Раздел I. Введение в профессию «психолог»
Занятие1. Обучение студентов в высших учебных заведениях
- Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования
- Особенности учебной деятельности студентов высшей школы.
Литература:
- Кодекс РБ Об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З
- Закон РБ О высшем образовании от 11 июля 2007 г. № 252-З //Национальный реестр правовых актов 19 июля 2007 г. № 171 (№2/1349)
- Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М., 2004. – 464 с.
- Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л.И. Рувинский, В.А. Канн-Калик, Д.М. Гришин и др. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с. (гл IIс. 19 – 36 иIVс. 86 – 102)
- Косаревская Т.Е., Кутькина Р.Р. Легко ли быть студентом? Памятка первокурснику. — Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2000. — 24 с.
- Павлова Т.А. Введение в профессию: Психолог: Уч.пос.для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 136 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 240 с.
Профессиональное психологическое образование в нашей стране можно получить только в высших учебных заведениях, подготовка будущих психологов ведется на факультетах или отделениях психологии вузов. Вне зависимости от своего профиля и направления профессиональной подготовки высшие учебные заведения подчиняются нормативным государственным требованиям, организуют свою работу на основе единой правовой и нормативной базы, обеспечивают единые стандарты содержания и качества обучения студентов. В связи с этим обучение во всех высших учебных заведениях имеет общие черты.
1. Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования
Высшие учебные заведения (вузы)— это образовательные учреждения высшего профессионального образования, готовящие специалистов высшей квалификации.
Высшее учебное заведение (вуз) — это учреждение, обеспечивающее получение высшего образования по одной либо нескольким специальностям одного или нескольких профилей (по закону).
Вопрос профессионализма психолога-консультанта
... странах психологический консультант – это уже профессия, есть образовательные программы, где студенты с первого курса осваивают область ... подход (опора на когнитивные установки); целью является психологическое образование (клиенту передают определённое знание, образцы поведения, ... собственных финансовых возможностей. Лучше всего, если психолога вам посоветуют знакомые или коллеги, которые убедились ...
Функции(предназначение) вузов:
- профессиональная подготовка студентов;
- научно-исследовательская работа;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов.
Основными задачами высшего учебного заведения:
- удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;
- удовлетворение потребностей государства и общества в квалифицированных специалистах и научно-педагогических кадрах с высшим образованием.
Высшее учебное заведение ставит в своей деятельности не только образовательные, но и воспитательные цели, основанные на приоритете общечеловеческих и нравственных ценностей.
Для ведения образовательной деятельности вузы должны пройти в Министерстве образования специальные процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации в соответствии с Законом РБ «О высшем образовании» (11 июля 2007г. № 252-З).
Эти процедуры предусматривают не только полную проверку всех сторон работы высшего учебного заведения, его материально-технической базы, но и независимое тестирование качества полученных студентами знаний.
Высшие учебные заведения подразделяются на следующие типы:
- Классический университет (от лат.universitas– совокупность) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по разным профилям и направлениям образования на двух ступенях высшего образования, подготовку научных работников высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, а также специалистов со средним специальным образованием по отдельным специальностям, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и выполняет функции научно-методического центра по профилям (направлениям образования) осуществляемой подготовки специалистов с высшим образованием.
- Профильный университет (академия, консерватория) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов одного или нескольких профилей на двух ступенях высшего образования, подготовку научных работников высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, а также специалистов со средним специальным образованием по отдельным специальностям, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и выполняет функции научно-методического центра по соответствующему профилю (профилям) подготовки специалистов с высшим образованием.
- Институт (от лат.institutum– установление, учреждение) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по одной или нескольким близким специальностям одного профиля на двух ступенях высшего образования и проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования по соответствующей специальности (специальностям).
- Высший колледж – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов на первой ступени высшего образования по специальностям, интегрированным со специальностями среднего специального образования, и специалистов со средним специальным образованием по специальностям, интегрированным со специальностями высшего образования, а также в соответствии с основным профилем своей образовательной деятельности переподготовку и повышение квалификации специалистов, получивших образование на первой ступени высшего образования, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним специальным образованием.
Высшие учебные заведения, академии и институты постоянно развиваются, открывают новые факультеты, организуют подготовку по новым специальностям, привлекают к работе преподавателей высокой квалификации.
Федеральное агенство по образованию рф государственное образовательное ...
... социально-экономический аспект профессии, содержание деятельности, профессионально-квалификационные требования к специалисту. Содержание фактора "Могу". Этапы и механизмы профессионального самоопределения. Условия ... направлений работы по профориентации в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Сущность, значение и актуальные проблемы профориентационной работы. Объективные и ...
Основные структурные подразделения вуза
Каждый вуз, независимо от его типа, состоит из нескольких, связанных между собой структурных подразделений.
В состав вуза входят такие подразделения:
- ректорат,
- факультеты,
- кафедры,
- административно-хозяйственная часть,
- отдел аспирантуры и докторантуры,
- научно-исследовательские лаборатории,
- библиотека,
- подразделения дополнительного профессионального образования,
- внеучебной и воспитательной работы.
- В вузе может быть также открыт издательский отдел, организовано подготовительное отделение для абитуриентов и другие вспомогательные службы.
Во главе вуза стоит ректор. Он осуществляет непосредственное управление всей деятельностью вуза и является председателем Совета университета. Ректор представляет вуз во всех учреждениях и организациях, руководит всеми сторонами работы вуза несет личную ответственность за реализацию всех функций вуза. Приказы и распоряжения ректора обязательны для всех преподавателей и сотрудников вуза, студентов и аспирантов.
Ректор назначает проректоров — своих заместителей по разным направлениям работы вуза. Как правило, в вузе работают несколько проректоров: по учебной работе, по воспитательной работе, по научной работе, по заочному обучению, по административно-хозяйственной деятельности.
Высшим органом самоуправления высшего учебного заведения является Совет высшего учебного заведения, возглавляемый руководителем высшего учебного заведения. В его состав входят проректоры, деканы, ведущие профессора и доценты, представители общественных организаций и студенчества. Порядок формирования, компетенция и организация деятельности совета высшего учебного заведения определяются Положением о совете высшего учебного заведения, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь, и уставом высшего учебного заведения.
Особенности учебной работы на лекциях техника конспектирования, ...
... учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы). Лекционная форма обучения в вузе, в отличие от средней школы является главной. Именно лекция должна дать студенту ... и случайный эпизод эволюции, а необходимый результат бесконечного развития материи, ее «высший цвет», возникающий «с железной необходимостью», заложенной «в самой природе материи». ...
Основными подразделениями вуза являются факультеты, организованные по направлениям подготовки специалистов, и кафедры, сформированные по отраслям знаний.
Схема подразделений
Факультет— учебно-административное подразделение вуза, осуществляющее подготовку студентов по определенной специальности. Кроме того, факультет координирует и контролирует научно-исследовательскую и учебно-воспитательную деятельность кафедр, обеспечивающих образовательную деятельность данного факультета.
Организация работы факультетов и руководство ими осуществляется Советами факультетов, председателями которых являются деканы.
Деканфакультета непосредственно руководит его деятельностью, организует все формы факультетской работы, несет ответственность за выполнение функций факультета в образовательной и воспитательной деятельности, издает распоряжения и предписания, обязательные для всех преподавателей, сотрудников и студентов факультета.
Как правило, декан выдвигается из числа наиболее квалифицированных и опытных преподавателей факультета и избирается путем тайного голосования Ученым советом факультета и вуза, после чего утверждается в должности ректором вуза.
Кафедра — объединение профессорско-преподавательского состава вуза по одной или нескольким родственным дисциплинам. Данное объединение необходимо для обеспечения качества образовательного процесса, для того, чтобы преподаватели могли оценить научный и методический уровень преподавания своих коллег, содержание преподаваемых дисциплин, все формы учебной работы со студентами, которая ведется по дисциплинам кафедры. Заведующие кафедрами также выбираются из числа авторитетных и квалифицированных преподавателей на заседаниях Ученого совета факультета или вуза тайным голосованием и утверждаются в должности ректором.
Все должности профессорско-преподавательского состава, объединенного кафедрами, также являются выборными. Выборы на должности преподавателей проводятся по конкурсу, объявляемому руководством вуза в периодической печати не менее чем за два месяца до его проведения, к конкурсу допускаются все желающие. Обсуждение и рекомендация претендентов для участия в конкурсе проводятся на кафедрах. Конкурсный отбор претендентов происходит на заседаниях Ученого совета вуза или факультета, решение принимается по результатам тайного голосования. Приведенная система приема преподавателей на работу обеспечивает высокий уровень квалификации педагогических работников вуза, ставит преподавателей перед необходимостью постоянно повышать свой научно-методический уровень в целях соответствия квалификационным требованиям вуза. К таким требованиям относятся методические умения в работе со студентами, проведение научных исследований, участие в практической или научно-прикладной работе, позволяющее преподавателю передавать студентам необходимый профессиональный опыт.
уровень готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению.
... учебное заведение и выбравшего определенную специальность. Цель исследования: определить уровень готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению. Объект исследования – личностные особенности студентов. Предмет исследования – готовность студентов ВУЗа ... к выбору профессии // Теории и практики профориентационной работы в современных условиях: тезисы докладов и выступлений региональной ...
Основными преподавательскими должностямив вузе являются должности ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента и профессора.
Ассистент— младшая преподавательская должность в вузе. Как правило, на нее принимаются молодые специалисты, не имеющие ученой степени и опыта преподавания в вузе. Ассистенты обычно несут учебную нагрузку, связанную с проведением семинарских практических, лабораторных занятий со студентами.
Преподаватель, старший преподаватель — преподавательская должность, занимать которую могут педагогические работники, имеющие значительный опыт, но, как правило, не имеющие ученой степени. Старшие преподаватели проводят все виды учебных занятий, включая чтение лекционных курсов, руководят курсовыми и в некоторых случаях дипломными работами студентов.
Доцент — должность преподавателя высшего учебного заведения, а также ученое звание, необходимое для занятия этой должности. Избрание на должность доцента требует, как правило, наличия ученой степени кандидата наук по соответствующей специальности, определенного стажа преподавательскойработы в вузе. Доценты могут вести все виды занятий в вузе, обычно они несут такую учебную нагрузку, которая требует высокого уровня квалификации: чтение лекций, руководство дипломными работами и магистерскими диссертациями, участие в работе Государственной аттестационной комиссии вуза, принимающей государственные экзамены и оценивающей квалификацию выпускников.
Профессор — высшая преподавательская должность в вузе, а также ученое звание, необходимое для занятия данной должности. Избрание на должность профессора требует, как правило, наличия ученой степени доктора наук по соответствующей специальности, значительного стажа преподавательской работы в вузе, существенных достижений в научно-исследовательской и образовательной деятельности. Профессора несут учебную нагрузку, требующую самого высокого уровня квалификации. Они не только читают лекции по фундаментальным и наиболее актуальным проблемам науки, но и руководят подготовкой аспирантов и докторантов.
Все представители профессорско-преподавательского состава находятся в должности в течение пяти лет, после чего вновь проводится конкурс на право замещения вакантной должности преподавателя вуза.
Внутривузовское управление: профсоюзная организация (деятельность направлена на помощь студентам, улучшение условий их учебы, труда, быта и отдыха).
Студенческое самоуправление.
2. Особенности учебной деятельности студентов высшей школы
Студенческий возраст — возраст не только усвоения профессиональных знаний, но и активного развития личности. В поздней юности, к которой относится студенческий возраст, совершается окончательный переход к взрослости, наполнение прежних качеств личности новым содержанием, формирование социальной зрелости, гражданской позиции. Психологические особенности студенческого возраста состоят в том, что развитие личности студентов происходит в общении, которое имеет огромную субъективную значимость, постоянно конкурирует по продолжительности и интенсивности с учебной деятельностью студентов, и в чем-то даже мешает, препятствует ей. Общение студентов часто происходит внутри молодежных компаний, объединений и группировок, в которых можно найти новых друзей и проявить собственную индивидуальность.
Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха ...
... Целью данной работы является: выяснить, как умение брать на себя ответственность и реализовывать её в учебной деятельности влияет на мотивацию достижения успеха. Объект: студенты. Предмет: ... подходы к проблеме интернальности и мотивации как вероятности достижения успеха студента в учебной деятельности 1.1 Интернальность как психологическая проблема Интернальность - интегральное качество личности ...
Учебная деятельность студентов в вузе начинается с периода адаптации, во время которого происходит преодоление основных трудностей обучения, освоение нового образа жизни, взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями. Приходя в вуз, вчерашние школьники сталкиваются с новыми для них особенностями учебной деятельности, овладение которыми представляет собой главный результат периода адаптации к вузовскому обучению, первого этапа студенческой жизни.
Учебное время в вузе делится на два семестра. Семестр (от лат. зете$1т — шестимесячный) — продолжительность непрерывного периода обучения в вузе, равного половине учебного года. По окончании семестра студентам предоставляются каникулы, разные по продолжительности. Зимние каникулы составляют около двух недель, летние — два месяца. Основные особенности учебной деятельности в высшей школе — это значительная самостоятельность студентов в процессе обучения; новые, по сравнению со школой, формы учебных занятий; новые формы контроля за усвоением знаний.
Самостоятельная учебная работа студентов. Учебная деятельность студентов рассчитана на большую степень самостоятельности. Время на такую работу предусмотрено Государственными образовательными стандартами и заложено непосредственно в учебный план по каждой дисциплине, причем количество часов аудиторной и самостоятельной работы одинаково. Таким образом, студенты должны заниматься самостоятельной работой наравне с аудиторной. Время, отведенное учебными планами на самостоятельную работу, предполагает углубленное знакомство с текущим учебным материалом, с литературой по предмету, рекомендуемой преподавателями, конспектирование первоисточников, выполнение домашних заданий. Для самостоятельной работы преподавателями могут быть установлены специальные формы ее контроля: проверка конспектов, словарей, контрольные и самостоятельные работы на семинарах, коллоквиумы, собеседования по отдельным темам, подготовка рефератов и сообщений, выполнение тестовых заданий. В некоторых случаях контроль самостоятельного изучения материала студентами происходит за счет вынесения соответствующих вопросов на экзамены и зачеты.
Большой объем самостоятельной работы, которая проходит во внеаудиторное время, предъявляет значительные требования к самоорганизации жизнедеятельности студентов. Студенты должны овладеть рациональными приемами научной организации умственного труда, умениями библиографического поиска, чтения, конспектирования и реферирования научной литературы. В последнее время в их состав включаются также умения использования в учебной работе новых информационных технологий: обязательная компьютерная грамотность на уровне пользователя, умения поиска информации в базах данных, умения делать математические расчеты, графические построения с помощью компьютера.
I. Виды и структура научно-исследовательских работ студентов в вузе
... исследовательских работ студентов в вузе Виды научно-исследовательских работ студентов в вузе Основные виды учебно-исследовательских, научно исследовательских работ студентов в вузе: 1. Учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными ... статьи см. Приложение 17). Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки уровня усвоенных знаний, уровня самостоятельности, понимания сущности изучаемых ...
Подробную информацию о приемах научной организации умственного труда и обобщенных способах учебно-исследовательской деятельности рассмотрим на след. занятии.
Новые формы учебных занятий. Обучение в вузе предусматривает следующие формы учебных занятий: лекция, семинарское практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, контрольная работа, коллоквиум. Кроме того, в обучении применяются также различные виды практик и учебная научно-исследовательская работа (выполнение курсовых и дипломных работ).
Данные формы учебных занятий для большинства вчерашних школьников совершенно незнакомы и требуют специального освоения.
Лекция— ведущий метод сообщения новых знаний в вузе. Лекции предназначены для устного систематического изложения преподавателем материала по новой теме изучаемой дисциплины. Они проводятся для всех групп курса или, если число групп велико, для отдельного потока. В лекциях дается целостное представление об учебном предмете, его методологических и концептуальных основах. Содержание и план лекции определяются ведущим преподавателем. Они должны соответствовать Государственному образовательному стандарту и учебной программе по преподаваемой дисциплине. Преподаватель может рассматривать на лекции наиболее сложные разделы курса, вынося определенные темы на самостоятельное изучение. Кроме того, чтение курса может иметь авторский характер, когда на лекциях излагаются лишь наиболее важные проблемы какого-либо учебного предмета, а значительная часть времени отводится авторским разработкам, освещению авторских исследований в данной области. В некоторых случаях дается авторская интерпретация излагаемого предмета, слушатели знакомятся с новыми подходами в понимании изучаемой дисциплины.
Во многих случаях лекция служит основным источником информации по какому-либо новому разрабатываемому курсу, посвященному новейшим исследованиям в какой-либо области. Поэтому студентам необходимо освоить умения слушания и конспектирования лекций, чтобы как можно полнее отразить их содержание.
Для успешного усвоения лекционного курса студенту желательно познакомиться с его программой, с требованиями Госстандарта поданной дисциплине, с рекомендуемой по курсу литературой. Все эти документы имеются в деканатах, на ведущих кафедрах, в библиотеках вуза ифакультетов. Обычно к лекции не требуется специальной подготовки студентов, но в некоторых случаях преподаватель дает задание повторить ранее пройденные темы, иногда практикуется предварительное конспектирование какого-либо раздела учебного пособия, определенного источника по теме, которая будет изучаться.
Семинарское практическое занятие— форма вузовской учебной работы, предполагающая обсуждение наиболее важных разделов изучаемой дисциплины для углубления и закрепления теоретических знаний. Семинарское занятие проводится, как правило, для одной учебной группы. Тематика семинаров обычно разрабатывается преподавателем, читающим лекции (хотя семинары проводит не обязательно лектор), она должна соответствовать программе лекционного курса. Семинарское занятие предназначено для углубленной проработки темы и контроля за ее усвоением. Поэтому в ходе семинарских практических занятий применяются такие формы работы, как заслушивание докладов, сообщений по отдельным вопросам; развернутая беседа по плану, заранее сообщаемому студентам; проведение опросов и контрольных работ. Могут применяться такие активные методы обучения, как деловые игры, групповые дискуссии, тренинги. Преподаватель проводит конструктивный анализ выступлений студентов и хода обсуждения, выделяет сложные для понимания проблемы, разъясняет непонятые вопросы. Подготовленность студентов к семинарским занятиям определяется по степени владения теоретическим материалом, умению выделять главное, делать логически обоснованные выводы, приводить собственные примеры для доказательства изучаемых теоретических положений.
Сравнительная характеристика тревожности у студентов первых и выпускных курсов
... взрослую жизнь. Таким образом, цель написания курсовой работы - дать сравнительную характеристику тревожности у студентов первых и выпускных курсов. Объект исследования - тревожность как нарушение ... в подростковом и юношеском возрасте; · изучить уровень тревожности у студентов первых и выпускных курсов, интерпретировать полученные данные; · разработать психолого-педагогические рекомендации по ...
Лабораторное занятие— форма учебной работы, направленная на овладение практическими навыками, методами и методиками исследования какой-либо проблемы. На них студенты приобретают умения и навыки, необходимые им в учебной работе и в будущей профессиональной деятельности. Тематика лабораторных работ также соответствует программе изучаемой дисциплины, охватывает ее основные разделы. Подготовленность студентов к таким занятиям может специально оцениваться преподавателем в виде сдачи допуска к лабораторной работе, предусматривает знание теоретического материала и конкретной методики проведения лабораторного исследования, способов работы с приборами и необходимой аппаратурой. Успешность прохождения изучаемого курса на лабораторных занятиях может оцениваться после сдачи студентами отчетов по отдельным темам.
Контрольная работа — форма учебной работы, имеющая разное содержание для студентов дневного и заочного отделения вуза. Для студентов дневного отделения контрольная работа проводится в качествесредства текущего контроля знаний, она может быть дана преподавателем на семинарском или лабораторном занятии. Для студентов заочного отделения контрольные работы представляют собой отдельные специальные задания по базовым дисциплинам, которые представляются на кафедру в виде развернутого реферата или отчета. Контрольные работы такого рода выполняются в межсессионный период, на основе консультаций с преподавателями. Во время сессии их выполнение завершается собеседованием с преподавателем (защитой), по итогам которого происходит дифференцированный (с выставлением отметки) зачет по контрольной работе.
Коллоквиум— форма учебной работы, которая проводится, как правило, во внеаудиторное время и представляет собой собеседование преподавателя с группой (подгруппой) студентов по отдельным темам курса или первоисточникам, из числа рекомендованной по курсу литературы.
Консультация— вид занятий со студентами, во время которого они могут задать преподавателю интересующие их вопросы по изучаемой дисциплине, получить разъяснения сложных тем и необходимые рекомендации по их изложению. Консультации проводятся перед итоговыми зачетами и экзаменами. Кроме того, в форме консультаций проходит работа студентов и преподавателей над курсовыми и дипломными проектами, работа аспирантов с научными руководителями.
Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной ...
... взаимосвязи смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной деятельности: метод ранговой корреляции Спирмена. Эмпирическая база. В исследовании принимали участие 40 студентов первого-второго курса в возрасте 17 ... Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой ...
Практика— особая форма внеаудиторной учебной работы, во время которой студенты овладевают прикладными аспектами будущей профессиональной деятельности, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика проводится в различных профильных учреждениях для ознакомления со спецификой деятельности психолога на рабочем месте, при совместном руководстве работой студентов как представителей вуза, так и опытных специалистов-профессионалов данного учреждения. При переходе от младших курсов к старшим усложняется содержание практики, студенты выполняют более ответственные и творческие задания, увеличивается также и продолжительность практики.
Курсовые работы— это самостоятельные научные исследования, посвященные какой-либо конкретной теме. В отличие от других научных работ они обычно не велики по объему, выполняются студентами начиная со второго года обучения в вузе. Курсовые работы, посвященные на протяжении ряда лет одной проблеме и подготовленные на высоком качественном уровне, служат хорошей основой для выполнения студентом дипломной работы.
Дипломные работы (выпускные квалификационные работы) — самостоятельные научно-методические исследования, выполняемые выпускниками вузов под руководством научного руководителя. Они должны представлять уровень полученной квалификации в области теоретических знаний и прикладных навыков и умений. Во многих случаях дипломная работа служит основой для будущих научных исследований выпускника вуза. Хрестоматийным примером значимости подготовки дипломной работы для психологов может служить знаменитое исследование Б. В. Зейгарник об эффекте незаконченного действия, выполненное ею в дипломной работе и ставшее классикой психологического знания.
Выполнение студентами курсовых и дипломных работ в вузе предусмотрено учебными планами и направлено на овладение навыками научно-исследовательской деятельности, теоретическими и экспериментальными методами обработки и анализа научной информации. Данные формы учебной работы служат также для расширения, обобщения и систематизации знаний, профессионального кругозора, получения высокого уровня профессиональной квалификации.
Общее руководство и помощь в этом виде деятельности оказывает специально назначенный научный руководитель. Руководство осуществляется, как правило, преподавателями факультета или отделения, на котором учится студент. В некоторых случаях руководство курсовыми и дипломными работами может быть поручено преподавателям других факультетов и вузов, специалистам-практикам. Научный руководитель проводит консультации по всем разделам и этапам подготовки курсовой или дипломной работы и контролирует ход ее выполнения. Он также направляет самостоятельную работу студента по подготовке исследования, осуществляет рекомендации по композиции научной работы, формулировке научно-методического аппарата, анализу литературных источников, высказывает мнение по поводу подобранных для экспериментальной части методических материалов. После завершения работы научный руководитель оценивает ее качество и решает вопрос о допуске к защите. Защита дипломной работы происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии по определенному регламенту, подчиняется специальным требованиям. Процедура защиты курсовой работы заключается в следующем: автор работы выступает с докладом, в котором отражены содержание и основные результаты исследования, на открытом заседании при участии других преподавателей и студентов. Научный руководитель дает общую характеристику работы студента. Рецензент оценивает работу со стороны квалификационных требовании к ней. Затем происходит обсуждение работы, во время которого автор отвечает на возникшие вопросы, дает дополнительные пояснения. После этого Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает отметку, которую заслуживает дипломная работа.
Тема 1 и 2 — Стр 2
Все новые для первокурсников формы учебных занятий в вузе требуют специального освоения, добросовестного отношения к учебной деятельности со стороны студентов.
Новые формы контроля за усвоением знаний также составляют важную особенность учебной деятельности в вузе. Основной формой вузовского контроля качества знаний являются экзамены и зачеты, которые проводятся по окончании каждого семестра. Кроме того, в середине семестра вузом может быть проведена промежуточная аттестация, во время которой преподаватели выставляют отметки по итогам работы студентов на семинарских и лабораторных занятиях.
Текущий контроль усвоения знаний(опросы на семинарах, контрольные работы, выполнение тестовых заданий) применяется не столь часто, как во время школьного обучения, и не направлен непосредственно на выставление итоговых отметок, хотя его данные могут использоваться для аттестации студентов в течение семестра, принимаются во внимание преподавателем во время сессии. Текущий контроль служит информацией для студентов об их продвижении в усвоении учебного материала, побуждает к систематической самостоятельной работе. Изменение форм контроля усвоения знаний и времени их проведения иногда создает у вчерашних школьников иллюзию отсутствия контроля, что может привести к снижению у них систематичности в учебной работе и появлению пробелов в знаниях.
Экзамены и зачетыв вузах проводятся в соответствии с расписанием сессии, утверждаемым деканом факультета, по специально подготовленным преподавателями вопросам и утвержденным кафедрами факультета билетам, соответствующим содержанию программы учебной дисциплины. Экзаменационная сессия проводится в вузах два раза в течение учебного года — в конце первого и второго семестров. Знания студентов на зачете определяются отметками «зачтено» и «не зачтено»; на экзамене — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Полученная отметка заносится в зачетную книжку студента (кроме отметок «не зачтено» и «неудовлетворительно», которые должны быть пересданы) и в ведомость группы. В ведомость, которая сдается в деканат и хранится там, преподаватель выставляет все полученные студентами отметки, в том числе и «не зачтено», и «неудовлетворительно».
Успеваемость студентов имеет большое значение не только во время обучения в вузе (высокие отметки дают право на повышение стипендии, социальные льготы).
Все основные отметки, полученные за годыобучения, вносятся в специальное приложение к диплому («вкладыш») и могут сыграть свою роль при поиске рабочего места после окончания вуза, при рекомендации выпускника для поступления в аспирантуру.