним проявлением внимания человека к другой личности.

____________

1 Дубровина И.В. и др. психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М., 1999. — С. 145.

Внешнее выражение внимания — это особенность поворота головы, позы, выражение глаз, жесты.

1.3 Виды внимания

Различают следующие виды внимания: непроизвольное внимание и произвольное. Опираясь на Словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой слово «произвольный» означает: 1- ничем не стесняемый, свободный, производимый по собственному желанию; 2- производимый самовольно, по своему смотрению, прихоти, произволу; 3- не вытекающий из чего-либо с необходимостью, неосновательный, лишенный доказательств.1 Следовательно непроизвольный — совершаемый независимо от воли сознания.

Соответственно мы можем сделать ввод, что непроизвольное внимание возникает и происходит само по себе, не прилагая никаких усилий с нашей стороны.

Существует ряд объектов и явлений, которые привлекают к себе непроизвольное внимание. Эти явления, объекты делят на определенные группы:

1-я группа: яркие световые явления: красочная реклама, молния, неожиданно включенный и выключенный свет;

2-я группа: определенные вкусовые ощущения: кислота, незнакомый вкус, горечь;

3-я группа: нечто новое: новая машина соседей, изменившийся сигнал светофора, выражение лица человека, с которым разговаривали и пр.;

4-я группа: ряд определенных предметов и явлений, которые могут вызывать у человека различные эмоции: удивление, восхищение, восторг — музыка, ___________

1 Словарь русского языка в 4 т. под ред. А.П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. — М., 1987. — т.3. — С.490

закат, восход солнца, гроза, но при этом некоторые стороны реальности теряются из поля зрения внимания человека.

Все что на данный момент интересно человеку и важно привлекает его внимание. Например, просмотр интересной киноленты, хроники или какой-либо трансляции, без всяких усилий внимание человека будет направлено на экран. Обычный человек никогда не обращает внимание в лесу на следы животных, в отличие от егеря. В данном случае охотник будет полностью поглощен данным занятием.

На полках книжных магазинов непроизвольное внимание вызовут книги по кулинарии у людей, которые любят готовить, либо работают в сфере питания.

Яркие рекламные щиты будут являться раздражителями непроизвольного внимания. Переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает к себе внимание — это хорошее упражнение для людей осваивающих ораторское искусство, в том числе и педагоги.

Используя речевые приемы на учебных занятиях учитель владеет вниманием детей, тем самым, он невольно заставляет учеников обращать на себя внимание.

8 стр., 3592 слов

Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

... написание сочинений и рефератов. Необходимо ограничивать компьютерное время, отведенное на игры и развлечения. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление О.Г.Левина Двадцатый век обнаружил ... же время прогресс компьютеризации сопровождается формированием еще и такого негативного явления, как привязанность человека к компьютеру, неспособность обойтись без него при решении даже ...

Данный вид внимания может быть вызван и внутренним состоянием человеческого организма. Например, чувство голода и жажды обращает внимание запах пищи, рекламные щиты различных ресторанов, звук кухонной утвари, шум воды.

Все предметы или явления, которые сами завладевают нашим вниманием — являются индикаторами непроизвольного внимания. Но существуют случаи, когда необходимо намеренно переключить свое внимание на другой объект, и тут мы сталкиваемся уже с другим видом — это произвольное или, иначе говоря, преднамеренное внимание, когда необходимо приложить усилия.

Для того, чтобы осуществлять деятельность (учебную, трудовую) необходимо иметь или развивать способность произвольно направлять и поддерживать внимание.

И.В. Дубровина считает, что учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:

— осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;……..